Общественное достояние: 10 шагов

Уникальная возможность сделать решающий шаг в развитии культуры и науки в России через расширение доступа к культурным ценностям и знаниям, освобождение советского культурного наследия и реформу системы охраны авторского права.

Преподаватель: Иван Засурский, АИИ
Авторские права: общественное достояние

ПрезентацииКультура
Просмотров: 277
Страниц: 22
Дата публикации: 2014-10-16

Ассоциация интернет­издателей Общественное достояние  и авторское право Роль государства и интересы общества в информационную эпоху

Интересы общества • Со времён первого закона об авторском праве (статут королевы Анны, 1710) государственное регулирование предполагает компромисс между интересом общества в распространении информации, знаний и культурных ценностей – с одной стороны, и заботе об интересах авторов – с другой. • Другими определяющими интересами в формировании авторского права изначально были потребность в цензуре и защита бизнеса издателей (механизмы лицензирования). Статут королевы Анны • При этом исторически и содержательно интерес (1710) — первый полноценный закон об общества занимал первое место, защита авторства авторских правах (права атрибуции) – второе, а бизнес – третье.

Злоупотребление и издержки авторского права • Обязательная для всех Бернская конвенция, принятая в XIX веке, устарела. Она не отвечает ни интересам авторов, ни интересам общества, ни интересам нового бизнеса. Но она до сих пор выгодна крупным международным корпорациям и отдельным странам-экспортерам контента. • Корпорации успешно пролоббировали увеличение сроков охраны до 70 лет, а в некоторых странах и больше (95 лет в США для служебных произведений, 99 лет в Мексике, 75 лет в Гондурасе и Кот-д'Ивуар). • Россия уже заявляла о необходимости реформы международного режима охраны авторских прав, однако предложения РФ не были приняты к рассмотрению в G20. Сейчас же у нас есть шанс.

Государственная политика • Общественное достояние – это драгоценное культурное наследие, созданное в СССР и принадлежащее современной России. • Вопрос об общественном достоянии не только правовой, гуманитарный и экономический, но в первую очередь нравственный и политический. • В информационную эпоху главное, что может сделать государство – это взять на себя роль агента по распространению, сохранению и приумножению культурных ценностей, знаний и информации. Роль охраны интересов бизнеса вторична по отношению к этому основному благу. • Особая роль России как наследника и правообладателя СССР – обеспечить широкий и равный доступ бывших граждан Советского Союза к его ценностям безотносительно их статуса

Традиционная индустрия за традиционные бизнес­ модели • Последние законодательные инициативы в России – при понятном желании защищать интеллектуальную собственность – ставят под угрозу свободный доступ к объектам общего культурного наследия, разрушают страну. • Причина – неготовность традиционной индустрии контента работать в современных реалиях, битва за ускользающие доходы при неспособности освоить их новые источники. • Доходы США от авторских прав составляют, по оценкам экспертов, более 168 млрд долларов, что превышает доходы от таких статей как поставка вооружений. В России огромная часть индустрии культуры оплачивается государством. • Антипиратское законодательство создаёт критическую уязвимость для инфраструктуры российской экономики знания и интернет-бизнеса, позволяя легально закрыть практически любой ресурс в любое время, однако для традиционной медиа-индустрии это – «победа».

Общественное достояние = экономический рост • Поддержка и расширение общественного достояния (ОД) не противоречит бизнесу, но создаёт новые возможности для него. • Режим ОД – охрана моральных прав автора и свобода коммерческого использования. Режим свободных лицензий реализован в России вместе с последними изменениями в IV часть ГК. • Гарантия успеха – статистика Книжной палаты о тиражах книг. Тиражи только за 2014 год: Пушкин (524 тыс. экз.), Достоевский (395 тыс. экз.), Толстой (353 тыс. экз.). • Введение в экономический оборот произведений, выпавших из него, увеличивает капитализацию индустрии, ВВП и обеспечивает новые рабочие места, расширяет информационную экономику. • Напротив, избыточная защита произведений фактически выводит их и из коммерческого, и из социального оборота, и таким образом вычеркивает произведение из коллективной памяти.

Статистика Amazon о переизданиях: на чём  зарабатывают издатели Книги генерируют больше прибыли, когда переходят в общественное достояние. На диаграмме – число НОВЫХ переизданий книг в зависимости от ДАТЫ СОЗДАНИЯ. Для справки – книги, изданные до 1923 года, в США находятся в общественном достоянии http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2290181

Выход есть • Государство должно заботиться не только о защите авторских прав, но и о доступности общественного достояния для всех своих граждан. • Верховный Совет РФ в 1993 году, в процессе принятия «Закона об авторском праве», сократил пространство легального доступа, позже задним числом на 20 лет был увеличен срок охраны авторских прав и многие произведения, которые к тому моменту легально находились в статусе общественного достояния, перешли под защиту авторских прав. • Все международные договоры разрешают модификацию национального законодательства, если только оно не предполагает ограничения охраны для произведений и авторов других стран. • Сейчас Россия имеет все шансы и возможности радикально улучшить ситуацию в сферах науки, культуры и образования и закрепить лидерскую позицию прогрессивного и открытого государства на международной арене. Ситуация требует вмешательства Президента.

Краткая программа действий 1. Дискуссия. 2. Общественное достояние СССР. 3. Общественное достояние государства. 4. Общественное достояние музеев, архивов, библиотек и фондов. 5. Обеспечение доступа к культуре и знаниям. 6. Реформа авторского права (ГК РФ). 7. Реформа авторского права (УК РФ). 8. Новый международный договор по авторскому праву (Московская конвенция на основе Всемирной конвенции об авторском праве, принятой ранее под эгидой ЮНЕСКО). 9. Конференция по авторскому праву, научной коммуникации, продвижению русского языка и интернет-регулированию. 10. Создание реестра общественного достояния.

Шаг 1. Дискуссия • Запуск дискуссии об основах государственной политики в сфере авторского права и общественного достояния в информационную эпоху с привлечением передового международного опыта и аналитики ведущих специалистов в этой сфере. • Для обеспечения дискуссии может быть организовано проведение экспресс-исследований по ключевым проблемам режима охраны авторского права. • Идеальной площадкой для дискуссии может стать конференция в Москве под эгидой Сколково, Российской государственной библиотеки и Государственной публичной научно-технической библиотеки.

Шаг 2. Общественное достояние государства • Введение режима общественного достояния для всех произведений авторских и смежных прав, созданных за счет государства на территории СССР в период до вступления в силу 4-й части ГК. • Изменение ст. 1298 действующего Гражданского кодекса в том же направлении: объекты авторских и смежных прав, созданные за счёт госбюджета, переходят в общественное достояние. Государство обеспечивает свободный и бесплатный доступ к общественному достоянию в сети Интернет. • Повышение уровня образования и культуры населения должно быть поставлено выше задачи генерации дополнительных доходов для организаций культуры и науки, финансируемых за счёт государства.

Шаг 3. Общественное достояние СССР • Внесение изменений в ст. 6 ФЗ 18 декабря 2006 г. N 231- ФЗ о введении в действии 4-й части ГК, предполагающих введение режима общественного достояния для произведений, созданных в СССР, срок охраны которых (25 лет) истек ко времени принятия закона об авторском праве 1993 года в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. • Во фразе «Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года». Достаточно исправить слово пятидесятилетний на двадцатипятилетний. А во фразе «Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах", прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой Кодекса. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений» исправить по истечении 70 лет на по истечении 25 лет.

Шаг 4. Общественное достояние музеев, архивов,  библиотек  и фондов • Отмена ограничений на воспроизведение объектов, хранящихся в музеях (ст. 36 ФЗ «О музейном фонде»), как противоречащих международным принципам авторского права и положениям Гражданского кодекса РФ (ст. 1282). • Внесение изменений в закон об обязательном экземпляре (77 ФЗ) с требованием предоставления его в цифровой форме. ▫ Ограничение 10-ти летнего моратория на оцифровку новых произведений означает снятие Томас Гейнсборо (1727-1788). всех и всяких запретов на оцифровку работ «Дама в голубом» (1780) старше 10-летнего срока. Эрмитаж требует роялти за использование этой картины, ▫ Сделать задачей музеев создание и открытую хотя она более двух веков назад публикацию всех письменных фондов в перешла в общественное распознанном и эстетически привлекательном достояние. виде.

Шаг 5. Обеспечение доступа к культуре и знаниям • Оцифровка и предоставление доступа к общественному достоянию – важный приоритет и одна из главнейших миссий государства в информационную эпоху. • Задача – формализация программы, интеграция интересов и возможностей всех государственных учреждений и институтов для синхронной реализации новых направлений государственной политики в области авторского права. Инструмент: скоординированная федеральная политика. • Наука: каждая кафедра крупнейших вузов страны подбирает список важнейших зарубежных монографий и учебников, права на которые выкупаются государством на русский язык без ограничений по числу электронных копий. • Возможность: провести организованный выкуп всех прав на произведения живых классиков советской и русской культуры по переводу их произведений в режим открытого доступа?

Шаг 6. Реформа авторского права  в России – гражданское законодательство 1. Сокращение срока охраны до минимально допустимого по Бернской конвенции – 50 лет с года смерти автора (для фильмов – с даты создания). 2. Публичный реестр авторских прав для произведений, охраняемых в особом порядке: (а) ведение реестра – Федеральное агентство по правам интеллектуальной собственности (на основе уже имеющихся в министерствах разработок); (б) процедура принудительного досудебного разрешения споров – удаление по запросу в случае добавления в реестр без премодерации контента (опыт DMCA). 3. Для произведений, не внесенных в реестр: процедура принудительного досудебного разрешения споров посредством извещения о претензиях (опыт Чили и Канады). 4. Внедрение доступа к знаниям и культурным ценностям как показателя эффективности работы органов гос.власти, учреждений культуры и государственой культурной.политики.

Шаг 6. Реформа авторского права  в России – гражданское законодательство 5. Принятие Creative Commons как стандарта для публикаций в российских научных журналах. 6. Должны быть предложены формы «справедливого» использования (fair use), которые предусматривали бы реализацию прав доступа к объектам авторских и смежных прав и не нарушали законодательства. 7. Необходимо запретить использование технических средств защиты произведений (ст.1299 ГК РФ), ограничивающие законные способы использования произведений. 8. Вся официальная информация государственных органов РФ должна распространяться на условиях свободных лицензий.

Шаг 7. Реформа авторского права в России –  уголовное законодательство 1. Перевод преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ в категорию уголовных дел частного обвинения. 2. Перевод преступлений по ст. 146 УК РФ в небольшую или среднюю степень тяжести. Сейчас это преступление квалифицируется как тяжкое. 3. Указанный состав преступления перенести в гл. 22 УК РФ (Преступления в сфере экономической деятельности).

Шаг 8. Московская конвенция по авторскому праву • Россия должна инициировать новый международный договор по авторскому праву на основе Всемирной конвенции об авторском праве (Женевская конвенция, принятая под эгидой ЮНЕСКО). • Основные принципы: • введение обязательной регистрации охраняемых произведений (для облегчения судебной процедуры) и их депонирования в международном реестре коммерческих прав; • сокращение сроков охраны до 25 лет с момента создания произведения, • разрешение продления срока охраны, но не более, чем на 50 лет; • разные сроки охраны для разных видов интеллектуальной собственности (охранять научную монографию так же долго, как мультфильмы, бессмысленно); • максимальное расширение сферы национальных изъятий для развивающихся стран. • Бернскую конвенцию невозможно модернизировать, поскольку ее изменения требуют единогласного голосования. Очевидно, что США и Великобритания будут против. Но реформу международного договора поддержит большинство стран Восточной Европы, стран бывшего СССР, Азии, Африки и Латинской Америки.

Шаг 9. Конференция по авторскому праву и интернет­ регулированию • Место проведения: Москва, гиперкуб «Сколково», факультет журналистики МГУ или другая площадка в Москве • Основные участники • представители российских и зарубежных интернет-компаний; • эксперты в сфере авторского права и интернет-регулирования, в области культуры и науки, представители научного и библиотечного сообщества; • представители государственных органов власти, региональных правительств, Совета Федерации и Госдумы; • представители общественных организаций и СПЧ, международные эксперты. • Главная тема – как обеспечить свободу научной коммуникации, доступа к знаниям и культурным ценностям в эпоху перехода к информационному обществу с главным фокусом на развитие научной коммуникации, авторских правах и интернет-регулировании.

Шаг 10. Создание реестра общественного достояния • Для ограничения неблагоприятного влияния жёсткого интернет-регулирования в сфере авторского права и для сокращения возможностей злоупотребления законом необходимо срочно начать подготовку проекта, сбор информации, формирование технической платформы и начать создание реестра общественного достояния. • Основные принципы: • акцент на подключении групп добровольцев, в первую очередь, участников русской «Википедии»; • внесение в отдельную директорию реестра всех прав на служебные произведения советской эпохи; • интеграция с государственными программами по пропаганде чтения и по продвижению русского языка в мире; • заключение соглашений о сотрудничестве и информационном обмене с крупнейшими владельцами оцифрованных коллекций, включающих в себя произведения в режиме общественного достояния; • максимальное включение самих произведений в реестр, в т.ч.. Гиперссылки и размещение образцов произведений искусства.

Вывод В настоящее время у России есть реальный шанс стать передовым государством, демонстрирующим всему миру пример заботы о культурном и интеллектуальном уровне развития граждан, умение адаптироваться к новым условиям и открытость переменам, которые несет собой век высоких технологий. Развитие Интернета уже не остановить, и если законодательство об авторском праве делает преступником почти каждого гражданина страны, стремящегося познакомиться с научными и культурными достижениями, то, вероятно, подход к такому законодательству должен быть пересмотрен.

Спасибо за внимание! Презентация доступна на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International 

Вы просматриваете облегчённый вариант работы - только текст.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться