Образ мужчины в социальных медиа на примере сообществ социальной сети "ВКонтакте"

Разговоры о "кризисе маскулинности", при котором мужчина добровольно отказывается от прав на гегемонию во всех сферах жизни, ведутся уже более 40 лет. Правда ли, что современный мужчина не похож на своего предка? Давайте посмотрим, как разные паблики ВКонтакте представляют нам его образ.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 548caffbf2ad471e773c6eeb
UUID: e0235150-6280-0137-6e32-525400006e27
Опубликовано: 13.12.2014 21:30
Просмотры: 186

Current View

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации «Образ мужчины в социальных медиа на примере сообществ социальной сети «ВКонтакте» Выполнила: Федулова Т.О, студентка 503 группы д/о Преподаватель: Засурский И.И. Москва, 2014 Образ мужчины в социальных медиа на примере сообществ социальной сети «ВКонтакте». Понятие «настоящий мужчина», как и определенный набор характеристик, которым он должен обладать, прочно закреплено в сознании каждого человека. Традиционно мужчина как воплощение разума, рациональности, противопоставляется женщине - воплощению чувства, сил природы. В соответствии с канонами маскулинности, настоящий мужчина силен и смел, он ставит перед собой цели и достигает их, он не подвержен влиянию эмоций и при принятии решений руководствуется, прежде всего, разумом, а не чувствами. Но можем ли мы с уверенностью утверждать, что мужчина, не соответствующий этим характеристикам, не является «настоящим»? Вышеописанные принципы принимает большинство мужчин, и каждый так или иначе нарушает их в ходе жизни. Это не заставляет их задуматься об ошибочности идеологии, которую они разделяют, а вызывает чувство стыда за свое несоответствие, за возможную непричастность к «клану настоящих мужчин». Исторически мужское находится в оппозиции к женскому: это одно из множества бинарных противопоставлений, категорическая дихотомия, согласно которой понятия представляются взаимоисключающими: «белое-черное», «горячее-холодное», «добро-зло» и пр. Архаическое сознание мыслило упрощениями, стереотипами, заключавшими в себе оценку, которые с абстрактных явлений переносились на конкретные. Позже, когда стало ясно, что в реальной жизни значительно чаще встречаются полутона, нежели «чернобелые» явления, категоризация смягчилась. Однако некоторые понятия до сих пор несут в себе положительную или отрицательную оценку. Именно это характерно для оппозиции «мужское-женское». «Например, в русских летописях важнейшие мужские и женские свойства поляризованы, но при этом все мужское оценивается положительно. «Мужской ум» – сильный, логичный. Слово «мужеумъный» стоит в одном ряду с терпеливостью, храбростью, непобедимостью. Напротив, женский ум – нелогичен, слаб. Наделение 2 женщины мужскими чертами возвышает ее, а мужчину женские черты унижают».1 Словарь Даля дает такое определение слову «мужество» наряду с нейтральным «состояние мужа, мужчины, мужеского рода или пола вообще»: мужество - «стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, доблесть; храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях: терпенье и постоянство»2. Очевидно, что это слово в русском языке имеет позитивную окраску, как и набор характеристик, скрывающихся за ним и формирующих в нашем сознании систему стереотипов о том, какими качествами должен обладать мужчина, чтобы называться «настоящим». Понятие «стереотип» в данном случае не несет негативной окраски. «Стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они выполняют функцию «экономии мышления», содействуют известному «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений».3 Человеческое сознание состоит из определенного набора программ-стереотипов, которые «включаются» в ходе мыслительного процесса и позволяют нам воспринимать или не воспринимать поступающую информацию, эмоционально откликаться на нее или игнорировать. В стереотипе как в безобидном средстве типизации, упрощения нет ничего дурного, если это упрощение не является умышленно навязанным извне, и главное, ложным по сути. Именно к такому стереотипу тяготеет тенденция противопоставлять мужчину женщине и, как следствие, наделять каждый пол специфическим набором характеристик, по которым можно судить о «правильности» или «неправильности» того или иного его представителя. Опасна такая тенденция прежде всего тем, что человеческое сознание, склонное по возможности все упрощать, впитав такую методику, будет воспринимать 1P Кон И.С. // Мужчина в меняющемся мире // Время, 2009 г. 496 стр. 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М, 1999. P3 Скорнякова С.С. // Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации // Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 225-231. 3 лишь то, что уложится в ее рамки, весьма узкие и жесткие, а всю прочую информацию будет игнорировать, даже не подвергая анализу. Было бы глупо полностью отрицать различия между мужчиной и женщиной, когда они буквально лежат на поверхности. По мнению исследователей, именно половой диморфизм, то есть совокупность биологических свойств, отличающих один пол от другого, и стал главной причиной, по которой оппозиция «мужское-женское» существует с давних времен. Различия замечать проще, чем сходства. Однако современная биология отрицает строгое деление человеческих черт и свойств по половому признаку. Безусловно, каждый человек обладает индивидуальными свойствами (первичные половые признаки), но на этом категорическое разделение и заканчивается. «Психология же показывает, что далеко не все психические свойства мужчин и женщин зависят от их половой принадлежности, и даже там, где такая детерминация существует, она опосредуется и существенно видоизменяется условиями среды, воспитания, родом деятельности и т. п.»4 Кроме того, после рождения человек проходит несколько стадий половой социализации, и именно они в конечном счете формируют его идентичность. Мужчиной или женщиной в стандартном понимании этих слов ребенок становится под влиянием важных социальных и культурных факторов, ведь человек не изолирован от других, он находится под постоянным влиянием различных авторитетов и в зависимости от общепринятых норм морали и поведения. Традиционно в массовом сознании закреплена установка, что биологический пол должен совпадать с социальным. Для того, чтобы разграничить оба понятия, был введен термин «гендер». «Гендер – это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка».5 «Делать гендер означает создавать различия между мальчиками и девочками, мужчинами и 4P Кон И.С. // Мужчина в меняющемся мире // Время, 2009 г. 496 стр. 5P Там же. 4 женщинами; различия, которые не являются естественными, сущностными или биологическими».6 Каждому полу приписывается своя роль, от которой не желательно отходить. Но современная жизнь дает человеку возможность легко менять роли в зависимости от обстоятельств: на работе мужчина может быть жестким и властным, наедине с любимой девушкой - нежным и эмоциональным, в интернете в условиях анонимности - смеяться над глупыми шутками, при этом в той или иной ситуации он будет проявлять разные свойства характера, в том числе и те, которые исторически приписываются женщинам. Взаимодействуя с разными людьми, человек предъявляет им разного себя, при этом каждая из идентичностей будет подлинной. Из этого можно сделать вывод, что жесткого деления норм поведения на «маскулинное» и «фемининное» быть не может. В конечном счете внутриполовые характеристики оказываются сильнее межполовых, но пониманию этого часто мешает социально-психологический феномен, который выявила американский психолог Сандра Бем, назвав его гендерными линзами: • Линза андроцентризма, склонность воспринимать мужской опыт и поведение в качестве универсальной и нейтральной нормы, по отношению к которой женщина выступает как некое отклонение или вариация (типа: мужчина – это человек, а женщина – лучший друг человека). • Линза гендерной поляризации, восприятие всего мужского и женского как универсально разных и полярных начал. • Линза биологиче ского эсс енциализма, которая логиче ски обосновывает и узаконивает остальные линзы, представляя их естественными и неустранимыми последствиями полового диморфизма.7 У истоков проблемы стоит все тот же половой диморфизм, который гораздо проще назвать незыблемым из-за его биологической обусловленности, чем искать пути для его преодоления. Возможно, этот феномен просто воспринимался бы как данность и не становился проблемой, если бы не P6 Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 7 Кон И.С. // Мужчина в меняющемся мире // Время, 2009 г. 496 стр. 5 негативные последствия, которые он несет с собой - гендерное разделение ролей. И если для женщин его отрицательные последствия очевидны, то мужчины не всегда их осознают. Женское начало, более близкое к природе, чем мужское, с давних времен находится от него в зависимости. Отсюда основная проблема - гендерное разделение труда, и речь здесь идет не столько о социальном распределении ролей и функций, сколько об определенной иерархии, о престиже того или иного занятия. Чем бы мужчина не занимался, его дело всегда будет считаться важным, нужным и тяжелым, общественное признание будет на его стороне, в то время как женские занятия ничтожны по определению. Но это лишь одна сторона проблемы, другая заключается в том, что женщине просто не удастся занять действительно важную должность, делать серьезное дело. Мужчина и женщина издавна занимают неравные места в социальной структуре; власть, экономика и война - прерогатива мужчин, потому что веками навыки и ценности, связанные с этими видами деятельности, составляли мужскую гендерную модель. «Мужчины и женщины не потому занимаются разными видами деятельности и выполняют разные социальные роли, что имеют больше способностей к тем или другим, а, наоборот, соответствующие интересы и способности формируются потому, что общество «развело», «распределило» их по разным ролям и видам деятельности».8 Маскулинность и фемининность, не являющиеся противоположностями в среде психологов или социологов, в массовом сознании противопоставляются друг другу. Более того, на основе житейского опыта, а значит, под воздействием воспитания, социализации и принятых когда-то на веру стереотипов «народные психологи» легко делают обобщения от частного к общему. Например, фемининному по телосложению (худой и невысокий) мужчине приписываются женские черты характера: излишняя эмоциональность, застенчивость, нерешительность. Представление, что женщина всегда слаба и нуждается в защите, требует от мужчины быть полной ее противоположностью: сильным и 8 Там же. 6 стойким. Причем эти требования зачастую выдвигают не женщины, а сами мужчины. Таким образом, маскулинность - это игра, с помощью которой сильный пол обманывает сам себя, постоянно доказывая собственную принадлежность к клану «настоящих». Притязания мужчин на лидерство приносит проблемы не только женщинам. «Между нормативным каноном маскулинности и реальным мужским самосознанием всегда существовало напряжение».9 Роберт Брэннон сформулировал четыре принципа или нормы традиционной маскулинности: 1. «Без бабства» («no sissy stuff») – мужчина должен избегать всего женского. 2. «Большой босс» («the big wheel») – мужчина должен добиваться успеха и опережать других мужчин. 3. «Крепкий дуб» («the sturdy oak») – мужчина должен быть сильным и не проявлять слабость. 4. «Задай им жару» («give 'em hell») – мужчина должен быть крутым и не бояться насилия.10 Очевидно, что эта идеология включает в себя деструктивные и противоречивые элементы, которые не позволяют мужчине, усвоившему ее, успешно развиваться как личность. Социально-психологические исследования, проведенные в середине 90-х годов, показали, что среднестатистический мужчина, считающий себя «настоящим» и вынужденный действовать, исходя из заложенных в это понятие принципов, испытывает сильный стресс не только когда не выполняет свою «мужскую задачу» (обеспечить семью, построить карьеру), но и когда вынужден проявлять «немужские эмоции» (слезы, сильная радость). Кроме того, агрессия и желание в бою защитить свою честь зачастую признаются обществом проявлениями невоспитанности, а, наоборот, излишний самоконтроль в психиатрии называется термином «алекситимия». Социальный 9 Там же. 10 Там же. 7 психолог Джозеф Плек обозначил эти противоречия и вызванный ими внутренний конфликт парадигмой гендерно-ролевого напряжения. XIX век освободил женщин, породив феминистические движения, а XX век если и не освободил мужчин, то заострил внимание на специфических мужских проблемах и положил начало наукам об их изучении (men’s studies). В попытке преодолеть конфликт и избавить мужчин от пут парадоксов и противоречий в 1970 году прошлого века возникло первое «Мужское движение», идеологи которого заявили, что от сексизма страдает не только «слабый» пол, но и «сильный»: «Мужское освобождение стремится помочь разрушить полоролевые стереотипы, рассматривающие «мужское бытие» и «женское бытие» как статусы, которые должны быть достигнуты с помощью соответствующего поведения… Мужчины не могут ни свободно играть, ни свободно плакать, ни быть нежными, ни проявлять слабость, потому что эти свойства «фемининные», а не «маскулинные». Более полное понятие о человеке признает всех мужчин и женщин потенциально сильными и слабыми, активными и пассивными, эти человеческие свойства не принадлежат исключительно одному полу».11 Таким образом, право мужчин на гегемонию во всех сферах жизни было поставлено под вопрос изнутри - самими же мужчинами. В ответ на это на Западе, а потом и в нашей стране заговорили «кризисе маскулинности»: о современных мужчинах, в добровольном порядке сдающих права на главенство, об упадке традиционного мужского стиля жизни, о маскулинных женщинах, захватывающих исконно мужские позиции. Однако кризис маскулинности - это, прежде всего, кризис привычной гендерной стратификации, которая перестала удовлетворять как женщин, так и мужчин. Это естественный процесс. Сейчас женщины чаще, чем мужчины, получают высшее образование, а карьерные стремления студенток университетов вполне сравнимы со стремлениями их сокурсников мужского пола. Образованные и социально независимые женщины предъявляют своим партнерам более строгие 11 Там же. 8 требования психологического плана, что вынуждает мужчин вставать на сторону женщин и пытаться мыслить, а значит, и рассуждать, как они. Монолитные границы маскулинного и фемининного «я» пошатнулись и значительно расширились. Анализируя историю трансформации маскулинной идеологии, можно придти к выводу, что единого, цельного образа мужчины сейчас нет и быть не может. Исследования в этой области ведутся по сей день, и они приводят к интересным результатам, о которых будет сказано далее. Однако едва ли какойнибудь ученый возьмет на себя смелость утверждать, что разработал универсальный образ настоящего мужчины, которому должен соответствовать всякий, кто считает себя таковым. Настоящий мужчина - это не набор характеристик, а внутреннее мироощущение: он может плакать и не испытывать при этом чувство стыда, он может быть нежным, не боясь подвергнуться остракизму со стороны других мужчин. Он уступает место женщине в общественном транспорте не потому, что иначе услышит пренебрежительное «не мужик», а потому, что женщина априори физически менее сильная и выносливая; и в то же время, испытывая сильную усталость, мужчина останется сидеть и не будет ругать себя последними словами. Подобное мироощущение не возникает само по себе, оно является следствием воздействия тех же внешних факторов, которые ранее, наоборот, разграничивали женский и мужской мир: транслируя стереотипы, они заставляли людей подгонять свои суждения под их жесткие рамки. Важнейшим фактором, формирующим массовое сознание, конструирующим и систематизирующим его, являются средства массовой информации. В настоящее время к СМИ, которые традиционно составляли периодическая печать, телевидение и радиовещание, можно отнести и социальные медиа, совсем недавно не воспринимаемые всерьез. Однако социальные сети, а точнее, всевозможные сообщества и группы, становятся сейчас основным «окном в мир», главным СМИ, способным удовлетворить потребности и удержать интерес молодой аудитории. Стоит отметить, что ее представители наиболее чувствительны к внешним воздействиям: молодые люди легко попадают под 9 чужое влияние. «Усвоенные в юности стереотипы и идеализированные образцы маскулинности сохраняются в сознании многих взрослых мужчин независимо от их собственного реального образа жизни, вызывают ностальгические чувства и нередко симулируются, на чем искусно играют средства массовой информации, поп-арт и имидж-мейкеры».12 Таким образом, очень важно, чтобы контент новых медиа, который представляет наибольший интерес для молодежи, был свободен от стереотипов, способных негативно повлиять на ее суждения и мироощущение. СМИ не должны впадать в крайности и навязывать стереотипное мышление, наоборот, позиция, транслируемая ими, должна быть максимально очищена от категорических оценок. Рассмотрим, как социальные медиа справляются или не справляются с этой задачей: проанализируем образы мужчин, которые создают крупные сообщества «ВКонтакте» с помощью своего контента. Для анализа были выбраны паблики MDK, ИБД, Подслушано в МГУ, а также целый ряд сообществ по поисковым запросам «настоящий мужик» и «настоящий мужчина». Паблик MDK13 входит в десятку крупнейших сообществ социальной сети «ВКонтакте». Некоторое время назад из обычного паблика он превратился в креативное агентство MDK. К настоящему моменту его аудитория насчитывает чуть менее 6 млн подписчиков. Управляющий директор агентства, Мария Вылегжанина, описала ядро этой армии подписчиков так: молодые парни в возрасте от 16 до 24 лет, проживающие, в основном, в Москве, СанктПетербурге и в Минске, однако она не стала классифицировать их более конкретно, к примеру, на основе общих интересов. Женская аудитория паблика составляет примерно 25%. Около года назад в сообществе появился мем «типичный подписчик MDK», который, помимо указанной выше информации, содержал характеристики, достаточно лестно описывавшие этого подписчика: молодой, саркастичный, не любит ложь, целеустремленный и пр. Однако точнее было бы написать: живет с родителями, не уверен в себе, самоутверждается в интернете в условиях анонимности. Безусловно, далеко не каждый подписчик 12 Там же. 13 vk.com/mdk 10 попадает под это описание, но активный читатель, участвующий в жизни сообщества посредством комментариев, наверняка туда попадет. MDK позиционирует себя как мужской паблик. Потребность создавать закрытые однополые сообщества ученые называют гомосоциальностью или мужской тенденцией к группированию. Эта потребность имеет биологоэволюционные предпосылки. «В современном обществе удельный вес исключительно мужских сообществ и учреждений резко уменьшился. Даже армия, включая военные училища, перестала быть чисто мужским институтом. Тем не менее потребность в закрытом для женщин пространстве общения с себе подобными у мужчин по-прежнему велика, мужское товарищество и дружба остаются предметами культа и ностальгии».14 MDK, конечно, мало походит на рыцарское братство, в котором мальчики становились мужчинами, стремясь походить на своих кумиров, однако оно претендует на ту же роль. Ежесуточно сообщество публикует около 40-50 постов, и 5-10 из них так или иначе характеризуют мужчину-подписчика, рисуют его образ черта за чертой. И хотя некоторые подобные посты описывают именно каноничного «настоящего мужчину», все же нельзя утверждать, что в целом мужской образ складывается из стереотипов. Не секрет, что MDK - паблик скандальный. Значительное количество постов публикуется с конкретной целью - вызвать ответную реакцию, и негативные эмоции часто оказываются предпочтительнее позитивных. Поэтому посыл одной записи может быть противопоставлен соседней. Комментаторы уловили и переняли эту тенденцию, поэтому ответная реакция на тот или иной пост тоже может быть нарочито провокационной. Безусловно, комментарии должны подвергаться анализу наравне с основным контентом сообщества. Дело в том, что каждый комментарий становится доступен всей шестимилионной аудитории паблика, а это значит, что любая частная позиция может повлиять на восприятие впечатлительного подростка, который ее прочитает и усвоит. Трудно говорить о репрезентативности комментариев, поскольку из аудиторного диапазона 16-24 публично обсуждают 14 Кон И.С. // Мужчина в меняющемся мире // Время, 2009 г. 496 стр. 11 записи скорее «16», чем «24», однако образ мужчины, транслируемый сообществом, рисуют как раз они. Перейдем к конкретным примерам. Прежде всего стоит отметить, что на аватарке паблика всегда оказываются красивые девушки разной степени обнаженности. Кроме того, очень часто публикуются фотографии девушек или отдельных частей их тела, что однозначно соответсвует принципу главенства мужчины в сексуальной сфере, а именно она утверждает, в свою очередь, право мужчины на верховенство во всех остальных областях жизни. То есть подписчик MDK, исходя из этого посыла, доминантный самец, который интересуется женщиной в первую очередь как сексуальным объектом. К примеру, мем, изображающий женщину, молящую: «Ты же женишься на мне?» - и мужчину: «Ну я это… Позвоню, короче…Давай, пока» (рис.1 Приложения), - иллюстрирует расхожее убеждение, что мужчина-покоритель может позволить себе обманывать противоположный пол и пользоваться им в своих целях, в то время как женщина, оказавшись в такой ситуации, априори покоренная, у нее своих целей быть не может. Однако этому противоречит другой посыл - девушка как завоеватель. Целый ряд постов направлен на убеждение девушек делать первый шаг при знакомстве и проявлять инициативу в отношениях. Картинки с подписями типа «80% девушек ждут первого шага от парней. Удачи, че» (рис.2 Приложения), «девушки, пишите нам первыми, а то так скоро вся планета вымрет» (рис.3 Приложения) характеризуют безынициативного мужчину, которого никак не назовешь покорителем. Интересно, что многие комментаторы соглашаются с этим посылом, причем это нельзя списать на простую провокацию и троллинг, потому что они последовательно аргументируют свою позицию: «Я даже заговорить стесняюсь, потому что они неожиданно появляются, как узнать, хотят ли они от меня первого шага?», «Девушек в наши дни не понять», «Пацаны не обязаны делать первые шаги», эту же позицию разделяют многие девушки, но справедливости ради стоит отметить, что делают они это, чтобы предстать перед парнями в хорошем, как они считают, свете. Комментаторы, представляющие другую сторону, оказываются в меньшинстве. 12 Провокационные посты, в которых мужчина выступает мужланом и агрессором, например: «Бьет, значит, ты довела, а не любит» (рис.4 Приложения) или «Моя девушка замахнулась на меня и спросила «Страшно?» Я прописал ей двоечку в кадык и спросил «Больно?» (рис.5 Приложения), можно было бы оставить без внимания, если бы не комментарии: «Протащить козе по щам, для успокоения, это как прикурить. Можно задуматься, что курить не верно, но с другой стороны, и успокоиться тоже нужно», «Нельзя девушек бить. Но если чувствует безнаказанность и вы***тся, то бог простит», «Как бухать, курить и матюгаться аки сапожник, так можно, а как что - так деевушка» и пр. В позиции комментаторов заметно внутреннее противоречие: большинство осознает, что проявлять агрессию в отношении девушек не правильно, но оправдывает это отрицательным поведением самих девушек. Противоположная сторона вновь оказалась в меньшинстве. Неправильное поведение девушек становится оправданием и для одиночества. У подписчика MDK нет девушки и он уже с этим давно смирился. Причем если официальный контент просто констатирует этот факт (рис.6), а когда обвиняет кого-то, то скорее мужскую нерешительность (рис.7), чем женский пол, то подписчики выдвигают свои версии, и главным злодеем в каждой становится женщина. Например: «В наше время только 10% девушек, которым пофиг на деньги и т.д. Которым нужны отношения. А остальные задирают сильно нос. Мол какая богиня. Вот и проживут до 30 потом поймут, что слишком поздно», на это комментатору отвечает девушка: «Знаю, статистика отвратительная. Но ты найдешь ту самую. Судьба, она такая» (статистика, которой нет; утверждение, что большинству женщин от мужчины нужны лишь деньги, выдуманное вторыми, чтобы оправдать собственные неудачи, прижилось даже в среде девушек); тот же молодой человек отвечает: «Я как-то пока не переживаю, пока не до девушек. Нужно морально от армии восстановиться» (еще одно оправдание). Сейчас любимый повод для шутки у подписчиков MDK - это женщина, предъявлявшая чрезмерные требования к мужчинам и в итоге состарившаяся в обществе 40 котов. Они вставляют эту шутку к месту и не к месту. Самым популярным 13 ответом на пост-вопрос «какой должна быть идеальная девушка» стал вариант «такой не существует». На данном этапе единый образ мужчины в представлении MDK пока не проступил. На самом деле его и нет. Но это не значит, что паблик транслирует многообразие мужских образов и потому свободен от стереотипов. Наоборот, MDK передает многообразие стереотипов. К вышеперечисленным вариантам: «мужчина-покоритель», «мужчина-неудачник», «мужчина-нерешительный», стоит добавить «мужчина-кремень». Два шуточных поста с подписями «Настоящий мужчина плачет только тогда, когда не может найти хату на НГ» (рис.8) и «Настоящий мужчина плачет только тогда, когда комп не тянет новую игру» (рис.9) вызвали целую волну комментариев вроде: «Значит, это не мужик», «Настоящий мужчина в комп не играет», «Да что за бред? Настоящий мужчина не должен плакать вообще!», «У настоящего мужчины свой дом есть», «Настоящему мужчине должно быть плевать на игры». Подписчики MDK очень точно представляют себе, что должен и что не должен позволять себе настоящий мужчина. При этом в комментариях к посту-вопросу «Котаны, сколько на ваш взгляд должен зарабатывать мужчина в свои 25 лет?» самый популярный ответ: «Мужчина никому ничего не должен». Перейдем к анализу контента женского сообщества ИБД (Институт благородных девиц).15 Аудитория насчитывает чуть менее 3,3 млн подписчиков, 80% которых составляют девушки. Если MDK, как мужской паблик, может говорить от лица своего пола, то женский ИБД рисует образ идеального мужчины и гармоничных отношений между полами в женском представлении. Как уже было сказано, потребность объединяться в изолированные группы по половому признаку характерна именно для мужчин, а не для женщин, и потому мужские сообщества, члены которых испытывают чувство солидарности в отношении друг друга, значительно крепче, чем женские. Потому важно сказать о главной особенности ИБД: позиция администрации сообщества во многом не совпадает с позицией подписчиц. Проиллюстрируем примерами. 15 vk.com/thesmolny 14 «Я старомодна. Я считаю,что мужчина должен уступать мне место в транспорте, даже если я не беременная и без огромных пакетов. Да, он должен открывать дверь передо мной и подавать мне руку, когда я выхожу из автобуса. Я - женщина, а значит, я слабее. Я старомодна. Я уверена, что мужчина должен платить за меня в ресторане или в кино - и у меня даже не должно возникнуть вопросов, а кто сегодня платит. Я старомодна. Я думаю, что мужчина должен заботиться обо мне - спрашивать, надела ли я теплый шарф и не забыла ли я покушать. Я старомодна. Если я встречаюсь с мужчиной - значит, я вижу в нем своего будущего мужа и отца своих детей. Да, он должен позвать меня замуж, если наши отношения действительно серьезны, и познакомить меня с родителями, собакой и лучшим другом. Я старомодна. Я считаю, что готовить еду, стирать белье и гладить рубашки моего мужчины - моя историческая обязанность, и я вижу в этом истинное женское счастье - заботиться о своем мужчине. Я старомодна. Я считаю, что мужчина должен быть грубоватым, смелым и сильным. Чтобы я могла быть нежной, слабой трусишкой, о которой так приятно заботиться. И даже если я сильная, я должна быть слабой. Я старомодна. Я думаю, что мы должны быть честны друг с другом. Мы вместе, а значит, мы должны уважать друг друга и уважать свой выбор. Я старомодна. Я не лягу спать, если он задерживается с работы, рыбалки или футбола. Я буду ждать у окна и греть ужин, пока он поднимается по лестнице. Я старомодна. Я хочу выглядеть хорошо ради него, чтобы он оценил и подумал, какая же я у него красивая, поэтому я трачу и буду тратить столько сил, чтобы нравиться ему. Я старомодна. Я хочу быть только его женщиной, и ничьей больше. Вчера, сегодня и всю жизнь. Даже если его сошлют в ссылку и назовут врагом народа». Мы сочли нужным привести эту запись целиком, потому что она важна для понимания позиции администрации паблика. Руководство выступает за возврат к традиционным ценностям, при которых мужчина и женщина понимаются как противоположности, как оппозиция «сила-слабость». Казалось бы, здесь нет ни одного обидного слова как для женщины, так и для мужчины. Наоборот, представленная такие образом картина векового неравенства не пугает и не отвращает. Однако комментаторы категорически не согласились с 15 такой позицией. Девушки: «С какого фига мужчина что-то должен?!», «И сразу все тп стали милыми и старомодными девушками», «Идиотки. У нас из крайности в крайности - «мужик должен! Мужик обязан мне!» и тупые феминистки», «С чего бы ради мужчина должен подавать руку абсолютно незнакомой девушке? С чего он должен платить? Старомодные, ну да, ну да, офигевшие, вот и все. Парни: «Ты не старомодна, ты слишком дофига хочешь», «А на самом деле ТП», «Я старомоден - мне нас*ать на то, чего хочет женщина!» Как мы видим, возмущение в равных долях испытывают как мужчины, так и женщины, причем, если первые защищают от посягательств свою «свободу», то вторые делают то же самое, а именно отстаивают права мужчин, а не женщин. Лишь одна подписчица обратила внимание на призыв хлопотать по дому и тихо ждать своего мужчину у окна: «Сидеть дома и х*ярить ему борщи и быть его прислугой тоже из крайностей в крайность. У всех разное понятие «Женского счастья». Две девушки выступили в защиту традиционного уклада жизни, их комментарии набрали 50 и 70 лайков. Это говорит о том, что среди подписчиц ИБД есть девушки, разделяющие позицию администраторов, но они не принимают участия в жизни паблика. Активно комментируют записи в основном девочки от 13 до 17 лет, это накладывает отпечаток на характер их откликов. Девочки-комментаторы не имеют собственных представлений о том, каким должен быть мужчина и как должны складываться отношения между полами, они повторяют мнения парней, услышанные, к примеру, на MDK, и стремятся таким образом завоевать их симпатии. Получается некий искаженный феминизм: девушка хочет добиться уважения со стороны мужчины, но не тем, что он будет воспринимать ее равной себе, а тем, что одобрит ее (читай свою) точку зрения. Эту же тенденцию, но немного с другой стороны, мы можем наблюдать на следующем примере. Под коллажем из четырех фотографий, на которых вся квартира засыпана лепестками роз, с подписью «Когда парень романтик - это восхитительно» (рис.10) такие комментарии: «У таких парней уже есть парни», «Плохо когда парень как шл*ха!», «Если только так не каждый день...и немного такого....а то сопливо как-то», «Подкаблучник». Корни этого вновь кроются на 16 MDK: паблик долго и методично прививал подписчикам мысль, что девушка, которая любит цветы, продажная, дальше она потребует бриллианты, шубы и квартиры, нужны ей только деньги, а не какой-то несчастный подписчик MDK. Из главного мужского сообщества эта мысль перешла в главное женское, но повернулась против самих же мужчин и укрепилась, попав в связку с тезисом «настоящий мужчина не должен проявлять эмоции». Так, сами того не заметив, подписчицы-псевдофеминистки, ранее доказывавшие, что «мужчина никому ничего не должен», сами вернулись к стереотипу, что все же что-то должен. Подписчик Алексей Шепелев помогает администрации продвигать традиционный образ мужчины, оставляя многословные комментарии практически под каждой записью: «Смыслом жизни настоящего мужчины должна быть его семья. Любимая, единственная и неповторимая жена, любимые дети. Забота о своей семье. Все остальное вторично… Любите женщину которая рядом с вами, не ищите лучшего, говорите комплименты, целуйте в ушко, она расцветет, ответит нежностью, укутает шелковым одеялом любви, подарит счастье, не ругайте женщину, помогите ей и она ответит вам благодарностью. Не предавайте любящую женщину, она ответит вам жесткостью, слезами которые скопятся и окропят вашу падшую голову. И помните, женщина всегда отражение любви своего мужчины…», «Если девушка нужна, то для мужчины нет препятствий ни в расстоянии ни во времени..», «Если мужчина скучает по вам, он позвонит, он найдет время набрать вас, чтобы услышать ваш голос, чем бы он не был занят, он найдет время... Если он захочет увидеть вас, он покажет это, сообщениями, словами или действиями... Он сделает все возможное, чтобы быть рядом и позаботиться о вас. Если вы всегда в его мыслях, то он разобьется в лепешку, даже отменит самое важное дело, чтобы увидеться с вами…» Судя по тому, что каждая фотография в профиле Алексея набрала более двух тысяч лайков, в основном женских, его позицию разделяет множество девушек. Было бы неверно утверждать, что администрация паблика последовательна в своем стремлении продвигать традиционный образ мужчины и он монолитен в ее представлении. Так, ИБД нередко публикует картинки с 17 оскорблениями в адрес парней (рис.11). Интересно, что в таких случаях подписчики (как обиженные парни, так и девушки) вновь спорят с официальной позицией. Однако и на ИБД бывает контент, объединяющий администрацию и подписчиц: это фотографии звездных красавцев с подписями «идеальный мужчина». Идеальный мужчина по версии паблика - это Роберт Дауни младший, Дженсен Эклс, Джаред Падалеки и прочие герои фильмов или сериалов, популярных в тот или иной период. Подписчицы с удовольствием соглашаются с этой версией и оставляют комментарии, полные восхищения и любви. В целом, контент сообщества ИБД трудно назвать свободным от стереотипов, хотя аудитория активно критикует их в комментариях. Отзывы подписчиков, в свою очередь, тоже содержат целый набор стереотипов. Причина тому - возраст целевой аудитории, не способной пока мыслить самостоятельно. Паблик Подслушано в МГУ16 был выбран потому, что его аудитория коренным образом отличается от первых двух сообществ. Подписчики паблика (27 тысяч человек) - студенты МГУ в возрасте от 17 до 25 лет. Исходя из названия сообщества, логично предположить, что его контент составляют внутриуниверситетские новости, секреты и события. Это так, и все же несколько постов и комментарии к ним выражают представления подписчиков о мужчине и потому попадают в круг наших интересов. Кроме того, авторами записей, в отличие от других пабликов, являются сами подписчики, такова специфика паблика. Перейдем к примерам. «Знаете, я вот часто слышу от знакомых женщин, что мужчина должен быть нежным, ласковым, отзывчивым, быть внимательным и чутким et cet. А вот и нет! Нежной, чуткой, ласковой, отзывчивой и внимательной должна быть женщина! У мужика другие достоинства! Я, конечно, не первый, кто об этом пишет, но, черт возьми, феминисткам в России давно следовало бы удавиться. Россия - это страна, где все стадии взросления, в детских садах и школах, 16 vk.com/overhear_msu 18 мальчик испытывает пре ссинг со стороны женщин, нео сознанно превращающих мальчиков в жеманных девиц. Слышали такое: ты неаккуратный, ты невнимательный, зачем бегал по лужам, опять порвал куртку и штаны, опять дрался, драться нельзя? Нельзя в хоккей, нос разобьешь, нельзя в футбол, бокс, борьба - это не для тебя. Рисование, танцы, скрипки, ху*пки вот, сынок, занимайся, вырастешь хорошим мальчиком! Девочке чаще всего не понятно, что пускаться в авантюры, драться по каждому поводу, участвовать в любых замесах - это что, из чего должна состоять жизнь нормально развивающегося мальчика. Это то, что понимают папы (теперь уже не все) и не понимают мамы (чаще всего все). Если в детстве мальчик не прошел через все это, то в зрелом возрасте вряд ли сможет наверстать упущенное. И вот, вырастает такое чудо. Утонченное, изнеженное, при всем при этом – не всегда образованное. В общем говоря, вырастает чмо. И одни женщины (мама, воспитатели, учителя) передают это чмо в руки других женщин (будущих подружек и жен), которые хватаются за голову: ведь все по-прежнему мечтают о большой и красивой любви, ее никто не отменял. А любить такое чмо задача очень сложная. В конечном итоге оказывается, что сферы, откуда мужское еще не выдавлено окончательно – это спорт, бизнес, криминал и армия. Поэтому я считаю, что мужчинам срочно нужно идти работать в сферу образования. Обязательно – в школы. Нужно спасать мужчин и все мужское, дорогие дамы и господа!» Автор этого поста продолжает начатый еще в 70-е года прошлого века разговор о кризисе маскулинности, при котором мужчины отказываются от гегемонии во всех сферах жизни и просто хотят развиваться в соответствии с собственными интересами. Он буквально вменяет мальчикам в обязанность драться «по каждому поводу» и пускаться в авантюры, если же ребенок не делает этого, то автор ставит это в вину мамам, якобы не понимающим разницу между мальчиками и девочками. Мужчина не может быть нежным, чутким и отзывчивым, это удел женщины - противоположности мужчины. Кризис маскулинности, который, как было сказано выше, является следствием глобальных изменений в структуре общества, действительно волнует многих, 19 поэтому можно было бы ожидать, что в комментариях к записи появятся сторонники автора, и они появились, однако противников оказалось существенно больше. Прежде всего стоит отметить, что комментарии в Послушано в МГУ представляют собой полноценные записи, в которых четко обозначена позиция автора и приведены аргументы в ее защиту. Проанализируем комментарии: «Я посмотрю, как девушки отреагируют на то, что все парни вокруг станут мужиками и перестанут быть нежными, чуткими, ласковыми, отзывчивыми и внимательными. В первый же день завопят», - автор данного отзыва не задается вопросом, мужественно или не мужественно быть чутким и ласковым, он просто констатирует тот факт, что девушки ценят это в мужчинах. «- Сынок, на вот тебе доску с гвоздями, иди покажи, кто на районе главный. - Мам, а можно шапку надеть? Там холодно. - Я тебе лучше водки налью. Сына же воспитываю, а не бабу какую-то», - здесь комментатор иронизирует над тезисом автора поста о неправильном, немужественном воспитании мальчиков. То, что мужчине обязательно нужно прививать любовь к грубости и агрессии, он считает глупым. «Автор, мужские черты - это не та ерунда, которую ты описал, а 1) умение ставить перед собой цель и добиваться ее, 2) способность отвечать за свои слова и поступки. Вот что нужно воспитывать в мальчиках, а не поощрять в них быдланские замашки, которыми ты почему-то так восхищаешься» - в данном случае комментатор предлагает свое видение мужского образа, и такой вариант нельзя назвать стереотипным или деструктивным. «Вообще, не очень понятно, если парень не машина для драк, а просто обычный человек, то он - чмо. То есть, если грубо, то сливки общества у нас в колледжах обитают», - эта позиция тоже спорит со стереотипным представлением о настоящем мужчине. Автор отзыва отстаивает право мужчины быть «обычным человеком» без того, чтобы его называли слабаком. Интересный комментарий, в котором автор поста получил поддержку: «Каждый понял текст исходя из своих комплексов, очевидно. Девочки - исходя из того, что боятся мужественных мужчин, мальчики - из того, что боятся не соответствовать идеалу мужественности. В тексте-то не о том речь, что творчество - это плохо. А о том, что плохо, когда у мальчиков забирают то, что 20 для них естественно и навязывают то, что нравится девочкам (мамам). И уж конечно, вывод каждого второго о том, что если мальчик будет в детстве драться, то из него вырастет гопарь и быдло - это лишь наглядная иллюстрация того, о чем говорится в тексте. В Англии джентельмены посещали кружки фехтования, одной из забав в которых был поединок без маски. И мальчикам не было зазорно но сить шрамы, это было по-мужски. Элементом аристократического воспитания также была игра в регби, агрессивная и бескомпромиссная. И из таких мальчиков вырастали мужчины, которые не боялись бросить вызов судьбе и не прятались за мамину юбку. Надеюсь, ваши дети не вырастут терпилами, считающими, что культурный человек не может дать сдачи хулигану и должен молчать в тряпочку, когда вокруг него творится беспредел». Интересен отзыв прежде всего тем, что комментатор, защищая позицию автора поста, в значительной степени облагородил ее и убрал острые углы. Категорические заявления автора записи в переложении подписчика превратились в инструкцию, как правильно воспитать мальчика в соответствии с его интересами. Комментатор не совсем верно понял запись в Подслушано, очевидно, он не раз обдумывал вопрос кризиса маскулинности, и этот пост просто пришелся кстати. Наконец, отзыв, в котором прямо выражается призыв избавиться от стереотипов маскулинности и фемининности: «М-да, а предоставить людям самим выбирать то, что им нравится - не, не слышали. Создали массу стереотипов, мол, вот этим должны интересоваться парни, а вот этим девушки - и все. Все, кто пытается узнать о мире немного больше, чем ему разрешают общественные стереотипы, сразу становятся «фуууу, не мужик, как это не брутально» или «доченька, ты что, сдурела, так хорошие девочки себя не ведут». Да идите нафиг с этими стереотипами толпы. Человек может интересоваться тем, чем хочет и жить так, как хочет (он же вам этим жить не мешает)». На следующем примере мы сможем наблюдать не выражение образа мужчины в Подслушано в МГУ, а непосредственно образ подписчика сообщества. Некий анонимный автор, не студент МГУ, опубликовал запись: «Такая история: встречаюсь с девушкой из МГУ, она живет в общежитии в ГЗ. 21 Все прекрасно, начали проводить время у меня дома. Привезла ко мне по мелочи свои вещи. И тут, представляете, сразу после ее ночевки, я обнаруживаю дома клопа! Клопа у себя в квартире! Причем эта гадина в единственном экземпляре и воистину ужасающих размеров. Вот и думаю, неужели барышня оказалась такая «чистенькая»? Она все отрицает, говорит, у вас в общежитии такого не водится. Ребят, у вас там правда клопы живут или нет? Спаситепомогите, в дом ее больше не приведу, только дезинфекцию сделал». Когда подписчики укорили его в пренебрежительном и явно неуважительном отношении к девушке, он ответил: «Своей девушкой я ее не называл. Мы встречаемся. У меня дома». Этот комментарий вызвал резко отрицательную реакцию со стороны подписчиков: «Они встречаются. У него дома. При этом она не его девушка. Понятно, да? Себя и девушку он нисколько не скомпрометировал. ДЕВУШКА, ЕСЛИ ТЫ ЭТО ЧИТАЕШЬ И УЗНАЛА СЕБЯ, БЕГИ», «Она, наверное, и не подозревает, что с ней тупо «встречаются» и готовы слить при любом ничтожном поводе», «Единственное желание - всех клопов и прочую живность мира с эболой в придачу притарабанить автору поста домой, а лучше прям в рот засунуть. Такое ничтожество.. Это надо постараться таким стать.. Использует девушку (статуса ей не дает), обвиняет ее в покушении на его жилплощадь, непонятно как чморит», «После подобных постов ясно, почему девушки кошек заводят. Повторюсь - парень? Не, не слышала. Преомерзительно». Прежде всего, подписчиков (в основном, мужчин) возмутило, что парень непорядочен по отношению к девушке. Они всего лишь «встречаются» у него дома в лучший традициях «мужчин-покорителей». Из этого мы можем заключить, что сами комментаторы не являются «покорителями», а значит, и приверженцами маскулинной идеологии. Кроме того, автор готов отказаться от девушки при первой же возможности, даже не поговорив с ней. Такое поведение тоже не добавляет ему очарования. В последнем комментарии выражается противоречие между двумя понятиями «настоящий мужчина» (в стереотипном представлении и по существу). В первом случае мужчина ведет себя так же, как автор поста - он чувствует превосходство над девушкой. Во втором случае мужчина уважает девушку, 22 считает ее равной себе. Интересно, что кризисом маскулинности считается переход к парадигме, описанной во втором случае, в то время как именно первый случай является кризисным и разрушительным по сути. Перейдем, наконец, к краткому обзору ряда пабликов по запросам «настоящий мужик» и «настоящий мужчина». ВКонтакте около 100 сообществ под названием «настоящий мужик», самое крупное насчитывает 530 подписчиков, несколько самых малочисленных - только одного создателя. Их можно разделить на две части, рассмотрим обе части на примерах конкретных пабликов. Настоящий мужик.17 Контент сообщества составляют черно-белые фотографии накаченных парней, красивых машин, пистолетов и цитаты: «- Ты её любишь? - Нет… - А что тогда? - Я уже не представляю жизнь без неё», «Почему у тебя так мало друзей? - Потому что я дружу лишь с настоящими», «Ну и чё что мне больно? Зато тебе с ним там прикольно». На этих примерах можно наблюдать новый стереотип настоящего мужчины, зародившийся уже в интернете - мужчина как сильный внешне, но очень ранимый внутри, который лишь в интернете, анонимно может открыть душу и поделиться своими бедами. Такие сообщества осуществляют работу в противоположных направлениях: с одной стороны, несколько ослабляют психологическую нагрузку, которую испытывают не совсем канонические «настоящие мужчины», действительно ранимые и слабые, с другой - не развенчивают стереотип, а укрепляют его, потому что к слезливым записям обычно присоединяются фотографии «идеальных» мужчин, образ которых закреплен в массовом сознании. Несколько лет назад социолог Рейвен Коннелл, изучавшая взаимоотношения старшеклассников из Австралии, пришла к выводу, что в мужских сообществах существует несколько видов иерархических систем, и каждой соответствует свой канон маскулинности. Таким образом, если говорить о маскулинной идеологии, следует учитывать, что их может быть несколько. Это одна из новейших парадигм маскулинности. Согласно ей, наравне с гегемонной 17 vk.com/muzhikk8 23 идеологией, приверженцы которой считают себя последними настоящими мужчинами на планете (по данным российского этолога А. И. Протопопова, таких «альфа-самцов» действительно совсем не много - от 10% до 20%18), существует также сообщническая, характеризующая основную массу мужчин, не являющихся «альфа-самцами», но все же пользующихся плодами мужской гегемонии; подчиненная маскулинность, характеризующая слабых морально и ф и з и ч е с к и м у жч и н , ко т о р ы е з а в и с я т о т б о л е е а вт о р и т е т н ы х ; маргинализированная идеология, приверженцы которой по тем или иным причинам не входят ни в одну из основных (иммигранты, дети из беднейших семей). Вернемся к сообществу «Настоящий мужик»: паблики, контент которых тождественен содержанию этого сообщества, создаются, вероятно, для приверженцев подчиненной маскулинности, страдающих от недостатка традиционно мужских качеств и желающих приобщиться к жизни «настоящих мужиков». Вторая группа представлена сообществами, публикующими фотографии обнаженных девушек, отдельных частей их тела, алкоголя, дорогих машин стереотип во плоти. Максимум картинок при минимуме текста, если он и появляется, то примерно так: «Знаете почему мужики сильнее баб? Потому что добро всегда побеждает зло».19 Не стоит уделять этой группе пристальное внимание, руководство таких сообществ даже не подозревает, что кого-то где-то может волновать вопрос о противоречивости гегемонной маскулинности. Ряд пабликов по запросу «настоящий мужчина» представляет собой совершенно другую картину. ВКонтакте 288 групп с таким названием, аудитория самой многочисленной20 составляет 335 320 подписчиков. Мужчина в представлении администрации - это глава сплоченной семьи, защитник, обладающий безупречным вкусом, образованный. В принципе, его можно назвать новым мужчиной, которому хочется подражать. Это сообщество, как и ряд подобных, может быть интересно не только мужчинам, но и женщинам - это 18 Кон И.С. // Мужчина в меняющемся мире // Время, 2009 г. 496 стр. 19 vk.com/public76994695 20 vk.com/real_manu 24 паблики lifestyle, которые читают в поисках вдохновения. Посты: «Быть мужчиной — значит не просто выглядеть как мужчина, но упорно и много трудиться, уметь контролировать свои эмоции и отвечать за свои поступки», «Будь мужчиной. Найди одну и успокойся» нельзя назвать свободными от стереотипов, но они не ограничивают, а скорее направляют. Красивые картинки с дорогими часами, стильной одеждой и фотографии красивых женщин и счастливых семей приятно, а неокрепшие подростковым умам еще и полезно смотреть. В заключение, единого образа мужчины в социальной сети «ВКонтакте» нет и не может быть, потому что интернет - это пространство свободного выражения любых, даже самых абсурдных точек зрения. В зависимости от предпочтений администрации, образ мужчины может быть разным: где-то более (Подслушано в МГУ, паблики по запросу «настоящий мужчина»), где-то менее цельным (MDK). Важно отметить, что стереотипного, традиционного образа нет нигде, за исключением ряда малочисленных сообществ по запросу «настоящий мужик». 25 Список литературы. 1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М, 1999. 2. Кон И.С. // Мужчина в меняющемся мире // Время, 2009 г. 496 стр. 3. Скорнякова С.С. // Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации // Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 225-231. 4. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 5. Сообщества в социальной сети «ВКонтакте»: • MDK (vk.com/mdk). • ИБД (vk.com/thesmolny). • Настоящий мужик (vk.com/muzhikk8). • Настоящий мужик (vk.com/public76994695). • Настоящий мужчина (vk.com/real_manu). • Подслушано в МГУ (vk.com/overhear_msu). 26 Приложение. Рис. 1 Рис. 2 27 Рис. 3 Рис. 4 28 Рис. 5 Рис. 6 29 Рис. 7 Рис. 8 30 Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11 31

- у работы пока нет рецензий -