"Золотой лимузин и экономика вакуума: манифест издания "Батенька, да вы трансформер""

«Принципы работы редакций новых медиа на примере издания “Батенька, да вы трансформер”»

Тип публикации: Курсовые

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 548dbb16f2ad471e773c6eff
UUID: e037eba0-6280-0137-6e3c-525400006e27
Опубликовано: 14.12.2014 16:30
Просмотры: 3805

Current View

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации Работа на тему «Золотой лимузин и экономика вакуума. Принципы работы редакций новых медиа на примере издания “Батенька, да вы трансформер”» Выполнила: студентка 5 курса 521гр. Валерия Житкова Преподаватель: к.ф.н. И.И. Засурский Москва, 2014 Содержание 1. Введение ………………………………………………………………….. 3 2. Постапокалиптическая журналистика, или как выжить в мире абсурда…………………………………………………………………… 5 3. «Батенька» в лицах, или как творится хаос ……………………..... 8 4. Заключение …………………..……………………………………….… 12 5. Список использованных источников ………………………………. 13 2 Введение «Задачу «Батеньки» можно сравнить с работой орнитолога. Тоже, в общемто, достаточно тупорылое, но милое сердцу занятие: сидишь в кустах с блокнотом наперевес, высматриваешь птиц, хитро на них щуришься, шелестишь усами как Глаголев и делаешь тщательные пометки»1, - пишет о принципах работы издания, речь о коеми пойдет ниже, его идейный лидер. Эту чудесную метафору можно экстраполировать на любую исследовательскую деятельность –именно наблюдение и фиксация, а не анализ, как принято заявлять в любой мало-мальски уважающей себя научной работе, - базис изучения чего-либо живого. Ведь прежде¸ чем что-то проанализировать, необходимо предварительно разделить это на части. А редакция любого СМИ - живой организм, расчленение которого невозможно (в этом случае он перестанет быть живым). Поэтому я ограничусь наблюдением и, по мере возможностей, выявлением некоторых закономерностей в жизни подопытной редакции. Именно этому процессу и посвящена данная работа. Новые медиа (как производители контента) занимают особую полку в книжном шкафу редакционных типов. Конечно, объединять их под одним знаменем было бы поспешным и неоправданным шагом. Поэтому я не буду заниматься демагогией и рассмотрю только один пример внутреннего устройства редакции интернет-издания. И хотя сами авторы яростно открещиваются от аббревиатуры СМИ, я возьму на себя смелость окрестить их массовыми информаторами. Как известно, официальный статус часто не отражает реальное содержание того или иного явления – советский самиздат и не мечтал о признании «сверху», тем не менее, вещал для миллионов. Итак, в данной работе я рассмотрю редакционную систему одного издания (или феномена, если угодно – реверанс основателям), одного, но зато какого выдающегося, яркого и самобытного. Может быть, нетипичного и, 1 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Что такое БАТЕНЬКА.РУ и зачем оно вам нужно?»Режим доступа: http://batenka.ru/wtf/ 3 вследствие этого, неподходящего для обобщений - да и Бог с ними, с глобальными обобщениями, у данной работы совсем иная задача. А именно показать во всей ее красе устройство и ежедневную работу редакции, узнать, кто всем этим безумием правит, а кто в ежедневном режимеего создает, проследить за процессом рождения материалов в издании "Батенька, да вы трансформер". 4 Постапокалиптическая журналистика, или как выжить в мире абсурда «Изучение человека в естественной среде обитания. Упущенные возможности. Чудеса фантазии. Невероятные истории. Отважные попытки. Кунсткамера волшебства современного мира. Радости бытия на планете Земля»2. Это не описание нового американского блокбастера, это программная установка «Батеньки». И самое удивительное то, что всѐ перечисленное можно найти в текстах этого заумного (от «заумь») издания. Тот, кто хоть раз посетил сайт «Батеньки», простит меня за обильное цитирование: описывать то, что творят эти люди, очень сложно и главное – бессмысленно. Вот как рисует условный Теодор Глаголев (об этом великом мистификаторе позже) портрет своего среднего читателя: «В последнее время вам кажется, что мир окончательно сошел с ума? Вы читаете новости, и вас не покидает мысль, что человечество на всей скорости несется прямиком в ад? Вы задумываетесь: интересно, черт возьми, в какой именно момент все живое вокруг превратилось в какую-то необъяснимую дичь? Вы все больше подозреваете: что-то не так, да? Гадаете: ведь во всем этом должен быть хоть какой-то смысл, не так ли? И все чаще говорите друзьям и родным, что Конец Света близок?» Спасением от экзистенциального кризиса становятся материалы «Батеньки»: они обещают вывести читателя из порочного круга безответных вопросов. «Поздравляем! Ответ крайне прост. Добро пожаловать на планету Земля, 2 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Что такое БАТЕНЬКА.РУ и зачем оно вам нужно?» Режим доступа: http://batenka.ru/wtf/ 5 здесь так принято! Ведь не зря, на секундочку, женщины только с этой планеты выигрывают конкурс «Мисс Вселенная»», - резонно замечает Теодор. В качестве небольшого отступления хочу заметить, что одним из самых невероятных открытий в «Батеньке» для меня стали очевидные, элементарные вещи, которых никто не замечает, а они есть, и своим существованием обнажают абсурдность многих (пугающе многих) составляющих нашей жизни. Так вот, «Батенька» - это не просто извращенная фантазия сидящих на чем-то сильном бывших журфаковцев (ладно, и это тоже), это звонкая пощечина сумасшествию современного мира. «Не нужно читать новости и думать, что, кажется, под ногами разверзлась преисподняя. Не стоит гадать, через сколько настанет «Код апокалипсиса». Нет, мир не катится на всех оголтелых парах в самое сердце ада. Конец света настал давным-давным-давно. Так было всегда. Вы просто не заметили»3, - поясняет Теодор Глаголев. Переводя на человеческий, конец света для авторов «Батеньки» - это конец эпохи вездесущего разума, по законам которого существует всѐ окружающее. Как только мир решил поиграть в средневековый карнавал, когда царь становится нищим, а последний маргинал занимает сверкающий трон, как только все правила были отменены, и эта революция смысла была воспринята как должное, - рухнул старый-добрый правильный мир. «Теперь же можно спокойно делать целые тесты на определение настоящих новостей от ненастоящих», - развивает свою апокалиптическую мысль Теодор. «Любой, даже самый запредельный ад, какой взбредѐт вам в голову, скорее всего, уже случился. Россияне устроили массовую драку из-за памперсов в норвежском магазине! Японскую художницу арестовали за рассылку 3D-отпечатков еѐ вагины — и вообще она хотела сделать каяк в виде своего влагалища! Мексиканец случайно застрелился, когда делал 3 Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur, Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 6 селфи, да и смертельные селфи набирают всѐ большую популярность! Гаджеты восстают против людей! Женщина вышла замуж за картонного Роберта Паттинсона! Индус взял в жены гору! Вы знаете, что вас теперь могут посадить за лайк или ретвит? А вы видели эти упражнения по пауэрлифтингу с помощью вагины? Как вам, кстати, запреты всей живой жизни на территории Российской Федерации? Война, вот ещѐ. В Караганде празднуют юбилей бегемота! Говорить негативно о Крыме нельзя. А, ну да, конечно же, вот ещѐ немного: пьяного вора, бомжа и гуся на краденой машине задержала полиция. В Югре банда Деда Мороза заставляет детей выбрасывать ценности в форточку. В Швеции убили самого старого на свете угря по имени Угорь — ему было 150 лет. ФСБ получила прямой доступ к персональным данным в социальных сетях. Охрана президента России вывихнула руку девушке-инвалиду. Повесилась автор более 20 книг о счастье»4, - ряд примеров массового помешательства можно продолжать бесконечно, чем, собственно, и занимаются авторы «Батеньки». В общем и целом, это талантливое (что ни автор, то реинкарнация Чехова) эссе на заданную тему: ей может стать любая абсурдная новость – от евро за 72 рубля до клипа Евгении Васильевой про тапочки Сердюкова. Впрочем, снова упираясь в невозможность описать неописуемое, интересующихся на сайт «Батеньки». 4 Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur, Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 7 отправляю всех «Батенька» в лицах, или как творится хаос Пару слов об истории моей любви с этим чудо-изданием. Проведя за чтением материалов о Шайтан-болоте и омских джедаях пару-тройку суток и потеряв осознание реальности, я решилась спросить, что это, как устроено и, главное, зачем, у самого Теодора Глаголева (благо, функция «Написать Теодору» есть на главной странице). Тео ответил оперативно и был крайне мил, пригласив меня на планерку в мастерские Толстых (к сожалению, на собрание в Золотом лимузине5 я опоздала). К еще большему сожалению, встреча из-за цейтнота и моей нерадивости так и не состоялась, но – пренепременно состоится и станет бриллиантом на теле моей дипломной работы. Тем не менее, разузнать, каков «Батенька» изнутри, мне удалось из электронного общения с условным Теодором. Оказалось, что «Батенька» - это собрание профессиональных журналистовэнтузиастов, сублимирующих свое негодование на тему устройства мира (анализировать который входит в их ежедневные журналистские обязанности) в собственное «новое медиа, ответ на все вопросы, ту причину, по которой стоило создавать интернет и изобретать станок Гуттенберга». Сайт не зарегистрирован как СМИ, это даже не юридическое лицо – денег в проекте ноль. Кстати о нуле: «Мы нищеброды», - радостно заявляет Теодор. «У нас нет ничего, мы живем согласно экономикивакуума, то есть, без денег — всѐ, что вы видите на нашем сайте, сделано совершенно бесплатно. СОВСЕМ. Нашими силами. Мы платим Нолем, и это счастье, ведь Ноль — самая стабильная валюта на земле. Но снимать офис с Нолем мы еще не научились». Поэтому редакционное пространство «Батеньки» - это московские кафе, где авторы встречаются каждую неделю, редакционный Facebook-чат, «в котором чужак сойдет с ума и лишится волос на пояснице», и виртуальная 5 Видеоотчет о планерке в Золотом лимузине: http://www.youtube.com/watch?v=HODTV5YdDzE 8 редакция на сайте Quip.com, где покоятся все пока незавершенные тексты, где редакторы контролируют заполняемость своего отдела и через который передают готовые шедевры «шеф-лобстеру» (местный аналог главного редактора).Тем не менее, в редакции существует постоянный штат (структурировать можно даже хаос, уверены в «Батеньке»), периодически пополняемый внештатными авторами – художниками, экономистами, бывшими следователями и даже Олегом Кашиным. На самом деле, сайт делают выпускник журфака МГУ, журналист Егор Мостовщиков и команда его друзей, тоже выпускников нашего великого факультета. О реальной истории создания «Батеньки» ничего не известно, но есть довольно красивая легенда и немного сумасшедшая легенда. Во главе всей системы стоит Теодор Глаголев, «забытый миром путешественник и герой, апокалиптолог и исследователь». Существовал ли этот человек на самом деле, неясно. У создателей «Батеньки» есть несколько легенд об этом знаковом персонаже, которые сводятся к тому, что лицо Теодора Глаголева с логотипа сайта нашлось в Киеве — на Андреевском спуске продавали древнюю передовицу газеты «Нива», а Глаголев рекламировал средство для роста волос «Перуин-пето». Биография Теодора Глаголева гласит, что он родился 18 марта 1871 г. в Париже. Как умер и от чего — никто не знает, известно только, что в апреле 1912 г. он был в Саутгемптоне, Великобритания, и собирался отплыть на Титанике в НьюЙорк. Все эти невероятные приключения извлечены из дневника Теодора, который основатели сайта нашли на одном из книжных развалов (пожалуйста, мысленно добавляйте слово «якобы» к каждому предложению в этой работе). «Он был путешественником и исследователем, но он не открывал новые земли, не уничтожал белые пятна на карте, не опускался на дно океана (хотя и это было) чтобы открыть новые геологические данные. Нет, у Теодора Глаголева была другая миссия: он изучал людей. Глаголев путешествовал по миру и собирал сведения об удивительной жизни людей 9 после конца света. Повадки. Привычки. Заблуждения. Мечты. Теории и практики жизни после смерти. Вот чем занимался Глаголев»6. И апологеты изучения мира после конца света приняли у Теодора эстафету этой нелегкой миссии. Далее в управленческой пирамиде «Батеньки» идут простые смертные. Мой новый друг Теодор рассказал о редакторе каждого отдела в свойственной ему манере, поэтому разобрать, что здесь правда, а что – стѐб, я не вижу не единого шанса и предоставляю эту увлекательную миссию читателю данной работы. Итак, правит бал шеф-лобстер Егор Мостовщиков. Он автор большей части сайта: логотипа, баннеров и «подвала». Все тексты перед публикацией проходят через его «ок». Егор Мостовщиков один из создателей«Батеньки», но не главный редактор — ведь раз «Батенька» не СМИ, то и главного редактора у него быть не может, резонно замечает Теодор. Дальше идут руководители отделов, численность, названия и содержания которых периодически трансформируются. Антон Ярош — фармацевт, актер, менеджер, выпускник журфака МГУ, директор отдела «Транспорт и силовые решения». Он один из главных сооснователей сайта, водитель Батенька-мобиля и самый вменяемый из всей редакции. Этери Барклай — работала в фонде борьбы со СПИДом и в ЮНЕСКО, выпускник журфака МГУ, свободно говорит на английском и французском языках, директор отдела «Быт и нравы» и «Аудиошок». Александр Васев — бывший сотрудник Openspace, LifeNews, КоммерсантъТВ, выпускник журфака МГУ, директор отдела «Трансфигурация и магические вещества». 6 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Кто такой Теодор Глаголев». Режим доступа: http://batenka.ru/2014/07/03/kto-takoj-teodor-glagolev/ 10 Ольга Осипова — фоторедактор, работала в TheNewTimes, Ленте.ру, редактировала книгу Евгения Фельдмана о войне на Украине, выпускник журфака МГУ, директор отдела ―Мистика и экстрасенсорика‖ Максим Мартемьянов — специальный корреспондент GQ, заканчивает обучение на журфаке МГУ, название для его отдела еще не придумано. Влад Моисеев — корреспондент журнала «Русский Репортер», директор отдела «Мизантропия и Уныние». Его тексты – самые читаемые на сайте (угадывает боль аудитории). К основному костяку редакции, его главная мышце, периодически прибавляются внештатные авторы и сами читатели, делающие рубрику «Та самая история». «Как видите, у нас все директоры и руководители, так что черт его знает какая это иерархия — мы вместе все придумываем и вместе друг друга пинаем, если вдруг что не получается», - подытоживает Теодор. 11 Заключение Я искренне восхищаюсь талантом авторов и создателей «Батеньки». Сама по себе концепция абсурдных новостей, аналитики и эссеистики в абсурдном мире тянет на Пулитцера, да еще и все тексты написаны дьявольски интересно. Возникает странное чувство, когда, несмотря на полное отсутствие смысла в 8 000-значной статье оторваться от нее невозможно – уж больно язык хорош и метафоры метки. Очень жаль, что постоянными читателями «Батеньки» остается узкая прослойка хипстеров и прочих модных бородачей (сомневаюсь, что банкир за 35, не выпускающий из рук «Коммерсант» и «РБК» каждый обеденный перерыв посвящает чтению статей а-ля «Как Лиза узнала, что такое минет»). И моя маленькая цель с сегодняшнего дня – вбросить эту чудную вещь в массы, по крайней мере, своего окружения. Хотя бы ради того, чтобы журфаковцы учились хорошо писать. Да пребудет с нами сила. Только Батенька, только хардкор. 12 Список использованных источников 1. Сайт издания «Батенька, да вы трансформер»: http://batenka.ru/ 2. Личное общение с Теодором Глаголевым 3. Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 4. Канал «Батеньки» на YouTube: http://www.youtube.com/channel/UC7nC2xMnxu7kyidPEEDJMyA 13

- у работы пока нет рецензий -