"Мы учим летать самолёты"

Познавательный и интересный Лонгрид, в котором читатель может узнать ответы на интересующие его вопросы, касающиеся работы авиакомпаний и аэропортов в целом. Например, всё о подготовке самолёта к полёту, безопасности в полёте, путешествии багажа и многие другие интересные факты.

Тип публикации: Исследования

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 556f1d51f2ad471e773c7007
UUID: e1a65420-6280-0137-6ec0-525400006e27
Опубликовано: 03.06.2015 15:29
Просмотры: 1540

Current View

Не многие догадываются, что к вылету самолѐт готовят часто даже больше людей, чем он перевозит. Труд многих из них скрыт от глаз пассажиров. Подготовкой воздушного лайнера к вылету занимается техническая служба, экипаж самолѐта, аэродромные службы, служба бортового питания, служба безопасности и многие другие. Для того чтобы воздушное судно вылетело по расписанию, все они работают по «технологическому графику подготовки самолѐта», в котором каждой из служб определено своѐ время. Итак, давайте рассмотрим каждую из них в отдельности. Подготовка самолѐта к полѐту Аэродромная служба Для того чтобы самолѐт взлетел, ему необходима чистая и сухая взлѐтная полоса. Этим занимается аэродромная служба. В зимнее время она очищает полосу от снега, а в летнее время, при необходимости, производит сушку взлѐтной полосы. Также в задачу этой службы входит заправка самолѐта различными специальными жидкостями и газами, такими, как питьевая вода, кислород, азот и топливо. Топливо, которым заправляют воздушный лайнер, проходит специальную проверку и этапы очистки для того, чтобы полѐт был ещѐ более безопасным. Также в задачу этой службы входит буксировка самолета, когда это необходимо, ведь не всегда самолет может самостоятельно выехать со стоянки, чтобы отправиться в полет. Служба бортового питания Каждая из авиакомпаний старается создать для пассажира уютную обстановку на борту самолѐта, предлагает своим гостям прохладительные напитки, кофе и чай, также, при длительных перелѐтах, большинство из них обеспечивает пассажиров горячим питанием. Служба, занимающаяся его поставкой, называется службой бортового питания. Чаще всего эта служба работает круглосуточно. Авиакомпания заказывает необходимое количество еды перед каждым вылетом, а служба бортового питания готовит блюда для пассажиров. Нельзя заказать еду в ближайшем кафе или ресторане, она готовится специально для каждого рейса. Служба безопасности Безопасностью пассажиров занимается служба безопасности. Современный аэропорт – это очень сложная система, безопасное функционирование которой является очень важным, поэтому территория охраняется как визуально, так и электронными средствами, есть система пропусков. Работников так же, как и пассажиров, проверяют на отсутствие ножей, холодного оружия и других запрещѐнных вещей. Рабочие не могут передвигаться по всей территории аэропорта как захотят, а только по тем зонам, которые указаны у них на пропуске. Техническая служба Важное место в подготовке самолѐта к вылету занимает техническая служба, еѐ основная функция – это поддержание самолѐта в исправном состоянии. Существуют технические регламенты, в соответствии с которыми на самолѐте проводится определѐнный набор работ. Меняются жидкости, проверяются и регулируются агрегаты. Наверное, многих читателей сейчас заинтересовал вопрос, через какое количество лѐтных часов проходит стандартная проверка самолѐта. «Это совершенно по-разному!» - отвечает Дронов Борис Михайлович, заместитель генерального директора по качеству технического обслуживания ООО «РусЛайн Техникс». Дело в том, что это зависит от модели воздушного лайнера и объема необходимых проверок. Бывает, что проверка осуществляется каждые три дня, а есть проверки, которые выполняются через 15000 лѐтных часов. Периодичность технического обслуживания измеряется в трѐх различных категориях: либо в календарных днях, либо в лѐтных часах, либо в лѐтных циклах (когда считается количество взлѐтов и посадок). Более мелкая форма проверки – это 3 дня, а на большинстве самолѐтов есть даже ежедневная форма технического обслуживания. Экипаж самолѐта Естественно, самолѐт не может взлететь без экипажа. Если говорить о его формировании, то нужно заметить, что он постоянно перегруппируется. Пилотов между собой назначают на дежурство так же, как и стюардесс. «Это не экипаж танка, который всегда слажен», - говорит Борис Михайлович. Они меняются потому, что у всех свои отпуска и выходные. Кто-то просит поставить его на короткий или дальний рейс, отправить в командировку на две недели и так далее. Исходя из этих и других факторов, формируется экипаж. Также существует норма налѐта на пилота в месяц, которая строго соблюдается, это 80 лѐтных часов. На самом деле, если у пилота вышло рабочее время, рассчитанное на один день, то он обязан отдохнуть 8 часов! В состав экипажа помимо пилотов входят бортпроводники. Их работа кажется легкой и красивой, однако она тяжелая и опасная. Бортпроводники так же, как и пилоты, проходят серьезную медицинскую комиссию и, так как работа считается вредной для здоровья, могут выйти на пенсию в молодом возрасте. Большинство людей и не подозревают, что бортпроводницы читают текст по листочку лишь потому, что они не имеют права добавлять даже одно слово от себя. Многих, наверное, интересует вопрос: с какими трудностями пилоты встречаются на взлѐтной полосе. Борис Михайлович так отвечает на него: У пилотов при взлѐте есть чек лист, который они читают. Например, первый спрашивает: «Эта кнопочка нажата?» И второй отвечает: «Нажата». И так далее по списку. Служба перевозок Помимо выше перечисленных служб, важную роль играет служба перевозок, именно с ней пассажир непосредственно сталкивается в аэропорту. Она регистрирует их на рейс, проверяет билеты и занимается посадкой пассажиров на воздушный лайнер. Служба аэронавигационного контроля Важную роль играют и диспетчеры из службы аэронавигационного контроля, они дают команды к взлѐту и посадке самолѐтам, а также советует, как поступить пилотам в какой-либо экстренной ситуации, следят за обстановкой как в воздухе, так и на земле. В их работе им помогают современные локаторы и другое оборудование, с помощью которого они могут определить, куда летит самолет, на какой высоте, и даже сколько топлива осталось на борту того или иного лайнера. Можно сказать, что эта служба всевидящее око аэропорта. Перечисленные организации составляют менее 30% от всех служб, участвующих в подготовке самолѐта к вылету. Безопасность в полѐте Ну вот, самолет подготовили, и он улетел. «Но насколько безопасен полет?» - спросите вы. В самолете предусмотрено дублирование всех агрегатов. Оказывается, что большинство систем воздушного судна имеют как минимум двойное дублирование, а бывает, что и тройное, так что в случае отказа одного такого прибора самолѐт может спокойно продолжить полет и безопасно его завершить. Крылья, нос и хвост самолѐта оборудованы специальными разрядниками статического напряжения, защищающими его от грозы, но при попадании самолѐта в грозовой фронт воздушный лайнер всѐ равно получает повреждения, хотя эти разрядники их минимизируют. Также перед вылетом экипаж самолета в метеослужбе аэропорта получает прогноз погоды, с помощью которого можно избежать попадания в зоны грозовой активности, а также зоны повышенной турбулентности. Правда, турбулентность не всегда можно избежать по объективным причинам, но экипаж заранее предупреждает пассажиров о необходимости вернуться на свои места и пристегнуться. Для самолѐтов также предусмотрена система записи показаний, которые характеризуют работу всех систем, а также положения органов системы управления воздушным лайнером. Называется это чѐрным ящиком. Не многие догадываются, что основной функцией чѐрного ящика является предотвращение поломок каких-либо агрегатов самолѐта, а не выявление причин уже произошедшего несчастья. Он представляет собой цифровой носитель, защищенный от температурных воздействий и ударов, на нѐм записывается информация со всех датчиков самолѐта (от 400 параметров). Интересно, что раньше чѐрный ящик был, по сути, обычной магнитной лентой (которая использовалась в кассетах с фильмами). Современные технологии позволяют чѐрному ящику создавать компьютерные модели полѐтов самолѐтов, позволяющих более точно понимать, как он летел, когда и как произошли какие–либо сбои. Многим, наверное, хочется узнать о незапланированных приземлениях самолѐта. В подавляющем большинстве случаев это происходит из-за погоды в аэропорту посадки. Если в аэропорту, в котором должен приземлиться воздушный лайнер, плохие погодные условия, то он может кружить длительное время в воздухе, ожидая разрешения на посадку. Также такая ситуация может возникать из-за большой загруженности аэропорта. В этом случае самолѐты просто ожидают своей очереди на посадку. Также из-за метеоусловий рейсы могут задерживать на несколько дней. Например, в Волгограде, когда туманно, самолѐты задерживают на целую неделю. К тому же у разных экипажей разный метеоминимум для взлета и посадки (это такие погодные условия, в которых командир экипажа имеет право совершать взлѐт и посадку; чем опытнее пилот, тем ниже у него метеоминимум, который подтверждается два раза в год), поэтому бывают случаи, когда один самолет может приземлиться или взлететь, а другой нет. Все дело в том, что первым самолетом управляет командир экипажа с большим опытом, и ему разрешили летать в более плохих погодных условиях. Это не значит, что вторым самолетом управляет неподготовленный пилот, все летчики авиакомпаний проходят соответствующую подготовку и сдают много экзаменов, прежде чем им разрешат управлять самолетом. И даже после подготовки и сдачи экзаменов какое-то время они летают под присмотром более опытных командиров самолета. Правда, иногда самолеты приземляются в незапланированном аэропорту из-за какойнибудь неисправности, но это экстраординарные случаи, которые случаются в авиакомпаниях один, может два раза в год. Все дело в том, что современные самолеты могут благополучно завершить полет даже с отказавшим одним двигателем, но для безопасности пассажиров командир экипажа может принять решение об изменении маршрута и посадки на ближайшем аэродроме. Также Вы можете столкнуться с такой ситуацией, когда самолѐт после взлѐта долгое время кружит в воздухе, а потом приземляется в том же аэропорту. На самом деле это означает, что при взлете экипаж определил, что на самолете есть неисправность, с которой лететь дальше небезопасно, поэтому он вырабатывает керосин для того, чтобы безопасно приземлиться в аэропорту вылета. «Почему нельзя приземлиться сразу?» - спросите Вы. Путешествие багажа Для большинства людей очень важным является понимание системы транспортировки багажа и то, как можно застраховаться от его утери. Дело в том, что количество рейсов современных аэропортов неимоверно велико, случаются ситуации, когда пассажир улетает в одну сторону, а чемодан в другую. Так происходит из-за сбоя в компьютере. Так же, как в магазине у нас иногда не могут считать штрих код, так и тут: техника может не распознать бирку. От таких проблем страдают все страны. От этого оградить себя нельзя, но есть ситуации, когда риск «разлететься» с багажом выше, чем обычно. К таким относятся чартерные рейсы с перерывом менее часа и случай, когда пассажир приходит в аэропорт после завершения регистрации (даже на одну минуту), в этих ситуациях Ваш багаж просто не успевают переложить на другой самолѐт. Многие думают, что вещи в воздушный лайнер кладутся куда попало, а пассажиры рассаживаются, как хотят, но это не так. Перед каждым рейсом рассчитывается центровка самолѐта в зависимости от его типа, количества пассажиров и багажа. Так делается для того, чтобы не ухудшилась управляемость самолѐта, и его просто не «занесло». Сейчас существуют лицензионные программы, способные рассчитать центровку воздушного лайнера самостоятельно, но все диспетчеры, занимающиеся центровкой, и летчики обязаны уметь делать это вручную. Для этого они проходят дополнительную подготовку.

- у работы пока нет рецензий -