Сектор "Приз" не на барабане

Феномен капитал-шоу "Поле чудес" К сожалению, pdf-версия получилась немного не такой, как выглядит проект на самом деле. http://project8287.tilda.ws/ - полноценный проект.

Тип публикации: Исследования

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5591c9cef2ad471e773c7023
UUID: e1d5e490-6280-0137-6ece-525400006e27
Опубликовано: 29.06.2015 22:42
Просмотры: 1256

Current View

Simple Article project8287.tilda.ws / феномен капитал-шоу "поле чудес" СЕКТОР ПРИЗ НЕ НА БАРАБАНЕ Аттракцион неслыханной щедрости был придуман Владиславом Листьевым в 1990 году. Идея в лучших традициях отечественного ТВ скопипасчена у американской передачи «Колесо Фортуны», хотя в российской культуре существовали предпосылки типа классического варианта балды и виселицы. Изначально планировалось сделать все официально, купить лицензию, будущее руководство даже послало запрос в Kings World, но их письмо проигнорировали, поэтому пришлось создавать самим. Название позаимстовали из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик», кусочек фразы о «стране дураков» тактично исключили, чтобы лишний раз не напоминать. Неизбалованному русскому народу пришелся по душе способ разжиться техникой и другими ништяками посредством нехитрой интеллектуальной деятельности, поэтому программа уже 25 лет бодро держится на плаву. Листьевская передача стала бесспорным чемпионом рейтингов, и рекордные рекламные сборы проекта скоро превратили «Поле» в финансового донора. В январе 1995 года программа закупалась по стоимости 65 тысяч долларов за выпуск. Популярность объясняется стопроцентным попаданием в «непроговоренное внутреннее ожидание» телезрителя, хотя некоторые осмеливаются отпускать хохмы из серии «Якубович когда-то в юности спас жизнь Эрнсту, поэтому, мол, до сих пор и крутят». Самый притягательный элемент передачи – это кажущаяся простота. Текст, предваряющий программу, намекает, что к просмотру рекомендуется как школьнику, так и академику. При появлении задания на экране мозг невольно начинает прикидывать возможные варианты вопреки встроенному снобизму. Самоутверждаться, восседая на диване, можно каждую пятницу в 20:00 по московскому времени. Продолжительность стандартного выпуска составляет 65 минут с учетом рекламы. Съемками занимается преимущественно телекомпания ВИД, контент закупается «Первым каналом». Подготовка к записи новых выпусков происходит за один день: постановщики привозят знакомые всем декорации, проводят инструктаж новоприбывших гостей, по нескольку раз гримируют Леонида Аркадьевича. Крупный реквизит хранится на складе, мелкий в специальной комнате (простым смертным вход воспрещен – мы проверяли). К слову, оформление студии заставке не соответствует. С 3 ноября 2005 года здесь стояли два автомобиля, 11 сентября 2009 года вместо одного из них поставили камин, цветок, стол и два кресла. На табло сверху и снизу, на плазменных экранах, логотип «Поле Чудес». За всю историю «Поля чудес» сменили 5 барабанов, первый, уже отправленный в утиль, сделал сам Влад Листьев. Теперешний агрегат выполнен в синей цветовой гамме, диаметр плоской поверхности несколько больше, чем узорчатый низ. В последнее время на барабане в хаотичном порядке располагают разнообразные вещицы, преимущественно фрукты и сладости, которые лежат в небольших корзинках. Объект загружен ими полностью, видны только сектора с изображением очков, поэтому его трудно вращать, он медленно крутится и быстро останавливается. Вопреки расхожему мнению, под барабаном нет человека, управляющего стрелкой, хотя скорость вращения регулируется. Максимальное количество очков — 1000, минимальное — 350. Существует несколько постоянных секторов: сектор "Плюс" – игроку предоставляется возможность открыть любую букву в слове; "Шанс" – зрители в студии могут дать любой номер телефона, по которому участник может позвонить для получения ответа или подсказки; "Ключ" - игроку дают 5 ключей, один из которых от автомобиля (угадать и уехать домой на этом автомобиле удалось лишь одной женщине – в 2009 году); "Банкрот" – нажитые непосильным трудом очки сгорают, ход переходит к следующему игроку; "0" набранные очки не сгорают, но ход передаётся более удачливому участнику; "х2" - набранные очки удваиваются. Месячный репертуар снимается за несколько часов. Людей по тройкам компанует главный редактор, исходя из соображений «блондинки с брюнетами, толстые с тонкими», руководствуясь данными о половой принадлежности, профессии, ореоле обитания и жизненном опыте новоприбывших. Возрастной ценз для детей у барабана строго до 7 лет. Притаскивать родственников официально запрещено, коллективная работа не приветствуется. Семьи работников, задействованных в программе, к участию не допускаются. Составлением загадок занимается специальный человек – кандидат философских наук, окончивший аспирантуру МГУ. Выбор из заготовленного множества ранее осуществлял Листьев за 5 минут до начала съемок. У Якубовича таких полномочий нет – заветные слова ему записывают по одному перед каждым туром. Кроме него ответ знает только девушка, выставляющая буквы. 1. 2. 3. Тройки участников в разные годы Ведущих за всю историю программы было всего двое. Сам Листьев считал Якубовича очень хорошей заменой: "Он не пытается меня копировать, хотя в чем-то безусловно повторяется. Наверное, он более вписывается в игру, чем я". В сентябре-октябре 1991 года был организован конкурс на почтеное место, польстившиеся на него простые люди из народа провели по одному выпуску. Якубович утверждает, что в отборе ведущих не участвовал, отказался с самого начала, однако сдался после полугодичных уговоров. За 24 года ведущий заметно подустал, и, несмотря на бодрый тон речей, в глазах его вселенская тоска и фразы из разряда "Вы должны понять, что приехали как бы в зоопарк. Причем вам хорошо, приехали и уехали, а я тут главный гамадрил уже 20 лет". Уходить, вроде, собирался он давно, но не пускают. Руководство "Поля чудес" прямым текстом сообщает: "Пока существует Якубович, смена не планируется, а дальше…". 1. 2. В начале программы ведущий озвучивает вопрос, ответ на который указан на табло в виде слова, реже словосочетания. Впоследствии Леонид Аркадьевич просит кого-нибудь из тройки повторить задание, видимо, проверяя уровень сообразительности участников. Трое взрослых людей по очереди легким движением руки запускают барабан, а после называют букву. Первый, отгадавший слово, побеждает в раунде и попадает в финал. Если стрелка останавливается на специальном секторе "Приз", игрок вступает в длительные торги с Якубовичем. Процесс обычно затягивается на неопределенный срок, сопровождается бесконечными сомнениями и сетованиями на бедную жизнь с целью увеличения предложенной суммы. Нередко из черного ящика достаются страусиные яйца, пареные репы, но также с завидной периодичностью появляются ноутбуки и ключи от автомобилей. Сопровождается вся эта угадайка обменом любезностями, выяснениями биографии каждого участника, демонстрацией талантов и сбором подарков от участников. На небезызвестном «маргинально-стебовом ресурсе» (по определению автора книги «Поле чудес в стране дураков») – "Луркоморье" – составлен следующий перечень обязанностей игроков: • Передавать приветы родственникам. • Обниматься/целоваться/обмениваться рукопожатиями с Лёней, дарить ему подарочки. • Называть как можно больше не тех букв (даже зная слово), чтобы постоянно передавать ход друг другу. • Выбирать между призом (картошкой/ключами от «Жигуля») и баблом («Я предлагал вам стопицот за то, что в этом ящике, и вы отказались») • Петь/танцевать (Шатунов там (например, «Детство», или там «Седая ночь»), также «Бутырка», Серов, Линда, и т. д.). • Говорить с жутким хохляцким/бульбашским/таджикским/узбекским/азербайджанским/армянским/забугорным акцентом, ставя неправильно ударения в пОлОвиННе слов. • Для дошколят, привезенных родителями с собой: не иметь передних зубов, одеваться в блестящие жесткие одёжки, каrтавить, читать стехи. • Улыбаться и хохотать. Луркоморье 52 минуты эфира – это лишь малая толика того, что происходит в студии. Бурные зрительские аплодисменты и другая шумиха из зала снимаются заранее. Кто же виноват, что по «заказу» массовка реагирует лучше, чем в суровой реальной жизни, когда начинает сказываться усталость. Фальсификацией это нельзя назвать: в наших же телезрительских интересах, чтобы в эфир вышла передача динамичная и эффектная. Монтажерами безжалостно вырезаются жалкие попытки пиара местных товаров, излишне долгие приветы родственникам из Енотаевки и лучшие куски с элементами эротики (жаркие поцелуи с ведущим, однако, оставляют). Леонид Аркадьевич поясняет: «Мы не можем ставить наших игроков в некорректное положение. И брюки падали у игроков, и выскакивали лифчики у женщин. С криком радости, раскинув руки, женщина бросалась ко мне, и в этот самый момент лифчик у нее прямо из-под платья выпрыгивает вверх! Студия стонет, рыдает, умирает со смеху. Другой раз у меня впервые описался игрок. Это было на детской игре, ему было восемь лет, совершенно очаровательное существо. И когда он увидел тот подарок, который ему несли, – это была огромная игрушка, о которой он давно мечтал, – он благим матом заорал: «Я писаю!!! Можно было сделать «игруху» для всех, но люди начнут обижаться, перестанут приезжать". А ведь тут успех игры зависит от участников на 90%. Помимо абсолютно неконтактных лиц с ярко выраженной боязнью камер, на передачу попадают и излишне активные диссиденты, желающие непременно продемонстировать себя во всей красе. Задача телеведущего – утихомирить буйных и раскрепостить тихих. При том листьевская манера была подчеркнуто интеллигентной: людям пляски-танцы в студии не дозволялись. До существования передач, открывающих таланты, - «Голоса» и «Минуты славы», проявить себя в течение нескольких десятилетий и продемонстрировать свои выдающиеся способности люди могли исключительно на "Поле чудес". Вскоре программа превратилась в смотр народного творчества. 1. 2. 3. Почти каждый желает преподнести в подарок Якубовичу и зрителям частичку собственной самодеятельности. На шоу читали рэп, пели разнокалиберные песни (хором и в одиночку, под гитару и а капелла, русские народные и эстрадные), демонстрировали стойки на голове, танцевали все – от балета до брейк-данса, рассказывали стихи, сказки и притчи, показывали фокусы и играли на музыкальных инструментах. Демонстрация талантов занимает добрую половину эфирного времени и иногда затягивается настолько, что вызывает недоумения, ради чего, собственно, все собрались. Дети по традиции вызываются на ковер к самому Леониду Аркадьевичу, потешают публику сбивчивыми рассказами и получают игрушку только по окончании творческого экзамена. При национальном герое отечественного ТВ была введена традиция сбора подарков для музея. Стоило кому-то в одном из первых эфиров программы всучить ведущему шоу денежное дерево – и остальные с радостью подхватили идею натурального обмена подарок-приз. Изначально презенты были тематическими — шапки, тарелки, свитера с символикой кроссворда, но люди прознали, что и товары местного производства сгодятся, куда как не сюда соваться со своим самоваром. С тех пор по описанию Дмитрия Быкова "Якубович уже не задавал вопросов, а только принимал подарки – соленые грузди, сало, сахарные головы, свой портрет на горчичном зерне, расписные яйца с наклеенными усами, живых кур и тканые полотенца. После каждого второго подарка он кланялся, приговаривая: «Дай бог здоровьичка вам, и деткам, и свекру, и деверю, и шурину, и золовушке, и куманьку с куманихой, и сватье бабе Бабарихе!», а после каждого третьего петухом кричал: «Рекламная пауза!». Отбора гостинцев, кстати, не существует, в редких случаях редактор может порекомендовать заменить по этическим нормам. На инструктаже Якубович настоятельно просит не потчивать его насильно едой, проверить, не испортилось ли что при транспортировке и не нести много, даже если очень свежее. Подобная осторожность объясняется пренеприятным инцидентом: однажды некая женщина привезла из деревни целую корзину мясных деликатесов. Во время игры Якубович не удержался и сунул в рот одну из «колбасок» и в итоге чуть не угодил на тот свет. После игры ему стало плохо, что телеведущего с ветерком пришлось прокатить на «Скорой» до больницы. Сотрудники программы к поднесениям относятся с пониманием и неким благоговением. Чего только стоит трогательная история дедули, привезшего 5-литровую банку молока и разбившего ее же при выходе из лифта! Старичка успокоить было невозможно, он заходился в рыданиях, потому что "бабка сразу банку опознает, "раскусит" подмену, а новую-то где взять?". Леонид Аркадьевич "очень интеллигентно отматерил девушку-режиссера за отсутствие инициативы" и отправил ее на такси на рынок. Молоко и банка были доставлены в кратчайшие сроки. Несмотря на регулярное подношение участниками съестных подарков, харчи портиться не успевают – их с упоением поглощают участники съемочной группы «Поля чудес», яства для зрителей раскладываются прямо за кулисами. Была попытка отдавать еду в детские дома, но это требовало сложного специального контроля, и тогда было приятно решение подкармливать гостей. Остальные дары отправляются на склад или офис программы и через 2-3 года утилизируются (по преданиям директора передачи), лучшие подношения передаются в музей, а иконы (господи, помилуй) отдаются в церкви. Уже упомянутый Музей «Поля Чудес» неожиданно оказался неуловимым, а его поиски начали походить на детектив. Фанатов народного творчества сразу обнадежим – экспонаты с год как свезли на хранение в Останкино. Ранее собрание можно было увидеть в Центральном павильоне ВВЦ, где музей базировался последние 10 лет. За скромное подаяние в 100 рублей вы имели шанс примерить костюмы, в которые облачался Якубович, щелкнуться с его копией из воска, рассмотреть соленья и прочую атрибутику. Коллекция пополнялась каждые два месяца. У охраны, мирно попивающей чай за закрытой дверью и гостей явно не ждавших, было выведано, что презенты посетители не тырили, а за все время существования при невыясненных обстоятельствах разбили лишь одну банку с огурцами. Руководство программы ответственно заявляет - музей осенью будет восстановлен при Останкино, экспонаты пока что пылятся в недрах телецентра. А пока музей временно не функционирует, возможность прикоснуться к истории шоу отсутствует, есть способ более радикальный и дерзкий – попробовать попасть непосредственно на передачу. Для страждущих славы - инструкция, как попасть в телек: засветиться на «Первом», попытать счастья в ярмарке гостеприимства, одарить Якубовича банкой с огурцами и передать привет родному селу не так уж сложно. Наличие статуса «простой смертный» - один из самых важных критериев отбора: человеку со связями на телевидении дорога на шоу закрыта. Итак, способ первый, традиционный и даже интеллектуальный (вспомним: программа изначально таковой и задумывалась, а не как место, где раздаривают призы). Потенциальный участник должен составить кроссворд в свободной форме, интересно преподнести собственную биографию и вложить наиболее привлекательное фото. Креатив, смекалка и фантазия всячески приветствуются. Так как талантами наш народ не обделен, колоритных примеров творчества предостаточно: кроссворды составляли и на русских печах (на каждом кирпиче – слово), и на рисовом зернышке - на одной половинке сетка, на второй - вопросы и ответы. Учитывая, что редакция ежедневно получает около 60 тысяч писем, а повидать успела многое на своем веку, выделиться будет трудно. Москвичи, которые всегда под боком, представляют собой скамейку запасных – на случай форс-мажоров. Гостям из других городов придется самостоятельно оплатить проезд и собственный досуг, однако стоимость проживания в гостинице Останкино великодушно берет на себя телекомпания «ВИД». Атаковать редакцию звонками не стоит: все этапы отбора происходят исключительно по почте. Способ второй, современный и оперативный, - sms-игра «Поле чудес». После отправки смс желающему предлагается упрощенная версия игры с аналогичными правилами: можно попытаться отгадать букву или же назвать слово полностью. Вознамерившись проверить работу сервиса, наша редакция решила поучаствовать в нехитром челлендже. Отправив смс, мы незамедлительно получили лаконичное задание из 4 слов (два из которых союзы): «И город, и танец». Второй попытки не будет и тут: слово «вальс» мы отгадали лишь со второго раза, что означало проигрыш. Более везучие после успешного угадывая слов в «игре» и «супер-игре» располагают немалыми шансами оказаться среди участников шоу. Наконец, третий и самый бесперспективный способ для ленивых, - заполнить анкету на сайте первого канала (http://www.1tv.ru/sprojects_anketa/si=5810). Умения составлять кроссворды и прочих скиллов в этом случае не потребуется, но и шансы на участие верно стремятся к нулю. Несмотря на откровенное заимствование с запада, программа не воспрепятствовала вездесущему русскому национальному колориту. Русский народ оказался совершенно некорыстным: на неудачи обижались редко, не выиграли микроволновку – ну и что? Зато спели, сплясали, привезли гору подарков, себя показали, приветы передали – что еще для счастья надо? Кто считает русскую душу мелочной – стоит только посмотреть пару выпусков «Поля чудес» и убедиться: в этой игре совсем нет соперничества. Это самое доброе, что есть на отечественном ТВ, - и в этом его прелесть и подкупающее очарование. Здесь всем женщинам дарят цветы и комплименты, здесь ведущий разговаривает с вами как приятель, здесь шутят и смеются, здесь выслушают целиком вашу биографию и обязательно похлопают, какой бы номер вы ни приготовили. «И дай вам Бог!» Главное, чтоб бабули фанатели, на Руси не переводились молодчики, желающие прославиться на всю страну, просторы интернета пестрели видюшками а-ля «мальчик рассказывает пикантный стих о зайце», а на отечественном телевидении оставался тот самый кусочек всепоглощающего русского тепла и уюта. Поле чудес – не просто долгожитель эфира и рекордсмен рейтингов. Регалии безусловно приятные, но «поле» еще масштабнее и больше. За 25 лет оно стало – ни больше ни меньше – символом сегодняшней русской национальной души. Авторы проекта: Евгения Власова и Нина Абросимова Made on Tilda

- у работы пока нет рецензий -