Сергеев И.В. Информационно-психологическая война как форма эскалации межгосударственных конфликтов

Библиографическая ссылка на статью: Сергеев И.В. Информационно-психологическая война как форма эскалации межгосударственных конфликтов // Информационные войны. 2015. № 2 (34). – С. 38 – 41. Глобальное развитие в XXI веке информационных технологий существенно изменило стратегию, тактику, формы и способы ведения военных действий ведущих государств. Это вызвало необходимость проведения исследований в области теории и практики информационного противоборства. Целью данной статьи является изучение и анализ интегрированного использования в соответствии с интересами и целями государства информационных возможностей, направленных на нарушение, искажение или контроль процесса принятия решения потенциальным или реальным противником. Ключевые слова: информационное противоборство, информационная сфера, информационно-психологическая война, информационное воздействие, информационные операции, национальная безопасность.

Научные статьиПолитика
Просмотров: 21
Страниц: 5
Дата публикации: 2016-12-27

Виктор Журавлев

0
РЕЙТИНГ РАБОТЫ

Скачать Поделиться
Пожаловаться

Информационно-психологическая война как форма эскалации межгосударствен- ных конфликтов СЕРГЕЕВ ИЛЬЯ ВИТАЛЬЕВИЧ Эксперт АНО «Центр перспективного анализа и стратегических исследований», студент Российского государственного социального университета Ilyasergeev1@yandex.ru БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Сергеев И.В. Информационно- психологическая война как форма эскалации межгосударственных конфлик- тов // Информационные войны. - №2(34), 2015. – С. 38 – 41. Глобальное развитие в XXI веке информационных технологий существенно измени- ло стратегию, тактику, формы и способы ведения военных действий ведущих госу- дарств. Это вызвало необходимость проведения исследований в области теории и прак- тики информационного противоборства. Целью данной статьи является изучение и ана- лиз интегрированного использования в соответствии с интересами и целями государства информационных возможностей, направленных на нарушение, искажение или контроль процесса принятия решения потенциальным или реальным противником. Ключевые слова: информационное противоборство, информационная сфера, ин- формационно-психологическая война, информационное воздействие, информационные операции, национальная безопасность. Интенсивное развитие информационной инфраструктуры и прежде всего информа- ционно-телекоммуникационных систем, привело к тому, что геополитическое взаимодей- ствие мирового сообщества осуществляется сегодня, прежде всего в информационно- психологическом пространстве. Это существенно изменило стратегию, тактику, формы и способы ведения военных действий ведущих государств. В свою очередь процесс инте- грации России в мировое информационное пространство, а так же информатизации прак- тически всех сфер государственного управления, начало которым было положено распа- дом СССР порождает значительное число проблем, но самая основная – обеспечение гос- ударственной безопасности. Глава Российского государства неоднократно акцентировал внимание на том, что «укрепление государственной безопасности является одним из ос- новных направлений деятельности государственных органов» [4, с. 46]. Вместе с тем, ин- теграция России в мировое информационное пространство влечет за собой немало про- блем в сфере защиты государственной тайны. В связи с этим, в Доктрине информацион- ной безопасности Российской Федерации отмечено: «Ухудшается ситуация с обеспечени- ем сохранности сведений, составляющих государственную тайну» [1, с. 5]

Глобализация расширяет глобальную информационную сферу, стирая государ- ственные и национальные границы, что позволяет развязывать крупномасштабную ин- формационно-психологическую войну (ИПВ). Налицо ориентация современных концеп- ций ИПВ на ведение боевых действий на глобальном уровне, что обязательно должно учитываться в концепции государственной информационной политики РФ. Непосред- ственно из этого следует актуальность системного анализа данной темы. Монополизация телекоммуникационного рынка и фактическое отсутствие незави- симых СМИ, активное использование людьми социальных сетей в Интернете привело к тому, что мнение большинства населения ведущих мировых держав формируется отдель- ными людьми и зачастую, информация, которую получает население, выступающее в данном случае объектом информационного влияния (ОИВ), проходит предварительную фильтрацию и фальсификацию, что приводит к формированию у ОИВ мнения не объек- тивного по своей природе. Из данного положения следует гипотеза: уровень развития ин- формационного пространства решающим образом влияет на все сферы мирового сообще- ства: социально-политическую, экономическую, культурно-идеологическую. Это опреде- ляет необходимость формирования российской адекватной современным реалиям, кон- цепции управления информационным пространством в целях реализации информацион- ной политики. На сегодняшний день под ИПВ следует понимать конфликт, возникающий в соци- альной, политической или военной сфере общественных отношений, охватывающий все уровни их структуры и затрагивающий фундаментальные основы общественного бытия, характеризующийся высоким уровнем интенсивности и поражающей степенью. Особен- ности протекания информационно-психологического конфликта (ИПК) в современном обществе заключаются в фактическом отсутствии международных и национальных пра- вовых норм и социальных механизмов, препятствующих обострению конфликтов и регу- лирующих степень их социальной опасности. В связи с этим, в рамках политологического анализа ИПК следует рассматривать через определение состояния политической сферы общества и сущности властных отношений в конкретной общности. Необходимое условие высокой эффективности организации операций ИПВ – скрытность и маскировка под другие социальные процессы. В таких условиях есть воз- можность использования технологий для скрытого манипулирования ОИВ. Это приводит к тому, что ОИВ связывает нанесение ущерба с объективными социальными разногласия- ми или политическим кризисом, не подозревая что он управляется извне. Важнейшей составляющей социальных и политических отношений является ин- формационная политика (ИП). Манойло А.В. характеризует ИП как «особую сферу жиз-

недеятельности политиков, ученых, аналитиков, журналистов и читателей, связанных с воспроизводством и распространением информации» [5, с. 12]. Она во многом способ- ствует формированию и развитию новой системы отношений, позволяющих современно- му обществу перейти на новый этап развития, обеспечивает защиту национальных инте- ресов и информационно-психологическую безопасность личности, общества и государ- ства в изменяющихся условиях. Наряду с информационной политикой, в информационном обществе облик систе- мы политических отношений на геополитическом уровне определяет явление, получив- шее название информационного противоборства. Действия участников информационного противоборства могут носить как наступательный, так и оборонительный характер. В этой связи, следует отметить роль средств массовой информации (СМИ) и массовой коммуни- кации, которая требует отдельного исследования, так же, как и само информационное противоборство со стороны различных участников ИПК. Социально-политический кризис в Украине показал, насколько сегодня СМИ зависят от властных структур и от той поли- тики, которая выгодна субъекту ИПВ. По мнению Вершинина М.С., «возможность влия- ния на неограниченную аудиторию и управления ею, минимизация затрат по передаче информации и оперативное реагирование на любые события, произошедшие в мире, пред- определили активное использование СМИ экономическими и политическими факторами» [2, с. 100]. ИПВ подразумевает проведение обособленных друг от друга по своей направлен- ности, но единых по цели и задачам информационных операций (ИО). Трактовать данное понятие можно в контексте двух принципиально разных функций информации – гумани- тарной и технической. Под ИО в техническом смысле понимается «использование ком- плекса скоординированных по целям, задачам, месту и времени приемов информационно- го воздействия в виде информационной агрессии»[3, с. 121]. В гуманитарном смысле, ИО подразумевает активные методы трансформации информационного пространства. В со- временном информационном обществе, жизненные стандарты не навязываются силой, а умело пропагандируются и распространяются с помощью особых технологий. Основным объектом воздействия в этом случае является массовое сознание. В условиях широкомасштабного внедрения в практику военных сил и новейших достижений в области коммуникации и информатизации, американские военные специа- листы обращают особое внимание на «повышение роли информационного пространства и необходимости его интенсивного и масштабного использования для достижения соб- ственных внешнеполитических целей» [6, с. 57] Основой ИО, как пропаганды в целом, являются линейные представления, называемые «жестким втолковыванием». Требования

тотальности пропагандистского влияния опосредуются через простую схему: управляю- щее влияние – желаемый результат. В разработке же современных ИО используется си- нергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате слияния отдельных частей в единую систему за счет системности). Подразумевается механизм бесконечного возрастания за конечный период времени, то есть сверхмалые влияния мо- гут при определенных условиях вызвать чрезвычайно большие возмущения. В научной литературе существует множество предположений о структуре инфор- мационного воздействия, однако целесообразнее всего разделить его на побуждение и принуждение. Побуждение объекта ИПВ к совершению каких-либо действий – это откры- тое воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании происходит фор- мирование мотивации к совершению определенных поступков. Основными способами формирования мотивации являются убеждение, разъяснение, информирование, поддерж- ка. Побуждение является основной движущей силой процесса коммуникации. В свою оче- редь, принуждение как вид ИПВ – это воздействие на сознание объекта, в результате ко- торого происходит формирование мотивации к обязательному совершению определенных поступков вопреки собственной воле. По отношению к сознанию объекта ИПВ, принуж- дение следует разделить на открытое и скрытое. В таком случае к формам открытого при- нуждения относятся такие виды, как государственное и общественное принуждение, ос- нованное на действии норм морали и нравственности, а так же юридически оформленных отношений. К формам скрытого принуждения относятся: дезинформирование, агрессив- ная пропаганда, лоббирование, шантаж, а так же иные психологические манипуляции, ко- торые широко используются в операциях ИПВ в Украине. Американские теоретики ИПВ ведут активное изучение возможностей использова- ния сети Интернет в целях формирования и распространения информации, предназначен- ной для склонения в нужную сторону общественного мнения по наиболее важным поли- тическим вопросам. Особая роль в этой связи отводится «социальным сетям». Из заявле- ний телеканала «Россия 24» можно сделать вывод, что основой революционных настрое- ний в Украине являлись материалы, распространяемые в социальной сети «twitter». Анализируя опыт Украинской гражданской войны 2014 года можно выделить сле- дующие компоненты модели виртуальной революции: жертва (она может быть индивиду- альной и коллективной, но как правило это целая социальная страта); массовость и зре- лищность протеста (протест должен вызывать определенные эмоции например сочув- ствие); обязательность молодежного участия, поскольку молодежь не только символизи- рует будущее, но и легка на подъем; включение международных информационных пото-

ков для обратной циркуляции в страну и создание соответствующего международного давления; наличие зрителя, без которого все эти действия теряют смысл. В качестве примера информационного давления, как средства управления сознани- ем на опыте украинской политики можно рассмотреть заявления СМИ о том, что Украина должна быть членом Евросоюза, членом НАТО, членом ВТО для успешной интеграции и повышения безопасности страны, повышения социальной защиты населения. Однако опыт показывает, что Дания, которая является европейским государством и не входит ни в один из этих союзов – самая высокая в мире по уровню комфортности жизни, притом – независима, уважаема и авторитетна в европейском сообществе, следовательно внушение гражданам Украины о необходимости интеграции в Евро и Североатлантическую зоны оказались ничем иным как операциями ИПВ. Подводя общие итоги следует сделать вывод, что методы информационного воз- действия позволяют извне регулировать интенсивность протекания политических кон- фликтов, варьируя степень их социальной опасности. Это позволяет констатировать, что система социальных и политических отношений современного информационного обще- ства является средой организации и проведения операций ИПВ. Литература: 1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президен- том Российской Федерации ПР-1895 от 9 сентября 2000 г. [Текст] // Российская газета. – 2000. – 28 сентября. – С. 3-10. 2. Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 98-107. 3. Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно- психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. – М.: МИФИ, 2005. – 496 с. 4. Выступление В.В. Путина на военном параде в честь 61-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне // Российская газета. – 2006. – 10 мая. – С. 46. 5. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно- психологической войны. / А.В. Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2003. – 544 с. 6. Libicki M. What is information Warfare. – Santa Monica.: RAND, 1995. – 320 p.

Вы просматриваете облегчённый вариант работы - только текст.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться