ГОСЗАКАЗ НА СОЦИОЛОГИЮ: кому нужны социологические исследования и сколько они стоят За последние двадцать лет сменилось не одно поколение профессиональных социологов. Каждое вносит свой вклад в развитие методов сбора и анализа социологической информации, общественного мнения, а также границах применимости социологического профессионализма и новых возможных карьерных траекторий. Но несмотря на это массовые опросы составляют немалую часть социологической работы в силу большого, и поэтому репрезентативного, охвата населения. Вы читаете, что в телефонном мегаопросе «Российское общественное мнение о Крыме» приняло участие 48 590 россиян в 83 субъектах, что, на первый взгляд, довольно много и сложно усомниться в репрезентативности проведенного исследования. Усомниться, безусловно, можно. В том числе и потому, что объем выборки не всегда напрямую означает её репрезентативность, а споры о точности и валидности опросного инструмента не прекращаются до сих пор. Но в моем рассказе речь пойдет не о проблемах массовых опросах, методологических спорах и парадигмах. Мы посмотрим на социологию не изнутри, а снаружи — какой государственный заказ формируется на неё, кто его выполняет и сколько это все стоит. На основе данных, публикуемых на сайте ГосЗатраты были проанализированы 100 контрактов, заключенных в 2014-2015 году на проведение социологических исследований и исследований общественного мнения с 45 социологическими компаниями-поставщиками. Контракты были заключены как с муниципальными, так и с федеральными органами власти в 20 субъекта Российской Федерации. Так как самые крупные контракты были заключены с между крупными социологическими центрами (в основном с ВЦИОМ) и федеральными органами власти, то наибольшее число контрактов было заключено в Москве и Московской области. География контрактов на социологические исследования в 2014-2015 гг. Субъект РФ Количество контрактов Московская область 16 Москва 15 Санкт-Петербург 12 Пермский край 11 Республика Бурятия 9 Ростовская область 7 Самарская область 3 Архангельская область 3 Свердловская область 3 Калининградская область 3 Еврейская автономная область 3 Волгоградская область 2 Калужская область 2 Тверская область 2 Воронежская область 2 Республика Дагестан 2 Чувашская Республика 2 Республика Башкортостан 1 Смоленская область 1 Челябинская область 1 Самый крупный контракт был заключен между Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Минвостокразвития России на проведение социологических исследований с целью изучения факторов оттока и готовности россиян мигрировать на Дальний Восток, а также уровня жизни и социального самочуствия на Дальнем Востоке. Контракт был заключен 20 апреля 2015 года на сумму 27 миллионов рублей со сроком исполнения до 22 июня. Рейтинг социологических компаний по сумме контрактов № Поставщик Количество контрактов Сумма контрактов (руб.) 1. Открытое акционерное общество «Всероссийский центр изучения общественного мнения» 104 694 718 193 2. Фонд Общероссийский общественный Фонд "Общественное мнение" 14 173 365 450 3. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области "Королёвский институт управления, экономики и социологии 27 51 343 829 4. Общество с ограниченной ответственностью «Институт фонда «Общественное мнение» 14 39 425 150 5. Самарская городская общественная организация "Исследовательская группа "Свободное мнение" 15 24 149 600 6. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии Российской академии наук 10 21 609 600 7. Закрытое акционерное общество "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР" 89 17 251 297 8. Общество с ограниченной ответственностью «НИИ 13 16 666 150 Социологии» 9. Общество с ограниченной ответственностью "Институт общественного мнения Квалитас" 12 14 842 000 10. Агентство Социологическое Ведомство Оперативных Исследований 35 12 702 971 11. Федеральное государственное автономное научное учреждение "Центр социологических исследований" (ФГАНУ "Центр социологических исследований") 7 12 649 000 12. Общество с ограниченной ответственностью «Социологическая служба «Эйдос» 28 9 811 846 13. Общество с ограниченной ответственностью "Центр "Общественное мнение" 21 8 921 229 14. Некоммерческое учреждение "Петербургский социологический центр "Мегаполис" 10 8 516 000 15. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ" 3 6 201 460 16. Автономная некоммерческая организация "Центр социологических исследований и социального проектирования" 4 4 981 614 17. Общество с ограниченной ответственностью "Агентство информационно-социологических технологий" 16 4 128 026 18. Автономная Некоммерческая Организация «Аналитический Центр Юрия Левады» 3 4 096 000 19. Уральский институт социологических и маркетинговых исследований 5 3 192 700 20. Общество с ограниченной ответственностью "Центр социологических исследований и медиа технологий" 4 3 043 092 21. Автономная некоммерческая организация «Социологическая мастерская Задорина» 3 2 930 000 22. Ставропольский краевой общественный фонд поддержки социологических исследований и общественных инициатив «Социальная стратегия» 1 2 675 000 23. Центр социологических и маркетинговых исследований " Аналитик" 5 1 890 500 24. Общество с ограниченной ответственностью "КАЛИНИНГРАДСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА" 7 1 755 000 25. Чувашская республиканская общественная организация социологов "Социс" 5 1 759 996 26. Красноярский региональный общественный фонд "Общественное мнение Красноярск" 3 1 566 850 27. Южнороссийский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социологии Российской академии наук (ЮРФИС РАН) 4 1 413 650 28. Информационный социологический центр "Зырянов и Партнёры" 3 1 331 499 29. Общество с ограниченной ответственностью "Независимые социологические и маркетинговые исследования" 8 956 000 30. Башкирский филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК 1 900 000 31. Агентство социологической информации 4 790 000 32. Общество с ограниченной ответственностью «Деловая социология» 1 650 000 33. Краснодарская краевая общественная организация "Центр прикладной социологии и политологии" 1 497 000 34. Самарская городская общественная организация социологов "Социологический центр" 2 477 000 35. Волго-Вятская социологическая служба 2 460 000 36. Общество с ограниченной ответственностью Аналитический центр "Маркетинг Аудит Консалтинг Социология" 2 455 000 37. Негосударственное образовательное 5 414 788 учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский институт экономики, социологии и права" 38. Общество с ограниченной ответственностью «Центр социологических исследований и образования «СТРАТЕГИЯ УСПЕХА» 1 331 000 39. Чувашская республиканская общественная организация социологов "Социс" 2 317800 40. Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования 1 300 000 41. Агенство социологических исследований Саратова 1 243 000 42. ООО «СМОЛЕНСКИЙ ЦЕНТР ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ» 2 237 026 43. Общество с ограниченной ответственностью "Научноисселедовательский социологический центр" 1 212 000 44. Центр социологических и психологических исследований «Рейтинг Плюс» 1 136 000 45. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии РАН Приволжский филиал 1 118 000 Недорогими оказываются контракты с региональными поставщиками. Меньше всего бюджета потребовало проведение социологического исследования на тему «Проблема распространения наркомании в молодежной среде». Контракт на сумму 44 513 рублей был заключен 10 декабря 2014 года между Департаментом Смоленской области по вопросам местного самоуправления и ООО «Смоленский центр права и социологии». Какие же исследования интересуют государственных заказчиков? Сфера социологиических исследований в рамках госзаказа оказалась применимой в различных аспектах. Госорганы и государственные учреждения заказывают исследования с целью изучения ситуации, для принятия дальнейших управленческих исследований, - это так называемые содержательные категории: исследование миграции, национальных отношений, наркоситуации, малого и среднего предпринимательства, а также информированности о деятельности органов исполнительной власти. Некоторые контракты не подразумевают проведение так называемых социологических исследований от начала до конца, а затрагивают лишь некоторые этапы: проведение фокусгрупп или наполнение базы данных. В большинстве контрактов, заключенных в 2014-2015 гг. так и не указана тематика проведения социологических исследований, не упомянута в договоре, а также отсутствют документы, подтверждающие наличие темы. Несмотря на то, что темы некоторых контрактов так и не удалось знать (не были упомянуты в документах), в целом, объединим контракты в отдельные тематические блоки, получилось составить следующую картину государственных интересов в области социологических исследований. Больше всего органов муниципальной и региональной власти интересует то, как граждане оценивают деятельность органов власти (20 контрактов), насколько эффективно развивается сфер госуслуг (12 контрактов), а также интерес вызывает текущие общественнополитические настроения (14 контрактов). В сферу других интересов, реже встречающихся, попадает городская среда, коррупция, исследования малого и среднего предпринимательства, а также наркоконтроль среди молодежи. Под категорию «создание сюжетов в СМИ» попадают контракты, в которых предметом закупки является распространение информационно-аналитического материала в местных СМИ. Ниже представлены основные темы исследований, заказанных в 2014-2015 году госорганами и государственными организациями, а также число контрактов, заключенных по этим темам. Темы социологических исследований, по которым были заключены контракты в 2014-2015 гг. Тема не указана 13 Проведение фокус-групп 2 Деятельность социально-ориентированных некоммерческих организаций 1 Досуг 1 Сельское хозяйство 1 Протесты и гражданское общество 1 Мониторинг наркоситуации и правопорядка 4 Услуги по наполнению базы данных из других источников 1 Городская среда 1 Диагностика конкурентоспособности субъектов экономической деятельности 2 Профилактика экстремизма 2 Оценка состояния коррупции Количество контрактов 5 Диагностика конкурентоспособности субъектов экономической деятельности 2 Пенсионная и социально-трудовая тематика 2 Изучение медиаграмотности населения 1 Создание сюжетов в СМИ 5 Индекс удовлетворенности предпринимателей 2 Оценка деятельности региональных органов исполнительной власти 20 Изучение общественно-политической ситуации 14 Эффективные стратегии общественного контроля 2 Мониторинг эффективности госуслуг 12 Исследование групп людей, попавших в трудную жизненную ситуацию (инвалиды, детдомовцы, наркоманы) 2 Оценка услуг общественного транспорта 1 Миграция и социальное самочувствие 2 0 5 10 15 20 25 Кто заказывает исследования? Регионам свойственно обращаться к услугам местных социологических центров: региональные социологические центры выполняют заказы своих же региональных заказчиков и не занимаются заказчиками на федеральном уровне. Федеральные заказы, как и некоторые региональные в случае с ВЦИОМом, выполняются преимущественно московскими социологическими компаниями. Вполне вероятной причиной отсутствия у региональных заказчиков федеральных контрактов является небольшой объем самих компаний, а также ресурсных и кадровых возможностей для участия в федеральном заказе. Связь поставщиков и заказчиков (по контрактам, заключенным в 2014-2015 гг.) Поставщик Заказчики Открытое акционерное общество «Всероссийский центр изучения общественного мнения» Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Федеральное казенное учреждение «Дирекция гссударственного заказчика» по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» Государственное Учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации Управление делани Президента Российской Федерации Главное управление внутренней политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Московской области Фонд социального страхования Российской Федерации Правительство Ростовской области Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области Администрация городского округа Реутов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Автономная некоммерческая организация «Социологическая мастерская Задорина» Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башкирский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии РАН Государственное бюджетное научное учреждение: «Академия наук Республики Башкортостан» Государственное бюджетное образовательное Министерство образования Московской учреждение высшего профессионального области образования Московской области "Королёвский институт управления, экономики и социологии Закрытое акционерное общество «СанктПетербургский социологический научноисследовательский центр» Комитет по науке и высшей школе Администрация Губернатора СанктПетебурга Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский институт экономики, социологии и права" Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Центр занятости населения города Волгограда» Некоммерческое учреждение "Петербургский социологический центр "Мегаполис" Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Общество с ограниченной ответственностью "Агентство информационно-социологических технологий" Избирательная комиссия Ростовской области Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Социологическое Ведомство Оперативных Исследований» Администрация Губернатора Пермского края Пермская городская дума Администрация города Перми Администрация города Березники Государственное автономное учреждение Свердловской области «Дом молодежи» Орган местного самоуправления Соликамского городского округа города Соликамска Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Общество с ограниченной ответственностью "Институт общественного мнения Квалитас" Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Управление делами Воронежской области Общество с ограниченной ответственностью "Независимые социлогические и маркетинговые исследования" Управление по внутренней политике Еврейской автономной области Общество с ограниченной ответственностью Архангельское областное собрание «Общественное мнение» депутатов Агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области Общество с ограниченной ответственностью "Центр "Общественное мнение" Правительство Тверской области Общество с ограниченной ответственностью "Центр социологических исследований и медиа технологий" Министерство печати и информации Республики Дагестан Общество с ограниченной ответственностью «Институт фонда «Общественное мнение» Главное управление территориальной политики Московской области Федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационный центр по автомобильным дорогам «Информавтодор» Федерального дорожного агентства Общество с ограниченной ответственностью «НИИ Социологии» Департамент труда и занятости населения города Москвы Общество с ограниченной ответственностью Аналитический центр "Маркетинг Аудит Консалтинг Социология" Правительство Челябинской области ООО "Калининградская социологическая служба" Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Наркологический диспансер Калининградской области" Администрация городского округа "Город Калининград" Министерство финансов Калининградской области ООО «Смоленский центр права и социологии» Департамент Смоленской области по вопросам местного самоуправления Самарская городская общественная организация "Исследовательская группа "Свободное мнение" Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области государственное казенное учреждение Самарской области "Дом дружбы народов" Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии Российской академии наук Министерство образования и науки Российской Федерации Чувашская республиканская общественная организация социологов "Социс" Администрация Президента Чувашской Республики Oбщество с ограниченной ответственностью «Социологическая служба «Эйдос» Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия В данном аналитическом обзоре была поставлена цель показать сеть развития госзаказов на социологические исследования и исследования общественного мнения. Мы посмотрели на основной бюджет государственных заказов на социсследования, увидели основную тематику госзаказов, установили связь между поставщиками и заказчиками в регионах. Заказанные исследования затрагивают проблемы социальной политики, а также эффективности региональных органов власти отдельного субъекта, меньшая доля контрактов касается использования социологов в качестве специалистов, владеющих конкретными методами. Примечательным кажется то, что среди участников госзаказа в 2014-2015 гг. отсутствуют другие представители «большой тройки» - Левада-центр и ФОМ, хотя участвующих в заказах прошлых лет. Московские социологические компании не участвуют в госзаказах, а региональные социологические центры стремятся стать основными поставщиками общественного мнения в собственных регионах.
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв