32
многовековую культуру становилось видимой, а значит, действительной для
посетителя музея/выставки»1.
Помимо музея, как попытка консолидировать нацию, в Х1Х веке были
призваны на службу музыка (М. Глинка и «могучая кучка», народная
музыкальная драма), живопись («Передвижники») и театр.
При всех этих попытках построения единой «имперской» нации, советскому
проекту повезло больше и в большей части благодаря эпохе: телеграф, радио,
кинематограф и, с 1938 года, телевидение. Все это позволило власти создать
и осуществить (пользуясь терминологией Лукиной) «тотальный
медиапроект».
Советский союз и его глобальные проекты – по ликвидации безграмотности
(«ликбез»), введение единой системы образования (единые учебники и
программы), развитый рынок средств массовой информации – все это
позволяло транслировать необходимую идеологию в общество, без устали
создавать образ идеального «социалистического будущего» (в том числе и
через живопись, архитектуру). Однако, как отмечает Лукина, «в 30 – 50-е гг.
помимо центральных газет на русском языке («Правда», «Известия», «Гудок»
и др.), выходит журнал «Жизнь национальностей» (с 1918 г.), освещавший
развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры в национальных
регионах, содержавший большое количество очерков об истории и быте того
или иного народа, выходят газеты на 50 языках, народов проживающих на
территории Союза, каждая национальная республика в составе СССР имеет
свой руководящий орган печати на собственном языке… добавим к этому
существование радиовещания на национальных языках, национального
кинематографа, и телевидения. Система средств массовой информации …
создала основу национальных «печатных капитализмов», которые к 1991
1
Там же.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться