Современные театральные издания в России

Несколько слов о театральной журналистике

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 54909902f2ad471e773c6f4d
UUID: e0917560-6280-0137-6e63-525400006e27
Опубликовано: 16.12.2014 20:41
Просмотры: 6168

Current View

Московский государственный университет имени Ломоносова Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации Реферат на тему: «Современные театральные издания в России» Студентки 518 группы 5 курса д/о Мустафиной Ирины Преподаватель: Засурский И. И. Москва 2014 Введение Возникновение театра в России относят ко второй половине XVII века (в 1672 году указом Алексея Михайловича впервые был учрежден придворный театр), в то время как точкой отсчета в истории русской журналистики считают 1703 год, то есть начало XVIII века (выход первого номера газеты «Ведомости»). Вопрос о том, какое издание является первым среди театральной периодики, до сих пор остается открытым. Некоторые театроведы полагают, что первым стал учрежденный в 1808 году журнал «Драматический вестник», выходивший в Петербурге 2 раза в неделю и издававшийся по инициативе князя Шаховского. Среди других изданий, претендующих на первенство в истории театральной журналистики, – журналы «Русский театрал» (1784 г.) и «Репертуар и Пантеон» (1840 г.). Наибольшее развитие театральная периодика получила на рубеже XIX-XX веков, когда появилось множество специализированных изданий. Во многом это стало следствием пробудившегося интереса общественности к русскому театру, находившемуся тогда на пороге реформ. Как отмечает в своей диссертации историк театра Виктор Борзенко, «до революции 1917 года в России (в разные периоды) издавалось порядка 300 журналов, альманахов и газет, посвященных театру. В Советское время количество театральной периодики значительно увеличилось – около 500 наименований»1. Эти цифры не вызывают удивления: первая половина XX века является эпохальным «отрезком» в истории русского театра, а журналистика стала важным фактором в театральном процессе. За последние несколько лет значение театра в современном обществе заметно выросло. Однако, несмотря на ощутимый интерес к этому виду искусства, несмотря на неплохой уровень развития театральной журналистики в стране, специализированных изданий о театре крайне мало. Театральная критика 1 2. Борзенко В. Театральные журналы и газеты. От революции до войны. – http://www.nasledie-rus.ru/red_port/tea.php рассредоточена по непрофильным изданиям, которые так или иначе вынуждают ее подчиняться «местным» законам, а это, в свою очередь, сказывается на качестве материалов. Современные театральные издания Более или менее заметные издания о театре, издающиеся сегодня в России, можно пересчитать по пальцам: «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Театрал», «Станиславский». Журнал «Театр» в том виде, в котором он существует сейчас, издается с 2010 года. Вообще же, история журнала началась почти век назад, в 1937 году, когда он был организован вместо журнала «Театр и драматургия». Первым главным редактором стал литературовед и критик Иоганн Альтман. За исключением военных лет издание выходило регулярно, вплоть до 1995 года. В «нулевые» годы журнал печатался с перебоями, а затем и вовсе пропал с печатных ларьков. В 2010 году произошла перезагрузка: Союз театральных деятелей, являющийся учредителем журнала, назначил главным редактором театроведа Марину Давыдову, выпускающим редактором – Аду Шмерлинг и заместителем главного редактора Илью Кухаренко. Команда яркая: Марина Давыдова – автор известной книги «Конец театральной эпохи», ранее трудившаяся в «Московских новостях», «Известиях», на портале Openspace. Сложно вспомнить хотя бы один серьезный театральный проект, будь то фестиваль или театральная образовательная программа для детей, в который она бы не была вовлечена. Но самое, пожалуй, важное для политики «нового» журнала «Театр» – это то, что среди обострившейся сегодня полемики между консерваторами и противниками репертуарного театра Марина Давыдова занимает позицию последних. Ада Шмерлинг в журналистике не менее узнаваемая персона – человек прогрессивных взглядов, писала для «Сноба», «Эксперта» и «Кольты». С 2010 года «Театр» стал выходить раз в два месяца, нынешняя редакция сотрудничает со многими известными журналистами – как театральными, так и музыкальными, киноведами и арт-критиками. В каждом номере журнала есть три раздела: «Театр на сцене» – о спектаклях и тех, кто над ними работает, «Театр за сценой» – о проблемах и тенденциях в театральной среде, «Театр за пределами театра» – обо всем, что не может попасть в первые два раздела, но так или иначе связано с театром. При этом у каждого номера своя тема: «10 спектаклей, которые потрясли мир», «Большой в России больше чем большой» (посвящен открытию исторической сцены Большого театра после реставрации), «Украинский театр: от Союза до Майдана», «Sex&Gender». Из очевидных «плюсов» издания: безусловно, качество текстов – повторюсь, что у журнала очень сильная «команда» авторов. Подкупает стремление редакции выйти за рамки театра, исследовать его взаимодействие с некоторыми социальными институтами. В то же время «Театр» не стремится запугать своей «серьезностью». Шутливых и вместе с тем любопытных тем вроде «Синдром “семь сорок”, или Часто ли вы спите в театре?», здесь тоже предостаточно. Наконец отдельного внимания заслуживает дизайн – как печатной, так и онлайн-версии журнала, часто очень напоминающий почивший не так давно журнал «Большой город». С другой стороны, авторский коллектив «Театра» является и его недостатком. Журналисты, которые трудятся над изданием, по сути, являются единомышленниками – как в вопросах театральных, так и социальнополитических, что делает журнал однобоким. И создается порой ощущение некой «своры», преследующей лишь собственные интересы и не допускающей плюрализма во мнениях. Еще один толстый журнал о театре – это «Петербургский театральный журнал». Он непрерывно выходит в Петербурге с 1992 года. На протяжении 22 лет главным редактором является театральный критик, специалист по творчеству Володина Марина Дмитриевская. Как написано на сайте «Петербургского театрального журнала», это, «по сути энциклопедия российского театра последних десятилетий. «ПТЖ» объединил на своих страницах театральную Россию и Европу. По ежегодному рейтингу немецкого журнала «Theatr Heute» журнал входит в пятерку лучших театральных изданий Европы, периодически занимая первое место в этом европейском рейтинге»2. В гораздо большей степени чем «Театр» «Петербургский театральный журнал» уделяет внимание критике – в каждом номере публикуются рецензии на спектакли как столичных, так и региональных театров. Редакция сотрудничает со многими авторами, и в отличие от «Театра» здесь есть место полемики между журналистами. «ПТЖ» славится своей либеральностью. Так, в 2012 году разразился скандал вокруг рецензии на спектакль «Берлуспутин» московского Театра.doc и статьи «Митинг как театр», после публикации которых Смольный отказался финансировать издание, сославшись на нарушение правил предоставления бюджетных средств. Из рубрик «ПТЖ» стоит выделить «Русскiй театральный инвалидъ», в которой публикуются наиболее выдающиеся перлы из театральных афиш, анонсов, рецензий, интервью и т.д. Не менее заметный журнал о театре – «Театрал» («Театральные Новые Известия»), который с середины «нулевых» выпускает ИД «Новые Известия». «Театрал» выходит ежемесячно, изначально существовал в виде газеты. Главным редактором с моменты основания, как и у газеты «Новые Известия», является Валерий Яков. Шеф-редактором некоторое время была известная журналистка Ксения Ларина, с 2011 года эту должность занимает уже упоминавшийся мной ранее историк театра Виктор Борзенко. У «Театрала» есть также своя ежегодная премия «Звезда Театрала», где победителей в ходе голосования выбирают читатели журнала, церемония вручения наград проходит в Театре Вахтангова. Сравнивать журналы «Театр», «Петербургский театральный журнал» с «Театралом» сложно: первые два во многом напоминают внутрицеховые издания и рассчитаны на людей, вовлеченных в театральный процесс. «Театрал» менее «серьезный», как часто говорят его редакторы, журнал 2 http://ptj.spb.ru/journal/about/ рассчитан на то, чтобы почитать его в антракте за чашечкой кофе или в метро после спектакля. Но это не значит, что он для совсем уж невзыскательной аудитории, покупающей билеты в театре исключительно на антрепризу или народных артистов. В журнале немало «проблемных» материалов, которые вряд ли будут интересны тем, кто «не в теме». Но, к сожалению, хорошие материалы, публикующиеся на страницах «Театрала» нередко теряются из-за безобразного дизайна: плохой верстки, делающей статьи нечитабельными, неудачного, неуместного подбора фотоматериалов, которые еще к тому же бывают низкого качества. Например, на последней обложке за декабрь 2014 года – актриса и худрук МХАТа имени Горького Татьяна Доронина. Мало того, что портрет чересчур парадный, так еще и плохого разрешения. Смущает также присутствие из номера в номер рубрик вроде «Кушать подано» (рецепты), материалов о театральных химчистках, многочисленные театральные байки: то ли издание о театре читаешь, то ли журнал «Лиза». Хотя для чтения в метро или в антракте вполне сойдет. Еще один журнал о театре – «Станиславский», который, как и «Театрал», создавался на базе газеты. Учредитель журнала – «Независимая газета», главный редактор – Константин Ремчуков, шеф-редактор – критик Григорий Заславский. В год выходит 6 номеров издания. «Станиславский» – журнал не только о театре: в нем немало материалов о других видах искусства. Но в центре внимания все равно остается сцена и фигура ее великого реформатора. Из номера в номер авторы журнала, среди которых много театральных деятелей, пытаются проанализировать влияние Станиславского на развитие русской культуры. В отличие от других театральных изданий журнал регулярно публикует фрагменты современных пьес, продолжая таким образом славную традицию театральных журналов прошлых столетий. Интересна колонка Гасана Гусейнова и Григория Заславского: беседы на совершенно неожиданные темы специалиста по Древней Греции и Риму и театроведа. Однако по степени «развлекательности» журнал находится не намного выше «Театрала» – портят картину неуместные гороскопы и психологические тесты. Заключение После анализа существующих СМИ о театре остается весьма противоречивое чувство. С одной стороны, читателю вроде бы есть из чего выбирать, у каждого журнала своя специфика, и в целом все издания весьма достойные. С другой же стороны, не покидает ощущение «мозаичности»: все лучшее, что есть в каждом из них, хочется объединить в один толстый театральный журнал, который пришелся бы по вкусу всем поклонникам театра. Однако эта идея трудноосуществима. Основная проблема, связанная с современной театральной периодикой, – это ее дефицит. Издавать театральные издания неприбыльно, они не приносят значительного дохода. Поэтому изданий о театре крайне мало, хотя читательская потребность в них, безусловно, есть. Тиражи тех немногих изданий, которые существует, не идут ни в какое сравнение с тиражом той же «Афиши»: сравните 84 тысячи экземпляров последней против 3 тысяч «Театра». Приобрести театральную периодику можно чаще всего лишь в театрах или в некоторых печатных ларьках, да и то только в центре Москвы. В таких условиях редакции стремятся развивать онлайн-версии своих журналов в сети. Однако делать это качественно получается пока не у всех. Библиография 1. Борзенко В. Типология российских театральных изданий. Обзор источников. 2006. – http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1281&level1=main&level2=articles 2. Борзенко В. Театральные журналы и газеты. От революции до войны. – http://www.nasledie-rus.ru/red_port/tea.php 3. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004 г

- у работы пока нет рецензий -