МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ________________________________________________________________ Факультет журналистки КАФЕДРА НОВЫХ МЕДИА И ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ Письменная работа на тему: «Эволюция ток-шоу на российском телевидении» студентки V курса группы № 513 Бычковой Юлии Преподаватель: доцент, кандидат филологических наук Засурский И.И. Москва 2014 Введение Современное российское телевидение предлагает зрителю огромное количество телеканалов, передач, форматов и жанров. Даже при наличии первого мультиплекса, в который входят десять каналов, каждый потребитель может выбирать тот контент и подачу, которые его в большей мере интересуют или устраивают. Задача любого телеканала состоит в том, чтобы привлечь максимальное количество зрителей, увеличить и удержать аудиторию. Дело не только в новостных программах и не в том, кто быстрее расскажет о курсе валют или о ситуации на Украине. В погоне за рейтингами придумываются все новые и новые проекты. Каждый телевизионный сезон зрителей пытаются удивить какими-либо находками и открывают новые программы. В большинстве случаев, меняются ведущие, декорации и названия проектов, но темы, эксперты, жанры и форматы, по сути, остаются прежними. На телевидении жанры проектов уже давно сформировались и придумать что-то новое довольно сложно. Одним из самых популярных и востребованных зрителем остается жанр ток-шоу. На российском телевидении большинство крупных каналов имеют свое (чаще всего не одно) ток-шоу. Они разделяются по тематике, направленности и предполагаемой аудитории. Главное то, что зритель может увидеть плюрализм мнений, выслушать экспертов, героев и сделать самостоятельные выводы относительно волнующих его тем. На российском телеэкране представлено огромное количество ток-шоу. Рассматриваемый жанр (достаточно молодой для отечественного телевидения) стремительно развивался и преобразовывался. Взяв за основу опыт американских коллег, журналисты смогли создать большое количество качественных и интересных проектов в рассматриваемом формате. 2 Определение понятия и история жанра Считается, что жанр ток-шоу появился случайно. В 60-х на американском телевидении существовало шоу «The Phil Donahue Show» («Шоу Фила Донахью»). К журналисту приходили гости, с которым он обсуждал актуальные вопросы в прямом эфире, причем свою программу он построил не на интервью с известными личностями, а на щепетильных темах: скандалы, интриги, слухи. В ходе беседы с героем одного из выпусков, у ведущего закончились вопросы, и он обратился к зрителям в студии, чего до него не делал никто. Подобная форма ведения программы понравилась зрителям и была подхвачена другими журналистами. В 80-х ток-шоу популяризировала Опра Уинфри со своим шоу «The Oprah Winfrey Show» («Шоу Опры Уинфри»). В студию приходили люди и рассказывали правдивые истории из своей жизни. Ток-шоу имело невероятный успех, потому что носило исповедальный характер, именно здесь многие звезды сделали сенсационные заявления. В это же время появилось ток-шоу «Larry King Live» («Ларри Кинг в прямом эфире»). Ведущий Ларри Кинг разговаривал с политиками, актерами и общественными деятелями в прямом эфире. Именно его имя в первую очередь ассоциируется с жанром ток-шоу. Ларри Кинг считается одним из самых лучших интервьюеров. Все перечисленные ток-шоу пользовались большой популярностью, и вскоре появилось множество подобных проектов на кабельных и спутниковых каналах: «The tonight show starring Jimmy Fallon», «Jimmy Kimmel Live», «The Ellen Show» и т.д. На современном телевидении сливаются жанры и форматы, иногда сложно определить к какому виду относится появившаяся программа. Тем не менее ряд исследователей отмечает четкую структуру, сложившуюся во всех видах ток-шоу: «кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, 3 образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов».1 Есть и более общее понятие, которое представляет Г.В Кузнецов в книге «ТВ-журналистика: определяется как критерии «разговорное профессионализма», представление», где которое ток-шоу появилось «применительно к эстрадному жанру, где один-конферансье затейник развлекает публику разговорчиками, иногда вовлекая в общение зрителей из зала».2 За границей действительно больше развлекательных ток-шоу, где ведущий – это известный комик. В России же на данное время эта разновидность жанра развита слабее, чем общественно-политические и событийные ток-шоу. Следует сказать и о том, что российские исследователи относят жанр ток-шоу к аналитической публицистике.3 Хотя немаловажной составляющей любой программы зрелищности, в рассматриваемом постоянно растет интерес жанре к и является элемент социально-политическим тематикам. Рассматриваемый жанр пользуется большой популярностью у зрителей. Поэтому появляются все новые ток-шоу, которые разделяются по тематикам, направленности и предполагаемой аудитории. Кроме этого, мы определили главные составляющие любого ток-шоу: наличие зрителей в студии, героя и экспертов. Данный жанр отличается широтой затрагиваемых тем, сочетает в себе признаки интервью, беседы и дискуссии. В ходе рассмотрения эволюции ток-шоу на российском телевидении, мы будем относить к этому жанру программы именно с перечисленными составляющими. 1 Телевизионная журналистика / под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. – М.: Издательство московского университета, 2005. – С. 195. 2 Кузнецов Г.В. ТВ – журналистика: критерии профессионализма / РИП – холдинг, М.: 2002. 3 Телевизионная журналистика / под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. – М.: Издательство московского университета, 2005. 4 Ток-шоу на российском телевидении Если в Америке жанр ток-шоу появился еще в 60-х годах, то в Россию он пришел гораздо позже. В 1986 году в эфире Центрального телевидения состоялся первый телемост, который позволил общаться аудиториям Советского Союза и США. Это был телемост уже известного всей Америке «Шоу Фила Донахью» («The Phil Donahue Show»). Американцы и жители Советского Союза могли задавать друг другу любые, интересующие их вопросы. Ведущими телемоста были Фил Донахью и Владимир Познер. Проект имел большой успех, потому что в студиях обсуждались важные и актуальные для обеих стран вопросы. Жанр ток-шоу в Советском Союзе, а позже в России, приобрел статус одной из самых демократичных телевизионных форм, которая позволяет зрителям принимать непосредственное участие в программе. Владимира Познера можно считать первооткрывателем жанра ток-шоу в нашей стране. Позже он был ведущим нескольких других программ в данном формате («Человек в маске», «Время и мы»). Историю и эволюцию жанра ток-шоу на отечественном телевидении условно можно разделить на два этапа. Первым будет период с середины 1980-х по 1991 год. В это время жанр имел свои национальные особенности, во время тяжелых политических и социальных изменений подобные программы были трибуной, для высказываний и обсуждений актуальных тем. Это еще раз подтверждает то, что в нашей стране большей популярностью пользовались и пользуются общественно-политические и событийные токшоу. Исследователи утверждают, что в это время «еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали».4 4 Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. М., 2003. С. 19-20. 5 Подобное высказывание еще раз подтверждает то, что в рассматриваемый период жанр ток-шоу носил отличный от западных программ характер. Зритель действительно чувствовал себя участником дискуссии и был вовлечен в обсуждение серьезных тем. В этот период выходило большое количество ток-шоу, но мы рассмотрим наиболее значимые и заметные из них: «12 этаж», «Музыкальный ринг» и «Взгляд». Ток-шоу «12 этаж» появилось в середине 1980-х годов на Центральном телевидении. Программа предназначалась для молодого поколения. Ведущий Эдуард Сагалаев обсуждал в студии с подростками актуальные для молодежи темы. Программа отличалась тем, что в ней мог высказаться любой (даже принадлежащий к неформальным движениям) молодой человек. По задумке авторов, проект должен был показывать настроение молодежи, давать площадку для свободных высказываний. Однако ток-шоу подлежало жесткой цензуре, в 1987 году было закрыто по решению Политбюро ЦК КПСС. В это же время появляется «Музыкальный ринг» с Тамарой Максимовой. В каждом выпуске два исполнителя или два коллектива поочередно выходили на ринг и выступали со своими композициями. После исполнения они должны были отвечать на неожиданные и действительно жесткие вопросы из зрительного зала. В программе выступали как популярные исполнители, так и малоизвестные неформальные коллективы. «Музыкальный ринг» выбивается из ряда «серьезных» ток-шоу того времени, когда обсуждались важные и значимые темы. И можно ли отнести его к жанру ток-шоу? Можно. Так как оно подходит по ряду критериев, обязательных для рассматриваемого жанра. В этой программе главными действующими лицами являлись зрители, которые задавали вопросы и голосовали за понравившегося исполнителя. Кроме этого, обсуждались музыкальные предпочтения советского (позже российского) слушателя. Токшоу «Музыкальный ринг» не обсуждало политическую ситуацию в стране, но показывало музыкальные предпочтения общества. 6 В 1987 году на российских телеэкранах появилась программа «Взгляд», которую сейчас можно без преувеличения назвать культовой. Она стала одним из символов перестройки. Передача задумывалась как пятничный итог недели и была рассчитана на молодую аудиторию, потому что состояла не только из обсуждения злободневных тем, но и транслировала популярные западные музыкальные видеоклипы. В студию приглашались политические деятели, журналисты и популярные люди. Они вместе в ведущими (Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский, Артем Боровик, Евгений Додолев и др.) в прямом эфире обсуждали актуальные политические и общественные события. Проект просуществовал до 2001 года. Сложно однозначно отнести эту программу к рассматриваемому жанру. Хотя российские исследователи называют «Взгляд» аналитическим ток-шоу, состоящим из репортажей, бесед, дискуссий и музыкальных клипов. Несмотря на то, что «Музыкальный ринг» и «Взгляд» просуществовали дольше первого обозначенного нами периода, они претерпевали изменения, которые свойственны следующему периоду. Второй период начался с 1991 года и длится по сегодняшний день. Жанр ток-шоу стал терять свою самобытность. Журналисты начали копировать западные шоу: развлекательность стала обязательным элементом, появилась более легкая подача материалов, ведущие стали перенимать манеру поведения в кадре западных коллег. Таким было ток-шоу «Час пик», которое вышло в эфир в 1994 году. Программа была скопирована с шоу Ларри Кинга «Larry King Live». Первым ведущим был Владислав Листьев. Примечательно то, что была перенята не только манера поведения в кадре, но и знаменитые подтяжки – фирменный знак Ларри Кинга. В студию приглашался гость, с которым велись беседы на актуальные темы. Позже «Час Пик» вел Андрей Разбаш, который задавал гостям острые и прямые вопросы, от ответа на которые интервьюируемый уйти не мог. 7 Программу закрыли в 1998 году, после чего «русский Ларри Кинг» был ведущим телевизионных проектов «Прости!» и «Крылья», а также продюсером ток-шоу «Тема», которое вел Владислав Листьев. Зрители в студии и гости обсуждали волнующие темы современного общества (расизм, легализация проституции, безработица, платная медицина и т.д.). Большим успехом пользовалось и ток-шоу «Пресс-клуб» с Кирой Прошутинской. В студии собирались журналисты, представители прессы, политические и общественные деятели. Гости в студии смотрели актуальные репортажи и обсуждали их. Следует отметить, что на российском телевидении стало появляться все больше ток-шоу, в которых ведущими выступали женщины и предназначены они были для женской аудитории. Создавались такие проекты по принципу шоу Опры Уинфри. В 1995 году появилось ток-шоу «Я сама» с Юлией Меньшовой. Ведущая вместе со зрителями в студии и гостями обсуждала важные и неоднозначные темы, которые могли быть шокирующе откровенными в 1990-е годы (один из выпусков был посвящен теме «Я не люблю своего ребенка»). В 2001 году на телеканале НТВ появилось ток-шоу «Принцип домино» с Еленой Хангой и Еленой Ищеевой. В студии обсуждались культурные, бытовые и социальные темы. К ток-шоу с женской тематикой можно отнести и следующие телепроекты: «Город женщин», «Чего хочет женщина», «12 решительных женщин» и «Без комплексов». Семейным проблемам было посвящено ток-шоу «Моя семья» с Валерием Комиссаровым. В студии (на импровизированной большой кухне) собирались психологи, артисты и общественные деятели для того, чтобы обсудить семейные проблемы героя программы. В 2000-х стало появляться большое количество тематических ток-шоу: здоровье («Жить здорово», «О самом главном», «Доброго здоровьица!»), мода («Модный приговор»), подростки («Сто вопросов взрослому»), кино 8 («Закрытый показ»), спорт («Удар головой») и т.д. Но самые высокие рейтинги в нашей стране получают все-таки общественно-значимые и политические ток-шоу. Стоит сказать и о настоящем «долгожителе» среди современных российских ток-шоу – это программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на Первом канале, которая выходит в эфир с 2001 года (ранее называлась «Большая стирка» и «Пять вечеров»). С одной стороны программа носит таблоидный характер (разводы и исповеди звезд, сенсационные заявления и признания героев). Но, с другой стороны, в ней обсуждаются действительно важные и нужные темы (наркомания, терроризм, насилие). Ток-шоу «Пусть говорят» является самым популярным на российском телевидении. Это подтверждают и рейтинги. Так, по итогам 2013 года телепрограммой года названо шоу «Пусть говорят».5 Подобные общественно-значимые ток-шоу есть на большинстве российских телеканалов: «Прямой эфир» (Россия 1), «Говорим и показываем» (НТВ), «Скандальная жизнь с Ольгой Б.» (ТВЦентр), «Все будет хорошо» (Россия 1), «Время покажет» (Первый канал) и т.д. Не менее популярными являются политические ток-шоу, которые особенно актуальны в настоящее время. К ним относятся следующие программы: «Политика», «Воскресенье», «Свобода и справедливость» (Первый канал), «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» (Россия 1), «Свобода мысли» (Пятый канал) и т.д. Рассмотрев внушительное количество российских ток-шоу можно сказать, что этот жанр является действительно популярным и любимым зрителями. Иначе не было бы такого тематического разнообразия программ. Заключение Настоящим пиком развития жанра ток-шоу в нашей стране стали 1990-е годы. В этот период времени появлялись действительно оригинальные и 5 «Итоги года: люди, программы, фильмы» ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114659 9 интересные проекты. Сейчас на отечественном телевидении огромное количество ток-шоу, которые в точности повторяют западные проекты. Несмотря на то, что жанр прижился в России и стал одним из главенствующих, передачи быстро сменяют друг друга, отличаясь лишь дизайном студии и ведущими, но не кругом тем. С другой стороны, особенность жанра ток-шоу и заключается в том, что обсуждаются только острые, важные и волнующие каждого члена общества темы. Конечно, зрители в студии уже не являются главными героями программы, но они все еще могут высказывать свое мнение, задавать вопросы и быть участниками дискуссии. Что создает «эффект присутствия» у зрителей, которые смотрят ток-шоу по телевизору. Мы проследили за эволюцией жанра ток-шоу на российском телевидении. Начиналось все с оригинальных и свойственных именно российской аудитории форматов, сейчас же это кальки с западных телепроектов. Не знаю, насколько возможны в современных условиях программы «Взгляд» или «Час пик», так как в них был дух нового времени, чего-то меняющегося и важного. Но попробовать возродить такое ток-шоу, как «Пресс-клуб», на мой взгляд, получилось бы. Миллионы телезрителей (начиная в 1986 года) продолжают собираться у экранов, чтобы посмотреть любимые ток-шоу, а это значит, что жанр популярен, он развивается, изменяется, но не оставляет зрителей равнодушными. Новые программы в жанре ток-шоу будут появляться до тех пор, пока в обществе не исчезнут проблемы, которые нужно обсуждать и решать. А поскольку эти проблемы не исчезнут никогда, жанру ток-шоу будущее обеспеченно. Список литературы 1. Кузнецов Г.В. ТВ – журналистика: критерии профессионализма / РИП – холдинг, М.: 2002. 10 2. Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости / Логос, М.: 2000. 3. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / Искусство, М.: 1983. 4. Саппак В.С. Телевидение и мы / Аспект Пресс, М.: 2007. 5. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. М., 2003. 6. Телевизионная журналистика. Ред. коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский / Издательство Московского университета, М.: 2005. 7. Сайт ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru 8. Сайт ток-шоу «Пусть говорят». Первый канал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.1tv.ru/pustgovorat 9. Сайт Первого канала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru 10. Сайт телеканала НТВ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntv.ru 11. Сайт телеканала Россия 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia.tv 11
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв