Аппарат электронных изданий

В данной работе будут рассмотрены особенности аппарата электронных изданий, в частности его достоинства и недостатки, возможности пользования аппаратом электронных изданий, зависящие от технических возможностей используемого устройства, общие тенденции, характерные для аппарата как электронных, так и печатных изданий.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 548e2168f2ad471e773c6f15
UUID: e04ff8b0-6280-0137-6e47-525400006e27
Опубликовано: 14.12.2014 23:46
Просмотры: 2130

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА Факультет журналистики «Аппарат электронных изданий» Выполнила студентка 5 курса дневного отделения 512 группы Федотова Лилия Преподаватель: И. И. Засурский Москва 2014 Благодаря современным технологиям, сегодня мы имеем множество возможностей для распространения информации. Наиболее популярными носителями информации становятся электронные носители. Внедренные практически во все сферы человеческой деятельности, они становятся альтернативой традиционным носителям информации, значительно уступающим электронным по многим параметрам. В данной электронных работе изданий, в будут рассмотрены частности его особенности достоинства и аппарата недостатки, возможности пользования аппаратом электронных изданий, зависящие от технических возможностей используемого устройства, общие тенденции, характерные для аппарата как электронных, так и печатных изданий. В первую очередь стоит четко сформулировать определение аппарата издания. По ОСТу 29.130—97 «Издания. Термины и определения» аппарат издания – это совокупность дополнительных элементов издания, призванных пояснить, растолковать основной текст, способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчить читателю пользование изданием, а также помочь его обработке в статистических, библиотечнобиблиографических и информационных службах. В зависимости от наполнения и функционального назначения выделяют следующие виды аппарата: • сопроводительный, или научно-вспомогательный, содержащий сопроводительную статью и комментарии/примечания; • справочно-поисковый, включающий оглавление (содержание), вспомогательные указатели и т.п.; • опознавательный, представляющий собой выходные сведения; • библиографический, состоящий из библиографических ссылок и библиографических списков литературы [1]. Данная классификация аппарата издания основана на функциях его элементов. Существуют, однако, и другие классификации, основанные на других основаниях деления элементов аппарата издания. Одним из самых используемых и удобных оснований для типологии элементов аппаратов издания является их расположение относительно текста. Таким образом элементы аппарата издания можно разделить на предтекстовые, внутритектовые и затекстовые [3]. Качественный аппарат издания является показателем его высокой культуры. Работе над ним уделяется огромное внимание. Он призван повысить информативность и практическую ценность издания, сделать его более удобным для читателя [2]. Аппарат издания также является одним из факторов, влияющих на продаваемость аппаратом, книги. безусловно, Произведение, привлечет сопровождаемое большее внимание качественным потенциальных читателей, чем книга, где таковой отсутствует. Таким образом аппарат издания может быть причислен к инструментам маркетинга. Работа над аппаратом — одна из самых сложных работ над книгой. Как правило, этим занимаются профессиональные редакторы. Состав и содержание аппарата зависят от потенциальной читательской аудитории и целей, которые ставят перед собой авторы и издатели. Для того чтобы грамотно составить качественный аппарат, необходимо профессиональное образование и опыт работы над книгами. Именно они позволяют выпустить в итоге качественный продукт, который будет оправдывать вложение в него средств и привлекать внимание потенциальных покупателей [5]. В качестве примера того, как сильно может меняться аппарат издания в зависимости от вышеперечисленных факторов, рассмотрим аппараты двух видов изданий: научно-популярного и издания для детей, допустим, детской энциклопедии. Научно-популярное издание предполагает достаточно большое количество элементов аппарата. Например, трудно представить себе книгу, призванную популяризовать науку, без сносок, примечаний и комментариев. Как правило, такие книги также сопровождаются вступительной статьей, призванной объяснить цель публикации данного произведения, познакомить читателя с историей вопроса и т.п. Для детской литературы такой аппарат неприемлем. Ребенок не станет перелистывать книгу в поисках разъяснения, к которому его ведет отсылка. Его также вряд ли заинтересует библиографический список, представляющий собой перечисление источников информации, использованных для создания конкретной книги. Ребенок нуждается в сносках, причем постраничных. Эти сноски помогут ребенку получить дополнительную информацию на той же странице, где расположен основной текст. Стоит обратить внимание, что сноски в детских книгах имеют несколько другой вид. Они печатаются крупным шрифтом, не всегда расположены в конце страницы, часто выделяются графически (цветом, рамкой и т.п.). Иногда сноски в детских книгах делятся на несколько видов (например, «обрати внимание», «узнай у родителей», «запомни» и т.п.). Такие сноски обозначаются каким-либо графическим элементом (восклицательным знаком, изображением человечков и т.п.). Перечисление видов сносок представлено в начале книги. Напротив каждого изображения разъясняется его значение. Детские книги могут предваряться вступительной статьей, однако не всегда она предназначена для читателя, то есть ребенка. Статья может быть адресована родителям, то есть потенциальным покупателям. Данный сопоставительный анализ доказывает, что в каждом конкретном случае аппарат издания индивидуален. И это также доказывает то, что работу над ним должен проводить профессионал. Со временем представление профессионалов о том, как должен выглядеть аппарат издания менялось. Среди последних тенденций можно выделить упрощение аппарата издания. Это является причиной снижения культуры выпускаемых в настоящее время изданий. Также стоит отметить ухудшение качества аппарата изданий. В качестве причин того, почему складывается такая ситуация, можно выделить экономические и временные. Издателям невыгодно сопровождать основный текст обширным аппаратом из-за больших затрат на услуги типографий. В целях экономии средств, выделяемых на печать, издатели прибегают к упрощению аппарата издания, достигаемого посредством исключения его элементов, которые могли бы быть вполне актуальными. Также составления качественного аппарата издания — это трудоемкий процесс, требующий работы над ним редактора, научных редакторов, комментаторов, авторов вступительных статей и т.п. Это опять же дополнительные финансовые затраты, а также достаточно много времени, которое может потребоваться на выполнение столь сложной работы. Казалось бы, производство книг в электронном формате могло бы решить эту проблему за счет того, что исчезает достаточно значительная часть расходов — расходы на услуги типографий, однако на данный момент улучшения качества аппарата издания из-за смены носителя не наблюдается. Действуя по старой, уже ставшей привычной схеме, издатели продолжают уделять достаточно мало внимания аппарату выпускаемых изданий. Возможно, в будущем ситуация изменится, но для этого должно пройти время, чтобы и читатели, и издатели привыкли к электронному формату книг и воспринимали их также, как сейчас многие продолжают воспринимать бумажные книги. В данном случае складывается ситуация, когда читатель, уже привыкший к некачественному аппарату, продолжает довольствоваться тем же самым, но уже в электронном формате. Однако то, что электронный формат позволяет не экономить на объеме издания, в скором времени приведет к тому, что у издателей не будет возможности завышать цены на объемные издания, и читатель станет более требовательным к составу покупаемого им продукта. В таком случае издатель будет вынужден обеспечить требовательного читателя всем тем, что позволит сделать текст основного произведения более удобным для восприятия, то есть качественным аппаратом издания. Однако более сложная структура книги делает более сложной и навигацию. С печатными книгами все предельно ясно: различные элементы книги располагаются на разных страницах, навигацию упрощает содержание, а также отсылки к определенному месту в книге. С электронными изданиями все обстоит сложнее: читатель имеет перед глазами всего один экран. В данном случае удобство пользования книгой в большей степени зависит от технических обращения возможностей к носителя. примечаниям и Так, например, комментариям, не возможность являющимся внутритекстовыми элементами аппарата, присутствует только в электронных носителях с сенсорным экраном. Ознакомиться с ними можно нажав на номер комментария или примечания. Вернуться обратно к основному тексту можно таким же образом. Электронные книги, оснащенные лишь кнопками, такой возможности не предоставляют, и читатели, пользующиеся подобными устройствами, могут ознакомиться лишь с текстом произведения. Стоит также отметить, что оснащенные сенсорным экраном устройства имеют достаточно высокую стоимость и не все читатели могут позволит себе обладать таким. Таким образом улучшению качества аппарата электронных изданий на данном этапе препятствует отсутствие технических возможностей у большинства устройств для чтения (носителей с несенсорными экранами на рынке техники для чтения книг предлагается намного больше, чем устройств с сенсорным экраном), а также отсутствие у потенциальных читателей финансовых возможностей для покупки устройств с сенсорным экраном. Говоря об изменениях отдельных элементов аппарата издания, стоит отметить, что в электронных книгах титульный лист имеет не тот вид, что в печатных. На титульном листе электронных книг помещается не только название книги, но и перечень работавших над книгой специалистов и копирайты. Исчезает из электронных книг информация, располагаемая в печатных книгах на последней полосе, так как у электронных книг просто нет тиража, типографии, формата (учетно-издательские листы), бумаги и т.п. Содержание электронных книг перестает быть элементом аппарата как таковым, в привычном понимании того, как выглядит элемент аппарата. В данном случае содержание становится одной из опций электронной книги. Теперь оно не занимает какое-либо определенное место книги (в печатных книгах обычно оно расположено в конце книги, хотя в соответствии с издательской культурой должно располагаться в начале). В электронных книгах содержание представляет собой отдельную кнопку и появляется в виде выпадающего или открывающегося в экране окна. Учитывая, что одной из функций аппарата издания является упрощение навигации в теле книги, к нему можно отнести закладки в электронных книгах. Закладки отображаются в том же виде, что и содержание. Читатель может вернуться к ранее заложенному месту, открыв окно ранее сделанных закладок. Таким образом можно говорить о том, что новый формат книги порождает новые способы навигации, которые в печатных книгах относились к аппарату издания, то есть в данном случае можно говорить о том, что аппарат издания меняет не только свой внешний вид, но и состав. Говоря о будущем книг и их аппарата издания, наиболее вероятным прогнозом мне представляется мнение Джейсона Меркоски, автора книги «Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя KINDLE»: «Сейчас мы уже понимаем, что электронные книги могут быть «текучими». Их содержание способно без малейших проблем изменяться, обновляться, когда автор или издатель вносит в текст исправления. Но более важно то, что сами тексты могут быть сборниками других постоянно меняющихся текстов. Чтение становится динамичным. Кроме того, практика чтения может стать и более социальным процессом. Электронные книги позволяют взаимодействовать с другими читателями. Нельзя заглянуть в печатную книгу и понять, кто еще ее читает, а потом пообщаться с этими людьми в Twitter, обсудив любимые сюжетные линии и пассажи; с электронными книгами это возможно. Используя пожход с перекрестными ссылками на книги, Google, возможно, скоро реализует идею «Книги 2.0». Это можно сделать разными способами. Однако я надеюсь, что они остановятся на идее, которую я называю «Facebook для книг». Видите ли, я считаю, что существует одна книга. Все обычные книги — печатные и цифровые — являются ее составляющими. Ни одна книга не существует в вакуум. Даже в выдуманных романах — таких, например, как «Утраченный символ» — упоминаются другие книги. Все книги взаимосвязаны в этом клубке переплетающихся корней своего содержания, которые можно представить как гиперссылки. В будущем останется всего одна книга — огромная книга, включающая в себя все остальные, которые я называю «Facebook для книг». Вы можете начать читать ее с любого места, с любой книги, а потом попадете в следующую, перейдя по ссылке. Ссылка может быть библиографической или просто на книгу, которая повлияла на автора и была отмечена в качестве таковой рядовым читателем, таким же, как мы с вами. Можно будет перейти вперед или назад и продолжать чтение. Это своего рода социальная сеть для книг» [5]. Таким образом, рассуждая о возможностях, становящихся реальными благодаря цифровым технологиям, аппарат издания электронных книг может развиться до такой степени, что сможет стать средством образования целой сети книг. Анализируя точку зрения вышеупомянутого автора, можно сделать вывод, что он пишет именно об аппарате издания, а конкретно о его элементе — ссылках. Только в данном случае просто ссылки становятся гиперссылками и позволяют читателям пользоваться информацией в теле не одной книги, а внутри целой сети книг. Предложенною схему можно сравнить с тем, как на данный момент работает электронная энциклопедия Википедия. Из одного материала можно получить доступ к другому, от него — к третьему и т.д. Однако автор пишет не только о системе ссылок, но об интерактивном элементе, который тоже можно будет считать составляющей аппарата издания (дополняет текст произведения). В таком случае книга будет работать как социальная сеть, о чем и пишет автор. К сожалению, сейчас достаточно трудно представить себе, как скоро подобное будет достигнуто и вообще конечный вид, как отдельной книги, так и сети книг (в случае если описанное все-таки будет достигнуто). Для достижения подобной цели должно быть отцифровано огромное количество книг, а новые книги должны быть воплощены в электронном формате в соответствии с определенными требованиями. Принимая во внимание столь впечатляющие прогнозы (особенно учитывая, что современные технологии позволяют воплотить описанное в жизнь), стоит отметить, однако, что даже нынешняя ситуации выглядит не так удручающе, как могло бы показаться. Электронные книги оснащены аппаратом издания. Они представляют собой не только текст произведения. Стоит, однако, указать, что это относится только к платным электронным книгам, распространяемым посредством специальных сайтов. Бесплатные же версии книг зачастую представляют собой некачественно отцифрованную печатную версию, из которой выпадают целые куски произведения или же целые куски воспроизведены в таком виде, что это невозможно прочитать. И опять мы сталкиваемся с проблемой экономии средств, только в этом случае речь идет не об издателях, а о читателях. Современные российские пользователи электронных версий книг скорее откажутся от платной качественно воспроизведенной версии с аппаратом издания в пользу некачественной, но бесплатной версии. На данный момент все еще остается множество проблем, связанных с переходом к электронному формату книг. Стоит также отметить, что не все книги могут быть воспроизведены посредством электронных устройств (например, книги для детей или альбомные издания). Однако, нельзя отрицать того, что постепенно этот переход осуществляется и все больше книг находят свое воплощение в этом новом, до сих пор непривычном многим формате. Библиографический список 1. ОСТ 29.130—97 «Издания. Термины и определения» 2. Мильчин А. Э. Как надо и не надо делать книги. Культура издания в примерах. М., 2012 3. Тяпкин Б. Г. Аппарат произведения печати. М., 1977 4. Рябинина Н. З. Технология редакционно-издательского процесса. М., 2008. 5. Меркоски, Д. Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя KINDLE. М., 2014

- у работы пока нет рецензий -