ДЖЕННИФЕР ПСАКИ – ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА Сергеев Илья Витальевич Эксперт, АНО «Центр перспективного анализа и стратегических исследований», г. Москва; Лауреат именной стипендии Губернатора Московской области в 2014 г. Библиографическая ссылка на статью: Сергеев И.В. Дженнифер Псаки – инструмент информационного противоборства // Евразийский союз ученых. - № 6 (27). Часть 4. – С. 92 – 93. АННОТАЦИЯ Период международной нестабильности, вызванный напряженными отношениями между ключевыми мировыми державами, гражданская война на Украине, инициированная информационными средствами, оказался достаточно богат на новые информационные технологии, применяемые как в рамках локальных информационных кампаний, так и в глобальной информационной войне. Определенный интерес представляет новая вариация технологии информационного подлога, которая была воплощена американскими медиатехнологами в лице Дженнифер Рене Псаки и успешно апробирована на международном уровне. ABSTRACT The period of international instability, caused by tensions between key world powers, the civil war in Ukraine, initiated by information means, proved to be quite rich in new information technologies applied in the framework of local information campaigns, as well as in the global information war. Some interest is a new variation of the information technology fraud, which was embodied in the person of the American media technologies Jennifer Renee Jen Psaki and successfully tested at the international level. Ключевые слова: информационное противоборство, информационная война, гибридная информационные война, технологии, локальные информационные Дженнифер Рене Псаки, кампании, технология информационного подлога, манипулирование общественным мнением и сознанием, феномен Псаки. Keywords: information warfare, information war, hybrid war, local awareness campaigns, information technology, Jennifer Renee Psaki, information technology fraud, manipulation of public opinion and consciousness, phenomenon Jen Psaki. На сегодняшний день, уже не требует доказательств утверждение о том, что для организации информационных операций, проводимых в рамках как локальных информационных кампаний, так и глобальной гибридной войны1 активно используются возможности средств массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (СМК). Наиболее активно «иностранными государствами, террористическими и экстремистскими организациями используются социальные сети в Интернете» [2, с. 103]. Для осуществления информационного воздействия привлекаются журналисты, эксперты различных областей и ученые. информационном Модели противоборстве использования достаточно перечисленных хорошо лиц в проработаны и используются повсеместно в различных целях. Однако в организационном плане определенный интерес вызывает феномен Д.Псаки. Персона Дженнифер Рене Псаки стала достаточно обсуждаемой в 2014-2013 гг. Она занимала должность официального представителя Государственного Департамента США (далее - Госдеп) с 2013 по 2015 гг. Общественность неоднократно отмечала некомпетентность Д.Псаки как в конкретных политических вопросах, так и в общеизвестных фактах. Так, среди наиболее широко обсуждаемых утверждений Д.Псаки можно выделить высказывания о 1 Под термином «гибридная война» в настоящем обзоре понимается военная стратегия, подразумевающая применение в рамках противоборства различных видов оружия, в том числе средств информационного воздействия. том, как «природный газ поставляется из Европы через Украину в Россию», о «выборных каруселях», «об украинском долге за газ» и ряд других заявлений. В сети Интернет и средствах массовой информации часто выдвигалось предположение о том, что назначение Д.Псаки на должность официального представителя Госдепа является следствием острого кадрового кризиса. Но рассмотрев данное назначение с позиций теории информационного противоборства, есть все основания полагать, что Д.Псаки это лицо, с помощью которого руководство операции. Работа США со успешно «спикерами», реализовывало информационные подразумевающая подготовку информационных продуктов для достижения целей по манипулированию общественным сознанием, оценка эффекта от озвученной информации и распространение этой информации через «спикеров», широко применяется руководством США при организации внутренних информационных операций. Именно это и отличает Д.Псаки – с помощью нее обозначенная схема была реализована на международной арене. Должность, которую занимала Д.Псаки, предполагает практически ежедневные брифинги с представителями ведущих мировых СМИ. Сказанное Д.Псаки во время позиционировалось брифинга, как позиция распространялось руководства по США. всему миру и Официальный представитель Госдепа за один брифинг касалась порядка 20 – 30 различных тем, интересующих людей по всему миру. Но, несмотря на это, фактического ответа на вопросы журналисты и как следствие общественность не получали, ввиду того, что Д.Псаки предлагала абсолютно неприемлемые точки зрения, которые вскоре перестали восприниматься как нечто существенное и лишь упоминались в связи с анекдотами и демотиваторами в сети Интернет и СМИ. Встречаются точки зрения, указывающие на то, что причиной нелепости заявлений Д.Псаки являются трудности перевода. Следует согласиться, что в ряде случаев это действительно так. Однако вышесказанное относится к корректности построения лексических конструкций, а не к самому смыслу сказанного официальным представителем. В свою очередь, предположение о том, что Д.Псаки некомпетентна достаточно спорно. Анализируя биографию Д.Псаки, необходимо отметить, что она закончила один из ведущих и старейших ВУЗов США, построила достаточно успешную карьеру во время предвыборной кампании Демократической партии на региональных выборах штата Айова, предвыборной кампании Джона Керри и впоследствии преуспела на должности директора по связям с общественностью у одного из членов Палаты представителей. Выдающиеся достижения Д.Псаки свидетельствуют о том, что она хороший профессионал и квалифицированный специалист в своей сфере. Ввиду этого достаточно опрометчиво полагать, что она действительно плохо разбирается в геополитике, связях с общественностью и не читает перед брифингом речи, подготовленные для нее помощниками. Подобный образ, а вернее линия поведения, была разработана, и она успешно справилась с ее реализацией. Необходимо также отметить, что образ Д.Псаки изначально был создан так, чтобы к нему не относились серьезно – одежда яркого цвета, странные украшения и широкая улыбка. Но, несмотря на это, она занимает важный государственный пост, через нее руководство США (в частности Госдепа) доводит свою точку зрения по всем международным вопросам. Как уже отмечалось ранее, сказанное Д.Псаки во время брифинга распространяется в самых влиятельных СМИ по всему миру и является официальной позицией США. Замысел политтехнологов США в проекте "Псаки" заключался в апробировании открытого (публичного) использования подмены понятий, игры со смыслами и абсурдом как с инструментом привлечения внимания к политике штатов. Реализация проекта «Псаки» стала достаточно актуальной в период международной нестабильности, когда обстановка менялась настолько быстро, что США не успевали продумать концепцию информационного освещения как своей деятельности и участия в международных делах, так и своей позиции по общим вопросам. Ведь в процессе информационного противоборства прежде чем выдать конкретный информационный продукт, необходимо реализовать ряд мероприятий, которые в свою очередь требуют значительного количества времени. Но в сложившихся условиях у США времени на это не хватало, и они решили представить миру «Псаки». С помощью нее США выигрывали необходимое количество времени не только на то, чтобы грамотно изложить свою позицию относительно конкретного события, произошедшего в мире, но и продумать освещение той или иной ситуации в рамках информационного противоборства. Также указанная технология помогала избежать ответов на неудобные вопросы, которые в свою очередь могли привести к дискредитации США как информационного агрессора в том числе против Украины. То есть сложилась ситуация, при которой Д.Псаки была компетентна отвечать на любые вопросы ввиду того, что никто не воспринимал ее слова всерьез и не просил у руководства США дополнительных объяснений. В тоже время, когда США готовы были сделать какое-либо серьезное заявление – выступали либо Д. Керри, либо Б. Обама. Если более подробно останавливаться на структуре феномена Д.Псаки, то прежде всего необходимо отметить, что он являлся составным и включал в себя дополнительного субъекта - авторитетного журналиста агентства Ассошиэйтед Пресс М.Ли, с которым Д.Псаки в большинстве случаев вступала в полемику, занимавшую большую часть брифинга. Журналист задавал Д.Псаки вопросы, позволявшие ей более правдоподобно изображать некомпетентность и говорить абсурдные вещи. М.Ли дополнял дискуссию собственными шутками, которые еще сильней акцентировали внимание на неосведомленности Д.Псаки и бессмысленности того, что она говорит. После этого – журналист представлял в печать глупые цитаты Д.Псаки, завершая ее образ. Для разработки феномена Д.Псаки (новой технологии «информационного подлога») американские медиатехнологи применили сразу несколько приемов. Прежде всего, это создание когнитивного диссонанса. Это естественная психологическая реакция, которая заключалась в том, что в сознании общественности создавалось несоответствие ожиданий относительно официального представителя Госдепа (таким, каким он должен быть) и реальности – некомпетентная Д.Псаки. Также активно применялась технология, называемая симптомом информационной перезагрузки. Ее действие заключалось в том, что Д.Псаки в своих выступлениях касалась слишком большого количества вопросов, высказывая при этом точки зрения, которые рознились друг с другом. Но по факту ни один вопрос не был освещен качественно. Единой мыслью для всех ее выступлений было лишь то, что во всем негативном, происходящем в мире, виновата Россия. Наряду с этим, использовался излюбленный американцами метод дезинформации, но он отходил на второй план ввиду того, что слова Д.Псаки не воспринимались как нечто серьезное. Подводя итоги, необходимо отметить, что феномен Д.Псаки – это, пример дерзости и нестандартности мышления американских медиатехнологов. В очередной раз Запад проявил информационную агрессию, ярко продемонстрировав всему миру, что никто не способен к противодействию. Отсутствие должного прогнозирования информационного пространства со стороны оппонентов Запада стало причиной невозможности своевременно принять надлежащие меры по дискредитации агрессора. А как известно, преимущество в информационном противоборстве «на стороне, которая проявила информационную агрессию» [3, с. 73]. Это вновь указывает на необходимость перенесения и использования в традиционной дипломатии, пропагандируемой РФ, новых методов и средств для более эффективной работы. США в очередной раз преподнесли новый неординарный метод ведения информационного противоборства, для которого необходимо выработать соответствующую неординарную систему противодействия. Несмотря на то, что пока американцы приостановили использование указанной технологии, положительный опыт ее применения обязательно побудит их прибегнуть к ней вновь. В этом случае, концепция противодействия должна быть построена по принципу «игры по правилам противника» с последующей его дискредитацией. Список литературы: 2. Сергеев И.В. Социальные сети в Интернете как средство реализации операций информационно-психологической войны // Международный научноисследовательский журнал. 2015. №9(40). С. 101 – 104. 3. Шушков Г.М., Сергеев И.В. Концептуальные основы информационной безопасности Российской Федерации // Актуальные вопросы научной и научнопедагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции (23.11.2015 – 30.12.2015 г., Москва) / под общ. ред. Е.А. Певцовой; редколл.: Е.А. Куренкова и др. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 69 – 76.
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв