Необходимость государственного регулирования и поддержки в сфере социального предпринимательства

Социальное предпринимательство повышает совокупную экономическую эффективность, так как вводит в экономический оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Это касается неиспользуемых материальных и человеческих ресурсов — отходы производства, социально изолированные группы и т.д. Автор анализирует мировую практику социального бизнеса, доказывая необходимость социального предпринимательства для страны. Так же рассматривается законодательная база для социального предпринимательства, которая крайне скудно разработана.

Тип публикации: Статьи

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 547ba6b8f2ad471e773c6e69
UUID: dfa148c0-6280-0137-6df1-525400006e27
Опубликовано: 30.11.2014 23:22
Просмотры: 1943

Current View

Необходимость государственного регулирования и поддержки в сфере социального предпринимательства К началу нового столетия социальное предпринимательство стало предметом больших общественных ожиданий. Все чаще оно признается новой перспективой развития не только бизнеса, но и социальной политики государства. Социальное предпринимательство — явление очень молодое. За океаном оно существует около 30 лет, а в России — меньше десятилетия, благодаря Фонду Наше Будущее1. Несмотря на столь юный возраст, социальное предпринимательство уже сегодня занимает место в одном ряду с некоммерческими инициативами, благотворительностью, венчурной филантропией и корпоративной социальной ответственностью. Об этом нам свидетельствуют тысячи популярных проектов по всему миру. Мировая практика в решение остросоциальных проблем Еmergence («Эмержанс»)2 — спорт против молодежной преступности (Франция). Ассоциация emergence (от фр. — «возникновение, место выхода наружу», в английском дополняется значением «чрезвычайное обстоятельство», «крайность») создана в Гавре в 2002 г. под руководством Аллауи Генни — бывшего социального работника и специалиста по французскому боксу. Деятельность организации охватывает три направления: 1) предоставление условий для занятия спортом для населения любого возраста и любого социального происхождения; 2) социальное посредничество для семей и населения, имеющих проблемы с законом, а также лиц, освободившихся из мест заключения; 3) осуществление мер по социальной интеграции и профессиональной адаптации людей с помощью спортивной практики. Спорт в организации рассматривается как механизм решения проблем населения бедных городских и пригородных окраин, как средство занятости, 1 2 http://www.nb-fund.ru/ http://fondation.veolia.com/fr/actions/projets-soutenus/12SE1649,cne.htm смягчения социальных конфликтов, улучшения взаимопонимания между городским населением разных социальных слоев в этнически неоднородной среде. В основе работы клуба лежит обучение французскому боксу, одно из назначений состоит в том, чтобы использовать спорт как средство социального согласия и интеграции. Французские города, как и многие другие современные мегаполисы, обычно резко разделены на богатый исторический центр и бедные окраины с низкими доходами населения и концентрацией этнических меньшинств, что делает отдаленные городские районы средоточием безработицы, уличного хулиганства и преступности, а поджоги грузовиков и машин «Скорой помощи» являются распространенной практикой. С такой ситуацией очень трудно бороться стандартными методами правоохранительных служб и организаций социальной работы. Идея Аллауи состоит в создании современного спортивного комплекса в таком социально неблагополучном районе Гавра, который был бы оснащен самым передовым спортивным оборудованием, широким выбором спортивных классов и возможностями для социально активной деятельности, чтобы интегрировать людей из различной социальной среды при помощи совместных занятий спортом и сотрудничества в решение городских проблем. Его тарифы составляют одну шестую от цен крупнейших сетевых спортивных клубов Франции и оказались настолько привлекательны, что в клуб пришли люди со всего города. Для того чтобы усилить социальное разнообразие клиентов, А. Генни предложил большие пакеты услуг для корпоративных клиентов, которые включали принципы спортивного наставничества, применимые на профессиональном рабочем месте. Спорт, с одной стороны, становился «крючком», чтобы объединить людей из разных районов и социальных групп, включая корпоративных клиентов, а с другой — механизмом социальной адаптации. На сайте организации, достаточно сдержанном по внешнему виду, изложены сведения о расписании занятий и основных программах, распределяющихся по трем направления деятельности — спорт, социальное посредничество и профессиональная интеграция. В спортивном направлении присутствуют детские и взрослые программы, кроме французского бокса есть английский бокс (стоит дешевле, но менее популярен) и услуги тренажерного зала. Следующим примером является проект Сonserve («Консерв»)3 — создание новой продукции на основе переработки пластиковых отходов (Индия). Организация занимается тем, что превращает выброшенные пластиковые пакеты в полезный ресурс для производства широкого набора продукции, отвечающей современной моде и требованиям взыскательных покупателей. Ее социальное назначение состоит в решении сразу двух взаимосвязанных проблем большого города — кризиса переработки мусора и нищеты населения городских окраин, которые составляют сообщества сборщиков мусора. Компания Conserve (в переводе с англ. — охранять, сберегать) была основана в 1998 г. Анитой Ахуджа (Anita Ahuja) в столице Индии Дели как негосударственная компания. Основные цели Conserve: 1) переработка пластиковых отходов в качестве сырья для производства новой продукции; 2) повышение уровня жизни людей из самых бедных слоев населения Дели — городских сборщиков мусора. Будучи студенткой, Анита участвовала в проекте сбора кухонного мусора из 500 домохозяйств для будущей переработки в компост. Именно тогда она обратила внимание, как много отходов выбрасывают жители города. Это подтолкнуло ее к идее использования мусора для создания новых ресурсов. По подсчетам правительства страны, ежедневно в Индии выбрасывается 4 тыc. тонн различных бытовых отходов, из которых 15% составляют изделия из пластика. При этом Нью-Дели является крупнейшим «производителем» мусора в стране. Объем «производимого» мусора намного 3 http://www.conserveindia.org/ превышает то количество, которое город может переработать. В связи со стремительным удешевлением производства нового пластикового сырья и полиэтилена промышленная переработка пластиковых отходов для нового производства экономически невыгодна. Для решения проблемы распространения мусора муниципалитеты Индии прибегают к помощи частных компаний, которые нанимают сборщиков мусора. Те сдают пластик мелким скупщикам, а они перепродают его крупным торговцам, которые тем или иным образом используют пластиковые отходы. В среднем сборщики мусора зарабатывают 25 долл. в месяц, что является основным источником их дохода. Через руки мусорщиков ежедневно проходит 20% всего мусора в Дели. В Нью-Дели проживают около 80 тыс. сборщиков мусора, большинство из которых приехали из индийских деревень, либо близлежащих стран, таких как Бангладеш. Они часто не имеют образования и каких-либо профессиональных навыков, поэтому обычно работают в опасных и антисанитарных условиях, живут в трущобах, которые власти периодически сносят под строительство новых объектов. Таким образом, нищета и безработица жителей городских окраин и трущоб является еще одной, уже не экологической, а гуманитарной стороной проблемы повседневной жизни большого города, которую решает компания Аниты. Она предложила бизнесмодель, выполняющую как социальную, так и экономическую функции: обеспечивает надежный заработок сборщикам мусора (в среднем в 3 раза выше, чем их стандартный заработок, поскольку они фактически участвуют в производстве сырья для нового производства) и создает коммерчески успешный продукт из переработанного пластика. Предложенная Анитой идея нова и проста одновременно: с помощью несложной технологии ручной переработки (сначала пластик моют, потом сушат и сдавливают в листы разной толщины) старые пластиковые пакеты превращаются в разноцветный крепкий материал — «handmade recycled plastic». Этот материал используется компанией для производства широкого ассортимента продукции: сумок, плащей и зонтов, ремней, бумажников, дневников. В результате соединения кусочков из разноцветных пластиковых листов каждый раз возникает уникальный дизайн, не требующий дополнительной окраски. Со временем в компании научились получать также производственное сырье из резиновых шин, которое является хорошей заменой кожи, а также шить сумки из старого денима. Сумки «Conserve» продаются в нескольких магазинах Лондона и в европейских магазинах для среднего класса наравне с продукцией известных брэндов в данной ценовой категории. Еще одним ярким примером социального предпринимательства, но уже на территории возможность России, является «школа фермеров»4, которая выпускникам детских домов овладевать даёт профессией, чувствовать себя социально защищенными, получать достойную оплату за труд, а также решает проблему заселения сельской местности и т.д. Данные примеры доказывают востребованность социального предпринимательства не только в развивающихся странах, но и развитых, социальных проблем достаточно в любом обществе. Так, согласно социологическому опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в ноябре 2013 года, россияне назвали главной экологической проблемой страны – накопление бытовых отходов5, а вопрос трудоустройства низкоквалифицированных работников так же остро назревает в России. Почему бы не дать возможность социальному предпринимателю заняться решением данной проблемы, тем более мировая практика имеет положительный опыт в данном направлении? Для того чтобы лучше понять причины «неприятия» государством нового вида деловой активности с социальной направленностью вернемся к истокам, а именно историческому зарождению социальной политики государства. 4 5 http://www.shkolafermerov.ru/#&slider1=1 http://www.nat-geo.ru/article/4571-rossiyane-nazvali-musor-glavnoy-ekologicheskoy-problemoy-rossii/ Социальная политика государства: от истоков до наших дней Социальную политику невозможно отделить от экономической политики. Еще Адам Смит в своей теории о «невидимой руке» говорил о том, что в условиях рынка производители товаров и услуг, сами того не понимая, приносят пользу обществу6. Современные проблемы социально-экономической политики в Российской Федерации имеют исторические корни. В частности, это имеет отношение к общественному призрению, государство накапливало опыт в данном направлении столетиями. Термин «общественное призрение» подразумевает сферу деятельности, оказывающую поддержку слабозащищенным слоям населения (детям, пенсионерам, инвалидам и обездоленным), это организованная система помощи, которая определяется социальной политикой государства. Впервые законодательные упоминания государственной политики в области общественного призрения датируются 1550 г., в документе «Судебник», принятом при Иване IV7. В нем устанавливались правила о том, что нищие должны жить при монастырях в ином случае «подсудность святительскому суду всех питающихся от монастырей». В 1551 году в «Стоглаве» - документе русской православной церкви, в пятой главе Иоанн определяет содержание скитающимся по миру монахам. Так же предлагается «изыскать» содержание на призрение бедных, больных и престарелых.8 В России к концу XVII века нищенство достигает глобальных масштабов. В исторической литературе того времени часто упоминаются «странные» нищие и «странноприимные» дома, данные свидетельствуют о широком распространении странствующих нищих. Именно данное обстоятельство привело государство к необходимости борьбы с нищенством и регулирования процесса общественного призрения. Особое внимание 6 7 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007 Поляк А. Г. Судебник 1550 года. — Комментарии в кн.: Памятники русского права, выпуск четвертый / Под. ред. Л. В. Черепнина. М., 1956 8 Стоглав. СПб. 1997 [24-25; 28-29]. проблеме нищенства уделил Федор Алексеевич Романов, в 1676 году после пожара в Москве царь оказал помощь погорельцам, строились дома для бедных и убогих, так же царь проявлял заботу о пленных. По свидетельству историков, именно Федор Алексеевич положил начало регламентации нищенства. Следующие Указы – Именные от 30 ноября 1691 года и 14 марта 1694 года, были направлены на задержание нищих, установление причин нищенства, разделение нищих по несчастью и претворяющихся. Именно это являлось первыми попытками государства регулировать процессы общественного призрения, борьбы с нищенством на законодательном и исполнительном уровнях. В СССР социальная функция осуществлялась довольно активно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право на медицинскую помощь, право на пенсионное обеспечение и т.д. Особый статус приобретала социальная защита детей, так как в социалистическом обществе о воспитании и содержании детей должны заботиться не отдельные родители, а все общество в целом. Таким образом, государство брало на себя обязанности о социальной защите населения в течение долгого времени и успешно справлялось с данной функцией, особенно в СССР. Одной из характеристик нынешнего государства, говоря о современной отсутствие надлежащих социальной политике, социально-экономических является условий по финансированию социальной сферы. В современной России существует недостаток государственных инвестиций в социальную сферу, серьезной же помощью в решении данной проблемы может и должно быть предпринимательство, а точнее социальное предпринимательство. Данный вид деятельности, в случае масштабируемости, может внести серьезный положительный эффект для социально-трудовой сферы общества. Социальное предпринимательство и законодательное несовершенство Предпринимательская деятельность как двигатель экономического и социального прогресса, важнейшим фактором которого является социальное развитие общества в целом. Преимущества, которые дает социальное предпринимательство, понятны многим, но сущность этого явления мало исследована, поэтому при употреблении данного словосочетания всегда возникает много вопросов. Социальное предпринимательство – находящаяся на стадии становления область деятельности, ориентированная на формирование и развитие организации, основной целью которой является решение социальных и экологических проблем во всем мире. Иными словами, социальное предпринимательство – это бизнес-деятельность, первоочередной целью которой не является прибыль. То есть социальный предприниматель является неким новатором в бизнес сообществе, его деятельность находится на стыке благотворительности и получения прибыли. Если говорить об экономических последствиях, то социальное предпринимательство повышает совокупную экономическую эффективность, так как вводит в экономический оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Это касается неиспользуемых материальных и человеческих ресурсов — отходы производства, социально изолированные группы, солидарность и доверие людей, когда они объединены общей целью. К аналогичному эффекту приводят и новые комбинации наличных ресурсов, например, использование концепции спортивной борьбы для перевоспитания молодежи; создание некоммерческой электростанции для финансирования социальных проектов и др. Казалось бы, что все вышесказанное не только в теории, но и на практике подтверждает необходимость социального предпринимательства в современной России. Но, к сожалению, существует серьезное препятствие для развития данного явления в Российской Федерации, а именно отсутствие закрепленной терминологии в государственном законодательстве. Так, еще в сентябре 2013 года Комитет Совета Федерации по социальной политике подготовил поправки ко второму чтению законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в РФ», вводящие в федеральное законодательство термины «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство». Но в 2014 году в данном направлении ничего не изменилось. Невозможно предоставлять поддержку социальному предпринимателю, не имея комплексной законодательной основы содействия развитию этого важного для общества сектора экономики. Таким образом, статус социального предпринимателя на сегодняшний день не является легитимным и не может рассматриваться наравне с некоммерческими организациями и малым бизнесом. Но все же, будет не верно не сказать, что определение понятия «социальное предпринимательство» дано только в приказе Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»9. А также в Приказе № 223 Минэкономразвития и Законе о некоммерческих организациях (НКО)10, в которых речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях. Однако эти определения не могут расцениваться как законодательное закрепление статуса социального предпринимательства. Из-за отсутствия законодательно установленного статуса сегодня социальное предпринимательство в России вынуждено развиваться стихийно, в различных организационно-правовых формах коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (как субъектов малого и среднего 9 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146770/ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116671 10 предпринимательства) и организованно, в форме социально ориентированных НКО. Однако следует добавить, что все же в данном направлении ведутся работы. В рамках проводимых Министерством экономического развития мероприятий, субъектам софинансирования создания предпринимательства, для РФ предоставляются региональных грантовой субсидии для центров социального поддержки социальных предпринимателей, в том числе обеспечивающих занятость многодетным матерям, инвалидам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также развивающих проекты в сфере дошкольного и дополнительного образования, досуга детей11. Новая попытка была предпринята 16 октября 2014 года, в Государственную Думу, группой парламентариев из Верхней и Нижней палат Федерального Собрания, был внесен законопроект о социальном предпринимательстве и формах его поддержки. Сутью проекта является внесение в правовой, а значит и экономический обиход страны механизм, который уже давно реализован во многих странах мира, а главное имеет успех. В европейских странах, таких как: Греция, Португалия, Финляндия, Франция социальное предпринимательство имеет различные организационно-правовые формы, но везде есть механизмы льготного налогообложения и государственной поддержки. В Соединенных Штатах Америки на социальных предприятиях занято около 9,5 млн. человек, которые получают более 8% фонда заработной платы (ФЗП) страны12. Кроме этого, с 1 января 2015 года вступает в силу новый закон о социальном обслуживание населения13. На первый взгляд взаимосвязь вышеназванного проекта и социального предпринимательства отсутствует, но, по словам заместителя министра труда и социальной защиты РФ – Алексея Вовченко, данный закон будет способствовать развитию 11 бизнеса социальных Андреева А. Когда спасение утопающих становится делом / А.Андреева // Бизнес России. – 2013. - № 5. – С. 68-70 12 13 U.S. Census Bureau. Statistical Abstract of the United States: 2012. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166044 предпринимателей. Во-первых, «обнулится» налог на прибыль, который сейчас составляет 20%, таким образом, будут внесены изменения в Налоговый кодекс РФ14. Во-вторых, государство будет субсидировать процентную ставку по кредиту на строительство или реконструкцию учреждений по социальному обслуживанию, например, дома-интернаты для инвалидов и престарелых. Очень важным пунктом является исключение и упрощение санитарных норм и правил: высота потолков, обязательное наличие встроенного шкафа, определенная площадь гостиной и т.д. Важно отметить, что в бюджете 2015 года заложено 160 млн. рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу социального обслуживания15. Социальный бизнес должен быть юридически защищенным, а благодаря этому становится все более популярным в обществе, в первую очередь этому должно способствовать государство, поддерживать инициативы социальных предпринимателей. К сожалению, в настоящее о время, на этапе становления в Российской Федерации социального предпринимательства, говорить о нем как о самостоятельной области деятельности еще рано, так как ее масштабы весьма незначительны в рамках нашего государства. Но, безусловно, именно такой бизнес во многом должен определять будущее развитие социально ориентированных экономик16. 14 15 http://www.consultant.ru/izmeneniya_nalogovogo_zakonodatelstva/ www.nb-forum.ru/interesting/experts/alexey-vovchenko-privlech-business-v-sotsobsujivanie.html#ixzz3KFI3qLi3 Шубенкова Е.В., Лебедева Д.А. Социальное предпринимательство как вектор развития современного бизнеса в России // Экономика устойчивого развития. № 2 (18). Июнь 2014. Стр. 242-244. 16

- у работы пока нет рецензий -