Особенности создания «картины мира» в телепередаче «Орел и решка»

Информация, просвещение и рекреация – известные три кита телевидения как СМИ. В определенный исторический период, как правило, доминирует одна из трех основных функций телевидения. Тем не менее, будет логичным и уместным вопрос: неужели контент современных телеканалов не подразумевает наличия в определенных телепрограммах всех трех «китов»?

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 547d6db6f2ad471e773c6e8b
UUID: dfc8d260-6280-0137-6e02-525400006e27
Опубликовано: 02.12.2014 07:43
Просмотры: 3623

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА _____________________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникаций Особенности создания «картины мира» в телепередаче «Орел и решка» Реферат Студентки V курса д/о (гр.507) Виноградовой М.Е. Преподаватель Засурский И.И. Москва-2014 Введение Информация, просвещение и рекреация – известные три кита телевидения как СМИ. В определенный исторический период, как правило, доминирует одна из трех основных функций телевидения. Тем не менее, будет логичным и уместным вопрос: неужели контент современных телеканалов не подразумевает наличия в определенных телепрограммах всех трех «китов»? Есть ли направление тележурналистики одновременно познавательное, информационное и развлекательное? Полагаем, есть, и имя такого направления – журналистика путешествий. Передачи о путешествиях – дебютанты телевизионного экрана. Дебют состоялся более полувека назад, когда в 1960 году на советские экраны вышла программа «Клуб путешественников», тогда носившая название «Клуб кинопутешествий». С тех пор журналистика путешествий выделяется как самостоятельное направление тележурналистики, особенность которого можно выделить в словах «Развлекая, информировать и просвещать». В настоящее время на телеэкранах появляются все новые виды телепередач изучаемого нами жанра и далеко не все из них в полной мере отвечают формуле «Развлекая, информировать и просвещать». Чаще всего данная формула изменяется до «развлекая, информировать и рекламировать», либо «информируя, развлекать». Естественно, каждая телепередача в зависимости от своей функции, так или иначе, формирует свою «картину мира». Что стоит за определением «картина мира»? Философский Энциклопедический словарь отмечает, что, «в отличие от мировоззрения, картина мира – это совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек».1Таким образом, в данной работе мы будем говорить о том, как расширяют наши 1 Словарная статья: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2434/%D0%9A %D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%90 знания о мире телепередачи о путешествиях, а также о том, насколько правдивую «картину мира» они создают. В качестве импирического объекта исследования в данной работе выступит одна из самых популярных телепередач о путешествиях, выходящие в эфир на российском телевидении. Речь идет о телепередаче «Орел и решка». Для конструктивного анализа телепередачи в первой главе работы мы достоверную выделим «картину критерии, мира». помогающие Вторая глава журналисту будет непосредственно анализу сюжета телепередачи «Орел и решка». создать посвящена Глава первая. Критерии анализа телевизионной передачи Для того, чтобы создать «грамотное» и произведение в жанре журналистики путешествий, должен интересное зрителю автор (журналист) владеть всеми приемами и средствами воплощения на экране творческого замысла. Иными словами – должен уметь использовать все средства экранной выразительности. Существуют три основные группы экранных средств выразительности: изобразительно-выразительные, драматургические и звуковые. Рассмотрим их несколько подробнее. Изобразительно - выразительные средства основаны на главном отличии телевидения (да и в запечатлевать движение. Чтобы целом кинематографа) – способности создать «движущееся изображение» необходимо учитывать следующее: - Правильно «вырезать» из изображаемой действительности нужный автору и интересный зрителю кусок - то есть выбрать кадр; - Определить необходимую степень приближенности камеры к снимаемому предмету или человеку – здесь мы говорим о плане; - Выстроить композицию кадра — взаиморасположение фигур и предметов в плоскости экрана. - А также не стоит забывать о размещении фигур относительно друг друга в глубине изображаемого на экране пространства, то есть о мизансцене. - Выбрать правильную точку съемки – ракурс. Ракурс есть положение кинокамеры по отношению к снимаемому объекту. - Наконец, позаботиться о таких важных средствах создания киноизображения, как цвет, свет и тень. Мы выделили главные (основные) изобразительно-выразительные средства. Помним, что есть еще и специальные (оптика, пленка, режим печати отснятого киноизображения и т.д.), однако для анализа нам будет достаточно «основного» интструментария. Помимо изобразительно-выразительной группы средств, мы можем выделить также драматургические средства. В их основе лежат общие законы построения передачи или фильма. С одной стороны – это независимость каждого кадра, а с другой – подчиненность его единой мысли, раскрывающей внутренний смысл экранного произведения. В каждом экранном произведении (в идеале) должно лежать действие, которое организует всю драматургию произведения, обеспечивает логику показа фактов, событий, поступков и стремлений героев.2 Иными словами – в экранном произведении мы должны наблюдать движение авторской мысли. Самое важное – зритель должен ощущать внутреннее драматургическое единство. Звуковые средства экранной выразительности (речь, музыка, шум) чаще всего используются в телепередачах изучаемого нами формата для того, чтобы точнее передать «атмосферу» места. На них мы не будем останавливаться подробнее, поскольку их роль в изучаемой нами программе невелика. «Орел и решка» - телепередача, построенная на личности и харизме ведущих, поэтому нельзя не отметить их образы и роль в программе. 2 Селянинова Е.В.. Практическая дипломная работа «Сценарий как первооснова телевизионного документального фильма». Екатеринбург, 2006 год. Размещено на http://allbest.ru/ Выделив основные моменты, на которые мы обратим внимание при анализе сюжета, имеет смысл перейти ко второй главе работы. Глава вторая. Анализ сюжета телепередачи «Орел и решка» Формат телепередачи «Орел и решка» пришел в Россию относительно недавно: программа дебютировала на телевидении Украины в 2011 году, каналом-вещателем в России в настоящее время выступает развлекательный телеканал «Пятница!». На сайте телеканала суть телепередачи изложена следующим образом: «… любимое трэвел-шоу для путешественников всех лиц, полов и возрастов. Один город и два ведущих. Но у кого-то на все удовольствия – сто долларов, а у кого-то – золотая банковская карта. Все решает монетка…» 3. Иными словами, ведущие находятся в незнакомых местах в разных финансовых условиях: бюджет одного из них сильно ограничен, другого, напротив, не ограничен абсолютно. Прежде чем перейти к анализу сюжета, разъясним, каким образом происходила выборка анализируемых выпусков телепередач. Мы обратились к мониторингу измерений аудитории СМИ осени 2014 года. 4 Мониторинг показал, что лидирующие позиции занимают выпуски серий «Орел и решка. СССР». В качестве примера приведем результаты отчета начала ноября. 5 Как видим, даже те выпуски телепередачи, которые выходят в эфир уже не в первый раз (выпуск от 04.11. 2014), имеют высокие показатели: доля составляет 2.6% (учитываем сравнительно небольшой охват аудитории телеканала «Пятница!»). 3 http://orel-i-reshka.friday.ru/ Для получения результатов исследований зрительских предпочтений использовались данные ресурса http://www.tns-global.ru. В частности - Проект TV Index, посвященый измерению объемов аудитории телеканалов, изучению характеристик телезрителей и их предпочтений. 5 См. данные на следующей странице. 4 Таким образом, в качестве анализа «картины мира» мы выберем сюжет «Орел и решка. СССР. Грузия» 6. Выбор страны также не случаен: автор данной работы посетил Грузию четыре месяца назад, поэтому может сравнить собственные впечатления от тех, которые остаются после просмотра сюжета. Начнем с характеристики образа ведущих. Безусловно, можно отметить тот факт, что Андрей Бедняков и Анастасия Короткая удачные «персонажи» для работы в телепередаче изучаемого нами жанра: они раскованно ведут себя перед камерой, обладают чувством юмора, энергичны. Но не будем забывать, что главная характеристика личности ведущего – его речь. Если закадровый текст сюжета практически не вызывает претензий, то реплики «в кадре» 6 зачастую носят «чересчур разговорный» характер Сюжет доступен по ссылке: http://orel-i-reshka.friday.ru/videos/ussr/gruziya (большое количество междометий, а также слова вроде «офигеть!» наверняка оттолкнет от экрана зрителя чуть более «требовательного»). Хотя, возможно, в этом есть определенный «колорит»: все-таки в сюжете рассказывается о Грузии, о стране совершенно «простых» людей. Вернемся же к тексту, точнее, к «фактическо-описательной» его части. Все, что касалось традиции, истории и культуры страны, в сюжете рассказано достаточно подробно и достоверно – это бесспорный плюс. В то же время, автор данной работы не может не отметить тот факт, что в некоторых моментах несколько сгущались краски (логично, что это происходило в части, где рассказывалось о путешествии Анастасии, которая, согласно условиям сюжета, имела весьма ограниченный бюджет). Например, в начале сюжета ведущая сообщила, что «все надписи на автобусах только на грузинском языке…придется постоянно обращаться к местным за переводом» (что не совсем правда – летом 2014 года русскоязычный человек без труда мог сориентироваться на автовокзале); второй момент - во время своего подъема на главную гору региона Казбеги, где находится Церковь Святой троицы, Анастасия объяснила свой тяжелый пеший путь тем, что «на гору не ходит транспорт, придется идти на своих двоих» (что тоже не совсем достоверно – частные извозчики в Грузии готовы отвезти вас куда угодно). Рассмотрим изобразительно-выразительные особенности сюжета. Нельзя не отметить кадры природы: прекрасные грузинские пейзажи показаны так, что у любого зрителя останется впечатление, что он сам побывал в этих местах. Крупный план – лицо Монаха в развивающихся одеждах у церкви – безусловно, выше всяких похвал. Игра света в православном храме у озера показана тонко, художественно. Здесь большой вклад режиссера и оператора в «прорисовывание картины мира» очевиден. В то же время выделим и не слишком удачные (на наш субъективный взгляд) кадры: ведущая в коротком платье неуклюже забирается на лошадь; персонажи застолья, на которых то и дело «терялся» фокус камеры; съемка из нечистого окна автомобиля. В результате сочетания высокохудожественных кадров и «чуресчур бытовых», образ страны несколько размывается. Однако, возможно, это не делает сюжет хуже, поскольку Грузия по ощущениям автора работы - именно такая, слишком контрастная страна: там нет «середины», крайняя бедность в Грузии ощутима настолько же, насколько прекрасна природа. Драматургия телепередачи «Орел и решка» выражена непосредственно в задумке программы: все движение сюжета – ответ на вопрос: «Что можно увидеть в стране за 100 долларов, а что – с неограниченным бюджетом?» Однако это суждение поверхностно, в действительности же сюжет подчинен идее, озвученной в финале: независимо от того, насколько ты богат, мир прекрасен. И этот вывод, эта главная авторская мысль, которая лейтмотивом звучит в каждом выпуске – на наш взгляд, и есть самое ценное в данной телепередаче. Ради нее можно «закрыть глаза» на все те недочеты сюжета, которые мы выделили выше. Заключение Перед развивающимся сегодня направлением travel-журналистики стоят непростые задачи. Ведь данное направление влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур.7 В данной работе мы провели анализ сюжета одной из самых популярных в наше время телепрограммы о путешествиях – «Орел и решка». Мы коснулись теоретических основ, изучив историю телепередачи, выявили компоненты, с помощью которых создается жанрово-форматное своеобразие телепередач изучаемого жанра. Автором был проведен мониторинг измерений аудитории СМИ для выделения самых популярных выпусков телепередач. Материалом для анализа послужил выпуск из серии «Орел и решка. СССР», посвященный путешествию героев-ведущих в Грузию. Нами было введено понятие «Картина мира» и получены ответы на вопросы: «Какими средствами создается «картина мира» в телепередаче?», «Каковы ее особенности?». 7 Статья «Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства». Журнал «Мидиаскоп». Выпуск № 3, 2013 г. Мы можем отметить: «картина мира», которая создается в сюжете, с одной стороны, подчиняется законом драматургии любого экранного произведения и является продутом мастерства сценариста; с другой стороны, несмотря на ряд недочетов, в сюжете не искажается действительность. Телепередача служит для выражения главной авторской мысли о красоте природы и окружающего нас мира. При всем этом, подача информации ведется «разговорном стиле», сглаживая всякую дистанцию между зрителем и теми, кто находится «по ту сторону экрана». Библиографический список 1. Адамьянц Т.З. Мотивационно-целевой анализ телепередачи. Формула успеха телепередачи. М., 1994. 2. Дзялошинский И М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. — М., 2006. 3. Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г. 4. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. – 2-е издание, дополненное. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009 5. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997 6. Научный интернет-портал по исследованиям СМИ «Медиаскоп» ( http://www.mediascope.ru)

- у работы пока нет рецензий -