Обзор рынка автомобильных журналов России

Изучая современный рынок СМИ, стоит отметить, что автомобильные журналисты работают на многих платформах: на телевидении и радио, в онлайн-изданиях, а также в газетах и журналах. Встречаются и мультимедийные журналисты, которые удачно совмещают работу сразу на нескольких платформах. В рамках данной работы мы проведем обзор рынка автомобильных журналов России и рассмотрим 5 основных изданий, которые можно назвать нишевыми в данном сегменте рынка: «5КОЛЕСО», «Автомобиль и Сервис», «Автопанорама», «За рулем», «Коммерсантъ. Автопилот».

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 54894f38f2ad471e773c6ecf
UUID: e00624e0-6280-0137-6e24-525400006e27
Опубликовано: 11.12.2014 08:00
Просмотры: 1652

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникации Обзор рынка автомобильных журналов России Выполнила: студентка V курса дневного отделения А.Р. ОБЛЫГИНА Москва 2015 Введение Изучая современный рынок СМИ, стоит отметить, что автомобильные журналисты работают на многих платформах: на телевидении и радио, в онлайнизданиях, а также в газетах и журналах. Встречаются и мультимедийные журналисты, которые удачно совмещают работу сразу на нескольких платформах. В рамках данной работы мы проведем обзор рынка автомобильных журналов России и рассмотрим 5 основных изданий, которые можно назвать нишевыми в данном сегменте рынка: «5КОЛЕСО», «Автомобиль и Сервис», «Автопанорама», «За рулем», «Коммерсантъ. Автопилот». 1. Журнал «5КОЛЕСО» «5КОЛЕСО» - ежемесячный автомобильный журнал, выходящий в печать с сентября 1993 года. Тираж издания составляет 152 000 экземпляров. Журнал распространяется в 46 городах: Архангельск, Астрахань, Великий Новгород, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Донецк, Екатеринбург, Запорожье, Иваново, Казань, Калининград, Калуга, Киев, Кишинев, Кострома, Красноярск, Курск, Липецк, Луцк, Минск, Москва, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Петрозаводск, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Севастополь, Смоленск, Таллин, Тверь, Тольятти, Тула, Уфа, Челябинск, Чита и Ярославль. Главным редактором журнала является Олег Богданов. Журнал «5КОЛЕСО» состоит из следующих разделов: Подиум, Полигон, Мото, Гараж, Трасса, Магазин, Парковка. «Подиум» – рубрика, которая открывает журнал. Основным ее содержанием являются обзорные материалы, например: обзор новинок автосалонов (Женевского, Пекинского, Парижского, Московского и т.д.). Данный раздел отличается большим количеством информации и фотографий. Яркие иллюстрации, графика…Все это делает статью более наглядной и передает динамику и внушающий масштаб того или иного мероприятия. Важно отметить и цветовое решение, вносящее некую хаотичность в верстку: на одной полосе используется черная заливка, на другой – зеленая, на третьей – белая, на четвертой- оранжевая, на пятой – серая. Этот прием используется и для того, чтобы визуально отделить один автомобиль от другого, что не означает сделать акцент на какой-то одной модели. Наоборот, в условиях такой верстки все машины «равны», однако их легко идентифицировать. Важно отметить, что масштаб мероприятия передается не только цветовым решением, большим количеством информации и иллюстраций, но и отсутствием авторства у данных материалов, что, возможно, помогает редакции создать материал-впечатление всей команды журнала, а не одного журналиста. Это придает статье объективность, убирая в сторону личные предпочтения и предвзятое отношение одного из сотрудников. Рубрика «Полигон» содержит в себе статьи, посвященные тест-драйвам автомобилей. В среднем, это 5-6 материалов о впечатлениях журналистов от поездки на новинках автопрома. Данные материалы очень персонализированные: в каждом слове мы слышим авторское «я». В конце концов, это его тест-драйв и его взгляд на машину. В данной рубрике традиционно пишут Игорь Кущнецов, Владимир Маккавеев, Максим Федоров, Олег Калаушин. Последний, на наш взгляд, является одним из наиболее интересных авторов: в его текстах много репортажности, его «я», острый слог и история в основе любой статьи. Стоит отметить, что Олег Калаушин, как и другие авторы рубрики «Полигон» достаточно положительно отзываются о тестируемых экземплярах. Критика есть, не мягкая, тонкая, переходящая сразу в упоминание о достоинстве машины, которое, по мнению автора, перекрывает «совсем небольшой» недостаток. Рубрика «МОТО» уже интересна тем, что в ней не идет речь об автомобилях. Но еще более интересный факт – автор – женщина. Наталья Умнова пишет о гидроциклах, мотоциклах и квадроциклах. Ее тексты отличаются от основного контента журнала именно наличием этого авторского взгляда с претензией на мужской. Стиль Натальи не отличается грациозностью и изысканностью слога: зачастую она дает сухие цифры, данные. Однако журналист любит включать в свои работы исторические справки, вставки с дополнительной информацией. Это достаточно целостный подход, которые позволяет читателю не просто услышать о новинке, а узнать о том, чья это новика, каковы ее предшественник и в чем ее достоинства. Наталья не акцентирует внимание на зеркалах, удобстве и комфорте, ее взгляд более предметный и сухой, похожий на мужской. Но в нем даже юмора нет. Использовав в своем журнале материалы женского авторства, редакция таким образом привлекает внимание неким «сломом» стереотипов. Возможно, делается это и с целью расширить читательскую аудиторию: привлечь внимание женщин-автолюбителей. Однако как такового «слома» в текстах нет: если бы редакция не указывала автора материалов данной рубрики, вероятность того, что читатели бы раскрыли, что данные статьи были написаны журналистом-женщиной, очень низкая. В рубрике «Гараж» журнал вновь возвращается к мужскому авторству: Иван Соколов, Станислав Щустицкий. Данный раздел посвящен не самим автомобилям, а средствам для ухода за ними (для чистки, мойки, заправки и т.д.). Данные материалы можно назвать текстами-советами для автомобилистов. Авторы выступают в роли помощников, которую рассказывают читателям, какое масло лучше всего выбрать и почему, какое средство для мойки машину на сегодняшний день вызывает больше всего доверия и т.д. Все материалы детально проработаны: много таблиц, графиков с указанием числовых данных, ценовых показателей и т.д. Верстка данной рубрики отличается лаконичностью и неброским стилем. «Трасса» - небольшая по объему рубрика, состоящая всего из одного материала, авторство которого меняется от номера к номеру. Это можно объяснить тем, что событий, связанных с гонками, не так много, в отличие, например, от количества новинок на автомобильном рынке. Важно подчеркнуть яркое визуальное оформление статьи: черная или красная заливка в стиле «Bild». Это способствует тому, чтобы материал не затерялся на полосах журнала. «Магазин» - рубрика без указания авторства, содержащая информацию об основных новинках с подписью стоимости машин; о важных событиях месяца и самых выгодных предложениях. Верстка отражает всю сущность изложенных фактов: яркие, кричащие цвета; цены автомобилей оформлены в виде бирок и выделены крупным шрифтом, большое количество иллюстрация (1-2 к каждой заметке). Далее, после рубрики «Магазин», следует каталог с автомобилями, техническими характеристиками, фото и ценами. Рубрика «Парковка» завершает журнал «5КОЛЕСО» и рассказывает об очередном автопутешествии одного из сотрудников редакции: материал, как правило, один, однако он представляет собой не просто данные об автомобиле и рассказ о том, как он ведет себя на дороге, но и информацию о тех местах, которые посетил журналист, о национальных особенностях местного населения. Это советы не просто для автомобилистов, а для настоящих автопутешественников. В целом, журнал «5КОЛЕСО» очень яркий, красочный и инетресный. Редакция уделяет большое внимание не только содержанию материалов, но и их визуальному оформлению (заливки, графики и много иллюстраций). Это облегчает читательское восприятие сложных цифр, данных и технических деталей, которые имеют место быть в журнале. 2. Журнал «Автомобиль и Сервис» «Автомобиль и Сервис» - ежемесячный журнал профессиональной направленности, посвященный автосервисной тематике. Издается с 1997 года. Тираж издания составляет 29 000 экземпляров. Журнал распространяется в 194 городах Российской Федерации и странах СНГ (Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Казахстане, Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане, Армении, Грузии). Главным редактором является Юрий Буцкий. Основные авторы, которые пишут для данного журнала: Александр Хрулев, Юрий Буцкий, Владимир Смольников, Сергей Газетин, Владимир Милов, Андрей Кузнецов, Михаил Смирнов, Геннадий Дунин, Андрей Филатов, Андрей Теслинов, Алла Орлова. Журнал состоит из 5 разделов: Компании, Рынок, Сервис, Компоненты и запчасти, Автомобили. «Компания» - это рубрика не только о новинках автопрома, но и о тенденциях автомобильного рынка. Материалы данного раздела содержат не только информационную справку, но и авторское «я», звучащее в выбранных журналистом экспертных мнений. Важно отметить, что данный раздел представлен в журнале не всегда, как и рубрики «Компоненты и запчасти» и «Сервис» «Рынок» - это аналитическая часть журнала. Зачастую здесь можно увидеть материал главного редактора Юрия Буцкого, который изучает тот или иной сегмент рынка и делает свои прогнозы относительно полученных результатов. «Автомобили» - наибольшая по объему рубрика, материалы которой посвящены техническому оснащению автомобилей с детальным рассмотрением их начинки. Необходимо обратить внимание на визуальное оформление журнала: верстка достаточно консервативная, фото размещены строго по углам полос, иллюстрации одинакового размера, никаких кричащих заголовков и ярких цветовых решений. Сдержанность и неброскость стиля подчеркивает целевую аудиторию журнала – специалисты, интересующиеся автосервисным оборудованием и технологиями. Редакция смещает акцент с внешней оболочки печатного издания на его содержательную сторону. 3. Журнал «Автопанорама» «Автопанорама» - ежемесячный журнал, который издается с 1995 года. Тираж издания составляет 172 000 экземпляров. Журнал распространяется на территории Российской Федерации. Главным редактором является Андрей Безверхов. Над журналом работают следующие авторы: Василий Аверкиев, Андрей Безверхов, Дмитрий Зайцев, Василий Сергеев, Денис Арутюнян, Петр Кузнецов, Алексей Хресин. «Автопанорама» состоит из 21 рубрики: Новости, Точка зрения, Тест-дебют, Персона, Дороги России, Высшая лига, Специальный репортаж, Экспертное мнение, День внедорожника, Сравнительный тест, Открытый диалог, Полигон, Дата в истории, Тюнинг, Инфолента, Панорама спорта, Есть повод, Авто с пробегом, Образ жизни, Гид покупателя и Коммерческие автомобили. Рассмотрим основные из них. Раздел «Новостей» обезличенный: нет имен авторов. Стиль сдержанный и сухой, в духе переработанных текстов пресс-релизов. Заметки, размещенные в данном разделе, посвящены выходу новых моделей или подписанию договоров о сотрудничестве компаний. «Тест-дебют» - еще одна из ключевых рубрик журнала. Материалы здесь крайне персонализированы: мы видим впечатления авторов от поездки но новинках автомобильной индустрии. Среди журналистов, кто чаще всего пишет для данного раздела, можно выделить Василия Аверкиева, Андрея Безверхова, Дмитрия Зайцева, Алексея Павлова, Василия Сергеева. В данных статьях используется большое количество фотоиллюстраций объемом до ½ полосы. Изображения, как правило, предоставлены пресс-службами компаний, которые предоставляют свой автомобиль на тест-драйв. «Специальный репортаж» - одна из традиционных рубрик автомобильной прессы, посвященная автопутешествиям. ЕЕ автор – Денис Арутюнян. Дух странствия и приключений соединен с информативной стороной. Гармоничное сочетание двух этих моментов рождает поистине талантливый текст. Важно отметить и другую рубрику - «Сравнительный тест». Ощущение борьбы и соперничетсва пронизывает данные материалы и наполняет их содержание более насыщенными и привлекательными для читателей эмоциями. Как и журнал «Автомобили и Сервис», «Автопанорама» минималистично подходит к выбору способа верстки: текста больше, чем иллюстраций. Однако команда дизайнеров «Автопанорамы» делает верстку более стильной, пусть и выдержанной (в духе изысканного консерватизма). 4. Журнал «Коммерсантъ. Автопилот» «Коммерсантъ.Автопилот» - ежемесячный журнал, издаваемый тиражом 87 000 экземпляров . Главным редактором является Дмитрий Гронский. Авторы, пишущие для журнала «Коммерсантъ. Автопилот»: Хасан Ганиев, Иван Баранцев, Сергей Сорокин, Иван Картамцев, Анна Климник, Юрий Алексеев, Александр Ставров, Анатолий Пустовит. Наличие женского взгляда делает журнал интересным и убирает характерный для автомобильной прессы односторонний взгляд на предметы. Журнал насчитывает 5 рубрик: Открытие, Машинное отделение, Дом культуры, Человеческий фактор, Правила пользования. Раздел «Открытие» посвящен освещению новинок автопрома, которые были протестированы авторами издания. Материалы данной рубрики очень гармоничны по своей структуре: многополосные статьи удивительным образом балансирует между красочными и яркими картинками и содержательной основой текста. Сухие данные и цифры сочетаются с авторскими историями и впечатлениями. Важно отметить, что упоминания о технических характеристиках здесь меньше, чем в материалах других изданий. Таким образом, редакция делает свои статьи доступнее для широкого круга читателей. Рубрика «Машинное отделение» также посвящена автомобильным тестдрайвам. «Дом культуры» посвящен дизайну автомобилей и описанию их начинки. «Человеческий фактор» - одна из самых необычных рубрик для автомобильной прессы. В ней речь идет об историях из жизни автомобильных журналистов, связанных с различными рабочими моментами: например, как пограничники не пропустили через границу, так как целью – проведение зарубежного тест-драйва показалась им не слишком убедительной; один из журналистов поделился своим случаем в аэропорту, когда он решил погладить служебную собаку, что было расценено как попытка отвлечь внимание от багажа. Также в данном разделе можно обнаружить и материалы, посвященные рассказу об истории той или иной автомобильной марки. Рубрика «Правила пользования» - это обзор аксессуаров и других интересных для автолюбителей вещей: детские кресла, зонты, куртки, часы, свет, сумки и т.д. Невозможно не обратить внимание на верстку издания. У журнала есть свой уникальный стиль: иллюстрация дизайнеры используют в качестве карикатурные основных изображения; и дополнительных единое цветовое оформление и шрифты. Визуально «Автопилот» выглядит очень стильно и лаконично, несмотря на кричащие заголовки и яркие и занимающие достаточно большое место по объему фотографии и картинки. Интересен также необычный подход редакторской команды к числовым данным, которые необходимы для того, чтобы рассказать о технических характеристиках машины. Выход достаточно прост: с целью избежать перегрузки журнала обилием цифр и аббревиатур, все эти данные выносятся отдельными сносками и врезками. Таким образом, текст остается легким для читательского восприятия, но при этом информативным, а для самых любознательных читателей приведены и подробное техническое описание авто. 5. Журнал «За рулем» «За Рулем» - ежемесячный журнал, издаваемый с 1928 года. Как утверждает редакция «За Рулем», это первый автомобильный журнал России. Тираж издания составляет 380 000 экземпляров. Журнал распространяется на территории Российской Федерации. Главным редактором является Антон Чуйкин. «За Рулем» включает в себя 3 основные рубрики: «Премьеры», «Тесты» и «Жизнь». Следует обратить внимание на оформление данных разделов. Каждый из них открывается «Содержанием» и несколькими предложениями о статье под заголовком «Коротко». «Премьеры» содержит информацию о новинках автомобильного рынка; различных презентациях автомобилей. Для данной рубрике пишут Дмитрий Федоров, Максим Гомянин, Михаил Кулешов, Вячеслав Субботин, Вадим Никишев, Максим Сачков, Максим Сергеев, Вадим Крючков, Владимир Соловьев. Материалы данного раздела отличаются обзорным характером, но не исключает наличие авторской оценки, хотя и не совсем объективный, так как автор говорит о новинке без проведения ее тест-драйва. «Тесты» - рубрика более интересная и красочная (если говорить как об информативном, так и о визуальном наполнении). Здесь мы можем наблюдать глубокий авторский взгляд на предмет своего материала. В данном разделе раскрывается не только характер тестируемого авто, но и журналистский талант автора. Для данной рубрике пишут Сергей Воскресенский, Михаил Кулешов, Михаил Колодочкин, Юрий Тимкин, Максим Сачков, Сергей Мишин, Сергей Канунников. Последний делает сравнительные тесты – один из ключевых моментов, который должно содержать любое уважающее себя автомобильное издание. Каждый материал не похож друг на друга и выражает авторский посыл и его субъективную оценку. Дизайнеры подчеркивают это и оформлением полос данной рубрики. «Жизнь» - околоавтомобильные материалы. Здесь читатель может найти статьи об истории марки, о сервисе и безопасности, об экономике и спорте и т.д. – информацию о том, что хотя бы немного затрагивает автомобильную тематику. Для данной рубрики пишут Сергей Зиновьев, Вадим Никишев, Игорь Можаретто. Важно подчеркнуть, что не стоит путать журнал «За Рулем» с газетой «За Рулем». В газете также есть 3 рубрики с похожим значением: «Обозреватель», «Испытатель», «Консультант». Однако контент и штат сотрудников у данных изданий разный. Журнал «За Рулем» - выделяется на фоне своего собрата и более качественным и стильным оформлением, а также большим объемом. Список использованных источников: 1. Журнал «5КОЛЕСО». Выпуски № 4 (252), 5 (253), 6 (254). 2014 год 2. Журнал «5КОЛЕСО»: URL: http://5koleso.ru/. Дата обращения: 29.11.2014. 3. Журнал «Автомобиль и Сервис». Выпуски: ноябрь 2014 (212), декабрь 2014 (213). 4. Журнал «Автомобиль и Сервис». URL: http://abs-magazine.ru/issue/213. Дата обращения: 29.11.2014 5. Журнал «Автопанорама». Выпуски № 10, 11, 12. 2014 год. 6. Журнал «За рулем». Выпуски № 10 (1000), 11 (1001), 12 (1002). 2014 год. 7. Журнал «За рулем». URL: http://www.zr.ru/archive/zr/2014/12/oblozhkanomera#1. Дата обращения: 29.11.2014 8. Журнал «Коммерсантъ. Автопилот». Выпуски: № 09 (242), №10 (243), 11 (244). 2014 год.

- у работы пока нет рецензий -