Пикассо - Женщина с усами

Работа писалась по курсу истории журналистики, поэтому в работе рассматривается реакция прессы на смерть Сталина. Однако, самое интересное - это судьбы Арагона и, конечно, Пикассо

Тип публикации: Курсовые

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 548f879df2ad471e773c6f3d
UUID: e07cca60-6280-0137-6e5b-525400006e27
Опубликовано: 16.12.2014 01:15
Просмотры: 1806

Current View

1) Введение. Вся история журналистики есть борьба за свободу. Журналистику называют четвертой властью, потому что она, действительно, способна влиять на людские умы. Этим она может нести как добро, так и вред. Зафиксировано множество масштабных случаев непредсказуемых последствий публикации, о которых даже не подозревали ее авторы. На свободу прессы влияет государство. Коммунистическая пресса Франции 50-х годов очень сильно отличается от прессы Советского Союза того же времени, потому что первая существовала в условиях многопартийности, либерального общества и находилась в оппозиции. А в Советском Союзе вся пресса была государственной и, как следствие, была полностью подчинена воле правящей партии, а оппозиции не существовало вовсе. Тем не менее, коммунистическая пресса, как явление, ставит себе одну задачу - пропагандировать коммунистическую идеологию. Методы этой пропаганды различны в зависимости от условий: в демократическом обществе, в отличие от коммунистического, пресса, покорная воле партии, однако может позволить себе становиться площадкой для дискуссии. Это даже необходимо для нее, потому что критика происходящих событий привлекает читателя и увеличивает тиражи газет. В Советском Союзе, как только произойдет демократизация общества во времена хрущевской "оттепели", начнется процесс раскрепощения журналистики. У советской прессы 60-х годов уже гораздо больше общего с коммунистической прессой Франции середины XX века. Все эти тезисы имеют прямое отношение к теме этой работы и найдут свое отражение в описанной ситуации. В конце концов, журналистика борется и за свободу от субъективности и эта внутренняя борьба, возможно, куда более сложная. Проблема часто не имеет решения: наше восприятие субъективно, поэтому один и тот же рисунок люди воспринимают по-разному. Единственный выход для журналистики - охватить как можно больше точек зрения. Во Франции 1950-х годов авторы коммунистических газет сознательно отсеивали те факты, которые противоречили коммунистической идеологии. В Советском Союзе искажались сами факты, менялся их смысл в угоду идеологии. Середина прошлого века - это сложное время в развитии журналистики в первую очередь в связи с историческими факторами. Это время перемен, передела мира и холодной войны. Журналистика становилась то служанкой, то владычицей обстоятельств. Цель данной курсовой работы - изучить такое явление, как коммунистическая пресса 1950-х в демократическом и тоталитарном обществе на примере Франции и Советского Союза. Рассматривается реакция прессы на одно и то же событие - на смерть Сталина и на публикацию его портрета, выполненного Пикассо. Коммунистическую прессу сложно рассматривать отдельно от коммунизма, поэтому отчасти в данной курсовой работе затрагивается влияние этой идеологии на судьбы конкретных исторических личностей. 2 II) Иосиф Сталин и Пабло Пикассо. Сталин и Пикассо. Казалось бы, что общего между этими двумя небезызвестными людьми? Казалось бы то, что они оба были коммунистами. 1) Вступление Пикассо в коммунистическую партию Франции. Творчество Пикассо нельзя напрямую связывать с политикой, несмотря на то, что политическая ситуация, безусловно, влияет на художника так же, как и на любого другого деятеля искусства. Ситуация в стране есть толчок к творчеству, но, на мой взгляд, в живописи Пикассо главное - не политика. Из порой успешных попыток использовать его живопись как оружие пропаганды видно, что его творчество в целом не понималось обществом. Однако он был известным художником, и его Пабло Пикассо авторитет привлекал политических деятелей. Первый взлет Пикассо, когда его творчество стало народным, а не известным только в кругах поэтов и художников Парижа, произошел после освобождения Франции от немецкой оккупации. За освобождением Парижа во всех культурных учреждениях города последовала чистка. Увольняли всех, кто сотрудничал с немцами. В этот момент была открыта большая ретроспективная выставка полотен художника, которая в понимании людей была местью немцам, символом политических изменений. Выставка вызвала скандал. Реакционеры от искусства отрицали искаженную реальность, нарушенные формы полотен Пикассо. Политические протесты исходили от студентов с правыми взглядами, которые маскировали свои политические претензии под эстетическим неприятием. Они выкрикивали лозунги и срывали картины со стен1. Именно в это время совершилось знакомство Пикассо с коммунизмом, а именно через Лорана Казанову. Он был видным деятелем из коммунистов, участвующих в Сопротивлении. Несколько раз бежал из концлагеря, жену его убили немцы. Мишель Лейри, писатель живший по соседству Пикассо укрывал Казанову у себя дома. О том, что Казанова - коммунист, он не знал - предоставление убежища коммунистам или евреям в это время каралось смертной казнью. Казанова жил в у Лейри месяц и оказал большое влияние на Пикассо. Пабло впервые общался с умным и мыслящим коммунистом, который мог произвести на него впечатление. Партийные догматики вряд ли завлекли бы Пикассо в компартию, не встреться он с Казановой. В 1944 Пикассо вступает в Французскую Коммунистическую партию. Вот что пишет о вступлении Пабло его спутница Франсуаза Жило: "Хотя искусство Пабло являлось жупелом для большинства партийных иерархов, они сознавали, как полезны их делу его имя и престиж. Я знаю, что Казанова произвел на него сильное впечатление. Знаю, что и два ближайших друга Пабло, поэты Луи Арагон и Поль Элюар, сыграли определенную роль в его обращении. Но когда я спросила, что именно заставило его вступить в партию, — поскольку все «декларации», какие я читала в прессе, отдавали Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с. 25 2 1 пропагандой — он ответил: «Я вступил в эту партию так, как подходят к фонтану». Таким образом, правые группировки, шедшие на его выставку с громкими протестами, стремились дискредитировать Пабло, с целью воспрепятствовать его потенциальной полезности коммунистам"2. Мастерская Пикассо теперь привлекала людей. Там спали американские солдаты, которые с трудом добирались до нее и падали от усталости прямо на пол. Это были художники, писатели и молодые интеллектуалы. Лицо Пикассо с голубем мира печаталось на обложках журналов. Туристы ставили мастерскую Пикассо в одном ряду с посещением Эйфелевой башни. "Пикассо стал героем нашего времени" - пишет Франсуаза Жило. Коммунисты наведывались на обед к Пикассо. Франсуаза Жило описывает эти обеды с некоторым презрением. "Каждый ел за четверых. Даже дряхлый Марсель Кашен, старейшина партийной иерархии, несмотря на свою сухопарость, уписывал всевозможные закуски, рыбу, мясо, салат, сыры, изысканные десерты, запивая все это большим количеством хорошего вина. Мы с Пабло обычно ели мало, не засиживались за едой, и эти банкеты с разговорами, тянувшимися по нескольку часов, всегда оказывались для нас тяжким испытанием.". Пикассо удивлялся их аппетиту и как-то сказал: " Видимо, дело в том, что они материалисты. Но собственные артерии представляют для них большую опасность, чем все присущие капиталистической системе несправедливости.". Глава компартии Морис Торез казался Франсуазе Жило "ужасно скучным". Он никогда не знал, о чем поговорить. Люди эти, по видимому, не были ни слишком образованными, ни интересными для деятелей искусства. Единственным, достойным членом политбюро являлся Казанова. Но и он был под влиянием скучных пустоголовых людей. Пикассо это забавляло в некотором роде. В книге "Жизнь с Пикассо" описан следующий случай: зимой сорок девятого года Пабло устроил обед в дорогом ресторане "Золотой голубь" с единственной целью - посмотреть на реакцию Казановы. Казанова заметил, что это - не лучшая реклама для коммунистов. Пикассо раздраженно парировал: "Ты выше этого, ты не бойскаут". Фотограф из журнала "Матч" запечатлил этот обед Пикассо и Казановы, за что Казанове был сделан выговор от партийных3. Непонятно до конца, зачем же Пикассо стал членом коммунистической партии Франции. По этому вопросу ведутся споры, никто не может сказать наверняка, был ли Пикассо убежденным коммунистом. Очевидно, он не полностью разделял их взгляды. Он совершенно не подходил этим людям ни по духу, ни по образу жизни. Любопытство ли, влияние друзей или ошибка были тому причиной - неизвестно. Однако сегодня можно сказать, что Пикассо не принадлежал партии ни своим духом, ни своими убеждениями. Поэтому не будем считать это обстоятельство общим для Сталина и Пикассо. Пикассо связан с коммунистической партией, но он - не коммунист. Сталина и Пикассо соединяет другое обстоятельство. 2) Отношение власти к искусству Пикассо. Пикассо был очень известен и, как ранее говорилось, его полотна пытались использовать для политических целей. В 30х годах Гитлер осуждал современное искусство, как политически подрывное. Пикассо был первым запрещенным художником в списке фашистов. Когда в 1940 году немцы без боя заняли Париж, они вызвали Пабло Пикассо в гестапо. Они показали ему фото его картины "Герника". -Это сделали вы? - спросили Пикассо. -Нет, это сделали вы. - ответил Пикассо.4 Его не расстреляли. В Коммунистическую Россию Пикассо не пускали, там закрывали музеи современного 2 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с.27 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с.105 4 Интервью с Владимиром Мединским. http://eg.ru/daily/politics/25405/ 3 2 искусства, где проходили его выставки. Показателен намек на это в беседе Пикассо с его приятелем Шагаллом. В напряженный момент в беседе, Пикассо хотел задеть своего собеседника и сказал: -Дорогой мой друг, я не могу понять, почему ты, верный, даже преданный России, больше ни ногой в родную страну. По всем другим местам ты ездишь, даже в Америку. Однако теперь ты возвратился и раз проделал такой большой путь, почему бы не увеличить его еще немного, посмотреть, какой стала твоя родина после стольких лет? (Во время революции Шагалл, живший в России, испытал множество лишений и не испытывал желания возвращаться на родину). Шагалл широко улыбнулся и ответил: - После тебя, дорогой мой Пабло. Ты должен поехать туда первым. Судя по слухам, в России очень любят тебя, правда, живопись твою нет. Но когда ты побудешь там я, возможно, последую за тобой. Точно сказать не могу, посмотрим, как тебе там понравится.5 Американские же конгрессмены видели в искусстве Пикассо часть коммунистического заговора. Однажды художники из музея современного искусства Нью Йорка прислали Пабло Пикассо телеграмму следующего содержания: "В АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЕ И МУЗЕЯХ ПОДНИМАЕТСЯ СЕРЬЕЗНАЯ ВОЛНА ВРАЖДЕБНОСТИ ПРОТИВ СВОБОДНОГО ВЫРАЖЕНИЯ В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ ТОЧКА ВОЗОБНОВИЛОСЬ СЕРЬЕЗНОЕ ПРИТЕСНЕНИЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩЕЕ ПОСРЕДСТВЕННОСТЯМ И УТИЛИТАРИСТАМ ТОЧКА ХУДОЖНИКИ ПИСАТЕЛИ ЗАЯВЛЯЮЩИЕ О СВОИХ ПРАВАХ УСТРАИВАЮТ МИТИНГ ПЯТОГО МАЯ В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ТОЧКА ВАША ПОДДЕРЖКА БУДЕТ МНОГО ЗНАЧИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ ПОДЧЕРКИВАЮЩЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ТЕРПИМОГО ОТНОШЕНИЯ К НОВАТОРСТВУ В ИСКУССТВЕ ТЕЛЕГРАФИРУЙТЕ СУИНИ БРОДВЕЙ 1775" 6 3) Арагон и Пикассо. Луи Арагон (1897 - 1982) - французский писатель и прозаик. Участвовал в Первой мировой войне санитаром, во Французскую коммунистическую партию вступил в 1927 году. Проза Арагона нравилась Жило и Пикассо. Луи многое мог интересно рассказать и у него был жизненнный опыт - он пережил немало потрясений. Говорил о своем детстве, о том, каким опасностям подвергался, передавая патриотические рукописи прессе во времена Сопротивления. Стихи, по выражению Франсуазы Жило, вызывали "зубовный скрежет, потому что эта его манера была совершенно неестественной". Политиком Арагон был, но коммунистом весьма Рисунок Луи Арагон необычным. Пабло говорил о нем: "Арагон праведник, но вряд ли герой" и иронизировал: "«Всем народным партиям, вроде коммунистов, нужны принцы". Приверженность партии в нем была доведена до абсурда, он был большим коммунистом, чем кто либо другой. Спутница Пикассо замечает, что это было сродни мазохизму: Арагону часто приходилось страдать 6 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с. 106 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с. 104 2 5 из-за эстетических предубеждений партийного руководства.7 Путь Арагона к коммунизму был непростым. Еще юношей Арагон стал свидетелем всех ужасов войны. Это вылилось в его протест против буржуазной культуры, против не человеколюбивых законов капиталистического мира. Ненависть к буржуа привлекла его в дадаистах, затем в сюрреалистах. Но это искусство было попыткой уйти от реальности, заблудиться в туманных образах. Арагон начинает искать другой путь, хочет вернуться к реальному миру, а приходит к пролетариату. Арагон видит себя борцом за новый мир. Он любит свой народ. "Советский Союз становится для Арагона символом нового мира, и он считает своим долгом подробно рассказать французам о том, что происходит в этом новом мире. Это одна из тех целей, которым он отныне посвящает свою жизнь".8 4) Пикассо и Сталин. "Женщина с усами" или портрет Сталина руки Пикассо. Пикассо любил Россию. Первое знакомство с русским человеком произошло в 1906 году, когда Пикассо увидел на выставке полотна Врубеля и был покорен ими. В 1908 году, когда Пикассо было 28 лет, он был очень беден и жил в маленькой комнатушке на Монмартре. Анри Матисс привел к нему русского коллекционера Сергея Щукина, который распознав талант Пикассо купил у него несколько картин. Благодаря Щукину Пикассо выбрался из бедности и стал популярен. Первый ребенок Пикассо родился от русской балерины из балета Дягилева - Ольги Хохловой. В числе русских друзей Пикассо был Мейерхольд, расстрелянный в 1940 году, что стало ударом для художника. Пикассо был знаком с Владимиром Маяковским, большим поклонником творчества Пабло. Художник был довольно суеверен и некоторые из его привычек были чисто русскими: он присаживался на дорожку и стучал по дереву перед уходом, чтобы не сглазить. Однако Пикассо не признавался советской властью, они считали художника представителем "упадочной буржуазии". Пикассо пытался наладить отношения с социалистической Россией ради ее культурных деятелей. Приехать в Россию ему так и не разрешили.9 В 1949 году Пикассо поздравил семидесятилетнего Сталина с днем рождения. В литературе не упоминаются мотивы этого поступка. Пикассо изобразил поднятый бокал, под которым надпись: "A ta sante, Stalin!" ("За твое здоровье, Сталин!"). Возможно, художник все-таки надеялся, что его пустят в Советский союз. Через много лет, в 1962 году, Пикассо даже побеседует с министром внутренних дел Громыкой, но безрезультатно - Пикассо будет отказано. Первого марта 1953 года Сталина разбил паралич, 5го марта было объявлено о его смерти, что потрясло весь коммунистический мир. Однажды утром Франсуаза Жило получает телеграмму от Арагона с просьбой к Пикассо в срочном порядке нарисовать посмертный портрет Сталина. Чтобы газета вышла в срок, портрет должен был быть готов на следующий день. Франсуаза Жило сомневалась в качестве работы за такой короткий срок, Арагон ответил: " Положение критическое. 7 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с. 146 А. Исбах. «Луи Арагон». http://www.biografia.ru/arhiv/france59.html 9 Материалы с сайта www.picasso-pablo.ru 8 2 Лучше сделать его хоть как-то, чем не сделать совсем."10. Возможно, он потом пожалел о своих словах. Пабло не хотел рисовать портрет: "— Как мне браться за портрет Сталина? — раздраженно произнес он. — Я ведь ни разу его не видел и совершенно не помню, как он выглядит, если не считать мундира с большими пуговицами сверху донизу, военной фуражки и больших усов." 11 Жило нашла фотографию сорокалетнего Сталина из газеты. Пабло Пикассо согласился: "— Так уж и быть, — сказал он. — Раз портрет нужен Арагону, постараюсь."12. Принялся Пикассо за работу с обреченным видом. Чем больше Пикассо пытался сделать портрет похожим на Сталина, тем больше он походил на отца Франсуазы Жило. "Мы смеялись, пока у Пабло не началась икота" - пишет она. Пабло Пикассо и Франсуаза Жило сомневались в том, что посылать рисунок, действительно стоит, но решили, что Арагон сам примет решение. Через некоторое время Пикассо, возвращаясь в мастерскую наткнулся на группу журналистов. "— Правда ли, что рисуя портрет Сталина, вы хотели сделать из него посмешище?" спросил один из них. Пикассо не понял в чем дело. "Журналист объяснил, что в компартии вокруг этого портрета разгорелся большой спор, и что партия осудила Пабло за его создание, а Арагона за публикацию."13 10 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с. 147 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с. 148 12 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с. 148 13 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», с. 149 11 2 Потрет Сталина. Автор: Пабло Пикассо В 60-х годах на встрече с советскими деятелями искусств Пикассо скажет: "Это была одна из последних точек в моих отношениях с бонзами Французской компартии" 14. III) Французская журналистика начала 1950-х годов. 1) Журналистика Четвертой республики (1946-1958) В 1946 году, 13 октября, Учредительным собранием, избранным в том же году и сменившим временное правительство, была принята новая конституция 15. Началась Четвертая Республика. Конституция не сильно отличалась от документа, принятого в Третьей Республике. Особенность Четвертой Республики - слабая президентская власть при большой власти парламента. Большое внимание уделялось правам и свободам человека. 15 По словам Сильвии Монфор. http://www.izvestia.ru/news/335780 Прутцуков Г.В. История зарубежной журналистики 1929-2011 М.: "Аспект пресс", 2011, с. 67 2 14 "Этот короткий временной отрезок был, тем не менее, насыщен важными политическими событиями: Франция стала одной из учредительниц Организации Объединенных Наций, вступила в созданный в 1949 году военный блок НАТО, вместе с другими западными странами активно включилась в "холодную войну" против СССР"16. Логичным образом, вступление Франции в коалицию антикоммунистических стран первым делом повлияло на коммунистическую прессу. Государство конфисковывало тиражи коммунистических газет, которые итак сокращались. С одной стороны, это закономерный процесс. Коммунизм угасал под напором оппозиции. С другой стороны, коммунистическая пресса смело осаждала новое правительство, чтобы его дискредитировать и поднять тиражи. В новой конституции было прописано, что совет министров осуществляет руководство военными силами. Этим министры и занялись: Франция продолжала вести войну в своих колониях - во Вьетнаме и в Алжире. Правительство при этом пыталось придать этой войне справедливый характер. Однако были журналисты, которые критиковали эту войну за жертвы и огромное количество расходов. L'Humanité. L'Humanité - крупнейшая коммунистическая газета Франции. Это была единственная французская ежедневная газета, поддерживающая национально-освободительную борьбу (деколонизацию). Мадлен Риффо, специальный корреспондент газеты, объездила все горячие точки и передавала репортажи в редакцию по телефону17. В течение колониальных войн власти двадцать раз арестовывали тиражи газеты, против Риффо было возбуждено 127 уголовных дел. На Риффо было совершено покушение ОАС (Секретная Армейская Организация. Ультраправая националистическая организация, существовавшая во Франции в период Алжирской войны). В контексте холодной войны газета занимала просоветскую позицию. "Будапешт снова с улыбкой" - заголовок первой полосы газеты как реакция на вход советских войск в Венгрию 4 ноября 1956 года. После разоблачения культа личности Сталина на XX съезде КПСС штаб-квартира L'Humanité подверглась нападению антикоммунистической демонстрации. «Осажденные могли забаррикадироваться, тушить пламя потоками воды, забрасывать нападавших чем попало, прогонять тех, кто забирался на крыши, и ждать подкрепления из рабочих предместий». Среди «снарядов», выпущенных по демонстрантам, замечены «типографские шрифты», «предметы мебели», «бытовые принадлежности» и даже «статуи».18 "Le Monde" Первый выпуск "Le Monde" вышел 18 декабря 1944 года. Одним из инициаторов создания газеты был сам генерал де Голль, который хотел создать во Франции большой журнал, освещающий жизнь за границей. Несмотря на политическое противостояние генерала де Голля с коммунистами в конце 40-х годов, редакционная политика журнала "Le Monde" была левоцентристской. Интересна структура газеты, коллегиальная форма организации, где большинство журналистов обладали собственностью и участвовали в выборах высшего руководства и топ-менеджеров. В отличие от большинства газет того времени, 16 Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики 1929-2011, М.: "Аспект пресс", 2011, с. 67 Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики 1929-2011, М.: "Аспект пресс", 2011, с. 68 18 Jean-Pierre Arthur Bernard, Paris rouge, 1944—1964. Les communistes français dans la capitale, Éditions Champ Vallon, 1991, p. 31 17 2 "Le Monde" стремилась, в основном, не к описанию событий, а к предоставлению анализа и мнений. По словам исследователей архива Митрохина, "Le Monde" (кодовое слово в КГБ - Вестник) была ключевой для КГБ газетой, через которую распространяли антиамериканскую и просоветскую пропаганду во французских СМИ19. В архиве упоминаются несколько работников редакции "Le Monde", которые использовались в операциях. Про "Le Monde" бывшими работниками редакции написано несколько книг, в которых работа газеты предстает не в самом лучшем свете. В 1976 году Мишель Легри в книге "Le Monde tel qu'il est" ("Le Monde как она есть") писал о том, что в газете преуменьшали зверства камбоджийских "Красных кхмеров" (левое течение в коммунистическом движении в Камбодже). В книге, вышедшей в 2003 году, под названием "La face cache du Monde" ("Скрытое лицо Monde") ее авторы Пьер Пин и Филипп Коэн подливают масло в огонь, обвиняя газету в попытках подрыва авторитета французского правительства и в раздувании скандала вокруг Жака Ширака в конце 90-х. События, описанные в этих книгах, однако, относятся к более позднему периоду в истории французской журналистики. В 50-е годы "Le Monde" поддерживала борьбу коммунистов за влияние, из-за чего многие тиражи этой газеты изымались властями. С падением тиражей газета боролась с помощью эксклюзивных репортажей о колониальных войнах с места событий. "L'Express" L'Express - еженедельная новостная газета, была основана в 1953 году. Одним из организаторов был Жан-Жак Серван-Шрайбер, будущий президент левой Радикальной партии Франции. Политическая линяя газеты также была левоцентристской. Кроме поддержки коммунистической партии, газета активно противостояла войне в Алжире (1954-1962гг), особенно против пыток, которые использовались как Французскими военнослужащими, так и противостоящим Фронтом Национального Освобождения Алжира. В 1958 году французские власти запретили печатать газету из-за статьи Жана-Поля Сартра, написавшего обзор по книге "La Question" ("Вопрос") автора Энри Аллега. Эта книга содержит в себе описания пыток, используемых французскими военными в Алжирской войне. Повествование ведется от лица жертвы. Статья была вырезана, и номер пошел в печать. "France Observateur" "France Observateur" - еженедельный французский журнал, основан в 1950 году. 19 Christopher Andrew, Vasili Mitrokhin,The Mitrokhin Archive. The KGB in Europe and the West. London, Penguin Books 2000, p. 613. 2 На страницах журнала разворачивались дискуссии на важные общественные темы: пытки в Алжире, необходимость деколонизации африканского континента и т.п. Тираж журнала в первой половине 50х годов достигал отметки в 100.000 экземпляров. Журнал был левоцентричен, однако сохранял нейтралитет по отношению к социал-демократам. Заголовки: "Какие они, христиане из левых?" "Алжир: Есть ли у де Голля его "третья сила" 2) Реакция французской прессы на смерть Сталина и на "Женщину с усами". Итак, 19 марта 1953 года вышел 12 номер газеты "Les lettres francaises" с портретом Сталина руки Пикассо, который возмутил многих коммунистов. В газете рядом с рисунком две статьи и поэма. В поэме Энри Бассиса описан "океан тишины у берегов Кремля…И траурная процессия, низвергнутая в пропасть словами оратора. Ночь становится ночью, а мир - сиротой". Слева статья "Сталин, марксизм и наука" - автор Жолиот Кури: "…говорить о марксизме, это то же, что говорить о Сталине, то же, что говорить о сталинизме… Сталин, как никто другой, достоин безжалостно критиковать уход от научного знания и, в сущности, любую попытку отрицать объективный характер законов науки… Все это показывает насколько огромна утрата, которую мир сейчас переживает, потеряв такого учителя как Сталин. Как все учителя, он вдохновил последователей на продолжение своего дела, которые, в свою очередь, обогащают его».20 Справа статья "Сталин и Франция" - автор Арагон. Арагон сравнивает смерть Сталина со смертью своей матери и затем снова подчеркивает "веру Франции в Сталина": "Франция обязана Сталину существованием своей нации… Начиная с важнейшего положения, которое провозглашает возможность борьбы за построение Все рассм. выше материалы: Les Lettres Francaises, №12, 1953 2 20 социализма в одной стране, до утверждения, что человек - средоточие самого прекрасного." Заканчивает Арагон словами благодарности: "Спасибо Сталину за этих людей, выкованных его примером, согласно его мысли, теории и практики сталинизма! Спасибо Сталину, который сделал возможным формирование этих людей, гарантов независимости Франции, желающих мира нашему народу, будущего классу рабочих - первому классу, поднявшемуся на высоту небес и достигшему цели. И мы не извратим это предназначение, невзирая на то, что это заставляет трястись от страха тридцать шесть иностранных звезд21, когда во главе этой идеи такие люди! (…) Спасибо Сталину за Францию, спасенную от фашизма, за Францию завтрашнего дня!"22 На следующий день в газете "Les lettres francaises" появляется официальная публикация от лица Коммунистической Партии Франции: "Секретариат Французской Коммунистической Партии категорически осуждает публикацию в Les Lettres francaises от 12 марта портрета великого Сталина, выполненного товарищем Пикассо. Не ставя под сомнение чувства великого художника Пикассо, о котором известна его привязанность к рабочему классу, Секретариат Коммунистической Партии сожалеет, что товарищ Арагон, член Центрального комитета и редактор Les Lettres Francaises, который, между прочим, храбро борется за развитие реалистического искусства, позволил эту публикацию. Секретариат Коммунистической Партии благодарит и приветствует множество товарищей, которые немедленно сообщили Центральному комитету о своем осуждении. Копии писем были получены и немедленно высланы товарищам Арагону и Пикассо. Секретариат Коммунистической Партии просит товарища Арагона обеспечить публикацию существенных отрывков этих писем, которые принесут достаточную контрибуцию положительной критике»23. Арагон выполнил эти условия, оставляя, тем не менее, руководству Партии возможность выбрать и расположить на страницах газеты вышеупомянутые письма. Он написал Пикассо: "По поводу того, что стало причиной распри, мне кажется, я знаю, что ты хотел сделать. Только ты понимаешь, Пабло, можно изобрести цветы, овец, быков и даже мужчин, женщин, - но нашего Сталина, его нельзя изобрести. Потому что изобретенный Сталин, даже несмотря на то, что Пикассо - создатель, - это грубое извращение действительности. Неполное и, как следствие, нечестное извращение. И вот, те, кто его любят больше всего, рабочие, они не обретут его снова в этом. А это неправильно ни в отношении Сталина, ни в отношении рабочих…"24. В 19 номере газеты от 26 марта 1953 года Арагон публикует статью под названием "По поводу портрета Сталина": "Наименее значительная вежливость, которую требует обращение Секретариата Коммунистической Партии Франции, появившееся в печати 18 марта, - чтобы я посмотрел в глаза читателям "LF". Я делаю это обращение своим достоянием и благодарю мою Партию за публикацию этих строк."25 С 26 марта по 1 апреля во всех номерах публикуются письма читателей. Некоторые из них подписаны инициалами, некоторые анонимны, но они не оставляют сомнения: "Такая ошибка не должна более повториться", "Как мог появится такой рисунок?", "Это стыд, что 21 22 Арагон, по видимому, имеет в виду 36 антикоммунистических стран, вступивших в НАТО. Les Lettres Francaises, №12, 1953 23 Les Lettres Francaises, №13, 1953 Verena Andermatt Conley «Litterature, politique et communisme», P. Lang. NY.: 2005. 25 Les Lettres Francaises , №19, 1953 24 2 редакция опубликовала такой рисунок", "Нет, это - не лицо Сталина!". Некоторые из писем подписаны. К примеру, врач из Арденны пишет: "Я должен поблагодарить Секретариат Партии за правильную критику рисунка товарища Пикассо, который притворился, что изобразил великого Сталина. Эта критика была совершенно необходима. Открыв на той неделе "LLF", мы с моей женой были шокированы этим рисунком. Роль художника - показать сильные, глубокие черты того, что он изображает. А здесь доброта и благородство, которые наиболее высоко характеризуют бессмертное лицо Сталина более чем отсутствуют…". Также и письмо художника, не подписанное, еще раз подчеркивает сложность и необходимость соцреализма и провозглашения Партии, без которых публикация портрета в журнале, который находится под руководством одного из членов партии, является " разочаровывающим и молчаливым продолжением стерильных игр эстетического формализма" (формализм— концепция, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изображения, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. В живописи формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Соцреализм - реализм с элементами пропаганды). Тем временем, Франция горевала о потере. Состоялось множество публичных митингов, причиной которых были похороны Сталина. В Соттевилле произошел скандал: на улице люди дрались с полицейскими, не подпускающими их к мэру, к которому они шли с просьбой назвать улицу города именем Сталина. L'Humanité. Специальный номер L'Humanité, посвященный гибели Сталина вышел под заголовком: "Траур для всех людей, которые погружены в чувство любви к своему великому Сталину." Газета была посвящена этому событию, в ней были тексты Сталина, статьи о нем и целая полоса под заголовком "Сталин, наш учитель социализма". Le Monde. Заголовок Le Monde гласил "Маршал Сталин мертв." Событию было посвящено четыре полосы по пять колонок. В анонимной статье "Человек и его наследие": "Сталин остается, без сомнения, человеком, который связывал Россию и революцию, сделав 2 их неразделимыми. Она (революция) также позволяет человеку впитать в свой характер некоторые из ее самых великолепных побед (…)."26 IV. Советская журналистика начала 1950-х годов. 1) Два периода советской журналистики. Советскую журналистику второй половины XX века делят на несколько периодов. Временной отрезок, изучаемый в данной работе, относится к периоду журналистики хрущевской "оттепели", которая формально наступает после смерти Сталина. Однако "оттепель" не вступила в силу сразу после смерти вождя, а охватывала период до середины 60-х годов. В начале этого периода, безусловно, сохранялись некоторые тенденции, характерные для журналистики в первого послевоенного десятилетия. "Журналистика в первого послевоенного десятилетия" (середина 1940-х - начало 1950-х) Для периода характерно: - Тема подъема народного хозяйства в советских СМИ - Возобновление репрессий против творческой и научной интеллигенции - Ужесточение политического режима - Начало "холодной войны", которое повлекло за собой формирование "образа врага". - борьба с "безродным космополитизмом" и "низкопоклонничеством перед Западом" - "лакировка действительности", подавляющая попытки постановления острых послевоенных проблем. Журналистика хрущевской "оттепели" (середина 1950-х - середина 1960-х) Для периода характерно: - Либерализация советского режима - Появление новых периодических изданий - Идеологическое размежевание советских журналов - Появление проблемно-критических материалов. В 1953 году, сразу после смерти Сталина, о которой идет речь в данной работе, в журналистике не было и не могло быть тенденций, характерных для хрущевской "оттепели", так как по инерции, сразу после ожесточения советского режима, журналистика не могла так быстро выйти из состояния "замороженности". Кроме того, некоторую свободу журналистика получит только после XX съезда КПСС, состоявшегося зимой 1956 года. 2) Реакция СМИ на портрет Пикассо и на смерть Сталина. Портрет Сталина, созданный Пикассо, не был опубликован ни в одной советской газете. Есть основание полагать, что в советских газетах была напечатана маленькая заметка, где говорилось, что товарищ Пикассо не подобающим образом изобразил вождя в одной из французских газет. Однако, обнаружить ни одной газеты с таким сообщением в архивах не удалось. Смерть Сталина вызвала очень бурную реакцию людей. Жители архипелага ГУЛАГ, судя по описанию, данному в книге "Плен в своем отечестве", Льва Эммануиловича Разгона, плененного советского писателя, праздновали Le Monde №12, 1953 2 26 это событие: "Я уж не помню, после этого ли бюллетеня или после второго, в общем, после того, в котором было сказано: «дыхание Чейна-Стокса» — мы кинулись в санчасть. Мы потребовали от нашего главврача Бориса Петровича, чтобы он собрал консилиум и — на основании переданных в бюллетене сведений — сообщил нам, на что мы можем надеяться… Мы сидели в коридоре больнички и молчали. Меня била дрожь, и я не мог унять этот идиотский, не зависящий от меня стук зубов. Потом дверь, с которой мы не сводили глаз, раскрылась, оттуда вышел Борис Петрович. Он весь сиял, и нам стало всё понятно ещё до того, как он сказал: «Ребята! Никакой надежды!!» И на шею мне бросился Потапов — сдержанный и молчаливый Потапов, кадровый офицер, разведчик, бывший капитан, ещё не забывший свои многочисленные ордена…»27 Многие люди, которые не пережили ужасов ГУЛАГа, чувствовали себя на грани пропасти, были в отчаянье и выходили на улицы. Этот эпизод описывает писательница Людмила Улицкая в книге "Зеленый шатер", где пишет, что толпы буквально давили друг друга насмерть на улицах Москвы. С заявлением о смерти Сталина вышло множество коммунистических газет: "Правда", "Известия", "Труд", "Комсомольская правда", "Тихоокеанская звезда" и др. Материалы в этих газетах практически не отличаются друг от друга и часто даны в виде документации заявлений, бюллетеней. Не имеет смысла рассматривать каждую из газет по отдельности, поэтому приведем отрывками наиболее показательные из них. Комсомольская правда. Номер "Комсомольской правды", вышедший 6 марта 1953 года начинается с заявления от центрального комитета коммунистической партии советского союза: 5 марта в 9 час. 50 минут вечера после тяжелой болезни скончался Председатель Совета Министров Союза ССР и Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Иосиф Виссарионович СТАЛИН. Бессмертное имя СТАЛИНА всегда будет жить в сердцах советского народа и всего прогрессивного человечества. ОТ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР И ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Ко всем членам партии, ко всем трудящимся Советского Союза Дорогие товарищи и друзья! Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Совет Министров СССР и Президиум Верховного Совета СССР с чувством великой скорби извещают партию и всех трудящихся Советского Союза, что 5 марта в 9 час. 50 минут вечера после тяжелой болезни скончался Председатель Совета Министров Союза ССР и. Л. Разгон. «Плен в своем отечестве». М.: «Книжный сад», 1994 2 27 Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Иосиф Виссарионович СТАЛИН. Перестало биться сердце соратника и гениального продолжателя дела Ленина, мудрого вождя и учителя Коммунистической партии и советского народа - Иосифа Виссарионовича СТАЛИНА. Имя СТАЛИНА - бесконечно дорого для нашей партии, для советского народа, для трудящихся всего мира. Вместе с Лениным товарищ СТАЛИН создал могучую партию коммунистов, воспитал и закалил ее; вместе с Лениным товарищ СТАЛИН был вдохновителем и вождем Великой Октябрьской социалистической революции, основателем первого в мире социалистического государства. Продолжая бессмертное дело Ленина, товарищ СТАЛИН привел советский народ к всемирно-исторической победе социализма в нашей стране. Товарищ СТАЛИН привел нашу страну к победе над фашизмом во второй мировой войне, что коренным образом изменило всю международную обстановку. Товарищ СТАЛИН вооружил партию и весь народ великой и ясной программой строительства коммунизма в СССР. Смерть товарища СТАЛИНА, отдавшего всю свою жизнь беззаветному служению великому делу коммунизма, является тягчайшей утратой для партии, трудящихся Советской страны и всего мира. Весть о кончине товарища СТАЛИНА глубокой болью отзовется в сердцах рабочих, колхозников, интеллигентов и всех трудящихся нашей Родины, в сердцах воинов нашей доблестной Армии и Военно-Морского Флота, в сердцах миллионов трудящихся во всех странах мира. В эти скорбные дни все народы нашей страны еще теснее сплачиваются в великой братской семье под испытанным руководством Коммунистической партии, созданной и воспитанной Лениным и Сталиным. Советский народ питает безраздельное доверие и проникнут горячей любовью к своей родной Коммунистической партии, так как он знает, что высшим законом всей деятельности партии является служение интересам народа. Рабочие, колхозники, советские интеллигенты, все трудящиеся нашей страны неуклонно следуют политике, выработанной нашей партией, отвечающей жизненным интересам трудящихся, направленной на дальнейшее усиление могущества нашей социалистической Родины. Правильность этой политики Коммунистической партии проверена десятилетиями борьбы, она привела трудящихся Советской страны к историческим победам социализма. Вдохновляемые этой политикой народы Советского Союза под руководством партии уверенно идут вперед к новым успехам коммунистического строительства в нашей стране. Трудящиеся нашей страны знают, что дальнейшее улучшение материального благосостояния всех слоев населения - рабочих, колхозников, интеллигентов, максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества всегда являлось и является предметом особой заботы Коммунистической партии и Советского Правительства. Советский народ знает, что обороноспособность и могущество Советского государства растут и крепнут, что партия всемерно укрепляет Советскую Армию, ВоенноМорской Флот и органы разведки с тем, чтобы постоянно повышать нашу готовность к сокрушительному отпору любому агрессору. Внешней политикой Коммунистической партии и Правительства Советского Союза являлась и является незыблемая политика сохранения и упрочения мира, борьбы против подготовки и развязывания новой войны, политика международного сотрудничества и развития деловых связей со всеми странами. Народы Советского Союза, верные знамени пролетарского интернационализма, укрепляют и развивают братскую дружбу с великим китайским народом, с трудящимися всех стран народной демократии, дружественные связи с трудящимися капиталистических 2 и колониальных стран, борющимися за дело мира, демократии и социализма. Дорогие товарищи и друзья! Великой направляющей, руководящей силой советского народа в борьбе за построение коммунизма является наша Коммунистическая партия. Стальное единство и монолитная сплоченность рядов партии - главное условие ее силы и могущества. Наша задача - как зеницу ока хранить единство партии, воспитывать коммунистов как активных политических бойцов за проведение в жизнь политики и решений партии, еще более укреплять связи партии со всеми трудящимися, с рабочими, колхозниками, интеллигенцией, ибо в этой неразрывной связи с народом - сила и непобедимость нашей партии. Партия видит одну из своих важнейших задач в том, чтобы воспитывать коммунистов и всех трудящихся в духе высокой политической бдительности, в духе непримиримости и твердости в борьбе с внутренними и внешними врагами. Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Совет Министров Союза ССР и Президиум Верховного Совета СССР, обращаясь в эти скорбные дни к партии и народу, выражают твердую уверенность в том, что партия и все трудящиеся нашей Родины еще теснее сплотятся вокруг Центрального Комитета и Советского Правительства, мобилизуют все свои силы и творческую энергию на великое дело построения коммунизма в нашей стране. Бессмертное имя СТАЛИНА всегда будет жить в сердцах советского народа и всего прогрессивного человечества. Да здравствует великое, всепобеждающее учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина! Да здравствует наша могучая социалистическая Родина! Да здравствует наш героический советский народ! Да здравствует великая Коммунистическая партия Советского Союза! ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СОЮЗА ССР28 Далее приведены бюллетени о состоянии здоровья Сталина, где указываются множество цифр - время, кровяное давление, пульс, температура, лейкоцитоз и частота дыхания товарища Сталина. Приведено медицинское заключение о смерти Сталина подписанное десятью врачами, находящимися на высших должностях в системе здравоохранения. Даны распоряжения об организации похорон. "Известия" В номере "Известий" от восьмого марта приводятся телеграммы коммунистических партий разных стран Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза: "Смерть товарища Сталина жестоко потрясла всех нас", "Вечная слава Великому Сталину!", "Имя Сталина ярко освещает путь, по которому нужно следовать"29 и т.п. "Тихоокеанская звезда" 29 Архив газеты «Комсомольская правда». http://oldgazette.ru/ Архив газеты «Известия». http://oldgazette.ru/ 2 28 В номере "Тихоокеанской звезды" от 13 марта приволятся послания старшего машиниста паровозного депо Хабаровск-2, председателя колхоза "Таймень", председателя колхоза имени Сталина, клятва хумминских лесозаготовителей, послание от грузчиков Петропавловского рыбного порта и почетного шахтера. Завершается эта картина стихотворением Степана Щипачева: " Когда б могли вы встать, товарищ Сталин, За слезы вы не осудили б нас. Ведь мы от слез сердцами тверже стали. Мы и в беде не опустили глаз. И все, что вы, провидев, начертали, Осуществим и в коммунизм войдем. У гроба вашего, товарищ Сталин, Мы вашим именем клянемся в том."30 "Труд" В выпуске газеты "Труд" статьи рабочих, тронутых до глубин души кончиной вождя: САМЫЙ ДОРОГОЙ И ЛЮБИМЫЙ ЧЕЛОВЕК М.ДЕМЧЕНКО, агроном колхоза имени Ленина. ДЫМЕРСКИЙ РАЙОН, Киевской области. Бесконечно дорогой, любимый и самый близкий человек от нас ушел. Не хочется верить, что перестало биться сердце Сталина. Мне приходилось встречаться с Иосифом Виссарионовичем на совещаниях и съездах. Эти встречи я не забуду до конца жизни. Теперь я смотрю на портрет товарища Сталина, всматриваюсь в дорогие черты лица и читаю на портрете слова, написанные его рукой: "т. Демченко Марии Сафроновне за хорошую работу в колхозе. От И. Сталина". Этот портрет подарил мне Иосиф Виссарионович. Я работаю сейчас агрономом на Ирпенской пойме, под Киевом. Тысячи гектаров плодородных земель веками лежали под болотами, не принося никакой пользы. С 1947 года мы начали осушать болота и осваивать пойму. Эти работы нам под силу благодаря сталинской технике, которую мы получаем в достаточном количестве. Великий Сталин помог украинскому народу объединиться в едином государстве. Под руководством Сталина народ Советской Украины достиг невиданного материального и культурного подъема. Украинский народ будет вечно славить великого Сталина." 31 V.Заключение. Разница между коммунистической прессой Франции и Советского Союза в начале 1950-х годов очевидна. При наличии самых разных, но в любом случае очень ярких и острых эмоций, которые испытывал советский человек в действительности, узнав о смерти 31 Архив газеты «Тихоокеанская правда». http://oldgazette.ru/ Архив газеты «Труд», http://oldgazette.ru/ 2 30 Иосифа Виссарионовича Сталина, отражение этой реакции в прессе отстуствует полностью. Сухие отчеты даже приблизительно не отражают объективную реальность. Страх, сковывающий журналистику по рукам и ногам, лишает всех возможностей воплощения сколько-нибудь реальной ситуации. Заученные наизусть формулировки вежливого выражения отчаянья, как и радости, делают советскую прессу 1950-х годов сухой, бесчувственной. Информация в ней представлена как пропаганда в чистом виде, с повторением одной и той же истины, может быть, ложной. Здесь ничто не имеет значения. С современной позиции такая пресса бессмысленна. Как сильно отчетность из "Комсомольской правды" контрастирует с вежливой, но пылкой реакцией Арагона, убежденного коммуниста, рассуждающего о мире и добре, по его мнению, поселившихся в душе коммунистов, благодаря Сталину. Дело здесь, безусловно, заключается еще и в том, что у советской прессы не было конкуренции. Это была замороженная и закоснелая система, лишенная жизни. Коммунистическая же пресса Франции, вынужденная бороться за тиражи, должна была развиваться, чтобы привлекать читателя. В заключение хотелось бы подвести итог и истории, рассказанной в курсовой работе. Истории судеб двух людей - Арагона и Пикассо. Арагон, веривший до глубин души в коммунистическую идею, прошедший ради нее через страдание, унижение, стыд, очень тяжело переживал критику в свою сторону из-за прокола, связанного с портретом вождя. Разочаровавшись в коммунизме, Арагон потерял себя и стал ненавидеть творения своих рук. "Feu sur les ours savants de la social-démocratie Feu, feu, j'entends passer la mort qui se jette sur Garchery Feu vous dis-je Sous la conduite du parti communiste! SFIC! Vous attendez le feu sous la gâchette Que ce ne soit plus moi qui vous crie Feu Mais Lénine Le Lénine du juste moment…"32 (Огонь на ученых медведей социал-демократии Огонь, огонь, Я слышу как приходит Смерть, которая бросается на Гаршери.33 Огонь - говорю я вам Под руководством партии коммунистов! Коммунистическая партия Франции! Вы ждете огня после спуска курка Меня больше не беспокоит ваш крик. Огонь. Но Ленин, Ленин в правильный момент…) 32 текст поэмы: http://fr.wikipedia.org/wiki/Louis_Aragon#cite_note-4 перевод автора курсовой. 33 Жан Гаршери - член совета Коммунистической партии Франции, исключенный из нее 22 декабря 1929 года, в течении того времени, когда коммунистический Интернационал боролся с "правыми оппозиционерами". 2 Это отрывок из поэмы Арагона "Красный Фронт", написанной после его возвращения из России в 1931 году. Через 40 лет в 1970 году Арагон скажет "Это та поэма, которую я ненавижу". Что касается Пикассо, он так никогда и не извинился и даже и не собирался раскаиваться за созданный им портрет. "Я принес букет цветов на могилу. Мой букет не понравился." говорил Пикассо. Арагон, беспокоившийся за своего друга, попросил писателя Пьера Дэ приехать и утешить Пикассо. Художник сказал посланцу партии: "Нарисуй я Сталина старым, с морщинами, мешками под глазами, все закричали бы: 'Как ты смеешь рисовать его стариком!'. Поэтому я даже в какой-то момент собирался нарисовать его в героическом духе, обнаженным. Да, думал я, это здорово. Но как быть с его мужскими причиндалами? В классических скульптурах члены всегда маленькие. Но ведь речь идет о Сталине, мощном мужике, настоящем боевом быке. Но если ему приделаешь бычий член, за которым нарисуешь маленького Сталина, будет еще хуже. Тогда все закричат: 'Ты превратил его в сексуального извращенца, в настоящего сатира!'". А потом Пикассо добавил: "Конечно, если ты настоящий реалист, то берешь линейку и измеряешь свой собственный аппарат. Но тогда ты превратишь Сталина в ординарного человека. Даже если ты готов собой пожертвовать и для полного реализма сделаешь слепок своего члена, а потом воспользуешься им в работе, то еще хуже набросятся: 'Ты что, решил, что ты — Сталин?!' Я уж не говорю о том, что у Сталина, должно быть, никогда эрекция не прекращалась. Нет, ты скажи мне, раз уж так разбираешься в социалистическом реализме, Сталина надо рисовать с эрекцией или без?" Несколько лет спустя, когда и во Франции узнали о преступлениях "великого вождя", после их разоблачения на XX съезде КПСС, Пикассо, встретившись с Дэ, язвительно спросил его: "Теперь, надеюсь, вы не скажете, что я слишком благожелательно нарисовал Сталина?". VI. Список литературы. 1) Книги Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики 1929-2011, М.: "Аспект пресс", 2011 Франсуаза Жило «Моя жизнь с Пикассо». М.: «Олма-пресс», 2001 А. Исбах. «Луи Арагон». http://www.biografia.ru/arhiv/france59.html Л. Разгон. «Плен в своем отечестве». М.: «Книжный сад», 1994 Jean-Pierre Arthur Bernard, Paris rouge, 1944—1964. Les communistes français dans la capitale, Éditions Champ Vallon, 1991 Christopher Andrew, Vasili Mitrokhin,The Mitrokhin Archive. The KGB in Europe and the West. London, Penguin Books 2000 Verena Andermatt Conley «Litterature, politique et communisme», P. Lang. 2005. 2) Периодические издания Архивы советских газет (http://oldgazette.ru/) Правда Известия Труд Комсомольская правда 2 Тихоокеанская звезда Архивы французских газет: Les Lettres Francaises L’Humanite Le Monde 3) Интернет-ресурсы www.picasso-pablo.ru www.fr.wikipedia.org 2

- у работы пока нет рецензий -