Многоплановость программы «Вечерний Ургант». Истоки и воплощение.

«Late night show» - специфический американский формат вечернего развлекательного ток-шоу эстрадно-театральной природы. В работе рассказывается из чего складывается многоплановость этого формата и как его адаптировали в России.

Тип публикации: Статьи

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5491d574f2ad471e773c6f6d
UUID: e0c0d060-6280-0137-6e73-525400006e27
Опубликовано: 17.12.2014 19:11
Просмотры: 5174

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникации Многоплановость программы «Вечерний Ургант». Истоки и воплощение. Выполнила: студентка V курса д/о (группа 507) С.А. Карповская Преподаватель: Доцент, кандидат филологических наук И.И. Засурский Москва 2014 §1 Истоки. Программа «Вечерний Ургант» является адаптированной версией американских «late night show». «Late night show» - специфический формат вечернего развлекательного ток-шоу эстрадно-театральной природы. Программы такого формата, как правило, записываются либо в онлайн-режиме, либо за несколько часов до эфирного времени. Обязательными сценарными элементами таких программ являются: - тизер или «cold open» - монолог ведущего - интервью с одним или двумя гостями - скетчи - музыкальный гость или номер Упрощённый сценарий подобных шоу выглядит так не случайно. Свои «рекреативные» истоки формат «late night show» берёт у американского водевиля1. «Водевилем» мы называем не классический драматический жанр комедийной пьесы, а уже выросшее из него популярное в 1880е - 1930е годы в США театрально-эстрадное направление представлений. Изначально водевили, как и их французские предшественники (кафешантаны, кафконсы, кабаре, варьете и тд) были ориентированы прежде всего на низший класс, поэтому первые «представления» устраивались в различных кабаках, пабах, и других подобных заведениях, где театральное мастерство всё ещё конкурировало с гастрономическим. Постепенно зрелищные водевили обрели популярность у широкого слоя американского населения и перебрались в специализированные театры (самый знаменитый «Палас Театр» на углу Бродвея и 47-ой улицы в Нью- Йорке). Водевильное представление представляло собой чередующиеся друг за другом разножанровые выступления. На одну сцену за вечер выходили и актеры, и художники, и циркачи, и эстрадные певцы, и классические музыканты, и комики, и писатели, и спортсмены и так далее. Номера не 1 См. об этом: Истоки мюзикла [электронный ресурс]: http://www.artmusical.ru/musical1.htm объединялись никаким сквозным сюжетом, однако, было у водевиля нечто связующее, так называемый набор «обязательных элементов», позволявших воспринимать отдельные номера, как единое шоу. Такие шоу вёл комедийный ведущий, которому отводилась отдельная роль в представление: он общался со зрителями до и во время шоу, открывая вечер своим монологом, объявлял номера и комментировал их. Водевильные представления всегда предполагали театральную атмосферу: сцену, занавес, зрителей, живое музыкальное сопровождение. Последнее с годами заметно эволюционировало: если поначалу водевильные спектакли ограничивались пианистами, то к 1925 в США работали уже 60 специализированных водевильных оркестров2. Со временем водевильная планка поднялась, и подобные шоу стали причислять к отдельному виду искусства, который являлся несколько десятилетей «сердцем американского шоу-бизнеса»3. Но увековечить своё имя водевилю удалось только благодаря телеиндустрии. Интерессно, но почти каждый известный американский киноактер начала XX века либо участвовал, либо просто регулярно посещал водевили. Многие американские знаменитости, состоялись не после, а именно во время своей «водевильной» карьеры и пришли на теле и киноэкраны благодаря этому уже «звёздами». Самые яркие представители «водевильной школы»: Уилл Роджерс, Боб Хоуп, Фанни Брайс, Берт Уильямс, Бастер Китон и Чарли Чаплин. «Сегодня такие шоу, как «Late Night with David Letterman» и «Saturday Night Live» продолжают традиции популярного в конце XIX и начале XX века эстрадного развлечения»4. Из театра на экраны «водевиль» перебрался в 1948 году. Первым ведущим такого шоу стал Эд Салливан, который на тот момент был известным журналистом. В начале своей карьеры Салливан работал в «Associated Press» и в «The Morning Telegraph». Он стал вести бродвейскую колонку в «The Evening Graphic» в 1929, а на следующий год перешел с ней в «New York Daily News». С 2 Там же Vaudeville: About Vaudeville"// National Endowment for the Arts, the Corporation for Public Broadcasting [электронный источник]; URL: http://archive.today/GIGP 3 4 Там же годами Эд всё больше погружался в Бродвейскую жизнь. На пике своей карьеры он попал в водевильные театры, где работал как в качестве ведущего, так и в качестве продюсера. Этот опыт позволил ему провести несколько крупных государственных церемоний, после чего его заметили на CBS, и предложили вести Эду собственное шоу под названием «Toast of the town». Тогда в качестве эксперимента было впервые решено экранизировать хорошо знакомые Салливану водевильные представления. В первом часовом эфире, который начался с монолога Салливана 20 июня в 21:00 на CBS, Эд поочередно вызывал на сцену телевизионной студии комиков (Дина Мартина и Джерри Льюиса), легенд Бродвея (Ричарда Роджерса и Оскара Хамерштейна II), пианиста (Евгения Листа), поющего пожарника (Джона Кокомана), балерину (Кэтрин Ли), певицу (Монику Льюис) и других комиков (Ли Гудмана и Джима Кирквуда), а так же рефери бокса и танцевальный коллектив «The Toastettes» из шести девушек. Каждый из них выступил в ту ночь со своим номером в театре Максин Эллиот, на 39 улице Бродвея, где расположилась первая телевизионная студия вечернего шоу. Это была настоящая революция! Каждый мог посмотреть водевильное шоу прямо из дома. Теперь не надо было платить за театральный билет, можно просто наслаждаться действием сидя на своём любимом диване. Уже к концу года аналогичное шоу запустил на телеканале NBC Милтон Берль. «Texaco Star Theatre» с Милтоном Берлем и «Toast of the town» с Эдом Салливаном пионеры формата «late night show». Успех был колоссальный. Для многих американских семей вечер воскресенья перед телевизором стал благодаря Салливану своеобразным обрядом. За два десятилетия вещания шоу открыло для Америки таких культовых звезд как Элвис Пресли, группы The Rolling Stones, The Jackson 5, The Doors. Многие ведущие мечтали конкурировать в вечернем эфире с Эдом Салливаном, но первому достичь такого же успеха удалось Стиву Аллену. Культовое вечернее шоу, «The tonight show», изменившее представление об этом формате, вышло в эфир в 1957 году на NBC и продолжает идти до сих пор. Успех был достигнут благодаря тем поискам, которые вели продюсеры шоу желая достичь идеальной адаптации водевильного театрально-эстрадного формата для телевидения. Было очевидно, что телевизионная специфика должна внести свои коррективы. И уже в первом выпуске заметна попытка синтезировать рекреативную функцию водевилей с информационной функцией телевидения (хотя первая заметно превалировала над второй). Такой эксперимент пришёлся зрителям по душе. Кроме уже знакомого водевильного юмора теперь прямо «с первого ряда» аудитория впитывала одновременно с порцией шуток и красочных номеров актуальную информацию. Cтив Аллен еженедельно появлялся перед зрителями из-за занавеса в воскресный праймтайм, начиная своё шоу с злободневного монолога в жанре стенд-ап комеди. Далее его шоу продолжалась несколькими юмористическими скетчами. Затем следовали интервью со «звездами» за колоритным столом с ретро микрофоном, который до сих пор является «символом» для многих подобных передач. Важно было, что гости не приходили в программу без так называемого информационного повода (запись новой музыкальной композиции, премьера фильма, старт продаж книги и тд.). Музыкальные отбивки в программе вживую исполняла постоянная домашняя группа. Появились и ещё два обязательных участника шоу: соведущий и живая аудитория. Зал стал таким же неотъемлимым элементом программы, как и всё остальное. Реакция, смех, аплодисменты заметно обогатили шоу, воскресив в нём водевильный антураж. А вот первичная форма водевильных номеров, сохранилась только в финале программы, представляющей собой музыкальный номер. Два десятка лет с начала 70-х прошли под эгидой экспериментов. Именно в эти годы в «late night» стали активно работать над инфотейнментом. Это был новый «способ подачи новостей в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности, что было вызвано падением рейтингов информационных программ»5 в США. Идею «высмеивания» новостей подхватили все ведущие того времени. Несмотря на кажущуюся несерьезность 5 Федотова Н.А. Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. – Челябинск, 2012. – No 1 (9). – С. 69 циркулирующей в них информации, они смогли добавить в свои программы политический оттенок. Правда, всерьез об этой роли задумались только после 2008 года когда гостем одного из подобных шоу, «The Daily Show with Jon Stewart», стал Барак Обама. Работа шла не только над контентом программы, но и над её структурой. Экспериментировали с хронометражем: за 20 лет программы выходили в совершенно разных форматах от получасового до полутрочасового. Затем экспериментировали с количеством выпусков в неделю: от одного до пяти. И только к началу 90-х годов сформировалась некая формула идеального «late night show»: 5 дней в неделю, часовой эфир после 22:00. 90-е годы – взлет для этого формата. С 1993 года Девид Леттерман запускает свое шоу на CBS, в этом же году на «The tonight show» приходит Джейн Лено. В этих же годах к своей деятельности приступает Конан О’Брайен, Килборн, Джон Стюарт и другие. «Наиболее яркими наследниками Эда Салливана и Джимми Карсона, имевших в прошлом феноменальный успех, уже очень давно остаются Джей Лено, работавший в последние годы на NBC, и Дэвид Леттерман, ведущий свою программу на CBS, которые способны привлекать к экранам до 3,5-5 млн зрителей. Среди ведущих, работающих после 23 часов, выделяется Конан О’Брайан с NBC (аудитория около 2 млн человек), метящий в наследники двум его старшим коллегам и конкурентам. В отличие от утренних программ и новостей эти передачи делаются сторонними продюсерскими компаниями, и потому борьба за них между сетями «большой тройки» (FOX не работает в этом формате) особенно напряженная: ABC в течение нескольких лет пыталась переманить Леттермана, и CBS успокоилась только осенью 2006 года, когда ведущий и его продюсерская фирма Worldwide Pants Production (делает для CBS также программу конкурента О’Брайна Крейга Фергюсона) продлили контракт с каналом ещё на четыре года с годовой зарплатой 13 млн долларов.» 6 6 Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. – М.: Издательство Московского университета, 2010 С. 464 Успешный формат раскупался многими странами, неоднократные попытки адаптации были и в России. Игорь Угольников, Максим Галкин - не смогли стать уверенными пионерами формата в России. «Добрый вечер» Игоря Угольникова не продержалась в конце 90-х на «РТР» и года, примерно такая же судьба была и у шоу «Добрый вечер с Максимом» в 2011 на «России-1». Ряд аналогичных программ появлялись и на других каналах, но ни одна из них не приживалась. Так как «late night» продукт авторский, корреляция успеха во многом зависит от ведущего. В 2012 году «Первый» канал, во главе с К. Эрнстом, увидел потенциал в Иване Андреевиче Урганте, и под строгим курированием американского продюссера Билли Кимбалла, запустил программу «Вечерний Ургант». В отличие от предыдущих попыток в этот раз, шоу было не просто пародией на американский формат, а непосредственной официальной руссифицированной версией формата. §2 Воплощение. Как и в американских аналогах многоплановость «Вечернего Урганта» возникает за счет соединения множества эстрадно-театральных «элементов» с отдельными характерами постоянных «героев» шоу. Кроме водевильного антуража, который мы подробно описали выше, крайне важным элементом шоу является музыкальное сопровождение, к слову, являющаяся часть этих эстрадных традиций. В программе «Вечерний Ургнат» в живом исполнение каждый вечер звучит группа «FRUKTЫ». Она состоит из семи человек: двух вокалисток и пяти музыкантов. Все музыкальные композиции подбираются к конкретному гостю по смыслу: для актёров звучит музыка из кинофильмов с их участием, для музыкантов - песни с их альбомов и так далее. За кадром остаётся важная работа со зрителями автора программы Константина Анисимова. Перед записью каждого эфира, иногда совместно с соведущим Ивана Андреевича, Дмитрием Хрусталевым, он «разогревает» зрительный зал перед записью программы. Смех, аплодисменты, и прочие реакции зрителей в студии - являются существенной звуковой и смысловой составляющей шоу. Не менее важную функцию в программе выполняют и теле-зрители. Обратная связь с ними в основном осуществляется через социальные сети: Vkontakte, Facebook, Instagram - через все эти ресурсы аудитория получает подробную информацию о выпусках шоу, принимает участие в конкурсах и даже в создание самой передачи. Не редко на официальных группах в соцсетях авторы шоу размещают задание снять определенный видео-ролик для зрителей, из которых потом монтируется комедийный скетч. Важным элементом шоу является и вышеупомянутый соведущий, Дмитрий Хрусталёв. Первый сезон «Вечернего Урганта» шёл без соведущего, и многие критиковали внедрение Александра Гудкова в эфир второго сезона. Однако, соведущий является такой же важной частью программы этого формата как и другие его элементы: «Одной из отличительных черт многих американских развлекательных ток-шоу является присутствие ассистента/ соведущего, к которому часто обращается ведущий/ведущая только для того, чтобы получить остроумный ответ на какой-либо вопрос или комментарий. Такой короткий обмен репликами служит очередным способом пошутить, заставить аудиторию смеяться над кем-либо (как правило, соведущий становится предметом насмешек)7 . Однако, как показала практика, быть соведущим непросто, за два года программа уже сменила двух людей на этом посту. Однако, в отличие от Александра Олейникова, Александ Гудков, не покинул шоу полностью. Гудков стал полноценным «героем» шоу. Кроме объявления гостей эфира в заставке программы, Александр Гудков является автором «Вечернего Урганта» и имеет собственные постоянные рубрики: «Музыкальная студия Александра Гудкова», «Дамский клуб Александра Гудкова», «Борис Тигр» и другие. Свои рубрики есть и у Дмитрия Хрусталёва: «Митькина невеста» и «Культурные приключения Вити и Мити». Последнюю он ведёт вместе с Виктором Васильевым, бывшим капитаном команды КВН «Сборная Санкт-Петербурга». Не менее значимой фигурой является и корреспондентка программы «Вечерний Ургант», Алла Михеева. Её провокационные «острые репортажи» и амплуа вызывают множество споров, но несмотря на это каждую неделю она приносит в студию свой новый материал. Еженедельно в студии появляется и замечательный кинокритик радио «Эхо», Антон Долин. В рубрике «Пойдем в кино, Оксана», он обсуждает с Иваном фильмы, которые стоит или не стоит смотреть на выходных. Иногда в специальных рубриках, «Пойдем в кино, Ванесса», Антон Долин выходит во вторую останкинскую студию по телемосту с различных кинофестивалей. Буквально в этом сезоне постоянные рубрики появились и у Владимира Маркони, известного многим по «Реутов-ТВ». В «Вечернем Урганте» он является автором и продюсером рубрик: «Вечерний патруль» и «Селфи с незанкомцем». 7 Саркисян О.Н. Основные формы отражения различных теорий юмора в американских телевизионных шоу, Вестник ПГЛУ No4, 2012, С. 84 Ну и конечно же самое главное звено этой длинной цепочки - ведущий. Он по совместительству является и одним из продюсеров шоу. «Мы любим шута за то, что он освобождает нас от гнета общественного мнения. Потому что общественное - это мнение, которое можно высказать, не боясь изоляции. Комедийный шут говорит то, что мы даже подумать не смеем. В этом состоит комический катарсис: осмеяние и познание в одном. Комизм заступает место критике.»8 - констатирует Больц. И всё это, в хорошем смысле, относится и к Ивану Урганту. 8 Больц Н. Азбука медиа М.: «Европа», 2011. С. 136 Библиография 1.Больц Н. Азбука медиа М.: «Европа», 2011 2.Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. – М.: Издательство Московского университета, 2010 3.Саркисян О.Н. Основные формы отражения различных теорий юмора в американских телевизионных шоу, Вестник ПГЛУ No4, 2012 4.Федотова Н.А. Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. – Челябинск, 2012. – No 1 (9). Электронные ресурсы Vaudeville: About Vaudeville"// National Endowment for the Arts, the Corporation for Public Broadcasting [электронный источник]; URL: http://archive.today/GIGP Истоки мюзикла [электронный ресурс]: http://www.artmusical.ru/musical1.htm

- у работы пока нет рецензий -