Испанская инквизиция

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 54c0bdcaf2ad471e773c6f99
UUID: e12349d0-6280-0137-6e89-525400006e27
Опубликовано: 22.01.2015 09:07
Просмотры: 1821

Current View

Испанская инквизиция... Громкая слава о ее кровавых бесчинствах затмила злодеяния других европейских стран. О ее издевательствах над людьми и жестоких расправах написаны тысячи произведений, о ней продолжают писать и говорить, как испанские историки, так и исследователи других стран, при этом одни - пытаясь рассказать правду о ее кровавых убийствах, постараться объяснить их, понять как могло возникнуть столь страшное и необъясимое явление, просуществовавшее столько лет, другие, в попытках хоть как-то оправдать деяния католической церкви и поднять ее авторитет. Почему же именно в Испании инквизиция достигла своего апогея и стала образцом для подобных учреждений во всем христианском мире? Ни в одной стране не была она столь кровавой и нигде не объединяла в такой «абсолютной» форме церковную и государственную полиции, как это было в монархической Испании. Для начала попробуем разобраться в том, что же такое вообще Инквизиция, и почему она имела место быть в Европе XI-XVIII вв. ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisition - расследование) - трибунал Католической церкви, осуществляющий поисковые, судебные и карательные функции. Возникновение инквизиции, просуществовавшей в Европе несколько веков, связано прежде всего с гонениями на еретиков - людей, проповедующих религиозные взгляды, не отвечающие нормам, провозглашенным католической церковью. Первым известным истории еретиком, сожженным на костре за свои убеждения в 1124 г., был Петр из Брюи. Он требовал отмены церковной иерархии . Главная цель инквизиции заключалась в определении действительно ли обвиняемый виновен в приписываемой ему ереси. Можно сказать, что зародыши этого явления берут свое начало в раннем христианстве, когда священники судили еретиков. Но в те времена наказания были не такими жестокими. Отступника могли лишь отлучить от церкви и не более. Со временем, когда церковь стала обладать все большей властью она стала применять насильственные методы борьбы с инакомыслящими. Позднее начались процессы над ведьмами, в которых по разным данным пострадали до 5 млн. женщин. Церковные карательные органы начали появляться практически во всех европейских странах: и в Италии, и в Испании, , Франции, Нидерландах, Германии, Португалии и в португальской колонии Гоа, и впоследствии дошли и до некоторых стран Латинской Америки – Бразилии, Мексики, и Перу. Суды инквизиции существовали по всей Европе вплоть до XVII в. В 1184 Г. В Вероне состоялся собор, итогом которого стало принудительное навязывание священнослужителям функции сбора информации о еретиках и их розыска. Согласно папскому указу, кости еретиков, не могли находиться на христианском кладбище, и таким образом подлежали сожжению, а соответственно оставшееся имущество – конфискации в пользу церкви. Позднее инквизиция становится органом, находящимся под непосредственным контролем Пап. При Григории 9 (1227-1241 гг.) инквизиторы получили широкие полномочия по сыску и суду еретиков. Руководство и надзор за исполнением инквизиции были поручены доминиканцам (ордену проповедников). В середине 15 в., после великого изобретения книгопечатания Иоганном Гуттенбергом, инквизиторы превратились по сути в цензоров. К 1785 г. Список запрещенных книг составил свыше 5 тыс. наименований. На испанских территориях проживало очень много нехристиан, что естественно не нравилось испанским религиозным фанатикам. Высокий уровень жизни евреев и зажиточеых мавров внушали зависть народу и представляли немалый соблазн для правительства и духовенства. Средний класс и аристократия высказывали свое недовольство по поводу роста богатства и влияния выкрестов (conversos), проникших во все благородные семейства Испании. В изобилии появились антисемитские теории заговора, о том, что таким образом евреи пытаются разрушить испанское дворянство и Католическую церковь изнутри. Поначалу приговором тайного суда инквизиции могли быть просто публичное отречение, отлкчение от церкви, конфискауия имущества или пожертвование в пользу церкви, а позднее судебные решения стали ужесточаться и все больше стало пригоаоренных к тюремному заключению и, наконец, к сожжению на костре. На протяжении 7 веков Церковь безнаказанно отнимала жизни у тысяч людей. Последняя казнь зафиксирована в Валенсии в 1826 г. Обычно инквизиция ассоциируется с аутодафе (дословно "дело веры"). На деле это торжественное оглашение приговора еретику (чаще всего на площади в присутствии толпы) и его последующее исполнение ( то есть публичное сожжение) и с именем известнейшего генерального инквизитора Кастилии и Арагона Томасом де Торквемадой. Главной целью великого инквизитора было объелинение Испанского королевства. Таким образом, именно поэтому в Испании Торквемада намного чаще, чем инквизиторы других стран, прибегал к крайней мере: за 15 лет по его приказу было сожжено около 2 тыс. человек. Самыми главными противниками церкви считались марраны (крещенные евреи ). Их обвиняли в приверженности к иудаизму, а также мусульмане, подозревавшиеся в тайном исповедании ислама. Также для прекращения распространения ереси был отдан приказ о сожжении еврейских и арабских библиотек. В итоге Торквемада склонил испанскую чету Изабеллу и Фердинанда к высылке из страны всех иудеев. В конце жизни Великий Инквизитор нанял охрану из 250 человек, так как боялся за свою жизнь. По существовавшей в те времена легенде рог носорога мог нейтрализовать яд, так вот Торквемада постояяно носил его с собой. Тем не менее умер он естественной смертью в монастыре святого Томаса. 16 столетия стало веком рождения современной науки. Наиболее пытливые умы посвящали свои жизни осмыслению фактов, постижению законов мироздания, ставили под сомнение веками устоявшиеся схоластические догмы. Такое, критическое отношение к так называемым незыблемым истинам приводило к открытиям, меняющем старое мировоззрение, что естественно не могло нравиться поборникам католической церкви. Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) в своем учении о строении Солнечной Системы, заявлял, что Земля вращается вокруг своей оси и наряду с другими планетами - вокруг Солнца. В предисловии к книге "Об обращениях небесных сфер" ученый писал, что 36 лет он не решался обнародовать этот труд. Сочинение было издано в 1543г., за несколько дней до смерти автора. Великий астроном посягал на один из главных постулатов церковного учения, доказывая, что Земля не является центром Вселенной. До 1828 года книга Коперника была в списке запрещенных изданий. Но, если Коперник избежал преследований лишь потому, что выход книги совпал с его кончиной, то судьба Джордано Бруно (1548-1600) оказалась трагической. В молодости он стал монахом доминиканского ордена. Бруно не скрывал своих убеждений и вызвал недовольство святых отцов. Вынужденный покинуть монастырь, вел бродячий образ жизни. Преследуемый бежал из родной Италии В Швейцарию, затем жил во Франции и Англии, где занимался наукой. Свои идеи изложил в сочинении "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584г.). Бруно утверждал, что пространство бесконечно; оно наполнено самосветящимися непрозрачными телами, многие из которых обитаемы. Все эти утверждения, безусловно, противоречили Католической Церкви. Бруно читал лекции по космологии в Оксфордском университете, вел ожесточенные дискуссии с местными теологами и схоластами. В аудиториях Сорбонны силу его аргументов испытали французские схоласты. Также Джордано Бруно провел 5 лет В Германии, где ему удалось издать целый ряд трудов , вызвавших новый взрыв гнева итальянской инквизиции, готовой на все, лишь бы заполучить самого хитрого и опасного, по ее мнению, еретика. По просьбе церкви венецианский патриций Мочениго пригласил Бруно в качестве домашнего преподавателя философии и сдал его инквизиции. На протяжении 8 лет, которые ученый провел в заключении, католический трибунал безуспешно добивался публичного отречения Дж. Бруно от его научных трудов. Наконец, последовал вердикт: наказать "насколько можно милосердно, без пролития крови". Эта распространенная в те времена лицемерная формулировка означала не что иное, как сожжение на костре. Выслушав судей Бруно сказал: "Быть может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю". 17 февраля 1600 в Риме на Площади Цветов состоялось публичное аутодафе. Бруно стоически принял смерть. Подобная участь чуть не постигла еще одного великого итальянского ученого - астронома, физика, механика Галилео Галилея (1564-1642) Созданный им в 1609г. телескоп позволил получить объективные доказательства справедливости выводов Коперника. Первые же наблюдения за звездным небом разрушили традиционную картину мироздания, начертанную Аристотелем и Птолемеем. Только в созвездии Плеяд Галилей насчитал около 40 звезд, невидимых до тех пор. Естественно, что теперь сочинения богословов, объяснявших появление звезд на вечернем небе лишь необходимостью светить людям, выглядели неубедительно. Исследования ученого и результаты его работы все больше ожесточали инквизицию. Галилей открыл горы на Луне, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, кольца Сатурна. В итоге папский трибунад вынес ему обвинение в богохульстве и мошенничестве, представив заключения ученого как следствие оптического обмана. Расправа над Джордано Бруно стала серьезным предостережением. Когда в 1616г. конгрегация из 11 доминиканцев и иезуитов объявила учение Коперника еретическим, Галилею частным образом было указано на необходимость отмежеваться от этих взглядов. Ученому пришлось отказаться от своих взглядов. В 1623 г. папский престол занял кардинал Барберини, приятель Галилея, считавшийся покровителем наук и искусств. Не без его поддержки в 1632 г. Галилей опубликовал "Диалог о двух главнейших системах мира - птоломеевой и коперниковой" – энциклопедию о строении мира и о своих астрономических воззрениях . К сожалению, даже дружба с папой не защитила Галилея. В феврале 1633 г. римским католическим судом "Диалог" был запрещен, его автор объявлен еретиком и заключен в тюрьму. Там Галилей и оставался в течении 9 лет, вплоть до самой смерти. Галилея вынудили публично отречься от своих трудов и взглядов на строение Вселенной. И только лишь в 1992 г. (!) Ватикан оправдал Галилея. Постепенно страны Европы начали освобождаться от трибуналов святой инквизиции. Во многом это зависело от экономисечких, исторических, политических, национальных особенностях той или иной страны. Уже в 16 веке под воздействием Реформации Трибуналы Церкви прекратили свое существование в Германии и во Франции. Позднее в Португалии. В Испании инквизиция действовала до 1834 г., в Италии до 1859 г. Окончательно же она была отменена Королевским указом 15 июля 1834 года, подписанным регентом Марией Кристиной БурбонСицилийской. По современным оценкам число жертв средневековой инквизиции составляет до 10 миллионов человек. Но вопрос о преступлениях инквизиции следует изучать и в наше время. Оказывается, у нее все еще есть защитники. Более того, ее испытанные методы продолжают пользоваться успехом среди современников, защищающих капиталистический строй с не меньшим фанатизмом и кровожадностью, чем в свое время св. Доминик защищал феодальный порядок. Подобные аргументы, например, мы находим в работе исследователя итальянца Агостино Чеккарони. Он пишет, что основной причиной появления судов инквизиции были "насильственные действия, к которым прибегали еретики, чтобы подордвать основы религии Иисуса, провоцируя тем самым как справедливую реакцию со стороны церкви, так и справедливое отношение общественности к этому факту. Чеккарони соглашается с тем, что служители испанской инквизиции совершали всевозможные деяния , но вызваны они были политическими распрями, приправленными невнжеством и варварством тех времен. Но за все это ответственность, по утверждениям исследователя, несет лишь королевская власть. Относительно же папской инквизиции, автор пишет, что она якобы "никогда не проводила подобного рода процессов, и это факт, что жертвы испанской инквизиции просили у нее зашиты и, и даже порой небезуспешно". К сожалению, Чеккарони не приводит в подтверждение своего утверждения какие-либо доказательства, потому что таковых у него не имеется. Но неимение доказательств никогда не смущало сторонников инквизиции. Пытается оправдать деяния инквизиции и официальная ватиканская "Католическая энциклопедия". Придя к власти, Наполеон официально отменил инквизицию во всех своих владениях, в том числе в Испании. И именно в Испании, которая была основным центром инквизиции, впервые был опубликован в 1812-1813 гг. двухтомник подлинных документов, относящихся к ее деятельности. Автором сборника был Хуан Антонио Льоренте (бывший секретарь испанской инквизиции). Именно из-под его пера в скором времени вышла первая история этого трибунала, основанная на документальных источниках,. После поражения Наполеона Льоренте пришлось оставить Испанию и бежать в Париж. Здесь он и опубликовал свой труд в четырех томах сначала на французском языке, а затем на языке оригинала. Позднее произведение Льоренте было переведено на многие европейские языки. Сочинение X. А. Льоренте называлось "Критическая история испанской инквизиции". Оно было написано на основе многочисленных рассекреченных архивов, показав всему миру подлинную картину кровавой деятельности "священных" трибуналов в Испании. До сих пор велктся постоянные дискуссии на тему инквизиуии и Католическая церковь пытается опровергнуть Льоренте, обвиняя его в подмене фактов и в звказном характере произведеничя . Произведение Льорете и по сей день остается , возможно самым главным, документально подтвержденным источником по истории испанской инквизиции. Основная ценность исследования бывшего главного секретаря испанской инквизиции заключается в приводимых им фактах и цитируемых документах, достоверность которых не подлежит сомнению. Думаю, человечество должно извлечь уроки из страшного и жестокого инквизиционного периода, ставшего, на мой взгляд, позорной страницей не только в истории Испании, но и всей Европы. Очень не хочется, чтобы ее сторонники были моими современниками: нет никакого оправдания инквизиции!

- у работы пока нет рецензий -