Журналист на свободе. Работа мечты: как выглядит экономика профессии для независимого профессионала

Работа мечты существует. Только она не имеет ничего общего с журналистикой. Коллеги, не расстраивайтесь, сейчас все объясню (всего 15 000 знаков!).

Преподаватель: И.И. Засурский
Авторские права: А.А. Дробот

Научные статьиЖурналистика
Просмотров: 149
Страниц: 9
Дата публикации: 2014-12-18

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА ____________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Журналист на свободе. Работа мечты: как выглядит экономика профессии для независимого профессионала? Работа студентки V курса д/о (гр. 515) ДРОБОТ А.А. Преподаватель Засурский И.И. Москва — 2014

Журналист на свободе: работа мечты, как выглядит экономика профессии для независимого профессионала? Работа мечты существует. Только она не имеет ничего общего с журналистикой. Коллеги, не расстраивайтесь, сейчас все объясню (всего 15 000 знаков!). Тема данной статьи, заботливо подсказанная преподавателем, выглядит так: «Журналист на свободе: работа мечты, как выглядит экономика профессии для независимого профессионала?». Но о чем же на самом деле собирается писать автор? Во-первых, данный научный материал расскажет вам сказку о свободном журналисте (которого, как известно, не существует). Во-вторых, мягким голосом (без канцелярита) споет небольшую балладу о работе мечты. В-третьих, шокирует глубоким исследованием экономики профессии для независимого профессионала на примере реальных журналистов. I Итак, кто же такой журналист? ЖУРНАЛИСТ - по определению Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. "лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию". 1 С недавнего времени к числу представителей СМИ с легкой руки российского правительства были причислены и блогеры. Причем новый «Закон о СМИ» , который наделил журналистов например, правом не раскрывать свои информационные источники, блогеров ничем не обрадовал, наоборот, ограничив их свободу на просторах интернета, ничего не дав взамен. Пару недель назад была запущена работа над документом, регламентирующими 1 Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

поведение журналиста в нерабочее время 2. Неуместный твит в личном микроблоге сотрудника «Эхо Москвы» А.В.Плющева чуть не стоил ему рабочего места — и пусть впоследствии увольнение заменили временным отстранением, осадок несвободы остался в глубине души каждого из нас — внештатного и штатного, новостника и публициста, телеведущего и простого безработного журналиста. Так кто же он такой, «свободный журналист»? В каких условиях он существует, чем живет, как самореализуется? Что такое «независимый профессионал» II Экономика профессии для независимого профессионал Независимый профессионалы— это внештатники, фрилансеры и люди, работающие не на полную ставку. Это независимые, самодостаточные личности, которые сами строят свою судьбу и по-прежнему живут с родителями. Необязательно, конечно, но, если говорить о независимых профессионалах студенческого и постстуденческого возраста, именно так и обстоят их дела. К сожалению, в большинстве случаев независимость журналиста чревата низкой оплачиваемостью его трудов. Впрочем, это далеко не всегда так. В поисках истины, обратимся к реальным примерам. Все описанные далее примеры взяты из реальной жизни моих друзей и знакомых. Исследование было заявлено как анонимное, поэтому я не привожу в данной статье их настоящие имена. Тем не менее, для развития сюжета мне необходимо как-то называть героев материала. Поэтому они получили новые имена, которые не имеют ничего общего с реальными. 1. Мой друг Геракл всегда мечтал работать в «Афише». Но «Афишу» Геракл не интересовал — никаких особых достижений (кроме собственной музыкальной 2 Акционеры «Эха Москвы» потребовали уволить Александра Плющева - http://lenta.ru/news/2014/11/06/plushev/

группы) за Гераклом замечено не было. Трудовая книжка отсутствовала, хотя наш герой и трудился в разных изданиях с самого первого курса. Как-то раз Геракл со своим бой-бендом выступал на одном очень популярном в очень узком кругу фестивале. После оваций к нему подошел носатый мужчина лет тридцати пяти. − Вы мне нравитесь. Можем сделать небольшой материал на сайт — ссылка на записи плюс пара комментариев от музыкантов. - двигая носом из стороны в сторону(в такст музыке), уверенно заявил мужчина. − Да? Спасибо... А на каком сайте? - спросил Геракл. Носатый удивленно приподнял брови: − На «Афише». В этот момент Геракла накрыло. Минуты на две. А когда отпустило, он решил, что время пришло. В общем, нашему герою удалось убедить Носатого, что он сам может совершенно бесплатно сделать материал о своей группе. Текст редакции понравился, фото — тоже. Геракла попросили написать еще, тоже на бесплатной основе. Опять понравилось. Взяли как внештатника. У Геракла завелась трудовая книжка и небольшие деньги — 27 000 рублей. А еще у Геракла сбылась мечта. В общем, уже второй год мой друг пишет для «Афиши» по три-пять материалов в неделю. Зарплата его выросла до 35 000 рублей. Он закончил факультет журналистики МГУ, продолжает жить с родителями, репетирует со своей группой и абсолютно счастлив. Итог: 35 000 рублей/месяц Работа: внештатно Загруженность: четыре материала в неделю (2000-6000 знаков) 2. Моя подруга Фаина, учась на журфаке МГУ, никогда не мечтала о работе журналиста. Она, как и многие из нас, мечтала о путешествиях. Но пока многие из нас сидели в московской трясине и продолжали мечтать, Фаина сделала резкий рывок вперед — и уехала учиться в Европу. Уехала всего на полгода — но вернулась другим человеком.

Метаморфозы, произошедшие в Фаине не поддавались описанию — она начала, например, целеустремленно искать работу. И пока многие из нас продолжали мечтать о путешествиях — моя подруга начала о них писать. Да, именно так: Фаина нашла желанный компромисс между жаждой впечатлений и выбранной пять лет назад специальностью. Нашла она его в журнале «Conde Nast Traveller», где с ней заключили договор о найме, обязав ежедневно посещать редакцию «если, конечно, будет позволять расписание». Охмелев от работы мечты, которая попала в ее руки, подруга с головой окунулась в статьи о миланских ресторанах, берлинских парках и лондонских гостиницах. Фаина составляет рейтинги лучших отелей, делает разнообразные подборки материалов об иностранных, например, барах и ищет классные места по всему земному шару. За эту нескучную, но трудоемкую, тем не менее, работу, подруга получает 30 000 рублей и возможность время от времени не приходить в редакцию на Большой Дмитровке по причине болезни или внезапного путешествия в Вену на Новый год. Итого: 35 000 рублей/месяц Работа: помощник редактора (внештатно) Загруженность: 5 дней в неделю, 10 — 18 3. Один мой друг по имени Николай Басков (однофамилец) полгода занимался тем, что просто переводил тексты. Содержащаяся в них информация была сугубо профессионального характера: описывались различные технологические процессы. В общем, скука смертная на беглый взгляд обычного обывателя. Но Николай Басков — очень прилежный работник и просто ответственный человек. Это его, пожалуй, отличает от большинства студентов факультета журналистики, которые не помнят, что дедлайн по сдаче научной статьи был вчера... В общем, мой друг начал, видимо, получать некое изощренное удовольствие от процесса монотонного перевода гигантских текстов. Недавно Николай Басков подсчитал: при средней скорости печати в 260 знаков в минуту за месяц он потратил 76 часов на транслирование различных материалов. За семь с половиной месяцев наш герой успел переработать примерно 1200000 знаков. В зависимости от собственной продуктивности, Николай Басков

получал от 25 000 до 50 000 рублей в месяц. В конце концов мой друг устал от однотипных заданий и ушел на телевидение. Итого: 25 000 — 50 000 рублей/месяц Работа: переводчик Загруженность: 76 часов/месяц (по выбору) 4. Разочаровавшись в своем переводческом будущем, Николай Басков ушел на телевидение. И не на какое-нибудь, а на само ВГТРК! Нашего героя занесло в отдел по специальным проектам на полставки. Теперь он «берет синхроны», «набирает картинку», «пишет закадр» - а на деле едет, задает вопросы, снимает (говорит оператору, что снять) и возвращается обратно в уютное здание ВГТРК. Внештатное сотрудничество в условиях парттайма — это, конечно, не Газпром, но свои 30 000 рублей Николай Басков получает ежемесячно. И вроде бы доволен. Хотя признается, что снова начал переводить. Для собственного удовольствия и материального спокойствия. Итого: 30 000 рублей/месяц Работа: корреспондент (внештатно) Загруженность: 2 дня в неделю 5. Одна моя подруга по имени Агриппина никогда не хотела работать в журнале «Сноб». Репутацию проекта испортили однокурсники, намеренно расхаживающие по факультету с глянцевой обложкой наружу. Ее откровенно смущало это слово, четыре буквы которого не могли не смущать интеллигентного человека в эпоху перемен (а вдруг?). А потом Агриппине пришлось уйти с работы, чтобы сдать сессию. Вернуться обратно не получилось. И стала Агриппина рассылать свои резюме по всем СМИ нашей большой России-матушки. И ответили Агриппине из редакции «Сноба» на фабрике шоколадной располагавшейся. И пошла девушка на «Красный октябрь» в поисках работы сказочной. И ступила она на дорожку скользкую, клуб «Глазурь» с

редакцией соединяющую. И... Собеседование проводила парочка модных мужчин недотридцатилетнего возраста. Весь разговор проходил в модернизированном лофте, в котором (помимо собеседников моей подруги) никто кроме охранника и секретаря не присутствовал. − Сколько вы хотите получать? - агрессивно спросил первый («плохой» работодатель). − Много платить не можем, - извиняющимся тоном добавил второй («хороший» работодатель). Агриппину рассматривали на позицию внештатного редактора: три дня в редакции, два дня удаленно (но на подхвате). Примерно восемь новостей в неделю плюс парочка глубокомысленных объемных текстов. − Пятьдесят! - уверенно сказала Агриппина. − Можем только тридцать пять... - тихо сказал «хороший». Работать в редакции на Красном Октябре моей подруге было не суждено: за 35 000 рублей трудиться в лофте моя подруга не согласилась. Зато Агриппине этот день запомнился тем, какие красивые на «Снобах» были «лоуферы» 3. Она потом нашла такие же в British shoes — пара блестящих ботинок стоила 47 тысяч рублей. Итого: 35 000 рублей/месяц Работа: редактор (внештатно) Загруженность: пять дней в неделю (2 в редакции, 3 удаленно) 6. Мой друг Сергея Сергеевича все время шутил про правящую в нашей любимой стране партию. Мы вместе шутливо обсуждали «Kontr TV», иронизировали над вторым туром президентских выборов, а в порыве ссоры обзывали друг друга «сурковскими марионетками». После летнего застоя в отношениях, мы решили наконец увидеть друг друга в одном из столичных кафе. На Малую Никитскую Сергея Сергеевича привез блестящий черный Mercedes. 3 Лоферы, лоуферы (от англ. loafer — бездельник) — модель туфель без шнурков, по форме напоминающих ́ ́ мокасины, но отличающихся наличием подошвы и низкого широкого каблука. Характерной чертой классических лоферов являются кожаные кисточки, которые не несут никакой функциональной нагрузки и являются исключительно декоративным элементом.

− Это служебный, - потом скромно объяснит мне Сергей Сергеевич. Нашего героя ураган судьбы занес в башню Саурона4 — в штаб «ЕдРа». Трудится он там не каждый день — всего трижды в неделю. Договора у него нет, и зарплаты по документам тоже нет. Но он уже дважды на недельку летал в Европу отдохнуть. За ноябрь. Мы с Сергеем Сергеевичем едим в ресторанчике на протяжении трех часов, не умолкая при этом ни на минуту. Но за все это время я так и не понимаю, чем именно занимает мой друг у себя на работе. Ничего конкретного, один туман: встречается, составляет, пишет... но с кем встречается, что составляет и кому пишет — я не имею ни малейшего понятия. Наконец Сергей Сергеевич выдает немного конкретики и говорит, что в месяц он получает 170 000 рублей. Но говорит это с таким искренним видом, что я сразу понимают — точно врёт. За неимением иной информации, принимаю эту (но, цитируя Станиславского: - Не верю!). Итого: 170 000 рублей/месяц Работа: сотрудник пресс-службы (внештатно) Загруженность: 7 дней в неделю 7. Я работаю в редакции и пишу о театрах. Хожу на премьеры, разговариваю с актерами и готовлю свои материалы очень тщательно. В отличие от многих своих коллег, я с презрением отношусь к кросспостингу и стараюсь лично посещать все мероприятия, которые освещаю в статьях. В крайнем случае — смотрю все доступные видео с записью спектакля, на который по какой-то причине не могу попасть. Когда я устраивалась на эту работу, мне пришлось отправить в редакцию несколько пробных текстов. На следующий день в своем ответе редактор назвала меня лучшим автор этой рубрики. Теперь я боюсь спрашивать, есть ли в этой рубрике авторы кроме меня. 4 Барад-дур (синд. Barad-dûr; «Чёрная башня») — главная крепость (или башня) Саурона, выполнявшая роль столицы Мордора.После того, как Саурон обосновался в Мордоре, эта местность стала пристанищем его злой воли на всю Вторую и Третью эпохи Средиземья. Средиземье (англ. Middle-earth; Срединная земля, ́ ́ ́ Среднеземье, Средьземелье) — место действия в вымышленной вселенной легендариума Дж. Р. Р. Толкина. ́ ́

Недавно редактор прислала мне заявку на тексты о спектаклях питерского БДТ 5. − Поехать в Петербург за личным впечатлением у меня нет никакой возможности, - пожаловалась редактору я. − Почитай, что другие пишут — и напиши. И вот теперь я в поисках работы мечты. Иными словами, творческой работы, которая будет приносить истинное удовольствие не только мне, но и аудитории, плоды ее пожинающей. III Работа мечты Работа мечты существует. Только она не имеет ничего общего с журналистикой. Работа мечты — лишь один из синонимов счастливой жизни. А счастливым может стать любой, даже безработный журналист. 5 Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ, Большой драматический театр, с 1932 года — имени М. Горького, с 1964 до 1992 года — Ленинградский Академический Большой драматический театр имени М. Горького) — театр в Санкт-Петербурге, основанный в 1919 году, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. В 1992 году получил имя прославленного режиссёра Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет. С 2013 года художественным руководителем БДТ является Андрей Могучий.

Вы просматриваете облегчённый вариант работы - только текст.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться