Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова _____________________________________ Факультет журналистики Кафедра зарубежной журналистики и литературы Курсовая работа на тему: «Национальный характер испанского народа» Выполнила студентка 2 курса д/о 208 гр. Макарова М. А. Научный руководитель: кн. ф. н. Кустова Л. С. Москва 2017 Содержание работы: Введение………………………………………………………………………...….3 Структура работы. Методический аспект исследования. Инструментарий…………………………………………………………………...5 Основная часть…………………………………………………………………….7 Влияние историко-природного фактора на национальный характер испанского народа……………………………………………………………………………....7 Влияние культурно-лингвистического фактора на национальный характер испанского народа………………………………………………………………..16 Влияние социально-этического фактора на национальный характер испанского народа……………………………………………………………………………..24 Заключение…………………………………………………….………………….31 Библиографический список………………………………….……………….….33 Введение 2 Интересную мысль высказал Владимир Познер в своем фильме «В поисках Дон Кихота»1, посвященном исследованиям национального характера Испании, поискам в нем черт знаменитого «Рыцаря печального образа». Автор сравнил Испанию и Россию. Первая долгое время жила под игом мавров, вторая — под монголо-татарским. О России часто можно услышать, что она «не совсем Европа», а, намекая на Испанию, иногда говорят, что «Европа заканчивается у Пиренеев». Выходит, в сознании европейцев обе эти страны воспринимаются как некое синкретичное явление: они равно близки к Европе, как и далеки от нее. Разобраться в особенностях национального характера испанского народа — задача непростая. Для нашего исследования важно понимать, что на формирование национальной идентичности оказывала влияние совокупность факторов, мыслимых как во времени, так и в пространстве. Отметим также, что процесс этот не имеет конечной точки, и современная Испания должна восприниматься нами лишь как один из отрезков в цепи национальной истории, который, однако, мы можем анализировать на основе видимых явлений и в котором должны разглядеть влияние предшествующих эпох. Таким образом, объект нашего исследования мы определим достаточно широко — это весь контекст существования испанского народа в прошлом и настоящем; предметом же будем считать непосредственно сам национальный характер как продукт естественного становления и развития испанского народа. Исходя из этого, обозначим цели и задачи работы. Основная цель исследования — выявление универсальных черт национального характера и формирование цельного представления об испанском народе и его особенностях. На пути к разгадке многих тайн испанского национального характера перед нами стоят определенные задачи: экскурс в историю, комплексный анализ важных факторов как на материальном, так и на духовном уровне, сопоставление полученных знаний и подготовка емких выводов, 1 Документальный фильм-путешествие Владимира Познера об Испании, 2016 3 подтверждающих или опровергающих гипотезы, которые возникнут в ходе исследования. Испания сегодня — это четвертая по площади страна Европы (ее территория составляет 504,8 кв. км). Страна занимает большую часть Пиренейского полуострова, ей принадлежат Канарские острова в Атлантическом океане, Балеарские острова в Средиземном море и два города в Северной Африке (тер. Бывшего Испанского Марокко): Мелилья и Сеута. С 1975 года Испания — конституционная монархия. Страна разделена на 17 автономных областей, состоящих из провинций, которых, в свою очередь, насчитывается ровно 50. Такое административное устройство страны хотя и наделяет регионы долей самостоятельности, но не решает глубоких внутренних проблем. Сепаратистские настроения в современной Испании очень сильны. Три испанские провинции (Каталония, Страна Басков и Галисия) образованы по национальному принципу и наделены более высокой степенью автономии2, но на деле и этого оказывается недостаточно, так что стремление отдельных регионов Испании к независимости приобретает все более настойчивый характер. Испания не однородна в своем этническом составе. Собственно испанцы составляют большую часть населения страны (¾), но на целую долю приходится еще несколько значительных этносов: каталонцы, галисийцы и баски. Целостность страны призван подчеркивать единственный государственный язык — испанский, формировавшийся на основе кастильского наречия (Кастилия — историческая область, центральный регион современной Испании), в то же время у вышеупомянутых народов в автономных областях говорят на собственных национальных языках.3 Большая часть населения исповедует католицизм. Современная Испания — светская страна, где по Конституции 1978 года церковь была отделена от 2 Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. [Электронный ресурс] URL: http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/ispaniy.html 3 Журнал «Вокруг света» / Июнь 1998 / Испания 4 государства. Более подробному исследованию каждого из аспектов исторического развития мы посвятим основную часть работы. Перед тем, как перейти к системному, поэтапному анализу формирования испанского характера, следует сказать пару слов о «национальных мифах», прочно засевших в общественном сознании в отношении к этой стране. Испанцы действительно темпераментны, легко идут на риск, но за внешней непринужденностью может скрываться глубокая привязанность. Испанцев чаще всего ассоциируют со страстным, буйным, неукротимым характером, под стать элементам национальной культуры — корриды и фламенко. Тем не менее, страстность испанской натуры может не иметь внешних признаков: они приветливы в общении, но не навязчивы, испанцы совершенно не агрессивны в повседневной жизни. Если попросить у испанца, к примеру, сигару, то он непременно вынет ее из пачки, положит на ладонь и протянет как знак особого внимания. Страстность испанцев больше внутренняя черта, именно поэтому она получает выражение в танце, в бою, в игре со смертью — во внешних формах, позволяющих высвободить внутренний огонь. Структура работы. Методический аспект исследования. Инструментарий Наше исследование мы будем основывать на трехуровневой модели изучения национального характера, в основе которой лежит понятие о народе как о динамической, живой, саморазвивающейся системе. Эта система, в свою очередь, состоит из множества подсистем, одной из которых и является национальный характер, уникальный для каждого народа. Исследование национального характера следует проводить в двух ракурсах: внешнем и внутреннем. Внутренний подразумевает исследование его структурных составляющих: иерархических рядов, системообразующих факторов и универсальных свойств. Внешний ракурс важен для нас с позиции взаимодействия с другими народами. 5 Особое значение для исследования имеют следующие факторы:4 -Историко-природный фактор на внешнем, материальном уровне -Культурно-лингвистический фактор на внутреннем, духовном уровне -Социально-этический фактор на третьем, духовно-материальном уровне Анализируя национальный характер, мы должны учитывать и его антиномичность (ср.: одновременная щедрость и расточительность русского характера), то есть соотношение положительных и отрицательных свойств, которое ответствует представлениям современной науки о полярности мировых процессов.5 В процессе работы мы будем апеллировать к учениям Вернадского, Чижевского, Пригожина, их последователей и других исследователей, чьи идеи способствовали формированию сильной научной базы, на основе которой стал возможен практический подход к анализу характеров различных народов. Углубляясь в исследование, мы будем работать с различной литературой. Учебные пособия по древней, средневековой, новой и новейшей истории Испании помогут сформировать представление об историческом пути страны. Нередко мы будем обращаться к научно-публицистическим материалам (журналы «Вокруг Света», «Geo»), туристическим путеводителям. Подтверждать и опровергать гипотезы поможет обзор энциклопедической литературы, официальных статистик как на русском, так и на испанском языках. 4 Кустова Л. С. Теория и практика изучения национального характера. Учебно-методическое пособие. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. 5 Там же. 6 Актуальность исследования, в первую очередь, состоит в том, что на сегодняшний день интерес к испанской культуре неуклонно растет, а засилье «мифов», несправедливых оценок и предвзятых мнений препятствует составлению объективной картины. Всесторонний анализ национального характера одного из самых многочисленных европейских народов поможет глубже понимать другие нации. Обладание этими знаниям важно в профессиональной деятельности журналиста-международника, которому предстоит взаимодействовать с представителями различных культур для подготовки качественных материалов, учитывая специфику их национального характера. Основная часть Влияние историко-природного фактора на национальный характер испанского народа Влияние географических особенностей на испанский национальный характер становится заметным при первых попытках их осмысления. Страна расположена на перекрестке кратчайших морских путей, ведущих к другим государствам Европы, Американскому и Африканскому континентам. Близость большой воды, активное освоение судоходства и морской торговли предопределяют такую универсальную черту характера как открытость и восприимчивость. Испанская история хранит множество свидетельств культурного «наслоения», часть из которого не является насильственной, а, напротив, говорит о стремлении испанцев к заимствованию и адаптации культурных и материальных приобретений.6 Природа Испании не однородна по своему составу. В рельефе страны чередуются равнинные и горные ландшафты. Это обуславливает внутреннюю разницу в характере испанцев: жители севера отличаются от южан, андалузиец не похож на галисийца. 6 Большая серия знаний. Страны. Народы. Европа и Россия/ Сост. В. Б. Новичков. — М.: Современная педагогика, 2003 7 Испания оказалась на стыке Африки и Европы, исламского и христианского мира. Эта особенность географического положения повлияла не только на облик страны, но и на национальный характер ее жителей, такой же противоречивый и неоднозначный. Климат Испании во многом сопоставим с другими средиземноморскими странами. Он благоприятствует ведению сельского хозяйства и высоким показателям его продуктивности. Так, Испания занимает лидирующие позиции в мире по производству вин, оливкового масла и выращиванию цитрусовых.7 Климатические особенности определяют и некоторые характерные особенности испанцев в отношении к работе. Жаркие дни не располагают к труду, а прохладные вечера, напротив, смещают на себя период наибольшей активности. Как и в других странах этих широт (ср.: север и юг Италии), северные регионы ведут более размеренную жизнь, в их укладе меньше суеты, жители отличаются более размеренным темпом жизни и, как правило, экономически они более развиты, чем южные соседи. В характере испанцев ощутима связь с природой, умение ценить не только ее красоту, но и жизненную пользу. Достаточно вспомнить архитектурные шедевры Антонио архитектуру, Гауди, отразить сумевшего перенести законы природы непрерывность, плавность архитектурных на форм, свойственных живой природе. Контакты-конфликты. История Испании в «пирамиде» Сакулина Для удобства работы над историческим пластом исследования будем опираться на схематическое представление последовательных этапов развития испанского этноса. 7 Там же. 8 9 Иберы и кельты Иберы ― это народ, проживавший на территории современной Испании, примерно с III тысячелетия до нашей эры. Кельты же появились в Испании в начале первого тысячелетия до нашей эры. Так сложилось, что кельтская культура стала преобладать на западных и северных территориях современной Испании, а иберийская культура сохранилась на южных. В центре Испании две эти культуры смешались, и на этих землях выделились так называемые кельтиберы. Данный сплав двух культур позднее распространился и на всё восточное побережье Испании. Иберы и кельтиберы активно вели торговлю с другими народами Средиземноморья. Они были предприимчивы, деятельны. Внешне иберы были похожи на современных каталонцев. Из дошедших до нас описаний известно, что они были стройны, обладали тонкими чертами лица, хотя для цивилизованных греков при первых контактах (греки одними из первых начали осваивать Иберийский полуостров) казались странными и дикими (длинные волосы, хриплые голоса). Однако привыкшие к трудностям, иберы были терпеливы, в то же время непоседливы, склонны к приключениям. Эти черты давних предков сохранились в испанском национальном характере и ярче всего проявились в эпоху великих географических открытий. Трудолюбие и деловитость кельтов, однако, наиболее ярко отразились в характере современных каталонцев, которые сегодня противопоставляют себя испанцам, подчеркивая разницу менталитетов и всей исторической судьбы. Характерными качествами иберов также были мужество, выносливость и презрение к смерти. Эти черты развились в результате постоянной борьбы с новыми и новыми захватчиками. Показательно то, что римские легионеры, осаждая города, никогда не рассчитывали на пленных, так как знали, что защитники, превыше всего ценящие свободу, скорее пойдут на коллективное самоубийство, чем сложат оружие. Почти каждый иберийский воин держал при себе яд и, если не находил случая бежать, чтобы не становиться рабом, выбирал смерть. 10 Римляне также отмечали особенное благородство иберов и вместе с тем преданность вождю, доходящую до фанатизма. Стоит лишь вспомнить события 1936 года, военный переворот в Испании, в результате которого установилась диктатура Франко. Тоталитарная идеология, конечно, не может объясняться только наследственными национальными чертами, однако преданность вождю среди испанского народа воскрешает образы древних иберов, стоящих на смерть за своего повелителя. Греки и Семиты На Иберийском полуострове свой след оставили многочисленные народы. Первые сведения о возникновении городов на Пиренеях относятся к XI веку до н.э., когда финикийцы основали колонию недалеко от современного Кадиса 8. Вслед за тем на полуострове начинают появляться Греческие мореплаватели (хотя вопрос «первенства» греков или семитов остается дискуссионным). И все же более ощутимое влияние на иберийскую культуру оказали греки. Эллины познакомили местных жителей с оливой и виноградом, научили отжимать масло, делать вино, то есть производить продукты, ставшие основой материального благополучия региона.9 Колонизация же и массовое заселение полуострова начнутся только во второй половине III века до н.э., в то время, когда карфагенской армии удастся подчинить себе значительную долю этих земель. Именно карфагеняне построят будущие испанские города — Барселону и Картахену. Однако спустя несколько лет, в 209 году до н.э. после поражения во второй Пунической войне карфагенянам придется покинуть полуостров. От характера первых поселенцев испанцы сохранили очень немногое. Карфагенянам была свойственна врожденная всем семитскими народам гибкость ума, сочетающаяся, однако, с эгоистическим мышлением и, как следствие, желанием любыми путями (хитростью, коварством) добиться своей цели. Эту черту никак нельзя назвать характерной для Испании в целом, 8 Географическая энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/2027 9 Грицак Е. Барселона и Монсеррат. — М.: Вече, 2006. 11 однако ее «наследниками» испанцы считают каталонцев, приписывая именно им такие качества, как эгоистический прагматизм и готовность пойти на обман ради личной выгоды.10 Римское господство Следующим обширным и значимым этапом в истории Испании стало Римское завоевание. С рубежа III и II века до н.э. и до конца V века н.э. страна находилась под властью Рима. После полного уничтожения Карфагена, римляне продолжили свою экспансию, почти полностью покорив полуостров и распространив свое влияние на обширные территории. Некогда всего лишь одна из римских провинций, получившая название Hispania, в будущем уже сама обладала привилегией вершить европейскую историю и диктовать свои правила. Но на данном этапе исследования для нас важно отметить, что на заре своей истории Испания полностью впитала римскую культуру и язык. Рим был самой мощной, образцовой цивилизацией, заложившей основы большинства существующих ныне европейских государств. Испания была одной из его наследниц. Свевы, вандалы и аланы В 409 году Иберия пострадала от нападений германских племен (свевы, вандалы) и кочевников скифо-сарматского происхождения (аланы). Важно заметить, что северная часть полуострова, на которой проживали васконы (баски) и кантабры, была полностью независима как от свевов, так и от вестготов. Эта деталь из далекого прошлого приближает нас к понимаю картины современной Испании. Баски не были связаны с испанцами ни общими предками11, ни общими «властителями», отсюда извечное противопоставление своей национальной идентичности испанцам. Вестготы 10 Русская историческая библиотека. Древний Карфаген. [Электронный ресурс] URL: http://rushist.com 11 Происхождение баскского народа является дискуссионным вопросом и по сей день, известно лишь, что баскский язык происходит от аквитанского языка, распространенного в Аквитании до римского завоевания. Под вопросом остается возможное родство басков с кавказскими народами и древним доиндоевропейским населением Европы. 12 После падения Римской Империи в 476 году королевство вестготов («Тулузское королевство») обрело полную независимость. На протяжении 5 века вестготам удалось присоединить значительную часть Иберии и удержаться в этом регионе вплоть до арабского вторжения. Вестготские короли Леовигильд (569-586) и Рекаред (586-601) занялись основательным обустройством новых земель. С именем первого из них связано возникновение Толедского королевства, окончательная победа над свевами и желание создать мощное государство по византийскому образцу. Леовигильд способствовал окончательному уравниванию в правах этнических групп, с этого момента разрешались браки между римлянами и готами. Отметим, что именно в это время начинает разрабатываться само понятие Испания, получает развитие национальная идея.12 Политика вестготских королей вела к преодолению различий между германцами и испано-римлянами, что, в конечном итоге, определило процесс перехода готов от арианства (разновидность христианской ереси) в ортодоксию в 589 году. Вестготы быстро смешались с местным населением, утратив свой язык и обычаи. Из характерных черт, присущих германским племенам, непросто обнаружить непосредственную преемственность. Германцам были свойственны строгость и дисциплина в бою наряду с неумеренностью в веселье. У испанцев сегодня можно отметить схожую крайность в проявлении чувств, что помогает объяснить культуру испанского праздника, сопровождающегося буйством, неистовой энергией, желанием уйти от забот и проблем. Мавры Господство вестготов окончилось в 711 году, когда мусульманское войско пересекло Гибралтарский пролив и разгромило вестготов возле Кадиса. Спустя несколько лет мусульмане завоевали почти весь полуостров, превратив его в эмират Аль-Андалус. 12 Рюкуа А. Средневековая Испания. — М.: Вече, 2006 13 При дворе распространился восточный церемониал, следования восточной моде выражались в питании и одежде, а паломничества в Мекку способствовали еще большей «ориентализации» обычаев. В Х столетии, с приходом на трон Абд аль-Рахмана III обозначился апогей мусульманской Испании. Себя новый правитель провозгласил халифом, что означало верховный титул и подразумевало соединение светской и религиозной власти в руках одного человека. В период расцвета Аль-Андалуса Испания обогатилась культурными новшествами, развитие получили гуманитарные науки, начался стремительный рост крупных городов. Кордоба, столица мусульманской Испании, даже превратилась в самый большой город Западной Европы и стала культурным центром эпохи. Однако в XI столетии, столкновения между королевскими мусульманскими семьями привели к упадку, и единый халифат раскололся на множество эмиратов. Движение Реконкисты — возвращения Испании христианам — набирало обороты. В 1212 году состоялась кульминационная битва, в которой мавры были разгромлены объединенными войсками. Окончательным завершением Реконкисты можно считать капитуляцию осажденной Гранады в 1492 году, последнего оплота мусульманского мира. Восемь столетий жизни бок о бок с маврами во многом способствовали взаимопроникновению культур. Реконкисту нельзя назвать «отвоевыванием» в классическом понимании этого слова уже хотя бы потому, что против католических королей сражались местные жители, испанцы, принявшие ислам добровольно. Именно поэтому имеет смысл говорить о значительной «мавританской» доле в формировании испанского характера, несмотря на то, что последующие несколько веков католическая церковь и инквизиция будут всеми силами стремиться искоренить влияние неверных. Испанские евреи Исторически на территории Испании проживало большое количество евреев, бежавших из Иерусалима в 587 году до н.э. и, таким образом, избежавшие 14 Вавилонского плена. В Испанской земле они видели олицетворение страны Сефарад.1314 Евреи долгое время мирно сосуществовали с коренным населением Испании, с завоевателями-маврами. Евреи способствовали развитию торговли, расширению хозяйственных связей и вели абсолютно конформистский образ жизни. Евреев из страны изгоняли дважды: «немусульман» Альмохадами в 1146 году и «нехристиан» католическими королями в 1492 году. Евреи, выбравшие ссылку, ушли, но в народном сознании сохранилась память о «сосуществовании трех религий». В среде историков можно услышать фразу - «Испания трех культур» (Испания мусульманская, Испания «вечно гонимых» евреев, Испания христианская). Для нашего исследования необходимо изучать влияние каждой культуры не в отрыве друг от друга, а вместе. Формирование национального характера, обусловленного доказательство историко-географическим существования единой цивилизации, фактором, — это «оригинальность которой происходит от ее разноплановости, где единство базируется на различиях».15 Испания испытала мощный пассионарный толчок с окончанием Реконкисты. Первые католические короли задали реакционный курс: вместо веротерпимости мавров — строгие нормы католичества, вместо суда общественного — суд церковный. Любая неудача стала объясняться через грех, любая победа — через милость Божью. Рьяные поборники католичества, испанцы распространяли свою веру и традиции на новые колонии. После прибытия Колумба в Америку в 1492 году Испания трансформировалась в огромную империю: конкистадоры захватили земли от Кубы до Боливии, а драгоценные металлы в огромных количествах потекли в испанскую казну из Перу и Мексики. Испания монополизировала торговлю в этих новых колониях 13 Сефарад — слово, встречаемое только у Авдия (пророка). Иудеи думали, что эта страна находится в Испании. Император Адриан многих иудеев выслал именно в эту страну. 14 Рюкуа А. Средневековая Испания. — М.: Вече, 2006. 15 Там же. 15 и стала одной из самых могущественных стран в мире. Но то был лишь непродолжительный «золотой век» Испании, на смену которому пришла новая и продолжительная фаза «спада» (учение Гумилева о фазах этногенеза) 16, оправляться от которой стране приходится и по *сегодняшний день17. Влияние культурно-лингвистического фактора на национальный характер испанского народа Анализ следующего фактора важен, чтобы наиболее точно представить духовный облик народа, выраженный в языке, искусстве и религии. Национальный язык Государственным языком Испании является испанский (другое название — кастильский), но в соответствующих исторических областях конституционно закреплены и местные языки. Каталонский язык, как и испанский относится к романской группе индоевропейской языковой семьи, галисийский очень близок к португальскому, а язык басков по известной языковой классификации аналогов в Европе не имеет.18 Испанский язык является предком народной латыни и произошел от одного из ее диалектов, получившего развитие в центре северной части пиренейского полуострова после падения Западной Римской империи в V в. Письменный стандарт разрабатывался в Толедо (XIII-XVI вв.) и Мадриде (с 1560-х годов). Впоследствии язык распространился и на страны-колонии Испанской империи. Сегодня испанский - это официальный язык 21 страны и многих международных организаций, является одним из шести официальных языков ООН.19 16 Кустова Л. С. Теория и практика изучения национального характера. Учебно-методическое пособие. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. 17 * Предположительно, настоящую фазу мы можем классифицировать как этап «регенерации», связанный с падением режима Франко и возвращения на путь западной демократии. 18 Большая серия знаний. Страны. Народы. Европа и Россия/ Сост. В. Б. Новичков. — М.: Современная педагогика, 2003. 19 Ralph P. A History of the Spanish Language. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 16 На протяжении своей истории испанский язык не был статичен, он постоянно испытывал влияния других языков (в большинстве своем это касается лексических заимствований). Состав языка пополнялся за счет заимствований из дороманских языков (включая баскский, иберийский и кельтиберский языки), позднее из греческого, германских, соседних романских и арабского языков. Важным событиям в истории языка стало учреждение Испанской Королевской Академии в 1713 году. Ее задачей была унификация языка, приведение его к единому стандарту. С этого времени диалектные различия начинают уменьшаться. Судьба испанского языка во многом схожа с французским, нормы которого так же тщательно регулируются Французской академией. Академия испанского языка отмечает, что испанский является одним из самых единых и цельных языков в мире. Показательно, что даже в англоязычном сообществе носители языка в разных странах не всегда понимают друг друга, а в испаноязычном мире этого не происходит.20 Испанский язык сегодня занимает второе место по распространенности (после китайского)2122. Интерес к языку способствует росту увлечения культурой, что ежегодно подтверждают туристические рейтинги. Язык народа в особенностях своего звучания может отражать национальные черты. Эта мысль возникла на основе сопоставлений. Язык англичан в активной фазе всегда напряжен, приподнят, словно «выстреливает» звуки — механизм формирования речи отражает английский консерватизм, сдержанность и усердие, накладывающие отпечаток на различные сферы жизни. Романским же языкам свойственна открытость слога, а также стремление к фонетическому связыванию слов в речевом потоке (слияние). 20 Романова Г. С. Испанский язык сегодня и завтра. [Электронный ресурс] URL: https://mirznanii.com/a/47511/ispanskiy-yazyk-segodnya-i-zavtra 21 Данные по количеству носителей, количеству стран, в которых язык является официальным, проценту вебсайтов, которые используют данные языки, а также общего вклада носителей языка в мировой ВВП. 22 Lewis M. Paul, Gary F. Simons, and Charles D. Fennig. Ethnologue: Languages of the World, Eighteenth edition. Dallas, Texas: SIL International, 2015 [Online version] URL: http://www.ethnologue.com 17 Звучание испанского языка, его быстрый темп идеально отражает пылкий испанский темперамент, свободолюбие, неприятие строгих рамок. Вспоминается фраза, приписываемая императору Карлу V: «На испанском я говорю с Богом, на итальянском – с женщинами, на французском – с мужчинами, на немецком – со своими лошадями». В этих словах есть доля скрытых ассоциаций: плавность и певучесть итальянского, изысканность французского, его связь с придворным этикетом, командный тон и резкость немецкого, наряду с которыми динамичность испанской речи действительно соотносима с самой искренней и страстной исповедью. Испанский национальный характер в искусстве Я могу из десяти кастильских мужиков сделать десять грандов, но даже из десяти грандов не могу сделать одного Веласкеса. Филипп IV (1621 – 1665), король Испании Произведения искусства во многом позволяют приблизиться к разгадке свойств национального характера. Остановимся более подробно на некоторых из них. Испанский мифологический фольклор — одно из первых звеньев в истории испанской национальной культуры. Он базируется на многих источниках: устных поверьях кельтского населения и поздних романских поселенцев, — дополняется влиянием вестготской и мосарабской культур. В испанском и португальском фольклоре были свои персонажи, например, сказочные существа дуэнде. Тем не менее, и они были схожи с мифическими персонажами других стран: гномами, гоблинами, домовыми.23 Позднее, прославленная на весь мир испанская литература многое почерпнет из древней мифологии (Сервантес будет упоминать образы быков Гисандо — кельтиберских скульптур — в своем творчестве и т. д.). Для нас особенно важно проследить литературную преемственность и процесс разработки общемировых тенденций на национальной почве. 23 Королев К. Энциклопедия Сверхъестественных Существ. — М.: Эксмо, 2002. 18 Первым выдающимся памятником испанской литературы на кастильском языке стал героический эпос «Песнь о моем Сиде» (XII в.) о подвигах Родриго Диаса де Бивара, героя Реконкисты, получившем прозвище Сид. Именно на основе героических поэм в эпоху Раннего Возрождения рождается испанский романс — вершина народной поэзии. Самым ярким проявлением испанского характера можно считать литературу барокко. В отличие от классицизма, барокко стремится не преобразовать и упорядочить хаос мира, а отобразить его в произведении. Именно игровая, двойственная природа, свойственная испанцам, нашла яркое выражение в литературе барокко. Её центральной фигурой по праву считается Педро Кальдерон, а родиной — Испания. Впоследствии влияние барочных мотивов распространилось далеко за пределы его творческой «родины». Суть барочной литературы иллюстрирует состояние испанского народа 17 века. «Золотой век» остался в прошлом, вместе с ним ушло чувство определенности. Оставаясь католической страной, Испания не поспевала за своими северными соседями-протестантами, чей уровень социально- экономического развития начал значительно повышаться на фоне беднеющей Испании. Состояние кризиса, неизвестности будущего выразилось в литературных образах. Дисгармоничность формы литературных произведений, динамизм сюжета, интрига, мистицизм, использование символов и аллегорий оказались внешним проявлением хаотического мироощущения испанского народа. Действие одной из своих пьес («Жизнь есть сон») Кальдерон и вовсе переносит в далекую Польшу. Понять современную автору Испанию представлялось не проще, чем вообразить жизнь на другом конце Европы. Именно в этот период для испанского народа особенно остро встает вопрос внутренней свободы, который стремился отразить и Кальдерон в своих драмах. Свободолюбие в испанском характере не является чисто внешней чертой. Для испанца понятие свободы сопряжено со свободным выбором, трудность которого становилась все отчетливее с освобождением сознания людей от религиозных догм. 19 «Золотой век» испанской литературы пришелся на период с середины 16 по конец 17 в., когда мировую известность обрело творчество Кальдерона, Лопе де Веги («Испанского Шекспира») и многих других талантливых испанцев. Именно в это время блеснул гений Сервантеса. «Дон Кихот» — особое произведение, где в характер своих героев автор смог вложить черты своих соотечественников: и «Кихотов», и «Санчо Панс». В испанском характере сочетается «кихотское» благородство, мечтательность. Среди каталонцев же часто можно встретить «Санчо Пансу», практичного, деловитого, земного. Но что важно, они оба — существенная часть единой Испании. Архитектура, скульптура, живопись В области архитектуры особенно заметно арабское влияние. Среди значительных памятников мавританской архитектуры сохранились Мескита (бывшая мечеть) в Кордове и дворец Альгамбра в Гранаде. С XI века развитие получил романский стиль (яркий пример — собор Сантьяго-де-Компостела), а уже с XIII века в Испании (по общей западноевропейской традиции), развивается готика. Однако даже она обнаруживает мавританское влияние. В этом отношении интересны Севильский, Бургосский и Толедский соборы (последний — один из крупнейших в Европе). Особого внимания заслуживает стиль «мудехар» как испано-португальское явление. Он сложился в результате слияния элементов готики (позднее — Ренессанса) с мавританской культурной традицией. Испания оказалась и родиной многих прославленных художников. «Золотым веком» испанской живописи неслучайно принято считать 17-е столетие. Картины одного из самых ярких представителей эпохи — Диего Веласкеса изображали религиозные, исторические и бытовые сюжеты, в них и сегодня можно увидеть «живую», вернее «живущую» Испанию: скромный завтрак простой семьи или будни испанского торговца. Интересно, что страстность, с которой соотносят все «испанское», не была характерна для самого Веласкеса, которого в большей степени прославили холодная наблюдательность и внимание к деталям. 20 Упадок испанского искусства выпал на последующие XVIII-XIX вв. и был связан с замкнутым подражанием классицизму. Возрождение испанской традиции открывает уже XX век. В это время в Барселоне строятся шедевры Антонио Гауди, творят Сальвадор Дали и Пабло Пикассо. Музыка, танец Музыка для любого народа является неотъемлемой частью культуры и как нельзя лучше передает его специфические черты. Музыка Испании отражает сложную, многослойную историю страны. Арабское влияние выразилось в утонченных восточных напевах, африканское — в четком и быстром ритме, контакты со странами-соседями обогатили самобытную испанскую песню новыми оттенками. Одной из характерных черт испанской музыки сегодня признана виртуозная игра на гитаре, сопровождаемая страстным танцем и чувственной песней. Музыкальная культура Испании уникальна, но не однородна. Большое влияние на неё оказали цыгане, упоминания о которых на Иберийском полуострове относятся еще к XV веку. Даже корни фламенко, национального испанского танца, признанного сегодня объектом культурного наследия ЮНЕСКО, уходят в цыганскую культуру. Русский очеркист Василий Боткин в своих «Письмах об Испании» (1842 г.) запишет: «Цыгане танцуют, действительно, с необыкновенной легкостью, гибкостью и увлечением; но они уничтожают страстную прелесть андалузских танцев…отсутствием скромности. Грации в них мало; да и ноги держат они по-гусиному. В песнях их за соло следует хор, как у наших цыган, чего нет в испанских и андалузских песнях».24 Испанская музыка имела общемировое признание в лице прославленных композиторов (Энрике Гранадос, Исаак Альбенис, Мануэль де Фалья и др.). В их творчестве нашла отражение своеобразность испанской культуры, каждый из них разрабатывал национальную тему. Примечательно, что к испанским мотивам часто обращались зарубежные композиторы. Так, популярная опера «Кармен» была создана Жоржем Бизе, французом. 24 Боткин В. П. Письма об Испании. — Л.: Наука, 1976. 21 Испанскую тему с ее народными обычаями и романтическим ореолом за пределами страны всегда считали чем-то экзотичным, пленяющим воображение. Коррида «Ничто не может дать такого полного понятия о наслаждениях, страстях, характере и физиономии испанского народа, как corrida de toros, самое высшее, самое любимое из его удовольствий».25 Коррида для испанцев больше, чем просто зрелище. Туристы со всего мира одновременно восхищаются и ужасаются ей, в то время как для большинства испанцев коррида остается наглядным воплощением национального духа: честолюбивого бесстрашия. «При этих страшно потрясающих зрелищах присутствуют не одни мужчины, но и женщины, даже дети; вероятно, вследствие привычки, зрелище крови, этот отвратительный вид раненных в живот лошадей, влачащих свои падающие внутренности, наконец, эта томящая душу опасность матадора, кажется, не производят ни малейшего впечатления на чувствительность испанок. На их прекрасных лицах видно одно только страстное внимание; мне рассказывали, что, когда один француз при виде смертельно раненной лошади не мог удержать жалобного восклицания, одна очень хорошенькая женщина, оборотясь, бросила на него презрительный взгляд, прибавив: "corazon de manteca" (сердце из сливочного масла)!».26 В 2013 году Испания даже приняла закон, по которому коррида была признана национальным достоянием. Но есть и обратная сторона: с каждым годом появляется все больше испанцев, выступающих за запрет корриды (преданность традиции заступают получившие в XXI веке новые ориентиры принципы гуманности). «Кровавые игры» полностью запрещены в Каталонии, что в очередной раз подчеркивает их обособленность и нежелание соотноситься с кастильцами. 25 Боткин В. П. Письма об Испании. — Л.: Наука, 1976. 26 Там же. 22 Религия Польский путешественник Николай Поплавский еще в 1484 году заметил следующее: «Во всех регионах Андалузии, Португалии и Алгарве строения и люди похожи друг на друга, а разница между сарацинами и христианами видна лишь в том, что касается религии».27 Испания была страной, в которой долгое время уживались и католики, и мусульмане, и иудеи, но все изменил поворотный 1469 год. Брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского объединил два основных центра христианской Испании и ознаменовал завершение Реконкисты. Королевская чета, известная также как католические монархи, объединила всю Испанию под единой верой, а в 1478 году они учредили известную своей безжалостностью инквизицию, за века существования которой были изгнаны и казнены тысячи людей, обвиненных в ереси или отказе перехода в католичество.28 Поражает факт, что последний суд инквизиции состоялся в 1826 году, когда еврейского учителя Кайетано Риполя сожгли на костре в Валенсии по обвинению в иудаизме. Это вызвало в Европе небывалое возмущение, и религиозным судам в Испании было дано строгое предписание: прекратить свою деятельность. На этот раз инквизиция в Испании была окончательно уничтожена.29 На протяжении и единственной столетий разрешенной католицизм религией в Испании вплоть был официальной до становления Второй Республики. Будучи рьяными католиками, испанцы утверждали свою веру на всех покоренных землях. После поражения Республики католическая церковь вернула себе прежнюю роль во франкистской Испании, став одной из опор авторитарного режима. Конкордат между Испанией и Ватиканом, подписанный в 1953 году, зафиксировал монопольное положение католицизма как единственной религии испанской нации. В 1967 году, однако, был принят закон 27 Рюкуа А. Средневековая Испания. — М.: Вече, 2006. 28 Там же. 29 Льоренте Х.А. История испанской инквизиции. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/HISTORY/INKWIZICIA/inquiz.txt 23 о свободе совести, давший возможность испанцам исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.30 Одним из самых сильных факторов исторического развития Испании служит идея отстаивания веры. Таким образом, мы можем заключить, что в формировании национального характера испанского народа участвовало не столько христианство в его внутреннем смысле, сколько внешняя составляющая — бесконечная борьба за веру. Эту способность бросать и принимать вызов по законам честного поединка обнаруживаем и среди современных испанцев, уже не связанных строгими религиозными предписаниями. Влияние социально-этического фактора на национальный характер испанского народа Социально-этический фактор напрямую связан с лежащим в его основе процессом самопознания народа.31 В это же время самопознание народа невозможно изучать в отрыве от правовой культуры государства, его этических установок и традиций, которые проявляют себя в различных сферах жизни. В этой главе мы подробно остановимся на истории испанского законодательства, особенностях национальной экономики, образования и воспитания, а также привычках повседневной жизни испанцев, в которых легко можно обнаружить влияние ключевых факторов исследуемых явлений. Право в Средневековой Испании являлось основанием общественной и политической жизни. Испанцы были наследниками римских традиций, и эта преемственность отразилась в подражательной модели законотворчества. Так, «Liber Iudicum» или «Книга судей» 654 года, изданная королем Рецесвинтом, стала для Испании эквивалентом кодекса императора Юстиниана в Восточной 30 Религия и государство, роль религии в политике. Политический атлас современности. [Электронный ресурс] URL: http://www.hyno.ru/tom1/778.html 31 Кустова Л. С. Теория и практика изучения национального характера. Учебно-методическое пособие. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. 24 Римской империи.32 Под названием «Lex Gothorum» или «Закон готов» она просуществовала в общинах христиан вплоть до XIII века. Другой важной книгой был «Закон христиан», где права мужчин и женщин считались равными, что играло значимую роль и при наследственных разделах. В мире и сегодня для один из механизмов престолонаследия именуется «кастильской» системой и подразумевает возможность женщины наследовать трон в случае отсутствия наследника мужского пола. Мы можем смело предположить, что наличие достаточных прав и свобод испанской женщины способствовали формированию ее характерного образа. Даже у Байрона находим строки: «Любимый ранен — слез она не льет, Пал капитан — она ведет дружину, Свои бегут — она кричит: вперед! И натиск новый смел врагов лавину. Кто облегчит сраженному кончину? Кто отомстит, коль лучший воин пал? Кто мужеством одушевит мужчину? Все, все она! Когда надменный галл Пред женщинами столь позорно отступал?33 Стоит помнить, что средневековая Испания была далеко не однородна. В христианской Испании были восприняты нормы римского права. Интересно, что римское право как последний источник, по большому счету, и было тем немногим общим, что роднило Арагон и Майорку, Валенсию и Каталонию.34 В Испании религия и право тесно сплелись: мусульманские общины жили по закону Мухаммеда, испанские евреи основывали свое право на Торе. На протяжении сотен лет правосудие в Испании выступало демонстрацией исключительной власти правителя. «Судья (iudex по латыни, qadiу мусульман, 32 Рюкуа А. Средневековая Испания. — М.: Вече, 2006. 33 Джордж Гордон Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда. 34 Рюкуа А. Средневековая Испания. — М.: Вече, 2006. 25 juez или alcalde по-испански, juiz или almotace по-португальски) играл, таким образом, в Средневековой Испании очень большую роль. Прежде всего, это был правовед, специалист по праву, который в старинных документах называется «образованный» (letrado)».35 Суды в христианской Испании назначались королевской властью. Испанцы относились к судебным процессам как к естественному и необходимому явлению и даже любили прибегать к правосудию для урегулирования конфликтов с соседями. «Правовед Ибн альАттар рассказывал, как некоторые кордовцы обращались к органам правосудия, когда им не дарили в ответ подарка аналогичной стоимости».36 Уже известный нам своими «Письмами об Испании» Боткин записал следующее: «Три века правительственного безумства не прошли даром: тяжко легли они на благородной стране. Мудрено ли, что народ ее теперь равнодушно смотрит на все эти конституции, говоря про себя свое любимое que importa? (что за нужда?)».37 Путешественник увидел Испанию 1845 года — измученною борьбой с сильнейшими европейскими державами (Англией, Францией), лишившуюся своего былого величия и статуса «колониальной империи» и раздираемую внутренними распрями: карлистскими (династическими) войнами и буржуазными революциями. Существующая ныне правовая система Испании входит в романогерманскую правовую семью. В новых кодексах отразилось и влияние Французского права, и опыт других европейских стран, уже успевших значительно опередить Испанию в капиталистическом развитии. Сегодня основным законом страны является Конституция 1978 года, в соответствии с текстом которой Испания провозглашена «правовым социальным и демократическим государством, в котором высшими ценностями являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм, а в качестве 35 Там же. 36 Там же. 37 Боткин В. П. Письма об Испании. — Л.: Наука, 1976. 26 формы правления устанавливается парламентарная монархия»38. Однако то, что выглядит гладко на бумаге, не всегда соотносится с настоящим положением дел. Правосознание испанского народа удивительно точно можно заключить в уже обозначенные нами литературные фигуры героев Сервантеса. «Дон Кихот и Санчо Панса представляют собой ключевые понятия испанцев о праве в самом широком смысле (противоречия между официальной культурой и народной, правом как идеальным мироустройством и справедливостью как наличием простых жизненных ценностей у каждого человека вне зависимости от социального положения».39 Мечтательность, стремление к высокому, в ущерб материальному, невнимание к деталям и преследование эфемерной цели – все эти качественные характеристики испанцев формировались не одним днем. Испанский философ Сальвадор де Мадарьяга говорил о характерной испанской черте в общеевропейском ракурсе — «преобладании вертикального компонента воли над горизонтальным, благодаря чему испанец среди всех европейцев наиболее неутилитарный, наиболее непрактичный, возможно, самый религиозный. Испанский мир — это мир, всегда наполненный людьми чрезмерными, Дон-Кихотами, устремленными вверх, а не вперед»40. Незавершенность пяти буржуазных революций (и это на протяжении одного лишь ХIХ в.) подтверждает наши гипотезы. Истоки отношения испанцев к устройству своего общества, закону и власти уходят корнями в предыдущие эпохи. Католическая церковь регламентировала общественное устройство большую часть истории существования страны. Активное противостояние государства и церкви началось только в XIX веке. Но как чаще всего бывает, национальное 38 Правовая система Испании. [Электронный ресурс] URL: http://knowledge.allbest.ru 39 Калинина Е. Ю. Дон Кихот и Санчо Панса как архетипы испанского правосознания. [Электронный ресурс] URL: http://elib.sfu-kras.ru 40 Старостина Е. Политическая культура Испании (соотношение традиционных и новых элементов) //МЭ и МО. — № 2. — 1994. 27 самосознание развивалось, в обществе зрели силы, и протест против навязанных церковью строгих правил вылился в то, что представляет жизнь среднего испанца сегодня: это чувственная, страстная культура, это чрезмерная эмоциональность, не имеющая ничего общего с классическими представлениями о христианском смирении и покорности. Испанцам чуждо немецкое отношение к порядку, английские консерватизм и практицизм, в их отношении к закону и мироустройству действительно ощущается что-то «кихотское», и «жесткие рамки официального государственного права не могут сочетаться с народным понятием о справедливости»41. Воспитание и образование В отношении к семейной жизни прослеживаются многие общенациональные черты испанцев: жизнелюбие, интуитивно-созерцательный тип мышления, гуманизм и индивидуализм. Отношение испанцев к окружающей действительности формируется из позиции «я и мир», где в центре внимания находится сам человек и его близкие, и только потом — общество, страна. 42 К воспитанию детей испанцы относятся все с той же свойственной им легкостью и непосредственностью. Увидеть ночью прогуливающихся взрослых и резвящихся рядом детей вовсе не редкий случай. Вопрос образования для средней испанской семьи важен. Взрослые дети могут отправиться учиться в столичные вузы или остаться в родном городе. Как бы то ни было, в отношении к родственникам проявляется еще одна характерная черта испанцев — искреннее внимание и почтительность. Совместные праздники, посещение друзей и родственников, непринужденное общение обрамляют жизнь испанской семьи. Индивидуализм же в отношениях может быть ярко выражен в молодости. Молодые люди действительно рано становятся самостоятельными, но узами супружества связывают себя поздно. Этому способствует и другая, не менее сильная, 41 Калинина Е. Ю. Дон Кихот и Санчо Панса как архетипы испанского правосознания. [Электронный ресурс] URL: http://elib.sfu-kras.ru 42 Испанский менталитет. [Электронный ресурс] URL: http://www.turistke.ru/book/10-ispanskiy-mentalitet 28 национальная черта испанцев — свободолюбие и нежелание брать на себя лишние обязательства.43 Отношения и контакты По своей природе испанцы доброжелательны и приветливы, могут и любят шутить. В Испании, как и в большинстве других стран, обмениваются визитными карточками, при знакомстве пожимают руки44, однако могут проявлять чувства и более экспрессивно. Испанцу ничего не стоит обнять практически незнакомого человека, предложить помощь, проводить по нужному адресу, отвлекшись при этом от своих дел. Не удивительно, что склонность испанцев постоянно опаздывать, даже на официальные встречи, можно смело включить в перечень универсальных черт испанского характера. Хрестоматийным стал распространенный ответ испанца на любое предложение (как правило, делового характера): «манья» (с исп. «завтра»). Отсюда и повсеместно бытующее мнение об испанской ветрености, которую, однако, нельзя назвать чертой национальной. Испанцы не ветрены и беспринципны, они являют собой образец людей, умеющих наслаждаться жизнью вне зависимости от времени дня, года, возраста и социальных различий. Испанец вряд ли обидится на своего товарища, опоздавшего на встречу, он попросту не придаст этому значения и, с большой долей вероятности, найдет, кого задержать уже своими разговорами. Отношение к иностранцам у испанцев двойственное и зависит от того, что мы будем подразумевать под этой категорией. С одной стороны, это отношение к иностранцу как туристу, гостю, оно исполнено простотой и доброжелательностью. Доход от туризма составляет значительную часть испанской экономики, и эти показатели ежегодно растут. Иностранному туристу, однако, ни на минуту не стоит забывать о бдительности. В стране, где сегодня один из самых высоких уровней безработицы в Европе, удельный вес маргинальной прослойки общества достаточно велик, поэтому в крупных 43 Там же. 44 Там же. 29 городах всегда высок риск быть обманутым и обворованным. Южный испанский темперамент накладывает отпечаток на отношение практически ко всем делам, поэтому рассчитывать на незамедлительную помощь полицейских или многочисленных прохожих не стоит: помочь испанец сможет скорее словом, нежели серьезным делом, но с большей долей вероятности — поможет забыть о неприятности, дружески похлопав по плечу. Если говорить об отношении испанцев к другим нациям в целом, то обнаружится еще одна, уже не раз отмеченная нами черта испанского характера — свободолюбие и индивидуализм. Испанца нельзя упрекнуть ни в зависти, ни в высокомерии по отношению к другим нациям, просто они ощущают себя другими. Обыденная жизнь В обыденной жизни испанцев национальный характер проступает еще отчетливее. Выше всего испанцы ценят личное удовольствие, отсюда любовь к многочасовым разговорам за ужином, праздному послеобеденному времени — сиесте, новым знакомствам и связям, которые испанцы налаживают с удивительной легкостью. Испанцы не могут жить по регламенту, непредсказуемость как характерная национальная черта проявляется в организации досуга. Встретившись с одним другом, испанец может действительно забыть о следующей встрече, но не сознательно, а под действием сиюминутного порыва. География и климат сформировали южный темперамент, который обуславливает ритм жизни испанского народа (в этом они очень близки с итальянцами). Испанцам не нравится засиживаться дома, встречи они назначают, как правило, в кафе и барах. Испанский вечер — это не подготовка ко сну, а бурное начало суток. Это подтверждается и традицией позднего ужина около 11 часов вечера.45 Понять характер народа поможет знакомство с национальной кухней. Испанская кухня знаменита на весь мир благодаря своему разнообразию: 45 Там же. 30 каждый регион наделен своими особенностями, из суммы которых складывается общая картина. Например, плоскогорья Месета — местность, практически лишенная плодородных почв. Местным жителям постоянно приходится бороться с трудностями, связанными с возделыванием земли, поэтому основные продукты этой кухни предельно просты (фасоль, горох, чечевица). Совершенно контрастным представляется Средиземноморский регион, прославленный своей полезной и вкусной диетой. Вклад в испанскую кухню в свое время привнесли арабы, снабдившие ее разнообразием специй и трав. Район Эльче (Мурсия) и сегодня единственное место Европы, где растут финиковые пальмы. Испанская кухня не знает недостатка в свежих фруктах и ягодах, отсюда — развитая винная культура. Многие сорта испанских вин (херес, малага, риоха и др.) обрели всемирную известность. Испанской кухня — это сочетание богатства и простоты (пример — *паэлья46). Блюда, как правило, не отнимают много времени на готовку, но при этом получаются питательными и вкусными. Меню испанской кухни — отражение, пожалуй, основного принципа существования нации: оставаться цельной, сотканной из различий, и стараться взять все лучшее от жизни, какой бы сложной она не казалась. Заключение Национальный характер не статичная система, незначительные изменения, не затрагивающие его основ, происходят постоянно. В ходе исследования мы смогли убедиться, что формирование испанского национального характера с точки зрения *синергетики47 представляло собой поэтапную смену фазовых переходов, кризисных ситуаций (мавританское завоевание, Реконкиста, 46 Паэлья, или плов по-валенсийски. Основные компоненты — рис, мясо, морепродукты, перец, чеснок, лук, шафран и целый букет ароматических трав. Готовят блюдо в неглубокой сковороде, смешав все ингредиенты. 47 Слово «синергетика» происходит от греческого «синергия», что значит содействие, совместные,̆согласно действующий. Синергетика – междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами) в неравновесных условиях, исследующее точки соприкосновения между живой и неживой̆природой. 31 гражданская война и др.) и привело к появлению универсальных черт 48: свободолюбию, индивидуализму, коммуникабельности, открытости экспрессивности, и другим несдержанности, смежным проявлениям национальных особенностей в характере испанцев. В заключении хотелось бы отметить еще одну мысль. Фундаментальная роль католицизма в формировании национальной идентичности Испании действительно смогла выйти на уровень философско-мировоззренческой рефлексии. У автора диссертации49, на близкую нам тему, находим интересную разработку понятия «испанидады» — следствия вхождения Испании в Европу. Дискуссия об «испаниададе» должна была ответить на вопрос: что отличает Испанию от Европы и что связывает с ней? В этих размышлениях мы возвращаемся к тезису, высказанному ранее, но теперь выступающему более весомым аргументом. Испанский (народностей, национальный конфессий, характер рожден политических противоречием, партий), поэтому борьбой вопрос о противопоставлении Испании другим странам не имеет однозначного ответа: испанский народ в равной мере стремится доказать свою национальную уникальность, как и быть частью современного мира (разделять общеевропейские ценности, двигаться по пути демократического развития). Кажется, их универсальная пропорция «отличаться и соответствовать» объясняет и одно из наших первых наблюдений. Посмотрев однажды фламенко, в исполнении профессиональной испанской танцовщицы или увидев воочию, что значит быть на волосок от смерти, когда разъяренный бык мчится на тореадора, можно больше не сомневаться: испанский национальный характер — это гремучая смесь черт, доставшихся испанцам по наследству от других народов и представляющая собой комбинацию, равным счетом похожую на других и не похожую ни на кого. 48 Кустова Л. С. Теория и практика изучения национального характера. 49 Мельчакова Ю. С. Испанская национальная картина мира: взаимодействие искусства и религии. Екатеринбург, 2007. 32 Библиографический список Литература: 1. Ralph P. A History of the Spanish Language. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 2. Большая серия знаний. Страны. Народы. Европа и Россия/ Сост. В. Б. Новичков. — М.: Современная педагогика, 2003. 3. Боткин В. П. Письма об Испании. — Л.: Наука, 1976. 4. Грицак Е. Барселона и Монсеррат. — М.: Вече, 2006. 5. Королев К. Энциклопедия Сверхъестественных Существ. — М.: Эксмо, 2002. 6. Кустова Л. С. Теория и практика изучения национального характера. Учебно-методическое пособие. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. 7. Мельчакова Ю. С. Испанская национальная картина мира: взаимодействие искусства и религии. Екатеринбург, 2007. 8. Старостина Е. Политическая культура Испании (соотношение традиционных и новых элементов) //МЭ и МО. — № 2. — 1994. 9. Журнал «Вокруг света» / Июнь 1998 / Испания. 10. Журнал «Вокруг света» / Август 2001/ Неиспанская провинция. 11. Журнал «Вокруг света» / Апрель 2007/ Кордова: мавры сделали свое дело. Электронные ресурсы: 1. Lewis M. Paul, Gary F. Simons, and Charles D. Fennig. Ethnologue: Languages of the World, Eighteenth edition. Dallas, Texas: SIL International, 2015 [Online version] URL: http://www.ethnologue.com 33 2. Географическая энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/2027 3. Испанский менталитет. Нравы и поведение испанцев [Электронный ресурс] URL: http://expat.su/spain/ispanskiy-mentalitet-nravyi-i-povedenieispantsev 4. Калинина Е. Ю. Дон Кихот и Санчо Панса как архетипы испанского правосознания. [Электронный ресурс] URL: http://elib.sfu-kras.ru 5. Льоренте Х.А. История испанской инквизиции. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/HISTORY/INKWIZICIA/inquiz.txt 6. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. [Электронный ресурс] URL:http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/ispaniy.html 7. Романова Г. С. Испанский язык сегодня и завтра. [Электронный ресурс] URL: https://mirznanii.com/a/47511/ispanskiy-yazyk-segodnya-i-zavtra 8. Русская историческая библиотека. Древний Карфаген. [Электронный ресурс] URL: http://rushist.com 34
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв