ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. Ю. ВИТТЕ» Факультет юридический Кафедра гражданского права и процесса Специальность 40.03.01 Юриспруденция Любивый Евгений Анатольевич КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Гражданское право Тема: Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства К защите _________________________________________ (дата, подпись руководителя) Работа защищена с оценкой__________________________ Москва 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3 ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КРЕСТЬЯНСКОМУ (ФЕРМЕРСКОМУ) ХОЗЯЙСТВУ ........................................................................................................... 6 1.1. Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве ............. 6 1.2. Определение понятия крестьянского (фермерского) хозяйства ....... 9 ГЛАВА II. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ....... 12 2.1. Субъектный статус крестьянского (фермерского) хозяйства ......... 12 2.2. Организация в крестьянских (фермерских) хозяйствах................... 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................... 19 БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................... 21 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Россия – страна с многовековыми традициями сельского хозяйства. Между тем сегодня, в наследии советского антироссийского прошлого, наблюдается дефицит и дороговизна отечественной сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке потребления. Помимо массовых репрессий, убийств лучших крестьян, колхозная система не решила проблемы нищеты, не развила крестьянство в социально– культурном векторе, разбив сельских жителей на бесправных колхозников и председателей колхозов, наживающихся за счет спекулятивной продажи продукции на районных рынках, что порождало дефицит в обычных магазинах. Эта ситуация закономерно, набирая обороты на протяжении десятков лет тоталитаризма, завершилась урбанизацией, положившей конец крестьянству как отдельному полноценному классу со своими традициями, пониманием жизни, интеллектуальной и материальной культурой – всем тем, что в дореволюционную эпоху принято было называть русским. С падением советского режима появилась возможность возрождения сельской аристократии путем образования широкого класса мелких зажиточных собственников, живущих на селе нормальным семейным укладом, чуждых духу торгашества, создающих своим трудом сельскохозяйственную продукцию и самостоятельно реализующих ее, использующих труд наемных работников лишь в малой степени, и, как правило, привлекающих в село людей с высшим образованием с узкоспециализированными аграрными навыками. Такой класс крестьянства способен преобразить сельскую местность, сделав из нищих заброшенных полупустынь уютную богатую провинцию с развитой инфраструктурой, доступом к современной медицине, среднему образованию и культурному просвещению. Для реализации этого прогресса, необходима правовая форма организации мелких сельских союзов, которая предполагается по закону о кресть- 3 янских (фермерских) хозяйствах, первая редакция которого относится к 1990 г. Жестокие условия современного капитализма, «эпохи первоначального накопления капитала», враждебность буржуазии к сельскому населению и сельскому делу вообще, противоборство старых советских кланов в «аграрном бизнесе», их нежелание видеть здоровых независимых конкурентов приводит к правовой неразберихе в организации этого вопроса. Итак, институт крестьянских хозяйств встречает ряд проблем, по которым необходимо подготовить механизмы и предложения, которые изменят ситуацию в лучшую сторону. Для начала же необходимо изучить правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств в нынешней России, для чего служит наше исследование. Степень разработанности проблемы. После обновления закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в 2003 г., в научной среде начался новый виток обсуждения особенностей, форм и субъектности правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств. На основе юридической доктрины, разрабатываемой отечественными правоведами с конца XIX в., сегодняшние авторы пытаются уточнить и объяснить законодательный материал на эту тему. Современные труды носят обобщающий характер, включают в себя обзор научных монографий, статей и диссертаций, затрагивающих аспекты юридических и экономических дисциплин. Здесь можно выделить работы авторов, занимающихся непосредственно в области аграрных исследований. Это Д. Е. Макаров, О. С. Елкина, Г. Н. Загорский, В. В. Зайцев, А. И., Зырянов, В. А. Рыбаков, C. А. Зинченко, В. В. Галов, Н. Н. Мельников, Н. Ф. Нетишинская, Е. Ю. Руденко. Перечисленным авторам свойственен широкий библиографический подход к теоретическому изучению проблемы, обращения к правоведческим концепциям прошлого для лучшего понимания сущности предмета, точное использование действующего законодательства России. Цель работы – определение правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства в России. 4 Задачами исследования являются: – обзор современного российского законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах; – установление терминологии в отношении наименования сельскохозяйственного предприятия семейного типа; – изучение юридических особенностей статуса крестьянского (фермерского) хозяйства. Объектом исследования является крестьянское (фермерское) хозяйство в современной России. Предмет курсовой работы заключается в нормативно–правовых актах действующего российского законодательства, научных статьях, монографиях, диссертациях, которые регулируют и анализируют состояние института крестьянского (фермерского) хозяйства в правовом пространстве России. Структура работы. Курсовая состоит из двух глав по два параграфа в каждой. В первой главе изучается российское законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве и проводится обозрение научной дискуссии по определению категорий «крестьянский» и «фермерский», центральных в способах деятельности рассматриваемых аграрных предприятий. Во второй главе исследуются юридические детали, ставящие на особое место субъект крестьянского хозяйства и формы организации, отделяющие крестьянское (фермерское) хозяйство от прочих форм сообществ. 5 ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КРЕСТЬЯНСКОМУ (ФЕРМЕРСКОМУ) ХОЗЯЙСТВУ 1.1. Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – крестьянские хозяйства) регулируется ст.ст. 86.1, 257–259, 1179 Гражданского кодекса России, а также Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74–ФЗ. Согласно п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса, «Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя». И. Ю. Кузнецова отмечает, что, поскольку приведенная статья не находится в разделе Гражданского кодекса «Юридические лица», то в ней речь идет о крестьянском (фермерском) хозяйстве без образования юридического лица, а в ст.ст. 86.1 257–259, 1179 ГК РФ затрагивается положение крестьянского (фермерского) хозяйства именно как юридического лица1. По ст. 86.1 ГК РФ, крестьянское хозяйство может существовать как в форме юридического лица, так и не образовывать его, причем если юридическое лицо образовано, то члены хозяйства несут субсидиарную ответственность. Крестьянское хозяйство создается на основе ассоциации граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, объединенных личным участием и имущественными вкладами, которые принадлежат крестьянскому хозяйству на праве собственности. Исходя из смысла п. 3 ст. 1 Кузнецова И. Ю. Новое законодательство о крестьянских (фермерских) хозяйствах // Вестник Саратовской государственной юридической академии, №3 (98), 2014 – с. 89 6 86.1 ГК РФ, гражданин может быть членом только одного крестьянского хозяйства, образованного в форме юридического лица, и может числиться в неограниченном количестве в других крестьянских хозяйствах, не зарегистрированных как юридические лица. Согласно ст. 257 ГК РФ, имущество крестьянского хозяйства может принадлежать ему в любой форме собственности, установленной законодательством или договором. В имущество входят все предметы материального быта и продукция, произведенная хозяйством. По ст. 258 ГК РФ, раздел имущества крестьянского хозяйства происходит по правилам, установленным ст.ст. 252 и 254 ГК РФ, а также ст. 11.4 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018). Если член крестьянского хозяйства выходит из него, то он ничего не получает из имущества, которым вложился и трудом которого оно появилось, а получает, согласно п. 2 ст. 258 ГК РФ, денежную компенсацию, пропорциональную его доле от общей собственности или определенную договором. Согласно ст. 259 ГК РФ, на базе крестьянского хозяйства может быть образовано хозяйственное товарищество или производственный кооператив, вследствие чего, согласно ст. 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74–ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" хозяйство прекратит свое существование. Согласно ст. 1179 ГК РФ, наследование после смерти члена крестьянского хозяйства происходит на общих основаниях, если наследник является членом крестьянского хозяйства. Если же он не входит в хозяйство, членом которого был наследодатель, то ему выплачивается денежная компенсация, соразмерная доле наследодателя в имуществе хозяйства. П. 2 ст. 1179 ГК РФ устанавливает исковую давность сроком в один год по делам о выплате компенсации наследнику такого имущества. 7 Федеральный закон от 11.06.2003 N 74–ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее – закон о крестьянском хозяйстве) уточняет в первой своей статье, что крестьянское хозяйство образуется путем совместной деятельности родственников или одним гражданином. П. 3 ст. 1 закона декларирует образование крестьянского хозяйства без регистрации юридического лица, но с обязанностью действовать по правилам гражданского законодательства в отношении юридических лиц. Ст. 2 закона о крестьянском хозяйстве устанавливает государственную поддержку хозяйствам со стороны государства, которое заключается в формировании экономической и социальной инфраструктуры. Диспозиция статьи отсылает к Федеральный закону от 24.07.2007 N 209–ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", относя крестьянские хозяйства к формам малого предпринимательства. Ст. 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" раскрывает такие значения в категории субъекта малого предпринимательства относительно крестьянского хозяйства как максимальная численность членов и доходность предприятия. Виды поддержки крестьянского хозяйства установлены в ст.ст. 14–20, 25. Ст. 3 закона о крестьянском хозяйстве ограничивает создание предприятия членами не более трех семей; вне родственных отношений в хозяйство может быть принято не более пяти человек. Минимальный возраст вхождения в хозяйство составляет шестнадцать лет. Ст. 4 устанавливает обязательность соглашения при создании крестьянского хозяйства, а ст. 5 объявляет хозяйство открытым со дня его государственной регистрации. Ст.ст. 6–10 определяют порядок владения, распоряжения имуществом хозяйства, которое совпадает с установками Гражданского кодекса, рассмотренными выше. Ст.ст. 11–13 определяют порядок приобретения и использования земельных участков, который основывается на Земельном кодексе и 8 Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101–ФЗ, в котором содержатся нормы, обеспечивающие льготные условия и поддержку крестьянских хозяйств. Хозяйствам разрешено приобретать, в соответствии с поправками, внесенными пп. б) п. 11 ст. 1 Федерального закона № 435 от 29.12.2010, земли у государства и муниципалитетов по заниженной стоимости (от кадастровой стоимости 15 % в случае покупки и 0,3 % в случае аренды). По ст. 15 закона о крестьянских хозяйствах, выплата зарплаты членам хозяйства может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме. Ст. 17 устанавливает полномочия главы крестьянского хозяйства, к которым относится совершение юридических действий без доверенности. Согласно ст. 18, смена главы хозяйства происходит в соответствии с условиями коллективного договора и по взаимному согласию всех участников. Согласно ст. 19, крестьянское хозяйство не только производит, но также перевозит и реализует изготовленную продукцию. По ст. 20, несколько хозяйств могут объединиться в союз по территориальному или отраслевому признаку и стать учредителями организаций. По ст. 21, хозяйство прекращает свою деятельность в судебном порядке, по согласию всех членов, или в случае банкротства. 1.2. Определение понятия крестьянского (фермерского) хозяйства О. С. Елкина полагает, что крестьянское хозяйство является третьей формой частного бизнеса, отличительная особенность которого выражается в легальном семейном характере, заинтересованности членов объединенной семьи в успешном ведении дела и содержании бизнеса в отдельно взятой отрасли1. А. Н. Ермакова отмечает такие отличительные признаки крестьянских хозяйств как сельский образ жизни, охватывающий ненормированный рабо1 Елкина О. С. Крестьянское (фермерское) хозяйство как форма организации семейного бизнеса // Вестник Московского университета МВД России № 6, 2010 – с. 107 9 чий день и интенсивность труда, отсутствие вышестоящего начальства, широкий спектр обязанностей, синтез управленческой и исполнительной компетенции. Ермакова подчеркивает различия в крестьянской и фермерской формах хозяйствования (крестьянское нацелено на самообеспечение с продажей излишков, фермерское – изначально предпринимательское), считая, что, при одинаковой природе происхождения, крестьянство и фермерство представляют из себя разные ступени развития мелкого сельского частного производителя1. О. А. Зубренкова и О. И. Федотова приходят к выводу, что в законе о крестьянском хозяйстве термины «крестьянский» и «фермерский» тождественны. Дефиниция «крестьянин» – устаревшее, правильно говорить «фермер», потому что сейчас другие законы, сельские хозяйства лучше оснащены технически и у фермера есть мотивация работать. Этимологию слов «крестьянин» и «фермер» авторы не приводят. Общими для любого крестьянского (фермерского) хозяйства являются добровольность формы сельского типа труда, компетентность, личная заинтересованность и труд участников хозяйства, максимальная доходность при минимальных затратах, приспособляемость на рынке, полная имущественная ответственность, экологичность2. А. В. Кривошеев, К. В. Панченко разделяют сельские предприятия на фермерские и крестьянские, отмечая для крестьянских такие черты как семейность, свободный режим труда, отсутствие наемных работников и самопотребление, потенциал профессионализма крестьян, а для фермерских единоличный бизнес, товаропроизводительность, «дифференцированный предпринимательский доход», привлечение первоначального капитала3. 1 Ермакова А. Н. Особенности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. Подробнее: Зубренкова О. А. Федотова О. И. Основополагающие факторы и условия успешного развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4(1) – с. 32–39; Они же. Классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, факторы и условия, определяющие их эффективное функционирование // Вестник НГИЭИ, 2015 – с. 38–51 2 Зубренкова О. А. Федотова О. И. Классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, факторы и условия, определяющие их эффективное функционирование // Вестник НГИЭИ, 2015 – с. 43–44 3 По статье: Зубренкова О. А. Федотова О. И. Классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, факторы и условия, определяющие их эффективное функционирование // Вестник НГИЭИ, 2015 – с. 43 10 А. Н. Митин и О. А. Фролова находят, что, поскольку крестьянское хозяйство отличатся от личного подсобного хозяйства именно тем, что личное хозяйство нацелено на удовлетворение собственных нужд и продукция, произведенная в таком хозяйстве, является собственностью граждан, ее сделавших, то личную заинтересованность и предпринимательский статус нельзя противопоставлять в определении названия «крестьянского» или «фермерского». Подсобное хозяйство – само потребляет произведенную продукцию, крестьянское – в первую очередь, продает ее для извлечения прибыли. Таким образом, когда заявляют о недостаточном развертывании бизнеса в крестьянских хозяйствах, путают его с формой подсобного хозяйства, которое продавать и не должно; крестьянское хозяйство всегда начинает свою деятельность для продажи, в этом его основная цель, подсобное хозяйство – только источник сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, авторы подчеркивают, что и в личном подсобном хозяйстве, и в крестьянском имеют место фермеры как граждане, занимающиеся сельским хозяйством, и не предпринимательское звание, не статус юридического лица концептуального значения не имеют. Таким образом, любой человек, занятый в сельском хозяйстве, является фермером/крестьянином – выбор термина зависит от мировоззрения исследователя. Ученые выделяют три типа крестьянского хозяйства, в зависимости от традиции, главенствующей в социальной группе: семейный (в законодательстве «личное подсобное хозяйство» одной семьи), антрепренерский (агрокомплекс, в котором трудятся наемные работники) и коллективный (в законодательстве «крестьянское (фермерское) хозяйство», объединяющее не более трех семей и пяти наемных работников)1. 1 Митин А. Н., Фролова О. А. Понятия, направления деятельности, цели и задачи фермерского хозяйства // Вестник НГИЭИ, 2015 – с. 75–76, 80–81 11 ГЛАВА II. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ 2.1. Субъектный статус крестьянского (фермерского) хозяйства Ряд авторов1 отрицают положение крестьянского хозяйства как юридического лица, относя предпринимательские функции к единоличной ответственности главы крестьянского хозяйства, которому члены хозяйства фактически доверяют свою долевую собственность. Таким образом, при судебных разбирательствах складывается ситуация, при которой крестьянского хозяйства «на бумаге» не существует, а юридические факты рассматриваются только по отношению к руководителю крестьянского объединения, на которого закольцована вся финансовая, исполнительная и организационная ответственность. На главу хозяйства оформлены банковские счета, от его имени совершаются сделки и составляются договоры. При разрешении споров возникает как опасность покрытия долгов крестьянского хозяйства за счет средств, не включенных в хозяйство, так и опасность уклонения от ответственности начальника хозяйства путем ликвидации статуса индивидуального предпринимателя2. А. Н. Танага выводит, что, с одной стороны, предприниматель может и не быть главой крестьянского хозяйства, но, с другой стороны, заключение договора между членами крестьянского хозяйства означает, что глава хозяйства наделен предпринимательской компетенцией в силу п. 2 ст. 1041 ГК РФ. Таким образом, создание крестьянского хозяйства должно пройти две фазы: договорное предприятие индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и юридическое лицо, которое представляет из себя полноценное крестьянское хозяйство согласно с действующим законом о крестьянском хозяйстве. По этой причине в законодательстве сохранены как нормы, относящие крестьянское хозяйство к предприятию без образования 1 Зайцев В. В., Зырянов А. И., Рыбаков В. А. О сущности вещных отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве без статуса юридического лица и некоторых вопросах правоприменения // Вестник Саратовской государственной юридической академии, №4 105, 2015 – с. 21 2 Там же, – с. 22 12 юридического лица, так и к организации, оформленной как юридическое лицо1. Н. Н. Мельников полагает, что при практике крестьянского хозяйства в форме юридического лица в нем фактически нет начальника, а есть несколько частных предпринимателей, совместно ведущих хозяйство, где глава хозяйства выполняет функции официального представителя. Мельников подчеркивает, что в законе о крестьянском хозяйстве речь идет о регистрации именно организации, а не индивидуального предпринимателя, и регистрация предпринимателя является нарушением закона и ущемлением прав других участников хозяйства, которые становятся жертвами узурпации власти. Возникает монархическая безнаследственная модель; в случае прекращения дееспособности главы крестьянского хозяйства оно должно быть ликвидировано, т. к., исходя из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18–П, налогоплательщиком в крестьянском хозяйстве является не объединение, а ее глава, и при его отсутствии предприятие должно быть безусловно реорганизовано2. Здесь следует выделить мнение Г. В. Чубукова и А. А. Погребного, согласно которому крестьянское хозяйство не должно быть юридическим лицом, т. к. имущественными правами обладают граждане, входящие в объединение3. Мельников предлагает относить крестьянские хозяйства к промежуточной форме усеченного юридического лица, которому свойственны партнерские отношения участников ассоциации; это особый субъект права, отличный как от физического, так и от юридического лица4. 1 Танага А. Н. Гражданско–правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2014 – с. 6–9 2 Мельников Н. Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства // Журнал российского права №3 — 2007 – с. 37–38 3 Чубуков Г. В., Погребной А. А. Крестьянин — фермер, хозяин и собственник // Государство и право. 1992. № 4. С. 34; Чубуков В. Г. О Правовом статусе крестьянских (фермерских) хозяйств федеральные и региональные аспекты // Проблемы развития экологического, аграрного, земельного законодательства в субъектах РФ. Сб. тезисов Всероссийской научно–практической конференции. Оренбург, 1997 – с. 22—23 4 Мельников Н. Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства // Журнал российского права №3 — 2007 – с. 38–39 13 Н. Ф. Нетишинская, разбирая статью Танаги, подтверждает его мнение, что фактическим владельцем крестьянского хозяйства является его глава, а не крестьяне, вложившиеся своим имуществом в хозяйство, которое они обратно получить не могут, т. к. при выходе из хозяйства предусмотрена только денежная компенсация, которая может быть гораздо меньше имущества и труда, вложенного и умноженного крестьянином в предприятии. Таким образом, вступая в крестьянское хозяйство, гражданин находится под риском попадания в кабалу от недобросовестного главы хозяйства или утраты своего имущества в результате мошеннических действий последнего (подробнее в § 2.2). Нетишинская полагает, что называть имущество крестьянского хозяйства общим – заблуждение со стороны законодателя, имущество принадлежит собственникам, участникам хозяйства, а крестьянского (фермерского) хозяйства не существует: это миф, потому что оно не значится среди субъектов гражданских правоотношений. Отсылка же к имуществу именно хозяйства сделана для того, чтобы вся собственность фактически принадлежала главе хозяйства, которого власти легче контролировать, потому что он один человек, предприниматель, заинтересованный в своем личном бизнесе, а не в интересах коллектива независимых собственников, которых он использует. По этой причине и происходит регистрация индивидуальных предпринимателей, а не крестьянских хозяйств, на что выше сетовал Н. Н. Мельников. Правовая коллизия специально создана, чтобы не допустить правовое решение вопроса при разгроме неугодных крестьянских хозяйств. В итоге, Нетишинская предлагает вовсе ликвидировать понятие «собственность крестьянского (фермерского) хозяйства»1. То, что это лишит юридической подпорки тех крестьян, которые исключили бизнесменов из своей структуры, коллеги по Кубанскому государственному аграрному университету А. Н. Танага, Н. Ф. Нетишин- 1 Нетишинская Н. Ф., Куемжиева С. А. О некоторых вопросах, связанных с гражданско–правовым режимом имущества крестьянского (фермерского) хозяйства // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки, 2014 14 ская, С. А. Куемжиева не понимают или не хотят понять, живя в регионе монополий агрохолдингов. По мнению некоторых авторов1, двойственная позиция законодателя в определении правовой субъектности крестьянского хозяйства произошла из– за диспозитивного подхода, в результате чего юридическим лицом может быть как хозяйство, так и индивидуальный предприниматель, глава хозяйства. В итоге крестьянское хозяйство является организацией корпоративного типа, в котором его руководитель приравнен к частному предпринимателю. Долевая собственности является, по сути, иллюзорной собственностью, т. к. невозможно разъединить такие неделимые вещи как земля, инструменты, утварь. 2.2. Организация в крестьянских (фермерских) хозяйствах Интересна форма управления и организации собственности, если крестьянское хозяйство остается в зависшем состоянии между физическим и юридическим лицом. Как разобрано выше, если хотя бы один член крестьянского хозяйства является юридическим лицом, либо сама организация зарегистрирована в качестве такового, то имеет место единоличный или коллективный тип собственности. Если же крестьянское хозяйство продолжает свою деятельность без регистрации, и никто из его членов не зафиксирован индивидуальным предпринимателем, возникают проблемы о функционировании, признаках управления и организации хозяйства. По мнению экспертов2 в области крестьянских хозяйств, при заключении договора о формировании крестьянского хозяйства образуется особенный тип власти, отличный от административной или государственной. В 1 Зинченко C.А., Галов В.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство в доктрине, законодательстве, правоприменении: подходы, проблемы, решения // Северо–Кавказский юридический вестник, № 3, 2013– с. 31–33 2 См.: Морозов С. Ю. Управление и организация в крестьянско–фермерском хозяйстве // Юридическая наука, №2 – Издательство «Концепция», 2017 – с. 64–66 15 данном случае власть в крестьянском хозяйстве делегируется гражданским сообществом одному специально созданному субъекту для выполнения исключительно экономических функций, напрямую связанных с основными целями хозяйства. Это – первая ступень в прогрессивном развитии института государственной власти, наподобие той власти выборного вождя в древнейших кровнородственных социумах, отголоском которой является классическая демократия, при которой в маленьких государствах способностью делегирования обладают только работающие и только свои, чужаки нанимаются для определенных задач и неизбежно либо обзаводятся брачными связями, либо мигрируют, либо попадают в бесправное положение рабов. Некоторой вариацией власти в крестьянском хозяйстве являются корпоративные отношения, которые, также как и государства, перерастают в структуру подавления бюрократическим аппаратом остального населения, от которого требуется только приносить доход корпорации, но не участие в управлении общей организацией, для ведения всех дел которой у простых работников/граждан не хватает не времени, не интереса, не профессионализма. С. Ю. Морозов подчеркивает, что в организационных формах крестьянского хозяйства имеют место гражданские отношения управления диспозитивного характера; это частноправовая власть, заключающаяся не в методе, а в отношениях, что отличает ее от государственной власти, выработанной в условиях цивилизации по формуле подчинения и насилия1. При таком разрешении вопроса невозможны и меры государственно– правового принуждения, свойственные устоявшейся модели государственной власти. Например, как пишет по судебной практике Г. Н. Загорский, при наличие долгов крестьянского хозяйства существует возможность уклонения от уплаты, т. к. членство в хозяйстве, не являющемся юридическим лицом, не регистрируется, а глава крестьянского хозяйства в документации может изменять число собственников и перераспределять, таким образом, долги од1 Там же 16 них лиц в пользу других1 (например, с членов семей на несемейных вкладчиков хозяйства). Е. Ю. Руденко исследует крестьянское хозяйство как объединение физических лиц без образования юридического лица – наиболее «чистый» вариант сельского предприятия. Существует две точки зрения, отрицающие такую форму хозяйства: первая определяет крестьянское хозяйство как группу субъектов, владеющих одной собственностью, вторая сводит крестьянское хозяйство к простому товариществу. При этом несколько субъектов, владеющих одной собственностью, не образуют коллективную собственность. Форма собственности определяется по субъекту, а тип – по числу субъектов. Индивидуальная собственность принадлежит отдельным физическим лицам, коллективная – государству, юридическим лицам, публичным формированиям. В крестьянском хозяйстве собственность общая, но не коллективная, убеждены авторы, рассматривающие теорию крестьянской собственности. Члены хозяйства совместно пользуются собственностью, которой они вложились в дело, но она принадлежит не им, а самой организации; поэтому при выходе из сообщества они получают денежную компенсацию, которая определяется соглашением при образовании хозяйства, т. е. может быть условной и не привязанной к эквиваленту вложенного в дело имущества. Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», имуществом хозяйства распоряжается его глава. Таким образом, право собственности ограничивается. Руденко подчеркивает, что крестьянское (фермерское) хозяйство, по сути, официально не является субъектом права, т. к. в Общероссийском классификаторе организационно–правовых форм нет крестьянского (фермерского) хозяйства, а есть главы крестьянских хозяйств, которых причисляют к формам деятельности граждан. Если относить крестьянское хозяйство к каким–либо субъектным формам, то ближе всего оно к усеченному юридическому лицу. Руденко подчеркивает, что Гражданский кодекс не разрешает заниматься 1 Загорский Г. Н. Крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект ответственности // Вестник АПК Ставрополья № 2(6), 2012 – с. 69 17 членам крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимательской деятельностью. Члены крестьянского хозяйства, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, работают, объединенные соглашением, родственными связями и общим делом, в то время как глава объединения представляет крестьянское хозяйство, но не входит в него. Глава крестьянского хозяйства – его косвенный представитель, ему разрешено быть индивидуальным предпринимателем в качестве исключения. Вместе с тем, глава крестьянского хозяйства – особый тип предпринимателя. Его отличия от обычного предпринимателя в следующем: рядовой индивидуальный предприниматель представляет себя, глава хозяйства – свое хозяйство, индивидуальный предприниматель действует в своих интересах, глава хозяйства – в интересах хозяйства, индивидуальный предприниматель может варьировать свои интересы, глава хозяйства исполняет только те полномочия, которые ему санкционированы по договору хозяйства. В итоге, крестьянское хозяйство не физическое и не юридическое лицо, но участвует в гражданском обороте через своего главу, поэтому оно является субъектом права1. 1 Руденко Е. Ю. Крестьянское (фермерское) хозяйство, действующее без образования юридического лица, как субъект торгового правоотношения // Научный журнал КубГАУ, №131(07), 2017 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства сводится к двум проблемам: – статусу собственности в рамках объединения и – субъектной номенклатуре участников ассоциации. Законодательство предлагает весьма широкое толкование юридической формы крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому решение двух обозначенных вопросов ведется в теоретической сфере, находящейся на грани абстрактных категорий, близких к глоссарию римского права. В. В. Зайцев, А. И. Зырянов, В. А. Рыбаков, А. Н. Танага, Г. В. Чубуков, А. А. Погребной, С. А. Куемжиева, C.А. Зинченко, В. В. Галов, Г. Н. Загорский склонны видеть в крестьянском (фермерском) хозяйстве форму объединения, которая не попадает под определение юридического лица, вплоть до отрицания самого существования крестьянского (фермерского) хозяйства (Н. Ф. Нетишинская, § 2.1). Н. Н. Мельников и Е. Ю. Руденко признают в крестьянском (фермерском) хозяйстве особую форму юридического субъекта, известное в правовой теории как усеченное юридическое лицо. О. С. Елкина полагает, что «крестьянское (фермерское) хозяйство» - это и есть форма лица, потому что у него есть имя в законодательстве, которое не требует дополнительных изысканий о своей правовой природе. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства занимает основное место в структуре объединения; он значится в официальной документации при регистрации хозяйства, ему фактически принадлежит собственность хозяйства, он ведет финансовые дела предприятия, организует производство и сбыт продукции. Государство делает его предпринимателем, даже если он не регистрируется в этом статусе, вопреки Гражданскому кодексу, в котором членам крестьянского (фермерского) хозяйства не разрешено заниматься сельским хозяйством. Следовательно, государство изолирует крестьян от статуса пра- 19 вящего класса – бизнесменов, и легко контролирует представителя семейного хозяйства, зависимого от государственных чиновников. Полномочия главы хозяйства состоят в единоначалии управления собственностью, судебных тяжбах, банковских операциях. Ограничить власть главы хозяйства может только регистрация хозяйства в качестве юридического лица. И. Ю. Кузнецова, А. Н. Ермакова, О. А. Зубренкова, О. И. Федотова, А. В. Кривошеев, К. В. Панченко полагают, что в развитии крестьянского (фермерского) хозяйства имеет место эволюция, при которой семейное предприятие может пройти этапы от союза предпринимателей до полноценной организации со статусом юридического лица, которое законно перерастет в кооператив, товарищество, агрофирму. А. Н. Митин и О. А. Фролова, отмечая различия в методах деятельности, подчеркивают общую основу в крестьянских (фермерских) хозяйствах, позволяющую иметь для них единое законодательное основание, отдельное от прочих форм сельских производственных образований. 20 БИБЛИОГРАФИЯ А) Нормативные правовые акты 1. Гражданский кодекс Российской Федерации: (часть первая) от 30.11.1994 N 51–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018); (часть третья) от 26.11.2001 N 146–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136– ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) 3. Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74–ФЗ 4. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предприни- мательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209–ФЗ 5. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101–ФЗ Б) Монографии, комментарии к законодательству, научные статьи 6. Воронин Б. А. Крестьянское (фермерское) хозяйство: правовые проблемы функционирования и развития // Аграрный вестник Урала № 11 (90), 2011 – с. 69–71 7. Елкина О. С. Крестьянское (фермерское) хозяйство как форма ор- ганизации семейного бизнеса // Вестник Московского университета МВД России № 6, 2010 – с. 104–108 8. Ермакова А. Н. Особенности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011 21 9. Загорский Г. Н. Крестьянское (фермерское) хозяйство как субъ- ект ответственности // Вестник АПК Ставрополья № 2(6), 2012 – с. 68–71 10. Зайцев В. В., Зырянов А. И., Рыбаков В. А. О сущности вещных отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве без статуса юридического лица и некоторых вопросах правоприменения // Вестник Саратовской государственной юридической академии, №4 105, 2015 – с. 20–25 11. Зинченко C.А., Галов В.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство в доктрине, законодательстве, правоприменении: подходы, проблемы, решения // Северо–Кавказский юридический вестник, № 4, 2013– с. 28–38 12. Зубренкова О. А. Федотова О. И. Основополагающие факторы и условия успешного развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4(1) – с. 32–39 13. Зубренкова О. А., Федотова О. И. Классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, факторы и условия, определяющие их эффективное функционирование // Вестник НГИЭИ, 2015 – с. 38–51 14. Кузнецова И. Ю. Новое законодательство о крестьянских (фер- мерских) хозяйствах // Вестник Саратовской государственной юридической академии, №3 (98), 2014 – с. 88–91 15. Лактюшина Е. В. Проблемы и перспективы развития крестьян- ских (фермерских) хозяйств в переходной экономике России // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление, 2012 – с. 89–92 16. Максимова Т. П. Крестьянские (фермерские) хозяйства: институ- циональный аспект // Российское предпринимательство, Том 18, Номер 15, август 2017 – с. 2277–2288 17. Мельников Н. Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйст- ва // Журнал российского права №3 — 2007 – с. 32–40 18. Митин А. Н., Фролова О. А. Понятия, направления деятельности, цели и задачи фермерского хозяйства // Вестник НГИЭИ, 2015 – с. 71–83 22 19. Морозов С. Ю. Управление и организация в крестьянско– фермерском хозяйстве // Юридическая наука, №2 – Издательство «Концепция», 2017 – с. 64–66 20. Нетишинская Н. Ф., Куемжиева С. А. О некоторых вопросах, свя- занных с гражданско–правовым режимом имущества крестьянского (фермерского) хозяйства // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки, 2014 21. Парамонов П. Ф., Колесник В. С., Стукова Ю. Е. Тенденции и проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Научный журнал КубГАУ, №132(08), 2017 22. Руденко Е. Ю. Крестьянское (фермерское) хозяйство, действую- щее без образования юридического лица, как субъект торгового правоотношения // Научный журнал КубГАУ, №131(07), 2017 23. Скульская Л. В., Широкова Т. К. О проблемах крестьянских (фермерских) хозяйств и их значимости для современной России // Москва: Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, журнал Проблемы прогнозирования, 2011 – с. 102–119 24. Танага А. Н. Гражданско–правовой статус крестьянских (фермер- ских) хозяйств // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2014 В) Диссертации, авторефераты диссертаций 25. Войлошникова Е. Г. Современное состояние и перспективы раз- вития крестьянских (фермерских) хозяйств: На материалах Тверской области // Автореф. диссертации кандидата экономических наук. – Тверь: Тверская государственная сельскохозяйственная академия, 2000 26. Макаров Д. Е. Административно–правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Автореф. диссертации кандидата юридических на- 23 ук. – Волгоград: Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2004 27. Мельников Н. Н. Теоретические проблемы формирования право- вого статуса крестьянского (фермерского) хозяйства // Автореф. диссертации доктора юридических наук. – Москва: Институт государства и права Российской академии наук, 2012 28. Саюндукова А. Ю. Гражданско–правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства // Автореф. диссертации кандидата юридических наук. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2011 29. Тютерева Н. Н. Правовое регулирование деятельности крестьян- ского (фермерского) хозяйства // Автореф. диссертации кандидата юридических наук. – Москва: Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, 2011 24
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв