Синопсис по истории философии

Синопсис, составленный по лекциям кандидата философских наук Елены Леонидовны Павловой

Философия

Тип публикации: Тезисы

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 6189409951c3c700017e42cc
UUID: 8b6f6500-22d5-013a-bdf5-0242ac180004
Опубликовано: 08.11.2021 15:22
Просмотры: 526

Current View

Любивый Евгений Анатольевич, 2014 Синопсис по истории философии (по лекциям Е. Л. Павловой) 1. Предмет философии. Функции ф.: 1. Критическая – ясная мысль. Узнавая новое, мы критически рассматриваем эту позицию. История ф. – история критики тех или иных знаний. 2. Мировоззренческая – мнение о мире, создание личности, своего «я». 3. Методологическая – как философ пришел к своему пониманию, как он формировал свою систему. 4. Гносеологическая (познавательная) – познавание о мире. 5. Прогностическая – вне прогноза невозможно выстроить научное знание. Термин «ф.» предложил Пифагор. «Любовь к мудрости» Впервые человек попытался объяснить мир без помощи религии и мифологии. В Элладе – ф. – «царица наук». Разделы ф.: 1. Онтология – учение о бытии 2. Гносеология – учение о познании 3. Антропология – учение о человеке 4. Социальная – взаимоотношение личности и общества 5. Истории – смысл истории 6. Эстетика 7. Этика 8. Аксиология – учение о ценностях Философия и наука – общее: 1) Категориальный аппарат (материя, движение, время) 2) Истина рассматривается как цель 3) Теоретический вид знания – знания мы не можем обнаружить в повседневной реальности Различия: 1) У науки – фактология, ф. нельзя доказать 2) Ф. имеет понятие «плюрализм мнений». В науке – главная тема. 3) Науку интересует мир такой, какой он есть, в ф. мы рассматриваем мир чрез человека. 2. Основной вопрос философии – по Энгельсу в работе «Людвиг Фейербах и конец НКФ» – отношение мышления к бытию, сознания идеального к материальному. 1) Онтологическая (бытие) сторона ОВФ (отношение мышления к бытию) – что первично: материя или сознание 2) Гносеологическая (познание) сторона ОВФ – познаваем ли мир? 1. Лагерь материалистов 2. Лагерь идеалистов I. Материализм – ф. направление, признающее материальное начало, сознание – свойство материи. II. Идеализм – признает идеальное первоначало (сознание, идея, бог). МАТЕРИАЛИЗМ Материализм – 3 взгляда: i. Монизм – первоначало – единое ii. Дуализм – учение о двух первоначалах iii. Плюрализм – множество первоначал Уровни развития материализма: a. Стихийный (наивный) м.: Фалес – первоначало – вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Римский ф. Эпикур: преемник Демокрита b. Механистический м. Нового времени. (Ламетри – «человек-машина») c. Вульгарный м.: сны, мечтания, - это продукт мозга d. Диалектический м., исторический материализм – разум свойство высокоорганизованной матери, материя вечна, несоздаваема, неуничтожима. Сознание и материя неразрывны. ИДЕАЛИЗМ 1) Объективный и.: «линия Платона» - направление, признает в качестве первоначала автономную сущность, независимую от человека, общества. (Гегель – абсолютная идея, дух) 2) Субъективный и.: идеальное первоначало в зависимости от внутреннего мира человека или состояния общества. Первоначало есть, но оно зависит от людей. (И. Кант – не мы изучаем природу, а природа подстраивается под позновательную способность человека. Пространство и время – созданы человеком, они созданы человеком, человек наделяет реальность пространством и временем.) Солипсизм – радикальная форма с. и. – кроме «я» ничего не существует. ДУАЛИЗМ Два независимых источника. (Декарт – идеалист, но 2 первоначала – материя и сознание – видимое и невидимое) ПЛЮРАЛИЗМ Мы говорим о множественности субстанций. (Анаксагор – материалистплюралист – гомеамерии – частицы, независимые друг от друга) (Идеальный плюрализм – Лейбниц – весь мир наполнен духовными монадами) ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1. Мир познаваем - гносеологический оптимизм – (гностики) мир такой, какой он есть. (Аристотель – классическая концепция истины – знание – это то, что мы познаем в мире) 2. Гносеологический пессимизм – мир непозноваем. (агностики) – И. Кант (вещь в себе и явление – мы можем познавать только явление. Самая загадочная вещь – человек – вещь в себе, которую невозможно открыть и явление, которое видно.) 3. Скептицизм – софисты – Протагор – у нас нет точных сведений о мире. Мир не такой, как мы его представляем. Агриппа – мы воспринимаем одни и те же явления по-разному. 3. Мировоззрение – совокупность представлений человека о мире М. – ввел Шеллинг. М.: 1. Мироощущение – нахождение человека в мире, его чувства о мире 2. Мировосприятие – представление о себе и окружающем мире., рассудок, сознание 3. Миропонимание – совокупность понятий, взаимосвязей в психике человека. Умение высказать отношение к миру Компоненты м.: 1) Познавательный – знания различны и зависят от происхождения человека 2) Эмоциональный фон – характер, темперамент, особенности нервной системы 3) Нормы и ценности – религия, социальные нормы и ценности 4) Практика – взгляды соотносятся с тем, что имеется в жизни 2 вида м.: 1) Обыденное – методологическая всеядность – приверженность чужим взглядам, принятые себе и взятые себе без критики 2) Научное – логическая непротиворечивость, системность, структурность, самостоятельность мышления Типы м.: I. Мифологическое – фантастическое отражение действительности, претендующее на реальность. Это возможность объяснить окружающий мир, чтобы не бояться его II. Религиозный – в религии бог как высшая мораль III. Философское – наличие свободной критической оценки мира 4. Древняя Греция Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) 1) Фалес - древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки". Фалес был не только первым философом, но и основателем первой философской школы Когда Фалеса спросили что прекраснее всего, он не ответил "не знаю" (как скептик или агностик), но сказал: "Прекраснее всего мир, ибо он есть творение Божие". Фалес говорил, что начало и коней Вселенной — вода. Ибо всё образуется из воды путём её затвердевания, а также испарения. Всё плавает по воде, отчего происходят землетрясения, вихри и движение звёзд. Богом он считал «то, у чего нет ни начала, ни конца». 2) Гераклит "Этот мир, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим" Имманентный пантеизм помещает Бога в мир в качестве его «части» – как силу или закон, вечный и неизменный, управляющий изменяющимся миром. У него огонь тождествен со вселенной, а с другой стороны с божеством; Вторым крупным шагом в развитии греческой философии раннего периода была элейская школа. (Парменид, Зенон, Ксенофан) 3) Ксенофан выступал против множественности богов - представления, которое господствовало в то время. Для Ксенофана существует лишь один Бог, и этот Бог - Вселенная. Тем самым он стоял на позициях пантеизма. Ксенофан полагал, что люди выдумывают богов по своему подобию и наделяют их своими собственными физическими чертами. Ксенофан первый среди древнегреческих мыслителей поставил вопрос о возможностях и границах познания. Лишь Бог обладает достоверным познанием, а человеческое знание довольствуется только вероятностными результатами и сводится к "мнениям" людей. Если Вселенная – это разум, то все, что находится во Вселенной – мысли этого разума, его структура. Принцип современной космологии и богословия. 4) Парменид первый отрицает существование мира (а не учит о бытии единого мира). Он признает лишь существование единого Бога (его бытие – Бог). Опять идея вселенной как божественного разума. Нас не существует, потому что мы – мысли Бога. Наша жизнь – это сон, который видит бог, в котором человек выдумал бога. Так как свидетельства органов чувств часто обманывают нас, то, следовательно, чувства дают недостоверные знания. К достоверной и непререкаемой истине ведут только ум, умозрение. Поэтому то, что мыслится в разуме, и является, по его мнению, сущим. Бог – неподвижен, конечен и имеет форму шара. Как тут не вспомнить, что Эйнштейн считал, что Вселенная (в нашем случае, Бог – замкнута). 5) Эмпедокл он бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога. Бог — это круг, центр которого везде, а окружность нигде. По Эмпедоклу, бог не доступен чувственному познанию, его можно лишь созерцать умом он есть «дух, святой и несказанный, обегающий весь космос быстрыми мыслями». Источником движения, происходящего в природе, - не сами "корни", так как они неизменны, а две противоположные силы - Любовь и Вражда. Эти две силы обладают вполне определенными физическими качествами. Так, "липкая Любовь" имеет все свойства влаги, а "губительная Вражда" свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос - шар, при котором Вражда находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделенными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. 6) Анаксагор причисляется последователем милетской школы афиняне признавали солнце богом, он [Анаксагор] учил, что оно — огненный жернов. За это они присудили его к смерти Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и. т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов Нус у Анаксагора есть Бог Концепция Нуса - (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, ра́зумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке Нус одновременно характеризуется и как сознательная, целесообразно действующая духовная сила (он обладает «совершенным знанием», определил порядок всего) и как чисто механическая сила (отделение воздуха и эфира, отделение редкого от плотного и т. д., которое производится «самим вращением»). Анаксагор признает Нус источником красоты и обоснованности; отождествляет его с душой и утверждает, будто Нус присущ всем животным (как малым, так и большим, как благородным, так и низким и т. п.). Анимизм. 7) Демокрит Демокрит придерживался атеистических воззрений, о чем свидетельствует Платон. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений. Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, бог состоит из атомов, а бог есть космический разум. 5. Восточная ф. Черты: 1. Традиционализм – чем дальше в глубь времен, тем истинней. Вечный процесс, не имеющий ни начала, ни конца (индуизм). 2. Консерватизм – культ предков (конфуцианство). 3. Недуальность – отсутствие противоречий развития. Добро и зло вместе, дополняют друг друга. 4. Практическая направленность – помощь человеку чувствовать себя комфортно, счастливо. 5. Тесное слияние с религией. 6. Холизм – целостность мировосприятие. Все живое рассматривается как уникальный процесс. Нет привилегированности человека, но только человек способен менять свою судьбу (карма в индуизме). 7. Интуитивизм в мышлении – в отличие от западного рационального мышления, направленного на объективное познание мира. Восточная ф. – задача – освободиться от бремени сознания. Необходимость освободиться от разума, от проблем мира. 8. Образность – яркость выражения. 6. Августин Блаженный Этапы: 1. Учение манихеев – зороастризм, христианство, буддизм. Два первоначала – добро и зло. Жизнь – грязь, человек должен умертвлять плоть 2. Беседы с Амвросием Миланским – обращение к христианству Книга «Исповедь» Что есть добро и зло? Зло не имеет самостоятельной природы; зло – это первородный грех: отпадение от бога. Это основа теодицеи – оправдании бога. Во зле виноваты люди, а не бог. У бога не может быть зла. Зло – сущность грешного существа. Даже маленький ребенок – носитель греха. Дети рождены в результате греха, похоти . это первородный грех Адама и Евы. Только бог поможет очиститься человеку чрез благодать божью. Реляционизм – откровение бога. Достигается чрез крещение. Душа – самостоятельная субстанция, которая должна управлять телом. Тело – темница души. Человек должен очищать душу чрез молитву и покаяние. Книга «О граде божьем». Это история человечества – от первородного греха чрез кульминацию – жизнь Иисуса и оканчивается Апокалипсисом. История развивается от града земного (любовь к себе) к граду божьему (любовь к себе). Это церковь христова. Учение о времени. Время человеческое и время божье – не одно и тоже. У бога время – это вечность. Нет прошлого и будущего. Время для человека появляется тогда, когда бог сотворил человека и природу. 3 типа времени 1. Настоящее прошлого исчезающее прошлое, существующее в памяти 2. Настоящее настоящего – созерцание мгновения здесь и сейчас 3. Настоящее будущего – надежда или страх на спасение или возмездие 7. Патристика – «отец» - «отцы Церкви» - учение отцов Церкви. Защита и обоснование христианства: Принципы философии Теоцентризм Монотеизм Креационизм Провиденциализм – судьба человека предрешена. Персонализм – безграничный внутренний мир, больше, который вокруг нас. Душа – пропасть. Понять свою душу может не каждый. Ревеляционизм – все истинное знание – в результате Откровения. Только путем молитвы. Теодицея – «оправдание Бога». Как Бог допускает наличие зла? Августин Аврелий «зло не имеет самостоятельной сущности», чем мы дальше от Бога, тем больше зла. 8. Гуманизм – Валла, Мирандола, Альберти – человек должен быть счастлив, прожить без удовольствия невозможно. Возвышение человека, уникальность индивида. Для возрождения – человек поднимается на уровень Бога. Человек должен заниматься творчеством. Обожествление человека. Несогласие с традицией Средневековья. Свобода человека. Идея фортуны. Человек рассматривает себя как свободный человек. Хозяин человека сам человек, а не Бог. Секуляризация Протестантизм, критика церкви. Пантеизм – Николай Кузанский. Бог есть природа. Бог во всем. Натурфилософия – Бруно, Коперник, Галилей. 9. Фрэнсис Бэкон: «Теория идолов (призраков)» Индукция Создатель Эмпиризма Один из Основоположников эксперимента. Ф. Бэкон предложил холод для сохранения продуктов. «Новый органон»: - «Органон» Аристотеля: систематизация всех наук античности. Состояние науки ужасно из-за схоластики. Схоласты все смешали с богом. Теология все извратила. Нужна новая классификация. Науки разделяются по психологическим критериям. Особенности человека, деление науки: 1. У всех есть память. Память обнимает память, поэтому сюда – вся история 2. Воображение. Искусство, литература, архитектура, поэзия, скульптура. Все, что связано с новыми образами. 3. Разум. Философия, естествознание, математика, все, что затрагивает интеллектуальные особенности человека. Виды опытов: 1. Плодоносные направлены на достижение практической пользы. Все науки, обеспечивающие комфорт. Наука должна помочь человеку жить лучше. 2. Светоносные – нет практических задач. Это свет человеку дороги во тьме. Долгосрочные прогнозы развития человечества. Способы познания A. Вид муравья – эмпиризм, только то, что сейчас, он не может оторвавться от факта и создать систему из всех частей B. Паука – рационализм. Созерцание своего интеллекта самого себя C. Пчелы – синтез эмпиризма и рационализма. Теория идолов (призраков). Людям следует избавиться от предрассудков, ошибок мышления: I. Идол рода - род человека. То, что обусловлено стандартами поведения, полученные с ранних лет. От традиционных идей трудно отказаться, потому что нам кажется, что это истина. Но правда есть, и человек должен меняться. II. Идол пещеры – миф о пещере Платона. Узники в пещере, они слышат искаженные звуки из мира, и ничего не знают о нем. Пещера есть у каждого человека, это личные суеверия и предрассудки. Свои ценности и убеждения, которые не являются истиной. Люди цепляются за свои идеи и цепляются за них, хотя знают, что это неправильно, но не имеют сил отказаться от них. Мы пытаемся распр. Свои мерки на других людей, а это заблуждение. III. Идол рынка (площади). Тирания слов. На площади – общественное взаимоотношение людей. 1) проблема понимания др. человека. Я имею в виду одно, а меня понимают иначе, из-за этого происходят трения. Мы стесняемся переспросить, если чего-то не понимаем. 2) люди в общении ищут выгоду. Люди врут, улыбаясь, каждый пытается получить свои дивиденды. На др. им все равно. IV. Идол театра (авторитета). Многие идеи авторитета устарели, но его идеи давлеют. «Это считаю не я, А какой-нибудь умник». Человек должен думать самостоятельно. Если мы будем скрываться за спинами авторитетов, грош нам цена. Метод индукции. Нужно, применяя интеллект, рассматривать факты. Два вида индукции  Полная – анализ всех случаев в жизни (Все лебеди белые). Такая индукция невозможна. У нас нет возможностей проверить все.  Неполная – вероятностный прогноз. 10. 16 – 18 века. Модерн – Новое Время – новые формы государства, современный стиль мышления, совр. Общество. Развитие науки и техники Во всей Вселенной одни и те же законы. Свойство любого предмета – движение. Разум может все, обожествление разума - Идололатрия – поклонение разуму. Рационализм – вера в то, что интеллект обладает абсолютной всепоглощением. Продолжается секуляризация. Деизм – новое понимание Бога. Бог есть, но это перводвигатель., первый толчок. Бог часовщик, мир – часы, Бог создал мир, но не вмешивается в него. (Декарт) Атеизм – Бога нет. Вальтер: «Раздавите гадину» (Каталическую церковь) Фейербах: «Религия это результат обожествления самого человека». В любой религии содержится антропология. Люди создают Бога, потому что они наделяют себя идеальными качествами. Религия – замутнение разума. Создание Бога – из невежества. Чтобы успокоится перед смертью. Механицизм – редукция, сведение всего духовного идеального к машинному объекту. Человек – машина. Вульгарный материализм – мозг вырабатывает мысль, как печень кровь и желчь. Люди – животные, машины. Ламитри: «человек – машина». Гоббс: «Человек человеку волк». Государство - Общественый договор, иначе люди истребят друг друга. Гносеологическая проблематика: что есть источник верного познания? 4. Единственый источник – чувства – сенсуализм. (Локк, Гоббс) Локк: нет ничего в разуме, чего нет в чувствах. Концепция «Чистая доска»: Люди приходят в мир пустыми. Только чувственный опыт наполняет их.не обязательно у короля умный сын. Не обязательно у кузнеца – сын кузнец. 5. Эмпиризм – единственный достоверный источник знания – опыт (Ф. Бэкон). Создатель метода индукции, «концепция идолов». Нужно научить человека правильно соединить факты, полученый из жизни и их осмысливание. Механизм получения опыта – эксперимент. 6. Рационализм – Р Декарт. Разум объясняет все ошибки. Эмпиризм не может объяснить многие суждения, в т. ч. математику.врожденая идея – идея Бога Поиск универсального метода в познании.создание строгой научной методологи: 3. Индукция 4. Дедукция 11. Декарт – рационалист. Разум – единственный источник знания Основатель современной философии «Я мыслю, значит, я существую» Могу ли я быть уверен в том, что мир вокруг существует на самом деле? Я не уверен, реальны ли люди вокруг меня, потому что я не могу залезть к ним в голову? Я сомневаюсь во всем, кроме своего сомнения. 4 правила Декарта для снижения ошибок в мышлении: 1. Правило - Очевидности – утверждать уверено только те вещи, в которых мы не можем сомневаться. 2. - Анализа – любую проблему разложить на множество мелких проблем. 3. - Синтеза – каждая отдельно решенная проблема соединяется воедино 4. - Контроля – проверять все, чтобы любое знание было научным «мысленный эксперимент» проверка в голове «Психофизиологический параллелизм» - что есть тело и душа? Если мысль нематериальна, как она заставляет тело действовать? Мышление и материя – два начала, которые не взаимодействуют. В материи нет ничего, чего нет в мышлении и наоборот. Орган Шишковидная железа – это душа. Два начала, несводимые друг к другу – мышление и протяжение. Учение называется «Дуализм» - наличие в мире двух субстанций. Дедукция – способ узнать о мире, человеке, природе. «Концепция врожденных идей» - эмпиризм не может объяснить суждений математики, всего абстрактного. 1. Идеи, приобретенные нами от др. людей 2. Идеи, конструированные нами самими 3. Идеи врожденные – идея Бога. 12. Локк Этапы: 7. Теория познания, как найти истинный источник познания 8. Философия политики 5. Книга «опыт о человеческом разумении». Разум человека – человек по рождению существа разумные. Все рассуждения: D. Факты, которые очевидно существуют, они не подвержены критики – верные суждения о мире. То, что все считают правдой. E. Возможность исследования тех предположений, чья правдоподобность вероятностна. Виды вероятностей V. Те вещи, которые происходят на протяжении нашей жизни VI. Наше согласие, о которых нам говорят другие люди Большинство людей привыкло отстаивать свои взгляды слепо. Мы не можем отказаться от своих мнений, даже если знаем, что они неверны. «Теория первичных и вторичных качеств». Каждое тело в этом мире обладает 2 свойствами:  Первичные – те, которые имеются в самих телах (протяженность, плотность)  Все остальные, которые воспринимаются по разному (запах, цвет, вкус) «Табула раса» - теория «чистой доски» – любой человек изначально является нулевым, пустотным. У нас нет врожденных идей (против Декарта). «Нет ничего в разуме, чего нет в чувствах». Источники подлинного знания: i. Ощущения. Разум ничего не может познать без ощущений ii. Рассуждения. Все логические опнраци, о которых мы не задумываемся. Все методы, которые мы используем (анализ, синтез) iii. Интуиция – внутренне чувство. Гармонизация наших впечатлений Этика Локка. Добро и зло – это удовольствия и страдания. 6. «Теория общественного договора». Книга «Трактат о правительстве». «Естественный закон» - это божественное проявление. В обществе находятся преступники, которые всем недовольны, которые хотят большего. «Каж- дый человек имеет право любыми способами защищать свою собственность». Государство нужно для того, чтобы защищало мою собственность. «Власть – подарок Бога за особые качества». Власть – священна, не критикуема. Когда народ подчиняется большинству – это залог гражданского общества. Идея о разделении властей. 13. Спиноза Книга «Этика»: Метафизика. Монизм – Бог – субстанция, у бога много атрибутов, которые не может понять человек. Наши страдания – цепочка вселенского развития. 2 атрибута бога • Мышление и протяжение Декарта. Одна субстанция, у которого много атрибутов, но люди знают только 2: мышление и протяжение. «Свобода – осознанная необходимость» у человека нет свободной воли в мире все предопределено. Все что происходит в мире – действия бога. В мире нет свободной воли. Все наши действия – действия бога. Греха нет. Зла нет. В мире ничего нет случайного. «А смерть невинных младенцев?» - «Мы не знаем, кто из них вырастет». Психология аффектов – ум человека способен к познанию природы Бога. «аффект» - страсть, то что мешает. «Неужели от разрушения мы не испытываем наслаждения, от того что мешает». аффекты имеют в основании интеллектуальные ошибки, невежество. Люди, связанные с другими людьми, оказываются в рабстве. «если ты хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. «Интеллектуальная любовь к богу» - такая любовь свободна от страстей. Бог свободен от страстей. Бог – совершенное существо. Надо находить счастье в том, что кажется несчастьем. Отношение к смерти: если мы боимся смерти – это рабство. Смерти избежать нельзя, не надо ее боятся. 14. Юм Крушение рационализма «Субъективный идеализм» «Трактат о человеческой природе». О человеке: 9. Ум 10. Страсти 11. Морали Гносеология – что есть познание? Познание: 7. Впечатление – наши чувства 8. Идеи Что есть мысль? Мысль связана с ощущением. Перцепция – элементарное ощущение, что есть я. «Личность – поток вечно изменчивых состояний». Юм отрицает целостности личности. Человек не ощущает изменений организма. Каждую секунду – человек другой. Каузальность – идея причинности. Причин связи между предметами не существует. Если люди не слышат друг друга, как они могут понимать друг друга? Привычка – наше ожидание того, что происходит. В нашем сознании отсутствуетпричинный механизм, который имеет место только в нашем опыте. Мир непознаваем. Нельзя претендовать на господство в мире. 15. Лейбниц 1. Учение о монадологии 2. Учение о предустановленной гармонии. 1) Учение о монадах. Конец Спора о начале всего сущего (от Декарта, Спинозы). Основой универсума является бесчисленное к-во духовных атомов или субстанций. Каждый из духовных атомов независим, на них невозможно повлиять, это может сделать только бог. Называются эти атомы – монады. Монада – сжатая Вселенная. Качество монады – принцип стремления. «2-й принцип – восприятие. Вселенная одушевлена. Внутри есть импульс. Поэтому все во Вселенной двигается. Отличия монад – степень осознанности. Классификация монад, ступени развития монад: I. Монады с Темным представлением. Они находятся в состоянии глубокого сна. Это вся неорганика. Неорганическая природа. Они могут быть вызваны к жизни волей бога. Им присуще только представление. Они никак не осознают свою жизнь. Они просто есть. II. Монады со смутным представлением. Все животные, кроме человека. Они имеют душу и главное свойство – перцепция – элементарное ощущение себя в мире. III. Монады с отчетливым представлением. Это дух, который умеет различать себя. Апперцепция – сознание, самосознание. Думать о цвете и сознавать, что думаешь об этом цвете – разные вещи. Животные не обладают этим свойством. IV. Бог. Высочайшее существо. Весь мир – отражение бога. Природа – привычка бога. Все монады поглощаются богом. Монады созданы в один момент времени. Монады – живые зеркала Вселенной. Пространства и времени не существует. Пространство и время – это способы восприятия монад. Пространство и время – субъективное восприятие человека. 2) Книга «Опыты Теодицеи» (оправдание бога). Учение о предостановленой гармонии. Природа всякой субстанции такова, что любое ее последующее состояние есть неизбежный результат существования предыдущей. Все монады развиваются одинаково, в одной системе. Гармония – единство – монад. Душа и тело соотносится между собой путем гармонии монад. Счастье – возможность самосовершенствования. Спор Лейбница с Локком. (Локк – критика – врожденных идей Декарта). Лейбниц – врожденные идеи есть в виде неосознанного – привычки, законы мышления, задатки, предрасположенность, склонности. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума». 16. Кант. Кант ввел 30 понятий. 2 периода: 1. Докритический. Кант ученый 1) Кант объяснял возникновение Вселенной из вращающейся туманности. 2) Кант прочитал книгу Руссо «Эмиль», и Кант пересмотрел свое отношение к людям, и начнет уважать людей. 3) Кант прочитал Юма, и понял, что все наши действия – привычка. 4) Современная наука больна узостью и отсутствием великой цели. 2. Критический a) Что я могу знать? Каковы границы разума b) Что я должен сделать? Этическая система, понятие долга. c) На что я могу надеется? Понятие бога. d) Что есть человек? Сводится к первым трем вопросам. «Критика чистого разума». Открытие во внутреннем мире человека неосознанных элементов мышления. Кант книга «Критика чистого разума» - понятие «способность продуктивного воображения» - синтез чувств и мыслей; благодаря этому человек творит. Теория познания. Чистый разум – свободен от условий жизни. Все познание начинается с опыта. Как возможно внеопытное знание, свободное от чувств? Теория суждений. 2 вида суждений: a) Аппосторионное суждение – суждения опытные. b) Априорные – доопытные. Человек многого не изобретает, он знает то, что было выработано предыдущим человечеством. 2 вида априорных знаний: 1) Априорные аналитические. Суждения поясняющие. Качества субъекта содержатся в этом предмете. Например, протяженность, размер. 2) Априорные синтетические. Расширяющие суждения. Свойства предмета не содержаться в субъекте, но относятся косвенно. Все суждения математики – синтетические. Сам вид цифр ничего не содержит. Только в голове происходят вычисления. Как они происходят? – вопрос Канта: a. Как возможна математика? b. Как возможно чистое естествознание? c. Как возможна метафизика? i. О математике. «Трансцендентальная эстетика». Трансцендентное – непознаваемое никак, остающееся вне нашего понимания (идея Бога, бессмертие души). Трансцендентальное – конструирование нашей познавательной способности условий опыта. Учение о чувственности – опыт не дает достоверной информации. Я не могу познать предмет, какой он есть. НОУМЕН – вещь в себе – предмет, навсегда недоступный познанию. ФЕНОМЕН – явление. Каждый человек оценивает вещь по своим рамкам. Посредством чувственности предметы даются. Есть ли единое восприятие жизни? Это чистые формы чувственных созерцаний. Пространство, время – чистая форма познания. Осознание Пространства и времени – человеческие понятия. Не будет человека – не будет пространства и времени. Математика возможна, потому что математика – наука о величинах. ii. О чистом естествознании. Трансцендентальная аналитика. Познавательная способность суждения – рассудок. Рассудок – способность давать правило. Рассудок позволяет мыслить. Что есть чистая форма рассудка? Это категория. 10 категорий предложил Аристотель ( пространство, время, движение). Кант расширит эти категории. У Канта категории – отношения между предметом и его свойством. 4 класса категорий: • Количество • Качество • Отношений • Модальности Пересмотрены отношения субъекта и объекта. «Классическая концепция истины» Аристотеля – наши знания соответствуют предметам. Кант: не человек должен подстраиваться под природу, а предметы должны подстраиваться под человека; это значит, что человек – творец, создающий культуру. Продуктивное воображение – необходимость познавания мира. это одно из свойств души. Воображение совмещает чувственность и рассудок. Если бы мы не обладали воображением, мы не смогли бы познавать, потому что воображение – это сетка, где совмещается вся информация из окружающего мира. Когда связь представлений об окружающем мире воссоединена – да, чистое естествознание возможно. iii. О метафизике. Хватает ли тех знаний, которые получает человек из окружающего мира. Нет, человек желает выйти из рамок своей способности познания. Способность человека – разум, то, что позволяет познавать человеку. «Трансцендентальная диалектика». Диалектика – логика иллюзии. Два вида трудностей в познании: • Паралогизмы – ложные по форме умозаключения (ярлыки, стереотипы) • Антиномии – исключающие друг друга равнодоказуемые суждения. Либо с одинаковой степенью либо доказать и точно так же опровергнуть. Апперцепция – осознаваемые чувства. Осознание я есть я. 2 вида апперцепций: • Эмпирическое единство апперцепций (чувства) • Трансцендентальное единство апперцепции – единство своей личности и ощущений вокруг в созерцании. Этика Этика долга. Понимание проблемы идеала. Кант книга «Критика практического разума» - самое главное – долг. Если б мораль была естественна – не было б преступности. Люди верят в бога, потому что являются моральными существами. «Меня поражают две вещи: Звездное небо над головой и нравственный закон во мне» Можно ли быть счастливым и моральным? Нет, нельзя. Если любое действие рассматривать как достижение цели – нет морали. Гипотетический императив – поведение, при котором совершается добро и ожидается добро. Чтобы добиться чего-то, надо поступать по плану, задумано. Но эти действия не всегда моральны. Главным понятием – понятие долга. Осознание, что надо поступить так, правильно, нравственно, хорошо. 2 вида законов: 1. Легальные – либо за вознаграждение, либо боясь наказание. 2. Моральные – характеризует меня как нравственного человека. «Поступай, так, чтобы максимум твоей воли служила общему закону». «Поступай так, чтобы другой человек был целью, а не средством». Люди принадлежат 2 мирам – внешнему, жестокому. И внутренний, где мы свободны. 17. Гегель - 156 новых понятий Учение об абсолютной идее: только человеку под силу познать ту идею, которая организует мир 1. Кант: предмет изучения – чистый разум. Гегель не согласен: нельзя разрывать разум и опыт. 2. Гегель: принцип тождества мышления и бытия. (Парменид – мысль о предмете и сам предмет одно и то же). 3. Вещь в себе и явление не могут быть разорваны. Вещь в себе прослеживается через явление. 4. Противоречие – критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения 5. Диалектика – условие всего существующего 6. Утверждение, отрицание, синтез – принцип Гегеля В основе мира – безличное духовное первоначало – условие мира. Абсолютная идея система саморазворачивающихся категорий, которые являются условиями развития мира. Задача абсолютной идеи – самопознание и развитие самосознания. Природа не может быть основой сущего, потому что природа – пассивная субстанция. Если б природа была одна, она была бы неизменной вечно. Для созидания нужен разум. Это и есть первоначало. Эволюция абсолютной идеи – книги энциклопедия философских наук: 1) Книга «наука о логике» - принцип восхождения от абстрактного к конкретному: люди мыслят абстрактно, люди отрывают одну характеристику пред- мета (Нечто подобное у Канта); только когда все характеристики будут воссоединены, будет истинное знание. • Бытие и ничто соединяется становлением – от темы предмета к множеству знаний о нем. «Наличие бытия» • Учение о сущности. Сущность – проникновение во внутренние закономерности предметов. Любой предмет противоречивый. • Понятие – воспроизводит процесс бытия и мышления. Мы что-то видим, изучаем его, и затем составляем понятие. 2) Книга «Философия природы». Философия: i. Физика ii. Механика iii. Органика - инобытие – природа. Отчуждение абсолютной идеи в природу. Это деятельность во внешний мир. Абсолютная идея не может сама себя познать, нужен наблюдатель. Этот наблюдатель – человек. 3) Книга «Философия духа» • Субъективного духа - конкретный человек • Объективного духа – развитие человека – семья, гражданское общество, государство • Абсолютного духа – искусство, религия, философия (высшая форма мышления) Законы Диалектика Гегель покажет развитие всего человечества: он смотрит на историю, как на степень свободы человека, общества 1. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. • Количество – внешняя определенность предмета в пространстве и времени • Качество – внутренняя определенность предмета, тождественность с бытием • Мера – показатель гармонии количества и качества • Скачок – всеобщая форма перехода от одного состояния в другое; это состояние вечно, присуще всему. 2. Закон отрицания отрицаний (закон двойного отрицания). Старое не исчезаеь, т. е нет отрицания его, оно трансформируется • Преодоление старого • Преемственность • Утверждение нового Развитие происходит по спирали 3. Закон единства и борьбы противоположностей (конфликт) – преход на более высокие ступени развития • Тождество – равенство объекта самому себе • Различие – неравенство объекту самому себе. Человек развивается, и в разном возрасте – разный. • Противоположности – характеристика отличающихся друг от друга объектов • Противоречие – необходимое условие любого развития. Процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Противоположность существует, пока существует его противоположность. Добро и зло. 18. Маркс «До того ф. только объясняла мир. Мы хотим изменить мир». Проблема отчуждения труда Труд рабочего не являются его достижением. Труд создал человека. Труд человека, в отличие от животного, не всегда ему нужен. Деятельность животного зависит от его устройства, человек независим от своего устройства (человеческая рука). Посредник в труде человека – орудие труда. Труд, который не нужен человеку, который изнуряет его и из-за которого он деградирует – отчужденный труд. 3 критерия такого труда: 1. Объективация – товары, которые создает рабочий и с которыми он не контактирует 2. Отъема – когда капиталист забирает у рабочего результаты труда 3. Порабощение рабочего капиталистом Материалистическое понимание истории «Мы должны перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги», сделать ее реальной. Историю создают не абстрактные явления, а настоящие люди. Движущие силы общества – не ф. категории, а экономические факторы. (экономические формации) История – столкновение противоположных классов. В чем заключается отличительная черта человека? – только у человека 2 стороны: материальная (природная) и идеальная (сознание). Любое действие человека сопровождается сознательным пониманием. Марксизм – любой проект, осуществляющийся на практике, сперва строится в голове. Законы развития общества существуют так же, как и законы природы, но при этом люди могут не осознавать, что история развивается по этим законам. 2 варианта развития истории: 1. Стихийное развитие – люди выбирают цели и средства без опоры на знания исторических закономерностей, т. е. руководствуясь сиюминутными желаниями. Вывод: результаты не соответствуют тому, чего хотели люди. 2. Сознательное развитие – люди видят подлинные закономерности. Тогда результаты соответствуют нашим целям Термины Исторического материализма: 1. Базис – экономический строй общества. 2. Надстройка – совокупность духовных отношений – инфраструктура базиса. 3. Производственные отношения – отношения, соответствующие ступени развития – 1. Производительны силы – единство людей и средств труда и 2. Производственные отношения:1. Орудия труда. 2. Обмен деятельностью между людьми. 3. Распределение благ 4. Общественно-экономическая формация – определяются отношениями собственности (5стадий) 19. Ницше Книга «Антихристианин». Невозможно равенство, что пропагандирует христианство Христианство воспевает слабых людей, тех, кто не идет к прогрессу. «Почему я должен любить ближнего?» - лентяя, «Я могу любить только дальнего, чем меньше я о нем знаю, тем более я его люблю, но чем ближе я его буду приближать, тем более я буду узнавать его и разочаровываться». Милосердие – лицемерная маска, которая надевает христианство, чтобы защищать слабаков, которых защищать не надо, т. к. они доказали свою недееспособность. Сострадая, ты сам слабеешь, становишься дегенератом. Помогая больным, человек действует против природы. Западноевропейская культура ослабла из-за гуманизма, добра. Бог умер. Наши отношения к богу переросли из духовных отношений в экономические отношения – ты – мне, я – тебе, за благонравие полагается рай. Сильный только тот, кто станет по ту сторону добра и зла, пересмотрит все понятия христианства. Мы не понимаем значений слов, как добро и зло и др. Проблема взаимодействия сознательного и подсознательного. Поступки разума развиты толчками подсознания. Книга «Воля к власти» - слепое бессознательное инстинктивное движение, которое управляет миром. 4 вида: a. Воля к жизни (от Шопенгауэра) b. Воля внутренняя, внутри человека – наличие внутреннего стержня, когда я знаю, чего хочу c. Бессознательная воля – страсти, аффекты, инстинкты d. Воя к власти (главная). Счастье – воля к власти 2 вида людей 1. Люди с сильной волей к власти 2. Люди со слабой волей к власти «Так говорил Заратустра» Человек – канат между зверем и сверхчеловеком. Учение о сверхчеловеке – носитель новых ценностей, норм, позиций, лишенный милосердия в христианском понимании. Если нас не будет мучить совесть – мы станем сверхчеловеком. Черты сверхчеловека: • Духовное творчество • Сверхиндивидуализм – неприятие толпы • Нужно отличаться от других людей, иметь богатый внутренний мир • Самосовершенствование • Оптимизм Сверхчеловек противостоит «добрым христианам». «Добрые люди - бездумные, а значит, бессмысленно верующие, не понимая сути, не понимая значения, не понимая смысла того, что происходит, кто не обладает способностью к творчеству, кто всегда лжет – это христиане». Сверхчеловек – биологический тип, который соотносится с человеком, как человек соотносится с обезьяной. Сверхчеловек – господство духа. Разделение морали a. Мораль рабов – мелочность, перенесение унижения от начальства ради карьеры b. Мораль господ – уважение себя 20. Позитивизм – достаточно широкая совокупность близких школ и подходов, получивших значительное распространение в мире. Некоторые формы позитивизма сохраняют свое влияние и в наше время. Наиболее общая черта позитивизма – ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания. Позитивизм 1) утверждает первенство науки: наше знание – это результаты научного познания; 2) считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология); 3) замещает наукой другие формы знания (отсюда критика философии); 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; 5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем. Позитивизм, таким образом, – одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мировоззренческих вопросов. Критикуя метафизику (философию), позитивизм сам является одной из форм философии. Основателем позитивизма считается О. Конт (1798-1857), изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830-1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта – «закон трех стадий». Как отдельный индивид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии: 1) теологическую, или фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную. Объяснение явлений сверхъестественными и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии (начавшейся с 1800 года) отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания – наука. Конт уделяет большое внимание классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную им новую науку – социологию, выявляющую законы функционирования общества. Философии отводится роль методологии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству. Дж.Ст. Милль разрабатывает проблему опытного познания: подвергает критике теорию силлогизма и разрабатывает намеченную еще Ф. Бэконом теорию индукции. Он дал окончательную формулировку методов научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков, основанных на причинном единообразии природы. Г. Спенсер рассматривал философию как конечный продукт обобщения данных наук. Основываясь на теории Дарвина, Спенсер разработал теорию эволюции, понимаемую упрощенно, как единство дифференциации и интеграции. У Спенсера прослеживается стремление биологизировать понимание мира и процесса познания. В последней трети XIX века формируется новая форма позитивизма -эмпириокритицизм, или философия критического опыта. Крупнейшие его представители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию. С точки зрения эмпириокритиков, все есть лишь опыт. В опыте нет различий физического и психического, при их разделении, согласно Авенариусу, опыт разрушается («интроекция»). Э. Мах, как и Авенариус, рассматривал познание, в том числе науку, как форму адаптации к среде. Адаптация требует соблюдения принципа «экономии мышления», то есть отказа от метафизических (внеопытных) утверждений. Необходимо ясное и точное описание явлений, язык – средство экономии. Мир образуется из элементов опыта, группируемых в события. Элементы опыта понимаются как ощущения, то есть мир сводится к совокупности ощущений. Ощущение – важнейшая форма приспособления организма к среде. Мах, с одной стороны, биологизирует понимание познания, с другой – субъективирует его как процесс комбинации ощущений. 21. Шопенгауэр Гегель: «То, что существует – разумно» - несогласие Шопенгауэра с цельностью мира. Рассуждения Шопенгауэра: 1. Буддизм 2. Платон 3. Кант «Закон достаточного основания» - все наши представления о мире находятся во связи, везде закономерности (Кант). Шопенгауэр: Эта связь имеет фундамент, распадающийся на 4 класса: I. Закон причинности – опыт, который мы получаем по жизни (все по Канту). «чувства – рабочие, которые несут человеку материал» II. Закон логического основания – логическое мышление. На этом уровне мы не можем понять весь мир. (Кант считал, что разум – это вершина) III. Закон бытия – синтез между рассудком и опытом. Главная дисциплина – математика, которая высвечивает все знания о мире. IV. Закон мотивации, действующий во внутреннем мире человека. Этот феномен главный и почувствовать его невозможно. Взгляды человека, ответы на вопросы мышления – это Мания величия человека: 1) Космологический симптом – человек мнит себя господином Вселенной, но Земля – шарик в просторах Вселенной 2) Симптом биологический – люди мнят себя венцом природы, но разум – это компенсация за физическую слабость, за неумение встраиваться в природу 3) Симптом психологический – люди считают свое «я» хозяином в голове, но наша жизнь подчиняется чему-то другому, МИРОВОЙ ВОЛЕ – людьми управляет не разум, а аффекты, страсти, темные инстинкты Мировая воля – сила, первоначало, влияющее на весь мир. Это зло, которое страдает, 2 свойство: 1) Желание быть 2) Инстинкт сохранения и продолжения рода Это два тех самых фундаментальных свойства. Главная функция воли – соблюдение меры страданий, отпущенных человеку, т. о. мы не получаем больше страданий, чем можем пережить (христианская мысль) Можно ли победить мировую волю? В 1 случае – нет, т. к. в буддизме действует перерождение, во 2 случае – да, путем аскетизма, прерывания рода. Идея бога – Шопенгауэр отказался от бога, хотя его представления очень близки к христианству, к деизму. 22. Фрейд Подсознательное – критика Декарта, Локка, Спинозы, Канта. Психоанализ 1. Метод сновидений. Механизмы снов • Принцип сгущения – несколько элементов из реальности сливаются. • Смещения – замена элементов реальности на произвольные элементы 2. Ошибки в письменной и устной речи 3. Свободные ассоциации Невроз- самовыражение и самоуничтожение. Инстинкты, порождающие неврозы: 1. Самосохранение – может не проявляться 2. Продолжения рода Инстинкты 1. Эрос – любовь 2. Танатос – смерть Духовная жизнь 1. Оно – бессознательное влечение. Регулируется принципом удовольствия 2. Я – наше сознание. Регулируется принципом реальности 3. Сверхя – социальные рамки. Регулируется долгом Все человечество – невротики. С одной стороны, на человека давят его желания, с другой стороны – социальные нормы. Если у человека сильная воля – он сдержан, он соблюдает нормы общества. И наоборот. «Сублимация» - трансформация сексуальной энергии в другую деятельность. I. Комплекс Электра - девочки II. Комплекс Эдипа — мальчика 23. Юнг Сознательное и бессознательное тесно связаны. Бессознательное – это энергия, но не сексуальная, а особенности психики, совокупность всех человеческих переживаний. Бессознательное переживается 1. в коллективе, 2. Индивидуально. Обнаружить ее можно через систему символов. Архетип – «Первоначало» - «трансцендентное (непознаваемое) по отношению к сознанию реальности, вызывающий комплекс представлений, выраженных в мифологических представлениях». Какие символы (архетипы) могут влиять на коллективное сознание? От религии отказаться невозможно, потому что она дает уверенность людям в жизни, чтобы они не боялись смерти. Религия же позволяет человеку не чувствовать себя одиноко в космосе.

- у работы пока нет рецензий -