Радио в интернете.

История развития и особенности современного интернет-радиовещания. На примерах ФМГУ, Follow Me, Чипльдук и других проектов.

Преподаватель: И.И.Засурский

Исследования / МонографииЖурналистика
Просмотров: 74
Страниц: 7
Дата публикации: 2014-12-15

Московский государственный университет Имени М. В. Ломоносова Факультет журналистики «Радио в интернете. История развития и особенности современного интернет- радиовещания. На примерах ФМГУ, Follow Me, Чипльдук и других проектов» Работу выполнила студентка 514 группы д/о Дарья Прохорова преподаватель: И. И. Засурский Москва 2014

Введение Культура интернет-радиовещания зародилась почти одновременно с появлением пользовательского диалапного еще (dial- up) интернета. Первые, так называемые, радиостанции в интернете были похожи, скорее, на современные подкасты, когда человек мог пройти по ссылке и всего за несколько часов скачать любимую программу или трек с сервера. Первым таким порталом за рубежом стала радиостанция Internet Talk Radio. Это был 1993-й год. Основанная известным в то время экономистом, писателем и экспертом в сфере информационных технологий американцем Карлом Маламудом, станция привлекла интерес аудитории, стала разрастаться, и со временем выросла в полноценный портал с программами, освещающими все сферы общественной, политической и культурной жизни Америки. После этого удачного опыта Маламуда похожих проектов стало появляться все больше и больше, этому способствовал и тот факт, что ниша была абсолютно новой, и спонсоры охотно вкладывали деньги в развитие потенциально прибыльного направления. С первых лет работы такого типа радиостанций на них начала появляться реклама, как баннеры на графически еще довольно простых веб-сайтах, так и звуковые фрагменты перед включением той или иной скачанной композиции или передачи.

Интернет-радиостанции в России. Что касается России, то мы не сразу распознали всю привлекательность этой области, в том числе и из-за такого немаловажного фактора как количество интернет-пользователей в стране, которое было крайне малым. «Первооткрывателем» интернета для радиостанций на территории бывшего СССР стало радио «Максимум»: в 1995 году станция запустила свой сайт, который состоял из страницы-презентации c простыми гиперссылками, не предоставляя функции онлайн-прослушивания. И первым полноценным веб-радио стал портал «Интернет радио», созданный в конце 90-х. Он просуществовал недолго, но опытным путем было доказано, что существование радиостанции исключительно в российском интернет-пространстве возможно. Постепенно российский рынок интернет-радиостанций, наравне с ФМ-станциями, стал расширяться. Сейчас ни веб-радио, ни подкастами, ни любой другой формой вещания через интернет никого не удивишь. Тем не менее, люди по- прежнему изобретают что-то новое, начинают оригинальные проекты, пробуют неизведанные форматы и жанры. Так, например, в 2009 году появилась радиостанция Follow Me. Этот проект вырос из университетской радиостанции факультета журналистики МГУ - FMGU, сделанной по принципу классического американского колледж-радио тогда еще студентами Татьяной Андриановой и Михаилом Резваном и преподавателем новых медиа Александром Ганюшиным. Проект был некоммерческий, начатый на деньги от гранта, полученного факультетом. После того, как финансы закончились, вещание FMGU прекратилось, а ее создатели начали искать спонсоров для

дальнейшего развития проекта и создания веб-сайта. «С последней задачей мы обратились к ребятам из Look At Me. В тот момент в состав компании входило агентство Nimbler, которое как раз занималось созданием сайтов. Но LAM (Look At Me – прим.Д.П.) предложили нам не делать сайт, а создать новую радиостанцию на их базе. Так и появилось Follow Me» - говорит в интервью для Radioportal.ru Татьяна Андрианова. Сегодня Follow Me – станция с мультипотоковым вещанием, где можно подключить прямую трансляцию, а можно создать собственный канал и слушать именно то, что вы хотите. Это может быть музыка, выбранная по тегам, настроению, автору или жанру, программа или подкаст, которые тоже отбираются, в зависимости от поставленных фильтров. В эфире Follow Me, как составляющей популярного молодежного портала Look At Me, наравне с классическими стилями funk, rock, pop, techno и пр. можно услышать миксы современных российских и иностранных диджеев. Рекламы на Follow Me нет, и на сайте повешена всего пара баннеров, один из которых – промоушен проекта дружественного Look At Me. Сами создатели портала говорят, что зарабатывать на радио пока не получается, несмотря на довольно активное проведение различных акций и спецпроектов с известными брендми «Givenchy, Miller, HP и adidas Originals, — их хватило, чтобы частично окупить проект, но заработать на них так и не удалось». (- Михаил Резван). Другой пример радиостанции, существующей только в сети, - радио ЧипльДук – «радио c неограниченной безответственностью». Ее создатель – Андрей Кнышев – писатель-сатирик, автор цикла передач «Веселые ребята» - начал этот проект со смешным,

«ничего не значащим названием» (по словам самого Кнышева) в 2007 году. ЧипльДук существует на спонсорские деньги, но также станция предлагает слушателям заплатить столько, сколько они считают нужным. В интервью автору настоящей работы Андрей Кнышев на вопрос о системе сайта ответил, что таковой нет, а «целевой аудитории не существует». «Кто хочет, кому нравится, тот нас слушает, кто не хочет – не слушает» - говорит создатель ЧипльДука. Эфир радиостанции, как и сайт, действительно выстроен хаотично. ЧипльДук предлагает множество сегментов эфира, так называемые «штуки», которые вы можете прослушивать в произвольном порядке. «Штуками» называются короткие юмористические аудиоскетчи, зарисовки, шутки, передачи, выпуски шуточных, опять же, новостей, а так же любые другие воплощенные в жизнь идеи команды ЧипльДука. Также в интервью Андрей Кнышев рассказал, что на ЧипльДуке есть «секретный специалист», который отбирает музыку для радио. Плей-лист сайта состоит из крайне редкий композиций, «каверов», малоизвестных обработок. Эмпирическим путем было установлено, что «Shazam» этих треков не распознает. Также ЧипльДук регулярно устраивает встречи чипльдучан (слушателей радиостанции) вне интернет, эта активность называется «Чай_Пил_Дук». Формат мероприятия довольно прост, но подобные акции всегда крайне полезны, как для расширения слушательской аудитории, так и для удержания уже наработанного сегмента слушателей. Третьим примером в линейке довольно популярных интернет- порталов, позиционирующих себя как радиостанции, можно считать

TrueColors Radio. Этот двуязычный (русско-английский) сайт был основан в 2011 году. Создатели описывают свой проект как «некоммерческую интернет радиостанцию, вещающую популярную современную музыку, включая лучшие композиции из прошлого, представляющие соул, фанк, рок, диско, блюз, регги и другие направления музыки». Плей-лист собирается методом случайного выбора из существующего набора композиций. Здесь нет диджеев, рекламы или новостей, это просто поток качественной зарубежной музыки. При этом TrueColors Radio – почти уникальная музыкальная энциклопедия. Каждый день посвящен тому или иному музыканту, на сайте публикуется его биография и самые популярные синглы. Также рядом с проигрываемым треком есть колонка с кратким описанием исполнителя и текстом песни, которая звучит в данный момент в эфире. Заключение Для того, чтобы создать свою интернет-радиостанцию, нужно всего лишь несколько вещей: компьютер или ноутбук, микрофон и подключение к сети Интернет. Главное, чтобы вам было, что сказать. Сегодня в мире существуют сотни тысяч интернет- радиостанций. Одни из них популярны, другие имеют всего пару десятков подписчиков. Тем не менее, количество подобных проектов ежедневно растет. Появляются сайты с подкастами (один из разделов сайта «Эха Москвы», например, или rpod.ru), готовыми плей- листами (StereoMood, RedLights Radio) или уже близкие по схеме к ФМ-вещанию станции, примеры которых были приведены в данной работе. Использованные материалы:

1) http://geektimes.ru/post/209280/ 2) http://fmgu.ru/?page_id=56 3) http://radiofollow.me/ 4) http://www.radioportal.ru/news/internet-radiostanciya-follow- me-ot-studencheskogo-proekta-k-samostoyatelnoy- muzykalnoy-platforme 5) http://www.truecolorsradio.ru/ 6) http://www.4duk.ru/4duk/ 7) интервью с Андреем Кнышевым для Фонда независимого радиовещания. 2013 год. Интервьюер – Дарья Прохорова.

Вы просматриваете облегчённый вариант работы - только текст.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться