О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬН

Рассматриваются аспекты проблемы создания современной, непрерывной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Авторами предлагается модульная программа, направленная на обучение педагогов организации единого информационно-коммуникационного пространства в воспитательно-образовательной среде и использованию в практике своей педагогической деятельности современных технологий.

Тип публикации: Тезисы

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 562615f7f2ad471e773c703d
UUID: e1f73840-6280-0137-6edb-525400006e27
Опубликовано: 20.10.2015 10:22
Просмотры: 3014

Current View

Н. П. Ходакова ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» С. А. Оборотова ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» В настоящее время, учитывая современные тенденции обновления системы образования, следует отметить актуальность выявления новых направлений личностного развития педагога как современного, образованного, нравственного, гуманистически ориентированного и предприимчивого лидера, посредника между всеми участниками педагогического процесса. «Новой школе» необходим «Новый учитель», который успешно и продуктивно сотрудничает с участниками педагогического процесса, владеет современными воспитательными и образовательными технологиями, способен оперативно реагировать на вызовы времени и быстро адаптироваться к реальным требованиям процессов образования. На данном временном этапе это именно такой специалист, который сможет самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способный к сотрудничеству, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования и профессиональных компетенций. Одним из основных факторов обновления образовательной системы является необходимость повышения эффективности педагогического процесса при постоянном учебно-методическом и научном сопровождении специалиста и обеспечения его потребности в повышении профессиональной квалификации. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период 2020 года, основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в ее смежных областях [4]. В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в качественно иной профессиональной подготовке педагога на уровне вуза и далее – его профессионального совершенствования в системе дополнительного профессионального образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практикоориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных проблем системы образования. Формируется принципиально новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих и профессиональных компетенций, готовности к переобучению и развитию профессиональной культуры в течение всей жизни. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент системы образования, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовывать принцип «образование через всю жизнь» [1,3,4,7]. Роль ДПО определяется ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального ресурса общества, осуществление непрерывного образования руководителей и специалистов, обеспечение кадрового потенциала, за социальную защищенность и социальную реабилитацию граждан. Создание гибкой мобильной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов обусловлено необходимостью удовлетворять постоянно возрастающие потребности общества в совершенствовании и обновлении банка знаний. Именно в сфере дополнительного образования особенно ярко проявляется такой принцип государственной политики в области образования, как непрерывность образования [2]. В связи с этим авторами была разработана программа курса повышения квалификации под названием «Единое информационно-коммуникационное пространство образовательной организации», целью которой явилось совершенствование профессиональных компетенций в области организации единого информационно-коммуникационного пространства образовательной организации и использования в практике своей педагогической деятельности современных технологий. Программа состоит из пяти следующих модулей: Модуль 1. «Нормативно-правовая и методическая база образовательной организации» Модуль 2. «Методические основы подготовки наглядно-дидактических материалов средствами ИКТ» Модуль 3. «Интерактивные доски и коммуникации в образовательной деятельности» Модуль 4. «Информационное пространство в предметных областях и практике работы образовательной организации» Модуль 5. «Психолого-педагогические и коммуникационные аспекты культуры в профессиональной деятельности» В ходе обучения планируется изучение современных правовых основ использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной организации, современных коммуникативных технологий, обеспечивающих психологически комфортное и безопасное воспитательнообразовательное пространство, в частности, практико-ориентированный материал по формированию медиативной (посреднической) культуры и наработке практических навыков применения технологии медиации (разрешение конфликтов). Происходит знакомство с методикой интерактивного обучения в инновационных образовательных средах, рассматриваются приемы и методы подготовки электронных учебно-методических материалов и наглядных средств в Microsoft Office, а также технологии проведения электронного тестирования в режимах Off и On-line, подбор и анализ электронных ресурсов, используемых в образовательных организациях. Слушатели знакомятся с сетевыми образовательными сообществами, проектами, конференциями, Интернет-форумами и пр., с игровым программным обеспечением: настольно-печатными дидактическими играми, конструкторами, компьютерными играми, с электронными учебниками, с учебными дисками, электронными энциклопедиями, репетиторами, базами данных и т.д. Разработанная нами система обучения призвана обеспечить условия успешности применения полученных знаний в процессе моделирования социальных взаимоотношений и собственной деятельности для дальнейшей организации воспитательно-образовательного процесса. В результате изучения материалов курса проводится итоговая аттестация в форме защиты проекта. Таким образом, повышение квалификации педагога по программе «Единое информационно-коммуникационное пространство образовательной организации», связано не только с развитием и углублением знаний и умений в области информатизации образовательного процесса, но и с формированием его профессионально-педагогической компетентности в области информационных технологий, коммуникационной культуры, что, в свою очередь, связывается с повышением уровня его профессионализма, реализацией и увеличением его творческого потенциала. Литература 1. Виштак Н. М. Применение мультимедийных средств обучения в вузовской практике реализации программ дополнительного образования // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 55229.– URL: http://e-koncept.ru/2014/55229.htm. – ISSN 2304-120X. 2. Волкова Н.С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 412-415. 3. Ильясов Д.Ф., Солодкова М.И. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 64–69. 4. Оборотова С.А., Крупина И.В. Современные подходы к обучению учителя навыкам медиативной деятельности как компонента профессиональной культуры в процессе повышения квалификации // Непрерывное педагогическое образование.ru. – 2013. – №5. – С. 75. 5. Ходакова Н.П. Роль информационных технологий в организации предметно-образовательной среды образовательного учреждения. //Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2013. №2 (22). С. 36-38. 6. Ходакова Н.П. Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования. // В сборнике: Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике. В 10 томах. Сост. и науч. ред. И.В. Соколовой и Ю.А. Первина. Москва, 2012. С 206212. 7. Ходакова Н.П., Виштак Н.М. Направления повышения эффективности деятельности вузовских центров дополнительного образования // Инновации в науке. 2013. № 25. С. 132-136.

- у работы пока нет рецензий -