Проблема защиты интеллектуальной собственности, вызванная созданием Таможенного союза.

Научная статья на тему защиты интеллектуальной собственности в аспекте функционирования Таможенного союза.

Тип публикации: Статьи

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5697afdbf2ad471e773c70a9
UUID: e25b9cf0-6280-0137-6f11-525400006e27
Опубликовано: 14.01.2016 14:25
Просмотры: 2011

Current View

Проблема защиты интеллектуальной собственности, вызванная созданием Таможенного союза. Максимов А.В. Смоленский филиал РУК Научный руководитель: Профессор, д.э.н., Гомелько Т.В. В результате объединения России, Беларуси и Казахстана в Таможенный союз и создания Единого экономического пространства усилилась дискуссия о проблемах, существовавших ранее в пределах национальных юрисдикций, которые в последствии выросли в глобальные барьеры, препятствующие свободному перемещению товаров на Едином экономическом пространстве, а также росту конкурентоспособности экономик стран Таможенного союза. При этом перманентные законодательные инициативы и различная трактовка законодательства ТС арбитражными судами во многом только добавляют «масла в огонь» яростных споров. Безусловно, прогресс в деле дальнейшей интеграции экономик странчленов ТС и ЕЭП заключается в том, чтобы минимизировать и устранять влияние подобных факторов и барьеров. И здесь основная сложность для законодателей заключается в необходимости нахождения баланса интересов правообладателей, государств – членов Таможенного союза и рядовых потребителей. Первым шагом для устранения барьеров на пути к нормальному функционированию ЕЭП должны стать систематизация и анализ самих барьеров, поскольку успешное их преодоление возможно лишь со знанием о них. К такого рода препятствиям можно отнести трудности, возникающие при использовании ретроспективных, или так называемых «советских» товарных знаков. Эти торговые знаки были зарегистрированы в национальных реестрах объектов интеллектуальной собственности стран ТС разными производителями. Вместе с тем, неурегулированность вопроса с ретроспективными товарными знаками фактически приводит к ограничению импорта продукции внутри Таможенного союза, что противоречит статье 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года. Для устранения описанного выше барьера в Едином экономическом пространстве Федеральной антимонопольной службой России предлагается внесение изменений в часть 1 статьи 12 Соглашения «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности», с изложением ее в следующей редакции: «Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами в пределах и объемах, определенных нормами законодательства Таможенного союза». Одновременно предлагается внести изменения в статью 13 Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, изложив ее в следующей редакции: «С даты вступления в силу настоящего изменения к ст. 13 Соглашения Стороны вводят следующий принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак: не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия», т. е. исключить слова «на территории государств Сторон». Заслуживает внимания и предложение о регистрации ретроспективных товарных знаков как коллективных товарных знаков Таможенного союза на имя добровольных объединений производителей из государств – членов Таможенного союза. Сейчас активно обсуждается предложение законодательно закрепить обязанность владельцев ретроспективных товарных знаков предоставлять неисключительные безвозмездные лицензии на данные знаки производителям (или их правопреемникам), выпускавшим до 1 января 1992 года аналогичную продукцию с тем же наименованием. В этом случае, все традиционные производители в государствах – членах Таможенного союза смогут продолжить использование ретроспективных товарных знаков беспрепятственно, при условии выпуска продукции, качество которой не может быть ниже, чем качество продукции владельца товарного знака или установленное единым стандартом. В противном случае, действие лицензионного договора подлежит прекращению в общем порядке, установленном гражданским законодательством. Национальные товарные знаки, зарегистрированные в национальных реестрах интеллектуальной собственности, не признаются на всей территории Таможенного союза, а лишь в границах соответствующих стран. К примеру, согласно статье 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Таким образом, для обеспечения защиты и охраны товарного знака одновременно во всех странах Таможенного союза правообладателю необходима регистрация в каждом национальном органе по интеллектуальной собственности. Как следствие, товаропроизводители вынуждены нести дополнительные издержки по защите своих прав. В случае регистрации только в национальном реестре прав интеллектуальной собственности экспортер должен проходить аналогичную процедуру в другой стране, что приводит к росту временных затрат и финансовых издержек. С точки зрения устранения выявленного барьера заслуживает внимание предложение о создании института регионального товарного знака Единого экономического пространства. Создание такого института позволит с помощью одной заявки на товарный знак получить охрану на всей территории ЕЭП. В настоящее время обсуждается проект договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров на территориях государств – членов ТС и ЕЭП, предусматривающий создание Единого реестра товарных знаков и знаков обслуживания ЕЭП. Также интересно предложение о взаимном признании ранее зарегистрированных в странах Таможенного союза товарных знаках, с распространением на такие знаки предусмотренной национальными законодательствами охраны и защиты на всей территории ЕЭП. В случае возникновения споров между правообладателями предусматривается возможность разрешения споров в судебном порядке на наднациональном уровне, что исключит возможное нарушение баланса интересов всех сторон. Формирование Таможенного союза привело к изменению периметра единой таможенной границы, увеличению товарообмена и, соответственно, к росту импорта, в том числе и контрафактной продукции. И здесь серьезным барьером, препятствующим защите интересов правообладателя при импорте третьих лиц товаров на территорию Таможенного союза, стало отсутствие простого и четкого механизма по ведению Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. В Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов ТС. Однако на текущий момент зарегистрированных в данном реестре объектов интеллектуальной собственности нет. По некоторым оценкам неиспользование предложенного механизма обусловлено тем, что правообладатели, зарегистрировавшие товарные знаки только в одной из стран ТС, лишены возможности обеспечить защиту своих прав на всей таможенной границе. Разрешение данной проблемы возможно при более активном использовании таможенными органами принципа «ex officio», согласно которому таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе или его представителе. При этом некоторые правообладатели полагают, что никто не вправе накладывать на объекты, принадлежащие им, какие-либо ограничения, необходимо лишь извещать их о возможности нарушения прав. То есть защищать свои права правообладатель будет в том случае, если сочтет это необходимым, независимо от мнения таможенного органа. Такая точка зрения, безусловно, удобна самому правообладателю, но не гарантирует защиты от контрафактных товаров рядового потребителя. Обеспечение более полной защиты интересов правообладателей возможно также путем создания в рамках Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (концепция создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза была утверждена Решением № 60 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества) подсистемы, позволяющей правообладателям с помощью разработанных программных средств выявлять факты пересечения таможенной границы товарами, содержащими принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности. Это будет являться основанием для превентивных обращений с заявлениями к таможенным органам. Кроме того, выявление таких фактов позволит в рамках 3-летнего срока таможенного контроля, используя обращения в таможенные и правоохранительные органы, а также законодательство об административных правонарушениях, эффективно пресекать распространение контрафактной продукции на единой таможенной территории. Исходя из круга обрисованных выше проблем понятно, что в сфере защиты интеллектуальной собственности в рамках экономической интеграции нам предстоит решить еще много задач. Помочь этому могло бы максимальное соответствие законодательства Таможенного союза нормам международного права, формирование наднациональной судебной практики и развитие четко функционирующего института наднациональных судебных органов, которые могли бы разрешать споры хозяйствующих субъектов государств – членов ТС. Формирование цивилизованного единого экономического пространства это, безусловно, длительный процесс и сейчас, возможно, еще рано говорить даже об основных тенденциях. Однако очевидно, этот процесс зависит не только от устранения упомянутых выше барьеров и от наличия сложившейся практики по тем или иным вопросам, но и от инициативы всех заинтересованных сторон. В том числе, и от инициативы со стороны юридического сообщества. Список использованных источников 1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014). 3. Государственное регулирование внешней торговли в условиях Таможенного Союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) Д.Г.Маслов, В.Ю.Елисеева, А.Е.Дуплин - Учебно-методическое пособие, 2013. 4. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс В.Г. Пансков, В.В. Федоткин - Уч. Пособие, 2013. 5. Право интеллектуальной собственности Судариков С.А.: учебник М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 368 стр.

- у работы пока нет рецензий -