Правовые основы уличной фотографии в современном российском законодательстве

Какие законы влияют на работу уличного фотографа. Авторское право, право на тайну частной жизни, соблюдение "общественного порядка". "Право панорамы" в России и за рубежом.

Тип публикации: Статьи

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5a1f4bfff2ad471e773c7203
UUID: e39ab050-6280-0137-6fbe-525400006e27
Опубликовано: 30.11.2017 00:08
Просмотры: 4240

Current View

Существует множество правовых аспектов и тонкостей, с которыми может столкнуться фотограф, занимающийся непостановочной нерепортажной съёмкой на улице (т.н. street photography). С точки зрения законов РФ, фотограф может нарушить: 1. Общественный порядок 2. Право гражданина на собственное изображение и неприкосновенность частной жизни 3. Права авторов объектов и произведений, попавших в кадр (памятники архитектуры, скульптуры и пр.) В конце статьи отдельно рассматривается право панорамы в России и за рубежом. Во время съёмки На территории Российской Федерации фотографировать можно всё, что не является частной территорией (включая те случаи, когда доступ на территорию возможен только за плату) – главное, чтобы место съёмки было общедоступным. В то же время фотограф, как и любой другой гражданин, не имеет права нарушать общественный порядок. С какими недоразумениями, однако, можно столкнуться на практике: -В российском законодательстве нет никакого описания термина «общественный порядок»1, поэтому на практике это просто правила, установленные здравым смыслом, моралью, традициями той местности, где вы находитесь. Сам факт съёмки никак не может быть нарушением общественного порядка. -Если гражданин фотографирует, например, камеры наблюдения возле какого-либо объекта, ни охранник, ни кто-либо другой не вправе этому воспрепятствовать, исходя только из своих подозрений, например, о том, что этот гражданин потенциальный вор. Поскольку ГК РФ гласит: «Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.»2 -Зачастую под профессиональной съёмкой понимают использование крупногабаритной аппаратуры, однако ни в одном законе нельзя найти перечня профессионального оборудования. Таким образом, единственное, что реально может указывать на «профессионализм» - это цель съёмки, а поскольку по закону вас не могут заподозрить в преступной цели до её осуществления, то цель всегда благая (бабушке показать, то есть использовать в «личных целях», о чём позже). Фотографу могут запретить ставить штатив и осветительные приборы, так как это мешает передвижению людей и таким образом нарушает общественный порядок. -Нельзя запретить фотографировать витрину, машину, дверь, стену и так далее, потому что сбор информации о чём-то и «пользование» или «распоряжение» чем-то – разные вещи. Кроме того, факт фотофиксации имущества посторонним человеком не лишает владельца права пользования этим имуществом, а следовательно, не является арендой. 3 Внешний вид магазина не может быть коммерческой тайной4, но может быть ноу-хау5 - однако это не меняет главного: витрина при этом общедоступна. 1 Протасов П.В. – Сборник часто задаваемых вопросов о праве на съёмку, с. 522 ст. 10 ГК РФ 3 Протасов П.В. – Сборник часто задаваемых вопросов о праве на съёмку, с. 26 4 ст.3 №98-ФЗ 5 ст.1465 ГК РФ 2 -«Стратегические объекты» не существуют как современном российском в законодательстве, так и в действительности. «Режимные объекты» никогда не удастся сфотографировать просто так с улицы, поскольку они охраняются по закону и никогда не могут быть общедоступными. -На этапе съёмки также невозможно нарушить права владельца товарного знака, попавшего в кадр. Если товарный знак уже находится в гражданском обороте, его можно использовать.6 Если в качестве товарного знака выступает изображение (оно может охраняться авторским правом), то здесь в силу вступают соответствующие статьи ГК РФ. -Очень часто запреты на съёмку возникают как следствие правовых норм СССР, некоторые из них до сих по не утратили силу7, однако сейчас уже не могут применяться, потому что появились новые нормы, имеющие бОльшую юридическую силу. Всё это и многое другое, отмеченное в наиболее полном и современном справочнике П.В. Протасова, никак не должно мешать фотографу, снимающему в жанре street на территории РФ. Публикация фотографии Публикуя фотографию в интернете, автор должен понимать, что по закону он перестаёт использовать изображение в личных целях. Исследователь П.В. Протасов под «личными целями» понимает «использование произведения физическим лицом, не связанное с извлечением прибыли»8. Так или иначе, понятие «личные цели», как «нарушение общественного порядка» трактуется по-разному в зависимости от ситуации. После публикации фотографии в числе недовольных могут оказаться те, кто попал в кадр, и те, кто создал то, что попало в кадр. Человек, попавший в кадр, в праве требовать автора удалить фотографию, если только она не была сделана в «государственных, общественных или иных публичных интересах» ИЛИ если недовольный не является «основным объектом» изображения.9 В законе нет понятия «основного объекта», как и государственных», «общественных» и других интересов. Но в судебной практике возникали прецеденты. Пленум Верховного суда устанавливал «общественные интересы» как те, которые напрямую связаны с общественными потребностями «в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде»10. Мосгорсуд определял их так: «а)определяют устройство государства и общества как единого организма б)обеспечивают целостность и единство государства, общие принципы его устройства и организации, механизм управления социальными процессами, основанный на реализации властных полномочий в)составляют сущность каждого общества, касаются всех сфер жизнедеятельности (экономики, политики, культуры и т.п. г)закрепляют единые основы правового статуса членов общества и их взаимосвязей с государством»11 При этом Томский областной суд не признал репортаж из суда отображением общественно важной темы12. 6 ст. 1487 ГК РФ Протасов П.В. – Сборник часто задаваемых вопросов о праве на съёмку, с. 223 8 Протасов П.В. – Сборник часто задаваемых вопросов о праве на съёмку с. 68 9 ст. 152 ГК РФ 10 п. 25 постановления пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 11 определение Московского городского суда от 28 октября 2010 г. по делу № 33-30915 12 кассационное определение Томского областного суда от 22 марта 2011 г. по делу № 33-585/2011 7 Однако чаще всего стрит-фотографы, снимающие людей на улице, занимаются «удовлетворением обывательского интереса к его [гражданина] частной жизни»13, и поэтому должны испрашивать разрешение на публикацию (не съёмку!). В какой форме – в законе не указано, а следовательно, предполагается, что достаточно догнать человека и спросить его устно. Попадания в кадр объектов, охраняемых авторским правом, регулируется статьёй 1276 ГК РФ. Из неё ясно, что можно фотографировать произведения искусства не в коммерческих целях и не в качестве «основного объекта» на снимке. Понятие «основного объекта» снова отдано на растерзание судам. В 2014 году в статью был добавлен пункт 2, который предполагает так называемое «право панорамы», которое разрешает попадать в кадр «произведениям архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных с этого места»14. Под садово-парковым искусством, однако, не подразумевается, например, скульптура «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Соответственно, фотограф, желающий опубликовать снимок с этой скульптурой у себя во Flickr, по закону обязан будет связаться с наследниками Евгения Вучетича и Николая Никитина и получить у них разрешение на публикацию. Поскольку «право панорамы» видится мне одной из важнейших норм для фотографов, снимающих street по всему миру, я остановлюсь на этом поподробнее. Как ни странно, на Украине и в Белоруссии свобода панорамы не предусмотрена законом1516, есть только законы об авторском праве и смежных правах, которые обязуют при использовании произведения (без уточнения, какого) указывать имя автора. Выходит, по этим законам фотограф обязан перечислить авторов всех произведений искусств, ещё не перешедших в общественное достояние, но попавших в кадр, включая сооружения. Директива Европарламента17 и Совета Европы разрешает странам-членам Евросоюза вводить на законодательном уровне право панорамы, но не настаивает на принятии таких решений. Поэтому внутри ЕС нужно изучать подробно законы каждой страны. Франция в этом смысле - самая экстремистская страна с очень жёстко лимитированным правом панорамы. Фотография здания новой Парижской Филармонии, открытой в 2015 году, была удалена из «Википедии»18. Нельзя использовать фотографию Эйфелевой башни с ночной подсветкой19, так как на подсветку распространяется авторское право её создателей (сама Эйфелева башня, к счастью, уже перешла в общественное достояние). В Великобритании действует право панорамы с 1988 года. 20 В США, как и в России, своеобразное право панорамы21: оно включает в себя только «постройки», то есть «жилые здания, как постоянные, так и временные, дома, офисные здания, другие постоянные и 13 п. 44 постановления пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 ст. 1276 ГК РФ 15 Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-3 16 п. 4 ст. 21 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» 17 http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32001L0029:EN:HTML 18 https://en.wikipedia.org/wiki/Freedom_of_panorama#France 19 https://www.toureiffel.paris/en/business/use-image-of-eiffel-tower 14 20 21 http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/48 United States Code/Title 17/Chapter 1/Section 120 временные сооружения, предназначенные для размещения людей, включая церкви, музеи, беседки и садовые павильоны», однако про арт-объекты и скульптуры ничего не сказано.

- у работы пока нет рецензий -