Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Факультет журналистики Работа на тему: "Роль музеев в открытии доступа к национальному культурному наследию: современные тенденции" Предмет: Теории массовых коммуникаций Работу выполнила: Козлова Марина Андреевна, 509 группа Преподаватель: Иван Иванович Засурский Москва 2014 Оглавление I. ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 3 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ........................................................................................ 4 1. Определения ключевых понятий ................................................................. 4 2. Роль музеев в открытии доступа к национальному культурному наследию ............................................................................................................... 7 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 12 IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ... 13 2 I. ВВЕДЕНИЕ Вопросы сохранения и использования культурного наследия в последние десятилетия входят в топ-список задач государственного управления многих стран. Безусловно, это не означает, что в древние времена у людей не было таких приоритетных задач- историки относят начало собирания культурных ценностей еще ко времени завоевания Карфагена. И до сегодняшнего временного отрезка идет непрерывный процесс создания и накопления разнопланового культурного наследия, и вместе с тем создания коммуникации в контексте исторического пространства. Многовековые процессы привели к возникновению социокультурных институтов таких, как музеи, библиотеки и архивы. Сейчас есть тенденция к гармоничному объединению этих институтов для хранения и популяризации культурного наследия. Но, пожалуй, главным хранилищем наследия для многих людей был и остается музей. Именно с музеями мы ассоциативно связываем культурный досуг, возможность прикоснуться к прошлому. В информационную эпоху стало особенно важным, чтобы культурное наследие было доступно любому человеку будь то гражданин государства или иностранный житель, интересующийся культурой другой страны. Политика музея, как и государства в целом должна быть нацелена на создание комфортных условий к беспрепятственному распространению и приумножению культурных ценностей и знаний. В своем исследовании я хочу рассмотреть как современная социокультурная ситуация влияет на роль музеев в открытии доступа к национальному культурному наследию и генерацию новых знаний, идей, духовных ценностей. 3 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Определения ключевых понятий Для начала необходимо разобраться в том, что же из себя представляют два ключевых понятия- национальное культурное наследие и музей. Культурное наследие, безусловно, неразрывно связано с такими аспектами прошлого, которые представляют для людей ценность и с годами она не теряет своей значимости. Они могут выражаться в материальной форме (здания) или в нематериальных формах (различные виды искусства). Общепринятое определение дано в Конвенции ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия (1972), в которой Статья 1 классифицирует понятие культурного наследия по трем категориям: - памятники: архитектурные сооружения, работы монументальной скульптуры или живописи, элементы или структуры археологического происхождения, наскальная живопись, пещерные жилища, а также объекты, имеющие комбинацию данных черт и представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; - группы зданий (построек): группы отдельно стоящих или связанных между собой зданий, которые вследствие своей архитектуры, своей гомогенности (однородности) или своего места в ландшафте представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; - объекты: объекты, созданные человеком или комбинированные творения природы и человека, а также территории, включающие археологические объекты, которые имеют исключительную ценность с историче- 4 ской, архитектурной, этнологической или антропологической точки зрения.1 Это определение сформулировано более 30 лет назад и отражает, пожалуй, главные аспекты, но оно не является исчерпывающим для такого сложного и динамичного понятия, как культурное наследие. На мой взгляд, это понятие активно взаимодействует со средой, отражая меняющуюся во времени и пространстве информацию. Кроме того, наследие не просто является частью такой обширной системы как культура, но и является ее своеобразной "памятью" и лежит в основе информационных кодов, которые транслируют передачу информации в человеческой цивилизации. Данную точку зрения разделяет и М.Е.Кулешова: «наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям»2. О информационно-временном аспекте говорит также Д.С.Лихачев в проекте Декларации прав культуры, подразумевая под ним форму закрепления и трансляции совокупного духовного опыта человечества. Важно обратить внимание, что он выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки)3. 1 Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, 1972 [online], Метод доступа: http://www.unesco.org 2 Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. Сборник научных трудов. М.: Из-во РНИИ культурного и природного наследия, 1994. С. 41. 3 Декларация прав культуры (проект). СПб.: СПбГУП, 2000. С. 11. 5 Думаю, совершенно очевидно, что на данный момент культура стоит в основе развития информационного общества, а следовательно и культурное наследие. Поэтому все более возрастает его роль как одного из направлений в культурной политике, как на региональной, так и международной арене. Как этого добиться? Безусловно, доступ к наследию лежит во многом через музеи. «Музей – это некоммерческая, устойчивая во времени и открытая для публики институция, служащая интересам общества и его развитию, институция, которая приобретает, сохраняет, исследует, объединяет и выставляет материальные и нематериальные свидетельства о человеке и окружающей его среде с образовательной и развлекательной целью4». Данное определение утвердил «Международный совет музеев» (International Council of Museums – ICOM), а также сформулировал основные принципы музейной деятельности в своем «Этическом кодексе» (ICOM Code of Ethics for Museums) 2006 года. Это современное определение охватывает все стороны деятельности музея и наилучшим образом отражает изменения, которые он претерпел. Причины и результаты этого процесса Андреас Хьюссен (AndreasHuyssen) дополняет: «Изменение статуса музейного объекта повлекло то, что можно назвать уродливым словом «музеализация» всего. Консервирование и музеализация сейчас выражается, помимо всего прочего, «в повсеместном видеодокументировании, создании многочисленных дневниковых записей, электронных баз данных, все это больше не позволяет назвать музей обособленной институцией с четко определенными границами. Зато музей в 4 Glossary.ICOM Code of Ethics for Museums. – Paris.: ICOM, 2006. 6 этом широком смысле приобретает вид ключевой парадигмы всей современной деятельности в сфере культуры»5. 2. Роль музеев в открытии доступа к национальному культурному наследию Итак, художественный музей создавался как хранилище, архив сохранившихся форм культуры. Создатели позаботились о том, чтобы придать этому «складу» облик, достойный и соответствующий его содержимому. В XIX это было здание классических форм. В наше десятилетие музейное строительство, пожалуй, наиболее репрезентативно отражает все тенденции современной архитектуры – деконструктивизма6. Но поиски новых форм не надолго нас увели от классических зданий и осознания их ценности. Сейчас особо развивается тенденция реставрации исторического и культурного наследия: дворцы, усадьбы, замки. Решение разместить в данных зданиях музей становится мощным стимулом к развитию территории, и музей в этом случае выступает катализатором к воссозданию исторического облика и наследия. Архитектурная составляющая – контейнер не менее важен, чем его содержание, они не мыслимы друг без друга. Содержимое музея и его оболочка составляют одно целое, единую продуманную среду, особый универсум, даже если классическая оболочка контрастирует с экспонированным современным искусством внутри. Такая концепция лишь подчеркивает смену эпох, развитие культуры и уважение к прошлому. 5 Huyssen A. Twilight Memories: Marking Time in a Culture of Amnesia. New York: Routledge, 1995. P. 12. 6 Деконструктивизм — это одно из направлений в современной архитектуре, которое основано на использовании в строительной практике идей и мыслей известного французского мыслителя и теоретика литературы Жака Деррида. Для деконструктивизма характерны нарочито разрушенные и изломанные формы, визуальная усложненность и акцентированное вторжение в городскую среду. Портал http://architecting.ru/modern/dekonstruktivizm/ 7 Кроме того, следует не забывать про то, что внешний облик музея влияет на городскую среду и может стать его визитной карточкой. Так, в свое время стал знаковым для Санкт-Петербурга Государственный Эрмитаж, а Музей современного искусства на Манхеттене для Нью-Йорка. Вообще инновационный подход к роли музеев, который начался в 90х, не просто привел к трансформации музеев в формат entertainment, но расширил возможности распространения и доступа к культурному наследию. В течение ХХ века получил широкое развитие новый тип музея – музей под открытым небом. Суть этого отличительного формата заключается в том, что экспозиция выставляется вне помещений. Такая пространственная активность, преодолевающая границы и рамки, гармонично сочетается с социальной экспансией и углублением понятия культурного наследия, делая его важным ресурсом для развития района, региона или даже города. В качестве примера я хотела бы привести Парк искусств Музеон- "это крупнейший в Москве музей скульптуры под открытым небом, уникальный по составу и разнообразию, территория которого используется для круглогодичного экспонирования"7. Так, прогуливаясь по парку или даже занимаясь активным видом отдыха, каждый становится сопричастным к этой уникальная коллекция, представляющей историческую и художественную ценность. За последнее время в культурологической мысли явно прослеживается тенденция к новым возможностям географического пространства. Пространственно-временные взаимоотношения поменялись местами, Сейчас активные изменения начинают проявляться и в деятельности музеевзаповедников, а также литературно-мемориальных усадеб. В центре таких культурных институций выступает уникальная личность, на которой сфокусирована вся культурологическая концепция. 7 Так, в музее "Ясная http://www.muzeon.ru/pages/museum 8 Поляна" всесторонне освящен образ писателя при полном взаимодействии с территориальном ресурсом. Такая концепция способствует углубленному знакомству с жизнью и творчеством писателя. Иногда даже целые города выстраиваются вокруг одной исторически значимой личности и образуют нечто вроде комплексной культурной карты. В качестве примера можно взять город Веймар, в котором находится более ста памятных мест, в том числе и дом-музеев, о творчестве писателя Гете. Все это в целом ведет к активному развитию туризма и инфраструктуры. На сегодняшний момент, лично в нашей стране, туристов привлекают не кино и театр из-за языкового барьера, а наше культурное наследие: архитектурные ансамбли, коллекции искусства. Рост туристической активности в России пришелся на конец 90-х и дал толчок к развитию отечественных музеев- многие стали разрабатывать собственные бюро путешествий и экскурсий, что по сути стало началом нового этапа для музейной деятельности, когда культурные институции начинают сами контролировать доходы в этой сфере, минуя туристические фирмы. Современные проекты по развитию туризма при взаимодействии с музеями выглядят нестандартно. Но музеи не должны бояться на первый взгляд рискованных и нестандартных проектов. Как показывает практика МВО Манежа это ведет только к успеху. В качестве примера возьмем их проект ТурКультур (2013 год)– "это первая система самокатных маршрутов, которая связывает Манеж с другими знаковыми историческими местами и музеями центра столицы. Это быстрый, полезный и бесплатный способ добраться от Центрального Манежа до музеев-партнеров проекта: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, Московского музея современного 9 искусства, Государственной галереи на Солянке, галереи «Триумф», Фонда культуры «Екатерина»"8. Таким образом, Это первый в мире межмузейный прокат самокатов Было задействовано 10 музеев Создано 10 маршрутов В итоге, к концу проекта прибавилось еще 10 музеев, многие из которых сами проявляли инициативу поучаствовать в этой идее. За два месяца самокатных экскурсий, которые пользовались популярностью стало ясно, что это прекрасная возможность для популяризации искусства и удобный и мобильный способ доступа к культурному наследию. Еще одним их проектом МВО Манежа в 2013 году стал- MoscowPass. Это коммерческая система обработки туристического трафика, которая комплексно берет на себя всю работу по доставке туристу унифицированной скидочной карты, включая посещение ресторанов, магазинов и культурных достопримечательностей. Манеж стал лицом этого проекта, который по сути, если кратко, является комплексным пакетом для туриста. В этот же период начинается работа с Департаментом Туризма и Транспорта и Манеж становится частью эксперимента по разработке новой напольной навигации в метро. Данные проекты является доказательством того, что культурное наследие играет значимую роль, экономическом развитии, поэтому не только его в социальном, но и сохранение должно стать неотъемлемой частью программ социокультурного развития. Закончить свое исследование я бы хотела, пожалуй, самой ключевой тенденцией в расширении доступа к культурному наследию, на которую повлиял рост межмузейного информационного пространства. Сейчас музеи 8 Портал http://www.museum.ru/N50379 10 во всем мире преодолели свою "замкнутость" и наладили диалог с аудиторией в Сети, там, где в большинстве случаев и происходит первое знакомство. Многие сайты построены на принципах интерактивности и динамичного информирования последними обновлениями: 3D-экскурсии, мобильные гиды-приложения, кроме того практически все музеи сейчас интегрируют свой портал с социальными сетями (Facebook, Вконтакте, Twitter и YouTube). На портале Музеев Московского Кремля, к примеру, регулярно размещаются видеоролики про каждую экспозицию, многие лекционные выступления выкладываются на YouTube, а также создан «Виртуальный университет» для расширения аудитории. Конечно же, развитие виртуальных музеев породило тревогу о том, что реально существующие музеи потеряют свою силу как актуального культурного института. Однако, я считаю, что специфическая природа музеев, проверенная эпохами, не дает оснований для такого пессимизма. Развитие виртуальных музеев необходимо и очевидно, но это никогда не сравнится с живой встречей с подлинным шедевром. Это лишь дополнение к музею и очень полезное, так как благодаря технологиям мультимедиа стало возможным не только сохранять культурное наследие, множество из которых разрушается временем и деятельностью людей, но и способствовать его доступности и межкультурной коммуникации. Если продолжить тему информационного развития, то не следует забывать и про телевидение, которое по охвату, а в нашей стране это точно, гораздо шире, чем Интернет. Тут на помощь музеям, как главным источникам культурного наследия, помогают специально подготовленные программы под музеи, к примеру такое уже давно практикуется с успехом во Франции про Лувр. 11 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В условиях стремительного развития информационного общества и современных тенденций в сфере культуры, мы должны не забывать, что у музея есть одно неоспоримое преимущества- это истинные культурные ценности, которые мы можем увидеть воочию. Особенно важным это становится в настоящий момент, когда культурные явления все чаще теряют функцию культурного богатства, а у молодого поколения появилась проблема с самоидентификацией. Вот, почему важно не забывать о том, что историческое наследие – это общенациональное достояние, бережно сохраненное нашими предками не только для нашего поколения, но и для будущего. И чтобы это будущее наступило, музеям нужно достойно конкурировать с массовой культурой за свободное время посетителей. Для этого необходимо наладить эффективные коммуникации, а также совместить традиционное содержание и инновационные технологии- вот основа процветания и укрепления музеев в их роли доступа к национальному культурному наследию. 12 IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 1. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, 1972 [on-line], доступ: http://www.unesco.org 2. Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. Сборник научных трудов. М.: Из-во РНИИ культурного и природного наследия, 1994. 3. Декларация прав культуры (проект). СПб.: СПбГУП, 2000. 4. Glossary.ICOM Code of Ethics for Museums. – Paris.: ICOM, 2006. 5. Huyssen A. Twilight Memories: Marking Time in a Culture of Amnesia. New York: Routledge, 1995. 6. Определение деконструктивизма [on-line], доступ: http://architecting.ru/modern/dekonstruktivizm/ 7. Сайт парка Музеон [on-line], доступ: http://www.muzeon.ru/pages/museum 8. Новости музеев [on-line], доступ: http://www.museum.ru/N50379 13
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв