Арт-терапия: социальное программирование языком плаката

Исследование работы независимой творческой организации Loesje, которая посредством своих минималистичных плакатов с броскими слоганами дает людям положительные социальные установки и снимает часть напряжения, воникающего в связи с встающими перед обществом актуальными социальными проблемами.

Преподаватель: Засурский Иван Иванович
Авторские права: Сапожникова Екатерина Олеговна

РефератыЖурналистика
Просмотров: 253
Страниц: 11
Дата публикации: 2014-11-27

Katerina Sapozhnikova

43
РЕЙТИНГ РАБОТЫ

Скачать Поделиться
Пожаловаться

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА __________________________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникации Арт-терапия: социальное программирование языком плаката Работа студентки V курса (гр. 502) САПОЖНИКОВОЙ Е. О. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – доцент, кандидат филологических наук ЗАСУРСКИЙ И. И. Москва – 2014 1

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 История создания организации Loesje…………………………………………..4 Основной принцип работы Loesje как метод социального программирования………………………………………………………………...5 Заключение……………………………………………………………………….10 Список используемых источников……………………………………………..11 2

Введение В основе моей работы лежит анализ деятельности международной организации Loesje, которая отстаивает свободу слова посредством создания плакатов с оригинальными слоганами. Однако по двум причинам особое внимание я хотела бы уделить конкретно польскому отделению этой организации. Во-первых, ее участники действуют куда более активно, нежели их иностранные коллеги; во-вторых, моим основным увлечением (как научным, так и чисто житейским) является польская культура, история, журналистика и, как следствие, социальные проблемы, встающие перед гражданами этой страны. Может ли плакат стать методом социального программирования? Безусловно. Если говорить конкретно о плакатах Loesje, то основным их орудием является слово, а не образ - их стиль крайне минималистичен: на белом фоне черным шрифтом наносится слоган и логотип организации с контактными данными. На мой взгляд, само слово работает сильнее изображения – удачный слоган или игра слов оседает где-то в глубине сознания и начинает работать как установка. Мои догадки подтверждает Олег Матвейчев, автор книги «Уши машут ослом. Современное социальное программирование»: «Как и в программировании компьютерном, в социальном программировании есть язык и для составления программ. Только он гораздо сложнее компьютерного, и, пожалуй, главный язык социального программирования — сам естественный язык. Ведь именно слова языка вызывают в сознании те самые стереотипы»1. В основном, такой тип программирования используется в рекламе, когда ты произносишь слово, а мозг следом воспроизводит слоган. Однако организация Loesje стремится не засорить человеческое сознание информационным мусором, а создать позитивные жизненные и социальные 1 Матвейчев О. А. «Уши машут ослом. Современное социальное программирование»: http://www.matveychev.ru/files/ushi2.pdf, стр. 144 3

установки: быть добрее к людям вокруг тебя, чаще улыбаться, уважать права других и тому подобное. Такая «арт-терапия» кажется мне очень важной – особенно в нынешних условиях мультикультурализма. История создания организации Loesje Loesje была создана группой голландских активистов в городе Арнем 24 ноября 1983 года. Идея заключалась (и заключается до сих пор) в том, чтобы нести в массы творчество, позитивную критику различных социальных явлений, философские мысли и размышления об актуальных событиях. Короткие слоганы помещаются на плакатах и подписываются условным голландским именем Loesje (произносится «Люше»). На сегодняшний день активисты Loesje работают в 282 странах мира. В период с 2005 по 2013 год международная штаб-квартира Loesje располагалась в Берлине, но в этом году они переехали обратно в родной Арнем. Поскольку я хотела бы конкретнее остановиться на деятельности польских активистов, нельзя не сказать пару слов о работе Loesje в Польше. На сайте3 польского отделения организации написано, что информация о Loesje появилась в Польше в начале 90-х годов, а первая публикация на польском языке была выпущена в городе Кельце в 2006 году. Сейчас наиболее активно работает варшавская группа, однако ее члены также проводят семинары во Вроцлаве, Кракове, Быдгоще, Познани, Щецине и Гданьске. 2 http://www.loesje.org/groups 3 http://www.loesje.pl/index.php/o-loesje 4

Основной принцип работы Loesje как метод социального программирования В какой момент просто группа людей с добрыми намерениями становится организацией? На мой взгляд, тогда, когда они вырабатывают четкие правила и принципы своей деятельности. Казалось бы, какие могут быть правила при создании плаката: однако у Loesje они существуют и конкретно прописаны в инструкциях, рассылаемых главам представительств в разных странах. Loesje даже выпустили специальную брошюру4 на нескольких языках для тех, кто хочет присоединиться к организации. В ней подробно описывается то, как должны выглядеть плакаты, какими должны быть слоганы, как расклеивать плакаты в городе и многое другое. Плакаты Loesje должны отстаивать такие ценности, как свобода выражения мнения, свобода слова, толерантность, позитивная критика, стремление к миру и независимости. Ни в коем случае не должны создаваться слоганы, указывающие людям, как они должны думать или поступать. Как пишут польские активисты Loesje на своем сайте, основной задачей каждого члена организации является «побуждение людей к рефлексии, к желанию мыслить креативно», а также «влияние на ближайшее окружение»5. Тексты для плакатов создаются и утверждаются на семинарах (самостоятельно выпускать плакаты, конечно же, не запрещено – это противоречило бы принципу свободы слова Loesje, однако самодеятельность не одобряется). В этом есть смысл, потому что коллективное сознание в данном случае работает лучше и эффективнее, чем индивидуальное. Зачастую только во время мозгового штурма можно создать по-настоящему мощный и броский слоган. 4 http://www.loesje.org/handbook 5 http://www.loesje.pl/index.php/o-loesje 5

Почти все вышеуказанные характеристики и требования, по сути, лежат в самом понятии плаката. Одним из определений по Большой Советской Энциклопедии является следующее: «Плакат (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) – единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. <...> Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, плакат использует ряд специфических художественных средств. <…> Важную роль в плакате играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение»6. То есть мы можем вычленить ряд «ключей» из этого определения, которые характеризовали бы плакаты Loesje: большой формат, лаконичность контента, наличие какой-либо цели, использование шрифта в качестве художественного средства. В наши дни в дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий»7. Думаю, что основной деталью плакатов Loesje является именно мысль, заряженная в лаконичный слоган. Как раз в этом случае отсутствие ярких изобразительных элементов играет на руку авторам: плакат будто «выстреливает» в зрителя ясной и очищенной от всяческой шелухи идеей, которая впоследствии остается в сознании, развивается и адаптируется. Безусловно, при создании социального плаката неплохо бы опираться на какие-то данные и исследования. Профессор кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ Минина Вера 6 http://slovari.yandex.ru/плакат/БСЭ/Плакат/ 7 http://kak.ru/magazine/16/a293/ 6

Николаевна в своей работе «Методы социального программирования» пишет: «Решение социальных проблем программным способом предполагает наличие развитой методологической и методической базы системного исследования общества и отдельных его структурных образований»8. В Loesje работают совершенно обычные люди без специализированных знаний, однако они ориентируются на актуальные проблемы. Польское отделение организации поддерживает правительство Варшавы, а значит, есть своего рода социальный заказ. К тому же, наверняка правительственные ведомства предоставляют Loesje результаты исследований польского населения. Например, в июле 2009 года было выпущено несколько плакатов, призывающих быть дружелюбными по отношению к вьетнамцам – в 2000-х годах эмигрантов этой страны стало в Польше особенно много. Слоганы на плакатах гласили: «Вьетнам лежит на правом берегу Вислы»9, «Люби вьетнамцев, как они тебя»10 и т. п. Но все же члены Loesje в большинстве случаев сам выбирают актуальную проблему и разрабатывают плакаты со слоганами, которые могут помочь разрядить обстановку в обществе, вызвать улыбку у жителей мегаполиса. Ярким примером может послужить ряд плакатов, направленный на то, чтобы люди сфокусировались на своей реальной жизни и проводили меньше времени в Интернете. Среди них: «Смотри сквозь окна, а не windows’ы»11, «Интересно, что ты думаешь – у тебя есть для этого больше, чем 140 символов»12, «В реальности у меня есть всё лицо, а не только профиль»13. Или же довольно провокационный (особенно для католической Польши) плакат «Гомофобия / Стыдится ли Папа своей любви к Богу»14. Поляки очень гордятся тем, что у них есть свобода слова (в том объеме, 8 http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/images/referat/a608.pdf 9 http://www.loesje.org/files/posters/big-PLpl0907_5.jpg 10 http://www.loesje.org/files/posters/big-PLpl0907.jpg 11 http://www.loesje.pl/images/stories/plakatypdf/Miasto_mysli/Patrz_przez_okna.pdf 12 http://www.loesje.pl/images/stories/plakaty/2014/Ciekawi_mnie.pdf 13 http://www.loesje.org/files/posters/big-PLpl1006_1.jpg 14 http://www.loesje.org/files/posters/big-PLpl0909.jpg 7

который может позволить себе государство), но буквально еще десять лет назад такой плакат вызвал бы шквал критики. В последние годы тема гомосексуальности обсуждается почти свободно, молодые режиссеры снимают все больше фильмов о проблеме гомофобии в современном обществе (например, фильм Малгожаты Шумовской «Во имя» и картина «Плывущие небоскребы» Томаша Василевского). Думаю, что плакаты Loesje тоже являются частью этой новой социальной программы, направленной на борьбу с проявлениями агрессии по отношению к сексуальным меньшинствам. Как видно по польскому сообществу, с каждым месяцем к Loesje присоединяется все больше и больше активистов. Работает простой механизм: лаконичный слоган, увиденный где-то на улице, западает в голову, а вместе с ним – логотип Loesje. Современный человек сразу же загуглит «кодовое слово» и узнает много интересного о самой организации. Все же положительный пример не менее заразителен, чем дурной. Так было и со мной: первый слоган Loesje «Сознание / открыто 24 часа» я увидела во время вечерней пробежки по тихому району Варшавы, сфотографировала надпись на телефон и дома стала искать информацию об авторе. Польское представительство Loesje работает намного прогрессивнее своих иностранных коллег (и это я не беру в расчет Россию, где Loesje просуществовала сравнительно недолго и весьма вяло). Помимо разработки плакатов, активисты протолкнули идею простых и добрых слоганов в правительство, и варшавская администрация не только дала разрешение, но и профинансировала нанесение граффити с избранными плакатами на стены домов15. Всего было сделано четыре граффити в районе Прага Полудне: «Сознание / открыто 24 часа», «Сделай кому-нибудь хороший день», «С точки зрения Млечного пути / мы все из провинции» и «Первый шаг редко бывает назад». 15 http://www.loesje.pl/index.php/dzialania/murale 8

Еще одним показателем эффективности работы Loesje в Польше стал тот факт, что активисты стали выпускать и успешно продавать продукцию со своими слоганами: открытки, значки и футболки16. Стоит отметить, что польские активисты первыми продвинули идею с футболками – такого до сих пор нет в группах Loesje в других странах. На мой взгляд, инициатива Loesje стала для поляков (особенно для жителей Варшавы) не только методом создания ряда положительных социальных установок, но и своего рода позитивным флешмобом. Многие после того, как увидели плакат со слоганом Loesje, начинают с азартом «коллекционировать» их; некоторые даже выкладывают фотографии плакатов в городской среде на свои странички в социальных сетях. Если приводить подобный пример в России, мне в голову сразу приходит история с акцией активиста Ивана Митина «Стих в кармане»17. Ребята выбирали стихи из русской классики, печатали на карточках небольшого формата (примерно размером с карман пиджака), ламинировали и оставляли их в общественных местах: на лавочках в парке, около памятников, на сиденьях в метро. Нашедший такой стих мог забрать его и положить в карман. По сути, та же арт-терапия, что и плакаты Loesje, только немного в другом направлении и с менее четким обозначением целей. 16 http://koszulkowo.com/producenci/loesje-polska 17 http://stih-v-karmane.livejournal.com/ 9

Заключение Мое небольшое исследование показало, что социальным программированием могут заниматься не только государственные учреждения, но и свободные творческие организации. Плакаты Loesje – пример эффективной работы арт-группы над созданием положительных социальных установок. По моему мнению, Loesje убивает сразу двух зайцев: воздействует на основную массу людей и одновременно вовлекает их в творческий процесс. Такого рода «цепная реакция» снимает часть общественного напряжения и позволяет активным гражданам пускать свою энергию в полезное русло. Основное внимание я уделила анализу польского представительства организации Loesje – объем проделанной ими работы поражает и вызывает уважение. Надо отдать должное польскому правительству, которое поддерживает эту социальную инициативу: предоставляет пространство для творчества, финансовую поддержку и площадки для выставок с избранными плакатами. Арт-терапия Loesje – это желание нести в мир «разумное, доброе, вечное», которое помогает обществу адаптироваться к встающим перед ним проблемам. Окунувшись в опыт польских активистов, я искренне сожалению, что в российских условиях подобная инициатива не жизнеспособна – по крайней мере, на данном этапе развития нашего гражданского общества. 10

Список используемых источников 1. Матвейчев О. А. Уши машут ослом. Современное социальное программирование: http://www.matveychev.ru/files/ushi2.pdf 2. Большая Советская Энциклопедия 1969 – 1978: http://slovari.yandex.ru/плакат/БСЭ/ 3. Журнал о мировом дизайне «КАК»: http://kak.ru/magazine/16/a293/ 4. Минина В. Н. Методы социального программирования: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999; цитирование по сайту: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38- 54/images/referat/a608.pdf 5. Сайт международной организации Loesje: http://www.loesje.org/ 6. Сайт польского отделения Loesje: http://www.loesje.pl/index.php 7. Архив плакатов международной организации Loesje: http://www.loesje.org/posterarchive/advanced 8. Архив плакатов польского отделения Loesje: http://www.loesje.pl/index.php/plakaty 9. Избранные слоганы Loesje на английском языке: http://en.wikiquote.org/wiki/Loesje#2013 10. Живой Журнал группы «Стих в кармане»: http://stih-v- karmane.livejournal.com/ 11

Вы просматриваете облегчённый вариант работы - только текст.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться