Противодействие контрабанде наркотических средств в рамках осуществления таможенного контроля

Научная статья на тему противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами.

Тип публикации: Статьи

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5697adeef2ad471e773c70a7
UUID: e2598610-6280-0137-6f10-525400006e27
Опубликовано: 14.01.2016 14:17
Просмотры: 5398

Current View

Противодействие контрабанде наркотических средств и психотропных веществ в рамках осуществления таможенного контроля Студент 3 курса специальности Таможенное дело Смоленского филиала РУК А.В. Максимов В статье анализируются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ. Дается криминологическая характеристика контрабанды наркотиков через таможенную границу. Выделяются причины и условия таких преступных деяний. Рассмотрен комплекс мер, направленных на предупреждение и выявление контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в рамках осуществления таможенного контроля. Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, таможенный контроль, наркобизнес, контрабанда, таможенная граница, наркотическое средство, психотропное вещество, аналоги, прекурсоры, технические средства таможенного контроля, контролируемая поставка. Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков в России и в мире, приобретают все большую актуальность, выходят на главный рубеж обеспечения национальной безопасности. Распространение наркотических средств и психотропных веществ создает реальную угрозу здоровью населения, экономическому потенциалу страны, негативно влияет на демографическую ситуацию, способствует снижению культурных и нравственных ценностей в обществе. В условиях продолжающейся интеграции российской экономики в международное экономическое пространство возрастает роль и значение таможенной службы как инструмента повышения эффективности внешнеторговой деятельности государства, а также укрепления законности и правопорядка в этой сфере. Наибольшая опасность незаконных поставок наркотиков на территорию Российской Федерации исходит значительным от финансовым организованных потенциалом, преступных сообществ, коррумпированными обладающих связями. Нередко средства, полученные в результате реализации наркотических средств, идут на финансирование терроризма, экстремизма и других видов преступной деятельности. Объектом данного преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие порядок таможенной идентификации наркопредметов, ввозимых на территорию РФ. Факультативным объектом преступления могут выступать общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность жизни и здоровья лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль. Предметом преступления являются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, наркотикосодержащие растения либо их отдельные части, инструменты или оборудование, находящееся под специальным контролем, используемое для изготовления наркотиков. Незаконное перемещение наркотиков через таможенную или государственную границу РФ может осуществляться путем: – незаконного ввоза или вывоза наркопредметов через таможенную или государственную границу РФ; – недостоверного декларирования либо недекларирования таких веществ; – предоставления недостоверных сведений о перевозимых товарах (с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации); – сокрытия перевозимого товара или придания ему другого вида (используя тайники и различные способы, затрудняющие обнаружение наркотиков правоохранительными органами) и т.д. [6. С.19] Субъективная сторона контрабанды наркотиков характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления – общий (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста). Квалифицирующие признаки, предусмотренные частями 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ, устанавливают ответственность за совершение контрабанды наркотиков в крупном размере, а также организованной группой с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, совершение преступления в особо крупном размере. [1. С.148] Ч. 3 ст. 229.1 УК РФ предлагается дополнить таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления с целью последующего сбыта наркотиков. Такая мера позволит более успешно бороться с организованным наркобизнесом и выявлять всю цепочку лиц, задействованных в незаконных операциях с наркотическими средствами и психотропными веществами. В то же время, предлагается предусмотреть в части 1 ст. 229.1 УК РФ ответственность за совершение преступления без цели сбыта. К причинам и условиям контрабанды наркотических средств (психотропных веществ) относятся: 1. Сверхдоходы и сверхприбыль, получаемые преступными сообществами в результате реализации наркотиков. 2. Геополитические и географические детерминанты указывают на расположение России в центре Евразийского континента, что создает в сочетании с прозрачностью ее границ стимул к ввозу (транзиту через ее таможенную территорию) наркотиков из государств ближнего (Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и дальнего зарубежья (Афганистан, Колумбия, Голландия, Китай, Индия и др.). 3. Несовершенство таможенного законодательства и его правоприменительных процедур также может выступать одним из факторов, обуславливающих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ; большое количество источников таможенного права, законодательство, частое внесение недостаточная изменений эффективность и дополнений административных в российское регламентов (процедуры принятия решений должностными лицами, наделенными полномочиями в сфере таможенного регулирования). 4. Встречаются случаи коррумпированности работников таможенных, пограничных и иных правоохранительных органов, материально заинтересованных в незаконном провозе предметов и веществ через границу Российской Федерации. Такие сотрудники также могут способствовать созданию фиктивных таможенных терминалов, подделки таможенных документов, уничтожению вещественных доказательств, необоснованному прекращению административного или уголовного расследования. 5. Недостаточное взаимодействие российских таможенных (пограничных) органов с зарубежными правоохранительными структурами по проблеме профилактики контрабанды и иных правонарушений. Как правило, взаимодействие таких органов не носит системного характера и не основывается на взаимном интересе, несмотря на наличие достаточно развитой нормативно-правовой базы к такому сотрудничеству. К мерам предупреждения, выявления и пресечения преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, относятся: – создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации от незаконного ввоза наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ из ближнего и дальнего зарубежья; – совершенствование мер по эффективности таможенного контроля, повышение технической оснащенности таможенных и пограничных органов; – ликвидация подпольных нарколабораторий (инфраструктуры незаконного производства, транспортировки, сбыта наркотиков) на территории РФ; – выявление признаков и пресечение деятельности транснациональных преступных организаций, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков; – своевременное обнаружение и распознание новых видов психоактивных веществ (ПАВ) с последующим отнесением их к наркотическим средствам либо психотропным веществам; – совершенствование международного сотрудничества, проведение согласованных межгосударственных превентивных, следственных, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на перекрытие каналов незаконной поставки наркотиков; – реализация мер по повышению совершенствование форм правоохранительных органов, эффективности межведомственного задействованных таможенного взаимодействия в противодействии со контроля, стороны наркотизации российского населения (МВД, ФСБ, СК, ФСКН, ФТС и др.); – проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление контрабанды наркотиков (например, контролируемая поставка), а также использование возможностей служебных собак для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ. Одним из определяющих неотъемлемых элементов в повседневной работе сотрудников таможенных органов при выявлении незаконного перемещения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ является применение ими технических средств таможенного контроля (ТСТК), без которых в настоящее время уже невозможно обеспечить своевременность и высокую эффективность таможенного контроля. Результативность контроля достигается комплексным применением технических средств на конкретном участке таможенного контроля. Технические средства идентификации наркотических средств психотропных значительное место в ряду средств ТСТК. и сильнодействующих веществ занимают В настоящее время для предварительного выявления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ сотрудники ФТС России используют различные тесты ампульного исполнения, такой как, набор химических тестов «Наркотест» и аэрозольного исполнения «Cannabispray», «Hero-Sol» и «COCA-Test». [7. С. 50-51] Наборы химических тестов позволяют достаточно эффективно проводить обнаружение и диагностику наркотиков, однако, учитывая недостаточную избирательность цветных реакций, следует помнить, что их использование представляет собой лишь предварительное исследование. Для однозначного ответа о принадлежности исследуемого объекта к наркотическим средствам после положительного срабатывания экспресс-теста сотрудники ОБКН направляют объект на экспертное исследование, которое проводится в стационарных лабораторных условиях. Стоит также отметить, что в целях пресечения незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления лиц, участвующих в таком перемещении, пограничные таможни в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными правоохранительными органами иностранных государств либо на основе международных договоров Российской Федерации используют метод контролируемой поставки, то есть допускают под своим контролем ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее таможенную территорию наркотических средств и психотропных веществ. Контролируемой поставкой наркотических средств, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных наркотических средств. Различают два вида контролируемой поставки: а) контролируемую поставку предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (наркотики, оружие), проводимую на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность; б) контролируемую поставку предметов, веществ и продукции, в отношении оборота которых запрета или ограничения не имеется. Относительно порядка проведения контролируемой поставки таких предметов, веществ и продукции в Федеральном законе "Об оперативно - розыскной деятельности" никакого указания не содержится, в связи, с чем можно сделать вывод, что для проведения подобного ОРМ утверждение постановления руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, не требуется. [8. С. 159-161] При обнаружении незаконного перемещения наркотиков и принятии решения о проведении контролируемой поставки сотрудники ОБКН пограничной таможни оперативно проводят первичные следственные действия (фото - и видеосъемку, снятие следов пальцев рук, уточняют отправителя и адресат). Иногда изымают или подменяют наркотик, но в любом случае придают упаковке первоначальный вид. При проведении любого вида контролируемой поставки особое внимание сотрудники ОБКН обращают на предотвращение утечки информации. [7. С. 90-92] В заключении стоит отметить, что борьба с наркобизнесом и с контрабандой наркотиков в частности в современных условиях становится в ранг приоритетных направлений государственной политики, главным орудием которой по-прежнему остается система правоохранительных органов Российской Федерации, наделенных соответствующими правами и силовыми возможностями, при этом только консолидированная система правоохранительных органов может сегодня реально противостоять мощной структуре международной контрабанды наркотиков, являющейся одним из звеньев общей цепи национальных угроз. Правовая программа сотрудничества с правоохранительными органами других стран в данной области должна быть направлена на уменьшение объема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, проведение профилактических медицинских и административных мероприятий, на совершенствование международноправовых норм, форм и направлений взаимодействия и усиление борьбы с нелегальным производством и оборотом наркотиков. Список использованных источников 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями). 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изменениями и дополнениями). 3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17). 4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями). 5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). 6. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств в Российской Федерации. Региональные различия / Под ред. О.А. Евлановой. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 304 с. 7. Кромова А.Я. Контрабанда наркотиков (статья 229.1 УК РФ): монография / Под ред. С.М. Кочои. – М.: Проспект, 2014. – 136 с. 8. Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 124 с.

- у работы пока нет рецензий -