Cобытие в континууме временных координат

В работе описаны различные подходы к толкованию времени , а также к восприятию событий в различных системах общества

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 54914f8af2ad471e773c6f5b
UUID: e0a69520-6280-0137-6e6a-525400006e27
Опубликовано: 17.12.2014 09:40
Просмотры: 1618

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА ___________________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Событие в континууме временных координат Выполнил : Студент 5 курса д/о, группа 509 Кострюков В. Ю. Преподаватель Доцент, кандидат филологических наук Засурский И.И Москва 2014 Прежде чем говорить о событии в рамках временных координат , необходимо уделить внимание самому понятию времени , его различным моделям и свойствам. Время в различных типах обществ воспринимается и мыслится по разному, следователь и событие тоже. Один из основателей социологии как науки Эмиль Дюркгейм относит время к социальному феномену, когда различные типы обществ имеют разные модели времени, с которыми они оперируют. Таким образом представление о времени является следствием базовых характеристик конкретного общества. Одна из самых популярных моделей времени, которой придерживаются большинство ученых, включает в себя три больших этапа : Премодерн-Модерн-Постмодерн. Премодерн описывает совокупность тех обществ, которые предшествовали наступлению Нового времени и отличались от него в ряде характеристик. Часто Премодерн используется как синоним понятия «традиционное общество». Основная особенность традиционного общества – это сугубая консервативность, отрицание нового. Общество старается замедлить ход времени, чтобы не допустить каких-либо изменений. Отсюда и отрицательное отношение ко времени. Следующий этап – Модерн, который появляется в результате трансформаций обществ Премодерна. Модерн – это Новое время, время прогресса. Эти общества открыты для «нового». Соответственно, и отношение ко времени здесь противоположное, нежели в Премодерне. Время, которое несет в себе новизну и изменения оценивается исключительно положительно. Общество видит себя в постоянной динамике. Причем мысли о прогрессе направлены не только в будущее – бессознательно общество прогресса распространяет свои свойства и на прошлое, в результате даже противоположное «традиционное общество» видится людям развивающимся. Отмечу, что большинство ученых сходятся во мнении, что мы живем в эпоху Модерна. Также отмечается, что сейчас человечество находится в переломной точке - модерн почти изжил себя, и на смену ему вот-вот должен прийти Постмодерн. Этот переход ученые связывают в первую очередь с нарастанием рефлексии в обществе, когда люди поставили под сомнение главный принцип модерна – бесконечное развитие и приближение к абсолютной истине. С появлением социологии, структуралистской философии и новых теорий в науке (в частности теории относительности Эйнштейна) ученые пришли к выводу, что бесконечное развитие – это всего лишь отдельный период среди многих возможностей, а поэтому, он конечен. В этом основной признак Постмодерна – опровержение и критическое переосмысление идей Модерна. Время в постмодерне видится иначе, нежели линейный прогресс модерна. Это -- время обратимое, причудливое, ироничное, составное, гротескное, «подмигивающие». Это время – в котором все повторяется, но не как серьезный ритуал «традиционного общества», но как наркотический фарс (цитирование, рециклирование, «пост-история», симулякр).Философ постмодерна Жиль Делез описывал время в постмодерне следующим образом : есть две налагающиеся друг на друга модели темпоральности – эон и хронос. «Согласно Хроносу, только настоящее существует во времени. Прошлое, настоящее и будущее - не три измерения одного времени. Только настоящее наполняет время, тогда как прошлое и будущее - два измерения, относительные к настоящему. ((Жиль Делез Логика смысла стр 216)) Согласно Эону только прошлое и будущее присущи или содержатся во времени. Вместо настоящего, вбирающего в себя прошлое и будущее, здесь прошлое и будущее делят между собой каждыймомент настоящего, дробя его до бесконечности на прошлое и будущее - в обоих смыслах-направлениях сразу.»((Жиль Делез Логика смысла стр 216)) Необходимо сказать несколько слов о восприятии времени в обществах, которых не коснулась Западная цивилизация. Существует два типа обществ : архаические и религиозные, в синтагме Премодерн-Модерн-Постмодерн эти типы относятся к Премодерну, а именно к традиционным обществам. В архаических обществах преобладает мифологическое мышление, все социальные институты подчинены «царству мифа». Реконструкция Ж.Дюрана трех групп мифов (распределенных по двум режимам – диурн и ноктюрн) позволяет нам описать структуру мифологического времени, каким оно предстает в пределах имажинера. Это и будет соответствовать реестру возможных темпоральностей архаического общества. Героическому мифу соответствует идея борьбы со временем, противостояние ему. Основная цель архаического общества в режиме диурна – это борьба со временем. В группе драматических мифов в режиме ноктюрна отношение ко времени иное. Мифы основаны на понятии цикла и сменяемости. Общество не борется со временем, оно ощущает его в качестве цикла : светлое сменяется темным, а затем снова светлым. В режиме ноктюрна группа мифов мистической ориентации представляет собой максимальный эвфемизм по отношению ко времени. Общество не противопоставляет себя времени, не борется с ним. Время понимается как главное содержание жизни , как вечность. Религиозное общество в соответствии с общепринятой схемой отличает от архаического тем, что преобладание рационального начала в нем на порядок выше.В обществах такого типа время может мыслиться как циклически, так и линейно. Религиозные общества разделяют на политеистические и монотеистические. Политеистические – индуизм, конфуцианство, буддизм – в основном оперируют циклическим временем. А монотеистические, наоборот, воспринимают время в линейном смысле. Теперь необходимо сказать несколько слов о развитии и распространении западного логоса в синтагме Премодерн-МодернПостмодерн.Главной движущей силой этой системы является борьба логоса с мифосом, считается, что когда общество переходит на следующую ступень, оно полностью забывает и переживает предыдущую, оставляя ее позади. В результате агрессивного распространения идей модерна на незападные общества из-за наложения и противоречий с локальной культурой стали возникать различные версии «археомодерна». Таким образом, социальный логос вынужден сосуществовать с огромным пластом коллективного бессознательного, которое таится в любом обществе. Прежде чем мы перейдем к понятию события, необходимо сказать несколько слов о процессе восприятия у человека. Французский философ Жак Деррида в своей статье объясняет модель восприятия у Зигмунда Фрейда. Фрейд для объяснения процессов восприятия и психики человека создал «чудесный блок» : «Чудесный блок представляет собой восковую или смоляную дощечку темно- коричневого цвета, окаймленную бумагой. Сверху - тонкий прозрачный листок, прочно прикрепленный к дощечке своим верхним краем, тогда как нижний прилегает к ней совершенно свободно. Этот листок - наиболее интересная часть нашего небольшого устройства. Сам он состоит из двух слоев, которые легко отделяются друг от друга, за исключением двух поперечных краев. Верхний слой представляет собой прозрачный целлулоидный листок; нижний - тонкий и, стало быть, тоже прозрачный восковой листок. Когда аппарат не работает, нижняя сторона вощеной бумаги слегка прилегает к верхней стороне восковой дощечки. Чудесным блоком пользуются, нанося запись на целлулоидную поверхность листка, покрывающего восковую дощечку. Для этого не нужен ни карандаш, ни мел, поскольку письмо в данном случае не зависит от воздействия материала на воспринимающую поверхность. Здесь происходит возврат к тому способу, с помощью которого древние писали на глиняных или восковых дощечках. Заостренный конец царапает поверхность, и углубления на ней как раз и образуют "запись". В чудесном блоке это процарапывание осуществляется не непосредственно, а с помощью верхнего листка-обложки. Там, где острый конец соприкасается с вощеной бумагой, он, через ее нижнюю сторону, надавливает на восковую дощечку, и эти борозды проступают, словно некие смутные письмена, на ровной светлосерой поверхности целлулоида. Если мы хотим уничтожить запись, достаточно, взявшись за нижний край составного листка-обложки, оторвать его от восковой дощечки. В этом случае непосредственный контакт между вощеным листком и восковой дощечкой в процарапанных местах, от которого зависит различимость записи, прерывается и, когда оба листка вновь соприкасаются друг с другом, он уже не возобновляется. Чудесный блок вновь свободен от всего написанного и готов воспринимать новые записи» Восковая дощечка у Фрейда – это бессознательное, которое постоянно накапливает в себе образы и символы, которые улавливают внешние слои. Верхние слои – это восприятие, в котором фиксируется и отмечаются полученные возбуждения, но эти возбуждения не Воспоминания имеют длительного откладываются в следа более в восприятии. глубоком слое бессознательного. Работу «чудесного блока» Фрейд характеризует следующим образом : Если представить себе, что в то время, как одна рука пишет на поверхности чудесного блока, другая рука периодически отнимает верхний покров от восковой дощечки, мы получим наглядную иллюстрацию моего представления о работе нашего психического аппарата восприятия. Восковой блок не является однородным, он состоит из множества слоев, на которых хранятся знаки и символы, В непрерывном процессе записывания и стирания Фрейд видит способ функционирования психической системы человека. «Эта гипотеза предполагает прерывистое - с помощью быстрых периодических толчков - распределение “энергетических иннерваций” (Besetzungsinnervationen), идущих изнутри вовне - к проницаемой системе П.Сз. Затем эти импульсы “отступают” или “возвращаются вспять”. Всякий раз, как спадает энергетическая нагрузка, сознание угасает» Таким образом, исходя из теории Фрейда можно сделать вывод – различные символы, знаки и воспоминания постоянно и бесконечно накапливаются в бессознательном, , более того, эти символы сохраняются навечнои могут в любой момент «всплыть» наружу сознания. В своей социологической теории об «обществе свалки» Питирим Сорокин доказывает, что общество может жить сразу в нескольких временах одновременно : на уровне элиты может развертываться линейное время модерна, тогда как в массах может доминировать мифологическое время. В результате социальная система подобного общества движется в противоположных направлениях, из-за этого в обществе происходят сдвиги и разломы. Питирим Сорокин назвал такую ситуацию «свалкой». Разные символы, архетипы, мифемы наваливаются друг на друга без всякого порядка, и совершенно разные вещи соседствуют рядом. Такая модель применима и к социальной феноменологии Постмодерна, когда Модерн утрачивает свою логическую и прогрессивную энергию, а миф искажается от попыток его модернизации, в результате образы в бессознательном трансформируются и представляют собой уже не чистые архаические архетипы, а их искаженные остатки. Список использованной литературы : 1. Дугин А.Г. Лекции по структурной социологии. Лекция №3. Социум в истории 2. Делёз Ж.Логика смысла. М.: Академический проект, 2011. 3. Деррида Ж. Фрейд и сцена письма // Деррида Письмо и различие. М.: Академический проект, 2007. Ж.

- у работы пока нет рецензий -