Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации Культурная политика в Польше - стратегии продвижения традиций, культурного наследия и знаний о стране Реферат студента 516 группы дневного отделения Антона Панина Преподаватель: доцент, к.ф.н. И.И. Засурский Москва, 2014 г. Оглавление Введение ................................................................................................................... 3 Анализ SWOT .......................................................................................................... 4 Предпосылки к Национальной стратегии развития культуры в 2004-2020 гг. 8 Цели Национальной Стратегии Развития Культуры на 2004-2020 гг. ............ 11 Заключение и использованная литература ......................................................... 14 Введение Вступление Польши в Европейский Союз означает для страны огромный шанс, но также огромный вызов. После расширения организации Польша принадлежала к наибеднейшим государствам ЕС, что заметно показал уровень ВВП на душу населения, приближенный к 45-ти процентам среднего уровня по Европейскому Союзу. Улучшение показателя польского ВВП зависит в большой мере от эффективного использования фондов ЕС, а таким образом и от разработки современной политики развития. Политики, которая не только позволит сократить разрыв в развитии до самых богатых стран Европейского Союза в категории экономических индикаторов, но и также, цитируя авторов доклада ЮНЕСКО «Our creative diversity» («Наше творческое разнообразие»), даст возможность выбора всем полякам наиболее полного, полезного и ценного существования. В свете проблем, которые стоят сегодня перед Польшей, очевидно то, что целью долгосрочной стратегии польской экономики, а тем самым и Национального Плана Развития на 2007-2013 гг., должно быть достижение высокого и стабильного темпа экономического роста. Успех такого роста возможен только через правильное применение культурного потенциала. Культура представляет собой основной элемент подготовки к жизни в обществе – создаёт общественные отношения, нормы, а также эстетические, моральные и этические ценности. Высокие компетенции в области понимания культурных произведений, их оценивания, прочитывания социокультурных кодов – еще один столп толерантного общества, в понимании культуры собственной и культуры зарубежной. Культурные компетенции в общем понимании влияют также на навыки управления, приобретения знаний, сотрудничества, создания инновационных решений. Полученные инвестиции в области культуры за пределами нематериальных, социальных пособий имеют чисто экономическое измерение. Считается, из каждого злотого, инвестированного в верно управляемую сферу культуры в масштабах страны, возвращается два. Роль культуры в развитии многообразна. Во-первых, это ценность сама по себе, во-вторых, база для формирования знаний общества, в-третьих, вместе с отраслями культуры это один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Анализ SWOT Диагностика культурного сектора, а также предпосылки новой финансовой перспективы на 2007-2013 гг. привели к изменению анализа SWOT в рамках Национальной Стратегии Развития Культуры (далее - НСРК) на 2004-2020 годы. В рамках анализа, проведенного согласно методологии, описанной в НСРК на 2004-2013 годы, выделили: Сильные стороны 1. Высокое социальное принятие культуры и государственных расходов на культуру не зависит от активного участия в культуре. 2. Влияние Министерства Культуры на правовое регулирование и законодательные инициативы в области культуры. 3. Сильная дифференциация региональных культур, составляющая богатство и разнообразие польской культуры. 4. Сильное общее чувство долга в области заботы о культурном наследии. 5. Значительное число международно признанных деятелей культуры. 6. Развитая сеть учреждений распространения культуры в регионах. 7. Наследие материальное и нематериальное, обладающие большой ценностью и всемирным значением (в том числе упомянутые в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО), частично разрекламированные за пределами страны. 8. Высокий уровень высшего художественного образования. 9. Высокий художественный и профессиональный уровень многих национальных и региональных учреждений культуры. 10. Высокое положение Министерства Культуры (присвоенное по праву и принятое обществом) как конституционного органа, ответственного за культуру. 11. Снабжение учреждений культуры в собственной инфраструктуре. 12. Хорошая подготовка культурных сред для абсорбции фондов ЕС. 13. Использование средств Европейского Союза для улучшения инфраструктуры (в 2004-2006 гг.). Слабые стороны 1. Недостаток единой культурной политики государства и МОВ (местных органов власти). 2. Отсутствие эффективных инструментов взаимодействия на культуру в регионах. 3. Недостаточность средств государственного бюджета в распоряжении Министерства Культуры. 4. Низкие затраты на культуру в перерасчете на одного жителя – значительно ниже, чем в странах Европейского Союза. 5. Нет современных правовых основ в сфере культуры. 6. Задолженность учреждений культуры. 7. Слишком большое различение государственных расходов на культуру между регионами в расчете на одного жителя. 8. Недостаточность большинства современных учреждений культуры. 9. Отсутствие системы оценки качества функционирования институтов культуры и связи системы распространения средств министерства с системой оценкой качества учреждений и культурных мероприятий. 10. Недостаток социальных институтов для Министерства Культуры и МОВ, а также министерства и неправительственных организаций (НПО). 11. Большая разница в количестве библиотек между гминами1, библиотечных собраний и доступности этих собраний книг. 12. Устаревшая структура и деградирование библиотечных собраний. 13. Неадекватные для рыночной экономики и рынка труда программы обучения художественных вузов. 14. Слишком высокая специализация институтов распространения культуры. 15. Неопределенный правовой статус недвижимого имущества, в нагрузке ипотечной недвижимости культурных учреждений, отсутствие выявленных в книгах реестра владельцев недвижимости, исторических памятников. 16. Недостатки документации в объемах инвентаризации культурных объектов. Гмина - (польск. gmina — волость) — наименьшая административная единица Польши. Название произошло от немецкого gemeinde («община»). 1 17. Нехватка эффективных инструментов, мотивирующих представителей частного сектора совершать инвестиции в культуру. 18. Высокая зависимость учреждений культуры и директоров от организаторов этих учреждений. 19. Неурегулированное положение также важных музейных экспонатов и архивных материалов. 20. Слабо развитые исследования в сфере новой культуры, а также недостатки в коллекционировании и в совместном использовании произведений искусства. Возможности 1. Развитие государственной экономики. 2. Рост средств ЕС, доступных для культуры в рамках очередной финансовой перспективы. 3. Прорегиональная политика Европейского Союза. 4. Изменение парадигмы культурной дифференциации, глубокая индивидуализация нужд потребителей культуры. 5. Готовность к созданию государственно-частного партнерства. соответствующих условий для 6. Повышение заинтересованности к художественному образованию среди молодёжи. 7. Рост доли неправительственных организаций в культурной жизни. 8. Цивилизационное развитие и формирование информационного общества. 9. Высокое социальное принятие для развития и распространения культуры. 10. Развитие отраслей культуры, в том числе приближающая оцифровывание электронных СМИ. 11. Постепенное увеличение доходов местных органов власти через изменение распределения бюджетных средств. 12. Развитие общественного капитала и повышение привлекательности Польши как места жительства и места работы. Угрозы 1. Прекращение культурной преемственности, в том числе изменение системы ценности между поколениями. 2. Упадок участия в культурной жизни, а также понижение компетенции потребителей культуры. 3. Дальнейшее обеднение многих социальных групп. 4. Постепенное ухудшение культурных памятников. 5. Плохое техническое состояние культурных учреждений. 6. Плохая структура издержек культурных учреждений (высокая и растущая по-прежнему роль постоянных издержек). 7. Уменьшение роли учреждений в культурной жизни через дальнейший разрыв между культурной и профессиональной компетенцией и интересами аудитории. 8. Неправильное назначение права Польши до права ЕС в сфере культуры. 9. Потеря культурного своеобразия и вовлечение её в рыночную систему. 10. Упадок доверия местных органов власти и неправительственных организаций к государственным органам управления. 11. Чрезмерно глубокая децентрализация системы управления культуры. 12. Отсутствие желания менять культурную среду. 13. Углубление институционального кризиса в культуре. 14. Нет обеспечения условий конкуренции для компаний, работающих в сфере культурной индустрии и деятелей культуры. Предпосылки к Национальной стратегии развития культуры в 2004-2020 гг. 1. Государство должно сохранить роль креатора политики горизонтальной и «секторальной» в сфере культуры и реализовать эту политику через деятельность Министерства культуры и местного самоуправления. 2. Государственные расходы (особенно в расчете на душу населения) на культуру в Польше должны значительно возрасти. 3. Министерство Культуры реализует задачи при помощи программ культуры национального уровня и оперативных, национальных учреждений культуры, отделений научно-исследовательского развития, учреждений типа «arm’s length», так же при помощи поручения задач учреждениям местного самоуправления и правительства. 4. Бюджет министерства должен быть адекватным в соответствии с новыми действиями. 5. Государство, в том числе Министерство Культуры, должно быть партнером для местных органов самоуправления и вместе с ними формировать культуру в регионах. Для этого необходимы институализация платформы сотрудничества между государством и самоуправлением, а также в большей степени возможность создания и ведения совместных институтов и инвестиций в сфере культуры. 6. Территориальное самоуправление обязано накопить больше мотивации в формировании институциональной базы для развития культуры, чтобы выполнить заложенные в локальных стратегиях развития цели в сфере культуры, а роль государства – в организации научных исследований и мониторинга сферы, а также в эффективном предотвращение кризисных ситуаций. Одновременно Министерство Культуры должно обладать соответствующими средствами на осуществление меценатства над деятельностью учреждений культуры и инструментами мотивационного характера, при помощи которых возможна будет реализация государственной политики культуры на региональном уровне. 7. Должно увеличиться социальное участие в области ответственности за культуру, среди прочего социализация решений, принятых в регионах в области культуры (локальные культурные стратегии, общественно руководящие комитеты функционирования культурных учреждений). Следует также повысить поль неправительственных организаций через из равноценный доступ к государственным ресурсам на задачи в области культуры. 8. Работа на благо модернизации процесса управления сферой культур и культурных услуг является общей задачей Министерства Культуры и органов местного самоуправления. В этой сфере должны быть приняты масштабные действия, направленные на: совершенствование управляющих кадров, оборудование учреждений с соответствующей электроникой и компьютерной техникой, интеграция программ, соединяющих оцифрованные ресурсы культуры в виртуальные сети, оцифровки музейных коллекций и ресурсов библиотек в целях их доступности, поддержки инновационных культурных проектов. 9. Все запланированные программные мероприятия и стратегии, должны быть доступны для национальных меньшинств и учреждений, находящихся в ведении того или иного сообщества в целях сохранения разнообразия культур и их традиций в качестве достижений польской культуры. 10. Растущее значение связи культуры с развитием экономики и доходами регионов является основой для действий в формировании интегрированных туристических продуктов, использующих (и действующих на их пользу) элементы культурного наследия, деятельность учреждений культуры и сосредоточенных вокруг этих учреждений отраслей культуры. 11. Стратегическими областями в период программирования 2004-2020 являются: а) популяризация чтения и поддержка сектора книг и изданий, б) охрана культурного наследия, в том числе особо защита восстановление памятников, в) развитие художественного образования, в том числе расширение и осовременивание инфраструктуры, модернизация программ художественного образования и их адаптация к рынку труда, г) повышение эффективности и роли учреждений искусства в управлении сферами культуры, в том числе и популяризации польского художественного творчества, д) создание системы поддержки современного художественного творчества, создание учреждений, занимающихся ее документированием, накоплением и обменом. 12. Автономия учреждений культуры, в том числе с экономической точки зрения, и предоставления им соответствующих финансовых инструментов позволит повысить их эффективность и конкурентоспособность на рынке культурных услуг и программной независимости. 13. Ролью Министерства Культуры и органов местного самоуправления является мотивирование общества к принятию участия в функционировании сферы культуры, в том числе добровольного участия в финансировании учреждений, культурных мероприятий и помощи деятелям культуры, при помощи созданных ими инструментов налогообложения. Для этой цели Министерство Культуры и местные власти должны расширить обязанности соответствующих отделов своих муниципалитетов в сфере продвижении социальной ответственности граждан в области культуры (совместные рекламные кампании, формирование общественного становления экспертов и консультативных органов, связанных с возможностью получить дополнительное финансирование для культуры в регионах). 14. В связи с вступлением Польши в Европейский Союз в равной степени задачей Министерства Культуры, органов местного самоуправления и учреждений культуры становится получение средств на культуру из структурных и других фондов Европейского Союза. Для этого Министерство Культуры и местные органы самоуправления должны обеспечить соответствующие средства на собственный вклад в проекты, реализуемые в сфере культуры. Цели Национальной Стратегии Развития Культуры на 2004-2020 гг. Цели и задачи Национальной Стратегии Развития Культуры, содержащиеся в предварительной НПР (Национальной программе развития) на 2007-2013, образуют стройную, последовательную иерархическую структуру со взаимной выгодой её перекрещивающихся элементов. Цели, расположенные в «пирамиде иерархии целей» ниже первостепенной цели, включают в себя более узкие этапы стратегии. Рисунок. Пирамида иерархии целей. Cel nadrzędny (Cele nadrzędne) – Первостепенная цель (Первостепенные цели) Cele pośrednie: – Промежуточные цели - priorytetowe – приоритетные - uzupełniajace – дополняющие Cele operacyjne – Срочные цели Zadania – Задачи Источник: Metodologia dokumentów strategicznych, RCSS, 2004 Подготовка Национальной Стратегии Развития Культуры на 2004-2020 годы была очень амбициозным предприятием. Потому что после первого диагноза, который выявил ряд методологических проблем в отношении трудностей мониторинга и оценки положения культуры в Польше, был сформулирован анализ SWOT в связи с процессом развития культуры и управления ею, были сформулированы приоритетные направления деятельности. Предложенная в документе перспектива помещает культуру и её развитие в тесную связь с развитием экономическим, также формирует основы для трактования культуры не только в качестве потребителя эффектов экономического роста, но и собственно как стимулятора развития, например, через растущее участие сектора культуры в ВВП. Миссией стратегии является: СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАК НАИВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ, ПЕРЕДАВАЕМОЙ ПОКОЛЕНИЯМИ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ СОВОКУПНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДОСТОЯНИЯ ПОЛЬШИ, ЦЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ТЕСНОСТЬ ТРАДИЦИЙ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ. В свете проанализированных новых зон вмешательства, принятых в предварительной программе развития на 2007-2013 года, целями Национальной Стратегии Развития Культуры на 2004-2020 станут: Стратегическая цель/Первостепенная цель: сбалансирование развитие культуры в регионах Дополняющая цель/Частичная цель: 1. Рост эффективности самоуправления сферой культуры. 2. Уменьшение диспропорций на региональном уровне в развитии и доступе к культуре. 3. Рост деятельности культуры в ВВП. 4. Сохранение культурного наследия и активная охрана памятников. 5. Модернизация и расширение инфраструктуры культуры. 6. Рост участие в культуре. 7. Развитие художественных школ и увеличение числа часов культурного образования в школьной программе. 8. Эффективное продвижение творчества. 9. Продвижение польской культуры за границей. 10. Охрана интеллектуальной собственности и борьба с пиратством. 11. Внесение инновационных решений в системе организации культурной деятельности и в системе популяризации культуры. 12. Развитие культурных отраслей (кинематография, медиа, дизайн, издательства, фонография). Частичные цели будут реализованы в рамках пяти приоритетных областей: - Чтение и книжный сектор – «Продвижение чтения и развитие книжного сектора». - Культурное наследие – «Охрана памятников и культурного наследия». - Художественные учреждения и продвижения творчества – «Развитие художественных учреждений». - Художественное образование и поддержка молодых артистов – «Надежды дебютантов и развитие художественного образования». - Социальное искусство – «Знаки Времени». К примеру, одна из областей «Охрана памятников и культурного наследия» реализуется в рамках двух приоритетов: восстановление движимых и недвижимых памятников культуры и развитие музейных коллекций. Основной целью первого приоритета является изменение состояния ухода за памятниками, увеличение национального запаса культурного наследия, комплексное восстановление памятников, усиление роли культурных объектов в развитии туризма, улучшение условий институциональных, правовых и организационных в области охраны объектов и их документации, наконец сохранение культурных и исторических памятников, музейных экспонатов, архивных документов от последствий стихийных бедствий, краж и нелегального вывоза за рубеж. Второй приоритет программы концентрируется в то время как на задачах, связанных с покупкой произведений искусства и коллекций для музеев, с покупкой старых документов и архивов, сохранением и оцифрованием музейных экспонатов, архивных материалов, документов, коллекций книг и фильмов, с поддержкой развития музейных семинаров по консерваторским и новым техникам сохранения движимых памятников. Заключение и использованная литература Проделанная мною работа основана на переводе с польского на русский язык официального документа Министерства Культуры Польши «UZUPEŁNIENIE NARODOWEJ STRATEGII ROZWOJU KULTURY NA LATA 2004-2020», доступного в открытом доступе в Интернете, но, к сожалению, ранее не переведенного. Документ состоит из 155 страниц текста (включая приложение), поэтому я решил выбрать те параграфы, что отвечают требованиям выбранной темы. Как для любого официального документа стиль изложения характеризуется абстрактной лексикой, наложением существительных в одном падеже и прочими клише официального стиля. Моей задачей было максимально упростить текст для русского читателя, сохранив при этом смысл текста, а также обратить внимание на конкретные предложения в развитии культуры страны. Безусловно, основная часть документа не содержит конкретных действий, к примеру, по сохранению культурных и исторических объектов или по введению культурно-образовательных программ в школах. Но во многом чётко обозначены цели и задачи по развитию. Особенно это заметно в последней главе реферата о целях Национальной Стратегии. На примере одной из областей развития (охрана культурного наследия) я показал, какие приоритетные направления будут соблюдаться в перспективе. Список использованной литературы: 1. Ministerstwo Kultury Polski «UZUPEŁNIENIE NARODOWEJ STRATEGII ROZWOJU KULTURY NA LATA 2004-2020» - Warszawa 2005, http://bip.mkidn.gov.pl/media/docs/050617nsrk-uzupelnienie.pdf
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв