Осмысление личности и деятельности Наполеона, «наполеоновской легенды» и «наполеонического корпуса»

«По меткому выражению Гоголя, он [Пушкин] явил в себе духовный тип русского человека, каким последний осуществится, может быть, через 200 лет». Сам Пушкин на протяжении всей жизни находился в неустанном поиске, обращаясь к истории, чтобы понять современность и поразмыслить о будущем, он глубоко проникал в суть человеческих характеров и явлений. Образ Наполеона и попытки осмыслить его деятельность и личность стали одним из важных мотивов в творчестве Пушкина.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 58e9622ef2ad471e773c71c7
UUID: e357de00-6280-0137-6fa0-525400006e27
Опубликовано: 08.04.2017 22:20
Просмотры: 1764

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА Факультет журналистики Кафедра истории русской литературы и журналистики Осмысление личности и деятельности Наполеона, «наполеоновской легенды» и «наполеонического корпуса» в творчестве А.С. Пушкина Реферат студента 208 группы д/о Макаровой М.А. Преподаватель: доцент, кандидат филологических наук Прохорова И. Е. Москва 2016 Содержание Введение…………………………………………………………………....3 Часть 1. Трансформация образа Наполеона в лирике Пушкина……..…3 1.1. Лицейские стихотворения…………………………………………….3 1.2. Развитие наполеоновской темы и её переосмысление. Стихотворения: «Вольность» 1820г., «Наполеон» 1821г., «К морю» 1824г……………...6 1.3. Особая трактовка личности Наполеона в стихотворении «Герой» 1830г………………………………………………………………….……..8 Часть 2. «Наполеоновская легенда». Вклад Пушкина..….……...………9 Часть 3. «Наполеонический комплекс»….……………………………....11 Заключение………………………………………………………………...13 Список литературы………………………………………………………..14 2 Введение «По меткому выражению Гоголя, он [Пушкин] явил в себе духовный тип русского человека, каким последний осуществится, может быть, через 200 лет».1 Сам Пушкин на протяжении всей жизни находился в неустанном поиске, обращаясь к истории, чтобы понять современность и поразмыслить о будущем, он глубоко проникал в суть человеческих характеров и явлений. Образ Наполеона и попытки осмыслить его деятельность и личность стали одним из важных мотивов в творчестве Пушкина. «Через полгода после рождения Пушкина … генерал Бонапарт, неожиданно вернувшись из Египта, произвел государственный переворот»2,пишет Ю. М. Лотман, отмечая и формальную связь двух гениев – политического и литературного. «Гроза 1812 года»3 застала Пушкина ещё в лицее и послужила мощным толчком к развитию наполеоновского образа в его дальнейшем творчестве. Трансформация образа Наполеона в лирике Пушкина Лицейские стихотворения В своей книге «Пушкин и Франция» Б. В. Томашевский описывает всестороннее влияние на мировоззрение Пушкина, с одной стороны, французской культуры, с другой - политических отношений между Россией и Францией: «В эти годы интересы политики и литературы были нераздельны … Поэтому политические интересы не притупляли восприятия фактов художественной литературы».4Лицейское воспитание заставляло юных поэтов благоговеть перед французскими классиками, но в то же самое время набирало 1Франк С. Л. Этюды о Пушкине. – Paris: YMCA-PRESS, 1987. – С. 28. 2Лотман Ю. М. Пушкин. — СПб.: Искусство-СПБ, 2003. — С. 23. 3 Там же. – С.24. 4Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. – Л., 1960. – С. 68. 3 силы и национальное самосознание, сопровождаемое патриотическим пафосом в лирике, ведь «почти все годы, проведенные в лицее, проходят в обстановке войны 1812г. и последующих военных и дипломатических событий».5 В ранних стихотворениях Пушкина образ Наполеона рассматривается как средоточие абсолютного зла. Молодой поэт, как и большинство его соотечественников, видел в Наполеоне «зверя», «антихриста», «злодея». Аналогичные эпитеты с заметной частотностью обнаруживались в стихотворениях и статьях 1812 – 1815 г. г., посвященных фигуре Наполеона. В своём стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814г.) Пушкин называет Наполеона «бичом вселенной». Это убеждение в античеловеческой, зверской природе личности французского полководца сблизило Пушкина с традиционной точкой зрения легитимистов, считавших Наполеона «Робеспьером на коне» - бунтовщиком и угрозой всемирной гармонии. «Поэт-лицеист верно уловил те возможности, какие давала русская торжественная ода 18 века для воссоздания атмосферы подъёма национальных чувств»6, - отмечает Ю. В. Стенник, анализируя отображение темы борьбы России с нашествием французской армии. Тема Наполеона у Пушкина раскрывается в первоначальном сопоставлении варианте с образами стихотворения национальных тирану героев. Наполеону В поэт противопоставляет императора Александра как спасителя Европы, однако в последующей переработке [Часть лицейских стихотворений была переработана и подготовлена для печати 1824-1829]7Пушкин освобождает произведение от похвал русскому императору. 5Там же. – С. 67. 6 Стенник Ю. В. Традиции торжественной оды 18 века в лирике Пушкина периода южной ссылки («Наполеон») // Русская литература 18 века и ее международные связи. – Л.: Наука, 1975. – С. 107 – 112. 7 Воспроизводится по изданию: А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 4 Отношение Пушкина к Наполеону в «Воспоминаниях…» категоричное. Он безапелляционно осуждает завоевателя, выстраивает контрастные параллели: Утешься, мать градов России, Воззри на гибель пришлеца. Отяготела днесь на их надменны выи Десница мстящая творца.8 (Воспоминания в Царском Селе, 1814 г.) Томашевский комментирует ещё одно лицейское стихотворение поэта «Наполеон на Эльбе», 1915г., в котором «героем является Наполеон, ни в какой мере не сливающийся с образом автора и произносящий самообличительные речи, лишь по контрасту и по обнаженности «злодейской» аргументации вскрывающий точку зрения автора». Заметным отличием этого стихотворения является то, что автор здесь пытается дистанцироваться, придать своему произведению больше историчности. «Эти лицейские опыты сюжетных элегий в видоизмененной форме, - обобщает Томашевский, - имели свое продолжение и вне лицея».9 В стихотворении «Принцу Оранскому» Пушкин продолжает «антитираническую» тему. В своём произведении он воздает хвалу герою, низвергшему «ужас мира». Та же идея звучит и в стихотворении-посвящении «Александру» 1817 г. («С небесной высоты, при звуке стройных лир, //На землю мрачную нисходит светлый мир»). Таким образом, в лицейский период отношение Пушкина к личности Наполеона было подчинено распространённой общественной традиции. Неприязненное отношение к «корсиканскому выскочке» сочеталось с 8 Здесь и далее ссылки на произведения Пушкина даются по изданию: Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959 [Электронная версия - РВБ, 2000—2016]URL:http://rvb.ru/pushkin/(дата обращения: 3.11.16). 9Томашевский Б. В. Пушкин. Материалы к монографии (1824—1837).– М.-Л.: АН, 1960. – С. 357-359. 5 убеждённостью в благодетельности правления Александра. Впоследствии в своей монографии Лотман отметит, что «вся мощь национальной жизни сосредоточилась в это время в литературе. Такова была эпоха Пушкина». Развитие наполеоновской темы и её переосмысление. Стихотворения: «Вольность» 1820г., «Наполеон» 1821г., «К морю» 1824г. С 20-х годов 19 века в литературной жизни Пушкина начинается новый период – романтический, «когда и в России и во Франции борьба классиков и романтиков достигает особенной остроты».10 Начиная с оды «Вольность», Пушкин постепенно отходит от резких и категоричных суждений. Определение «самовластный злодей» уже не звучит как вызов. В художественном сознании Пушкина по отношению к образу Наполеона происходит сдвиг: яростные обличения «злодея» становятся абстрактными. Не случайно Н. И. Скатов подчеркивает, что, кроме политического, эта ода имеет и другой, не менее важный, — философский и нравственный аспект. 11 В «Вольности» важны не только грозные инвективы против тиранов — Наполеона, Павла I и любых других «самовластительных злодеев», неизбежно осужденных на смерть самой историей и ее незыблемыми законами, но и впервые проявившееся здесь искусство Пушкина смотреть на историю «глазами Шекспира», умение взглянуть на события с высоты нравственного идеала гуманности и справедливости.12 Эти идеи в наибольшей степени найдут отражение в поздних произведениях Пушкина. На момент Южной и Северной ссылок в лирике Пушкина доминирующую позицию занимают вольнолюбивые мотивы и романтические искания. 10Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. – Л., 1960. – С. 80. 11 Скатов Н. Н. Пушкин: очерк жизни и творчества. – Л., 1991. [Электронная версия]URL: http://a4format.ru/pdf_files_bio2/4913ebc3.pdf(дата обращения: 3.11.16). 12Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. Серебряный век. – СПб.: Наука, 1995. – С. 5 – 196. 6 18 июля 1821 года Пушкин получил известие о смерти Наполеона и сразу же набросал план посвящённого ему стихотворения. Так, поэтом была сделана первая попытка осмыслить весь жизненный путь Наполеона и дать комплексную оценку его исторической роли. Интересна связь двух произведений. Две последние строфы «Наполеона», 1821 г., были написаны позднее и предназначались для стихотворения «К морю», 1824г. Эта связь особенно ощутима в идейном наполнении произведений: в более позднем стихотворении «мотивы личной судьбы поэта переплетаются с откликами на смерть Наполеона и на смерть Байрона … В этом стихотворении снова Пушкин обращается к синкретической теме, объединяющей мотивы личной лирики с размышлениями историческими и философскими».13 Наполеон действительно во многом соответствовал байроническому герою с его культом индивидуализма и исключительности. Их роднил и пылкий, страстный, но в то же время мрачный характер, читавшийся в презрении к обществу и осознании собственного превосходства. В этих и последующих произведениях Пушкин воспринимает Наполеона уже не только героем истории, но и героем культуры, приравнивает его к идеалу «романтического эгоиста». Интересно, что черты наполеоновского характера, которые вызывали тотальное неприятие в обществе, спустя десятилетие стали предметом восхищения и подражания. «Кто жил и мыслил, тот не может // В душе не презирать людей» («Евгений Онегин», Глава 1, XLVI) – убеждение, ставшее подспорьем для возникновения нового символа эпохи. Наполеон, «презревший человечество, стал одной из самых притягательных фигур, стал «властителем дум». 13Томашевский Б. В. Пушкин. Материалы к монографии (1824—1837). –М.-Л.: АН, 1960. – С. 375 – 376. 7 Особая трактовка личности Наполеона в стихотворении «Герой» 1830г. Стихотворение «Герой» было написано Пушкиным в его первую Болдинскую осень и представляет совершенно новый в творчестве поэта взгляд наличность Наполеона. В своём исследовании болдинской лирики Пушкина, В.А. Грехнёв отмечает, что «не философия истории занимает Пушкина в «Герое» и не историческое содержание личности Наполеона служит здесь предметом размышления», а именно «человеческая сущность этой личности, противоречия её духовной природы – вот что выдвигается на первый план».14 Стихотворение построено в форме диалога между Другом и Поэтом. В отличие от Друга, Поэта восхищает не военный талант Наполеона и громкая слава, а его конкретный поступок: посещение чумных больных в Яффе. Такой подход к пониманию личности Наполеона служит доказательством, что для Пушкина основными качествами «великого человека» служит, прежде всего, гуманность. «Исторические вехи судьбы Наполеона, величавая панорама его взлётов и падений – всё это входит в пушкинский стих. Однако входит не как самоценный объект изображения …, а скорее как фон, призванный оттенить главное: человеческое в гении, вечное в человеке, то, что не зависит от перепадов славы, от чередования удач и поражений».15 Пушкин интерпретирует события, руководствуясь личным выбором. Известно, что по одной версии, во время разгулявшейся в Яффе чумы Наполеон, обеспокоенный угрозой эпидемии, предложил врачу дать всем больным смертельную дозу опиума. По другой – французский полководец, пожимал 14 Грехнёв В. А. Болдинская лирика А. С. Пушкина. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977. – С. 81. 15Там же. – С. 82. 8 солдатам руки, воодушевлял этим жестом отчаявшихся, демонстрируя героизм и самоотверженность. «Показательно, - пишет О.В. Зырянов, - что в стихотворении «Герой» Пушкин отдает предпочтение именно второй версии, возвышающему душу “обману”».16 В «Герое» Пушкин впервые определил свой индивидуальный взгляд на наполеоновскую тему. Возможно, поэт и впервые ощутил Наполеона своим героем. Стихотворение «Герой» продемонстрировало уровень того духовного совершенства, которого не достигали более ранние произведения Пушкина, посвященные наполеоновской теме: «Исторически противоречивое содержание личности героя уступает место глубоко затаенным в ней идеальным человеческим возможностям».17 «Наполеоновская легенда». Вклад Пушкина Интерпретация личности Наполеона и его судьбы в литературоведении заведомо дистанцируется от его исторической оценки и определяется как «наполеоновская легенда». Обаяние исключительной личности вытесняло память о деспотичном монархе, враге-завоевателе. «Герой» постепенно вытеснял «тирана». Этому во многом способствовали и мученический ореол, который окутывал Наполеона в годы изгнания, и, наконец, бесславная смерть, переключившая внимание общества на трагические аспекты судьбы великого француза. Культ Наполеона формировался в литературе усилиями многих поэтов и писателей. Его поддерживали Байрон, Беранже, Гейне, Гюго и, несомненно, Пушкин. «Наполеоновская легенда» быстро набирала популярность. 16 Зырянов О. В. Наполеоновская легенда и наполеонический комплекс в русской литературе: аксиологический аспект / И Вечной Памятью Двенадцатого Года…. / Материалы Всероссийской Научной Конференции, Посвященной 200-Летию Отечественной Войны 1812 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.rumvi.com/products/ebook(дата обращения: 3.11.16). 17Грехнёв В. А. Болдинская лирика А. С. Пушкина. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977. – С. 91. 9 Сместившиеся эстетические критерии допускали новые толкования. Образ Наполеона идеализировался: великому человеку можно было простить многое. Проследив, как изменялось отношение Пушкина к личности и деятельности Наполеона, можно заключить, как поиски поэта в целом повлияли на формирование «наполеоновской легенды». О. С. Муравьёва в своем исследовании отмечает, что «юный Пушкин, еще недостаточно хорошо ориентирующийся в противоречиях социальной жизни и мыслящий отвлеченными политическими формулами, присоединяется к общему хору, решительно противопоставляя «законным царям» «мятежную власть» «коварством, дерзостью венчанного царя» и обвиняя Наполеона в намерении «мечом низвергнуть троны». С этих же позиций Пушкин оценивает период «Ста дней» как «буйную измену» и приветствует падение «шаткого трона» Наполеона».18 В след за этим каждый новый чувственный оттенок в восприятии Наполеона Пушкиным в разное время расширял и углублял «наполеоновскую легенду». Муравьёва отмечает также, что процессы, происходившие в европейском обществе после свержения Наполеона стали теми обстоятельствами, которые «способствовали созданию ореола исключительности вокруг Наполеона — человека, личное участие или неучастие которого в мировой политике имело столь громадные последствия».19 Что же касается романтизации Наполеона, то эта тенденция внесла существенные изменения в «наполеоновскую легенду», придав ей элементы таинственности и мистичности. Тем не менее, сам Пушкин «не просто принимает как данность величие Наполеона и исключительность его судьбы; он стремится определить своеобразие и историческую уникальность этого величия 18Муравьева О. С. Пушкин и Наполеон (Пушкинский вариант «наполеоновской легенды»). – 1991 (текст). – С. 8. [Электронный ресурс]URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/ise/ise-0053.htm(дата обращения: 3.11.16). 19 Там же. – С. 10. 10 и исключительности»20, тем самым доводя до совершенства романтический образ героя, который и становится ядром набирающей популярность легенды. Отметим также, что концепция фаталистического, особой миссии Наполеона, окрашивалась то в романтические, то в мистические тона, но в то же время в достаточной степени отражала историческую реальность. Толковать историю возвышения и падения Наполеона, принимая во внимание исключительно личные качества, нельзя. «Его судьба, - развивает мысль Муравьёва, - могла осуществиться только при уникальном совпадении этих качеств и этой инициативы с теми историческими возможностями, которые предоставила ему эпоха».21 Таким образом, пушкинский вариант «наполеоновской легенды» собирался из крупиц многоликих образов, которые возникали в постепенном развертывании наполеоновской темы, явственно отражающей, какую роль сыграл образ Наполеона в художественном мире самого Пушкина. «Наполеонический комплекс» Наряду с наполеоновской легендой, возникшей в эпоху романтизма, выделяется ещё одно важное понятие - сформировавшийся в русской литературе так называемый «наполеонический комплекс». Опыт пушкинской поэзии как нельзя лучше показывает, что биография реального исторического лица уже при жизни подверглась существенной мифологизации. О. В. Зырянов в статье «Наполеоновская легенда и наполеонический комплекс в русской литературе» пишет, что «наполеонический корпус» - это «все тот же образ Наполеона, его концептуально осмысленная биография, но на этот раз уже пропущенные через призму национального самосознания, отраженные в зеркале этнопоэтики».22 20 Там же. – С. 12. 21 Там же. – С. 16. 11 Таким образом, важным представляется поиск ответа на вопрос, на каких именно чертах характера Наполеона классическая русская литература делает акцент. Так, феномен Наполеона-антихриста, воплощения чрезмерного индивидуализма и беспрецедентной в истории человечества гордыни, стал базисом для развития всего «наполеонического комплекса».23 У Пушкина размышления на данную тему обнаруживаются во второй главе «Евгения Онегина» и представляют собой некую развёрнутую рефлексию: Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно. («Евгений Онегин», Глава 2, XIV) Понимая под «наполеоническим комплексом» особый тип мироощущения, можно прийти к выводу, что одной из центральных проблем для Пушкина было непосредственное осмысление современного человека и человеческой природы. Не стоит забывать и о духовных ценностях поэта и их отражении в творчестве: «вполне возможно, что присущее Пушкину неприятие индивидуалистической философии и пафоса безоглядного самоутверждения личности поддерживается постоянным присутствием в его художественном 22Зырянов О. В. Наполеоновская легенда и наполеонический комплекс в русской литературе: аксиологический аспект / И Вечной Памятью Двенадцатого Года…. / Материалы Всероссийской Научной Конференции, Посвященной 200-Летию Отечественной Войны 1812 г. [Электронный ресурс] URL:http://www.rumvi.com/products/ebook(дата обращения: 3.11.16). 23 Там же. – URL: http://www.rumvi.com/products/ebook(дата обращения: 3.11.16). 12 сознании образа Наполеона, подкрепляется – от противного – примером этого обреченного героя-титана, своеобразного сверхчеловека».24 С «наполеоновским типом» мы встречаемся и в «Пиковой даме». Один из героев повести, Томский, описывает главного героя словами: «Этот Германн … лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». Образ Германа порождает некую нравственно-философскую коллизию. Пушкин рисует борьбу макро- и микрочеловека в душе героя, об этой составляющей «наполеонического корпуса» подробно пишет Н. Я. Берковский. «В свете поисков Абсолюта Германн по-своему велик и прекрасен, ибо одно только стремление «утроить, усемерить» не могло бы дать «колоссального» лица»25, - эта трактовка личности Германна служит прямым доказательством определения его как героя «наполеоновского типа». В Германне действительно уживаются противоположные начала: холодная расчётливость и эгоизм, порождающие стремление управлять ситуацией, чувствами, жизнью и безотчётный страх потерять этот контроль, оказаться жертвой независящих от него обстоятельств. Берковский даёт глубокую характеристику этому явлению на основе связи мотивов: «первое: подняться над строем обыкновенных человеческих способностей и возможностей – три карты. Второе: употребить эти свои преимущества ради власти над людьми. Власть над людьми – вот главное для Германна “Наполеона”»26. Заключение Наполеон вызывал у Пушкина многосторонний интерес. В юношеские годы он сконцентрировал свое внимание на осмыслении непосредственно 24Там же. – URL: http://www.rumvi.com/products/ebook(дата обращения: 3.11.16). 25Берковский Н. Я. О «Пиковой даме» (Заметки из архива). – Л.: Наука, 1987. – С. 69. 26Там же. – С. 69. 13 личностных качеств великого француза, перипетий его судьбы. По мере более осознанной и детальной проработки наполеоновской легенды, Пушкин всё глубже погружался в историю, искал внутренние и внешние связи исключительного характера и судьбы. Интерес Пушкина к фигуре Наполеона вовсе не случаен. Можно даже провести некую психологическую параллель: то был интерес одного гения к другому. Каждый из них олицетворял новое время, в том или ином смысле создавая его собственными силами: Наполеон - на полях сражений и на императорском троне, Пушкин – на страницах своих книг. Проработка Пушкиным образа Наполеона, вклад, который поэт внёс в создание «наполеоновской легенды» и оформление целого «наполеонического корпуса» крайне важен как для исследования творчества самого поэта и писателя, так и для понимания всего историко-литературного контекста первой трети 19 века. Библиографический список: 1. Берковский Н. Я. О «Пиковой даме» (Заметки из архива). –Л.: Наука, 1987. – С. 69. 2. Грехнёв В. А. Болдинская лирика А. С. Пушкина. – Горький: ВолгоВятское книжное издательство, 1977. – С.81 – 91. 3. Зырянов О. В. Наполеоновская легенда и наполеонический комплекс в русской литературе: аксиологический аспект / И Вечной Памятью Двенадцатого Года…. / Материалы Всероссийской Научной Конференции, Посвященной 200-Летию Отечественной Войны 1812 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.rumvi.com/products/ebook (дата обращения: 3.11.16). 4. Лотман Ю. М. Пушкин. – СПб.: Искусство-СПБ, 2003. – С.23 –24. 14 5. Муравьева О. С. Пушкин и Наполеон (Пушкинский вариант «наполеоновской легенды»). – 1991 (текст). –С. 8 – 16. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/ise/ise-0053.htm(дата обращения: 3.11.16). 6. Скатов Н. Н. Пушкин: очерк жизни и творчества. – Л., 1991. [Электронная версия] URL: http://a4format.ru/pdf_files_bio2/4913ebc3.pdf(дата обращения: 3.11.16). 7. Стенник Ю. В. Традиции торжественной оды 18 века в лирике Пушкина периода южной ссылки («Наполеон») // Русская литература 18 века и ее международные связи. – Л.: Наука, 1975. – С. 107 – 112. 8. Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. – Л., 1960. – С. 68 – 80. 9. Томашевский Б. В. Пушкин. Материалы к монографии (1824—1837). М.Л.: АН, 1960. – С. 357 – 376. 10. Франк С. Л. Этюды о Пушкине. – Paris: YMCA-PRESS, 1987. – С. 28. 11. Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. Серебряный век. – СПб.: Наука, 1995. – С. 5–196. 15

- у работы пока нет рецензий -