Радиопередачи для детей. Архивы Гостелерадиофонда. Юридическое лицо – обладатель первоначальных авто

Детское радиовещание и, в особенности, детский радиотеатр – тема незаслуженно забытая. Последние исследования в этой области датируются концом ХХ века (в частности, научные труды И. А. Руденко, А. А. Шереля). Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования СССР, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей. Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радио для детей – Детское радио, - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир. Гостелерадиофонд содержит все радиопрограммы, записанные в СССР (тогда обязательной была сдача копий передач в базу). Интересно, возможно ли воспользоваться материалами, которые хранятся в архивах. В данной работе мы выясним, как много архивных радиоматериалов, рассчитанных на детскую аудиторию, хранится сегодня в архивах Гостелерадиофонда. Также мы проведем исследование, которое покажет, имеют ли авторские права создатели радиопередач, которые впервые вышли в эфир Гостелерадио до 1991 года. Первой частью нашего исследования станет краткая история радиовещания для детей с 1925 года по 2014 год. Это нужно для того, чтобы понять, насколько богатым должен быть архив Гостелерадиофонда, который в радиопередачах для детей используется сегодня крайне редко.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5487fd62f2ad471e773c6eb7
UUID: dfefb9c0-6280-0137-6e18-525400006e27
Опубликовано: 10.12.2014 07:59
Просмотры: 3463

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникации Исследование на тему: «Радиопередачи для детей. Архивы Гостелерадиофонда. Юридическое лицо – обладатель первоначальных авторских прав» Выполнила: Еркушова С. Ю., 5 курс д/о, 514 гр. Преподаватель: к. филол. н., доцент И. И. Засурский МОСКВА 2014 Введение Детское радиовещание и, в особенности, детский радиотеатр – тема незаслуженно забытая. Последние исследования в этой области датируются концом ХХ века (в частности, научные труды И. А. Руденко, А. А. Шереля). Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования СССР, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей. Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радио для детей – Детское радио, - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир. Гостелерадиофонд содержит все радиопрограммы, записанные в СССР (тогда обязательной была сдача копий передач в базу). Интересно, возможно ли воспользоваться материалами, которые хранятся в архивах. В данной работе мы выясним, как много архивных радиоматериалов, рассчитанных на детскую аудиторию, хранится сегодня в архивах Гостелерадиофонда. Также мы проведем исследование, которое покажет, имеют ли авторские права создатели радиопередач, которые впервые вышли в эфир Гостелерадио до 1991 года. Первой частью нашего исследования станет краткая история радиовещания для детей с 1925 года по 2014 год. Это нужно для того, чтобы понять, насколько богатым должен быть архив Гостелерадиофонда, который в радиопередачах для детей используется сегодня крайне редко. 2 1. Краткая история детского радиовещания. 1925 г. – журналы «Радиопионер» и «Радиооктябренок». 1929 г. – были открыты еще четыре радиожурнала, нацеленные как на сельских, так и на городских маленьких жителей. 1 октября 1934 г. - выход передачи «Утренняя зорька» (позднее – «Пионерская зорька»). Выходила она на первой программе Всесоюзного радио ежедневно в 7:40 утра, а по воскресеньям – в 10:05, ее хронометраж – 20 мин. В выпусках радиогазеты «Пионерская зорька» слушателям рассказывали о главных стройках, лучших достижениях в науке и технике и о жизни советских школьников. Именно «Пионерская зорька» создала конкурс «Юнкоры – рыцари пера», в котором мог принять участие любой ребенок. Очерки, стихи, рассказы – все это приходило в редакцию «Зорьки» в огромных количествах. 1930-е гг. – время, связанное с именем режиссера Розы Марковны Иоффе. Первые передача Р. Иоффе были сделаны для дошкольников – это «Маша-растеряша», «Горошина» и игра «Петрушкина почта». Все эти передачи вышли до войны. Весна 1944 г. – ежемесячная игра-загадка «Угадай-ка», автор Сергей Богомазов. «Казалось бы, герои передачи обращались к своим слушателям с одним и тем же: «отгадайте загадку». Однако ни одна передача не была похожа на другую, они отличались содержанием тех разговоров, которые любимые герои вели с детьми… На каждый выпуск передачи дети присылали письма. Не десятками, не сотнями, а десятками тысяч… Самые интересные письма… он (Сергей Богомазов – прим. автора) включал в последующие выпуски»1. Август 1945 г. – еженедельная программа «Внимание, на старт!». Просуществовала почти 40 лет. Ведущие рассказывали слушателям об известных спортсменах, звали их в студию, где чемпионы рассказывали, как они били рекорды и с чего начинали свою спортивную карьеру. 31 декабря 1945 г. – первый выпуск детского географического журнала «Клуб знаменитых капитанов». В нем персонажи детских литературных произведений рассказывают об открытиях. Авторы передачи – В. Крепс и К. Минц. Октябрь 1946 г. – ежемесячный литературный радиожурнал «Невидимка». В программе рассказывали о новинках литературы. Передача была направлена на углубление школьных знаний в области литературы и литературоведения. Помогали в этом ребятам Л. Кассиль, В. Инбер, В. Каверин, С. Михалков, К. Паустовский. 1 Вартанова В. Угадай-ка, угадай-ка – интересная игра! Электронный ресурс: URL: www.tvmuseum.ru. Дата обращения: 20.11.2014. 3 Декабрь 1947 г. – появление образовательной передачи «Радиоклуб юных географов». Разные ученые – географы, биологи, зоологи, - а также моряки и даже летчики рассказывали своим слушателям о том, как проходят настоящие экспедиции, как совершаются открытия и что значит «написать научную работу». Апрель 1948 г. - передача «Музыкальная шкатулка», где каждый желающий мог передать приветы всем, кому только захочет. 1949 г. - Р. Иоффе был создан легендарный спектакль по сказке А. Н. Толстого «Буратино». Имя этого режиссера тесно связано с историей детского радиотеатра. Легендарным он стал не только благодаря замечательному сценарию и исполнению – в этой программе Р. Иоффе впервые использовала прием, который позволил создавать «сказочные» голоса. Она записала голос единственного актера сказки – Н. Литвинова – на медленно движущуюся пленку и затем пускала ее с нормальной, повышенной или пониженной скоростью. Так Буратино и другие герои сказки, которых также озвучивал Литвинов, обрели свои волшебные и абсолютно разные голоса. «Из художественного вещания прием «буратино» достаточно быстро перешел в арсенал средств журналиста», читаем мы в книге «Радиожурналистика»2. Кроме «Буратино», Р. Иоффе было поставлено множество спектаклей для детей и взрослых. Детский радиоспектакль «Хозяйка медной горы» был составлен режиссером из четырех переделанных сказок П. Бажова: «Медной горы хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Каменный цветок» и «Горный мастер». «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»3. Сама режиссер говорила так: «Слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»4. Всего под руководством Р. Иоффе было поставлено около 200 радиоспектаклей, среди которых «Оле Лукойе», «Нос», «Каштанка», «Ванина Ванини». Музыка и звуки, шумы – вот основные составляющие любого радиоспектакля, поставленного Р. Иоффе5. С помощью шумов она переносила слушателя из одной эпохи в другую, давала возможность отправиться в лес или услышать, как бьется о скалы море. «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»6. Март 1954 г. - цикл научно-популярных передач для юношества «Мир, в котором мы живем». Цикл включал в себя четыре раздела: «В мире невидимого», «Вселенная и 2 Радиожурналистика : учебник / под ред. А. А. Шереля. – 3-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. – 480 с. – (Классический университетский учебник). – С. 158. 3 Шерель А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. / М. : Прогресс-Традиция, 2004. – 576 с. – С. 509. 4 Там же. С. 509. 5 Там же. – С. 505. 6 Там же. С. 507. 4 атом», «Руками человечества», «В мире миров». И в каждом разделе ребята слушали занимательные и полезные очерки и беседы7. Апрель 1958 г. – географическая радиоигра «Путешествие по любимой Родине». Декабрь 1963 г. - просветительско-воспитательная передача – «КОАПП» (Комитет Охраны Авторских Прав Природы). В форме радиоигры в течение сорока минут ведущие разговаривали на злободневные темы. Вот только ведущими были не люди, а животные. Председатель КОАППа – Кашалот – собирал вокруг себя помощников: Рака, ПтицуСекретаря, Гепарда, Сову. Вместе они садились на Большой Поляне на берегу Лесного Озера и обсуждали все, что происходит в их лесу – для детей это были забавные факты их мира животных. Передача была детской, но политический контекст в ней иногда читался. Апрель 1970 г. – познавательная программа о литературе «В стране Литературии» (позднее выходила под названием «Путешествие в страну литературных героев»). В форме радиопьесы постоянные герои передачи – профессор литературы Архип Архипович и школьник Гена – вместе со слушателями и, зачастую, с Шерлоком Холмсом и доктором Уотсоном распутывали странные истории, связанные с разными произведениями литературы. 1972 г. – программа «Радионяня». Слова из музыкальной заставки этой передачи – «Радионяня, радионяня, есть такая передача» - помнит несколько поколений детей. В передачу приглашали известных писателей-сатириков. 1976 г. – 14 радиопостановок. Это и инсценировка повести Алексина «Мой брат играет на кларнете» («Из дневника девчонки»), и «Венский вальс» по одноименной повести Анчарова, и постановка повести Астафьева «Перевал», и композиция «Пушкин мой всегда жив», построенная на стихах и письмах поэта и воспоминаниях современников. 90-е гг. – литературно-драматические программы почти исчезли из эфира. Радиостанции перешли на вещание «по четвертям» и отказались от хронометража более часа, который необходим для передачи радиоспектаклей, сократилось. А. А. Шерель отмечает, что «кое-кто из практиков радио пришел к выводу о неперспективности литературно-драматических программ и о «естественной» смерти этого направления вещания»8. Конец 90-х гг. – работники радио поняли свои ошибки и коммерческие радиостанции стали возобновлять работу над радиотеатром. Но в соответствии с графиком современных радиостанций многосерийные спектакли стали разделять на 7 Шерель А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. / М. : Прогресс-Традиция, 2004. – 576 с. – С. 86. 8 Там же. С. 303. 5 несколько десятков передач хронометражом 8-12 минут каждая. Затем станции постепенно вернулись к радиопроизведениям, которые были взяты, по большей части, из фондов детского радиотеатра советского периода. Например, станция «Эхо Москвы» совместно с Телерадиофондом заново подготовили передачи из циклов «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» и «Страна Литературия». Кроме радиостанции «Эхо Москвы» радиотеатром для детей занимается «Радио России». В эфире этой станции можно услышать семь передач, ориентированных на детскую аудиторию. Среди них «Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем», «Хочу все знать», «Как курица лапой». Но семи программ, безусловно, недостаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности детей в радиоспектаклях и информации в целом. 25 декабря 2007 г. – появление «Детского радио» - «единственной в России радиостанции, вещание которой целиком посвящено детям»9. Программа «В стране литературных героев», которая выходит в эфире радиостанции - это модернизированная версия советской передачи, о которой мы говорили ранее. Но последний ее выпуск вышел довольно давно - в сентябре 2012 года. Кроме этой, в эфир радиостанции выходит множество передач с похожими названиями («В гостях у сказки», «Маленькие истории», «Короткие сказки»), которые транслируют сказки, однако радиоспектаклей, рассчитанных на старших детей, не хватает. Как не хватает и научно-популярных программ. 9 Информация официального сайта «Детского радио». Электронный ресурс: URL: http://www.deti.fm/about/dr/. Дата обращения: 20.11.2014. 6 2. Авторские права создателей материалов. В Гостелерадиофонде хранятся материалы, сделанные по заказу Гостелерадио СССР. Гостелерадиофонд является правообладателем аудио- и аудиовизуальных произведений, созданных Гостелерадио СССР или по заказу до 1993 года. «Основной целью деятельности Гостелерадиофонда является обеспечение возможности использования в соответствии с законодательством Российской Федерации копий находящихся в федеральной собственности законченных производством и прошедших в аудиовизуальных эфир телерадиопрограмм, произведений (за передач, исключением фонограмм, кинофильмов) а также иных физическими и юридическими лицами, в том числе телерадиовещательными и телерадиопроизводящими организациями, а также ознакомления с указанной телерадиопродукцией путем просмотра и/или прослушивания»10. Как мы выяснили, исключительные авторские права на произведения, созданные до 1993 года (а именно до этого времени были созданы произведения, вошедшие в «золотой фонд» радиопрограмм для детей), принадлежат Российской Федерации. Гостелерадиофонд лишь «осуществляет исключительные права Российской Федерации» 11. Лишь несколько категорий произведений могут принадлежать юридическим, а не физическим лицам. Одна из них – так называемые «старые» произведения, или произведения, созданные до 3 августа 1993 года. «Законодательство, действующее с 3 августа 1992 года не предусматривает возникновения первоначальных авторских прав у юридических лиц. (С 3 августа 1992 г. в России стали применяться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., где нет норм о закреплении авторских прав за юридическими лицами)»12. Однако новое законодательство не изменяет прежнего: «старые» произведения продолжают охраняться, а их авторами по-прежнему считаются те же юридические лица, что и ранее. Собственно, авторские права передавались Гостелерадио согласно нормам общесоюзного законодательства либо нормам ГК РСФСР 1964, который вступил в силу 1 октября 1964 года. «До этого, с 1 мая 1962 г., действовали Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., а с 17 июля 1928 г. – общесоюзный закон «Основы авторского права» (дополнен российским законом «Об авторском праве» 1928 г., вступившим в силу с 1 января 1929 г.)» 13. Все эти акты, как ни странно, и сегодня имеют практическое значение. 10 Электронный ресурс. URL: http://www.gtrf-ra.ru/. Дата обращения: 22.11.2014. 11 Гаврилов Э. П. Юридические лица – авторы произведений. Часть I. Электронный ресурс. URL: http://www.rbis.su/article.php?article=528. Дата обращения: 22.11.2014. 12 Там же. 13 Там же. 7 Какие статьи законодательных документов определяли юридическую принадлежность авторских прав? Ст. 484 ГК РСФСР 1964 г. «Авторское право юридических лиц» гласит: «За юридическими лицами авторское право признается в случаях и пределах, установленных законодательством Союза ССР и настоящим Кодексом»14. В 1974 году, в связи со вступлением СССР во Всемирную конвенцию об авторском праве, в статье появилась еще одна фраза: «Эти положения не распространяются на приобретение юридическими лицами авторских прав по договору»15. Кроме того, о принадлежности авторских прав сообщает и другая статья. Статья 486. «Авторское право на кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи» говорит о том, что «Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежит передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, - их авторам». ГК РСФСР предусматривал и пределы действия этих прав юридических лиц. Ст. 498 устанавливала: «Авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации – к государству»16. Если Гостелерадио транслировало, например, радиоспектакль, поставленный по сказке «Мойдодыр» К. И. Чуковского, то автор текста сохранял свои авторские права и отчисления ему от Гостелерадио выплачивались. Однако режиссер-постановщик получал выплату лишь один раз – в момент передачи готового произведения в архивы Гостелерадио. Он получал зарплату за проделанную работу, однако никаких авторских прав за собой не сохранял. Такую практику можно объяснить: Гостелерадио полностью оплачивало производство радиопрограммы, включая заработную плату автору, следовательно, имело полное право распоряжаться полученным материалом. Сегодняшнее законодательство предполагает, что юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором. Например, если, автор создал произведение в порядке выполнения служебного задания. Другой вариант: авторское право может перейти к юридическому лицу по завещанию автора. Во всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского права. 14 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.91 № 2211-I (ред. от 03.03.93). Электронный ресурс. URL: http://docs.procspb.ru/content/base/218?print=1 Дата обращения: 22.11.2014. 15 Указ ПВС РСФСР от 1 марта 1974 г. - Ведомости ВС РСФСР, 1974, N 10, ст. 286. Гражданский кодекс РСФСР (ГК РСФСР), Извлечение. Принят Верховным Советом РСФСР 11.06.1964 (в настоящее время утратил силу). Электронный ресурс. URL: http://www.copyright.ru/ru/library/zakonodatelstvo/gk_rf_obschee_zakonodatel/grazhdanskii_kodeks_rsfsr/ Дата обращения: 22.11.2014. 16 8 Первоначально оно возникает на стороне автора, но переходит к юридическому лицу по указанным в законе основаниям. Нынешнее законодательство также заботится о так называемых «старых» произведениях. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", вступивших в силу 8 августа 2004 года, «Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах", прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, со дня создания произведения»17. При ее толковании следует учитывать наличие в п. 3 ст. 2 данного федерального закона следующей нормы: «Сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются во всех случаях, если пятидесятилетний срок действия авторского права [который предусматривался ранее действовавшим законодательством] не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона»18. Согласно этой норме срок авторского права был продлен, только если произведение было впервые опубликовано (создано) в 1954г или позже. Юридическому лицу сегодня принадлежат все имущественные авторские права, предусмотренные в ст. 16 Закона. Более того, за юридическим лицом закреплены и личные неимущественные права (ст. 15 Закона). Проанализировав данные, мы приходим к следующему выводу: произведения, созданные Гостелерадио или по его заказу в 1954 году и позже принадлежат Российской Федерации, а Гостелерадиофонд осуществляет исключительные права Российской Федерации, передавая в пользование архивные материалы. Произведения, вышедшие в эфир (созданные) до 1954 года, считаются достоянием общественности и могут использоваться свободно. Пользование материалами Гостелерадиофонда может быть как коммерческим, так и некоммерческим. Деньги, полученные от пользователя архивных материалов, идут в бюджет РФ через бюджет Гостелерадио. Авторы аудиоматериалов никаких отчислений от фонда не получают, потому что никаких исключительных авторских прав на произведение не имеют: его они передали Гостелерадио вместе с передачей готового материала. Авторы текстов и музыки, использованных в аудиоматериале, обладают авторскими произведениями на свои произведения. 17 Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ. Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/2004/07/28/piraty-doc.html. Дата обращения: 23.11.2014. 18 Там же. 9 3. Архивы детских радиопередач Гостелерадиофонда. Чтобы выяснить, что же хранится в архивах, мы обратились к официальному сайту Гостелерадиофонда19. Там есть раздел «поиск по радиофонду ГТРФ». Параметры поиска позволили нам выделить отдельно от других материалов именно детские радиопрограммы. Мы выяснили, что на данный момент количество радиопрограмм для детей в архивах Гостелерадиофонда составляет 4530 единиц. Из них огромное количество передач не выходило в эфир в период с 1991 года по наше время. Среди передач есть как цикловые передачи, относящиеся к журналистике для детей, так и художественные передачи, относящиеся к радиотеатру (см. ч. 1 данной работы). Самые разные жанры радиопередач для детей представлены в Архиве. Кроме того, ориентируются материалы на разный возраст слушателей. Есть и литературное чтение сказок для самых маленьких (Л. Н. Толстой, «Мальчик с пальчик», «Липунюшка», «Мужик и водяной»), и радиопостановки для детей старшего возраста («Звездный мальчик» по О. Уайльду, «Детство» Л. Н. Толстого). На сайте Гостелерадиофонда можно найти всю интересующую информацию радиопередач: номер произведения в архиве, автора текста, название, жанр, имена исполнителей, хронометраж, год записи и даже аннотацию (см. примеры в Приложении 1). Удобный поиск позволит выяснить, было ли в эфире произведение, которое вам нужно. Кроме того, Гостелерадиофонд предоставляет возможность заказать необходимое произведение для самых разных целей, как коммерческих, так и некоммерческих. Например, если вы собираетесь использовать фондовые материалы для личной коллекции или для некоммерческих заведений (школы, музеи и т. д.) и если вы не планируете получать доход от проводимых мероприятий, то заплатить придется только за перепись архивных радиопрограмм на носитель. Для того, чтобы Гостелерадиофонд разрешил использовать в эфире или в иных целях произведения, хранящиеся в архиве, необходимо выслать данные заказчика и заказываемого материала на электронную почту. Необходимые данные20. 1. Информация о заказчике (реквизиты, вебсайт, контактные данные уполномоченных лиц) 19 Информация о Гостелерадиофонде. Электронный источник. URL: http://www.gtrf-ra.ru/ru/site/. Дата обращения: 29.11.2014. 20 Информация с официального сайта Гостелерадиофонда. Электронный источник. URL: http://www.gtrfra.ru/ru/site/1345.html. Дата обращения: 29.11.2014. 10 2. Способ использования (тиражирование / вещание - эфир, кабель, спутник / интернет - просмотр, скачивание / другое) 3. Вид запрашиваемой лицензии (исключительная / неисключительная) 4. Предполагаемый носитель (CD (CD-audio, MP3), DVD, Betacam, flash,... другое) 5. Перечень запрашиваемых Фондовых Материалов (описание, хронометраж - по позициям и общий / запрашиваемый тираж, если применимо) 6. Территория распространения 7. Запрашиваемый срок лицензии К сожалению, параметры поиска сайта Гостелерадио не подразумевают поиска информации о выходах материала в эфир. На наш взгляд, перечислять произведения, которые составляют «золотой фонд радиовещания для детей», бессмысленно. История радио подтверждает то, что таких произведений было создано немало. Гораздо более любопытно самим зайти на сайт Гостелерадиофонда и задавать в строку поиска разную известную информацию: автора, название произведения, год создания. Только так удастся понять, насколько богаты архивы, которыми сегодня почти никто не пользуется. Практически все произведения для детей, которые были написаны до 1970-х годов, найдутся в базе данных, готовые и не заслуженно забытые программными директорами радиостанций. 11 Заключение Сегодняшние технологии позволяют обновлять архивные материалы: улучшать их качество, переводить их в «цифру». Таким образом, звук эфира не будет испорчен некачественными записями. Архив Гостелерадиофонда хранит в себе огромное количество аудиоматериалов, предназначенных для детей. Их можно использовать в эфире, их можно включать в школах и музеях, их можно хранить для личного пользования. Процедура получения прав на произведения не слишком сложная. Так почему же тогда множество произведений радиоискусства сегодня не знакомо юным слушателям? Любая радиостанция, которая готовит материалы для детской аудитории, могла бы перемежать произведения современные с произведениями, созданными в СССР. Мы выяснили, что авторские права на произведения, созданные на Гостелерадио СССР или по заказу до 1993 года, принадлежат Российской Федерации. Гостелерадиофонд эти права лишь исполняет. Автор Гостелерадио же никаких прав на материалы не имеет: оплата работы над программой подразумевала отчуждение прав. Законодательство, во многом изменившееся хотя бы за последние два года, осталось неизменным в этом вопросе. Однако определенная категория так называемых «старых передач» является достоянием общественности и должна находиться в свободном доступе. Мы считаем, что тема радиовещания для детей сегодня должна стать одной из ведущих в обсуждении проблем радиовещания в целом. Сегодня власти возрождают систему образования и начинают задумываться о новых способах просвещения школьников и детей младшего возраста. Именно в этом может помочь архив Гостелерадиофонда. В нем можно найти материалы, которые помогут облегчить процесс обучения: сделать его не только полезным, но и приятным. 12 Библиографический список 1. Вартанова В. Угадай-ка, угадай-ка – интересная игра! Электронный ресурс: URL: www.tvmuseum.ru. Дата обращения: 20.11.2014. 2. Гаврилов Э. П. Юридические лица – авторы произведений. Часть I. Электронный ресурс. URL: http://www.rbis.su/article.php?article=528. Дата обращения: 22.11.2014. 3. Гражданский кодекс РСФСР (ГК РСФСР), Извлечение. Принят Верховным Советом РСФСР 11.06.1964 (в настоящее время утратил силу). Электронный ресурс. URL: http://www.copyright.ru/ru/library/zakonodatelstvo/gk_rf_obschee_zakonodatel/grazhdan skii_kodeks_rsfsr/ Дата обращения: 22.11.2014. 4. Информация о Гостелерадиофонде. Электронный источник. URL: http://www.gtrfra.ru/ru/site/. Дата обращения: 29.11.2014. 5. Информация официального сайта «Детского радио». Электронный ресурс: URL: http://www.deti.fm/about/dr/. Дата обращения: 20.11.2014. 6. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.91 № 2211-I (ред. от 03.03.93). Электронный ресурс. URL: http://docs.procspb.ru/content/base/218?print=1 Дата обращения: 22.11.2014. 7. Радиожурналистика : учебник / под ред. А. А. Шереля. – 3-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. – 480 с. – (Классический университетский учебник). – С. 158. 8. Указ ПВС РСФСР от 1 марта 1974 г. - Ведомости ВС РСФСР, 1974, N 10, ст. 286. 9. Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ. Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/2004/07/28/piraty-doc.html. Дата обращения: 23.11.2014. 10. Шерель А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. / М. : Прогресс-Традиция, 2004. – 576 с. 13 Приложение 1 12714236 Фонд Детский радиофонд Автор ТОЛСТОЙ Лев Название СКАЗКИ. произведения Жанр Аннотация - МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК /хр. 9.17/ История о маленьком, но очень ловком и хитром мальчике, который спас своих старших братьев от неминуемой гибели, а родителей от нищеты... ЛИПУНЮШКА /хр. 2.36/ Мал, да удал Липунюшка - сыночек старика со старухой! Появился он на свет им в помощь, да на радость. - МУЖИК И ВОДЯНОЙ /хр. 1.31/ Это история, в которой правда была вознаграждена, а жадность наказана. Исполнители Читает Орлов Дмитрий Хронометраж 00:15:00 Год записи 1947 ЗВЕЗДНЫЙ МАЛЬЧИК. Радиопостановка. По одноименной сказке Ном. 12714240 Фонд Детский радиофонд Автор УАЙЛЬД Оскар Название ЗВЕЗДНЫЙ МАЛЬЧИК. Радиопостановка. По одноименной произведения сказке Жанр Радиопостановка Аннотация Зимней студеной ночью Дровосек принес из леса младенца. Прошли годы... Мальчик вырос красивым, но жестокосердным, ведь больше всего на свете он любил себя... Исполнители Действующие лица и исполнители: Звездый мальчик - Бабанова Мария; Его мать - Князева Лидия; Его отец - Самойлов Евгений; Дровосек - Пирогов Леонид; Его жена - Лядова; Зверушки Чкуасели Н. и Юльская Юлия; Волшебник - Кубацкий Анатолий; 1-й солдат - Баташов Михаил; 2-й солдат - Пирогов Леонид. От автора - Царев Михаил. Оркестр п/у Пятигорского Леонида Хронометраж 00:38:20 Год записи 1950 14

- у работы пока нет рецензий -