Инфантилизация

Инфантилизация - эта общая тенденция к увеличению периода несовершеннолетия и детства, наметившаяся в развитых странах. Этот процесс стоит принимать как естественные реалии новой эпохи, которую нам сложно судить, будучи ее непосредственными современниками. Процесс этот вовсе не новость для человечества, но именно в наши дни он стал ощутимее, чем когда-либо.

Научные статьиСоциология
Просмотров: 70
Страниц: 10
Дата публикации: 2015-05-28
Участвует в конкурсе: Конкурс лонгридов

Домашняя   В российском интернет-пространстве успешно существует проект под названием «Российская общественная инициатива». Любой зарегистрированный пользователь может опубликовать «инициативу» -предложение о внесении поправок в законодательство, далее за нее должны проголосовать пользователи Рунета, и если инициатива набирает определенное количество голосов, то она будет рассмотрена органом государственной власти. На этом сайте множество предложений, смысл которых сводится к такому призыву: необходимо увеличить возраст совершеннолетия. Причем граница повышения варьируется от двадцати одного года до тридцати лет. Обоснование внесения подобных предложений у активистов разное , ну а количество голосов уменьшается по мере увеличения радикальности предложений. Совершеннолетие откладывается все дальше и дальше, дети хоть и развиваются быстро, не спешат взрослеть, словно намеренно цепляясь за детство и, даже вступив в период юношества, продолжают стремиться к отсутствию ответственности, ученые всего мира говорят об инфантилизации развитого общества. эволюционный процесс приобретения взрослыми людьми свойственных детскому организму черт нежелание и неготовность принять на себя лично как гражданина ответственность за развитие общества Так как «инфантилизация» - термин, недавно прибывший в интересующую нас научную сферу, то мы возьмем на себя смелость  «подстроить» его под линию наших рассуждений. Таким образом, процесс, который мы будем называть инфантилизацией, не предполагает изначально негативной трактовки, как то прослеживается во втором определении, приведенном нами. file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя Мы доведем его до степени максимальной нейтральности, подразумевая под ним просто общую тенденцию к увеличению периода несовершеннолетия и детства, наметившуюся в развитых странах. Этот процесс стоит принимать как данность, как естественные реалии новой эпохи, которую нелегко судить, будучи ее современниками. Процесс инфантилизации вовсе не новость для человечества. В наши дни он ускорился и стал ощутимей, но это явление имело место во всех исторических эпохах. Скорость его эволюции на разных этапах соизмерима со скоростью прогресса цивилизации. Стремительный рывок, который она сделала в ХХ веке, и темпы ее развития, наблюдаемые нами сегодня, были своеобразным катализатором для инфантилизации, впервые из едва различимого процесса сделав ее актуальной проблемой. Духовный мир человека в изображении средневековых авторов неподвижен и дискретен. Индивид не развивается, а неизменным переходит из одного возраста в другой. Дети – маленькие взрослые. В средневековой «цивилизации взрослых» ребенок не воспринимался в качестве существа, обладающего специфической психикой и, соответственно, нуждавшегося в особом к себе отношении. Ребенок не отличался от взрослого своей одеждой, она такая же, как у взрослых, только скроена по его росту. Художники не умели адекватно изображать детские лица (на портретах – пропорции взрослых, только размеры меньше). Педагогика не учитывала особенности детской психологии. Ребенок с малых лет приобщался к жизни взрослых, начинал трудиться или обучаться их занятиям. Положение ребенка в семье было отмечено бесправием, его жизнью и смертью полновластно распоряжался отец. Детей не избавляли и от зрелищ жестоких публичных казней. Уже в относительно раннем возрасте ребенок нес полную уголовную ответственность за правонарушения, вплоть до смертной казни.     Нередко заключались браки между детьми, половое созревание которых еще полностью не завершилось. Сплошь и рядом детей отрывали от родителей. У германцев был распространен обычай отдачи ребенка на воспитание в чужую семью. Сыновей, которые не могли рассчитывать на получение отцовского наследства, и дочерей-бесприданниц без всякой жалости отдавали в монастырь. Лишь незначительная часть населения заботилась об образовании своих детей. Чрезвычайно высокой была смертность младенцев и малолетних детей. На семейных портретах этого периода нередко изображен глава семьи в окружении детей, по правую руку - живых, по левую - умерших, и последние подчас численно преобладают. Люди не могли слишком сильно привязаться к тому, что считалось возможной скорой потерей.     file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя   Понятие детства было напрямую связано с изобретением печатного станка. Новая информационная технология привела к появлению нового представления о том, что быть взрослым - значит уметь читать. Соответственно, определение ребенка было противоположным - тот, кто не умеет читать. Ребенок не становился взрослым автоматически с течением времени: только посредством обучения. Осознание этого факта и вообще введение реалий практической необходимости обучения стало первой вехой инфантилизации. С тех пор она стала постепенно наращивать обороты. У писателей XIV - начала XVII веков, детство во многом ассоциируется с годами учения. Умение читать и писать, знание латыни и классических авторов, овладение основами наук - это то главное, что, по их мнению, должен обрести человек в возрасте примерно от 6 до 16 лет. А вот методы обучения были не самыми гуманными: образованию часто сопутствовала боль от перенесенных несправедливостей и жестокостей со стороны наставников.     Таким образом, детство в эпоху Возрождения приобретает большое значение как период, когда человек наиболее интенсивно развивается и совершенствуется. Мыслители выделяют детский возраст как особенный и пытаются обратить внимание общества на важность этого периода. Само общество, в котором происходят изменения в социальной и экономической областях испытывает потребность в новых людях, начинает активно интересоваться вопросами воспитания. Появляется целая волна рассуждений о важности детства в становлении человека, о развитии ребенка и его воспитании, высказанных мыслителями разных направлений - то есть это время начала формирования той базы, на которой происходило становление педагогики. Тем не менее, период детства был весьма непродолжителен. Дети бедняков работали почти наравне со своими file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя родителями, были неизменным подспорьем в хозяйстве. Также сохранялась практика ранних браков.   В эпоху Просвещения отношение к ребенку формулируется по принципу «если ты будешь идеальным, то я буду тебя любить». Вспомните Юлию из «Новой Элоизы» Руссо с ее советами по воспитанию детей. Ребенок, который не следует правилам: шалит, проявляет закономерный интерес к своему телу или просто слишком эмоционален – считается неправильным, его надо исправлять. Если ребенку удается справиться с родительскими требованиями, он получает родительскую благосклонность (правда, бессознательно ощущает, что его любят только до тех пор, пока он ведет себя идеально). Воспитание стало набором последовательных, но очень строгих правил. Неудивительно, что детство человека было тревожным периодом, объятым страхом несоответствия. Поэтому «вошли в обращение» депрессивность, подавленность, мучительное терзающее чувство вины и другие психические заболевания.   Эпоха романтизма отнеслась к ребенку намного снисходительнее, провозгласив детство временем безмятежного счастья и пытаясь всячески поддерживать этот идеал. Но детство все еще было довольно коротким периодом жизни человека. В статье Лотмана о декабристской среде находим такое описание: «Д. И. Завалишин, который 16-ти лет был определен преподавателем астрономии и высшей математики в Морской корпус, только что блестяще им законченный, а 18-ти отправился в ученое кругосветное путешествие, жаловался, что в Петербурге "вечные гости, вечные карты и суета светской жизни <...> бывало не имею ни минуты свободной для своих дельных и любимых ученых занятий"».  Страшно подумать: преподаватель в 16, ученый в кругосветной экспедиции в 18… Представьте современного одиннадцатиклассника, поносящего «суету светской жизни», мешающую ему заниматься астрономией и высшей математикой. «Unreal,» - скажет вам любой представитель современной молодежи. Когда же кончилось детство у господина Завалишина, если в 16 лет он преподает высшую математику? При всей лояльности девятнадцатого столетия шестнадцатилетний молодой человек для него – это уже полноправный член общества, сознательный, ответственный, самостоятельно отвечающий за свои слова и поступки. Где-то в это время появляется понятие юношества:  «Юношу изобрели одновременно с паровой машиной». В русском языке слово «подросток» появилось, когда Достоевский написал одноименный роман. Раньше такого периода взросления и вовсе не выделяли.   file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя   Снова обратимся к «окололитературным» примерам: Владимир Маяковский вступил в партию РСДРП в возрасте пятнадцати лет. То есть, товарищ Маяковский в свои 15 уже чувствовал себя как минимум на современный официальный возраст совершеннолетия. Хотя не думаю, что среди единороссов много восемнадцатилетних. Про весьма недетские подвиги детей во время Великой Отечественной войны и говорить не приходится. Заученные имена пионеров-героев со школьных времен звенят в голове. Будучи детьми, они жертвовали своими жизнями за Родину, работали наравне со взрослыми. Взрослели тем быстрее, чем в более экстремальных ситуациях оказывались. file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя А вот после войны процесс инфантилизации все ускорялся.     Проблема отцов и детей, как известно, вечная. Но в современном мире из-за добавившегося фактора инфантилизации, учитывать который в масштабе одного-двух поколений раньше было бессмысленно, она приобретает новое звучание. Те, кто недавно стали совершеннолетними, четко осознают, что их родители в возрасте двадцати лет были духовно взрослее – что совсем не значит умнее. Они как будто раньше преодолели некий барьер, за которым больше нет оглядки на беззаветное детство и приходит осознание того факта, что теперь раз и навсегда ты за все отвечаешь сам. Большинство современных молодых людей продолжают вдохновенно смотреть шедевры от Диснея и Пиксара, играют сутками в видео- и интернет-игры, инфантильно живут «по течению» или по принципу «сейчас меня все устраивает», зачастую даже не сильно задумываясь о будущем. В статье о периоде постподростковости, опубликованной на сайте «Афиши», один из авторов приводит такой пример: «Среди моих знакомых есть те, кому 25–26 лет, и они уже успели родить ребенка, завести собаку и сделать карьеру. А есть знакомый, которому жена сказала: «Выбирай — или семейная жизнь, или приставка». И он сказал: «Я выбираю приставку».   Что это если не отсрочка от взросления? Стоит оговориться, что описываемое нами явление не действует «равномерно» на всей территории России,  Европы или всей западной цивилизации. В нашей стране наблюдается довольно большая амплитуда между «инфантилизированными» жителями столиц и других миллионников, по сравнению с  почти не file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя подвергнувшимися влиянию этого процесса жителями, например, далеких сел. Это объясняется довольно просто: цивилизация располагает к развитию инфантилизма. Чем благоприятнее условия, тем меньше человек привыкает заботиться о самых прямых насущных нуждах, тем дольше он будет сохранять беспечность, взрослеть. Основополагающее проявление инфантилизации - популярность «незрелого» стиля жизни. Эта формулировка заключает в себе очень многое. В нее входит продолжительная учеба: дети заканчивают школу в 18 (а не так давно заканчивали в 16), «пятилетка» специалитета заменена на 4+2 по европейской системе, аспирантура длится еще три года и так далее. Молодежь все спокойнее относится к факту наличия двух, а то и трех высших – это уже стало нормой.  «От сессии до сессии живут студенты весело», - гласит «народная мудрость». Учебу неизменно сопровождает всевозможное «веселье». Затянувшийся период тяги к развлечениям тоже присущ современным молодым людям. Еще одно повсеместное явление – увлечение «мальчишескими» видами активности и спорта: к ним отнесем все экстримальное (что, в сущности, не ново) и такие виды спорта как катание и выполнение трюков на самокате, роках, BMX`е, скейтборде, паркур, пейнтбол, всевозможные «квесты». Уменьшается социальное давление на девушек: еще недавно быть не замужем в двадцать пять было едва ли не дурным тоном, сегодня такие предубеждения уже редкость. Благодаря медицине детородный возраст увеличился, а соответственно можно и «отложить» ответственность за ребенка вместе с беременностью на 30+, а то и на все 40.  В развитом ¬обществе появился «запрос на счастье». Люди не просто проживают жизнь, и уж тем более не выживают – они хотят жить счастливо, комфортно, как им удобно. Это первый шаг от стереотипов – мыслить о себе лично, а не о себе в контексте всех. Современный человек ставит другие цели: вместо «учеба-работа-дом-семья» вырисовывается, например, «кругосветное путешествие-фриланс-гражданский брак-заочка» и т.д. Появляется вопрос: а хочу ли я своих детей? Люди перестают взрослеть, потому что у них появилась такая возможность. Кстати, это отчасти выгодно правительству: оно не очень заинтересовано в том, чтобы «все встали к станку». Производительность труда в развитом мире очень выросла, работы для всех не хватает. Но суть не в государственной политике, дело все-таки в людях. В наше время взросление приносит с собой весьма мало «бонусов». Раньше детям все кругом было «нельзя», хотелось свободы и избавления от минусов детского положения. Теперь, когда человек взрослеет, минусов только прибавляется, а плюсов не очень. Слово «инфантильный», к которому восходит наш термин, подразумевает отсутствие инициативы, деятельности, ответственности. Многие говорят, что молодые люди не готовы принимать серьезные решения. Но дело в том, что «цена решения» сегодня снижается. В нашей жизни все меньше необратимых исходов и безвыходных ситуаций, все больше выбора. Те, кому сейчас за сорок, уверенно заявляют: «Учись, а то потом вся жизнь для тебя будет закрыта». Но на деле все происходит не так. Не учился тогда — можно выучиться потом. Не учился – больше работал, набрался профессионального опыта. Цена решения перестает быть фатальной.     file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя   Важно понимать, что в современном обществе произошла некая переориентация культурных ценностей. Моду задают подростки и совсем молодые люди (например, через поп-культуру). Эти же молодые люди – главные практические деятели и изобретатели: они лучше разбираются в быстро изменяющейся сегодняшней реальности, быстрее к изменениям адаптируются. Соответственно, даже и пожилые люди будут сознательно или бессознательно «цепляться» за этот период жизни, что и говорить о тех, кому еще не исполнилось тридцати. Инфантилизация во многом поддерживает расшатывание гендерных норм, стирание границы между полами: феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин. Это тоже шаг к нейтральному детству, когда половые различия не выражены конституционально. Постепенно меняются реалии быта (например, повсеместное бритье бороды, ношение одежды-унисекс, у женщин поощряются мужские формы поведения, и наоборот, распространение гомосексуализма) и даже биологии (у мужчин участились гинекоидные пропорции, а у женщин расширились плечи и талия). Нечего и говорить о проявлении стирания гендерных различий в культуре (например, модели, с неярко выраженными половыми признаками, преобладание теноров-мужчин в поп-музыке).     file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя Продолжительность жизни современного человека достаточно велика (76 лет – средняя продолжительность жизни европейца по данным 2010 года).  Замедлившееся взросление явилось естественным следствием из этого file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Домашняя факта. Если человек живет до 90 лет, логично предположить, что его жизненные этапы покажутся «растянутыми» по сравнению с вехами жизни, человека живущего 50 лет. Остается только предположить, как будут дальше обстоять дела на передовой. Естественным следствием инфантилизации будет постепенное и очень медленное (значительно отстающее от реального положения дел) увеличение возраста совершеннолетия. От 18 к 21, от 21 к 23, 24 и так далее. Детство и юношество будут получать больше привилегий, свободы и пользоваться большим количеством возможностей, соответственно, будут активнее вмешиваться в дела так называемых «взрослых», влиять на общество. Период, названный постподростковостью (20-30 лет) станет сначала активно обсуждаемым феноменом современной культуры, а потом ее общепризнанной реалией. Увеличится количество фрилансеров, «удаленных» программистов, дизайнеров, журналистов, путешественников и т.д. - возникнет целое поколение людей, не работающих в офисе. Образование становится только базой, перестает быть непреложной истиной и руководством к действию. Работа и профессия будут определяться не столько образованием, сколько принципами. Будет больше возможностей для творчества, больше людей self-made, поднявшихся благодаря абсолютно неожиданным и революционным проектам (тому, чему не учат в школе и университете). Общество тысячи возможностей не обойдется и без новоприбывших минусов. Могу предположить, что увеличится количество безработных. Неизбежно изменится соотношение пенсионеры/трудоспособное население, что обернется реформированием госбюджетов. Уровень дохода тоже является краеугольным камнем рассматриваемого явления. По тем же причинам, по каким жители «развитых» стран больше подвержены инфантилизации, чем жители «развивающихся», в семьях с большим достатком и соответствующим воспитанием дети  будут дольше взрослеть, чем в семьях менее обеспеченных. Естественно есть множество примеров-исключений, но мы, напомню, рассматриваем явление в самом широком смысле и оцениваем «среднюю температуру по больнице».     file:///C/Users/240/Desktop/инф-я/index.html[28.05.2015 22:37:17]

Вы просматриваете облегчённый вариант работы - только текст.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться