Государственный строй Пятой республики во Франции

Один из авторов Конституции 1958 г., М. Дебре, называл Пятую республику «республиканской монархией». Принципы, на которых основан государственный строй Пятой республики, заключаются в идеологии партии де Голля – голлистов – и вытекают из предыдущих республик и опыта государств с развитым парламентским институтом, сформированы в годы Сопротивления и впервые последовательно озвучены де Голлем как возможный вариант развития при учреждении Четвертой республики в 1946 г.: разделение властей, рационализация, арбитраж. Эти принципы целиком войдут в остов Пятой республики, которую будет суждено основать де Голлю 12 лет спустя. Под разделением властей понимается независимая роль парламента, несмотря на прерогативу президентской власти; термин «рационализация» взят из английской политической системы и означает стабильность правительства при отсутствии у одной партии парламентского большинства; арбитраж президента обеспечивает единство суверенности государственной власти. Государственный режим Пятой республики во Франции являет собой продолжение традиций французского либерализма, идеологическая основа которого была заложена в XVIII в. в сочинениях французских философов. Ряд французских политических институтов, такие как коммуна и бюрократический аппарат, исторически сложились со времен образования национального государства в IX-X вв., и определяют ведущую роль в дихотомии социума и государства, общественных отношений и свободы личности. Во Франции этот вопрос разрешается веками в противостоянии индивида и системы, при котором в сильном государстве человек не теряет своего первичного, ведущего качества. Поэтому Франция в течение многих веков при разных политических режимах и внутри себя, и за рубежом, в странах с самыми разными этническими условиями, положением личности и государственным устройством воспринимается как пример свободного нахождения человека в сильной цивилизации, которая является образцом для всего мира в плане политических, моральных, светских, научных, культурных, государственных и многих других моделях жизни. Таким образом, государственный срой Пятой республики органически вытекает из всего многовекового устройства Франции, недаром отсылка к «естественному праву» занимают в тезисах Конституции Пятой республик одно из ключевых мест. Интересна в этом отношении форма власти во Франции, значительно отличная от английского тройного разделения властей, несмотря на аналогичные идеи, высказанные Ш.-Л. Монтескье и прямое заимствование с английской модели идеи «рационализации». Еще в XVIII в. П. Гольбах, анализируя современное ему французское государственное устройство отмечал, что «Законодательная и исполнительная власть вместе составляют полноту верховной власти» не упоминая, как об отдельном серьезном императивном институте, о судах, заявляя даже более, что судьям «не дано права устанавливать законы, они не обладают законодательной властью, им поручено лишь осуществление некоторых функций исполнительной власти». Поэтому, в отличие от строгой градации английского разделения властей, французское членение предполагает, за счет дробления судебных функций между всеми высшими государственными органами власти, постоянный взаимный контроль. При такой сложной системе взаимосдерживания президентская власть, поставленная над всеми прочими органами власти, представляется необходимой во избежание постоянных межклановых войн и правительственной анархии. Сохраненное до сих пор в строе Пятой республики положение судебной системы, противное английскому институту «судебной власти», можно объяснить как исторически сложившимся антагонизмом Франции и Англии, так и принадлежностью к разным правовым системам, англо-саксонской и германо-романской. Сильный человек в сильном государстве также найдет свое очередное воплощение в строе Пятой республики. Эту позицию обозначил президент Ж. д'Эстен, говоривший о том, что режим Пятой республики полностью отвечает новым потребностям эпохи, совмещая в себе как «правые», так и «левые» убеждения. Государство, по мысли д'Эстена, необходимо для борьбы с организованной преступностью и обеспечения стабильности в обществе, являясь, тем самым, единственно возможным гарантом прав человека. Человек, в итоге, может быть по-настоящему свободен только в сильном государстве. Эта чисто французская концепция также противопоставлена ложному англо-американскому пониманию «свободного человека», пропагандированном чисто американским учением «политологии», согласно которому под свободой понимается абстрактная вседозволенность, отсутствие запретов при беспрекословном подчинении «ценностям» американской демократии, читай – колониальному потреблению ради процветания североамериканской экономики. Итак, государственный строй Пятой республики во Франции представляет собой альтернативную англо-американской конституционную модель, ориентированную на сохранение национальной системы права в противовес системе международного права и направленная на единство суверенитета государственной власти.

Государство и право. Юридические науки Политика и политические науки

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5fcba95151c3c70001d82a32
UUID: c33fbd50-193d-0139-bd41-0242ac180004
Опубликовано: 05.12.2020 15:37
Просмотры: 1112

Current View

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. Ю. ВИТТЕ» Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права Специальность 40.03.01 Юриспруденция РЕФЕРАТ по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» на тему «Государственный строй Пятой республики во Франции» Выполнил студент I курса Любивый Евгений Анатольевич Москва 2018 2 Оглавление 1. Исполнительная власть Пятой республики: президент ........................ 3 2. Исполнительная власть Пятой республики: правительство и контрольные ведомства .......................................................................................... 6 3. Парламент Франции................................................................................ 10 4. Судебные органы и прокуратура ........................................................... 12 5. Бюрократический аппарат и региональная структура власти ............ 14 Заключение .................................................................................................. 17 Библиография .............................................................................................. 20 3 1. Исполнительная власть Пятой республики: президент К сегодняшнему дню в истории Франции принято различать пять республик. Под Первой республикой признается государственное образование, появившееся в результате революционных событий конца XVIII в., под Второй республикой – переходный период от реставрированного королевства, павшего в результате революции 1848 г., ко Второй империи (с 1852 г.); Третья республика была основана в 1875 г., начавшись, как и предыдущая, принятием новой конституции; Четвертая республика появилась после второй мировой войны в 1946 г., и, опять же, с принятия новой конституции страны1. Началу Пятой республики положил правительственный кризис, связанный с колониальной войной в Алжире. Для усмирения восставшей колонии и непокорных колониальных войск правящие круги сочли необходимым учреждение нового государства с сильной президентской властью. 28 сентября 1958 г. на референдуме была принята новая конституция, а во главе государства поставлен прославленный генерал Ш. де Голль, возглавлявший движение против установившегося после войны государственного порядка2. Военное окружение де Голля в короткий срок разработало новую конституцию, в которой ведущая роль принадлежала президентской власти; президент наделялся полномочиями, близкими к диктаторским3. Один из авторов Конституции 1958 г., М. Дебре, называл Пятую республику «республиканской монархией»4. Принципы, на которых основан государственный строй Пятой республики, заключаются в идеологии партии де Голля – голлистов – и вытекают из предыдущих республик и опыта государств с развитым парламентским ин1 Сироткин В. Г. История Франции: Пятая Республика. – Москва: Высшая школа, 1989. – с. 3–4 2 Чернега В. Н. Политическая борьба во Франции и эволюция голлистской партии в 60–70–е гг. XX в. – Москва: «Наука», 1984. – с. 26–35 3 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 93–94 4 По книге: Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран. – Санкт– Петербург: Питер, 2011. – с. 418 4 ститутом, сформированы в годы Сопротивления1 и впервые последовательно озвучены де Голлем как возможный вариант развития при учреждении Четвертой республики в 1946 г.: разделение властей, рационализация, арбитраж. Эти принципы целиком войдут в остов Пятой республики, которую будет суждено основать де Голлю 12 лет спустя. Под разделением властей понимается независимая роль парламента, несмотря на прерогативу президентской власти; термин «рационализация» взят из английской политической системы и означает стабильность правительства при отсутствии у одной партии парламентского большинства; арбитраж президента обеспечивает единство суверенности государственной власти2. Система выборов во Франции построена на принципах всеобщего избирательного права. Активным избирательным правом обладают все граждане Франции, достигшие 18–летнего возраста (введено после выборов 1974 г.) вне зависимости от пола (с 1944 г.) и имущественного положения. Один голос равен одному гражданину. Президент Франции с 1965 г. избирается по мажоритарной системе всеобщим прямым народным голосованием3. Для выдвижения кандидату необходимо собрать подписи 100 мэров городов Франции и внести денежный залог. С 1964 г. де Голль ввел закон, согласно которому кандидаты в президенты могут размещать рекламу в свою поддержку на государственном радио и телевидении. Время политической агитации в государственных средствах массовой информации регламентировано4. С 1 Чернега В. Н. Указ. соч. – с. 24 Демишель А. и Ф. Институты и власть во Франции. – Москва: Прогресс, 1977. – с. 56–59, 103 3 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 36 4 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 104 2 5 2000 г. президент избирается на 5 лет1 и может получить не более двух мандатов, дающих право занимать эту высшую государственную должность2. Президент выполняет функции: – представительские (вручение верительных грамот послам иностранных государств); – председательские как верховный главнокомандующий; – юридические (право помилования); – парламентские (принятие законов); – резервированные (все, что связано с обороной и национальной безопасностью находится в ведении исключительно президента как верховного главнокомандующего); – назначения премьер–министра и утверждение состава кабинета министров; – роспуска парламента; – назначения новых выборов и референдума3; – по согласованию с Конституционным советом объявления чрезвычайного положения на срок не более 6 месяцев, при котором страна управляется президентом напрямую4. Президент ответственен перед парламентом только в случае обвинений в государственной измене, при подозрениях в которой обе палаты парламен- 1 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 37 2 Современное конституционное право: сборник научных трудов // Ответственный редактор Е. Ф. Алферова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2010. – с. 192–193. // О различии глаголов «exercer» и «accomplir» ст. 6 французской конституции в редакциях 1958 и 2008 гг. см.: Зубкова Е. В. Система контекстуального поиска Linguee в обучении письменному переводу. // В сборнике: Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, Пермь: 2015. – с. 95–97 3 Сироткин В. Г. История Франции: Пятая Республика. – Москва: Высшая школа, 1989. – с. 104–105 4 Современное конституционное право: сборник научных трудов // Ответственный редактор Е. Ф. Алферова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2010. – с. 194 6 та формируют Верховный суд из 24 депутатов для процесса над президентом1. 2. Исполнительная власть Пятой республики: правительство и контрольные ведомства Правительство Франции возглавляет президент, при этом существует должность премьер–министра, который помогает президенту руководить правительственным аппаратом. Все правительство назначается президентом2. Министры бывают четырех видов: – заместители премьер–министра, которые могут также возглавлять министерства; – министры «с портфелем», возглавляющие министерства; – министры «без портфеля», назначаемые для чрезвычайных поручений; – государственные секретари, которые могут быть как помощниками любых министров, так и возглавлять дополнительные подразделения при правительстве3. Правительство ответственно перед Национальным собранием, что можно обозначить в трех аспектах взаимодействия: – правительство спрашивает доверия Национального собрания при выдвижение долгосрочной программы развития, подтверждение чего может быть достигнуто простым большинством голосов парламента; – Национальное собрание может выразить вотум недоверия правительству только квалифицированным (абсолютным) большинством голосов (две трети); 1 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 106 Демишель А. и Ф. Указ. соч. – с. 64 3 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 107 2 7 – при этом депутатам Национального собрания запрещено дебатировать при задавании вопросов председателю правительства1. При правительстве действуют консультативные органы государственной власти, выполняющие функции контроля: – Государственный совет, – Высший совет магистратуры, – Экономический, социальный и экологический совет2, – Конституционный совет. Государственный совет, существующий с 1799 г., выполняет две функции: – заключение о деятельности правительственных органов, правомерности законов, распоряжений, привилегий чиновников, жалоб номенклатурщиков друг на друга и – контроль правительства с точки зрения конституции. Состав Государственного совета формирует президент по представлению министра юстиции из высших сановников республики 3. Государственный совет рассматривает только деятельность правительства и административных судов, поэтому состоит из двух групп секций – административной и по судебным спорам. В административную часть совета входят секции: – финансов, – внутренних дел, – публичных работ, – по социальным делам и – по подготовке докладов и ведению исследований. Каждая секция административной части совета отвечает за контроль над несколькими министерствами. Парламент не подлежит контролю со сто1 Демишель А. и Ф. Указ. соч. – с. 103–104 Современное конституционное право: сборник научных трудов // Ответственный редактор Е. Ф. Алферова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2010. – с. 191 3 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 113–114 2 8 роны Государственного совета. Решения секций по административным делам являются обязательными для исполнения1. Комиссия Государственного совета по судебным спорам разделена на 10 подразделений. Части секции по судебным спорам выносят решения, касающиеся практики нижестоящих судов. Решения комиссии по судебным спорам являются обязательным для исполнения. Особо важные судебные споры разбирает президиум комиссии по судебным спорам, включающий в себя 17 самых квалифицированных судей: главу судебного отдела Государственного совета, его 3 заместителей, 10 председателей секций судебных споров и 3 дополнительных судей2. Высший совет магистратуры при президенте контролирует судебные решения во всей Франции3. В совет входят две палаты: по контролю за судьями и по контролю за прокурорами. Палату по контролю за судьями возглавляет председатель Кассационного суда. В нее входят также 5 судей, один прокурор, один представитель Государственного совета, один адвокат и 6 юристов, назначаемых по два от президента и председателей Национального собрания и Сената. Палату по контролю за прокурорами возглавляет генеральный прокурор при Кассационном суде. В нее входят также 5 прокуроров, один судья, один адвокат и 6 юристов, которые входят и в первую палату Высшего совета магистратуры. Высший совет магистратуры предлагает к назначению высших судей апелляционной и кассационной инстанций и формирует Трибунал по конфликтам (см. § 4)4. Экономический, социальный и экологический совет при правительстве Пятой республики осуществляет оценку социально–экономической поли1 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 133 2 Там же – с. 134–135 3 Современное конституционное право: сборник научных трудов // Ответственный редактор Е. Ф. Алферова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2010. – с. 194 4 Ст. 65 Конституции Франции. // По изданию: Конституции зарубежных государств. – Москва – Берлин: Инфотропик Медиа, 2012. – с. 103–104 9 тики власти. 65 членов совета назначается правительством, 135 членов являются представителями профсоюзов. Профсоюзы, представленные в совете, имеют право личных переговоров с премьер–министром и прочими высшими чиновниками республики. Профсоюзы аффилированы с властью и получают от них финансирование1. Конституционный совет является высшим юридическим органом Франции, обладающий превалирующей компетенцией по правовым вопросам, которые разрешаются в: – контроле за принимаемыми парламентом законопроектами с точки зрения соответствия конституции и – регистрации кандидатов в избираемые органы верховной власти. Конституционный совет формально независим от всех ветвей власти. Конституционный совет может признать недействительными международные договоры, подписанные министрами правительства. Совет руководит подготовкой и организацией выборов и референдумов. Постоянными членами совета являются все бывшие президенты Франции. Прочий состав совета обновляется на треть каждые три года: по три члена совета назначаются от президента, главы Национального собрания и главы Сената2. 1 2 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 115 Там же – с. 116–117 10 3. Парламент Франции Законодательную ветвь власти составляет парламент, включающий в себя нижнюю палату – Национальное собрание – и верхнюю – Сенат. Для принятия закона необходимо, чтобы обе палаты простым большинством проголосовали за законопроект. Отказ Сената в ратификации закона большой роли не имеет, т. к. Национальное собрание повторным голосованием без осложнений преодолевает сенатское вето1. Парламенту присущи судебные функции. Помимо формирования Верховного суда над президентом, парламент принимает законы об амнистии и возвращает легитимность правительственным актам, которые были аннулированы судом2. В обязательном порядке президент обязан спрашивать разрешения парламента только в случае объявления войны или продления осадного положения более чем на 12 дней3. Выборы в Национальное собрание построены по мажоритарному принципу. От округа выдвигается один депутат, который для получения мандата должен получить не менее 50 % голосов избирателей. В случае, если никто не набрал такого результата, назначается второй тур выборов, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Избирается в Национальное собрание как депутат, так и его постоянный заместитель. Для избрания депутатом необходимо быть не младше 23 лет для Национального собрания и не младше 35 лет для Сената, отслужить в армии не менее 18 месяцев при отсутствии освобождения и, в случае натурализованного гражданства, проживать на территории Франции не менее 10 лет. 1 Там же. – с. 97–98 Демишель А. и Ф. Указ. соч. – с. 99 3 Стт. 35–36 Конституции Франции. // По изданию: Конституции зарубежных государств. – Москва – Берлин: Инфотропик Медиа, 2012. – с. 93 2 11 Число депутатов Национального собрания зависит от количества избирателей. Срок полномочий депутатов – пять лет. Депутаты обладают неприкосновенностью от правоохранительного преследования, которое может быть снято только по решению самого Национального собрания. Работу Национального собрания регулирует бюро, в которое входит 22 депутата во главе с председателем собрания, и которое формируется в первые дни работы новоизбранного парламента. Тогда же образуют постоянные комиссии Национального собрания, в которых вырабатываются законопроекты. Это комиссии по финансам и экономике (60 членов), по обороне (40 членов), по иностранным делам (50 членов) и несколько комиссий по законодательным предложениям (культуре и делам семьи, молодежи и спорту, по вопросам образования, в которые входят в среднем по 9–11 членов). Перед Национальным собранием отчитываются министры, проводятся публичные слушания по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. Кроме принятия законов, собрание утверждает бюджет и правительство1. Заседания Национального собрания строго регламентированы. Нижняя палата парламента собирается дважды в год, на осеннюю и весеннюю сессии общей длительностью не более 170 рабочих дней в году. Конституция накладывает ограничения на время принятия парламентом бюджета. В случае, если парламент не утверждает бюджет в течение 70 дней, президент ратифицирует бюджет без согласования с прочими властными структурами2. Депутаты Национального собрания группируются по партийному признаку во фракции. В одной фракции должно быть не менее 30 человек. Фракция получает собственное помещение, вспомогательный персонал и техническое обеспечение3. Форма Сената аналогична Национальному собранию. Отличие состоит в количестве членов – около 300 – и в формировании состава представителей. 1 Демишель А. и Ф. Указ. соч. – с. 89–92 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 98–99 3 Там же. – с. 101 2 12 Сенат обновляется каждые три года на одну треть за счет деления избирательных округов на три серии. Каждую треть Сената избирают выборщики. В коллегию выборщиков входят около 500 депутатов нижней палаты парламента, генеральные советники от регионов в количестве порядка 4 тысяч и выборщики от муниципальных выборщиков. Муниципальные советники не могут напрямую участвовать в работе выборщиков, т. к. всего муниципальных советников во Франции сотни тысяч; таким образом, представительство от них в коллегии по формированию Сената является выборщиками от выборщиков. Председатель Сената исполняет функции президента в случае его досрочной отставки1. 4. Судебные органы и прокуратура Статусом судьи во Франции официально обладают как непосредственно судьи, принимающие решения, так и прокуроры. Судей называют магистратами–судьями, прокуроров магистратами–прокурорами. Будущих судей и прокуроров готовят в специализированном высшем учебном заведении – Национальной школе магистратуры, куда могут поступить только лица, имеющие высшее гуманитарное образование. Обучение длится два с половиной года. Ежегодно магистратами школы становятся в среднем 250 выпускников. После получения магистерской степени возможно занять одну из начальных судебных должностей: помощника прокурора, судьи в коллегию по семейным спорам или судьи–следователя. Каждые три года судьи и прокуроры меняют место работы2. Суды во Франции подразделяются на суды общей юрисдикции и административные. 1 Там же. – с. 95–96, 100–101 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 129–130, 142, 146–147 2 13 Суды общей юрисдикции во Франции делятся на уголовные и гражданские. Также существуют отдельные судебные коллегии для рассмотрения споров по коммерческим, финансовым, трудовым делам, ювенальная юстиция. К судам, стоящим вне субординационных построений, относятся конфликтный суд для рассмотрения споров между судами разной компетенции и суд Республики, состоящий из 6 членов Национального собрания и 6 сенаторов, и который рассматривает, подобно Верховному суду для президента, преступления, совершенные членами правительства1. В случаях, если гражданин полагает, что имеет место преследование со стороны властных структур, дело рассматривается в административном суде. Граждане могут в административных судах оспорить сумму назначенных налогов или любой закон, принятый верховной властью. Всего существует 29 типов административных судов по различным видам конфликтов. Такие суды разбирают дела на уровне департаментов. Над ними заседают 8 административных трибуналов регионального уровня, выполняющие роль судов второй инстанции. Окружные апелляционные трибуналы разделены на 3–5 специализированные палаты. Высшим административным судом во Франции считается Государственный совет. Если система административных судов во главе с Государственным советом является апелляционной инстанцией, то иерархия судов общей юрисдикции во главе с Кассационным судом является параллельной судебной инстанцией. Конфликты между этими двумя ветвями правосудия разрешаются в Трибунале по конфликтам, стоящий над судами административной и общей юрисдикции. Возглавляет Трибунал министр юстиции Франции. Состав Трибунала формируется из 4 советников Кассационного суда и 4 советников Государственного совета, которые избираются на три года. Запрос в Трибу- 1 Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран. – Санкт– Петербург: Питер, 2011. – с. 430 14 нал может сделать только префект департамента. Трибунал определяет, какая ветвь судебной власти компетентна рассматривать спорный вопрос1. Прокуроры входят как в состав органов надзора, так и в обе ветви судебных инстанций, апелляционную и кассационную. Таким образом, суды напрямую представляют из себя органы исполнительной власти, подчиненные министерству юстиции2. Гарантом независимости судебной системы, согласно французской конституции, является президент, которому помогает Высший совет магистратуры3. 5. Бюрократический аппарат и региональная структура власти Франции свойственен разветвленный бюрократический аппарат, сформированный законами 1919, 1946 и 1959 гг. Все чиновники делятся на четыре класса (A, B, C, D). Класс A составляют высшие чиновники, являющиеся начальниками различного уровня. Класс B составляют ближайшие помощники начальников. В классы C и D входят мелкие клерки. При переходе в разные по профилю министерства и ведомства класс сохраняется или повышается. Таким образом, для чиновника при работе главным является сословное положение, а не профессиональные навыки. Для формирования первого класса чиновничества существует высшее учебное заведение бюрократической номенклатуры – Национальная школа администрации, выпускники которой распределяются на вакантные места в высшем руководстве страны вне конкурса. Контроль за деятельностью чиновников всех уровней осуществляет Генеральный директорат управления и публичной службы при правительстве. Консультативный совет при Генеральном директорате возглавляет, как 1 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 48, 131, 136–137, 140–141 2 Там же. – с. 142 3 Ст. 64 Конституции Франции. // По изданию: Конституции зарубежных государств. – Москва – Берлин: Инфотропик Медиа, 2012. – с. 103 15 правило, премьер–министр. Предельные сроки пребывания на должности чиновников нормированы с обязательным повышением. Для решения межбюрократических споров существуют внутриведомственные дисциплинарные органы во главе с Высшим советом публичной службы, которые составляют отдельную от гражданских судов ветвь судопроизводства, в котором рассматриваются все имущественные и неимущественные дела чиновников за исключением уголовных преступлений1. Во Франции введена система оценок профессиональной деятельности бюрократии. Каждый год чиновников оценивают, и результаты записывают в индивидуальные зачетные книжки, в которых отмечаются такие показатели как: – состояние здоровья, – профессиональная компетентность и ее рост, – организованность, – рвение, скорость выполнения задания, – аккуратность в работе, – отвлечение на посторонние разговоры, курение и проч. Все результаты оценки работы чиновников являются публичными и вывешиваются в людных местах канцелярий2. Традиции местной власти во Франции насчитывают много веков, а современная структура оформилась в начале 80–х гг. в результате реформ президента Ф. Миттерана. Вся Франция поделена на 36 тыс. самоуправляющихся муниципалитетов – коммун3. Власть в коммуне осуществляет местный совет, формируемый из расчета 9 советников на 100 жителей. В одной коммуне проживает в среднем 300–400 человек. Система выборов в коммуны пропорциональная. Возглавляет муниципальный совет мэр, являющийся официаль1 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 109–111 Там же. – с. 111–112 3 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 52 2 16 ным исполнительным и представительным лицом коммуны. Совет коммуны собирается на сессии четыре раза в год (февраль, май, август, ноябрь). На заседаниях совета может присутствовать любой гражданин коммуны. Коммунальный совет принимает бюджет, который получается из отчислений от местных налогов и государственных субсидий, и распоряжается муниципальной собственностью, отличной от государственной и частной. Мэр и его помощники – коммунальные агенты – занимаются государственной регистрацией, организацией и выдачей разрешения для выборов, проблемами общебытового характера, здравоохранением и средним образованием, руководят полицией1. Коммуны объединены в государственные территориальные округа – департаменты. Департаментов во Франции 962. Руководящим органом в департаментах являются генеральные советы. Выборы в генеральные советы проходят по смешанной системе по избирательным округам – кантонам. Также в департамент назначается представитель от правительства – комиссар республики. Комиссар и генеральные советы взаимно контролируют друг друга. Департаменты заведуют строительством, затрагивающим территорию нескольких коммун, обеспечивают социальную защиту населения и финансируют местные высшие учебные заведения3. Департаменты объединены в 22 региона4. Во главе региона стоит избираемый советник. Советник руководит совместно с двумя ассамблеями из нотаблей (номенклатурщиков) региона, в первую палату которого входят депутаты от коммун и генеральных советов, а во вторую палату представители 1 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 121–123 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 52 3 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 123–125 4 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 52 2 17 общественности и профсоюзы1. Регион формирует собственный бюджет, разрабатывает план экономического развития, координирует строительство инфраструктуры на территории нескольких департаментов2. Заключение Государственный режим Пятой республики во Франции являет собой продолжение традиций французского либерализма, идеологическая основа которого была заложена в XVIII в. в сочинениях французских философов. Ряд французских политических институтов, такие как коммуна и бюрократический аппарат, исторически сложились со времен образования национального государства в IX-X вв., и определяют ведущую роль в дихотомии социума и государства, общественных отношений и свободы личности. Во Франции этот вопрос разрешается веками в противостоянии индивида и системы, при котором в сильном государстве человек не теряет своего первичного, ведущего качества. Поэтому Франция в течение многих веков при разных политических режимах и внутри себя, и за рубежом, в странах с самыми разными этническими условиями, положением личности и государственным устройством воспринимается как пример свободного нахождения человека в сильной цивилизации, которая является образцом для всего мира в плане политических, моральных, светских, научных, культурных, государственных и многих других моделях жизни. Таким образом, государственный срой Пятой республики органически вытекает из всего многовекового устройства Франции, недаром отсылка к «естественному праву» занимают в тезисах Конституции Пятой республик одно из ключевых мест. Интересна в этом отношении форма власти во Франции, значительно отличная от английского тройного разделения властей, не1 Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 125 Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 53 2 18 смотря на аналогичные идеи, высказанные Ш.-Л. Монтескье и прямое заимствование с английской модели идеи «рационализации» (§ 1). Еще в XVIII в. П. Гольбах, анализируя современное ему французское государственное устройство отмечал, что «Законодательная и исполнительная власть вместе составляют полноту верховной власти» не упоминая, как об отдельном серьезном императивном институте, о судах, заявляя даже более, что судьям «не дано права устанавливать законы, они не обладают законодательной властью, им поручено лишь осуществление некоторых функций исполнительной власти»1. Поэтому, в отличие от строгой градации английского разделения властей, французское членение предполагает, за счет дробления судебных функций между всеми высшими государственными органами власти, постоянный взаимный контроль. При такой сложной системе взаимосдерживания президентская власть, поставленная над всеми прочими органами власти, представляется необходимой во избежание постоянных межклановых войн и правительственной анархии. Сохраненное до сих пор в строе Пятой республики положение судебной системы, противное английскому институту «судебной власти», можно объяснить как исторически сложившимся антагонизмом Франции и Англии, так и принадлежностью к разным правовым системам, англо-саксонской и германо-романской. Сильный человек в сильном государстве также найдет свое очередное воплощение в строе Пятой республики. Эту позицию обозначил президент Ж. д'Эстен, говоривший о том, что режим Пятой республики полностью отвечает новым потребностям эпохи, совмещая в себе как «правые», так и «левые» убеждения. Государство, по мысли д'Эстена, необходимо для борьбы с организованной преступностью и обеспечения стабильности в обществе, являясь, тем самым, единственно возможным гарантом прав человека2. Человек, в итоге, может быть по-настоящему свободен только в сильном государстве. Эта чисто французская концепция 1 Гольбах П. А. Избранные произведения в двух томах. Том 2. – Москва: Академия наук СССР, 1963. – с. 165, 277 2 По книге: Сироткин В. Г. Указ. соч. – с. 55 19 также противопоставлена ложному англо-американскому пониманию «свободного человека», пропагандированном чисто американским учением «политологии», согласно которому под свободой понимается абстрактная вседозволенность, отсутствие запретов при беспрекословном подчинении «ценностям» американской демократии, читай – колониальному потреблению ради процветания североамериканской экономики. Продолжение французской общественно-политической традиции в Пятой республике актуально для России, страны, чья нынешняя конституция во многом списана с французского основного закона 1958 г. Это проявляется и в сильной президентской власти, смахивающей на монархическую, и в национальной идее, в связанности и фактической включенности судов и прокуратуры в исполнительную систему, в смешивании «правого» и «левого» мировоззрения, в консультативном, строго регламентированном, подчиненном положении парламента, особом статусе номенклатуры. Идеи внедрения французского государственного опыта в российскую структуру власти находят свое отражение в законопроектах об обязательном прохождении военной службы для высших государственных чиновников и избранников, оформлении публичных отчетов о деятельности чиновников, или в учреждении специализированных судебных инстанций для решения мелких частных бытовых споров. Итак, государственный строй Пятой республики во Франции представляет собой альтернативную1 англо-американской конституционную модель, ориентированную на сохранение национальной системы права в противовес системе международного права и направленная на единство суверенитета государственной власти. 1 См. об этом: Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально–научных исследований при Российской академии наук, 2007. – с. 9-10, 21-22, 29-31, 61-62, 69 20 Библиография 1. Демишель А. и Ф. Институты и власть во Франции. – Москва: Прогресс, 1977. – 228 с. 2. Конституции зарубежных государств. – Москва – Берлин: Инфо- тропик Медиа, 2012. – 615 с. 3. Ладюри Ле Руа Э. История регионов Франции. – Москва: «Рос- сийская политическая энциклопедия», 2005. – 430 с. 4. Правовые исследования во Франции: сборник научных трудов // Под общей редакцией В. В. Маклакова. – Москва: Институт социально– научных исследований при Российской академии наук, 2007. – 211 с. 5. Сироткин В. Г. История Франции: Пятая Республика. – Москва: Высшая школа, 1989. – 198 с. 6. Современное конституционное право: сборник научных трудов // Ответственный редактор Е. Ф. Алферова. – Москва: Институт социально– научных исследований при Российской академии наук, 2010. – 209 с. 7. Чернега В. Н. Политическая борьба во Франции и эволюция гол- листской партии в 60–70–е гг. XX в. – Москва: «Наука», 1984. – 235 с.

- у работы пока нет рецензий -