Идеальные условия для развития социального предпринимательства

Работа на тему "Идеальные условия для развития социального предпринимательства" содержит примеры успешных бизнес-проектов в разных странах мира, а также рассуждения на тему, что может способствовать увеличению числа социальных предпринимателей в России.

Тип публикации: Статьи

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 547a1daef2ad471e773c6e3d
UUID: df6b0f00-6280-0137-6ddb-525400006e27
Опубликовано: 29.11.2014 19:25
Просмотры: 2111

Current View

Идеальные условия для развития социального предпринимательства Сделать этот мир немного идеальнее, заставить работать деньги на благие цели, решить проблемы не только свои, но и чужие ежедневно в нашей стране пытаются тясячи социальных предпринимателей. О них немного кто слышал, еще меньше тех, кто доверяет, и лишь немногие мечтают заняться социальным бизнесом. Чтобы побудить бизнес работать на решение социальных проблем нужно создать для него особые условия, идеальные, а внутреннее желание сделать мир прекраснее вокруг уже и без того живет в миллионах людей. Не стоит путать социальное предпринимательство и благотворительность, которые преследуют иногда одинаковые цели, но добиваются их разными средствами. Эксперты считают, что отделить социальный бизнес от обычного даже сложнее, чем провести границу между благотворительностью и социальным бизнесом. Благотворительные организации существуют за счет пожертвований, то есть занимаются перераспределением ресурсов. Они не так устойчивы, как коммерческие организации, которые планомерно занимаются получением прибыли. Разница же между социальным бизнесом и обычным может быть не сразу видна, она не лежит на поверхности. Взять, к примеру, открытие частных детсадов, которых в последнее время в России становится все больше из-за роста рождаемости. Чтобы определить, какую цель преследует предприниматель (заполнить свободную нишу на рынке или помочь матерям получить место в детский сад), нужно посмотреть на ценовую политику учреждения: есть ли скидки для семей с трудным материальным положением, какие услуги предоставляет детский сад, по каким ценам, кто работает в штате и т.д. Социальное предпринимательство больше заинтересовано в помощи другим, нежели в получении сверхприбыли. [1] Конечно, поддержку предпринимателям стоило бы оказывать в любом случае, ведь бизнес двигает экономику вверх, но особенно ее достойны социальные бизнесмены. Помимо поиска определенной ниши на рынке, они вырабатывают, придумывают новые инструменты управления бизнесом, а также лечат социальные раны, до которых государственная помощь просто не доходит. Условие для развития №1 – есть материальная поддержка со стороны государства На вопрос, что мешает успешно вести социальный бизнес в России, директор благотворительных магазинов «Спасибо» в Кирове Светлана Навилихина в первую очередь называет дорогую аренду помещения. Первый магазин женщина открыла в 2011 году, как и второй на свои собственные деньги. До этого времени пришлось не один месяц потратить на поиски подходящего помещения. Концепция проста – люди бесплатно приносят в магазин надоевшие вещи, в основном одежду, постиранную и в хорошем состоянии. Далее одежда выставляется на продажу по низким ценам. Оставшиеся после выплаты всех издержек деньги передаются в детские дома. По словам Светланы, максимум в месяц удается выкроить 10-12 тысяч рублей, но это случается редко. Аренда за два небольших магазина «съедает» 50 тысяч рублей плюс налоги и зарплата продавцам. Всю рекламу ей сделали местные газеты и телеканалы, у которых подобный социальный бизнес вызвал неподдельный интерес. По словам женщины-предпринимателя, сегодня практически ни в одном городе России не предоставляется муниципальное помещение или хотя бы скидка по аренде. «Чтобы большая часть прибыли уходила действительно на помощь, нам необходима муниципальная поддержка», уверена женщина. Стоит отметить, что магазины «Спасибо» в Кирове пользуются популярностью у населения. Ведь вопрос, куда сдать надоевшую куртку или джинсы, встает сегодня перед многими. Не секрет, что дарить вторую жизнь вещам не только приятно, но полезно для окружающей среды. Вот только для того, чтобы таких примеров в России было больше пока мало, что предпринимается. И дело не только в конкретной помощи в виде недорогой аренды. Пригодились бы и беспроцентные кредиты, и бесплатная консультационная помощь юристов и бухгалтеров, и новые идеи для социального предпринимательства – все это может дать государство. Особенно социальным предпринимателям требуется финансовая поддержка, например, выдача денег для стартового капитала или на развитие бизнеса. Гранты, различные конкурсы по восполнению издержек не дают должного эффекта. Как правило, такие деньги поступают небольшими порциями и через длительный промежуток времени, но и для этого требуется собрать много документов и пройти отбор. «Поскольку финансирование так фрагментировано, социальные предприниматели в итоге тратят 80% своего времени на сбор средств, вместо того чтобы тратить 80% своего времени на непосредственно управление своей организацией», - сообщил как-то в интервью автор книги «Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей» Дэвид Борстайн. [2] Условие №2 – есть законодательное закрепление термина социальное предпринимательство Пока в России нет отдельного закона, в котором речь бы шла исключительно о социальном бизнесе. Нет и отдельного государственного органа, структуры, ведомства, которое вплотную занималась бы проблемами социальных предпринимателей. Шаги в нужном направлении стали приниматься лишь последние несколько лет. Так, в 2010 году Минэкономразвития официально ввело термин «социальное предпринимательство». Впервые в государственном документе появилось такое словосочетание, что посеяло надежду на развитие данного вида предпринимательства. Понятие о социальном бизнесе было вынесено в отдельную графу в программе по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Специалисты считают, что для создания же идеальных условий стране все же требуется соответствующая нормативно-правовая база. «Зеленый» свет должны дать власти на федеральном уровне, тогда подтянутся и регионы. Так было сделано, к примеру, в Великобритании, где социальное предпринимательство активно развивается еще с конца прошлого века. В 2005 году правительство страны учредило новый юридический статус предприятий, дословно переводящийся как «Компании общественных интересов». Такой бизнес имеет некоторые ограничения на распределение полученной прибыли, он не может быть зарегистрирован в качестве благотворительной организации, однако может претендовать на налоговые льготы. Новое законодательная инициатива дала всплеск развития социального предпринимательства в стране. Кроме того, в Великобритании было создано министерство, внутри которого есть отдел, отвечающий за развитие социального предпринимательства и финансирование. Государством было профинансировано строительство помещений для местных компаний, предоставлены ресурсы для начала своего дела, установлены партнерские отношения между местными администрациями и общественными организациями. [3] Чувство поддержки на государственном уровне и осознание своей значимости играет большую роль, особенно, на первых порах создания бизнеса, соглашаются бизнесмены. Условие №3 – есть признание общества В развитых странах таких, как США и Великобритания социальное предпринимательство стало частью культуры. За несколько десятков лет развития такого вида бизнеса у жителей стран сложился определенный положительный взгляд на социальный бизнес. Ему доверяют, поощряют, поддерживают, ведь он с помощью необычных приемов пытается решить или сгладить острые социальные проблемы. В России же пока имидж социального предпринимателя не так прекрасен, как мог бы быть. По мнению директора Центра социального предпринимательства при ГУ-ВШЭ Александры Московской, помогать другим в России сегодня считается непопулярно. Судя по опросам общественного мнения, социальному предпринимателю, особенно мужчине, трудно признаться, что его бизнес служит помощи другим. [4] С подозрением относятся к нему и простые граждане, большая часть которых даже понятия не имеет, что это такое. Некоторые, к примеру, до сих пор считают, что бизнес должен зарабатывать деньги, а те, кто хотят помочь кому-то, обязаны делать это бесплатно. Отсюда вытекает вывод, что для создания идеальных условий для развития социального предпринимательства, российскому обществу нужно избавляться от эгоизма и потребительской мании, повышать уровень доверия к тем, кто хочет сделать что-то во благо общества. Ускорить этот процесс могли бы активная пропаганда успешных примеров развития такого бизнеса, поощрение предпринимателей как на местном уровне, так и федеральном, выдача грантов. Проведение лекций на эту тему, внедрение специальных образовательных программ в вузах, организация круглых столов, семинаров и форумов – далеко не полный перечень действенных и при этом малозатратных мер поддержки социального предпринимательства. Пропагандистская машина государства даже при минимальной финансовой поддержке такого рода бизнеса могла быть дать хороший урожай уже через несколько лет. Условие №4 – в стране созданы комфортные условия для ведения бизнеса Несмотря на наличие гуманистической цели, социальное предпринимательство все же остается бизнесом, который должен приносить прибыль, достаточную для выплаты зарплаты сотрудникам, коммунальных отчислений, налогов. Для этого предприниматели должны быть уверены в завтрашнем дне, уверены, что налоги не поднимутся до заоблачных вершин, российские законотворцы не придумают новые бюрократические проволочки, контролирующие органы не объявят охоту, другими словами, за свой бизнес не придется биться. Это, пожалуй, пока одно из самых трудновыполнимых условий, потому что оно требует времени, принятия верных решений, совершенствования государственного аппарата и улучшение экономического состояния в целом. Предпринимателям нужны низкие ставки по кредитам, короткие сроки прохождения административных процедур, понятная схема работы с контролирующими органами, отсутствие коррупционных схем работы при проведении конкурсов и выдаче грантов. Подводя итог, можно сказать, что для того, чтобы для социального предпринимательства были созданы идеальные условия или хотя бы приближенные к ним, важность такого вида бизнеса должна осознать как власть, так и общество. Это интересный и необходимый опыт, который пригодится всем жителям. В каждой стране социальное предпринимательство приобретает собственные черты в зависимости от потребностей общества. Где-то большая часть усилий тратится на помощь безработным и бездомным, кто-то пытается вылечить тяжело больных, улучшить экологию, поднять сельское хозяйство, возродить забытые ремесла, утешить стариков. В Индии, например, существуют программы по поддержке женщин. Социальный бизнес в этой стране помогает получить образование, организовать собственное дело, фермерский кооператив. Женщинам из беднейших слоев населения предприниматели помогают встать на ноги с помощью микрофинансирования. На Западе существуют проблемы с безработицей, поэтому социальные предприниматели помогают с трудоустройством. Широкую огласку получил проект по выпуску газеты «Большие возможности». С 1991 года в Великобритании выпускают издание, которое распространяют бездомные и обездоленные люди. Газету они получают по заниженной цене, а разница с продажи составляет их заработок. В США пытаются бороться с преступниками-рецидивистами. Для этого создаются специальные образовательные организации, которые помогают бывшим осужденным сменить образ жизни. Сегодня и в России есть несколько успешных и смелых примеров социального предпринимательства. Это, конечно, нашумевший в Москве проект LavkaLavka, целью которого является поддержка местных фермеров. Все продукты в магазины и рестораны компании поставляют фермеры со всей страны. Кроме того, молодые основатели компании запустили социальный проект – Фонд помощи фермерам, который помогает членам кооператива развиваться. До 20% стоимости всех проданных товаров LavkaLavka направляет в этот фонд. На эти деньги поддерживаются проекты начинающих фермеров. Уже упомянутые магазины «Спасибо» сегодня работают в Санкт-Петербурге, Кирове, Казани, Екатеринбурге. Они не только жертвуют прибыль в детские дома, но и пропагандируют экологический образ жизни. В «Шоколадной Мануфактуре» работают люди с ограниченными возможностями и создают шоколад на меду, которые приносит и радость, и прибыль. В Санкт-Петербурге существует туристическая компания, которая занимается организацией отдыха для инвалидов-колясочников. Таких примеров могло бы быть и больше. К примеру, в России, отмечают эксперты, не реализуются проекты в сфере предоставления жилья и трудоустройства людей без определенного места жительства, нет проектов социального предпринимательства в сфере микрофинансирования, мало социальных предприятий для помощи одиноким старикам. Все это может появиться, если будут созданы идеальные условия для социального предпринимательства. Используемая литература 1. Социальное предпринимательство в России. МСП банк http://www.mspbank.ru/files/social_entrepreneurship.pdf 2. Интервью с социальными предпринимателями http://professionali.ru/Soobschestva/socialnoe_predprinimatelstvo/intervyu_s_socialnymi _predprinimatelyami/ 3. Cоциализация предпринимательства на примере Великобритании и США http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_CCB010CA-DAEC-40C2-9BB4C0462737937D.html 4. Что мешает развитию социального предпринимательства в России? http://www.nbforum.ru/interesting/experts/cos-mos-ura.html

- у работы пока нет рецензий -