Образование в 21 веке. Социальное предпринимательство открывает доступ к знаниям

Социальное предпринимательство в сфере образования.

Тип публикации: Исследования

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 547b9026f2ad471e773c6e65
UUID: df9d2330-6280-0137-6def-525400006e27
Опубликовано: 30.11.2014 21:46
Просмотры: 2109

Current View

Образование в 21 веке Социальное предпринимательство открывает доступ к знаниям Социальное предпринимательство стремится решить общественные проблемы новым, революционным путем. Чтобы создать механизм, способный функционировать в сфере производства и одновременно предоставлять социальные блага, оно объединяет социальные и экономические ресурсы. 1 Низкое развитие социального предпринимательства в сфере образования в России связано с историческим контекстом. В 18-19 веках право на образование имели только привилегированные сословия, учебные заведения по всей России исчислялись несколькими десятками. Содержались они или на дотации государства (благо дотаций требовалось немного) или благодаря попечительским сборам от родителей детейлицеистов. Лишь некоторые меценаты занимались благотворительностью, жертвуя денежные пособия на создания библиотек, гимназий и школ; о том же, чтобы как-то образовывать остальную часть населения, не было и речи. Созданием школ для крестьян занимались вообще единицы, и больше по прихоти – стоит вспомнить хотя бы крестьянскую школу Л. Н. Толстого. Заговорили в голос о том, что образование должно быть доступно для всех, лишь после отмены крепостного права, но до наступления советского периода развитие таких наполеоновских планов продвигалось очень медленно из-за гнетущей бедности населения. Фактически школы стали доступны для всех лишь к началу 20 века. В советский период сфера образования была полностью в руках государства, предпринимательства как такового не было вообще. К тому же, сфера образования в те годы не так нуждалась в каких-либо поощрениях: финансировалась она достаточно хорошо, подготовке кадров уделялось большое внимание, были открыты и вечерние школы для рабочего народа, и крупные библиотеки, содержащие по тем временам огромное количество учебной, художественной и научной литературы. Происходящее в России сейчас кардинально отличается от исторического прошлого: в сфере образования царит упадок, учеба в школах практически не координируется, на научную деятельность у ВУЗов нет ни оборудования, ни денег, чтобы его купить. Большинство профессоров вынуждено преподавать в нескольких ВУЗах, заниматься репетиторством. У них низкие зарплаты, у студентов – стипендии, из-за чего большинство из них вынуждено львиную долю своего времени уделять не учебной деятельности, а поиску подработок. В библиотеках не обновляется учебный материал, многие книги и учебники можно только купить, причем стоят они недешево. Зарубежные и россиийские исследователи полагают, что уровень образования в России крайне низкий: о чем можно говорить, если МГУ, считающийся главным российским ВУЗом, в международном рейтинге, стоит во второй сотне ВУЗов. 2 Но дело в том, что мы живем не в елизаветинский период и не в советское время. Сейчас 1 А. Московская «Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной  России», Москва,  2007 год 2 http://www.antiplagiat.ru/ возможность учиться имеют не только избранное дворянство, а бизнес работает не только на государство. Люди могут и хотят учиться – осталось только предоставить им эту возможность. И, поскольку государство сейчас не в состоянии координировать такое количество образовательных учреждений и выделять большие дотации на их развитие, остается надеяться на социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство в сфере образования развивается в Европе и США не одно десятилетие. В число активно развивающихся направлений входят и инвестиции в эту сферу, и дотации на научную и внеучебную деятельность молодежи, создание языковых и бизнес-школ. Одним из крупнейших проектов является сообщество Фарадея – разветвленная сеть, состоящая из множества фирм, крупных предприятий, торговых ассоциаций и финансируемых ими университетов. Основная цель сообщества – развитие научной деятельности и внедрение новых технологических методов, а также «повышение конкурентоспособности британской промышленности на мировых рынках и экономическое процветание страны». 3 В результате университеты получают возможность создавать свои исследовательские центры и лаборатории, заниматься крупными научными работами, поощрять студентов грантами за активное участие в таких проектах. В свою очередь, компании выступают своего рода «заказчиками» различных исследований, осуществляют обмен опытом между сотрудниками компаний и будущими выпускниками, предоставляют рабочие места и образовывают новые и дочерние фирмы для повышения занятости среди студентов. Второй успешный проект – Инновационный Фонд высшего образования, который предоставляет финансирование ВУЗам на конкурсной основе. Благодаря фонду, в который входят крупнейшие предприятия Европы, ВУЗы получают возможность строительства площадок для проведения открытых конференций и осуществления проектной деятельности, а также обмен знаниями и технологиями за счет обмена студенческими и преподавательскими кадрами между университетами и предприятиями.4 Развитие социального предпринимательства в США имеет ряд существенных отличий. Во-первых, финансирование университетов происходит не с помощью денежных средств, вливаемых в университет, а за счет предоставления различного оборудования, сырья для проведения лабораторных работ и создания различных учебных программ. Вовторых, ВУЗы США меньше зависят от дотаций государства, т. к. вся система построена на пожертвованиях и инвестициях. В связи с этим такие университеты сами заинтересованы в предоставлении им различной помощи, вовлеченности предпринимательства в развитие их учебной деятельности. Все это приводит к тому, что на долю частных компаний приходится около 60% вливаний в сферу образования, неограниченных лишь поддержанием научно-исследовательских работ: сюда входят и так называемые «транзитные образования» (т. е. предоставление образования путем новых 3 И. Е. Расин «Расширение форм сотрудничества ВУЗов и бизнеса как основа развития инновационного потенциала: зарубежный опыт  для России», Москва, 2007 год 4 И. Е. Расин «Расширение форм сотрудничества ВУЗов и бизнеса как основа развития инновационного потенциала: зарубежный опыт  для России», Москва, 2007 год технологий и средств), а также применение дистанционного обучение, (т. е. различные вебинары и веб-конференции). В России подобных примеров социального предпринимательства нет: ВУЗы или коммерческие, или государственные. Наиболее близко стоит Высшая школа экономики – в состав попечителей университета входят президент Сбербанка России Герман Греф, генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож, президент банка ВТБ-24 Михаил Задорнов и основатель холдинга «Русагро» Вадим Мошкович.5 Кроме поддержания университетов, в роли социального предпринимательства выступают такие проекты, как создание электронных библиотек. Ни для кого не секрет, что хорошая книга в магазине стоит от 200 рублей и выше. Если это учебный материал, пособие по иностранному языку или книжная новинка, то вам придется заплатить за нее не меньше 500 рублей. Сейчас существуют проекты, позволяющие или приобретать электронные книги бесплатно (чаще всего они или пиратские, построенные по принципу Либрусека, где пользователи самостоятельно загружают контент), или же сайты наподобие «Проект Гутенберг»,6 существующий с 1971 года и российский проект Литрес. 7 Создатели таких проектов стараются предоставить пользователям доступную литературу, не нарушая при этом авторских прав. Так, некоторые книги на Литресе абсолютно бесплатны, некоторые можно приобрести за символическую плату – всего 10 рублей стоят некоторые произведения классиков. Цена других книг может быть выше (в зависимости от договоренности с правообладателями и издателями), но эти суммы явно меньше, нежели вам придется заплатить в книжных магазинах или на других, подобных Литресу, ресурсах. В своем интервью Сергей Анурьев говорит о том, что основание Интернет-магазина электронных книг в первую очередь было продиктовано не получением прибыли, а созданием удобного сайта, позволяющего читателям получать сертифицированную литературу по доступным ценам, качественно отличающимся от высоких цен в книжных магазинах. Он также считает, что прибыль – важная часть предпринимательства, но не основная его цель, потому что важным является именно предоставление контента для читающей части населения, возможность получение книг в электронном формате. 8 В качестве подобного примера также выступают электронные библиотеки типа «КиберЛенинка» и «Биография». В первой представлены научные тексты, основная цель – популяризация науки и научной деятельности и повышение цитируемости российской науки. Распространение материалов происходит по принципу открытого доступа: ресурс полностью бесплатный, посетители могут свободно скачивать и читать публикации. Кроме того, у читателей всегда есть возможность подискутировать на интересную тему, обсудить ту или иную работу и высказать по ней свою точку зрения. 9 Кроме того, портал входит в топ-50 научных библиотек по всему миру, занимая 47 место.10 На первом месте, кстати, еще один проект, построенный на модели социального предпринимательства – социальная 5 http://www.hse.ru/info/council/ 6 http://www.hse.ru/info/council/ 7 http://www.kommersant.ru/doc/2185333 8 http://pro-books.ru/news/2244/12379 9 http://cyberleninka.ru/ сеть для ученых ResearchGate, на которой пользователи могут не только общаться друг с другом, но и обмениваться научными работами, скачивать публикации из общей базы данных, причем все это совершенно бесплатно.11 Поиск ведется не только по ключевым словам, но использует также так называемый семантический поиск, включая в него такие базы данных, как PubMed, CiteSeer, arXiv, и даже библиотеку NASA. Кроме того, проанализировав личную информацию со страницы участника, сеть предлагает близкие пользователю группы, в котором происходит обмен информацией между участниками сообщества. Служат они в основном как инструмент поддержки сотрудничества. В 2009 году на сайте появилась возможность загружать свои публикации с сохранением авторских прав. Если вы бедный ученый и не можете найти работу, то будете приятно удивлены: сайт также содержит базу вакансий для ученых, включая в поиск 193 страны. Недавно появилось еще одно новшество – теперь на платформе можно создать свой блог и опубликовать там любые статьи или новости. Лучшие из них отбираются и публикуются в общем блоге. Инвестором данного проекта является венчурный фонд Benchmark Capital, ранее занимавшийся такими проектами, как Твиттер, Инстаграмм и еBay. Аналогами немецкого сайта являются американский Academia.edu и англоязычная программа Mendeley, привязанная к социальной сети и позволяющая скачивать информацию, если вы зарегистрированный пользователь. Пакет Mendeley распространяется как freewave, однако существует расширенный пакет, подразумевающий доплаты. Проект был основан в 2007 году, его разработчиками являются сотрудники разных ведущих ВУЗов. К инвесторам проекта относятся бывшие разработчики Last.fm, Skype, сотрудники Warner Music Groups.12 Второй российский портал в этой сфере менее удачен и в плане внешних характеристик, и в плане обширности контента. Если «КиберЛенинка» свободна от рекламы, то на Biographia.ru она необходима для существования сайта. Однако ресурс полностью бесплатен, содержит множество дореволюционных книг и в качестве основной цели предполагает изучение истории, свободный доступ к древним книгам, найти которые можно не в каждой библиотеке, а купить разве что в букинистических магазинах. 13 Еще один иностранный аналог – Edutopia, основанная Джорджем Лукасом в 1991 году. Данный проект был создан для того, чтобы поддерживать школьников и студентов в их научных начинаниях и творческих работах. Миссия данного проекта не только в совершенствовании системы образования, но и в поисках новых подходов к изучению материала, попытка научить студентов правильно искать информацию, вычленять главное и эффективно это использовать для достижения своих целей. Как гласит сайт, «это место основано на прочном убеждении, что только за счет повышение качества образования человек может развиваться и идти дальше. Здесь наука рождает вдохновение. Мы 14 10 http://repositories.webometrics.info/en/top_portals 11 http://www.researchgate.net/ 12 http://www.mendeley.com/ 13 http://www.biografia.ru/oproekte.html 14 http://www.edutopia.org/ называем это место Edutopia».15 На сайте представлены видео-тренинги, записи с лекций, здесь же можно скачать книги и различные публикации. Сейчас популярность набирают такие платформы, как «Кописпейс» и «Антиплагиат». Зарубежным аналогом подобных платформ служит «Plagiarism.org», позволяющий проверить текстовый файл на предмет уникальности контента. «Антиплагиат» – российский Интернет-проект, дающий возможность проверить текст на наличие плагиата.16 Авторские права – болезненная тема не только за рубежом, но и в России, где сейчас разворачивается обширная полемика. Многие диссертации и научные работы, написанные даже десятилетия назад, подвергаются перепроверке и результаты зачастую неутешительны. Чтобы избежать подобных ситуаций, многие ВУЗы при проверке используют подобные системы. Сами пользователи могут проверить текст на сайте или скачать программу «Антиплагиата» с расширенными функциями. Кроме того, предусмотрен пользовательский пакет для ВУЗов стоимостью в 100 тысяч рублей и неограниченной возможностью его использования. При загрузке работы пользователь видит количество авторского контента в процентном соотношении, а также процент использованных интернет-ресурсов, как с прямыми цитатами, так и с использованными сайтами, очень близкими по построению фраз. Кроме того, на все ресурсы предоставляются ссылки, по которым можно удостовериться в том, что работа «чистая» не до конца. Система использует как индексирование страниц в Интернете, так и коллекции текстов рефератов и диссертаций из Российской государственной библиотеки и ресурсы из правовых и юридических источников. Как указано на сайте ресурса, каждый пользователь может пополнить коллекцию, внеся туда тексты других работ. К данной системе уже подключились такие ВУЗы, как МГУ, НИУ ВШЭ и МФТИ, а также ВАК РФ и Российская государственная библиотека.17 Сходным проектом является сайт «Вернский», недавно созданный И. И. Засурским. 18 Система отличается тем, что за проверку каждой работы необходимо платить взнос в размере 100 рублей. Кроме того, платформа предлагает пользователям вывешивать свои работы на сайте, будь то научные исследования, рефераты, диссертации или статьи. В перспективах – создание более мощного аппарата по поиску ссылок на ту же тему, где можно было бы прочесть аналогичный материал, скачать книгу по той же теме, тем самым пополнив свою работу. В идеале сайт должен давать возможность молодым специалистам проявить себя. Как считает создатель сайта, учебной работой тоже можно заинтересовать потенциального работодателя, который, прочитав статью или реферат, тут же отправиться искать вас, чтобы позвать к себе на стажировку. Тем самым, «Вернский» пытается за небольшую сумму не только предоставить вам возможность опубликовать свой текст в Интернете, но и предполагает защиту ваших авторских прав и дальнейшее 15 http://www.edutopia.org/mission-vision 16 http://www.antiplagiat.ru/ 17 http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/05/17/201405 18 http://vernsky.ru/ трудоустройство. Более того, предполагается, что работодатель, заинтересованный в поисках кадров, в дальнейшем может сам вывешивать те или иные темы, на которые он хочет получить работы, и, прочитав их, сможет выбрать лучшего кандидата на должность. Будет ли система работать на самом деле – покажет время. Как показывают примеры, проблемы в сфере образования решаемы социальным предпринимательством и решаемы успешно. Такие проекты способны не только принести прибыль, но, что намного важнее, реализовать социально значимую цель, поднять уровень образованности населения. Развивая общество, можно добиться не только значительного прорыва в исследовательской, научной, творческой деятельности, но и повысить уровень жизни. Зарубежные проекты служат отличным примером, иллюстрирующим возможность не только реализации учебной литературы для развития тех или иных отраслей, но и помогающим связать между собой людей из разных стран, позволяя им узнавать и учиться применять новые методы, технологии, делиться опытом. Общение с учеными по всему миру, возможность заниматься проектами, направленными как на решение важных социально-экономических проблем, так и на исследования в области медицины, химии, физики – за этими проектами, как было написано на портале Edutopia, будущее человечества. А ради такого будущего стоит и работать, и жить.

- у работы пока нет рецензий -