Перспективы развития социального предпринимательства

Перспективы развития социального предпринимательства

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 58488ea5f2ad471e773c7173
UUID: e312f460-6280-0137-6f76-525400006e27
Опубликовано: 07.12.2016 22:35
Просмотры: 2261

Current View

А.А. Московская, М.Л. Баталина, Л.Д. Тарадина (ГУ-ВШЭ) «Перспективы развития социального предпринимательства в России (социальное предпринимательство как гибрид бизнеса и НКО)» Корпоративная социальная ответственность (КСО) в последние годы стала общим местом обсуждения роли бизнеса в развитии социальной сферы в России. Между тем на Западе не первое десятилетие существует институт, который наряду с КСО служит механизмом социальных преобразований и, так называемого устойчивого развития в рамках неприбыльной, либо прибыльной (если получение прибыли подчинено достижению социального эффекта) предпринимательской деятельности, это – социальное предпринимательство (social entrepreneurship). Актуальность темы определяется не только нерешенностью острых социальных проблем и поиском качественно новых, инновационных решений для успешных преобразований в социальной сфере России. В условиях слабости организаций третьего сектора, отмечаемого из года в год многими экспертами, социальное предпринимательство в принципе может оказаться тем институтом, который способен заполнить брешь между государством, бизнесом и обществом для решения социальных проблем. Насколько верно подобное предположение, какие факторы могут служить катализатором, а какие – тормозом данного процесса, на эти вопросы призван ответить доклад. 1. Анализ результатов зарубежной дискуссии о сути и формах социального предпринимательства. Несмотря на то, что социальное предпринимательство как явление социальной и экономической жизни западных обществ, существует не одно десятилетие, в международных исследованиях термин пока не получил устойчивой и однозначной трактовки. Во-первых, изучение социального предпринимательства как феномена – сравнительно новое направление социальных исследований даже в развитых индустриальных странах. Во-вторых, мировыми исследованиями в области социального предпринимательства еще не накоплен достаточный опыт анализа его различных практик, тем более, не достает сравнительного его форм в странах с разным уровнем социального и экономического развития. Для одних экспертов социальное предпринимательство подразумевает различные формы корпоративной социальной ответственности, включая создание благотворительных организаций. Другие ведут речь о деятельности некоммерческих организаций (НКО), на профессиональной основе занятых улучшением социального положения своих целевых групп. Те и другие, как правило, согласны в том, что социального предпринимателя выделяет из ряда предпринимателей и активистов НКО преобладание социального эффекта над экономическим и наличие качественного социального преобразования – будь то форма социальной услуги или способы ее реализации. Некоторые эксперты идут дальше и настаивают также на принципиальной масштабности преобразований, хотя последний критерий чаще всего подвергается критике. 2. Обзор первого опыта социального предпринимательства в России и некоторых странах СНГ. Социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды - сравнительно новый феномен для стран постсоветского пространства. В то же время в России уже появляются организации, которые претендуют на работу в этой «нише», прямо заявляя об этом, либо фактически реализуя в своей повседневной деятельности принципы социального предпринимательства. Кроме того, в целом ряде стран СНГ прорабатываются варианты институционального развития социального предпринимательства. Это, прежде всего, касается Казахстана, Украины, а также Белоруссии и Молдавии. Поэтому анализ и обоснование перспектив развития социального предпринимательства в России в докладе проводится с учетом этого опыта - на основе выявления социальных, экономических и институциональных факторов его развития в постсоветских странах. 3. Институциональные перспективы развития социального предпринимательства в России. Доклад исходит и того, что социальное предпринимательство – основанная на самоокупаемости хозяйственная деятельность по производству социально значимого продукта или услуги с применением инновационных решений, преобразующих в интересах общества (социальной группы) саму услугу и/ или механизмы ее экономической реализации. Конечная цель такой деятельности – не производство прибыли, а производство продукта или услуги, предназначенной для решения общественной проблемы. В России примеры социального предпринимательства еще немногочисленны, а их формы редко соответствуют полному набору критериев социального предпринимательства. Это связано как с небольшой историей самого явления в России, так и с особенностями понимания социального предпринимательства его акторами. Если в США благотворительность и добровольчество нередко сопровождают осуществление социальных инноваций, в России понимание социального предпринимательства скорее противоположно благотворительности и добровольчеству. Социальное предпринимательство более последовательно реализуется во вновь созданных организациях под патронажем бизнес структур, нежели в результате самостоятельной эволюции традиционной некоммерческой организации. Для того чтобы социальное предпринимательство стало катализатором совершенствования работы уже сложившихся некоммерческих организаций, необходима разработка программ обучения НКО, а также развитие межсекторного взаимодействия по социальным проектам между государством и НКО, НКО и бизнесом. Серьезным барьером на этом пути служит неравенство институционального «веса» партнеров, отсутствие между ними социального и экономического равноправия. Несмотря на то, что условия социальной, экономической и институциональной среды в России в сравнении с западными странами имеют значительную специфику, основой успешного развития социального предпринимательства в России может стать общая для России и Запада тенденция к коммерциализации и индивидуализации социальных услуг. В связи с этим правомерен вопрос, не может ли социальное предпринимательство в России стать эффективным заместителем неразвитого некоммерческого сектора в сфере социальных услуг и социальной защиты граждан или это всего лишь бизнес проект, призванный решить технические проблемы реализации «социальной ответственности бизнеса»? 4. Информационная база, практический и теоретический задел. Доклад основан на анализе более 60 зарубежных и ряда российских источников, посвященных социальному предпринимательству, а также на опыте реализации проекта «Анализ состояния и тенденций развития социального предпринимательства в России с учетом возможностей применения опыта развитых индустриальных стран и подготовка предложений по внедрению инвестиционных проектов, реализующих принципы социального предпринимательства в условиях России», проводимого в настоящее время в ГУ-ВШЭ под руководством автора по заказу Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».

- у работы пока нет рецензий -