Кураторство как маяк цифрового пространства

Исследование возрастающей роли курированная контента в интернете.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 54f7049ef2ad471e773c6fbb
UUID: e157da50-6280-0137-6e9a-525400006e27
Опубликовано: 04.03.2015 13:11
Просмотры: 1703

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ___________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникации КУРАТОРСТВО КАК «МАЯК» ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА Отчетная работа студента V курса (523 гр.) МАЛЫЖЕНКОВА В.П. Научный руководитель: ЗАСУРСКИЙ И.И. Москва 2015 По мере того как все больше и больше людей получали свой счастливый билет в цифровой мир посредством сперва телефонных проводов, ожидая соединения через удаленный доступ под специфическое шумовое сопровождение, а затем через пришедшую им на смену широкополостную сеть, будь то оптоволоконные кабели или и вовсе беспроводные технологии передачи данных вроде Wi-Fi, – обитателям «цифры» становилось все сложнее ориентироваться во всем том объеме информации, который последовал за новыми жителями. В Интернет за какие-то пару лет пришел почти весь реальный мир, создав в нем свои виртуальные представительства: персональные страницы в социальных сетях заводят все, начиная от малышей (за которых, правда, это делают посходившие с ума родители) до первых лиц государств (за которых это делают уже специально обученные люди); официальные сайты создаются общественными организациями, транснациональными корпорациями и малым бизнесом. В интернете всегда можно оставаться на связи и с Сашей Грей, и с Далай-ламой, получая проверенную информацию буквально из первых рук, при условии что вы подписаны на них, например, в каком-нибудь Твитере. В лучшем случае существуют официальные, подтвержденные страницы, а если нет? Как отличить достоверную информацию от новостной «утки»? Как найти ту самую правду, за которой еще в древности начали охоту философы? Кураторство, как бы пафосно это ни звучало, становится самым настоящим лучиком света в темном царстве. Но что же все это значит? В последнее время термин «кураторство» употребляется в гораздо более широком контексте, чем раньше, и прилагается к чему угодно – от выставки гравюр старых мастеров до наполнения концептуального бутика. При этом, разумеется, возникает риск, что смысл термина станет излишне широким, и это не пойдет на пользу его функциональности. Но все же один из самых известных кураторов в мире, директор лондонской галереи «Серпентайн» Ханс-Ульрих Обрист считает1, что это понятие будет использоваться все более широко, чему способствует одна тенденция современности, которую невозможно игнорировать: невероятное умножение идей, информации, образов, научного знания и материальных объектов. И способность к отбору информации, ее адаптации, синтезу, помещению в правильный контекст и запоминанию он видит все более важным, базовым навигационным инструментом мышления XXI столетия. В 2009 году многие медиа-специалисты будто сообща обратили внимание на тесную связь между деятельностью кураторов – в привычном смысле этого слова – и журналистов, зачастую настолько тесную, что некоторые рискнули предвещать смерть кураторам. В частности, британца Пита Мартина на такую мысль натолкнул совместный эксперимент, проведенный еще в 2006 году журналистами британского издания The Guardian и лондонской галереи современного искусства Saatchi Gallery, в рамках которого читателям The Guardian была предоставлена возможность отбора картин для будущей выставки путем онлайн голосования, что происходило в обход деятельности профессиональных кураторов, хотя и с их согласия. В посте «Смерть Куратора», опубликованном в своем блоге New Curator, Мартин в результате ставит знак равенства между кураторами и журналистами: «У музейных кураторов и журналистов-газетчиков много общего – общие навыки, которые позволяют превращать массивы информации в нечто, на чтобы не было плевать»2, тем самым предостерегая 1 Hans-Ulrich Obrist. To curate // John Brockman. This Will Make You Smarter: New Scientific Concepts to Improve Your Thinking. NYC. 2012. P.118 2 Pete Martin. The Death of the Curator. 2009. http://newcurator.com/2009/04/the-death-of-the-curator/ кураторов от надвигающейся угрозы в лице «бедных» приятелейжурналистов. В начале 2014 года американский телеведущий CNBC Брайан Салливан составил список3 слишком часто используемых слов, в который попало, в частности, слово «курировать», используемое все больше в отношении то процесса создания плейлиста, то специального маршрута будущего путешествия, иными словами всего подряд, помимо самих выставок. Однако стоит отметить, что по результатам опроса 500 пользователей, проведенного на странице с опубликованным списком, лишь 7% респондентов согласились с тем, что слово «курировать» появляется в повседневной жизни излишне часто – первенство досталось слову «виральный» с 51%, за что можно смело благодарить Джона Перетти и его BuzzFeed. В свою очередь профессор CUNY Джефф Джарвис не только не считает неправильным использование слова «курировать» в более широком смысле, но и не видит никакой угрозы кураторам со стороны журналистов, а как раз наоборот – призывает кураторов обучать журналистов тому, что они сами умеют делать лучше всего – курировать. В своей новой книге «Гики несущие дары»4 Джарвис отмечает, что настоящий куратор должен привносить свое видение, чтобы быть больше, чем просто агрегатором. Продвижением идеи журналист-как-куратор он занимается уже много лет. Так еще в 2009 году в посте «Куратор умер, да здравствует куратор!»5, опубликованном в своем блоге BuzzMachine, Джарвис заметил, что несмотря на наличие огромного количества автономных средств агрегирования новостей, кураторство стоит 3 Brian Sullivan. Hack this conversation, and more overused words. 2014. http://www.cnbc.com/id/ 101469500 4 5 Jeff Jarvis. Geeks Bearing Gifts: Imagining New Futures for News. NYC. 2014. Pt. 2. Ch. 9. Jeff Jarvis. Death of the Curator. Long live the Curator. 2009. http://buzzmachine.com/2009/04/23/ death-of-the-curator-long-live-the-curator/ на одну ступень выше, поскольку в данном случае имеет место человеческий отбор, посредством которого материалу придается значимость. И действительно существует огромное количество новостных агрегаторов таких, как Google News или Яндекс.Новости, которые представляют из себя всего лишь алгоритм, код, функционирующий без человеческого вмешательства и основывающийся на данных как знаке качества, или как Reddit, который отдает право определения значимости материала своим пользователям посредством предоставления им возможности голосования за тот или иной материал на платформе. Однако если алгоритму не каждый способен довериться, то на Reddit может просто не хватать времени, тем более чтобы разобраться во всех его тематических ветках «сабредитах». В результате, нам всем нужен кто-то, кто бы мог разобраться во всем этом за нас: во всех этих сабредитах, постах на Фейсбуке, вопросах на Quora, блогах на Medium, не говоря уже о статьях и колонках бесконечного множества газет и журналов. Все возрастающая популярность Твитера в 2011 году заставила редактора блога Brain Pickings Марию Попову задуматься над кураторством как новой формой авторства в этом новом мире информационного пресыщения. Твиттер же она видит6 как платформу новых открытий для текстов и дискуссий, которые действительно имеют значение, подчеркивая тем самым важность умения ориентироваться в информационном шуме цифрового века. Обнаружение ценной информации играет главную роль в процессе познания окружающего мира на фоне меняющейся информационной среды, что позволяет считать кураторство формой творческого труда. Попова считает, что в культуре информационного 6 Maria Popova. In a new world of informational abundance, content curation is a new kind of authorship. 2011. http://www.niemanlab.org/2011/06/maria-popova-in-a-new-world-of-informational-abundancecontent-curation-is-a-new-kind-of-authorship/ перегруза как раз благодаря таким элементам информационной экосистемы, носителям здравого смысла (как она называет кураторов), именно этот конкретный текст, изображение, видео попадает в наше поле зрения. Осенью 2014 года одна бывшая советская республика приютила целую команду российских журналистов – в прошлом сотрудников небезызвестного новостного ресурса «Ленты.ру». Так в Риге появилась ее преемственница «Медуза» – медиа, которое, согласно информации на сайте самого проекта, своей задачей видит отбор самых важных новостей и подготовку лучших текстов о том, что происходит в России и мире. Незадолго до запуска или, если быть точнее, 15 октября на официальной странице проекта в Фейсбуке появился пост, в котором создатели попытались разъяснить, что будет из себя представлять их новое детище. В посте в частности говорилось о том, насколько важное место отводится в проекте новостям, над которыми, по словам создателей, трудится половина редакции, мониторя российские и западные информагентства, газеты, сайты телеканалов и интернет-СМИ, и следя за тем, что пишут в блогах и соцсетях, какие новости публикуют сайты государственных органов и некоммерческих организаций. Из гигантского потока сообщений, согласно авторам, они отбирают только те новости, без которых, на их взгляд, невозможно понять, что происходит в стране и мире. Свой принцип отбора они назвали «информационным прожиточным минимумом». Наиболее четко тренд в медиа-среде на кураторство стал прослеживаться в 2014 году не только в России. Так рожденный на Манхэттене мастодонт американской журналистики The New York Times летом 2014 года запустил специальное мобильное новостное приложение NYT Now, позиционируемое как «приложение на тот случай, когда в распоряжении лишь минута». Если зайти в него в первый раз, появляются вводные информационные слайды, заверяющие потенциальных пользователей в том, что редакторы The New York Times обновляют NYT Now круглые сутки, вручную отбирая самые важные истории со страниц издания (представленные новостной лентой News) и только самые лучшие – из других источников (представленные второй курируемой лентой Our Picks). Так кураторство стало выполнять еще одну очень важную на сегодняшний день задачу. Как указал художник Тино Сегал, современные общества сегодня обнаруживают себя в беспрецедентной ситуации: если на всем протяжении истории главной движущей силой технологического прогресса была проблема отсутствия или недостатка чего-либо, то в настоящее время к ней добавилась или даже превзошла ее другая проблема – глобальные последствия перепроизводства и перерасхода ресурсов. Именно отбор, презентация и коммуникация дают человеку возможность создавать подлинные ценности и обмениваться ими, обрести независимость от старых, ненадежных подходов. Кураторство, таким образом, согласно самому авторитетному куратору в привычном смысле этого слова Хансу-Ульриху Обристу, становится важнейшим инструментом в решении ключевой проблемы современности – проблемы выбора. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. Brian Sullivan. Hack this conversation, and more overused words. 2014. http://www.cnbc.com/id/101469500 2. Jeff Jarvis. Death of the Curator. Long live the Curator. 2009. http:// buzzmachine.com/2009/04/23/death-of-the-curator-long-live-the-curator/ 3. Jeff Jarvis. Geeks Bearing Gifts: Imagining New Futures for News. NYC. 2014. Pt. 2. Ch. 9. 4. Hans-Ulrich Obrist. To curate // John Brockman. This Will Make You Smarter: New Scientific Concepts to Improve Your Thinking. NYC. 2012. P.118 5. Maria Popova. In a new world of informational abundance, content curation is a new kind of authorship. 2011. http://www.niemanlab.org/2011/06/ maria-popova-in-a-new-world-of-informational-abundance-content-curation-is-anew-kind-of-authorship/ 6. Pete Martin. The Death of the Curator. 2009. http://newcurator.com/ 2009/04/the-death-of-the-curator/

- у работы пока нет рецензий -