Фанатская субкультура и ее взаимодействие с внутренней политикой в России

Работа о субкультуре футбольных фанатов, ее особенностях в условиях российской современной действительности и о взаимодействии с внутренней политикой страны.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 547aff5ff2ad471e773c6e49
UUID: df7d35b0-6280-0137-6de1-525400006e27
Опубликовано: 30.11.2014 11:28
Просмотры: 1722

Current View

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации Фанатская субкультура и ее взаимодействие с внутренней политикой в России Контрольная работа студентки факультета журналистики V курса 524 группы Радунцевой А.А. Москва, 2014 1 Введение Современный мир, динамично развивающийся под влиянием многообразия факторов организм, представляет собой богатейшую палитру увлечений, интересов, стремлений отдельных индивидуумов, что, в свою очередь, зачастую ведет к их столкновению с общепринятыми нормами поведения, взглядов на жизнь. Именно поэтому в последние десятилетия так активно стали появляться и развиваться разнообразные субкультуры: музыкальные, мировоззренческие, спортивные и многие другие. Обратимся к словарю: субкультура – это « … понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре»1. Активно развиваться подобного рода объединения людей стали в середине прошлого столетия, после окончания Второй мировой войны как некоторое средство решения социальноэкономических проблем и идентификации личности для молодых людей того времени. Именно тогда, одновременно с развитием интереса к массовому спорту в Великобритании, начинают появляться первые футбольные фанаты, чьи группировки чуть позже сформируют особую субкультуру – именно о ее особенностях в целом и конкретно в условиях российской современной действительности и пойдет речь в этом исследовании. Однако вернемся к данному в начале работы определению понятия и обратим особое внимание на заложенную в него опциональность: субкультура, с одной стороны, может просто отличаться от общественнопринятых норм поведения, с другой же – быть ей враждебной. На примере именно субкультуры двойственную футбольных фанатов выделив собственно природу, можно фанатов проследить и хулиганов. Рассмотрим их по очереди. 1 Д.Дэвид, Дж.Джери. Большой толковый социологический словарь // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://voluntary.ru/DICTIONARY/567 (дата обращения: 19.11.2014) 2 ее Футбольные фанаты Как только спорт стал массовым и тиражируемым в СМИ, а спортсмены, в первую очередь, футболисты - своего рода звездами, популярными людьми, фанатская субкультура стала активно развиваться. В этом отношении можно сравнить музыкальных и футбольных фанатов, для которых в первом случае – песни любимого исполнителя, во втором – игры любимой команды, перестают быть обычным хобби и становятся смыслом жизни. Именно поэтому следует отличать болельщика от фаната. Так, исследователи обычно предлагают три критерия их отличия: «во-первых, активное посещение домашних матчей команды. Во-вторых, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города. В-третьих, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов»2. В свою очередь, фаната следует отличать от футбольного хулигана, однако к ним мы вернемся в следующем разделе работы. Первые фанаты на территории России стали появляться еще во времена Советского Союза, однако общепринятая культура была настолько монолитной, что попросту не терпела никаких отклонений от нее (ярчайший пример – преследование стиляг за космополитизм в конце 40ых годов). Тем не менее фанатская субкультура начала постепенно оформляться в 70ые годы прошлого столетия в СССР, с развалом которого в страну пришло ощущение свободы, даже – вседозволенности, что привело к «буму» среди разнообразных субкультур, в том числе – фанатской. Исследователи обычно выделяют два этапа ее развития в России: конец 80ых годов по 1995 год («адаптация западной субкультуры фанатизма [в первую очередь, британской – прим.авт.] к российским условиям, интериоризация культурных норм и 2 А.Илле. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. URL: http://subculture.narod.ru/texts/book2/ille.htm (дата обращения: 19.11.2014) 3 стереотипов»3, но процесс осложнился отсутствием финансовых средств) и с 1995 года по настоящее время (основные процессы: повышается мобильность, уровень культуры, финансирования и информированности по средствам СМИ и электронных ресурсов, происходит структурирование субкультуры). Таким образом, сегодня субкультура фанатов значительно расширилась, что связано со многими факторами, помимо политических и экономических: например, люди получили интересующую их информацию в открытом доступе. Именно адаптация действительности придала фанатской субкультуры ей характерные, к постсоветской национальные черты. В частности, российские фанаты фактически не участвовали в ее создании, но буквально переняли ее из западных стран. Ведь, как уже отмечалось ранее, до 70ых годов аналогов ее в СССР попросту не было, хотя в Англии, например, первые настоящие футбольные фанаты появились еще в XIX веке. К тому же, эта сфера интересов никогда особо не освещалась в СМИ, а наиболее активные фанатские базы до сих пор относятся преимущественно к столичным клубам, провинциальные же команды даже на сегодняшний день не имеют такой мощной поддержки со стороны своих фанатов. «Таким образом, данное культурное явление стало на стадии своего возникновения почти 100-процентной культурной инсценировкой»4, калькированием, что, однако, не помешало ему не только прижиться на российской почве, но и начать активно развиваться. Исследователи выделяют четыре основные причины, почему человек становится футбольным фанатом: 3 А.Илле. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. URL: http://subculture.narod.ru/texts/book2/ille.htm (дата обращения: 19.11.2014) 4Там же. 4 1. Эскапизм («стремление индивида или части социальной группы уйти от общепринятых стандартов общественной жизни» 5): фанаты предпочитают отдыхать от ежедневной рутины за просмотром яркого матча с непредсказуемым финалом; 2. Сублимация агрессии, точнее, сублимация ее выхода (принципиальное отличие от хулиганов); 3. Групповая идентификация личности: «спортивные соревнования дают возможность почувствовать себя единым не только с любимыми спортсменами, но и с другими людьми на трибунах и у экранов телевизоров»6, что предотвращает ощущение одиночества, которое становится очень распространенным в современном мире; 4. Стимуляция либидо, эту причину часто выделяют ученые-фрейдисты, то есть молодые и прекрасно сложённые футболисты иногда вызывают у фанатов, зачастую подсознательное, эротическое притяжение. Отдельно упомянем оформившейся субкультуре. атрибутику, Так, необходимую наиболее для любой распространенная – общедоступная атрибутика: разнообразные шарфы, бейсболки, знамена и так далее. Также существуют типы атрибутики, которые не продаются в открытом доступе и изготавливаются на заказ. Это, в первую очередь, отличительные вещи так называемых «футбольных хулиганов», о которых и пойдет речь далее. Футбольные хулиганы. Особая субкультура – футбольные хулиганы, гораздо активнее нарушающие общественно-принятые правила поведения, зачастую 5 Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Белякова и О.Матвейчака. // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://www.politike.ru/dictionary/839 (дата обращения: 19.11.2014) 6 Психология спортивных болельщиков // PsyDom. URL: http://psydom.ru/articles/psihologiya-sportivnyhbolelschikov/ (дата обращения: 19.11.2014) 5 прикрывающие свою агрессию пристрастием к футболу. В первую очередь, эта субкультура характеризуется четко выраженным маскулинным характером, свойственным для субкультур в целом: то есть доминируют соответствующие эмоции и ориентации, «а в результате [они] приводят к поощрению насилия, разладу в отношениях между людьми» 7. Рассмотреть именно эту субкультуру будет интересно с психологической, социологической и политической точки зрения. NB далее в тексте иногда будет использоваться слово «фанат» как более общее понятие, включающее в себя субкультуру хулиганов, во избежание лексических повторов. Исследователи выделяют несколько основных причин, которые ведут к столкновению фанатов той или иной команды: 1. Противостоящие друг другу базы футбольных клубов находятся в одном городе, то есть хулиганы получают возможность гораздо чаще встречаться как на стадионе, так и вне его. Самый показательный пример: так называемое «московское дерби», ФК «Спартак» и ФК ЦСКА. Именно столкновения фанатов этих команд положило начало подобным инцидентам в российской фанатской практике: в 1995 году более 200 человек перед матчем клубов устроили массовую потасовку. Так, сформировались первые хулиганские группировки в стране: «RedBlue Warriors» (дословно: «Красно-синие воины», ЦСКА) и «Flint’s Crew» («Команда Флинта», «Спартак»). Уже в 1997 году вновь разгорелся скандал: на стадионе «Динамо» в Москве фанаты обеих команд сошлись в массовой драке, где преимущество было на стороне «Red-Blue Warriors», несколько месяцев спустя – они же устроили драку перед уже хоккейными матчами своих клубов. Реакция правительства была весьма жесткой – усилился контроль со стороны 7 Социология: Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://voluntary.ru/dictionary/568 (дата обращения: 19.11.2014) 6 милиции: до, во время и после матчей все, даже небольшие сосредоточения болельщиков разгонялись. Сами хулиганы, не привыкшие подчиняться кому бы то ни было, зачастую провоцировали представителей закона, и в 1999 году во время встречи с подмосковным клубом «Сатурн» фанаты все того же «Спартака» устроили драку уже с омоновцами – игру пришлось остановить. 2. Противостояние соперников. фанатов Классический клубов пример: из традиционных «Спартак» (Москва) городовпротив «Зенита» (Санкт-Петербург). В том же 1997 году состоялась печально известная «Щелковская битва», когда на стадионе «Динамо» москвичи фактически напали на не ожидавших такого приема фанатов из Петербурга. «…В результате чего большинство из них предпочли сбежать, за что были прозваны оставшимися на поле битвы соратниками “быстрыми оленями”»8. Отметим также, что фанаты «Спартака» вообще считаются самыми агрессивными в российском чемпионате (« … на совещании представителей МВД и спортивных организаций … самыми агрессивными Артамошкин [на момент публикации: первый заместитель начальника Главного управления обеспечения общественного порядка – прим.авт.] назвал фанатов московского “Спартака”»9). Несмотря на это, на данный момент гораздо большие проблемы возникают у «Зенита» с московским «Динамо». Та самая «Щелковская битва» положила начало изменениям внутри фанатской базы клуба из Северной столицы: на смену группировки «Невский фронт» приходит гораздо более агрессивная «Коалиция», которая в отличие от предшественников не собиралась «брататься» с «Патриотами» (фанаты «Динамо»). Жесточайших драк между их 8 А.Петухов. 7 ключевых моментов в истории противостояния «Спартак» - «Зенит» // Советский спорт. URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/658070 (дата обращения: 20.11.2014) 9 МВД РФ: Фанаты «Спартака» - самые агрессивные // Sports.ru. URL: http://www.sports.ru/football/2903176.html (дата обращения: 19.11.2014) 7 фанатами было столько, что сложно подсчитать. Вот что говорит один из представителей «Коалиции»: «После убийства Петухова [15-летний Василий Петухов погиб в очередной потасовке с динамоцами в 2000 году – прим.авт.] точка невозврата была пройдена. В 2002-м дрались на ножах! В 2006-м динамовского болельщика сбросили на рельсы»10. Другой фанат поражает циничностью своего мнения: «А зачем какое-то примирение? … Это же ажиотаж, атмосфера! А когда приезжают дружеские команды – уже и не интересно … Пусть кулаками машут … А отморозки везде есть – как их вычислишь?»11. Отличаются в этом конфликте и отдельные фанаты. Например, широкую известность в СМИ получил Алексей Нестеров, более известный под кличкой Гулливер - фанат «Зенита», который 11 мая 2014 года выбежал на поле во время матча вместе с разъяренной толпой других болельщиков и ударил игрока «Динамо» Владимира Граната. «Против фаната питерского клуба выдвинули обвинения по статье 115 УК РФ (умышленное причинение вреда здоровью, причиненное из хулиганских побуждений), по которой ему грозило до двух лет лишения свободы»12. Приговор суда, однако, оказался куда менее жестким – его заключили под стражу всего на 30 суток, а Гранат, в свою очередь, пошел на мировую. 3. Противостояние по национальному признаку. Внутри этого аспекта возникновения столкновений между фанатами разных клубов можно выделить два уровня: драки между представителями традиционных стран-соперниц и спровоцированные обстоятельствами, то есть 10 Д. Туманов. «А в 2002-м дрались на ножах…» Как начиналась вражда фанатов «Динамо» и «Зенита» // Советский спорт. URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/742116 (дата обращения: 20.11.2014) 11 Там же. 12 А.Синяев. Гулливер на свободе // Газета.ru. URL: http://www.gazeta.ru/sport/2014/06/10/a_6065969.shtml (дата обращения: 20.11.2014) 8 спонтанная реакция на агрессию. В первом случае отметим матч против Украины, состоявшийся в Киеве в 1998 году в рамках отборочных игр для грядущего Чемпионата Европы. Между московскими фанатскими группировками было заключено своего рода временное перемирие, так что примерно 2000 хулиганов со всей России объединились перед лицом общего врага. Во-вторых, обратим внимание на случай, имевший место в 2006 году – осенью российских фанатов буквально спровоцировали на потасовку македонские болельщики, которые выкрикивали антироссийские и антисербские лозунги. В 2009 и в 2012 году произошли также стычки со словенскими и польскими фанатами соответственно. Обратим также внимание, что порой футбольные фанаты устраивают стихийные погромы в связи с проигрышем сборной или клуба или из-за каких-то других событий. Такие массовые драки обычно становятся мощным толчком для разбирательств на высочайшем уровне, доводя вплоть до принятия новых законов для урегулирования конфликтов. Приведем в пример события 2002 года. Так, 9 июня в Москве хулиганы устроили массовые беспорядки, когда сборная России проиграла команде Японии в рамках Чемпионата мира. Согласно официальной версии, буквально спровоцировало агрессию со стороны фанатов транслирующаяся на установленных экранах в центре города реклама компании «Атор» («Ассоциация туроператоров России»), включавшаяся в себя сцены насилия из знаменитого голливудского фильма «Большой Лебовски». Через несколько дней в офисе компании был произведен обыск, однако «представитель рекламной компании высказал мнение, что "обвинения в провокациях абсолютно надуманны, поскольку к тому моменту, когда был показан этот ролик, основной центр беспорядков уже сместился от Манежной площади на 9 улицы"»13. Более того, согласно показаниям очевидцев, точно этот же ролик был показан перед матчем с Тунисом, но такой реакции не вызвал. Так или иначе, итогом массовых беспорядков стало убийство школьника Андрея Труженникова, «серьeзно пострадали 30 болельщиков и несколько сотрудников милиции … на Тверской улице разбиты десятки витрин и разгромлен японский ресторан»14, нескольких участников осудили по статье «участие в массовых беспорядках», что, в свою очередь, позволило Госдуме принять закон об экстремизме, неоднократно критиковавшийся до этого из-за якобы ущемления прав человека. Неслучайно многие представители СМИ говорили, что сама по себе акция была запланирована именно для того, чтобы протолкнуть этот закон. В этом отношение интересно интервью Александра Тарасова, эксперта по экстремизму и социолога. Он отмечает, что принятие закона об экстремизме в демократических государствах не имеет особого смысла, так что «если принимают подобный закон, значит, с его помощью хотят воздействовать на оппозицию, опасаясь того, что она может прийти к власти легальным способом. Или с помощью такого закона хотят неким образом прикрыть незаконные действия самих властей»15. Более того, он обозначает несколько аргументов в пользу того, что столкновения на Манежной площади в 2002 году было спланированной акцией: во-первых, использование «коктейля Молотова», который, по сути, тяжело изготовить, а на тот момент применение подобного рода «оружия» в России, в принципе, не практиковалось; во-вторых, в стране до этого не было также традицией разбивать витрины; в-третьих, «когда 20 безобидных 13 А.Гринев. «Большой Лебовски» - провокатор? // СМИ.ru – средства массовой информации в интернете. URL: https://archive.today/8uLZ3#selection-1481.170-1481.397 (дата обращения: 23.11.2014) 14 Ситуация в центре Москвы взята под контроль // Первый канал. URL: http://www.1tv.ru/news/crime/128749 (дата обращения: 23.11.2014) 15 М.Латышева. Странности Манежной площади // Агентура.ru. URL: http://www.agentura.ru/experts/tarasov/ (дата обращения: 23.11.2014) 10 буддистов собираются на Пушкинской площади и поют мантры против Чеченской войны, неподалеку дежурят одна-две машины с ОМОНом. А когда в центре Москвы собираются 12 тысяч пьяных "любителей спорта", их охраняют 120 милиционеров»16. Безусловно, позицию Тарасова можно принимать или нет, но факт остается фактом – закон приняли, и он функционирует до сих пор. Другими важными итогами событий на Манежной площади 2002 года стали:  начальник московского ГУВД Владимир Пронин подал в отставку со своего поста, однако Борис Грызлов (на тот момент – глава МВД) ее не принял;  заместителя же Пронина, Василия Чемисова, наоборот уволили, ведь «именно Чемисов был ответственным в воскресенье за обеспечение безопасности в городе»17;  оставшиеся матчи того Чемпионата мира больше не транслировались на уличных плазменных экранах. Как бы там ни было, но в 2010 году в очередной раз разгорелся скандал вокруг фанатской субкультуры, который стал, пожалуй, самым масштабным. Связан он был с громким делом об убийстве Егора Свиридова. Наверное, в новейшей истории России этот случай остается самым страшным столкновением славянской фанатской субкультуры с представителями других этносов, обнажающий еще одну характерную черту этой субкультуры – национализм. Итак, 6 декабря 2010 года некий кабардино-балкарец Аслан Черкесов убил фаната «Спартака» Егора Свиридова, а также ранил его друга Дмитрия Филатова. После инцидента Черкесов и еще четыре участника нападения были задержаны, однако вскоре последних отпустили, и они вовсе покинули 16 Там же. 17 И.Петракова, В.Малютина. Московская милиция пошла в отставку // Газета.ру. URL: http://www.gazeta.ru/2002/06/10/moskovskaami.shtml (дата обращения: 25.11.2014) 11 Москву. И, несмотря на то, что сам Черкесов оставался под арестом, именно такое лояльное отношение милиции к остальным участникам преступления спровоцировало волну негодования среди фанатов. Уже 7 декабря толпы протестующих буквально перекрыли движение по Ленинградскому проспекту, а 11 декабря после панихиды, состоявшейся на месте убийства Егора Свиридова, волна фанатов не только «Спартака», но и других клубов переместилась на Манежную площадь, где устроила массовую акцию протеста против действий Правительства, выкрикивая при этом националистические лозунги. Владимир Колокольцев, на тот момент глава Московского ГУВД, попытался утихомирить толпу, однако это ему не удалось осуществить. В результате пострадало большое количество народа. 15 декабря состоялась демонстрация, получившая название «Ответная акция северокавказцев», межэтнических столкновений также не удалось избежать. Как и в 2002 году некоторые блоггеры, журналисты и политологи предположили, что именно эта акция была запланированным актом со стороны МВД в целях демонстрации своей способности охранять закон и порядок, так как вера в это пошатнулась 11 числа. Например, политолог Станислав Белковский в эфире радиостанции «Коммерсант FM» сказал следующее: «Скорее это была инсценировка … Я отслеживал процесс подготовки через социальные сети. Собственно, созывали на эти акции так или иначе провокаторы, близкие к прокремлевским молодежным организациям … Власти в целом и органы внутренних дел в частности хотят показать, что они в состоянии контролировать ситуацию в Москве и тем самым заставить и москвичей, и международную общественность забыть о том, что было 11 декабря, когда органы внутренних дел проявили явное бессилие»18. Существуют еще некоторые факты, которые говорят в пользу этой версии, однако обратимся к последствиям инцидента. 18 С. Белковский: «Это была инсценировка, организованная специально, чтобы милиция и силовики могли спасти свою репутацию» // Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1558520 (дата обращения: 25.11.2014) 12 Реакция со стороны Правительства последовала незамедлительно и была довольно суровой. Президент РФ Дмитрий Медведев отметил в своем микроблоге: «По Манежной. В стране и в Москве - все под контролем. Со всеми, кто гадил, разберемся. Со всеми. Не сомневайтесь». Свое обещание он сдержал: среди прочих были арестованы и приговорены к разной мере наказания, от двух до пяти с половиной лет колонии, по статье «участие в массовых беспорядках» 11 декабря 2010 года активисты политической партии «Другая Россия», в том числе Игорь Березюк. Тем не менее представители партии так прокомментировали его арест: «Считаем, уголовное преследование Березюка политически мотивированным, а самого его - политическим заключенным»19. Оценка событий, тем не менее, оказалась неоднозначной. Так, лидер фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев напрямую обвинил Василия Якеменко, главу Росмолодежи, в провале его политики, назвав этот аспект одной из причин беспорядков на Манежной площади: «Молодежная политика в стране не должна сводиться к выделению бюджетных средств на пиар-акции отдельных одиозных молодежных движений»20. В то же время первый заместитель главы администрации президента России Владислав Сурков отметил, что вина за беспорядки полностью лежит на либералах, которые провели митинг на Триумфальной площади: «… либералы "упорно вводят в моду несанкционированные акции, а нацисты и жлобы этой моде следуют"»21. 19 Игорь Березюк – Мохнаткин Манежной площади // Политическая партия «Другая Россия». URL: http://web.archive.org/web/20131002233059/http://www.drugros.ru/statements/650.html (дата обращения: 25.11.2014) 20 Депутат Госдумы связал погромы на Манежной с работой Якеменко // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2010/12/14/yakemenko/ (дата обращения: 23.11.2014) 21 Сурков нашел «либеральные» корни в беспорядках на Манежной // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2010/12/16/surkov/ (дата обращения: 23.11.2014) 13 Общественность также не осталась равнодушной к событиям 11 декабря. Рассмотрим наиболее важные и яркие оценки и выводы:  Нафигулла Аширов (сопредседатель Совета муфтиев России) заявил, что подобного рода акции направлены на разрушение целостности страны: «Все эти акции фанатов — чья-то спланированная акция отделения Кавказа от России. То, что не удалось сделать Джохару Дудаеву, решили сделать в Москве националисты»22;  Всеволод Чаплин (протоирей, руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества) отметил важность сохранение мира между этническими группами внутри такой большой и многонациональной страны, как России, однако добавил, что «к сожалению, многие приезжие ведут себя вне рамок закона и приличий. Очень важно, чтобы власть ясно показала на конкретных примерах, что закон будет действовать всегда, в том числе, когда он нарушается людьми, в руках которых находятся деньги и влияние … От тех, кто их нарушает, диаспоры должны решительно отказываться, а нарушителей отдавать в руки правосудия»23;  Максим Козлов (протоиерей, настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ) обратил внимание на то, что вся акция была, пусть и очень спорной, но все-таки отчаянным способом высказать свое мнение, протест, безусловно, осуждая насилие и кровопролитие: «Повторю, как бы грубо и бессмысленно ни выглядело сегодняшнее выступление, это проявление подспудного ощущения несправедливости существующей жизни … Русские люди в своем городе, в своей столице перестают ощущать себя дома»24; 22 И.Буранов, А.Козенко, П.Коробов. Атака вторым темпом // Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1558341 (дата обращения: 25.11.2014) 23 Акция протеста в Москве: мнения священнослужителей // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/akciya-protesta-v-moskve-mneni/ (дата обращения: 25.11.2014) 24 Там же. 14  Дмитрий Соколов-Митрич (журналист) считает, что, в общем и целом, в массовом национальном столкновении виноваты сами кавказцы, ведь «они в большей степени лояльны своим традициями, нежели законам страны. Они опираются на свои диаспоры и считают излишним адаптироваться к нормам тех территорий, где живут»25;  Руслан Курбанов (вице-президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии) отметил, что спровоцировала конфликт власть, которая десятилетиями игнорировала работу в области межэтнических отношений: «20 лет полного игнорирования такой тонкой сферы, как национальная политика, принесли свои плоды. Взаимная ненависть и нетерпимость поразили все слои российского общества. И то, что произошло в субботу на Манежной площади – это очевидное свидетельство, что каждая новая стычка и столкновение на национальной почве могут стать для России точкой невозврата»26. Так или иначе, юридический итог убийства фаната «Спартака» судебное разбирательство с участием присяжных, в результате которого Аслан Черкесов получил 20 лет колонии строгого режима, четверо его сообщников, вначале отпущенных, - по 5 лет лишения свободы. Социальный же оказался куда более глубоким и, наверное, важным – это убийство обнажило то обстоятельство, что межэтнический конфликт между народами России, длящийся уже несколько столетий, так и не был решен. Весьма показательны данные, полученные агентством социальных технологий «Политех» при содействии Института этнологии и антропологии РАН. В опросе «Межнациональная терпимость в молодежной среде» приняли 25 Д.Соколов-Митрич. Манежное правосудие // Взгляд. URL: http://www.vz.ru/columns/2010/12/12/454255.print.html (дата обращения: 25.11.2014) 26 Р.Курбанов. После Манеда // Русский журнал. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Posle-Manezha (дата обращения: 25.11.2014)* Данные опроса «Межнациональная нетерпимость в молодежной среде» // СОВА – информационно-аналитический центр. URL: http://www.sova-center.ru/racismxenophobia/discussions/2011/04/d21459/ (дата обращения: 25.11.2014) 15 участие 1600 молодых людях в возрасте от 15 до 30 лет из Москвы, СанктПетербурга, Ростова-на-Дону, Челябинска. Наиболее важные Нижнего Новгорода, результаты Новосибирска отражены на и следующих диаграммах*. Положительно (76%) Отрицательно (20%) Протест против коррупции и этнической преступности (78%) " " (66%) Нелюбовь к кавказцем в общем (39%) При этом ни культура, ни внешность, ни даже незнание русского языка не вызывает в людях явного отторжения, в то время, как раздражает их манера поведения («69% опрошенных не любят уроженцев Кавказа за их “наглое поведение” и нежелание “жить по нашим правилам”» 27 ). Тем не менее социологи не спешат говорить о росте ксенофобии, так как «людям не 27 Данные опроса «Межнациональная нетерпимость в молодежной среде» // СОВА – информационноаналитический центр. URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/discussions/2011/04/d21459/ (дата обращения: 25.11.2014) 16 нравится именно поведение “кавказцев”: как они себя ведут во время зарабатывания денег, во время отдыха»28. Так, возможно, непреднамеренно, футбольные фанаты и хулиганы, как ни одна другая субкультура, становится частью внутренней политики, возбуждая реакцию официальных властей. Заключение В заключении, обратим также внимание на интервью, которое дал журналу «Итоги» Виталий Мутко, министр спорта Российской Федерации, о новом законе о болельщиках. Сам закон должен усовершенствовать систему фанатской субкультуры, то есть регулировать отношения фанатов и обычных болельщиков, которые пришли на стадион, скажем, с семьями, для чего будет использоваться система видеонаблюдения, а также появится «организатор», то есть человек, ответственный за проведение всего матча. Мутко так отвечает на вопрос о том, как «воспитывать» фанатов: « … прежде всего, нужны новые стадионы … Дальше встает вопрос организации — нужно создавать клубы болельщиков, которые со временем могут претендовать на некоторые преференции. Например, на замену полиции на трибунах стюардами»29. Закон, который предусматривает достаточно жесткое наказание за его нарушение, вступил в силу 20 января 2014 года и тут же вызвал бурную негативную реакцию со стороны фанатов. Таким образом, являясь одной из немногих субкультур, которые реально могут и воздействуют на Правительство, вступает с ним в разногласия, устраивает беспорядки и не подчиняется существующим 28 М.Яновская. Этнолог Игорь Савин - о национализме, коррупции, запрете ДПНИ и нелегальной иммиграции // Фергана. Информационное агентство. URL: http://www.fergananews.com/article.php?id=6952 (дата обращения: 25.11.2014) 29 В.Рауш. Интервью Виталия Мутко журналу «Итоги» // Министерство спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/interview/2362/?print=1 (дата обращения: 23.11.2014) 17 порядкам, футбольные фанаты и болельщики все еще не стали гражданской силой. По мнению замдиректора аналитического центра «Сова» Галины Кожевниковой, они «не превращаются из маргинальной силы в гражданскую, потому что у них нет гражданских требований … [тем не менее] они [власти – прим.авт] проигрывают фанатам информационную войну …»30. Так или иначе, но политики продолжают бороться с насилием вокруг футбола, неслучайно, рассматривают возможность ужесточения закона о фанатах. Ведь вопрос состоит, международному во-первых, событию, в как том, что Чемпионат к такому мира масштабному 2018, российскую фанатскую базу необходимо подготовить, а, во-вторых, что гораздо важнее, необходимо регулировать субкультуру, в которой отдельная человеческая жизнь фактически обесценена. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Акция протеста в Москве: мнения священнослужителей // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/akciya-protesta-v-moskve-mneni/ (дата обращения: 25.11.2014); 2. С. Белковский: «Это была инсценировка, организованная специально, чтобы милиция и силовики могли спасти свою репутацию» // Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1558520 (дата обращения: 25.11.2014) 3. Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Белякова и О.Матвейчака. // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://www.politike.ru/dictionary/839 (дата обращения: 19.11.2014) 4. И.Буранов, А.Козенко, П.Коробов. Атака вторым темпом // Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1558341 (дата обращения: 25.11.2014) 30 Е.Шмараева. «За это убийство ответят ваши дети» // Газета.ру. URL: http://www.gazeta.ru/social/2010/12/07/3459041.shtml (дата обращения: 25.11.2014) 18 5. А.Гринев. «Большой Лебовски» - провокатор? // СМИ.ru – средства массовой информации в интернете. https://archive.today/8uLZ3#selection-1481.170-1481.397 (дата URL: обращения: 23.11.2014) 6. Данные опроса «Межнациональная нетерпимость в молодежной среде» // СОВА – информационно-аналитический центр. URL: http://www.sovacenter.ru/racism-xenophobia/discussions/2011/04/d21459/ (дата обращения: 25.11.2014) 7. Депутат Госдумы связал погромы на Манежной с работой Якеменко // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2010/12/14/yakemenko/ (дата обращения: 23.11.2014) 8. Д.Дэвид, Дж.Джери. Большой толковый социологический словарь // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://voluntary.ru/DICTIONARY/567 (дата обращения: 19.11.2014) 9. Игорь Березюк – Мохнаткин Манежной площади // Политическая партия «Другая Россия». URL: http://web.archive.org/web/20131002233059/http://www.drugros.ru/statements/65 0.html (дата обращения: 25.11.2014) 10. А.Илле. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. URL: http://subculture.narod.ru/texts/book2/ille.htm (дата обращения: 19.11.2014) 11. Р.Курбанов. После Манеда // Русский http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Posle-Manezha журнал. (дата URL: обращения: 25.11.2014) 12. М.Латышева. Странности Манежной площади // Агентура.ru. URL: http://www.agentura.ru/experts/tarasov/ (дата обращения: 23.11.2014) 13. МВД РФ: Фанаты «Спартака» - самые агрессивные // Sports.ru. URL: http://www.sports.ru/football/2903176.html (дата обращения: 19.11.2014) 19 14. И.Петракова, В.Малютина. Московская милиция пошла в отставку // Газета.ру. URL: http://www.gazeta.ru/2002/06/10/moskovskaami.shtml (дата обращения: 25.11.2014) 15. А.Петухов. 7 ключевых моментов в истории противостояния «Спартак» «Зенит» // Советский спорт. URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/articleitem/658070 (дата обращения: 20.11.2014) 16. Психология спортивных болельщиков // PsyDom. URL: http://psydom.ru/articles/psihologiya-sportivnyh-bolelschikov/ (дата обращения: 19.11.2014) 17. В.Рауш. Интервью Виталия Мутко журналу «Итоги» // Министерство спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/interview/2362/? print=1 (дата обращения: 23.11.2014) 18. А.Синяев. Гулливер на свободе // http://www.gazeta.ru/sport/2014/06/10/a_6065969.shtml Газета.ru. (дата URL: обращения: 20.11.2014) 19. Ситуация в центре Москвы взята под контроль // Первый канал. URL: http://www.1tv.ru/news/crime/128749 (дата обращения: 23.11.2014) 20. Д.Соколов-Митрич. Манежное правосудие http://www.vz.ru/columns/2010/12/12/454255.print.html // Взгляд. (дата URL: обращения: 25.11.2014) 21. Социология: Г.М.Евелькин, Энциклопедия. Г.Н.Соколова, Сост. А.А.Грицанов, О.В.Терещенко В.Л.Абушенко, // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://voluntary.ru/dictionary/568 (дата обращения: 19.11.2014) 22. Сурков нашел «либеральные» корни в беспорядках на Манежной // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2010/12/16/surkov/ (дата обращения: 23.11.2014) 23. Д. Туманов. «А в 2002-м дрались на ножах…» Как начиналась вражда фанатов «Динамо» и «Зенита» // Советский спорт. URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/742116 (дата обращения: 20.11.2014) 20 24. Е.Шмараева. «За это убийство ответят ваши дети» // Газета.ру. URL: http://www.gazeta.ru/social/2010/12/07/3459041.shtml (дата обращения: 25.11.2014) 25. М.Яновская. Этнолог Игорь Савин - о национализме, коррупции, запрете ДПНИ и нелегальной иммиграции // Фергана. Информационное агентство. URL: http://www.fergananews.com/article.php?id=6952 25.11.2014) 21 (дата обращения:

- у работы пока нет рецензий -


Ekaterina Alexeeva

На мой взляд, фанатские субкультуры - то, что всегда будет злободневно; в большей или меньшей степени, но будет. Очень интересно было увидеть такую трактовку проблемы, ознакомиться с исторической справкой и экспертными мнениями. Анализ, представленный автором, несомненно, заслуживает внимания, тем более интересно ознакомиться с работой сейчас, когда мы можем оглянуться на события и оценить их с разных точек зрения.