ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ В ВЕЧЕРНИХ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ШОУ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ВЕЧЕРНИЙ УРГАНТ»)

Ключевые слова: телевидение, журналистика, вечернее развлекательное шоу, late night talk show, "Вечерний Ургант", Иван Ургант, информационная повестка дня, основные события и темы, освещение политики в шоу "Вечерний Ургант", освещение культурных и околокультурных событий в шоу "Вечерний Ургант", освещение внутренних новостей "Первого канала" в шоу "Вечерний Ургант".

Тип публикации: Курсовые

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5cb47921f2ad471e773c72c3
UUID: e4502370-6280-0137-701e-525400006e27
Опубликовано: 15.04.2019 12:29
Просмотры: 1839

Current View

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Высшая школа (факультет) телевидения ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ В ВЕЧЕРНИХ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ШОУ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ВЕЧЕРНИЙ УРГАНТ») КУРСОВАЯ РАБОТА Подготовил: Студент 2 курса Блоцкий Константин Игоревич Научный руководитель к. и. н., доцент Г.А. Шевелев Москва 2019 Содержание ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЧЕРНИХ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ШОУ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ........................................5 1.1. Раскрытие основных понятий......................................5 1.1.1. Информационная повестка дня.................................5 1.1.2. Вечернее развлекательное шоу (late night talk show) 5 1.1.3. Инфотейнмент............................................................7 1.2. Становление формата, инфотейнмент как один из ключевых принципов функционирования вечернего шоу........8 Глава 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ ВЕЧЕРНЕГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ШОУ «ВЕЧЕРНИЙ УРГАНТ» .............................................................................................12 2.1.Политика...................................................................13 2.2.Культурные и околокультурные события...............21 2.3.Освещение проектов «Первого канала» ................25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................31 2 ВВЕДЕНИЕ Выбор темы, исследуемой в курсовой работе, обусловлен тем, что информационная повестка дня является одной из основных составляющих вечернего развлекательного шоу. В новостную форму облекаются переходы от одной части программы к другой. Через новость осуществляется приглашение гостя или музыкального исполнителя. Очевидно, что во время интервью обсуждаются события и поднимаются темы, касающиеся гостя. Новости и события ставновятся почвой для шуток. На актуальной новостной основе снимаются внутрипрограммные скетчи. Таким образом, новость выступает в качестве связующего звена передачи такого формата. Поэтому проблема исследования состоит в выяснении того, каким образом строится информационная повестка дня в передаче и выявлении основных тематических групп. Актуальность темы обуславливается высокими рейтингами программы и её популярностью среди широких слоев населения разных возрастных групп;1 а так как телевидение, по словам В. Третьякова, создает особую «виртуальную» или «третью с половиной» реальность, 2 приобретает важность понимание того, какую реальность конструирует шоу «Вечерний Ургант» для зрителя через освещаемые в программе темы и события. В качестве методологической литературы использованы работы Н. Старобахина,3 С. Карповской,4 В. Третьякова,5 Н. Федотовой,6 Л. Зубовой,7 Л. Ениной8 - статьи, пособия и монографии, посвященные развитию 1https://mediascope.net/data/ (дата обращения: 5.03.2019) 2Третьяков В. Т. Как стать знаменитым на телевидении. Издательство Ладомир, М., 2016. – С. 377, 518 3Старобахин Н. Н. Информационная повестка дня в электронных СМИ. 2008. [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/12_10929_obshchaya-harakteristika-raboti.html (дата обращения - 10.03.2019) 4Карповская С. А. Многоплановость программы «Вечерний Ургант». Истоки и воплощение. М. 2014. §1-2. [Электронный ресурс] URL: http://vernsky.ru/pubs/5620/Mnogoplanovost_programmy_Vecherniy_Urgant_Istoki_i_voploschenie? view_mode=text (дата обращения: 8.12.18) 5Третьяков В. Т. Как стать знаменитым на телевидении. Издательство Ладомир, М., 2016. – С. 285, С. 496 6 Федотова Н. А. Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rekreativnyy-kontent-smi-kak-instrument-politicheskogo-vliyaniya (дата обращения: 10.12.2018) 7Зубова Л.В., Енина Л. В. Политические фигуры на поле комического в масс-медиа: смешные и серьезные. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/politicheskie-figury-na-pole-komicheskogo-vmassmedia-smeshnye-i-serieznye (дата обращения – 9.12.2018) С. 78-80 8 Енина Л. В. Российские политические персонажи в дискурсе комического. Уральский федеральный университет. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskie-politicheskie3 современного телевидения, политической составляющей развлекательного контента, явлению инфотейнмента и его влиянию на развитие современных телепрограмм. Обозначим объект, предмет и субъект нашего исследования. Объект — это вечернее развлекательное шоу «Вечерний Ургант»; предмет – круг тем и событий, освещаемых в этой программе; субъект – творческая команда «Вечернего Урганта» (авторы, ведущие, редакторы и продюсеры), которая формирует информационную повестку дня. Цель работы – обобщить имеющиеся научные данные по теме и наметить пути для дальнейшего изучения этого аспекта. Исходя из поставленной цели расставим задачи: 1) рассмотреть специальную литературу по изучаемой проблеме; 2) раскрыть содержание ключевых понятий; 3) обобщить изученные источники и дополнить собственными примерами, наблюдениями и выводами; 4) наметить пути дальнейшего изучения данной проблемы. В первой главе работы мы рассмотрим основные понятия исследования, такие как «информационная повестка дня», «вечернее развлекательное шоу» и «инфотейнмент». Также в главе будут описаны основные принципы функционирования формата «вечернего развлекательного шоу» в контексте рассматриваемой темы. Во второй главе будет проведен анализ программы «Вечерний Ургант» на предмет отображения информационной повестки дня. В Заключении будут сделаны общие для всего исследования выводы, а также, простроенные на основе этих выводов, рекомендации касательно дальнейшего изучения исследуемой темы. В конце работы следует Список литературы. personazhi-v-diskurse-komicheskogo (дата обращения - 10.02.2019). С. 115-117 4 Глава ВЕЧЕРНИХ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ШОУ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ 1.1. Раскрытие основных понятий 1.1.1. Информационная повестка дня Информационная повестка дня имеет большое значение как для телеканала в целом, так и для отдельно взятой программы. Информация формирует связь между программой и реальной жизнью и от того, что за информация отбирается теми или иными СМИ и по каким принципам происходит ее отбор зависит, какую часть окружающего нас мира и, самое главное, в каком свете увидит зритель. Исследователь Николай Старобахин дает следующее определение термину: «информационная повестка дня – это своеобразный список тем и событий, которые телеканалы считают наиболее важными и включают в число освещаемых, иначе говоря, определенное «информационное меню», картина мира, профильтрованная через СМИ, то есть составная часть медиареальности».9 Если сузить это определение до уровня отдельно взятой программы, несложно сделать следующий вывод: информационная повестка дня в программе – это список тем и событий, освещаемых в конкретной передаче. 1.1.2. Вечернее развлекательное шоу (late night talk show) Вечернее развлекательное шоу (late night talk show) - специфический формат развлекательного ток-шоу эстрадно-театральной природы – такое определение дает С. А. Карповская.10 В нашем исследовании будут употребляться как российское, так и американское обозначение. Формат зародился в Соединенных Штатах Америки более полувека назад и практически сразу достиг зрительского и, соответственно, 9 Старобахин Н. Н. Информационная повестка дня в электронных СМИ. 2008. [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/12_10929_obshchaya-harakteristika-raboti.html (дата обращения - 10.03.2019). 10Карповская С. А. Многоплановость программы «Вечерний Ургант». Истоки и воплощение. М. 2014. §1 Истоки. [Электронный ресурс] URL: http://vernsky.ru/pubs/5620/Mnogoplanovost_programmy_Vecherniy_Urgant_Istoki_i_voploschenie? view_mode=text (дата обращения: 8.12.18) 5 коммерческого успеха. И с течением времени он не только остается одним из самых привлекательных телеформатов, но и продолжает набирать популярность. На данный момент в одних США насчитывается более 20-ти топовых программ указанного формата. Некоторые из этих передач идут уже не одно десятилетие, а их ведущие получают огромные гонорары. Для сравнения, Дэвид Леттерман («The Late Show») зарабатывал до 28 миллионов долларов в год, Джей Лено («The Tonight Show») — до 25 миллионов, Джимми Киммел («Jimmy Kimmel Live») — 8 миллионов и т. д 11. И это не удивительно, ведь наиболее красноречиво об успехе формата говорит следующая статистика: популярность этих шоу в Соединенных Штатах была названа основной причиной недосыпа американцев. 12 Одна из главных отличительных черт формата в том, что выпуски обычно записываются всего за несколько часов до эфира («Jimmy Kimmel Live» (ABC) – за 2 часа, «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon» (NBC) - за 6 часов, «Вечерний Ургант» (Первый канал) - за 7-8 часов, «Т үнгі студияда» (Қазақстан) – за 7-8 часов), либо в онлайн-режиме (в последнее время встречается редко). Это дает возможность сделать каждый конкретный выпуск максимально актуальным. Сценарно передачи насыщены рядом обязательных элементов: - пролог или «cold open»; - монолог ведущего; - интервью с одним или двумя гостями; - скетчи; - музыкальный гость или номер.13 Коммерчески успешный формат уже давно вышел за пределы своей родины и все большее количество телекомпаний по всему миру запускают собственные вечерние шоу. В России попытки внедрения формата предпринимались начиная с конца 1990-ых в таких программах, как «Добрый 11 https://kg-portal.ru/comments/32865-zarplaty-zvezd-amerikanskogo-televidenija/ (дата обращения: 1.03.2019) 12http://news.bbc.co.uk/2/hi/8450575.stm (дата обращения: 1.03.2019) 13Там же 6 вечер с Игорем Угольниковым» (телеканал «РТР»), «Однажды вечером» (телеканалы «СТС» и «ТНТ»), «Час совы» (также телеканалы «СТС» и «ТНТ») и т. д. Однако, прорыв в этом направлении случился лишь в 2010-х. В настоящее время подобные программы укрепляются в русскоязычном теле- и интернет-пространстве, самая популярная из которых – «Вечерний Ургант». Именно здесь формат находит свое наиболее успешное воплощение и имеет самые высокие показатели доли и рейтинга (средний рейтинг 2.2% при средней доле 11-12%). Программа стабильно входит в список «100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте старше 4 лет» по данным Mediascope.14 1.1.3. Инфотейнмент Инфотейнмент (англ. Infotainment) – производное от двух английских слов «information» и «entertainment» - информация и развлечение. Мнения ученых сходятся в том, что по сути – это разыгрывание новостей, добавление в их подачу и интерпретацию развлекательного начала. 15 «Всё, что не является развлечением по сути, по форме должно напоминать цирковой или эстрадный номер» - к такой общей формуле сводит правила инфотейнмента исследователь Виталий Третьяков.16 В своих трудах Третьяков также отмечает, что некоторые ученые разделяют инфотейнмент развлекательную используется в и на две большие группы: развлекательно-информационную.17 информационных и информационноПервая обычно информационно-аналитических программах, а вторая является частью развлекательного сегмента, где новость или событие служит поводом к развлечению, шутке, их составляющей. Также немаловажно, что инфотейнмент выполняет еще и эвристическую функцию (процесс легкого игрового усвоения информации), 14https://mediascope.net/data/ (дата обращения: 10.02.2019) 15 Васильева Л. А. Делаем новости. Глава 3. §2. [Электронный ресурс] http://vernsky.ru/pubs/5620/Mnogoplanovost_programmy_Vecherniy_Urgant_Istoki_i_voploschenie? view_mode=text (дата обращения: 8.12.18) 16 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым на телевидении. Изд-во Ладомир, 2016. С.287. 17 Там же. С.496. URL: 7 благодаря которому зритель получает не только нужную информацию, но и практические знания.18 Безусловно, в формате вечернего шоу также широко используется метод инфотейнмента. Об этом более подробно будет рассказано в следующем параграфе. Но что же такое инфотейнмент с точки зрения формы? Здесь позиции исследователей различны:19 некоторые считают его форматом (Л. Стойков, Н. Б. Картозия), некоторые жанром (С.К. Степанян, Б.Н. Лозовский), а некоторые стилем или приемом работы (Л. Васильева, С. Богданова). Это последнее направление развивает В. Т. Третьяков, называя его «методом подачи информации»,20 который повсеместно проник на телевидение. Е. Л. Вартанова как бы объединяет все точки зрения, называя инфотейнмент «новым синтетическим типом содержания».21 В данном исследовании мы будем пользоваться термином в качестве обозначения метода, во избежание путаницы и для удобства восприятия. А понятие «формат» будем относить к вечернему развлекательному шоу. 1.2. Становление формата, инфотейнмент как один из ключевых принципов функционирования вечернего развлекательного шоу Свои истоки формат «late night talk show» берёт у американского водевиля 1880х- 1930х годов. Причём под понятием «Водевиль» в данном случае подразумевается не классический театральный жанр, а появившееся на его основе театрально-эстрадное направление по образцу французских кабаре, варьете и кафешантанов. С точки зрения сценарной структуры водевильное представление представляло собой чередующиеся друг за другом разножанровые выступления: на одну сцену за вечер выходили и актеры, и художники, и циркачи, и эстрадные певцы, и классические 18 Гимадинова Виктория Алиевна. Обзор приемов инфотейнмента на федеральных телеканалах. СПб.2016. СПГУ Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». Глава 1, п.1. [Электронный ресурс] URL: https://allbest.ru/otherreferats/journalism/00851814_0.html (дата обращения 19.03.2019) 19Там же 20 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым на телевидении. Изд-во Ладомир, 2016. С.286. 21 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 60. 8 музыканты, и комики, и писатели, и спортсмены и т. д. Номера не объединялись никаким сквозным сюжетом.22 Простой и популярный жанр привлек внимание развивающейся телеиндустрии. 20 июня 1948 года в 21.00 на телеканале CBS вышло шоу «Toast of the town», ведущим которого стал известный журналист Эд Салливан. Это была первая и с первого раза удачная попытка по перенесению водевиля на телеэкран. Шоу имело грандиозный успех23. Ведь теперь широкие массы смогли абсолютно бесплатно увидеть водевиль высокого качества в исполнении лучших артистов страны прямо у себя дома. Композиционно передача представляла собой стандартную структуру водевиля, описанную выше. Очевидно, это ещё не было полноценным «late night talk show». Здесь уже имеется его, собственно, водевильная, театральная составляющая, но ещё отсутствует вторая не менее важная - информационная. Она появилась спустя 6 лет. В 1954-ом году на канале NBC вышло «The tonight show». 24 Эта передача идёт до сих пор, являясь рекордсменом среди программ формата по количеству лет в эфире. Его первым ведущим был Стив Ален. Уже в первые годы своего существования программа приобрела структуру, близкую к современной стандартной структуре формата. Ведущий еженедельно появлялся перед зрителями из-за занавеса в воскресный прайм-тайм, начиная своё шоу с монолога в жанре стенд-ап комедии на злобу дня, т. е. на актуальные текущие темы (к началу 1970-х, с развитием инфотейнмента, монолог ведущего приобрёл четкую привычную форму: оглашение новостей, а затем их комментирование в юмористичном ключе). Далее шоу продолжалось несколькими юмористическими скетчами. 22 Карповская С. А. Многоплановость программы «Вечерний Ургант». Истоки и воплощение. М. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://vernsky.ru/pubs/5620/Mnogoplanovost_programmy_Vecherniy_Urgant_Istoki_i_voploschenie? view_mode=text (дата обращения: 8.12.18) 23 Vaudeville: About Vaudeville"// National Endowment for the Arts, the Corporation for Public Broadcasting [Электронный ресурс]; URL: http://archive.today/GIGP (дата обращения – 10.03.2019) 24 https://www.britannica.com/topic/The-Tonight-Show (дата обращения: 1.03.2019) 9 Затем следовали интервью со «звездами». При этом все гости приходили в программу строго по информационному поводу (запись новой музыкальной композиции, премьера фильма, старт продаж книги и т. д.). Завершал программу эстрадный номер. Из описанной выше структуры видно, что водевиль в своём первоначальном виде остался в программе лишь в её финальной части, когда исполнялся музыкальный или эстрадный номер, объявление которого, кстати, также облекалось в новостную форму. Однако водевильная составляющая сохранилась и в качестве атмосферы передачи: живая зрительская аудитория, реагирующая на происходящее, соответствующее оформление студии, юмор, музыкальные отбивки, вживую исполняемые постоянной домашней группой. А вот информационная составляющая прочно закрепилась в вечернем шоу, её развитие в рамках формата совпало с повсеместным распространением инфотеймента в американских СМИ. Таким образом, инфотейнмент и вообще информационный подход к работе над форматом помог сделать вечернее шоу более «телевизионным», выведя на первый план информационную повестку дня передачи. Ведь основная функция СМИ - информационная. Именно благодаря актуальности всего происходящего и обсуждающегося на программах формата зритель получил возможность не просто развлекаться, а ещё и узнавать о текущих событиях в стране и мире, получать новости из жизни известных личностей. Теперь у человека перед экраном появилось ощущение, что он может не только праздно провести время, но и «просветиться» - получить информацию, которая в той или иной мере поможет его всесторонней ориентации в жизни. Здесь следует добавить еще одну важную деталь. Несмотря на кажущуюся несерьезность циркулирующей в программах информации, инфотеймент привнес в формат солидности и даже некоторый политический оттенок. Правда, всерьез об этом исследователи задумались только после 10 2008 года, когда гостем одного из подобных шоу, «The Daily Show with Jon Stewart», стал Барак Обама.25 Теперь мы видим, какое весомое значение для формата имеет инфотейнмент и соответственно информационная повестка дня - то, что именно является поводом для приглашения гостей, какие темы поднимаются в интервью, что служит информационной базой для шуток и скетчей. Это мы и рассмотрим в следующей главе на примере российского вечернего развлекательного шоу «Вечерний Ургант». 25 Карповская С. А. Многоплановость программы «Вечерний Ургант». Истоки и воплощение. М. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://vernsky.ru/pubs/5620/Mnogoplanovost_programmy_Vecherniy_Urgant_Istoki_i_voploschenie? view_mode=text (дата обращения: 8.12.18) 11 Глава 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ ВЕЧЕРНЕГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ШОУ «ВЕЧЕРНИЙ УРГАНТ» Тематическое наполнение телевизионной передачи «Вечерний Ургант» очень разнообразно. В него входят обсуждение российских и мировых новостей политики, экономики, киноиндустрии, музыки, социальных сетей, технических новинок (гаджетов) и пр. Информационное меню постоянно дополняется, затрагиваются новые темы, сменяется часть рубрик. Исследователь Л. Енина отмечает, что «теоретически, в программу в жанре «infotainment» может быть помещена любая информация, поэтому в шоу «Вечерний Ургант» зрителю в легкой манере рассказывают о последних новостях, разбавляя их элементом развлечения».26 Однако при большом информационном разнообразии, в программе можно выявить ряд основных, наиболее часто встречающихся тем и событий. А. А. Мнацаканьян разделяет иноформационное поле программы на 2 группы: «события культурной и околокультурной направленности» (события из сферы шоу-бизнеса, культуры, спорта, различные праздники) и освещение проектов «Первого канала».27 При этом отмечается и наличие политической направленности, роль которой, в отличие от зарубежных аналогов, сведена к минимуму. Телекритик Арина Бородина также указывает на то, что политическая составляющая передачи представляет из себя «политику категории light»,28 т. е. мягкое аккуратное обсуждение политических тем. В то же время ученые Е. И. Киселева, 29 Л. В.Енина,30 Л. В. Зубова 31 и Н. А. 26 Особенности развития развлекательных программ на российском телевидении на примере программы «Вечерний Ургант». [Электронный ресурс]. URL: http://refleader.ru/jgepolmerujgqas.html (дата обращения – 14.03.2019) С. 59 27 Мнацаканьян А. А. Адаптация американских телеформатов на российском телевидении. СПбГУ. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/14417/1/VKR_Mnacakanyan_Adaptaciya_amerikanskix_teleformatov_na_r ossii_skom_televidenii.pdf С.27 28 Бородина А. Ургант и Гюльчитай. 2012. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/1916727 29 Журналистика. Материалы 56-й Международной студенческой конференции. Сборник. НГУ. 2018. [Электронный ресурс] URL:https://e-lib.nsu.ru/reader/bookView.html? params=UmVzb3VyY2UtMzg0MQ/cGFnZTAwMDAw (дата обращения - 10.02.2019). С. 27-28 30 Енина Л. В. Российские политические персонажи в дискурсе комического. Уральский федеральный университет. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskie-politicheskiepersonazhi-v-diskurse-komicheskogo (дата обращения - 10.02.2019). С. 115-117 31 Зубова Л.В., Енина Л. В. Политические фигуры на поле комического в масс-медиа: смешные и серьезные. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/politicheskie-figury-na-pole12 Федотова32 в своих работах исследуют значение этой составляющей, которая занимает достаточно большое количество экранного времени и строится по собственным законам, имея определенное воздействие на аудиторию, несмотря на количественные и качественные различия с зарубежными аналогами. Поэтому в качестве основных выделим три тематические группы: политика, события культурной и околокультурной направленности и проекты «Первого канала». Рассмотрим более подробно их нахождение в информационной повестке. 2.1. Политика Освещение новостей, связанных с политикой - неотъемлемая часть информационной повестки дня программы (как и в большинстве зарубежных аналогов). При этом новости данной категории и международные, и внутрироссийские. Их освещение заложено в передачу с самого первого дня её экранного существования. Уже в первом выпуске (от 16.04.2012) в рубрике «монолог» 3 из 4 оглашаемых новостей были так или иначе связаны с политикой: губернаторские выборы в Астрахани, публикация информации о доходах «чиновников Кремля» и рабочий визит депутатов Тосканы в Волгоградскую область. Информационной базой для одного из скетчей послужил отчёт Владимира Путина о проделанной работе на посту премьер-министра перед депутатами Государственной Думы. При этом сам скетч на политическую тематику был вторым за всю историю программы, после «открывающего» первый сезон шоу ролика в самом начале выпуска. А уже во втором выпуске, новость, также косвенно связанная с политикой, послужила информационной базой для рубрики «пролог». Программа началась с перемонтированного ролика по мотивам беседы Владимира Путина с руководителями трех федеральных каналов — Константином Эрнстом, Олегом Добродеевым и komicheskogo-v-massmedia-smeshnye-i-serieznye (дата обращения – 9.12.2018) С. 78-80 32 Федотова Н. А. Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/v/rekreativnyy-kontent-smi-kak-instrument-politicheskogo-vliyaniya (дата обращения 10.12.2018) 13 Владимиром Кулистиковым, в кресле вместо В. В. Путина за столом сидел И.Угант. Темы, связанные с российской политикой, присутствуют практически в каждом выпуске,33 данная область информационной повестки очень обширна, поэтому необходимо выделить основные качественные характеристики этой политической направленности. Исследователи Лариса Зубова и Лидия Енина в своем исследовании 34 приходят к выводу, что в целом пространство, формируемое в шоу, можно назвать «пространством общего благополучия», при этом политически оно достаточно однородно - в нем отсутствуют противники во внутриполитическом секторе, а среди участников программы не было зафиксировано оппозиционеров. В этих наблюдениях проявляется очень важный аспект освещения политической составляющей повестки дня – ее политическая уместность. Однако, это не значит, что все политические деятели предстают только в положительном свете. В программе часто присутствуют новости, связанные с чиновничьим произволом, с принятием спорных законов и т. п. В таких случаях «объектом осмеяния» становится не государственная система, а её персонажи: «...речь всякий раз идёт о характеристиках конкретного носителя зла, о провинностях героя, но не о системности этих персонажей».35 Обычно такими персонажами выступают региональные и местные политики, т.е. второстепенные персонажи политической системы, а также иностранные политики. Их отступления от морально-этической нормы и являются предметной сферой осмеяния. Например, в выпуске от 29 ноября 2013 г. демонстрировался сюжет о мэре Липецка: «Друзья, в Липецке есть мэр. Его зовут Михаил Владимирович Гулевский. И вот это видео подтверждает, что жители Липецка не ошиблись, когда выбрали именно этого 33 Зубова Л.В., Енина Л.В. Политические фигуры на поле комического в масс-медиа: смешные и серьезные. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/politicheskie-figury-na-pole-komicheskogo-vmassmedia-smeshnye-i-serieznye (дата обращения – 9.12.2018) С. 78 34 Там же. 35 Добренко Е. Гоголи и Щедрины: уроки «положительной сатиры». НЛО. 2013. № 121. С. 171. 14 мэра». Далее демонстрировались фрагменты разных интервью, в которых М. В. Гулевский обещает открыть новую трассу, но дата открытия каждый раз меняется. Наконец, на очередной вопрос журналиста звучит непроизвольное саморазоблачение Гулевского: «А кто обещал? Я?… Ну что вы пристали с этой дорогой? Ну что вы пристали? Я обещал… кто-то еще обещал… Как сделаем, мы вас пригласим». После показа сюжета следуют комментарии ведущего: «Михаил Владимирович на самом деле честен… Он не называл год… Он просто готовил сюрприз жителям к четырехсотлетию Липецка… сейчас городу 310». В основе шутки – новость, в которой главным героем и объектом осмеяния является мэр Липецка. В данном случае, суть новости сводится к тому, что мэр обещает построить дорогу и не строит, а затем, по сути, отказывается от своих обещаний. Отступление от моральных норм состоит в несоответствии личных качеств мэра Липецка общественно одобряемым моральным качествам руководителя, что делает его смешным и выводит за пределы социально «своих» для аудитории.36 Объектами смеха становятся и члены семей региональных политиков. Так, сообщается, что супруга депутата от КПРФ калининградской городской думы Игоря Ревина внесла в декларацию о доходах информацию о недвижимом имуществе за рубежом — 1987 кв. м в Таиланде (выпуск от 21.04.2015). Отсутствие прямых сигналов комического в самой новости компенсируется фантазией авторов — демонстрируется коллаж с изображением самолета, в иллюминаторах которого видна тепличная рассада. Роль смеха здесь состоит в приглушении этих различий, сведению их к морально-нравственному коду.37 Таким образом, видно, что новости о должностных лицах в подобном ключе отбираются так, чтобы образы этих лиц «конструировались в качестве объектов осмеяния не по причине своего политического статуса, а по причине демонстрации некоторых низких моральных качеств. Подобные 36 Зубова Л.В., Енина Л.В. Политические фигуры на поле комического в масс-медиа: смешные и серьезные. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/politicheskie-figury-na-pole-komicheskogo-vmassmedia-smeshnye-i-serieznye (дата обращения – 9.12.2018) С. 78 37Там же. 15 персонажи вызывают только «насмешливый смех», не сатирический, поскольку политический образ не влечёт для них каких-либо политических последствий».38 Этот аспект подчеркивается при подаче новости через шуткукомментарий. В качестве примера с иностранной политикой служит ситуация с признанием бывшего Председателя Совета министров Италии Сильвио Берлускони виновным в ряде преступлений, в том числе пользовании услугами несовершеннолетних девушек легкого поведения. Естественно, в данной ситуации он выступает в качестве объекта осмеяния. В 188-м выпуске эта новость подаётся в рубрике «Новости от Ивана», а уже в 190-м – просто в качестве шутки во время интервью с Никитой Михалковым. Никита Сергеевич рассказывает забавную историю произошедшую с ним в одном из Ночных клубов, куда тот по ошибке своего секретаря зашел на ужин: «ко мне подошла очаровательная девочка лет 18-ти. Абсолютно почти полуголая. Можно попросить у Вас автограф? Я достаю листок бумаги…» В этот момент Ургант прерывает Михалкова: «Это похоже на показания Берлускони в суде». Таким образом, ряд политических деятелей из-за многократных упоминаний становятся персонажами шоу и как бы именами нарицательными. Так, большое количество новостей за последние 2 сезона (2017-18 и 2018-19) связаны с Северной Кореей и непосредственно с Ким Чен Ыном, который также является объектом осмеяния. Это самые разнообразные новости: и проведение Северной Кореей ядерных испытаний на границе с Южной (выпуск от 6.09.2017) и отказ Пхеньяна покрывать расходы Ким Чен Ына на проживание северокорейского лидера в президентском номере отеля «Фуллертон» (выпуск от 04.06.2018), и о первом выезде Ким Чен Ына за границу – в Китай (выпуск от 02.04.2018), и о встрече Дональда Трампа и 38 Енина Л. В. Российские политические персонажи в дискурсе комического. Уральский федеральный университет. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskie-politicheskiepersonazhi-v-diskurse-komicheskogo (дата обращения - 10.02.2019). С. 116 16 Ким Чен Ына для обсуждения вопросов ограничения ядерного оружия (выпуск от 15.05.2018) и т. д. Многократное упоминание политика делает его отдельным персонажем шоу, отдельной темой для юмора.39 Так Ким Чен Ын становился темой для обсуждения в рубрике «Взгляд снизу» (выпуск от 22. 09.2017), дважды Иван Ургант в своем монологе пел песню от лица северокорейского лидера на актуальные темы (выпуски от 04.06.2018 и 6.09.2018). В то же время, новости и темы, связанные с федеральными чиновниками России, также встречаются в программе. Этим политикам отведено место «субъектов дискурса комического»40 - т. е. они сами являются как бы двигателями и создателями юмора в передаче. Обычно это происходит, когда политик попадает в передачу на правах субъекта в качестве приглашенного гостя: он участвует в беседе с ведущими и остроумно или не очень отвечает на их вопросы, рассказывает смешные или не очень случаи из своей семейной и профессиональной жизни. Словом, гость наравне с ведущими создает комический дискурс. Эти персонажи конструируются за счет накопления позитивных смыслов, способных вызвать симпатию к персонажу. Так, темы, поднимаемые в беседе с федеральным политиком в вопросах ведущего, раскрывают только положительные личные и профессиональные качества собеседника. Например, Сергею Лаврову (выпуск от 24.10.2012) задавались следующие вопросы: сколько Вы знаете языков? Вы с детства мечтали изучить сингальский язык? Можно ли попросить рассказать о сингальском языке? Также поднимались вопросы, связанные с историей создания ООН – то есть с той темой, в которой гость обладает обширным запасом знаний. С помощью поднятия тем и вопросов, представляющих гостя в положительном ключе, конструируется практика самопрезентации: правильная речь, приветствие на разных языках, увлекательный рассказ, остроумные замечания и др. Показательна практика 39 Там же. С.113 40 Там же. С. 115 17 конструирования положительного персонажа через обсуждение событий, при которых нарушались строгие этикетные нормы: «Ургант: Вы когда-нибудь матерились в присутствии людей, которые по-русски не понимают? Лавров: (пауза) Многократно! Оба смеются, смех зрителей» 41 (выпуск от 24.10.2012). Таким образом, федеральные политики иногда также предстают нарушающими морально-этические нормы, однако при этом, важно, что в отличие от «объектов осмеяния», они остаются социально «своими» 42 для зрителя и сохраняют в его глазах позитивную оценку. Присутствует в программе и ряд политических персонажей, которые не являются ни субъектом комического, ни объектом смехового разоблачения. Этот способ включения в программу является номинальным, или идеологически значимым, присутствием.43 Появление таких персонажей обеспечивается информационным поводом и отвечает актуальности программы, информация о них не выходит за рамки фактической. Например, в рубрике «Новости от Ивана» (выпуск от 26.11.2013) появляется новость о президенте: «Вчера Владимир Путин провел несколько важных встреч в Италии, одна из которых состоялась в Ватикане с Папой Римским Франциском». С точки зрения информационной повестки – новость абсолютно нейтральная, в ней не заложены какие-либо оценка или характеристики. Их создает последующий комментарий-шутка: «Получается, самый влиятельный человек в мире, по версии журнала «Форбс» [встретился] с самым влиятельным человеком, по версии газеты «Ватиканская правда». В подобных случаях практика создания положительного персонажа состоит в том, что отклонение от нормы приписывается тому, кто сопоставлен с идеологически значимым 41 Там же. 42 Зубова Л.В., Енина Л. В. Политические фигуры на поле комического в масс-медиа: смешные и серьезные. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/politicheskie-figury-na-pole-komicheskogo-vmassmedia-smeshnye-i-serieznye (дата обращения – 9.12.2018) С. 79 43 Енина Л. В. Российские политические персонажи в дискурсе комического. Уральский федеральный университет. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskie-politicheskiepersonazhi-v-diskurse-komicheskogo (дата обращения - 10.02.2019). С. 116 18 персонажем».44 Такое отклонение может содержаться как в самой новости, так и конструироваться в последующем комментарии. За этими тремя основными направлениями новостей и тем можно выделить ещё одно. Так называемое «мерцание политического смысла». 45 Разберем конкретный пример. В выпуске от 30.05.2014 приглашение Андрея Макаревича и группы «Машина времени» связано с 45-летием группы, что и является информационным поводом для программы. Однако появление артиста на «Первом канале» совпадает с началом публичных требований со стороны части общественности лишить Макаревича звания «Народный артист РФ» и ордена «За заслуги перед Отечеством» из-за того, что он не поддерживает позицию Президента РФ относительно ситуации в Крыму и Восточной Украине, о чем также сообщается в новостях Первого канала. Диалог Ивана Урганта и Андрея Макаревича не содержит политических тем, но само присутствие такого персонажа порождает для части зрительской аудитории, собственно, «мерцание» политического смысла: есть или нет здесь политический подтекст? Таким образом, мы разобрались с тем, как отбираются политические новости и темы при обращении к конкретным политическим персоналиям. Это основа, однако, еще не полный список принципов отображения политики в информационной повестки дня. Ещё одной отличительной чертой шоу является неожиданная политическая интерпретации неполитических персонажей в передаче. Телекритик Ирина Петровская пишет о тонком политическом юморе «для просвещенных» - в телетекст, совершенно не относящийся к политике «могут вплестись и стихи Абая Кунанбаева, прочитанные на языке оригинала, и, как бы случайно упомянутый в ходе веселого разговора Удальцов, и фраза Ивана Урганта «Мы решили помочь Кремлю – «Первый канал» часто это делает». 46 44 Енина Л. В. Российские политические персонажи в дискурсе комического. Уральский федеральный университет. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskie-politicheskiepersonazhi-v-diskurse-komicheskogo (дата обращения - 10.02.2019). С. 117 45 Там же. 46 Петровская И. Ургантвагонзавод. Политическая сатира на ТВ смеху подобна. Новая газета. 2012. № 57. 19 Здесь, как и в примере с Берлускони политики и политические понятия становятся как бы персонажами шоу, и одно лишь их упоминание создаёт ассоциативный ряд, конечной целью которого является комический эффект. Интересно, что количество шуток на тему политики возрастает в предвыборный период (до 70 % эфирного времени); основными персонажами обсуждений становятся политические лидеры России (в положительном ключе) и ведущие западные политики (в нейтральном или негативном смысле).47 Также большое влияние здесь оказывает и частота упоминаний различных трендов. Так, упоминание имени Владимира Путина количественно увеличивается именно в период 2017-2018». 48 В тоже время в качестве гостей, даже в преддверии выборов, политики приходят довольно редко. В предвыборный период 2017-18 в студии побывала лишь председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова (выпуск от 16.02.2018), которая отвечала на следующие вопросы: «Как глава Центризбиркома впервые голосовала сама, готова ли она к отражению хакерских атак, при каких обстоятельствах заряжала патроны и почему воспринимает выборы как праздник?»49 Непосредственно политика в выпуске обсуждалась крайне аккуратно, беседа скорее имела околополитическую направленность, не касаясь напрямую «острых» тем. Итак, обобщим все вышесказанное: политическая направленность информационной повестки дня занимает весомое место в программе и формируется по 3-м основным принципам: политические деятели включаются в программу на правах субъекта дискурса, на правах объекта осмеяния и на правах идеологически маркированного объекта, находящегося вне смехового разоблачения. Субъектами дискурса комического и 47 Журналистика. Материалы 56-й Международной студенческой конференции». Сборник. НГУ. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://e-lib.nsu.ru/reader/bookView.html?params=UmVzb3VyY2UtMzg0MQ/cGFnZTAwMDAw (дата обращения - 10.02.2019). С. 27 48 Там же. С. 28 49 Мнацаканьян А. А. Адаптация американских телеформатов на российском телевидении. СПбГУ. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/14417/1/VKR_Mnacakanyan_Adaptaciya_amerikanskix_teleformatov_na_r ossii_skom_televidenii.pdf С.27 20 идеологически маркированными объектами выступают политики федерального масштаба, объектами осмеяния – политики региональные или местные. Что касается рубрикального деления, то в большинстве случаев, политические темы затрагиваются в рубрике «новости от Ивана», однако в моменты особой актуальности политических тем (в период выборов) могут распространяться и на интервью, путем привлечения в студию политиков или лиц, каким-либо образом с ней связанных, при этом само обсуждение таких тем проходит достаточно аккуратно. 2.2. События культурной и околокультурной направленности События культурной и околокультурной направленности (включая новости шоу-бизнеса, премьеры и релизы, юбилеи, общенациональные праздники и памятные даты, новости спорта, скандалы вокруг деятелей культуры, шоу-бизнеса и спорта) - самая обширная область, из которой черпается информационная основа для передачи. Сначала рассмотрим её с точки зрения воплощения в такой сценарной единице, как интервью с гостем. Здесь эта область носит характер информационного повода к появлению гостя в студии, и выражается в двух следующих тематических блоках: -премьеры и релизы (чаще всего премьеры фильмов, спектаклей, выход книг, музыкальных альбомов и т. д.); -юбилеи (как самих известных деятелей культуры и искусства, так и их творческой деятельности). При этом, основываясь на наблюдении исследователя Анны Мнацаканьян отметим, что чаще всего в студию приходят именно деятели культуры, так в период с 1 сентября 2017 по 4 марта 2018 гостями передачи стали 116 актеров, режиссеров и музыкантов, 18 спортсменов, 3 блогера и всего один политик.50 Новости спорта освещаются не так часто, однако временами им посвящаются целые выпуски (выпуск от 06.12.2018, который был приурочен 50 Мнацаканьян А. А. Адаптация американских телеформатов на российском телевидении. СПбГУ. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/14417/1/VKR_Mnacakanyan_Adaptaciya_amerikanskix_teleformatov_na_r ossii_skom_televidenii.pdf С.27 21 к открытию памятника Анатолию Тарасову 10.12.2018 года), а иногда они становятся лейтмотивом целой группы выпусков - весь июнь 2018-ого в шоу проводилась акция «Усы надежды» в поддержку сборной России по футболу, во время проведения которой большинство героев шоу носили усы, как символ усов главного тренера сборной России по футболу. Также акцию поддерживали зрители и медийные личности, часть фотографий которых демонстрироваась в передаче. События из жизни (курьезы, личная жизнь) медийных личностей обычно становятся базой для шуток в начале передачи в монологе ведущего, где при обилии новостей на данную тему им выделяется особая рубрика «5 вспышек прекрасного». Также здесь необходимо упомянуть о праздниках и значимы календарных датах. В конце рубрики «монолог», во время подачи последней новости, сопрягаемой с размещением наклейки на ноутбуке, ведущий часто упоминает про различные праздники, которые в этот день отмечаются, и связывает их с наклейкой на ноутбук. В зависимости от значимости календарных событий они могут по разному включаться в информационную повестку в качестве вспомогательной темы. Особое место в данном пункте занимает новогодняя тематика. В сезоне 2018-2019 уже в первом зимнем выпуске от 03.12.2018 года в качестве выхода ведущих на сцену был придуман следующий скетч: Иван Ургант и Дмитрий Хрусталев едут в студию на лыжах: на лыжах едут по улице, на лыжах идут по Останкино, на лыжах же входят в студию «Вечернего Урганта». Все это происходит под музыкальное сопровождение Александра Гудкова, стоящего в студии в образе Матушки-Метелицы. Уже с этого выпуска студия приобрела новогоднее оформление. Далее каждый выпуск до Нового года включал в себя новогоднюю тематическую составляющую. В интервью стали включаться вопросы, связанные с праздником, ту же направленность приняли и игры с гостями в конце беседы. К примеру, новогодняя игра «Детей не обманешь» (выпуск от 26.12.2018): актриса Дарья 22 Мороз выступает в образе Деда Мороза перед детьми, которые должны понять, «что в Деде Морозе не так»? А с Александром Реввой проводят игру «Какая прелесть эта ваша заливная рыба» (выпуск от 28.12.2018), в которой гость пробует невкусные блюда с новогоднего стола и в форме комплимента говорит об их недостатках. То же происходит и с отдельными рубриками. Так «Голос улиц» Константина Анисомова (выпуск от 26.12.2018) посвящен выяснению насколько москвичи хорошо помнят балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Во «Взгляде снизу» в выпуске от 7.12.2018, дети писали письма Деду Морозу, где просили его что-то подарить не только себе, но и какой-либо звезде шоубизнеса, а в выпуске от 28.12.2018 получали абсурдные новогодние подарки бахилы, огуречную рассаду, сумку-авоську и т. п. Новый год в информационном поле передачи завершился специальным выпуском с названием «Голубой Ургант», который представлял из себя концерт звезд в ироничном ключе. А к 8 марта 2019 года в эфир также вышел специальный выпуск (выпуск от 6.03.2019) шоу «Розовый Ургант». Также в программу могут вовлекаться такие темы, как Масленица и Великий пост. В сезоне 2017-18 во время масленичной недели (выпуски с 13.02.2018 по 16.02.2018) приходящие в студию гости приносили с собой вещи из собственного гардероба, чтобы одеть чучело Масленицы, находящееся рядом со стойкой соведущего. В выпуске от 13.03.2019 года, во время Великого поста, во время «cold open» Иван так начал свою передачу «…продолжается первая неделя Великого поста. И мы решили позвать гостей с максимально постными лицами. Сегодня в гостях актер Евгений Цыганов и кинокритик Антон Долин…». В этом же выпуске Александр Гудков (объявляющий гостей и ведущего за кадром после «пролога») так представил ведущего: «…идет всего третий день Великого поста, а ему уже снятся кошмары, как на него нападает докторская колбаска. Встречайте, Иван Ургант!». 23 Исследователь Р. Баканичев подчеркивает, что добавление в информационную повестку дня общеизвестных праздников работает на масскультурную составляющую, делая программу близкой широким слоям населения и, соответственно, может расширить потенциальную аудиторию.51 Громкие скандалы вокруг деятелей культуры, шоу-бизнеса и спорта также входят в информационное меню передачи. Самым ярким примером этого раздела за последнее время бесспорно являются футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев. Напомним, что утром 8 октября 2018 года Кокорин и Мамаев «избили директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Дениса Пака…»52. И уже на следующий день, в выпуске от 9 октября 2018 весь монолог ведущего в начале программы строился исключительно на этой новости, которая обсуждалась целых 5 минут экранного времени. После монолога следовала традиционная новость за столом, предшествующая объявлению гостя. Сама новость не была связана с инцидентом: «Сегодня всемирный день почты. В Кремле прошел большой концерт, где поздравляли ветеранов почтового ведомства России…», далее следовала череда острот на тему почты, которую завершила шутка: «Вопрос: ну а для чего сейчас нужна почта, Мить? Чтобы отправлять повестки футболистам!» Затем событие превратилась в постоянную тему для шуток, которую затрагивали в нескольких выпусках. К примеру, новость о переименовании аэропортов в одном из октябрьских выпусков раскрывалась следующим образом: Иван Ургант огласил саму новость: «жители регионов с 20 по 28 октября смогут предложить свои варианты названий для аэропортов в честь известного, великого человека…», а затем начал предлагать собственные варианты названий, одним из которых был: «аэропорт Кокорина и Мамаева», затем следовал комментарий «когда не понятно, сядешь или нет» (выпуск от 23.10.2018). 51 Баканичев Р. А. Масс-медиа сегодня. СПб. 2013. М.: Изд-во СПб. ун-та. С.144 52 https://lenta.ru/news/2018/10/08/kokorin_mamaev/ (дата обращения: 24.03.2019) 24 В выпуске от 07.12.2018 рубрика «Монолог» строилась по следующему принципу. Иван читал вымышленные письма Деду Морозу от известных личностей, как бы из их детства. В одном из писем также нашла свое отражение данная тема: «Дедушка, мы хотим встретить Новый год както необычно – не дома, но при этом, чтобы в центре Москвы. Саша Кокорин и Паша Мамаев, два с половиной года». А в конце декабря все в той же рубрики «Монолог» читался «Звездный гороскоп» на следующий год: на экране появлялся известный человек – носитель определенного знака зодиака, затем ведущий зачитывал прогноз-шутку для этого знака. Под знаком рыб был показан Александр Кокорин, а сам прогноз звучал следующим образом: «работа и карьера не главное – главное друзья» (выпуск от 26.12.2018). Последний раз эта тема поднималась в передаче спустя 4 месяца после инцидента, в выпуске от 21 февраля 2019 года. Не исключено что, она будет подниматься ещё, так как является актуальной и постоянно подогревается развитием расследований и осуществлением других юридических процедур. 2.3. Освещение проектов первого канала В среднем 1-2 раза в неделю гостями передачи становятся создатели проектов «Первого канала». В большинстве случаев, это экранные продукты, идущие в вечерний «prime time». По сути, это также освещения культурных событий, но с одним важным добавлением – информация о такого рода проектах, как заметил Р. Баканичев, служит объединению канала в единое медиапространство и создает действенную рекламу для этих проектов среди аудитории конкретной программы.53 С точки зрения рубрикального наполнения, этот сегмент информационной повестки находит наибольшее выражение в интервью с гостем. В редких случаях, внутренним событиям канала может быть отведен и целый выпуск, как это было, например, в честь юбилея «Первого канала» (выпуск от 01.04.2015), где гостем впервые за три 53 Баканичев Р. А. Масс-медиа сегодня. СПб. 2013. Изд-во СПб. ун-та. С.149 25 года (на тот момент) существования передачи стал генеральный директор канала Константин Эрнст. Время от времени события, связанные с самой передачей «Вечерний Ургант» и с ее персонажами, также становятся темами и информационными поводами к освещению их в передаче. Это, прежде всего, открытия новых сезонов шоу (каждый выпуск открывающий сезон, а именно: 1 выпуск от 16.04.2012, 37 выпуск от 17.09. 2018, 191 выпуск от 02.09.2013, 337 выпуск от 05.09.2014,501 выпуск от 04.09.2015, 671 выпуск от 02.09.2016, 842 выпуск от 01.09.2017, 994 выпуск от 07.09.2018) которые иногда совмещаются с политической составляющей, дни рождения программы и её основного ведущего. В последнее время юбилеи других ведущих «Вечернего Урганта» также стали поводом для интервью с ними. Впервые такой прием был зафиксирован в 2016 года к 40-летию ведущего рубрики «Я живу» и друга Ивана Урганта Антона Камолова (выпуск от 04.04.2016). В последнем сезоне отдельным интервью на диване чествовались Дмитрий Хрусталев (выпуск от 20.02.2019) и Алла Михеева (выпуск от 08.02.2019). Также, если у кого-то из персонажей шоу дни рождения выпадают на даты съемок Иван, как правило, упоминает об этом в передаче. Отдельным пунктом необходимо отметить, что, несмотря на развлекательную направленность, программа не исключает полностью из своей новостной повестки информацию о печальных событиях. «Мы решили начать сегодняшнюю передачу словами, которые будут посвящены тому, что было вчера» - так Ургант открыл выпуск от 04.04.2017 года – первый эфир передачи после теракта 3 апреля 2017 года в СанктПетербургском метрополитене, в результате которого погибли и пострадали около 70-ти человек.54 Далее Иван в течение 3,5 минут экранного времени, вместо традиционного юмористического монолога, говорил слова поддержки и сочувствия всем, кого коснулась эта беда. А в конце выпуска от 12.03.2018 года Ургант произнес 2-х минутную речь об ушедшем в этот день из жизни 54 https://ria.ru/20180403/1517531006.html 26 Народном артисте СССР Олеге Табакове. Выпуск от 8.02.2019 года завершился титром: «Когда мы готовили эту программу к эфиру, не стало нашего любимого артиста Сергея Юрьевича Юрского. Мы всегда будем его помнить». После чего был показан фрагмент выпуска от 24.05.2012 года, когда Сергей Юрьевич читал стихи в студии «Вечернего Урганта». В выпуске от 04.04.2019 года в день смерти Георгия Данелии – большая часть рубрики «Пойдем в кино, Оксана!» (около 7-ми минут из общих 10-ти, отведенных для всей рубрики) была посвящена обсуждению творчества режиссера, затем в качестве музыкального номера была выбрана народная песня «Мыла Марусенька белые ножки», исполняемая в фильмах Георгия Николаевича. Освещение печальных событий - нечастое явление в вечернем развлекательном шоу, однако достаточно важное, в особенности для российского зрителя. А. А. Горностаева выделяет «основные ценности русской коммуникативной культуры» - коллективизм и искренность. 55 Искренние неподготовленные монологи ведущего, «объединяющие общество» в трудный момент, способствуют воплощению этих ценностей и созданию доверительной атмосферы. Таким образом, на основе проведенного анализа информационной повестки дня шоу «Вечерний Ургант», можно сделать вывод о многогранности и разнопланованности программы. За достаточно короткий временной промежуток выхода программы в эфир и ее трансляции на «Первом канале» данный формат дает возможность зрителю одновременно ознакомиться с различными рубриками: новостями политики, экономики, социальных сетей, технических новинок России и мира, событиями культурной направленности (например, киноиндустрии, музыки, и пр.), событиями из сферы шоу-бизнеса, спорта, проектами «Первого канала» и т.д. При этом, новости политики преподносятся ненавязчиво, с чувством юмора, определенным акцентом, и неожиданной политической интерпретацией 55 Горностаева А. А. Ирония в английском и русском дискурсах: сопоставитеьный анализ. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/v/ironiya-v-angliyskom-i-russkom-diskursah-sopostavitelnyy-analiz (дата обращения 19.03.2019). С.76 27 неполитических персонажей в передаче. Успешность отбора тем и событий в передаче подтверждается достаточно высокими рейтингами, и вовлеченностью зрителей разных возрастных групп в просмотр шоу. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Информационная повестка дня в шоу «Вечерний Ургант» имеет три основных тематических околокультурных направления: событий, проектов освещение «Первого культурных канала», а и также политических тем, при этом сами новости, в особенности политической направленности являются «вторичными», т.е. уже получившими распространение в СМИ к моменту выхода программы. Культурная жизнь и события, так или иначе с ней связанные, направление информационной повестки к которому наиболее часто обращаются авторы шоу как для юмора, так и для приглашения гостей. Чаще всего в студии появляются деятели культуры и шоу-бизнеса либо по случаю собственного юбилея или юбилея их творческой деятельности, либо выхода различных медиа-продуктов, которые часто оказываются продуктами «Первого канала». Такое освещение внутриканальных событий, выполняет, с одной стороны, рекламную функцию, а с другой, - служит объединению канала в единое медиапространство с внутренними взаимосвязями между проектами. Различного рода праздники и значимые даты также включаются в информационную повестку, наиболее актуальным из которых может быть посвящен как отдельный выпуск, так и сразу нескольких эфиров подряд. В качестве поводов для шуток во время монолога ведущего в начале программы часто отбираются и события повседневной жизни известных личностей, нередко являющиеся скандальными. Политика чаще всего затрагивается в монологе ведущего в начале передачи. Обсуждение политических тем в интервью или приглашение гостей-политиков в «Вечернем Урганте» осуществляется редко, в отличие от американских аналогов. Отбор политических новостей и тем строится по принципу общего представление политического ключевых благополучия, политических фигур в подразумевающего нейтральном или положительном ключе, осмеяние отдельных (в основном, региональных или местных) политиков, но не самой государственной системы, осмеяние 29 иностранных политиков, а также отсутствие тем оппозиционной направленности. В особых случаях в информационную повестку шоу могут включаться и печальные события, такие как уход из жизни выдающегося современника, крупные катастрофы или теракты, что носит важную социальную функцию объединения общества. При подготовке курсовой работы выяснилось, что иследований, связанных с политической составляющей программы, достаточно. Вместе с тем, для полноценного научного дискуса ощущается нехватка работ, имеющих отношение к другим направлениям информационной повестки. При этом, культурная и околокультурная направленность наряду с внутренними событиями «Первого канала» также являются основными направлениями и имеют собственные принципы построения, определенное развитие. Поэтому для понимания законов и тенденций информационной повестки дня программы в дальнейшем необходимо изучение и этих направлений. 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баканичев Р. А. Масс-медиа сегодня. СПб. Изд-во СПб. ун-та. 2013. С.149 2. Бородина А. Ургант и Гюльчитай. 2012. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/1916727 3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 60. 4. Васильева Л. А. Делаем новости. [Электронный ресурс] URL: http://vernsky.ru/pubs/5620/Mnogoplanovost_programmy_Vecherniy_Urgant_Isto ki_i_voploschenie?view_mode=text (дата обращения: 8.12.18). Глава 3. §2. 5. Гимадинова Виктория Алиевна. Обзор приемов инфотейнмента на федеральных телеканалах. СПб.2016. СпбГУ, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» [Электронный https://allbest.ru/otherreferats/journalism/00851814_0.html (дата ресурс] обращения: 19.03.2019). 6. Горностаева А. А. Ирония в английском и русском дискурсах: сопоставитеьный анализ. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/v/ironiya-v-angliyskom-i-russkom-diskursahsopostavitelnyy-analiz (дата обращения 19.03.2019). С.76 7. Добренко Е. Гоголи и Щедрины: уроки «положительной сатиры». НЛО. 2013. № 121. С. 171. 8. Енина Л. В. Российские политические персонажи в дискурсе комического. Уральский федеральный университет. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskie-politicheskie-personazhiv-diskurse-komicheskogo (дата обращения: 10.02.2019). С. 115-117. 9. Журналистика. Материалы 56-й Международной студенческой конференции. Сборник. НГУ. 2018. [Электронный ресурс] URL:https://elib.nsu.ru/reader/bookView.html? params=UmVzb3VyY2UtMzg0MQ/cGFnZTAwMDAw (дата обращения: 10.02.2019). С. 27-28 31 10. Зубова Л.В., Енина Л. В. Политические фигуры на поле комического в ресурс]. URL: масс-медиа: смешные и серьезные. [Электронный https://cyberleninka.ru/article/v/politicheskie-figury-na-pole- komicheskogo-v-massmedia-smeshnye-i-serieznye (дата обращения – 9.12.2018) С. 78-80 11. Карповская С. А. Многоплановость программы «Вечерний Ургант». Истоки и воплощение. М. 2014. §1-2. [Электронный ресурс] URL: http://vernsky.ru/pubs/5620/Mnogoplanovost_programmy_Vecherniy_Urgant_Isto ki_i_voploschenie?view_mode=text (дата обращения: 8.12.18). 12. Мнацаканьян А. А. Адаптация американских телеформатов на российском телевидении. СПбГУ. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/14417/1/VKR_Mnacakanyan_Adaptaciya_ amerikanskix_teleformatov_na_rossii_skom_televidenii.pdf С.27. 13. Особенности развития развлекательных программ на российском телевидении на примере программы «Вечерний Ургант». [Электронный ресурс]. URL: http://refleader.ru/jgepolmerujgqas.html (дата обращения – 14.03.2019) С. 59. 14. Петровская И. Ургантвагонзавод. Политическая сатира на ТВ смеху подобна. Новая газета. 2012. № 57. 15. Старобахин Н. Н. Информационная повестка дня в электронных СМИ. 2008. [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/12_10929_obshchaya-harakteristika-raboti.html (дата обращения: 10.03.2019) 16. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым на телевидении, Издательство Ладомир, М., 2016. – С. 285, 377, 496, 518. 17. Федотова Н. А. Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rekreativnyy-kontent-smi-kak-instrumentpoliticheskogo-vliyaniya (дата обращения: 10.12.2018) 32 18. Vaudeville: About Vaudeville"// National Endowment for the Arts, the Corporation for Public Broadcasting [электронный ресурс]; URL: http://archive.today/GIGP (дата обращения: 10.03.2019). 33

- у работы пока нет рецензий -