Авторское право в музыке

Исследование на тему авторского права владения произведениями искусства на примере музыкальной индустрии.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 57162bb3f2ad471e773c70cb
UUID: e2808190-6280-0137-6f22-525400006e27
Опубликовано: 19.04.2016 12:59
Просмотры: 4582

Current View

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова __________________________________________________________ Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации Авторское право в музыке Работа студента 4 курса д/о Петрука Ильи Преподаватель: Рихтер А. Г. Москва 2016 Введение Актуальность темы. Авторство — понятие, выражающее специфическое отношение к произведениям как лично «сотворенному» его создателем (автором) и ему принадлежавшему. Объектом авторского права выступает произведение науки, литературы или искусства. Действующее российское законодательство не содержит прямого определения понятия «произведение». Но в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» указываются признаки произведения, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.. Нормы современного авторского права, определяющие природу произведения и творческого труда, содержательно оформились во время становления литературного рынка и стали результатом противостояния писателей издателям. Музыка во все времена оставалась одной из самых востребованных частей искусства, а в последние десятилетия приобрела массовый характер. А значит, начали появляться новые способы, которые позволяют использовать музыкальное произведение, их исполнение и фонограммы для увеличения числа слушателей. Современное развитие технологий привело к возможности масштабного цифрового копирования музыкальных произведений и увеличению случаев нарушения законодательства авторских прав на музыку. Авторское право в музыке: понятие, объекты, субъекты Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства. 2 Авторские права и их объекты подразделяются на несколько категорий1: • права имущественные и неимущественные; • права исключительные и неисключительные. Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Субъектами авторского права являются: • сам автор; • правопреемники автора, то есть лица, к которым от него перешло авторское право по некоторым юридическим основаниям (договор, наследование), в частности издатель произведения; • переводчик (на собственный перевод). Объектами авторского права являются: • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения; • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов. Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта. Авторское право - это уникальное право создавать копии эксклюзивного оригинала. Авторским правом на музыку обладает композитор - как создатель мелодии музыкального произведения. Но, общеизвестно, что музыкальное произведение еще состоит из слов и не может обойтись без 1 Кондратьева Е. Критерии отнесения произведений к объектам авторских прав (проблемы правового регулирования) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - М., 2010, № 8. - С. 22-29 3 исполнителя и издателя (того лица, который позаботиться о том, чтобы данное музыкальное произведение довести до слушателя). Все эти участники предприятия имеют право на получения своей части авторского гонорара. Авторское право на музыку можно продать, как часть своей собственности. В этом случае обладатель данного авторского права лишает себя будущей прибыли ради однократного платежа2. Законом предписано, что для осуществления и возникновения авторского права на мелодии и музыкальные произведения не требуется специального оформления, регистрации и соблюдения разного рода формальностей. Права автора рождаются с момента факта создания произведения. Тем не менее, для обеспечения прав на созданное музыкальное произведение композитор может заранее побеспокоиться о доказательствах своего авторства. Для этого он может зарегистрировать свою мелодию у нотариуса, а также в государственных и общественных организациях. Дата регистрации будет иметь значение для разрешения дальнейших споров об авторстве. Наиболее востребованным и распространенным в нашей стране считается Российское авторское общество, выдающее свидетельство на авторские права на музыку. Документ подтверждает дату и факт регистрации прав. Указанный нормативный акт говорит, что использование русской музыки в коммерческих целях возможно только по договору с автором или с конкретными организациями, осуществляющими коллективное управление правами, автор музыки в этом случае получает отчисления от воспроизведения своих произведений. Использование музыки для обзора, критики или как учебного пособия возможно с указанием автора и названия3. 2 Данилевич Л. П. Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1074-1076. 3 Брумштейн Ю. Анализ структуры и особенностей объектов авторского права в сфере альпинизма и горного туризма // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - М.: Интеллектуальная собственность, 2011, № 1. - С. 4-14. 4 Зачастую возникает вопрос можно о том, можно ли проверить музыку на авторские права, последует ответ, что, к сожалению, официальным образом — нет. Но всегда можно использовать свободные ресурсы музыки, которая распространяется без притязаний на авторскую защиту. Правовые аспекты и защита авторского права на музыку Законом об авторских правах запрещается использование любых чужих объектов авторского права вне зависимости от объема. То есть достаточно использовать одну-две секунды чужого музыкального произведения для того, чтобы это было нарушением авторского права. Законом запрещается использование чужих произведений даже в ознакомительных целях, не несущих коммерческой выгоды. В этом случае обладатель авторского права на музыку может потребовать денежной компенсации. Законом также запрещается использование чужим музыкальных произведений с целью их изменения путем монтажа и наложения собственного звука и получения собственного уникального музыкального произведения. При покупке лицензированного носителя нельзя его использовать не в личных целях. Распространение, публичное исполнение, размещение в интернете лицензированного музыкального произведения также запрещается законом об авторских правах. Законом также запрещается написание ремиксов без письменного согласия обладателя авторского права на музыку. При получении такого согласия автор ремикса получает собственное уникальное право на свою переделанную музыку с возможностью получения дохода от своего музыкального произведения. 5 Также законом об авторских правах запрещается использование классических произведений в любом желаемом объеме без согласия правообладателя на них, не смотря на то, что авторские права на классическую музыку перешли в общественное достояние. То есть готовое произведение использовать нельзя, а взять ноты из классической музыки и по-своему их исполнить можно. Перед автором стоит две основные задачи при защите авторских прав4: • сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая "отбракованные" версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.); • закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время. Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав. Предпринимать меры по защите авторских прав имеет смысл ДО начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.). Нарушение прав автора в России, к сожалению, не редкость. Незаконное распространение музыки во всемирной сети, продажа контрафактной продукции приводят к нарушению имущественных и неимущественных прав творческих людей. Защита происходит как путем обращения в суд, так и во внесудебном порядке. Активная позиция автора поможет ему возместить причиненные убытки, восстановить нарушенное право5. 4 Авторское право и смежные права. (Учебник) Близнец И.А., Леонтьев К Б., 2011, № 6. - С. 416 5 Рождественская К.Ю. Особенности наследования объектов авторского права // Патенты и лицензии. - М., 2010, № 6. - С. 34-36 6 Вопросы охраны прав автора стоят остро, так как данная отрасль отношений уязвима для разнообразных нарушений. Но, тем не менее, хочется верить, что Россия движется в сторону правовой грамотности населения и цивилизованного права. 7 Заключение Авторские права — это понятия раскрывается через перечисление совокупности исключительных имущественных прав автора на использование произведения, а также перечня личных неимущественных прав автора. В Законе РФ установлено, что предметом регулирования являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства (авторское право). Объектами авторского права — являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Авторские права на музыку – это отрасль гражданского права, которая регулирует правоотношения, связанные с созданием и использованием музыкальных произведений. Музыка как результат творческой деятельности закрепляется за автором, который может на свое усмотрение использовать данное произведение. Авторское право на музыку возникает в момент создания произведения. Каждый создатель музыки должен регистрировать свое авторское право. Таким образом, авторство будет зарегистрировано на законодательном уровне, что в свою очередь фиксируется в соответствующем свидетельстве. Автор закрепляет за собой все права относительно использования музыкального произведения и полностью защищает свои имущественные права. В случае нарушения прав автора или правообладателя именно свидетельство станет важным инструментом в судебном разбирательстве. Защита авторских прав на музыку на сегодняшний день является жизненно необходимой. Теперь недостаточно просто создать авторский продукт. Очень важно доказать свои права на этот продукт. Оформив авторство на музыкальное произведение, можно защитить себя и свои творения от посягательств третьих лиц. 8 Список использованной литературы 1. Авторское право и смежные права. (Учебник) Близнец И.А., Леонтьев К Б., 2011, № 6. - С. 416 2. Брумштейн Ю. Анализ структуры и особенностей объектов авторского права в сфере альпинизма и горного туризма // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - М.: Интеллектуальная собственность, 2011, № 1. - С. 4-14. 3. Данилевич Л. П. Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1074-1076. 4. Кондратьева Е. Критерии отнесения произведений к объектам авторских прав (проблемы правового регулирования) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - М., 2010, № 8. - С. 22-29 5. Рождественская К.Ю. Особенности наследования авторского права // Патенты и лицензии. - М., 2010, № 6. - С. 34-36 9 объектов

- у работы пока нет рецензий -