Образы женских богинь древней Греции как иллюстрации понятий, архетипов и человеческих качеств

Образы богинь древнегреческой мифологии как отражение мировоззрения эллина, человеческих качеств и понятий.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 54786775f2ad471e773c6e31
UUID: df5e8770-6280-0137-6dd5-525400006e27
Опубликовано: 28.11.2014 12:15
Просмотры: 7318

Current View

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Факультет журналистики Образы женских богинь древней Греции как иллюстрации понятий, архетипов и человеческих качеств. Работу выполнила студентка 5 курса д/o 521 группы Фроимчук Оксана Преподаватель: Засурский И.И. Москва, 2014 год Боги древних сказаний и мифов – отражение не только мировоззрения и сознания греческой цивилизации (ведь «мифология – это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития» 1), но также воплощение тех могущественных и неподвластных человеческому разуму сил, которые внушают одновременно ужас и восхищение, трепет и поклонение («в основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им»2). В то же время, стоит помнить, что древнегреческие боги не только отражение внешнего, физического мира, но также вместилище нравственных качеств, присущих человеку, сил духа, которые заставляют его подниматься над собой, обыденностью, стремиться к совершенству («мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры»3). Боги древнегреческих мифов, вне всякого сомнения, могущественнее человеческого существа, и при этом неразрывно связаны с ним. Отсюда впечатляющее титаническое величие и в то же время неожиданная порой близость к смертным, которым там же, как и Богам, свойственны слабости, заблуждения и пороки. «Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы…Это 1 Wikipedia.org 2 Wikipedia.org 3 Wikipedia.org отражение реальной жизни и реальных человеческих характеров древних времен»4. Поэтому неудивительно, что образы древних греческих богинь стали воплощением многих нравственных понятий, архетипов и человеческих качеств. По Н.Куну «Легенды и мифры древней Греции» можно условно выделить несколько поколений древнегреческих божеств. Так, «вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня земли Гея (та самая Гея, что вырастила цветок с дурманящим ароматом, который околдовал прекрасную Персефону, позволив Аиду похитить девушку и унести в подземное царство – примеч. автора реферата). Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней… Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День – Гемера»5. «Выбор бога, которому будут поклоняться зависел от многого, в частности, от образа жизни горожан. Могло быть так, что мужская часть признает только Зевса, а вот женская отдает все почести Гере, венценосной супруге отца богов. При этом такое положение считалось абсолютно нормальным и нужно отметить, что одна сторона легко могла оскорблять другую, что становилось порой причиной настоящих трагедий. Так, в Фивах были вырезаны семь мальчиков знатного человека, поклоняющегося Зевсу. Причиной такого зверства стало то, что во время пиршества мужчина оскорбил Геру, чего не смогли снести жрицы богини. Посчитав, что Гера 4 Античная мифология и ее влияние на современность. http://chronarda.ru/phoebus/sub/s-1.php 5 Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции богиня велит им смыть оскорбление, жрицы без жалости проникли в дом и убили мальчиков»6. По Н.Куну: «Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса - Афина»7. «Богиня Гера…прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности»8. Она требует жесткого соблюдения закона супружеской верности, чести и нравственности, неминуемо карает всякого, кто посмел преступить его. Особенно это касается возлюбленных Зевса, который, как известно, отличался ветреностью и влюбчивостью нрава. Жрица Геры, Ио, была превращена богиней в корову, после того как девушку соблазнил Зевс (по другим источникам жрицу превратил сам Громовержец, желая защитить возлюбленную от гнева жены), Каллисто была превращена Герой в медведицу. Не обошла стороной ярость богини и детей Зевса, рожденных не от нее. Так, сына Алкмены и Зевса, могучего Геракла, Гера преследовала всю жизнь, насылая на него одну беду за другой. «Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу. Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса. В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой 6 http://dzadziki.com/istorija-grecii/drevnjaja-grecija-i-mify/bogini-drevnej-grecii.html 7 Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции 8 http://rushist.com/index.php/mifologiya/1872-bogi-drevnej-gretsii#c3 женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти»9. Как пишет Н.Кун, жена Зевса прекрасна и величественна, блистает красотой, и все боги Олимпа в восхищении склоняются перед ней, окружая ее почетом и похвалами. Но несмотря на подобные существенные достоинства, богине не чужды такие пороки как властолюбие и тщеславие, готовность покарать любого, кто ставит свои заслуги и красоту выше ее собственных. В связи с этим, между Герой и Зевсом разгораются ссоры, когда в порыве гнева, оскорбленный своенравностью и пылким характером жены, Громовержец подвергает Геру бичеванию и мукам. Однако подобное случалось нечасто, как правило, Зевс относился к жене с любовью, нежностью и уважением. Как видим, в образе могущественной богини, сестры и супруги властителя Олимпа, проскальзывают вполне земные черты простой женщины, прекрасной, величественной, но порой ревнивой и строптивой, готовой пойти на страшные расправы во имя защиты задетой чести. По Н. Куну: «Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли» 10. Из чего делаем простой вывод, что Ирида – вестница Зевса и Геры, служительница и посланница богини супружества, богиня радуги, посредница в отношениях между богами и людьми. «Пируют боги. Прекрасные хариты (воплощение благостного начала, вечной молодости и красоты, убеждающая Пейто, благомыслящая Евфросиния, сияющая Аглая, желанная Клета и цветущая Талия – примеч. автора работы. В связи с близостью к творческому началу харит связывают часто с богом Аполлоном) и музы (богини и покровительницы 9 http://rushist.com/index.php/mifologiya/1872-bogi-drevnej-gretsii#c3 10 Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции искусств и наук – примеч. автора работы.) услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой»11. «Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ -- защитница правды и враг обмана»12. Эта богиня известна также под именами Темида или Темис. По одной из легенд она открыла своему сыну Прометею тайну судьбы Зевса, которую тот пытался выведать, подвергнув Прометея тысячелетним невыносимым мукам. Дочерьми Фемиды считаются мойры, богини судьбы, необходимости, вечных и непобедимых мировых законов («Но хотя посылает людям счастья и несчастья Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы - мойры, которые живут на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Владычествует судьба над смертными и над богами. Никому не пойти от велений неумолимой судьбы. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-либо в том, которое назначено богам и смертным. Лишь безропотно склониться можно перед судьбой и подчиняться ему. Одни мойры знают веления судьбы. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, судьба, которая выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, поскольку третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что 11 Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции 12 Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции занесено в свиток судьбы, то неминуемо. Неумолимые большие, суровые мойры»13). Невозможно обойти стороной и могущественную богиню Артемиду, сестру-близнеца бога Аполлона. Прекрасная как день она изображалась у древних греков в коротком, доходящем лишь до колен платье, с колчаном стрел за спиной и луком в руках. Неизменными спутниками богини охоты, лесов, животного мира и трав, помощницы при родах, благословляющей брак, рождение и дарующей исцеление, были нимфы, каждая из которых давала обет безбрачия, так как сама Артемида была не замужем. Нарушила запрет лишь близкая подруга Каллисто, не устоявшая перед очарованием самого Зевса. За что была изгнана Артемидой и, как уже говорилось выше, превращена в медведицу разгневанной изменой мужа Герой. С прекрасными музами, помощницами Аполлона, Артемида нередко водила хороводы, когда устав от охоты, отправлялась к своему брату в Дельфы. Женщины Древней Греции глубоко чтили эту богиню, принося ей жертвы (порой и человеческие, что свидетельствует о серьезности и порой безжалостности культа почитания), моля о защите и благополучном, счастливом браке, успешном разрешении при родах. Артемида была знатной охотницей, ни одному животному или птице не удавалось скрыться от ее меткой стрелы. В гомеровском гимне говорится: «Песня моя – к златострельной и любящей шум Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой, Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки. Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра, И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает, Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут Главы высокие гор. Густотенные чащи лесные 13 Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша И многорыбное море». И горе тому, кто посмеет потревожить ее. Так погиб славный Актеон, узревший наготу богини и превращенный ею в оленя, которого затем растерзали собаки юноши. Когда богини судьбы, дочери Фемиды, мойры сообщили Зевсу о том, что у богини Метиды родится сын, которому суждено погубить Громовержца, тот, поддавшись страху, проглотил женщину до рождения ребенка. Страшная головная боль пронзила бога, и чтобы избавиться от нее, он призвал сына Гефеста и потребовал разрубить ему голову ударом топора. Так родилась богиня, вышедшая из головы Зевса - Афина Паллада, покровительница мудрости и справедливых войн. «Афина – «голубоглазая девственница», богиня ясного неба, сверкающим копьем своим разгоняющая тучи, прикрепившая к своему щиту, Эгиде, змееволосую голову страшной Медузы Горгоны, черной дочери ночи, с тем вместе богиня победоносной энергии во всякой борьбе: она вооружена щитом, мечом и копьем. Богиня Афина Паллада считалась у греков изобретательницей военного искусства. Ее всегда сопровождает крылатая богиня победы (Ника). Афина – охранительница городов, богиня акрополей; в честь её, богини афинского Акрополя, совершали афиняне большой и малый Панафинейские праздники. Будучи богиней войны, Афина, тем не менее, не испытывала радости в битвах, как боги Арес и Эрида, а предпочитала решать распри миром. В мирные дни она не носила оружия, а во время войн получала его у Зевса. Однако, вступив в бой, Паллада никогда его не проигрывала – даже самому богу войны Аресу»14. Будучи богиней мудрости, Афина, по мнению древних греков, повелевает гражданским устройством общества и государственной жизнью, наделяет осмотрительностью, мудростью и знанием, покровительствует 14 http://rushist.com/index.php/mifologiya/1894-afina-pallada-boginya искусствам и ремеслам. Никто не может сравниться с богиней в умении рукодельничать, за попытку быть выше в этом искусстве поплатилась Арахна, дочь Идмона, которую богиня превратила в паука. Любовь повелевает мирами, и поэтому как же можно не упомянуть богиню Афродиту? По Н. Куну «Афродита первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот - ее сын». Она родилась близ острова Киферы из морской пены, легкий ветерок принес ее к берегам острова, где Эрот и Гимерот отвели богиню на Олимп, и боги громко приветствовали и чтили прекраснейшую из богинь, покровительницу любви, перед силой которой не властны ни бессмертные, ни люди. Лишь Артемида, Афина и Гестия не подчиняются ей. Неизменные спутница Афродиты – Оры и Хариты, богини грации и молодости, одевают женщину в прекрасные золотые одежды, венчают ее голову цветами и расчесывают ее великолепные волосы. Всюду, где проходит Афродита, царит красота и благоухание, когда идет она по лесу, то слетаются к ней все птицы и ласкаются к ней дикие звери. Любовь – сильнейшее оружие, которым владеет Афродита, им она милует тех, кто чествует ее, им же карает и расправляется с теми, кто посмел пренебречь ее силой. Не менее важное божество древнегреческого пантеона – богиня Деметра, покровительница плодородия и земледелия. Она олицетворяет культ богини-матери, недаром ее имя в переводе с древнегреческого означает «Мать-Земля», она – воплощение первородного начала, что дает жизнь и вбирает в себя умершее. В некоторых сказаниях отождествляется с богиней Гекатой, покровительницей сверхъестественного знания и чародейства. Такое положение вещей может быть объяснимо тем, что будучи богиней первородного начала, Деметра также властвует и над тем, что человеческому уму неподвластно, но было им порождено. Сестра Геры, возлюбленная Зевса, трижды порождает Плутоса. Самый распространенный из дошедших до нас мифов, где упоминается Деметра – миф о похищении Персефоны, дочери Деметры и властительницы подземного царства наряду с Аидом. После того, как Персефона была похищена Аидом, Деметра скиталась по земле в поисках дочери, однако осознав, что ее не вернуть, сменила обличие и отправилась скитаться по свету. В период скитаний Деметры воцарился голод и разруха, люди перестали чествовать богов и приносить им жертву. Обеспокоенный Зевс потребовал у Аида вернуть Деметре похищенную дочь, властитель подземного царства не осмелился ослушаться воли брата, однако дал Персефоне зерна волшебного граната, чтобы та могла возвращаться к мужу в назначенный срок. Лишь после возвращения дочери Деметра позабыла свой траур и скинула с себя черные одежды, вновь вернув порядок и процветание на землю. Таким образом, Деметра не только богиня плодородия и земледелия по официальной версии, но и символ материнской любви, во имя своего дитя готовая отречься от своей сути. Таков «основной» пантеон древнегреческих богинь. Разумеется, есть еще и другие, не так часто встречающиеся в сказаниях, но тем не менее, любопытные. «Геката — богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии»15. «Немезида — богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение распределением благ среди смертных»16. 15 http://godsbay.ru/antique/antiques_goddesses.html 16 http://godsbay.ru/antique/antiques_goddesses.html за честным и равным «Эвмениды — милостивые, благожелательные богини — одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы»17. Тема образов древнегреческих богинь обширна и чрезвычайно интересна, ведь именно она один из ключей к пониманию особенностей эллинистической культуры и самосознания. В облике великих, прекрасных женщин, наделенных неземной красотой, умом, безграничными возможностями и умениями прослеживаются простые смертные, не чуждые переживаниям, боли, разочарованиям и ошибкам. Это попытка сблизить человека и окружающий его такой огромной и порой страшный мир, объяснить его закономерности, увидеть в человеке Косомос, а в Косомсе – человека. 17 http://godsbay.ru/antique/antiques_goddesses.html Список использованных источников: 1. Н.А. Кун. Легенды и мифы древней Греции. М., АСТ, 2008. 2. Гомер. Гомеровы гимны. пер. В. Вересаева, М., 1926. 3. И.М. Тронский. История античной литературы. Л., 1946. 4. С.И. Радциг. История древнегреческой литературы. М., 1940. 5. Wikipedia.org 6. Античная мифология и ее влияние на современность. http://chronarda.ru/phoebus/sub/s-1.php 7. http://dzadziki.com/istorija-grecii/drevnjaja-grecija-i-mify/boginidrevnej-grecii.html 8. http://rushist.com/index.php/mifologiya/1872-bogi-drevnej-gretsii#c3 9. http://godsbay.ru/antique/antiques_goddesses.html

- у работы пока нет рецензий -


Anastasia Bushueva

Достойная работа! Самое интересное, что как далеко бы мы не отходили от тех времен, когда народ воспринимал мир через мифологию, все равно это ну как ни крути всегда дико актуально. Эти образы объясняют и нас, и наше поведение, и весь окружающий мир...


Maria Shirokova

Образы языческих богов всегда интересны как воплощение коллективного бессознательного. А древнегреческие боги интересны вдвойне, ведь они давно стали интернациональными символами, частью многих культур. Спасибо автору за освещение столь актуальной темы!


Galya Alexandrova

Очень интересная работа. Образы древнегреческих богинь знакомы с детства, но для себя узнала много нового!


Nadya Pokonina

Прочитала с удовольствием! Про некоторых богинь даже никогда не слышала, так что было интересно вдвойне Автору большое спасибо!


Olga Tereschenko

Люблю тему античности, всегда приятно читать такие работы. Была приятно удивлена тому, что некоторые прочитанные факты, оказались новыми для меня. Спасибо автору


Anna Tigina

Очень интересная работа на уже знакомую студентам журфака тему, тем не менее, со множеством свежих фактов. Спасибо автору за новый взгляд и хороший труд.