Формирование личности в процессе социализации

Введение 1. Индивид, личность, индивидуальность 2. Основные теории личности 3. Формирование личности в процессе социализации Заключение Список используемой литературы

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 568a7571f2ad471e773c70a5
UUID: e257d190-6280-0137-6f0f-525400006e27
Опубликовано: 04.01.2016 13:36
Просмотры: 3327

Current View

Вариант № 3. Личность Оглавление Введение 3 1. Индивид, личность, индивидуальность 5 2. Основные теории личности 9 3. Формирование личности в процессе социализации 15 Заключение 22 Список используемой литературы 23 Введение Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.[1, стр.425] Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения. В философской энциклопедии, личность это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.[2, стр.154] В педагогической энциклопедии, личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. [1, стр. 449] Тугаринов В.П. пишет: "Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса. «Чувствует, как по ходу ступеньками такими, сначала все понятно, я следующую ступеньку читаю, начало забылось, я следующую читаю - середка забылась ».[1, стр.450] Платонов придерживался теории структуры личности, которую называют трехчленной теорией или трехчленное понимание процесса отражения. Он идет через ленинскую теорию отражений. Есть отражаемое, отражающая система и отраженное. Отражаемое - это объективная реальность, отраженное это то, что мы потом имеем как картину, а вот отражающая система это то, что 3 обрабатывает получаемую информацию и делает ее тем самым отражением. Она и есть личность. [1, стр.450] На протяжении 20 века в мировой психологии сложилось 3 основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая, глубинная или психоаналитическая психология и топологическая психология. [2, стр.47] Гуманистическая преимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе, в понимании личности она, на первый взгляд, кажется противоположной психоаналитической психологии, однако их объединяет наличие одних и тех же характеристик. Психоаналитики пытаются открыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненным бессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором активности личности является устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). [3, стр.211] Цель работы состоит в том, чтобы выявить главные характеристики основных теорий личности. Для достижения цели важно решить ряд следующих задач: - дать понятие индивиду, личности, индивидуальности; - рассмотреть основные теории личности; - раскрыть формирование личности в процессе социализации. Предметом исследования является изучение теории личности, а объектом непосредственно сама личность. 4 5 1. Индивид, личность, индивидуальность Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность это итог взаимодействия человека и общества. Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре: 1) физическая личность или физическое Я - это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека. социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности; 2) духовная личность - ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, саморазрушению личности, потере смысла жизни. 6 утеря его ведет к Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип - «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Второй тип - «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения. Третий тип - люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична. Четвертый тип - гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, 7 Ф.П. Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. Наиболее общим в психологии является понятие человек - некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Индивид - отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название. Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Личность в психологии - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Сенситивные периоды - наиболее благоприятные для развития тех или иных функций. Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей. Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность - одна из сторон личности. Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей. 8 Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). Критерии определения личности: - это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития - способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого - способность сознательно управлять собственным поведением - способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет - способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами - способность к самосовершенству. Направленности личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности - это ее интегральное и генерализированное свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях человека. В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для личности. Идейная убежденность - это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идей и действий. Экстраверсия и интроверсия характеризуют личность с точки зрения направленности на внешний мир. 9 2. Основные теории личности Развитие социализации личности осуществляется индивида и в деятельности целенаправленного в условиях воспитания. Задачей коммунистического воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности человека, имеющее комплексный характер (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое) при ведущей роли школы, семьи и общественности. [7, стр.104] Важное значение в этом процессе имеет воспитание в труде, прежде всего путем включения в трудовые коллективы, где создаются необходимые условия для формирования в производительном труде общественно ценных качеств (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и т.д.). Закономерности, а также возрастная периодизация развития личности описывается обычно путем обращения к общим закономерностям и возрастной периодизации психического развития индивида. Межу тем, единство психического развития и развития личности не предполагает их тождественности. В этой связи осуществляется попытка построения гипотетической модели развития личности и на ее основе возрастной периодизации, в соответствии с которым возрастное развитие определяется типом взаимоотношений, складывающихся у индивида с наиболее референтной для него в этот период группой. В дошкольном и младшем школьном возрасте это группы, управляемые педагогом, в подростковом преимущественно группы сверстников или старших по возрасту, в юношеском возрасте - коллективы, как группы высокого уровня развития, в отдельных случаях при серьезных дефектах воспитания это корпоративные группы. [12, стр. 84] Западная психология абсолютизирует возрастные периоды развития личности., строя на основе каждого из них особые психологические теории личности: психоаналитическая на основе абсолютизации развития личности в раннем детском возрасте, необехейвиористская, теория социального научения, 10 теория ролей в развитии личности до школы и в младшей школе, гуманистическая психология с ее акцентированием самоактуализации на основе абстрагирования подросткового самоутверждения. Таким образом, в качестве модели социально зрелого человека неправомерно принимается личность индивида еще не интегрированного в общественной жизни. Большинство современных западных теорий личности носит индетерминистский и телеологический характер, игнорируя обусловленность личности ее реальным предметом практической деятельности. Большинство современных западных теорий личности носит индетерминистский и телеологический характер, игнорируя обусловленность личности ее реальным предметом практической деятельности, поэтому несмотря на некоторые достижения в конкретно методическом плане, в частности, в области психотерапии, для разработки психологии личности в капиталистических странах характерны кризисные явления, что признается самими западными учеными. Гуманистическая теория личности Преимущественно американская гуманистическая психология, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе, в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживания ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано c трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др., главным фактором активности личности считает устремленность к 6v дущему, к максимальнойсамореализации (самоактуализации). [4, стр.45] В понимании гуманистической теории личности, природа человека, в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. 11 Человек свободен и ответственен за принятие своих решений. Человек активное существо, ориентированный на отдаленные цели, способный вести себя к ним. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей гуманистической теории является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности. В развитии личности, согласно гуманистической теории, значимым являются отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. [11, стр.254] Согласно противоположных гуманистической типа: теории Роджерса, существует "полноценнофункционирующая личность" два и "неприспособленная личность". 1. Признание того, что человек стремится к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим. Выделяются: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации. 12 2. Признание приоритета творческой стороны в человеке, которая присутствует в каждом из нас от рождения. 3. Концентрация внимания на особенностях здорового человека. Изучение здоровых людей в психологическом плане для создания универсальной науки психологии. 4. Внимание к настоящему опыту. Признание влияния прогнозов на поведение человека. [10, стр.54] Природа человеческих затруднений связана с фрустрацией базовых потребностей в детстве, а также потребностей в любви и самоуважении. Кроме того, возникновение дискомфорта, тревоги, невротических реакций связано с рассогласованием между представлением человека о самом себе и текущими переживаниями. Как правило такое несоответствие вызвано условным принятием со стороны близких в детские годы. Основной подход терапии - клиентцентрированный подход. Клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. Ввиду этого, применяются менее директивные методики отражения и пояснения. [10, стр.108] Достоинства гуманистической теории личности: ориентация на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями. Недостатки: Индетерминизм, игнорирование естественной обусловленности человеческого бытия. Психоаналитическая теория личности Уже в начале века венский психиатр и психолог З.Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных 13 побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. [4, стр.84] Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества, они становятся формами активности этой личности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).[3, стр.95] К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя егозпечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение. [4, стр.112] Психоанализу характерна идея о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто противоположное осознаваемым целям. Признании того, что «вещи не являются такими, какими они кажутся», что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы 14 бессознательными мотивами, которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение. Объяснение продолжающимся влиянием специфики обращения со значимыми другими в очень раннем детстве на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренние миры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированные основания прохождения жизни - психической реальности. [4, стр.110] Констатация в качестве основного регулятора психической жизни индивида психологической защиты, направленной на преодоление внутреннего беспокойства. Практически для всех школ психоанализа характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира - установленные в детстве систематически изменяются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой. Так как психологическая защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и представления. Основной метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных или симптоматических действий, анализе сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание. Достоинства психоаналитической теории личности: Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической изучение реальных переживаний и проблем клиента. Недостатки: 15 практики, Высокий субъективизм, метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта. 16 3. Формирование личности в процессе социализации Ежедневная трудовая деятельность и острые политические события, статья в газете, реплика, брошенная в городском транспорте, личный пример лидера страны, общение с товарищами, дискуссия в "курилке", критика со стороны руководителя и задушевная неторопливая беседа с отцом, неодобрительный взгляд попутчика и интересная книга - все это влияет на человека, формирует его внутренний мир, направляет поведение. Причем, одно и то же обстоятельство, событие на одного человека может оказать глубокое воздействие, на другого же - вообще не окажет никакого влияния, он даже не обратит на него внимания. Пройдя через аналогичные жизненные испытания, люди отличаются своими взглядами на мир, убеждениями: во имя чего жить и как жить. Формирование личности - процесс очень сложный, в нем участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно. Социология стремится лишь наметить основные направления, по которым можно вести анализ социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация - достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Рассматривая проблемы личности, мы фактически уже приступили к анализу, осмыслению процесса обретения личностью социальных свойств и качеств. Напомним, были выделены две составляющие процесса развития личности, ее духовного мира. 17 С одной стороны, профессиональные и социально-групповые, т.д. стандарты, образцы классовые, этнические, ролевого поведения, предлагающие (предписывающие) личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля. С другой стороны, - автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей. Социализация - процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя "чужаком", "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности. Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, самовозобновляемость общественной другими словами, жизни. Неполадки обеспечивает в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности. Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить 18 воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать с исходного момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой, - система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и т.д. У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются. Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал. Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей. 19 Становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы «закладывается фундамент» всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые яркие уроки, где формируется его духовный мир. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно чувственно - эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д. Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ, хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, 20 жизненных ориентиров личности. Подтверждение тому - сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня. Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Задача социализации - подготовить индивида к выполнению социальных ролей. Дети - единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали. Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит в основном только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери. Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное различие - степень овладения социальными ролями. Но в жизни есть люди, которые в полном объеме так и не усвоили предназначенные социальные роли, что порождает личностные социальные конфликты. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, 21 тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей; агентов вторичной социализации представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм. Социализация - это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых. 22 Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже пророки иногда были вынуждены говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который всегда говорит правду. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится определенных на правил. полном А повиновении взрослые взрослым вынуждены и выполнении приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не разрешается обсуждать действия отца и матери. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми. 23 Заключение Какие бы критические соображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможно переоценить. В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов. Им она обязана обращением к области бессознательного, возможностями осуществления широкомасштабной психотерапевтической практики, усилением связей между психологией и психиатрией и другими значительными продвижениями, обновившими облик современной психологии. В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания. 24 Список используемой литературы 1. Гиппенрейтер Ю.Б.: Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 2009. 2. Ильин Е.П.: Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011. 3. Крысько В.Г.: Общая психология в схемах и комментариях. - СПб: Питер, 2009. 4. Лурия А.Р.: Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. 5. Маклаков А.Г.: Общая психология. - СПб.: Питер, 2011. 6. Марцинковская Т.Д.: Общая психология. - М.: Академия, 2010. 7. Рубинштейн С.Л.: Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011. 8. Сластенин В.А.: Психология и педагогика. - М.: Академия, 2010. 9. Штейнмец А.Э.: Общая психология. - М.: Академия, 2010. 25

- у работы пока нет рецензий -