Cyberbullying: основные виды и типы

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 54ebceecf2ad471e773c6fa1
UUID: e1321340-6280-0137-6e8d-525400006e27
Опубликовано: 24.02.2015 01:07
Просмотры: 1892

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникации ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА по курсу «Теории массовых коммуникаций» Тема: «Сyberbullying: основные виды и типы» Работа студентки V курса, гр. 519 Маренцовой Анастасии Преподаватель: к.ф.н. Засурский И.И. Москва 2015 Вступление Cyberbullying сегодня - проблема отнюдь не такая редкая, как может показаться на первый взгляд. Она касается людей в разных странах и на разных континентах, и можно действительно сказать, что это международная проблема. И немаловажный аспект этой проблемы заключается в практически нулевой ее изученности и очень малом уровне осведомленности населения. Однако со временем появляется все больше организаций, готовых бороться с данным аспектом этой проблемы. К сожалению, основная часть источников, посвященных феномену cyberbullying-а, является англоязычными и пока что не переведена на русский язык. В данной работе мы будем опираться на несколько зарубежных исследований, посвященных Cyberbullying-у, в том числе - на работу Астрида Каролуса и Франка Шваба из Университета Вюрцбурга, а также на отчет для Anti-Bullying Alliance авторства Питера Смита, Джесса Махдави, Мануэля Карвальо и Нила Типпетта. С полным списком использованной литературы читатель может ознакомиться в конце данной работы. Сперва необходимо определиться с терминологией. Что же такое cyberbullying? Если дословно перевести это выражение с английского языка, мы получим «кибер-травля». То есть, травля в пределах World Wide Web. Этот термин возник в 2000-х годах и напрямую связан с повсеместным распространением Интернета. Кто же является основными жертвами cyberbullying-а? «Целевая аудитория» кибер-преступников (автор данной работы считает себя вправе называть cyberbullying преступлением) - подростки в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, ведущие активную онлайн-жизнь и пользующиеся множеством социальных сетей. Если говорить о гендерном признаке, то стоит отметить, что этому феномену больше подвержены представители женского пола. С чем это связано? Cyberbullying сегодня - универсальный способ самоутвердиться в обществе. Это не стоит практически никаких денег, доступ в Интернет (особенно в развитых странах) есть практически у каждого, и по результатам деятельности очень сложно вычислить преступника. В результате cyberbullying приобретает особую популярность именно среди подростков, для которых, с одной стороны, очень важно добиться общественного признания, с другой стороны, у них зачастую не хватает ресурсов, сил и терпения, чтобы утвердиться самостоятельно. Вследствие этого среди тинейджеров крайне популярно самоутверждение за счет окружающих, построенное на принципе «самовозвышения» за счет унижения других в глазах окружающих. Известно, что травля среди подростков была популярна всегда (вспомните хотя бы небезызвестный роман Владимира Железняков «Чучело»). Вместе с развитием Интернета и, в особенности, социальных сетей развивается и травля в онлайнсреде. По данным исследований, жертвами «травли» в Интернете становятся около 17% всех учащихся средних учебных заведений. Естественно, в основном это явление распространено в развитых странах: США, Канаде и европейских государствах, где уровень распространения Интернета превосходит 90%. Таким образом, cyberbullying-у подвержен практически каждый пятый ребенок на планете. Такая пугающая статистика заставляет задуматься о возможных методах борьбы с «кибер-травлей».
 Основные формы cyberbullying-а Для того, чтобы понять, как же бороться с проблемой «травли» в Глобальной Сети, необходимо изучить специфику проблемы. Важно понимать, что cyberbullying может быть очень разным. Можно выделить несколько основных его видов. Одна из самых «безобидных» форм cyberbullying-а - это «исключение». «Исключение» подразумевает неприятие в определенный коллектив, закрытую социальную группу или общество и может выражаться в нескольких вещах: - Исключение человека из сообществ в социальных сетях. Как правило, такое поведение призвано заставить человека почувствовать себя «аутсайдером» и «неудачником» и легко может спровоцировать конфликт; - Создание закрытых чатов или переписок в социальных сетях, где участвуют все члены социальной группы, кроме одного. Данный вид поведения ведет к образованию «сплетен за спиной». Такое поведение может быть инициировано одним членом группы (как правило, лидером компании) и поддержано остальными участниками коммуникации; - Неприятие в определенную социальную группу (к примеру, компанию друзей) в связи с отсутствием у человека технической возможности использования Интернета (например, вследствие отсутствия смартфона) или просто в связи с нежеланием человека использовать определенную социальную сеть. Это увеличивает социальный разрыв между участниками сообщества. Другой вид cyberbullying-а - издевательство (в англоязычных источниках данный вид обозначается как harassment). Он выражается в настойчивых, постоянных и целенаправленных оскорбительных или угрожающих сообщениях, направленных против одного человека или группы лиц. Стоит отметить, что данный вид cyberbullying-а очень опасен, так как подобные сообщения оказывают на жертву сильное влияние. Они наносят серьезный удар по подростковой самооценке, подрывают уверенность в себе и заставляют жертву испытывать страх. Данное действие усиливается тем, что сообщения приходят пользователю регулярно, в результате чего человек чувствует себя под постоянным «прицелом» кибер-преступников. Еще одна форма «травли» в Интернете - так называемое «раскрытие» (в англоязычных источниках - outing). Раскрытие - это публикация в Глобальной Сети частной, конфиденциальной или дискредитирующей информации о человеке или группе людей без их согласия. Данное действие направлено на то, чтобы смутить или публично унизить жертву cyberbullying-а. «Аутинг» подразумевает под собой широкий ряд действий, его масштабы и последствия могут быть очень разными. На самом деле, даже просто чтение личной переписки в социальных сетях без согласия (и без ведома) участников переписки может считаться cyberbullying-ом. Наиболее частый пример такого вида cyberbullying-а - публикация в Сети конфиденциальных фотографий знаменитостей, произошедшая в результате утечки информации, к примеру, через cloud-сервисы. На данном примере можно убедиться, что cyberbullying-у подвержены самые разные члены общества. Следующая форма воздействия через Интернет, которую автор предлагает рассмотреть - кибер-преследование. Кибер-преследование - это онлайнактивность человека или группы людей, выражающаяся в постоянном нежелательном контакте, зачастую носящем характер угрозы, направленная против определенной жертвы. Кибер-преследование также относится к крайне опасным видам cyberbullying-а, так как может представлять реальную угрозу человеческому здоровью и безопасности. Один из примеров такой активности ситуация, при которой взрослые люди налаживают онлайн-контакт с подростками и всячески стараются сподвигнуть их к встрече с определенными целями сексуального характера. Подобные действия могут возыметь чудовищные последствия, если не выследить их и не предпринять соответствующие меры немедленно. Вот почему так важно информировать население о данной проблеме. Еще одна форма cyberbullying-а - так называемый «фрэпинг» (англ. fraping). «Фрэпинг» - это использование чужого аккаунта в Интернете с целью публикации от его лица нежелательного контента. Многие воспринимают «фрэпинг» как «детскую забаву» и веселое развлечение, однако, если задуматься, это отнюдь не такое безобидное занятие, каким кажется на первый взгляд. Речь здесь идет о репутации человека (или группы лиц»), которая для большинства из нас является очень серьезным показателем, и с течением времени репутация пользователя в Сети становится всё важнее, при этом подорвать сетевую репутацию - отнюдь не сложная задача, а вот на ее восстановление может потребоваться много времени и сил. Еще один отягчающий фактор в данном случае - то, что Google «помнит» все написанное и сохраняет все данные на своих базах, откуда их впоследствии можно извлечь в самый «неподходящий» момент. К cyberbullying-у также относятся многочисленные поддельные (или «фейковые») аккаунты. Кибер-преступники создают поддельные страницы с использованием чужих данных (почтового адреса или номера мобильного телефона), чтобы скрыть свою личность и таким образом обезопасить себя от возможности быть раскрытым. Известно, что с каждым годом проблема анонимности в Интернете становится все актуальнее, и это - еще один из ее аспектов. Как правило, поддельные аккаунты создаются для cyberbullying-а, направленного против знакомых людей, так как если вы не знакомы с преступником, то ему незачем скрывать свою личность. Другой вид cyberbullying-а - онлайн-оскорбления (в англоязычных источниках dissing). Эта форма «травли» в Интернете связана с вышеупомянутым «аутингом», но представляет собой наиболее жестокую его стадию. «Диссинг» эо публикация или личная пересылка унизительной для пользователя информации с целью испортить репутацию жертвы или навредить ее взаимоотношениям с близкими людьми через Интернет. «Диссинг» также включает в себя публикацию фотографий, скриншотов или видеоматериалов. Подобными действиями кибер-преступник старается унизить жертву, акцентируя внимание на реакции общественности и мнении окружающих о пользователе. Когда речь идет о подростках, данная ситуация становится особенно опасной, так как известно, что в переходном возрасте для человека очень важно мнение окружающих. Как правило, данной формой cyberbullying-а также пользуются хорошо знакомые пользователю люди, что оказывает дополнительное негативное влияние на жертву. Еще одну форму «травли» в Интернете можно назвать обманом (англ - trickery). Эта форма cyberbullying-а достаточно близко связана с психологическими особенностями взаимоотношений между людьми в переходном возрасте. Сперва кибер-преступник всячески старается завоевать доверие жертвы, стать ее «другом», заставляет ее испытать ложное чувство безопасности, мотивирует человека поделиться конфиденциальной информацией о себе и своими «секретами», после чего прекращает контакт и публикует личную информацию пользователя онлайн. В результате жертва испытывает разочарование, чувствует себя преданным и оскорбленным. То, что взрослым людям может показаться вполне безобидной шуткой, на подростка, у которого обострены все чувства восприятия, оказывает чудовищное воздействие. Следующий вид cyberbullying-а хорошо знаком каждому современному пользователю Глобальной Сети и носит название «троллинг», то есть, если переводить дословно, подшучивание. Во время «троллинга» кибер-преступник провоцирует пользователя к диалогу при помощи высмеивания, оскорблений и использования обсценной лексики на форумах или в социальных сетях. «Тролли» проводят время в Сети в поисках наиболее уязвимых и неуверенных в себе пользователей, чтобы своими едкими замечаниями и комментариями вывести человека из себя и заставить его реагировать на собственные сообщения в подобном тоне. Как правило, к «троллингу» склонны люди, которым необходимо самоутвердиться, что они и делают за счет других людей. Сам по себе «троллинг» не так опасен, однако состояние, в которое он приводит пользователей, и реплики, высказываемые жертвой под влиянием «троллей», могут также навредить онлайн-репутации человека. Помимо этого стоит иметь в виду, что «троллинг» почти всегда используется мошенниками вместе с другими способами «онлайн-травли». И последняя форма cyberbullying-а - так называемый «catfishing». «Кэтфишинг» - это обратная сторона подделки аккаунтов в Сети, только в данном случае жертвой подделки становится страница пользователя-жертвы. При «кэтфишинге» кибер-преступник использует личную информацию человека для создания «фейковой» страницы. Иногда это может быть только фотография профиля в социальных сетях, а личная информация при этом не совпадает, а иногда мошенник использует любую другую информацию из профиля пользователя. Поддельные аккаунты, как правило, создают люди, желающие скрыть свои личность. На данный момент нет четкого объяснения, с какой именно целью мошенники это делают, но важно понимать, что подобные действия также являются потенциально опасными для Интернет-пользователей.
 Заключение В рамках данной работы автор постарался разобрать основные формы cyberbullying-а и понять, чем они могут быть опасны для подрастающих пользователей Сети. Однако важно понимать, что преступники, как правило, используют не один способ «травли» в Интернете, и пользователь становится жертвой нападков сразу в нескольких направлениях. Последствия подобных действий для ребенка могут быть действительно ужасающими, если их не остановить вовремя. Это - задача не только самих детей, но и родителей, а также окружающих и общества в целом. К сожалению, пока что довольно тяжело разработать меры пресечения подобных кибер преступлений на законодательном уровне (так как в мире в принципе до сих пор остается открытым вопрос об ответственности в Интернете), хотя в некоторых странах правительство уже предпринимает попытки ограничить действия людей в Сети. Важная задача стоит и перед средствами массовой информации - необходимо доносить до общества актуальность данной проблемы и просвещать аудиторию относительно возможных мер предосторожности и противодействия преступникам, так как проблема cyberbullying-а рано или поздно может коснуться каждого из нас.
 Библиография 1) http://www.staffsscb.org.uk/Professionals/Key-Safeguarding/e-Safety/Task-toFinish-Group/Task-to-Finish-Group-Documentation/Cyber-Bullying---FinalReport.pdf - «An investigation into cyberbullying, its forms, awareness and impact, and the relationship between age and gender in cyberbullying» - A Report to the Anti-Bullying Alliance by Peter Smith, Jess Mahdavi, Manuel Carvalho and Neil Tippett Unit for School and Family Studies, Goldsmiths College, University of London 2) http://www.headspace.org.au/media/41514/ed%202.pdf - Report of National Youth Mental Health Foundation at Australia 3) http://www.digizen.org/downloads/CYBERBULLYING.pdf - guidance by Childnet International in consultation with the DCSF Cyberbullying Taskforce 4) http://nobullying.com/different-forms-of-cyber-bullying-explained/ - «Different forms of cyberbullying explained» 5) Dr. Astrid Carolus, Prof. Dr. Frank Shwab «Cyberbullying», Medienpsychologie, Universitat Wurzburg.

- у работы пока нет рецензий -