Роль редактора в телепроекте формата «интеллектуальной игры» (на примере программы «Первого канала»

Автор анализирует редакторскую деятельность на телевидении на примере формата телеигры.

Тип публикации: Курсовые

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5a396175f2ad471e773c721f
UUID: e3b6ced0-6280-0137-6fcc-525400006e27
Опубликовано: 19.12.2017 18:59
Просмотры: 2696

Current View

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова _____________________________________ Факультет журналистики Кафедра телевидения и радиовещания Роль редактора в телепроекте формата «интеллектуальной игры» (на примере программы «Первого канала» «Что? Где? Когда?») Курсовая работа студентки
2 курса д/о Сарминой Анны Викторовны Научный руководитель к.ф.н., ст. преп. Тихонова О.В. Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение .............................................................................................................. 3 Глава I. Телевизионный редактор на развлекательном ТВ..................... 6 §1. Рекреативная и культурно-просветительская функции телевидения ...... 6 §2. Роли редактора: от продюсера до сценариста ............................................ 8 Глава II. Телепрограмма формата «интеллектуальной игры»: особенности редакторской работы .............................................................................. 13 §1. История создания, специфика формата, аудитория ................................ 13 §2. Деятельность редактора телепроекта «Что? Где? Когда?» («Первый канал») ................................................................................................................... 18 Заключение ...................................................................................................... 24 Литература и источники ............................................................................... 26 Приложения ..................................................................................................... 28 Введение В последнее десятилетие на телевидении России динамично развиваются развлекательные программы. Новые телепроекты в формате шоу (например, «Голос» на Первом канале и «Один в один» на России-1) становятся популярными во всей стране1. В результате, на сегодняшний день информационный контент телеканалов стабильно уступает первые места развлекательному. Об этом свидетельствует доля рейтинга («количество человек, смотревших телевизионную программу, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории») российских телепередач. Как сообщает исследовательская компания TNS, в недельный период с 22 по 28 февраля 2016 года развлекательная программа «Голос. Дети» («Первый канал») стала самой рейтинговой на телевидении страны. Её доля («количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей в данный момент времени») составила 21.7 %. Ближайшие конкуренты – ток-шоу «Пусть говорят» и информационная программа «Время», также транслирующиеся на «Первом канале», набрали 16.5 % и 15.7% соответственно. Сравнив эти цифры, мы видим, что самая рейтинговая информационная программа России на целых 6% уступает развлекательному шоу. В двадцатке самых популярных телепроектов недели значатся передачи «Первого канала» «КВН» и «Вечерний Ургант». Очевидно, что рекреативная функция телевидения уже стала одной из главных. Сегодня зритель предпочитает отдыхать перед экраном, а не смотреть серьезные телепередачи. Следовательно, становится актуальной профессия редактора в программах развлекательного характера. Можно сказать, что редактор играет одну из самых важных ролей в создании шоу, так как это 1 См.: Данные по аудитории. Россия. Неделя 14.03-20.03. 100 наиболее популярных программ//URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-andregional/audience (дата обращения: 15 марта 2016 года). –3– специалист-универсал, способный взять на себя обязанности и продюсера, и декоратора. Данная работа посвящена исследованию роли редактора в телепроекте формата «интеллектуальной игры» – одного из самых популярных на российском телевидении. Актуальность работы. Сегодня невозможно представить себе создание любой телепрограммы без редакторской бригады. Она координирует деятельность каждого работника: от режиссера до осветителя. Что касается формата «интеллектуальной игры», работа редактора в такой телепередаче особенно сложна и многогранна. Цель работы: определить особенности редакторской деятельности на примере проекта формата «интеллектуальной игры». Новизна исследования. Передачи данного формата – довольно редкое явление для российского телевидения. К ним можно причислить всего несколько телепередач, среди которых – «Что? Где? Когда?» (выходит с 1975 года) и «Своя игра» («НТВ», выходит с 1994 года). Однако даже в этих проектах есть существенные жанровые отличия. С момента своего старта они динамично эволюционировали и развивались. В рассмотренных российских научных и популярных источниках литературы встречается мало исследований на данную тематику. Объект исследования. Роли и функции редактора в развлекательных телепрограммах. Предмет исследования. Особенности редакторской деятельности в программе формата «интеллектуальной игры» на примере проекта «Что? Где? Когда?» на «Первом канале». Задачи исследования: 1. изучить рекреативную и культурно-просветительскую функции современного телевидения; –4– 2. определить роль редактора в развлекательных программах; 3. проследить развитие формата «интеллектуальной игры»; 4. выявить особенности деятельности телередактора в анализируемом проекте. Метод исследования: метод анализа. Автор изучает данную тему, сопоставляя теоретический материал с полученными практическими данными (в том числе на основе экспертного интервью с редактором изучаемого телепроекта). Эмпирическая база исследования: расшифровки, сценарии, исходные видеоматериалы программы «Что? Где? Когда?» . Период исследования: с января по декабрь 2015 года. Проанализировав программы, которые были сняты именно в этом временном интервале, можно выявить особенности деятельности современного телередактора. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и источников, приложений. Приложения состоят из интервью с редактором анализируемого телепроекта и фрагментов расшифровок передачи. –5– Глава I. Телевизионный редактор на развлекательном ТВ Свои сегодняшние очертания развлекательный сектор российского телевидения приобретает, согласно исследователю С. Акинфиеву, лишь в начале XXI в. с появлением жанра реалити-шоу, а также повсеместным распространением викторин, ток-шоу и юмористических передач. За последние десять лет рекреативная функция российского телевидения из второстепенной стала одной из ключевых. §1. Рекреативная и культурно-просветительская функции телевидения По определению исследователей, «развлекательные телепрограммы – это телепрограммы, являющиеся формой и способом проведения досуга, сочетающие в себе признаки азарта, юмора, игры и эскапизма, рассчитанные на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации»2. Для общества просмотр телевизора становится наиболее доступным способом развлечения. Поэтому телеканалы стараются удовлетворять эту потребность аудитории, добавляя в сетку вещания все больше развлекательных программ. К развлекательному контенту можно отнести такие жанры, как реалитишоу, ток-шоу, телевикторины и телеигры. Журналистская составляющая в таком формате заключается в работе редактора или ведущего: «Даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе. В любых телеиграх, от «Поля чудес» до «Любви с первого взгляда», работа ведущего требует журналистских навыков»3. На российском телевидении два канала – СТС и ТНТ – «являются чисто развлекательными и формируют свои сетки вещания исключительно из кинофильмов, сериалов, ситкомов, популярных шоу, юмористических про 2 Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения// URL: http://mediascope.ru/old/node/250 (дата обращения: 2 апреля 2016 года). 3 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. —C.101-102. –6– грамм, игр, реалити-шоу»4. За ними следуют телеканалы РЕН-ТВ, ТВЦ, ТВ-3, «Домашний», «Муз-ТВ», «МТV-Россия», «ТУ-1000. Русское кино», «Русский иллюзион», «2х2», которые также позиционируют себя как развлекательные вещатели. Как отмечают исследователи, «чрезвычайно важно, когда функция развлечения «перетекает» в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах»5. Памятны такие просветительские передачи отечественного телевидения, как «Клуб путешественников» с Юрием Сенкевичем, «В мире животных» с Василием Песковым и Николаем Дроздовым, «Под знаком пи» с Львом Николаевым. Содержание федеральных каналов, которые хоть и предлагают своим зрителям просветительские телепрограммы, «рассчитано на «среднего» зрителя, поэтому программы не в полном объеме реализуют культурнопросветительскую миссию. На многих каналах, за исключением телеканала Россия-Культура», невысок уровень культурно-просветительского контента, телеканалы в основном тиражируют поп-культуру»6. Однако культурнопросветительская функция телевидения не становится менее важной: следует помнить, что для многих российских телезрителей «это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства»7. 4 См.: Вартанова Е.Л. Медиаскоп: СМИ России как индустрия развлечений. – М.: 2009. – URL: http://mediascope.ru/?q=node/446 (дата обращения: 2 апреля 2016 года). 5 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. — C.102. 6 Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения. – М.: 2012. – URL: http://cheloveknauka.com/kulturno-prosvetitelskaya-missiya-televideniya (дата обращения: 4 апреля 2016 года). 7 Телевизионная журналистика. Под редакцией Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юровского А.Я. – М.: 2002. – С. 42. –7– §2. Роли редактора: от продюсера до сценариста Телевизионное творчество – это процесс, в котором участвует целая команда профессионалов. Одну из самых важных ролей играет редактор. «Редактор не просто принимает участие в работе над передачей на всех ее этапах от заявки до выдачи в эфир, но в большинстве случаев играет при этом руководящую роль либо выступает своеобразным арбитром в творческих спорах других участников бригады, работающих над программой»8. Хоть редактор остается за кадром передачи, и зритель зачастую даже не думает о его работе, но именно от него во многом зависит успешность телепроекта. Корреспонденты, ведущие и режиссеры «только воплощают в жизнь проект, который, как правило, придумал и создал редактор. Если оператор, монтажер и режиссер знают, как надо снять и собрать программу, то редактор определяет, что именно должно получиться в итоге, и вся творческая группа работает согласно его указаниям»9. Конечно, функционал редактора зависит от жанры телепроекта, над которым он работает. «Редактирование выпуска новостей радикальным образом отличается от работы редактора в передаче «журнального» типа, выходящей, например, раз в месяц; редактор телефильма работает совсем не так, как его коллега, отвечающий за организацию ток-шоу»10. Неизбежно сотрудничество редактора с автором и сценаристом программы. В некоторых случаях редактор сам становится автором проекта, пишет сценарий, работает с режиссером. При этом он может даже выступать в роли корреспондента и ведущего программы. 8 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. — C.26. 9 Редактор телепрограмм. – URL: http://tvprograms-editor.ru (дата обращения: 5 апреля 2016 года). 10 Телевизионная журналистика. Под редакцией Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юровского А.Я. – М.: 2002. – С 208. –8– Работа над телевизионным проектом разделяется на несколько частей: подготовительный период, съемочный, период монтажа и озвучания, период «пост-продакшн». На такие же этапы делится и работа редактора. «Подготовительный этап для телевизионного редактора начинается с разработки темы. Отбирается материал, наиболее продуктивный для телевидения, то есть такой, который позволяет максимально использовать преимущества телевидения, его возможности и специфику»11. При этом редактор руководствуется такими позициями, как зрелищность, оперативность, разнообразие аудитории. Редактор пишет заявку, в которой формулирует идею программы, ее формат и хронометраж, а также предварительно оценивает будущую аудиторию. Далее редакторы «созваниваются с выбранными героями, производят первичный поиск архивных данных и дополнительных материалов (фотографий, документов) – всего, что может понадобиться для съемок»12. На этом этапе очень важно сотрудничество редактора и других членов команды телепроекта. Зачастую редактор, как было сказано выше, является и автором, и сценаристом программы, но если эти роли играют другие люди, редактору необходимо установить с ними контакт. «Редактор обязан ознакомить автора с видеоматериалом, которым располагает телевидение, помочь оформить доступ в соответствующие учреждения, музеи, архивы и т. д.»13. Вместе со сценаристом редактор может подготовить сценарный план передачи, некую разновидность литературного сценария. Обычно он имеет четко прописанную драматургию. Драматургические приемы, как правило, редактируются и в так называемой «жанровой верстке»: она помогает вы 11 Гаймакова Б. Основы редактирования телепередач. – URL: http://tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=5815 (дата обращения: 28 марта 2016 года). 12 Кемарская И.Н. Телевизионный редактор / Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С.76-77. 13 Гаймакова Б. Основы редактирования телепередач. – URL: http://tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=5815 (дата обращения: 28 марта 2016 года). –9– строить сюжеты в определенной последовательности и преподнести зрителю готовые образные ассоциации. Не менее важна работа редактора с ведущим. Наиболее тесно они сотрудничают в процессе трактов (телевизионных репетиций). Тракты для редактора – «это лишняя возможность представить себе программу в целом. Прослушать вступительные тексты ведущего, уточнить смысл его комментариев, отметить себе, какую информацию необходимо передавать ведущему»14. Именно в процессе трактов передача предстает перед редактором и режиссером в готовом виде: это шанс внести правки в сценарий, скорректировать выступления героев, устранить все ошибки. Второй этап производства телевизионного контента – съемочный. Обычно, если в съемках задействована редакторская группа, обязанности ее членов разделяются: кто-то работает с гостями передачи и зрительным залом, кто-то следит за площадкой и предметами. Даже такая деталь, как одежда героев – это дело редактора. В случае, если что-то идет не по плану, прямая редакторская обязанность – быстро устранить неполадки. Если передача идет в прямом эфире, это усложняет работу редактора, так как ему необходимо корректировать действо непосредственно в ходе передачи. Может возникнуть необходимость в эфирном редактировании. Так бывает «при прямых репортажах и других «живых» передачах, когда возможны разного рода неожиданности, не предусмотренные сценарием или сценарным планом. Иногда в ходе передачи требуется сократить дикторский текст или текст ведущего, срочно внести в текст изменения»15. Во время монтажа и озвучания редактор – «систематик, строитель, создатель конкретного виртуального продукта. И от него требуется доскональное знание наработанного материала и умение этот материал структуриро 14 Кемарская И.Н. Телевизионный редактор / Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С.111. 15 Гаймакова Б. Основы редактирования телепередач. – URL: http://tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=5815 (дата обращения: 28 марта 2016 года). –10– вать»16. Редактор просматривает весь материал, слушает синхроны, выбирает из них наиболее значимое, размечает тайм-коды (цифровое время начала и окончания кусков). «На российском телевидении эффективно зарекомендовала себя работа в паре: «редактор-режиссер». Монтаж – это тот момент, когда, собственно, и проявляется в полной мере их «парная» работа. Упрощенно и коротко суть ее можно сформулировать так: редактор на монтаже отвечает за логику, содержание и смысл сборки, а режиссер – за эмоциональность и выразительность «картинки»17. Вместе они расставляют нужные акценты, добиваются единства текста и картинки, и это сотрудничество в значительной мере определяет качество продукта. Выделяется еще один этап работы редактора – так называемый «постпродакшн», то есть «после производства». Редактор может быть вовлечен в работу пиар-отдела, чья функция – сделать продукт заметным и обсуждаемым. От редакторской группы пресс-служба может потребовать написать анонс, то есть яркое представление выпуска, в котором будут сформулированы идеи, принципы программы. Иногда редактор дает интервью журналистам по поводу своей программы или снабжает журналистов видеозаписями ярких моментов съемок. Период пост-продакшн не менее важен, чем остальные. Современные реалии таковы, что «именно этот этап будет со временем занимать все больше редакторского времени»18. Как мы видим, круг обязанностей телевизионного редактора очень широк. Это организатор всего творческого процесса при подготовке передачи. Именно он отвечает за продукт, который в конечном итоге покажут телезрителям. Частично организационную работу редактора может взять на себя и продюсер, но он, «в отличие от редактора, отвечает и за финансовую сторону 16 Кемарская И.Н. Телевизионный редактор / Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С.140. 17 Там же. – С.158. 18 Там же. – С.183. –11– подготовки программ. В остальном их функции близки. Встречающиеся в титрах «креативный продюсер» означает творческий, «исполнительный продюсер» – организатор съемок, монтажа»19. Телевизионному редактору необходимо обладать рядом качеств, без которых он вряд ли сможет выполнять свою работу качественно. Это умение работать с большим объемом информации, внимательность, креативность, стрессоустойчивость. Важнейшим качеством считается широкий кругозор. «Редактор должен быть широко образован, потому что невозможно предсказать, с какой тематикой столкнет тебя телевизионная жизнь и какие понадобятся ассоциативные связи»20. На современном медиарынке редактор телевидения – одна из самых востребованных профессий. Мы пришли к этому выводу, исходя из просмотра таких ресурсов, как HeadHunter, SuperJob, Mediajobs, а также сайтов федеральных телеканалов. Как было написано выше, обязанности редактора напрямую зависят от жанра, в котором создается передача. В следующей главе будет подробно рассмотрена специфика редакторской работы в телепроекте формата «интеллектуальной игры». 19 Телевизионная журналистика. Под редакцией Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юровского А.Я. – М.: 2002. – С. 208. 20 Кемарская И.Н. Телевизионный редактор / Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С.30. –12– Глава II. Телепрограмма формата «интеллектуальной игры»: особенности редакторской работы Испокон веков человеку было интересно развиваться не только физически, но и умственно. Так, около полутора тысяч лет назад появились шахматы, а затем и другие игры. С развитием новых технологий формат «интеллектуальной игры» появился и на телевидении. §1. История создания, специфика формата, аудитория Телевизионные интеллектуальные игры появились в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Одной из первых передач такого формата стала игра-викторина «Jeopardy!», которая вышла в эфир американского телеканала NBC 30 марта 1964 года. Один выпуск длился в среднем 25 минут. Правила игры подразумевали три раунда, в каждом из которых игрокам предлагалось ответить на 5-6 вопросов ведущего. По её аналогу в 1994 на отечественном телеканале РТР была запущен телепроект «Своя игра»21. До сих пор эта передача успешно выходит на телеканале НТВ и является одним из лидеров в формате «интеллектуальной игры». Именно в 90-е годы на российском телевидении формат «интеллектуальной игры» стал наиболее популярным. В эфир вышли такие программы, как «Брэйн ринг» (1 канал ЦТ) с Владимиром Ворошиловым, «Умницы и умники» (1 канал Останкино) с Юрием Вяземским, «Кто хочет стать миллионером?» (НТВ) с Дмитрием Дибровым и другие. Формат «интеллектуальной игры» применим ко всем вышеназванным проектам, однако каждый из них существенно отличается от другого по ряду характеристик. Например, передача «Кто хочет стать миллионером?» предполагает соревнование одного игрока и компьютера, тогда как «Умники и умницы» – «интеллектуальная гуманитарная олимпиада для старшеклассни 21 Своя игра. – URL: http://www.ntv.ru/peredacha/svoya_igra/last24332250/ (дата обращения: 6 апреля 2016 года). –13– ков»22, соревнование участников между собой. Конечные цели игроков также различаются: если в «Кто хочет стать миллионером?», «Своей игре», «Десяти миллионах» (Россия-1) игроки бьются за денежные суммы, то в «Умниках и умницах» старшеклассники соревнуются ради поступления в МГИМО. Тот же принцип имел место и в закрывшейся в 2013 году телеигре «Самый умный» (СТС). Хронометраж передач формата «интеллектуальной игры» тоже разнообразен: он варьируется от 25 минут («Своя игра» с 1994 по 2000 годы23) до 80 минут («Самый умный»). Различна и аудитория каждого проекта, но в целом формат «интеллектуальной игры» смотрят больше женщин, чем мужчин. Возрастную категорию формата определить сложно. Например, большая часть аудитории телепередачи «Кто хочет стать миллионером?» – люди 60 лет и старше, однако среди групп опрошенных возраста 18-24 лет проект тоже оказался популярным24. Стоит приступить к анализу интеллектуальной игры, которая стала поистине легендарной на российском телевидении. Это проект телекомпании «Игра ТВ» под названием «Что? Где? Когда?». Автор программы, а затем и её ведущий – Владимир Яковлевич Ворошилов. Изначально именно им вместе с Натальей Стеценко было принято решение снимать нечто вроде викторины. «Первая программа, вышедшая в свет 4-го сентября 1975 года, была именно семейной викториной, состязанием между двумя семьями. Тогда даже не существовало волчка, он появился только в 1976 году, но имел не одну, а две стрелки, указывая не на вопрос, а 22 Умники и умницы. – URL: http://www.1tv.ru/umniki (дата обращения: 6 апреля 2016 года). 23 Своя игра. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Своя_игра (дата обращения: 6 апреля 2016 года). 24 Анализ зрительской аудитории телеигры «Кто хочет стать миллионером?». – URL: http://super-marketing.narod.ru/marketingovie-issledovaniya/analiz-zritelskoi-auditoriiteleigri/ii-teleigri-kto-hochet-stat-millionerom.htm (дата обращения: 6 апреля 2016 года). –14– на отвечающего»25. Две семьи – Кузнецовы и Ивановы – отвечали на 11 вопросов, и можно сказать, стали прообразами современных знатоков. Волчок, без которого современная программа немыслима, появился в 1976 году. Тогда же игроками стали не семьи, а студенты и аспиранты МГУ. В 80-х годах передача развивается и всё больше начинает походить на современную. Появляются знатоки и команды, организовывается телевизионный клуб. В 1982 году частью программы становятся музыкальные паузы. Как говорил автор игры, «нужно периодически "выключать" слово из происходящего на сцене, давать возможность отдохнуть, расслабиться нашему вниманию к отдельному слову. Именно вследствие этого всякие музыкальные паузы и антракты не только желательны, но необходимы, функциональны. Очевидно, место таким паузам - между раундами»26. Входят в обиход такие атрибуты, как черный ящик, блиц-турниры, правило шести очков и приз – Хрустальная сова. Жанр игры «Что? Где? Когда?» уникален. Так его определял сам Ворошилов: «За что ни возьмись, под каким углом ни посмотри на игру - в любом ракурсе она предстает перед нами в виде полноправного драматического спектакля. С одной лишь оговоркой - спектакля документального, ибо вместо профессиональных актеров в игре действуют настоящие, подлинные люди»27. Главные составляющие игры – это вещи, казалось бы, несовместимые: импровизация и вместе с тем жесткие правила. Действо происходит в прямом эфире, на глазах у телезрителя. Главный оператор телеигры Александр Фукс даже называет ее «репортажем с места события»: «в том репортаже, который мы создаем, обстоятельства заданы автором, организованы постановщиком. 25 Лысенко П. Когда? Где? Что? В «Что? Где? Когда?». http://project6466.tilda.ws/chgk (дата обращения: 14 марта 2016 года). 26 Ворошилов В.Я. Феномен игры. - М.: Советская Россия, 1982. – С.62. 27 Там же. – С.7. –15– – URL: Но при этом все, что происходит во время игры, непредсказуемо. Это и есть подлинно телевизионная передача»28. Немаловажна такая особенность игры, как отсутствие ведущего в кадре. Эта «изюминка» проекта неизменна. Несмотря на то, что зрители не видят ведущего, он играет большую роль. «Ведущий становится репортером не для каких-то посторонних целей, проблем, а для того, чтобы еще острее, еще целенаправленнее вести игру. Репортер-ведущий не просто "раскрывает" того или иного человека, тот или иной факт на сцене» 29. Редакторы даже называют передачу авторской, потому что именно ведущий – тот, за кем остается последнее слово на всех этапах производства проекта. С годами в «Что? Где? Когда?», кроме игроков, жанра и содержательных частей, менялось многое. Например, конечный выигрыш знатоков. Довольно долгое время (с начала игры до 1991 года) каждый правильный ответ приносил команде приз-книгу. С 1991 года знатоки стали играть на денежные суммы: «Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино. Ведущий стал называться крупье»30. Такой этап игры длился десять лет, а с 2008 года денежные призы стали получать не знатоки, а телезрители. Менялась и локация телепередачи. «С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра. С 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47»31. В 1988-1989 годах знатоки играли в Центре Международной торговли, и только в 1990 году «Что? Где? Когда?» переехала в Охотничий домик в Нескучном саду, ее теперешнее месторасположение. Одно из недавних нововведений телекомпании – интернет-трансляции на портале чтогдекогда.рф. Они предоставляют зрителю возможность «по 28 Лернер Л. Минута на размышление или загадки телеигры «Что? Где? Когда?» - М.: Искусство, 1992. – С.68. 29 Ворошилов В.Я. Феномен игры. - М.: Советская Россия, 1982. – С.68-69. 30 «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» – 35 лет в эфире. – URL: http://chgk.tvigra.ru/library/?30years (дата обращения: 14 марта 2016 года). 31 Там же. –16– общаться» со знатоками до и после игры. «Каждый телезритель может принять участие в этих трансляциях, задав интересующий вопрос любимому знатоку, ответ на который он сможет услышать в онлайн-трансляциях накануне игры. Евгений Галкин – ведущий и автор трансляций – каждую игру устраивает конкурсы для зрителей с ценными призами» 32. Хронометраж программы практически не меняется: чаще всего игра длится около 1 часа. Передача выходит в прямом эфире, и ее точную длительность предсказать так же невозможно, как и итог. Как говорят редакторы «Что? Где? Когда?», со временем передача стала динамичнее, а вопросы – сложнее. «Мы играем сегодня в то, во что не могли играть 30, 40 лет назад. Сами вопросы и подход к ним стал другой. Был рост знатоков и наш рост»33, – отметила в личном интервью автору шеф-редактор Наталья Китайкина. Нельзя не отметить популярность программы среди телезрителей. По сведениям исследовательской компании TNS Russia, «один из высоких показателей по телесмотрению "Что? Где? Когда?" был зафиксирован в 2002 году. Тогда среднее количество смотревших "Что? Где? Когда?" составило почти 25% россиян старше 4 лет»34. На данный момент рейтинг передачи от 10 апреля 2016 года составляет 3.0%, а доля – 13.0% телезрителей35. Несмотря на то, что это довольно низкий показатель по сравнению с 2002 годом, в сравнении с другими передачами формата «интеллектуальной игры» исследуемый телепроект остается безусловным лидером. 32 Лысенко П. Когда? Где? Что? В «Что? Где? Когда?». – URL: http://project6466.tilda.ws/chgk (дата обращения: 14 марта 2016 года). 33 Из личного интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?» Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко от 22 марта 2016 г. – См. Приложение №1 данной курсовой работы. – C. 34. 34 Телевизионной игре "Что? Где? Когда?" исполняется 40 лет. – URL: http://tass.ru/kultura/2234148 (дата обращения: 6 апреля 2016 года). 35 См.: Данные по аудитории. Россия. Неделя 18.04-24.04. 100 наиболее популярных программ//URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-andregional/audience (дата обращения: 29 апреля 2016 года). –17– §2. Деятельность редактора телепроекта «Что? Где? Когда?» («Первый канал») Работа редактора телепрограммы «Что? Где? Когда?» – деятельность напряженная и многоплановая. Передача выходит в прямом эфире 20 раз в год («серия» состоит из 5 эфиров), а работа редакторов, по их словам, продолжается нон-стоп. Постоянно действующих редакторов, работающих над каждым выпуском, 4. У каждого из них есть, помимо общих обязанностей, о которых будет написано позднее, свое направление. Например, один из редакторов «занимается связью с телезрителями: не всегда они присылают фотографии, не всегда есть источники информации, что-то надо у них выяснить. Некоторые не пишут ни имени, ни фамилии, ни адреса. Связь с отправителями вопросов постоянно нужна»36. Иногда редакторы просят телезрителей снять вопрос на камеру. Часто приходится просить переснимать из-за брака, поэтому редакторы связываются с авторами вопросов, обсуждают с ними концепцию и ошибки. Другой член редакторской группы, в частности, Елена Бялко, занимается предметами. Часть вопросов знатокам – так называемые «предметные», то есть ответом на них является предмет, который лежит в черном ящике. Позаботиться о том, чтобы найти все вещи, которые понадобятся в эфире, – обязанность редактора по предметам и директорской группы. В бригаде есть редактор, который занимается подготовкой к игре знатоков. Как правило, команды тренируются самостоятельно, но по традиции накануне эфира знатоки собираются в Охотничьем домике. Руководит этим Валентина Алексеевна Андреева. Чтобы команда прочувствовала атмосферу игры и настроилась на нужный лад, «мы готовим тренировочные вопросы. Играем три игры в домике»37, – говорит шеф-редактор Наталья Китайкина. 36 Из личного интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?» Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко от 22 марта 2016 г. – См. Приложение №1 данной курсовой работы. – C.28. 37 Там же. – C.33. –18– Самая главная составляющая игры «Что? Где? Когда?» – это, конечно, вопросы. Поэтому основные редакторские обязанности – это их отбор и редактирование. По большей части, именно с этого начинается подготовительный этап производства телепередачи. На программе работает штат так называемых «разборщиков». Они читают все письма (традиционные в конвертах и по сети интернет), которые приходят от телезрителей, и «отсекают» письма недобросовестных авторов. Остальные вопросы поступают к редакторам. «Объем нашей проверки – это, конечно, что-то невероятное. Именно в работе одновременно бывает 300-400 вопросов на серию. Иногда на полторы»38. Редакторская группа большую часть времени работает в команде. В подготовительном этапе редакторы несколько раз собираются на «мозговой штурм» все вместе. «Есть такой сбор, когда мы отбираем вопросы к конкурсу. Ведущий предлагает нам варианты, мы их слушаем, обсуждаем, принимаем решение, интересны они или нет»39. После, уже без ведущего, редакторы проверяют информацию, содержащуюся в отобранных вопросах. Главный редактор по проверке – Наталья Китайкина. Потом эти вопросы отдаются ведущему, который может поменять «формулу» (так редакторы называют формулировку вопроса). За этим следует финальное прочтение редакторами и ведущим утвержденных формул, и они переписываются на игровые карточки. В заключении редакторами формулируются и пишутся ответы. Как говорят редакторы, на этом этапе очень важна работа ведущего – Бориса Крюка. Основа вопросов строится именно на его формулировках. По признанию редакторов, «чаще всего мы меняем телезрительскую формулу вопроса: он задан неинтересно, а сама информация интересна. Стараемся сделать вопрос интересным и реальным для ответа»40. 38 Из личного интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?» Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко от 22 марта 2016 г. – См. Приложение №1 данной курсовой работы. – C.29. 39 Там же. – C.28. 40 Там же. – C.28. –19– Интересно, что иногда телезрители присылают абсолютно одинаковые вопросы. В этом случае, если такой вопрос отбирается на игру, редакторы смотрят на дату и время отправки письма и указывают того автора, кто придумал вопрос раньше. В телепередаче часто встречаются вопросы, снятые не телезрителями, а съемочной группой телекомпании. Редакторы подбирают формулировку, обсуждают одежду и антураж с режиссером, ведущим и директорской группой. На съемки выезжает режиссер и внештатный корреспондент. Нельзя не упомянуть музыкального редактора Наталью Степанову. Она не входит в основную редакторскую группу, ее обязанности – это организация музыкальной паузы телепередачи. В подготовительный период она договаривается с артистами о выступлении, а во время съемок – взаимодействует с ними и организовывает их передвижения. Как мы видим, на подготовительном этапе редакторы тесно сотрудничают с ведущим. Так как формат игры таков, что невозможно предвидеть ее ход и финал, не существует и сценарного плана программы. Тем не менее часть текста ведущего прописывается редакторами заранее: рекламные вставки, традиционные разговоры со знатоками в перерывах между раундами41. Иногда при разработке некоторых вопросов редакторская группа взаимодействует с продюсером и директором, которые занимаются организационными вопросами. Съемочный период – самый напряженный для всей съемочной группы. За несколько часов до эфира сотрудники телекомпании собираются на прогон: каждый становится на место знатока. Во время такого тракта («телевизионная репетиция») ведущий редактирует свой текст и корректирует работу 41 Фрагменты расшифровки выпуска телепередачи «Что? Где? Когда?» от 28 июня 2015 г. – См. Приложение №2 данной курсовой работы. – C.38-39. –20– операторов и режиссеров. «Это такая генеральная репетиция для света, звука, волчка»42. Жанна Раузина – редактор по площадке. «Она смотрит, чтобы все карточки положили, рекламные банковские карты, сертификаты лежали на своих местах»43. Редактор по площадке ответственен и за расстановку гостей и членов клуба в зале. Во время съемок Елена Бялко, редактор по предметам, проверяет, все ли заготовленные вещи и черные ящики на месте. Шеф-редактор Наталья Китайкина во время прямого эфира сидит в дикторской вместе с ведущим. Так она говорит о своей деятельности: «Когда выпадает вопрос, я подаю нужную карточку ведущему. Еще рядом сидит Алексей Ветюгов, директор. Он тоже ассистирует. Он следит за таймером, подает рекламные тексты на карточках»44. Наталья вместе с Борисом Крюком следит за тем, какие версии предлагали знатоки во время минуты обсуждения. Иногда, если ведущий читал текст и не заметил чего-то на экране, необходимо ему подсказывать. В спорных ситуациях, когда ведущий не знает, кому засчитывать очко, шеф-редактор может быстро проверить информацию и подсказать ведущему верное решение. Отдельный интерес представляют вопросы из так называемого 13 сектора. Они приходят в режиме «онлайн», то есть непосредственно во время прямого эфира. Редакторы физически не могут успеть отсмотреть даже их часть, поэтому вопрос выбирает компьютер. Наталья Китайкина делится спецификой редакторских действий в этой ситуации: «В крайнем случае, если компьютер выбрал какую-то абракадабру, у меня есть пара секунд для того, что- 42 Из личного интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?» Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко от 22 марта 2016 г. – См. Приложение №1 данной курсовой работы. – C.31. 43 Там же. – C.31. 44 Там же. – C.31-32. –21– бы нажать на специальную кнопку. Тогда компьютер выберет другой вопрос, и я увижу это на экране»45. Следующий этап работы редакторов «Что? Где? Когда?» – «постпродакшн» – начинается с так называемой «раскладки». Команда «раскладывает» следующую программу, то есть нумерует вопросы, вычитывает их. Снова подбираются предметы и конверты. Весь реквизит собирается в коробки и отправляется на съемочную площадку. Таково расписание во время серии, когда программа выходит каждую неделю 5 раз подряд. Видеоархивом телепрограммы занимается один из членов редакторской группы Евгений Галкин. За работу сайта отвечает шеф-редактор Наталья Китайкина совместно с другими сотрудниками телекомпании. Работа с прессой в редакторские обязанности не входит: в телекомпании «Игра-ТВ», производящей передачу, есть отдельная пресс-служба. Очевидно, что редакторы «Что? Где? Когда?» не занимаются монтажом, так как программа выходит в прямом эфире. Это обязанность режиссерапостановщика. В интервью на вопрос о том, насколько зависит успех передачи от действий редакторской бригады, Наталья Китайкина ответила автору: «Большая часть – это ведущий, его видение, его реакции во время прямого эфира»46. Елена Бялко согласилась с коллегой, добавив, что телепередачу «Что? Где? Когда?» можно назвать авторской: она делается ведущим и, конечно, телезрителями. Свою роль в производстве проекта редакторы оценили так: примерно 50% успеха телепередачи зависит от редакторской группы. Половина игры, 45 Из личного интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?» Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко от 22 марта 2016 г. – См. Приложение №1 данной курсовой работы. – C.32. 46 Там же. – C.33. –22– по их мнению, состоит из вопросов, а их сбор и обработка – первая обязанность наших героев. Несомненно, что создание проекта формата «интеллектуальной игры» не может быть осуществлено без редакторской бригады. Набор обязанностей этой творческой группы уникален, и такая работа требует кропотливости и широкой эрудиции. –23– Заключение В ходе исследования удалось проанализировать рекреативную функцию современного телевидения. Было доказано, что развлекательное телевещание является одним из самых перспективных направлений российского телевидения, поскольку рейтинги развлекательных телепередач значительно выше информационных. В исследовании была затронута и культурно- просветительская функция телевидения: мы отметили, что она является не менее важной для образования и просвещения населения России. На стыке рекреативной и культурно-просветительской функций рождается жанр «интеллектуальной игры», который появился и завоевал массового зрителя в последней трети XX века. Следует признать, что современные программы данного типа по большей части являются франшизами (то есть куплены у иностранных производителей). Однако это не делает их роль менее важной, так как «интеллектуальная игра» – это уникальный синтез развлечения, отдыха и умственной работы. На наш взгляд, именно это делает жанр популярным среди телезрителей. Наиболее яркий пример «интеллектуальной игры» на отечественном телевидении – передача «Что? Где? Когда?». В ходе исследования было выяснено, что за 40 лет ее существования формат эволюционировал, адаптировался под нужды зрителя и в данный момент продолжает показывать высокие рейтинги. В работе была проанализирована роль телевизионного редактора в производстве передач. Мы выяснили, что все проекты нуждаются в редакторе не только как в литературном работнике, но и как организаторе всех этапов производства телеконтента. Именно он ответственен за содержание и качество выпущенного материала. Следовательно, профессия телевизионного редактора всегда будет востребована. В ходе личного интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?» –24– Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко удалось выявить основные функции редакторской группы телепередачи. Проанализировав их в практической части данного исследования, мы пришли к выводу, что работа редактора телепроекта формата «интеллектуальной игры» уникальна по набору функций и обязанностей. На примерах было доказано, что большая часть успеха телепередачи зависит от работы редакторской бригады, а следовательно, без группы редакторов проект формата «интеллектуальной игры» не может существовать. В процессе интервью редакторы передачи «Что? Где? Когда?» выразили уверенность в том, что основная идея формата – задавать вопросы и отвечать на них – со временем не умрет, поскольку зрителю всегда будет интересно наблюдать за этим действом и участвовать в нем. Еще Владимир Яковлевич Ворошилов, формулируя идею программы, говорил, что вся человеческая жизнь – это игра. В ней мы видим людей такими, какие они есть, видим их взлеты и падения. Формат «интеллектуальной игры», конечно, со временем будет трансформироваться, подстраиваться под нужды аудитории. В этом и будет состоять главная задача телевизионных редакторов: сделать проект таким, чтобы его смотрело не одно будущее поколение. –25– Литература и источники 1. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения// URL: http://mediascope.ru/old/node/250. 2. Анализ зрительской аудитории телеигры «Кто хочет стать миллионером?». – URL: http://super-marketing.narod.ru/marketingovie- issledovaniya/analiz-zritelskoi-auditorii-teleigri/ii-teleigri-kto-hochet-statmillionerom.htm. 3. Вартанова Е.Л. Медиаскоп: СМИ России как индустрия развлечений. – М.: 2009. – URL: http://mediascope.ru/?q=node/446. 4. Википедия. Своя игра. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Своя_игра. 5. Ворошилов В.Я. Феномен игры. - М.: Советская Россия, 1982. 6. Гаймакова Б. Основы редактирования телепередач. – URL: http://tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=5815. 7. Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения. – М.: 2012. – URL: http://cheloveknauka.com/kulturno-prosvetitelskaya-missiyatelevideniya. 8. Данные по аудитории СМИ. – URL: http://www.tns- global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/audience/. 9. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор / Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. 10. Лернер Л. Минута на размышление или загадки телеигры «Что? Где? Когда?» - М.: Искусство, 1992. –26– 11. Личное интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?» Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко от 22 марта 2016 г. 12. Лысенко П. Когда? Где? Что? В «Что? Где? Когда?». – URL: http://project6466.tilda.ws/chgk. 13. Первый канал. Выпуски программы «Что? Где? Когда?». – URL: http://www.1tv.ru/shows/chto-gde-kogda/vypuski. 14. Редактор телепрограмм. – URL: http://tvprograms-editor.ru. 15. Своя игра. – URL: http://www.ntv.ru/peredacha/svoya_igra/last24332250/. 16. Телевизионная журналистика. Под редакцией Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юровского А.Я. – М.: 2002. 17. Телевизионной игре "Что? Где? Когда?" исполняется 40 лет. – URL: http://tass.ru/kultura/2234148. 18. Умники и умницы. – URL: http://www.1tv.ru/umniki. 19. Фрагменты расшифровки выпуска телепередачи «Что? Где? Когда?» от 28 июня 2015 г. 20. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. 21. Умники и умницы. – URL: http://www.1tv.ru/umniki. 22. «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» – 35 http://chgk.tvigra.ru/library/?30years. –27– лет в эфире. – URL: Приложения Приложение №1. Расшифровка интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?» Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко от 22 марта 2016 г. К о р р : Как редакторы, делите ли вы свою работу на какие-то этапы? Е л е н а : Конечно, делим. У нас нон-стоп работа. Она продолжается бесконечно. Постоянно действующих редакторов у нас 4. У каждого есть свое направление. Один занимается проверкой вопросов, и если необходимо, к нему подключаются еще два. Один редактор занимается связью с телезрителями: не всегда они присылают фотографии, не всегда есть источники информации, что-то надо у них выяснить. Некоторые не пишут ни имени, ни фамилии, ни адреса. Связь с отправителями вопросов постоянно нужна. Еще есть редактор, который занимается предметами, которые нужны на передаче, с директорской группой. Есть редактор, который занимается знатоками, чтобы их подготовить, с ними потренироваться. А есть такие общие работы, когда мы вместе собираемся. Их поэтапно несколько. Есть такой сбор, когда мы отбираем вопросы к конкурсу. Ведущий предлагает нам варианты, мы их слушаем, обсуждаем, принимаем решение, интересны они или нет. Есть этап, когда мы пишем проверку. Делают это три редактора, основной редактор по проверке – это Наталья Китайкина. Дальнейший этап – это когда отобранные вопросы отдаются ведущему. После есть опять сбор, когда ведущий читает формулу вопроса. Иногда, даже чаще всего мы меняем телезрительскую формулу вопроса: он задан неинтересно, а сама информация интересна. Стараемся сделать вопрос интересным и реальным для ответа. –28– Н а т а л ь я : Я бы сказала, что больше ведущий старается в этом этапе. Формулы пишет он сам, мы корректируем, без него читаем. Основа – формулировка Бориса Крюка. К о р р : Можно сказать, что большая часть подготовительного этапа – это работа с ведущим? Н а т а л ь я : Я бы так не сказала. Е л е н а : Основная часть – это все же проверка вопросов. С ведущим работа есть, конечно, но она локальна. У нас есть формулы, мы занимаемся ими вместе. Иногда у нас мозговой штурм. Н а т а л ь я : А дальше, когда у нас есть формула, мы ее еще вычитываем, проверяем факты, чтоб нигде не допустить ошибку, и дальше уже вопросы переписываются на карточку для игры. Борис у нас уникальный человек – работает по рукописным материалам. Их нет в печатном виде. Он пишет все вопросы фломастерами разных цветов. Это еще традиция от Ворошилова пошла. Потом есть этап, когда мы пишем ответы. Сами редакторы делают это, составляют «рыбу». Е л е н а : Иногда это работа интересная, иногда рутинная, иногда нервная, особенно после эфира. Н а т а л ь я : Имеется в виду то, что люди пытаются уличить в чем-то редакторскую группу, найти ошибку, лезут проверять. Но забывают о том, что если этого нет в интернете, это не значит, что этого не могло быть. Мы проверяем вопросы очень тщательно: звоним консультантам, перечитываем литературу. Е л е н а : Живой эфир – это, конечно, нервно, но это интересное напряжение. Н а т а л ь я : Объем нашей проверки – это, конечно, что-то невероятное. Именно в работе одновременно бывает 300-400 вопросов на серию. Иногда на полторы. Е л е н а : Что-то откладывается, что-то не берется, выбрасывается. –29– Н а т а л ь я : И выбрасывается не потому что это брак. Мы просто понимаем, что была идея, но не получается сделать красиво. Приходится отказываться. Е л е н а : Сейчас приходит неисчислимое количество писем. Раньше считали по мешкам. В один помещалось 3000 писем. Сейчас большая часть приходит в интернете. У нас есть штат разборщиков, который читает всю почту. Приходится сталкиваться и с недобросовестными телезрителями. Н а т а л ь я : Очень много однотипных вопросов. Люди даже возмущаются: мой вопрос украли. Е л е н а : Если одинаковые вопросы пришли, и мы какой-то из них берем, мы смотрим на дату и время отправки. К о р р : Бывают вопросы, которые снимают корреспонденты. Это входит в редакторские обязанности? Е л е н а : Раньше именно мы выезжали на съемки, сейчас этим занимается режиссер. Есть Дарья Ивашкевич, которая снимается как корреспондент. Она не в штате редакторов. Мы для них готовим эти вопрос, обсуждаем одежду, антураж с директором, ведущим и режиссером. К о р р : Как долго длится подготовка к серии? Е л е н а : Она идет всегда, за исключением перерыва после зимней серии. Есть большой летний перерыв. Есть план: сначала проверяем, потом формулы, потом ответы. Готовим еще пленочные вопросы. Иногда же бывают еще и такие вопросы, когда мы просим телезрителей снять их самим. Просим переснимать иногда. Бывает брак. Мы с ними обсуждаем, звоним им, они переснимают. Так называемые пленочные вопросы – всегда радость. Мы их так по старинке называем, раньше ведь пленки присылали. Сейчас такие вопросы легче присылать – все телезрители мобильны. Раньше камеры не везде были. Вообще у нас есть градация вопросов: предметные, сухие, пленочные, блиц, супер-блиц, с предметным ответом, с экранным ответом. –30– К о р р : Входит ли в ваши обязанности организация музыкальной паузы? Е л е н а : Нет, не входит. У нас есть музыкальный продюсер и музыкальный редактор. Они работают над этим. Примерно так же, как и мы, – с ведущим. Есть продюсер – Алексей Плуталов, мы с ним даже прорабатываем музыкальные вопросы. К о р р : Редактор совмещает свою роль с продюсерской? Е л е н а : Иногда бывает. Но у нас нет четкого деления, что продюсер все организовывает. Есть директор, который помогает нам все спланировать. Н а т а л ь я : Продюсер все-таки рекламой занимается больше. К о р р : Что вы делаете на съемочной площадке во время прямого эфира? Е л е н а : Есть редактор, который занимается площадкой. Это дополнительные обязанности. Она смотрит, чтобы все карточки положили, рекламные банковские карты, сертификаты лежали на своих местах. Это делает Жанна. На мне все предметы, черные ящики. Наташа – правая рука ведущего во время эфира. Она сидит в дикторской с ним. Когда у нас тракт, мы – и статисты, и за знатоков в креслах сидим. Есть прогон. Мы отвечаем на вопросы, подготовленные специально для прогона. Это такая генеральная репетиция для света, звука, волчка. Он в день съемок проходит. К о р р : Интернет-трансляция Евгения Галкина – это отдельная часть передачи? Е л е н а : Он занимается этим самостоятельно. Это с нашей работой никак не связано. К о р р : Можно узнать поподробнее про вашу работу в дикторской, Наталья? Н а т а л ь я : Я сижу с карточками вопросов. Когда выпадает вопрос, я по- –31– даю нужную карточку ведущему. Еще рядом сидит Алексей Ветюгов, директор. Он тоже ассистирует. Он следит за таймером, подает рекламные тексты на карточках. Е л е н а : В свое время эту систему разработал Ворошилов. У ведущего их большая стопка. Очень сложная система. Иногда и я туда забегаю. Если возникла сложная ситуация. Иногда ведущий читает текст, а что-то происходит на экране, ему надо подсказать, направить. Н а т а л ь я : Следим за тем, кто из знатоков дал правильную версию во время минуты. Потом же это можно как-то обыграть. Е л е н а : Бывают и спорные вопросы. Надо быстро проверить и сказать ведущему. К о р р : Есть вопросы из 13-ого сектора. Они приходят во время эфира. Как действуют редакторы в этом случае? Е л е н а : Там стоят ограничения по нецензурным словам. Н а т а л ь я : Компьютер сам выбирает из присланных вопросов. Практически невозможно их просматривать из-за количества. В крайнем случае, если компьютер выбрал какую-то абракадабру, у меня есть пара секунд для того, чтобы нажать на специальную кнопку. Тогда компьютер выберет другой вопрос, и я увижу это на экране. К о р р : Хочется спросить про послесъемочный период. Что необходимо делать, может вести архивы, работать с прессой? Н а т а л ь я : Видеоархивом занимается Евгений Галкин. Он увлекался нашей историей еще давно. С интернетом, с сайтом работаю частично я. Пресс-служба в телекомпании есть отдельная. Е л е н а : Когда идут эфиры, у нас жесткое расписание. Эфир прошел, через день мы встречаемся на так называемой раскладке. Мы раскладываем следующую программу. Нумеруем, раскладываем вопросы. Вычитываем программу. Это всё уезжает к ведущему. Наталья подбирает источники информации, Жанна – письма для стола, я – предметы. Это всё собирается в коробки и от–32– правляется на площадку. К о р р : Получается, у ведущего есть изначально сценарный план? Карточки, заготовленный текст или импровизация? Е л е н а : Реклама, конечно, подготовлена. Когда он разговаривает со знатоками в эфире, тоже может быть подготовлено. Н а т а л ь я : Никто же не знает, как пойдет игра. Запланировать невозможно. Е л е н а : Игра очень своенравная. Волчок тоже, ведет себя как хочет. К о р р : Вы говорили про репетиции со знатоками. Как они проходят? Е л е н а : Это не репетиции, а тренировки. Они собираются накануне. Н а т а л ь я : Валентина Алексеевна Андреева работает с командами. Она самый близкий к ним человек из редакторской группы. Как правило, команда тренируется сама. По традиции, есть тренировка накануне игры. Мы готовим тренировочные вопросы. Играем три игры в домике. Им нужно почувствовать атмосферу. Е л е н а : Есть такой маленький эпизод перед самим съемками. Мы отсматриваем знатоков на камеру. Они садятся уже причесанные, одетые. Тоже задаются вопросы на минут 10. Это разминка. Н а т а л ь я : Операторы смотрят, что нужно поправить. К о р р : Как вы считаете, насколько зависит успех передачи от редакторской команды? Н а т а л ь я : Большая часть – это ведущий, его видение, его реакции во время прямого эфира. Е л е н а : Если учесть, что программа состоит из вопросов на процентов 50…Вопросы – все равно наше общее творчество. Но наша заслуга – процентов 50 точно. Скромно. Н а т а л ь я : Я бы сказала, что поменьше. Е л е н а : Та же самая подготовка зала – тоже ведь наша работа. Так что –33– многое зависит. Свет, звук – составляющие, очень много значат. Но первая скрипка – ведущий. Это авторская программа. В соавторстве с телезрителями. К о р р : Формат игры менялся. Вы можете определить формат игры 80х и современной? Н а т а л ь я : Принципы остались абсолютно те же. Телезрители против знатоков, минута на обсуждение. Изменились формулы вопросов. Мы играем сегодня в то, во что не могли играть 30, 40 лет назад. Сами вопросы и подход к ним стал другой. Был рост знатоков и наш рост. Е л е н а : То на книжки играли, то на деньги. Но это не основное. Это второстепенная вещь. Основа – вопрос-ответ, 6 знатоков, игра до 6 очков, ведущий за кадром. Н а т а л ь я : Принципиальное изменение – деньги получают только телезрители. Знатоки играют за азарт. Есть финальные призы избранным. Но это не основное. Е л е н а : Не поменялось главное: перед телезрителем 6 человек, у которых за минуту может родиться правильный ответ. Телезритель играет вместе с ними. Он, может, уже и сам угадал, а может нет. К о р р : Можете ли вы выделить какие-то этапы существования проекта? Е л е н а : Самые два главных этапа – это с Ворошиловым и без него. Это другие программы, ведь роль ведущего определяет программу. Когда вел Владимир Яковлевич, программ была несколько другая по драматургии. Борис другой, у них свои взаимоотношения с командой. Были этапы, когда это было интеллектуальное шоу. Потом страна поменялась, стало казино. Люди стали другими. Сейчас программа, конечно, интеллектуальная, некоторые ее считает обучающей. Не думаю, что это так. Она учит думать. Люди понимают, что можно собраться и придумать что-то интересное. Игра стала дина–34– мичнее. Н а т а л ь я : Старые передачи сейчас смотрятся странно. Хоть основа и не поменялась, она была медленнее, вопросы легче. Время вносит свои коррективы. Но основные принципы остались, а оболочка стала более современной. К о р р : В чем отличия этой интеллектуальной игры от других передач такого формата? Например, «Своей игры»? Е л е н а : Там каждый человек индивидуален, здесь команда. Вопросы у нас задают телезрители. Это их интеллектуальный труд. Они нашли информацию, прислали ее. Там нет конкретной минуты для раздумий. Тут ограничиваем знатоков мы, а не они сами. Ведущий задает темп. К о р р : Как вы считаете, в чем причина такого долголетия программы? Это же большая редкость. Е л е н а : Людям всегда интересно отвечать на вопросы. Эта идея не умрет. Н а т а л ь я : На мой взгляд, успех в том, что зрители в прямом эфире наблюдают этот мини-спектакль за минуту, когда человек может проявиться самым неожиданным образом. Камера же все человеческие недостатки, которые мы замечаем в обычной жизни, увеличивает. Поведение человека в нестандартной ситуации, когда в доли секунды ты должен принять решение, среагировать на подсказку или дать тот ответ, который собирался. Мы это все видим и понимаем, что невозможно это сценарием прописать и сделать какие-то прогнозы. Е л е н а : В свое время Владимир Яковлевич называл программу документальным спектаклем. Он каждый раз разный. К о р р : Как бы Вы сформулировали основную идею программы? Может, посыл? Е л е н а : Ее в свое время сформулировал сам Ворошилов, когда сказал, что жизнь – это игра. Для него и для нас всех. Мы все играем, это наша жизнь. Большая часть жизни проходит здесь. Для меня так и есть. В игре телевизи–35– онной это тоже жизнь. Мы видим людей, какие они есть, их взаимоотношения. Не идет игра – значит, что-то в жизни отвлекает. Видны людские взлеты и падения. Н а т а л ь я : Наверное, она учит телезрителей и участников принимать решение за короткое время, стараться принять правильное решение. Наверное, она показывает возможности человека, которые мы не могли бы увидеть в обычной жизни. Это не связано совершенно с экстримом, который показывают нам на других передачах. Там нужно преодолевать какие-то рвы с грязью, прыгать с вышек. Можно много нагородить декораций и дать человеку сложные условия, чтобы показать, как человек себя ведет в экстремальной ситуации. А здесь есть всего минута, вопрос, стол, кресло и все. И человек таким образом показывает свои возможности всего лишь за минуту. –36– Приложение №2. Фрагменты расшифровки выпуска телепередачи «Что? Где? Когда?» от 28 июня 2015 г. В е д у щ и й : Уважаемые телезрители, сегодня у нас финал, и от имен наших с вами соперников лично у меня просто трясутся коленки. Сегодня воскресенье, 28 июня, московское время 22 часа 39 минут, и мы начинаем прямую трансляцию финальной игры летней серии «Что? Где? Когда?» 2015 года. Против телезрителей сегодня играют: обладатель Бриллиантовой и шести Хрустальных сов, магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь, Михаил Дюба, Леонид Тимофеев, обладатель Хрустальной и Бриллиантовой совы Борис Левин. Трехкратный обладатель Хрустальной совы, магистр Максим Поташев и капитан команды, обладатель Хрустальной совы, магистр Виктор Сиднев. Против команды Виктора Сиднева сегодня играют: Юлия Попова Минск, Курабек Кармысов Атырау, Руслан Ахметьянов 13 сектор. Финал летних игр «Что? Где? Когда?», телезрители против знатоков, играем до 6 очков, счет 0:0, первый раунд. Добрый вечер, уважаемые телезрители, добрый вечер, уважаемые знатоки. Господин Сиднев, и вам добрый вечер. На счету игроков вашей команды 11 Хрустальных сов и две Бриллиантовых, 12 дочек и 6 сыновей, 5 внучек и у вас, Виктор, теперь есть внук. Это звучит очень впечатляюще. А разгром 6:1, который вы устроили вместе с телезрителями в осенней серии, внушает тревогу перед этой игрой. Виктор, может быть, вы нас сегодня пощадите? Петропавловск-Камчатский, считает Александр Друзь, против вас играет школьница Анастасия Руденко, город Петропавловск-Камчатский. Господин Друзь, посмотрите на экран. Этот снимок сделан в Индии во время рекламной акции, которую проводила одна компания. Внимание, вопрос: какую услугу рекламирует эта компания? –37– Кто отвечает, господин Сиднев, на первый вопрос? Александр Друзь, прошу вас, Александр. Итак, ваш ответ – избавление от лишнего веса? А теперь внимание, правильный ответ. Александр, давайте вместе посмотрим на экран. Ну мистика, на одно вы обратили внимание: он не отражается в зеркале, а сушилка для рук отражается, хотя человек ее перекрывает. Отсюда можно сделать вывод, господин Друзь, что перед ним не зеркало, а фотография этого помещения, но пустого. Согласны? Реклама наглядно показывает, что в любой момент человека может не стать, таким способом страховая компания рекламирует услугу страхования жизни. 1: 0 в пользу телезрителей. 50000 рублей получит Анастасия Руденко из Петропавловска-Камчатского, поздравляем вас. Интересы знатоков защищает директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков. Здравствуйте, Сергей. Телезрители засыпали меня гневными письмами. А интересы телезрителей защищает представитель Банка Москвы Владимир Верхошинский. Владимир, особенно сложно мне было на прошлой игре, когда вас не было, и особенно тяжело защищать телезрителей. Хранитель традиций нашего клуба Григорий Гусельников, Григорий, добрый вечер. Вы окончательно выздоровели или просто пришли на финал? Спасибо. 2 раунд. Господин Сиднев, компания «Бин Страхование», узнав, что господин Гусельников неравнодушен к вашей команде, застраховала вас сегодня от его произвола. Если из-за вмешательства Хранителя традиций вы сегодня лишитесь хоть одного очка, то получите возмещение на сумму 120000 рублей. Господин Поташев, вы не возражаете? Не возражаете. А сейчас что, блиц сразу? Блиц. Вот какое начало. Итак, три вопроса по тридцать секунд обсуждения на каждый, чтобы заработать очко, вам нужно ответить на три вопроса подряд. Внимание, вопрос первый: господин Поташев, Анастасия Иванова из Иркутска спрашивает, с какой целью придумали вот такие иг–38– рушки? Прошу. Кто отвечает, Александр Друзь? Ну вот вы сказали надеть. А на что надеть-то ее можно? Теперь внимание, правильный ответ. Такие игрушки, господин Друзь, придумали для фотосъемки детей: ребенок смотрит объектив, и улыбается. Улыбайтесь, господин Друзь! 2:0. Анастасия Иванова из Иркутска получит 60000 рублей. Третий раунд. Господин Друзь, не могу с вами не поделиться, вы знаете, недавно моя дочка заставила меня поиграть с ней в компьютерную игру, в которой надо загадывать человека, а компьютерная программа, задавая вопросы, пытается вычислить этого человека. Ну кого я могу загадать, естественно, я задавал знатоков. Господина Козлова и господина Касумова программа вычислила довольно быстро, а когда я вас загадал, господин Друзь, вы представляете, она долго-долго меня спрашивала, и потом выдала: это ваш крестный отец. Господин Друзь, когда я сказал «нет», она мне задала еще вопросов пятнадцать и сказала «тогда это ваш тесть». Новороссийск, против вас играет программист Юрий Букаренко из Новороссийска. Вопрос снят самим телезрителем. Внимание на экран. Итак, кто отвечает? Помощь клуба. Уважаемые знатоки и гости нашего клуба, у вас есть 20 секунд, чтобы помочь команде. Юрий Букаренко из Новороссийска получит компенсацию 70000 от Банка Москвы, потому что знатоки ответили на вопрос только с помощью Клуба, хотя вам, господин Сиднев, думаю, она еще пригодилась бы. А сейчас я возьму музыкальную паузу. Вы, Виктор, вместе со своей командой можете помочь Валерию Сюткину и легендарным музыкантам Light Jazz. 10 раунд. Господин Сиднев, два шага вам осталось до победы, давайте посмотрим, вы что, готовитесь к суперблицу? Давайте посмотрим на стол. Минск, а вот он, супер-блиц, Рошаль, и 13 сектор. Суперблиц. Три вопроса по 20 секунд размышления на каждый, играет один знаток. Кто останется за –39– столом? Чтобы одержать победу в этом раунде, Александр должен ответить на три вопроса подряд. Внимание, вопрос первый. Господин Друзь, уже воротились из солнц в луны. Надежда Змачинская из Таллина спрашивает, о чем это сказал Владимир Набоков? Прошу, Александр. А л е к с а н д р Д р у з ь : я думаю, речь идет об одуванчиках. В е д у щ и й : об одуванчиках, господин Друзь. Продолжаем суперблиц, внимание, вопрос второй. Это растения, достоинства которых еще не открыты. Людмила Козлова из Смоленска интересуется, о чем это сказал философ Ральф Эмерсон? Тишина в зале. Итак, господин Друзь? А л е к с а н д р Д р у з ь : можно еще раз повторить формулировку? В е д у щ и й : Это растения, достоинства которых еще не открыты. О чем это сказал философ Ральф Эмерсон? Если вы хотите, вы можете взять минуту в кредит. А л е к с а н д р Д р у з ь : я думаю, он сказал это о цветах жизни, то есть о детях. В е д у щ и й : о детях. А теперь внимание, правильный ответ. Александр, но вопрос был все-таки, «о чем это сказал…». О цветах жизни. А если думать о растениях, Александр, какие растения? Они вот такие есть, но их достоинства еще не открыты, поэтому их называют пока «сорняки». Сорняки – это растения, достоинства которых, может они и есть, но они еще не открыты. В седьмой раз играет Людмила Козлова и в шестой раз одерживает победу над знатоками, а счет становится 6:4. Счет 6:4 в пользу телезрителей. Команда Виктора Сиднева терпит поражение, и еще один фаворит не взял планку финала серии. Вот имена победителей: 50000 рублей заработала Анастасия Руденко из Петропавловска-Камчатского: вопрос о страховании, 60000 рублей за вопрос об игрушках получит Анастасия Иванова из Иркутска, 70000 рублей – Людмила Иванова за вопрос об Армстронге Господин Новиков, кто из команды знатоков, на ваш взгляд, был сегодня лучшим? С е р г е й Н о в и к о в : на мой взгляд, лучшим игроком сегодня был Бо–40– рис Левин. В е д у щ и й : Борис Левин, на ваш взгляд. Ну честно говоря, на мой вкус, господин Новиков, сегодня был лучшим Александр Друзь, потому что он дважды придумал ответы, а господин Левин только вспоминал, как у них это называют. Тем не менее, приз – Борису Левину. А сейчас внимание. Сейчас будет определен лучший игрок летней серии, это будет игрок победившей стороны, а значит, телезрителей. Господин Верхошинский, у вас изменился кандидат на лучший вопрос после 4 вопросов? Владимир В е р х о ш и н с к и й : Господин ведущий, момент ответ- ственный, мне, если позволите, интересно узнать ваше мнение на этот счет. В е д у щ и й : я не менял вашего первоначального предложения. Хотя, честно вам признаюсь, самый красивый вопрос был о Луи Армстронге, но сыграл лучше вопрос этот, поэтому я готов признать, что он лучший. В л а д и м и р В е р х о ш и н с к и й : Господин ведущий, вопрос про голос Луи Армстронга эстетически очень красивый, но все-таки я останусь при своем мнении, и спасибо, что вы меня поддерживаете. 150000 рублей от Банка Москвы получает Куралбек Кармысов из Атырау за вопрос, который вы называете «о пешеходном переходе», я его называю «о японской песенке». Этот же вопрос признается лучшим вопросом сезона. В е д у щ и й : Внимание, лучшим игроком летней серии «Что? Где? Когда?» 2015 года признан Куралбек Кармысов из Атырау. Награда ждет вас. Куралбек Кармысов награждается Хрустальной совой и картой Банка Москвы на сумму 300000 рублей. Таким образом, сегодня он заработал 150+300+80… 530000 рублей. Поздравляю вас, Куралбек. На этом, уважаемые телезрители, я с вами прощаюсь до осенних игр. Ждать осталось не так уж и долго. Июль, август и осень. А летние игры в клубе «Что? Где? Когда?» на этом окончены. Большое всем спасибо! –41–

- у работы пока нет рецензий -