МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Гуманитарный институт Направление подготовки «Журналистика», Бакалавриат Первый курс. Группа 17818 Курсовая работа Зюкова Михаила Дмитриевича «СМЫСЛОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ» В СОВРЕМЕННЫХ СМИ» Научный руководитель: старший преподаватель кафедры древних литератур Л. В. Буднева Новосибирск 2018 Содержание Содержание..................................................................................................................2 Введение.......................................................................................................................2 Глава I. Представление о любви в творчестве Платона...........................................4 1.1 Идеальная любовь Платона. «Пир».................................................................4 1.2 Понятие «платонической любви» в неоплатонизме. Марсилио Фичино «О любви»....................................................................................................................11 Глава II. Трансформация понятия «платоническая любовь» в языке современных русскоязычных печатных СМИ .......................................................12 2.1 Определения «платонической любви» и «платонизма» в словарях............12 2.2 Употребление термина «платоническая любовь» в современных российских СМИ...................................................................................................15 Заключение.................................................................................................................19 Список литературы....................................................................................................21 Список источников....................................................................................................22 Введение Эволюция понятий в истории – процесс, встречающийся достаточно часто. Термин или понятия могут изменять свое значение по многим причинам: религиозным, политическим, историческим. Наиболее ярко процесс смысловой трансформации прослеживается на примере понятий абстрактных, о сущности которых люди спорили во все времена. В настоящей работе была предпринята попытка проследить эволюцию понятия «платоническая любовь». Как известно, любовь – социокультурная константа, сущность которой человечество пытается понять от своих истоков и до наших дней. Тема любви остается одинаково актуальной как в древнегреческой литературе, так и в современной прозе, поэзии и публицистике. Именно по этой причине гораздо более узкое, но все такое же устойчивое понятие «платоническая любовь» хорошо подходит для изучения как пример смысловой 2 трансформации термина. Культура Древней Греции разительно отличается от нашей и времени прошло достаточно для того, чтобы можно было заявлять об изменениях в понимании «платонической любви». «Платоническая любовь» относится к классу прецедентных феноменов, в частности, прецедентных высказываний. Прецедентный феномен – это эталонный комплексный образ, содержащий в себе некоторое количество других образов и смыслов, устойчивых и прочно закрепленных в массовом сознании. Существуют прецедентные высказывания, ситуации, имена и тексты. Высказывания подобного рода характеризуются емкой иносказательностью, где совокупность слов и смысловых конструкций рождает новое значение. Для каждой отдельной социо-культурной среды характерен свой набор прецедентных феноменов, которые могут как пересекаться, так и быть полностью оригинальными в каждом конкретном случае. «Платоническую любовь», как прецедентное высказывание, можно встретить во множестве разных языков, однако заявлять о том, что везде термин воспринимается и трактуется схоже, нельзя. Изучение смысловой трансформации термина «платоническая любовь» важно для нас в контексте его восприятия в русском пространстве. Сравнивая понимания схожих прецедентных феноменов в двух разных культурах мы получаем возможность проследить ключевые различия между этими культурами: народный менталитет, культуру языка и т.п. Объект работы – материалы современных русскоязычных СМИ. Предмет работы – понятие платонической любви на страницах русскоязычных печатных СМИ, Цель нашей работы – выявить и проанализировать различия в трактовке термина «платоническая любовь» в современной России и Античной Греции. Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач: - подробный анализ философского диалога Платона «Пир» как источника оригинального понятия; - разбор определений «платонической любви» в нескольких русских словарях; 3 исследование случаев использования термина «платоническая любовь» в современных российских СМИ.; Материалом для работы послужили философский диалог Платона «Пир», комментарий к «Пиру» от Марисилио Фичино под названием «О любви», Словарь крылатых слов и выражений под авторством Вадима Серова и Словарь иностранных слов современного русского языка под редакцией Татьяны Егоровой. Примером современного употребления понятия стали 7 публикаций российских СМИ в период с 2001 по 2014 года. Пять из них представляют интерес для углубленного анализа. Они будут представлены в этой работе. Главный тезис нашей работы – понятие «Платоническая любовь» утратило свое первоначальное значение. Прочтение «Пира» дает понять, что в трактовке Платона любовь идеализирована, многогранна и совершенна. Устами героев Эрот представлен двигателем человеческого существа, главным побудителем к каким-либо действиям. Однако современное понимание «платонической» любви отрицает в ее составе любовь физиологическую, что противоречит концепции Платона. Известное в широких кругах крылатое выражение «платоническая любовь» сегодня трактуется как любовь без интимной близости/полового влечения. Глава I. Представление о любви в творчестве Платона 1.1 Идеальная любовь Платона. «Пир» Понятие платонической любви было введено в знаменитом произведении Платона «Пир», созданном в 380–385 годах до нашей эры. В нем описывается застолье знатных людей города: философа Федра, полководца Павсания, комедиографа Аристофана, драматурга Агамона и философа Сократа. Именно этим героям были даны главное слово и решающая роль в определении платонической любви. Сюжет диалога несложен: отдых ученых граждан проходит за рассуждением о сущности, целях и проявлениях божества любви Эрота. Диалог, как жанр греческой литературы – это глубокое философское 4 размышление, с подробным рассуждением о сути проблемы, выражением множества мнений, как схожих, так и противоположных, а также заключительным выводом, помещенным в уста персонажа, среди всех считающегося самым мудрым и ученым. В работах Платона таким персонажем раз за разом оказывается Сократ. Как известно, Платон был учеником Сократа и в свое время очень проникся его идеями. Учитель стал постоянным персонажем в произведениях Платона. Зачастую именно из уст Сократа Платон доносит основную мысль произведения, суммируя все высказанные ранее мысли и подводя некий итог. Именно из его речи становится понятно, что Платон вкладывал в свое определение идеальной любви, впоследствии ставшей синонимом «платонической». Эрот – древнегреческий бог любви. Согласно «Теогонии» Гесиода, Эрот является одним из четырех древнейших божеств. 1 (Гесиод, 2001) Изображается молодым человеком с неописуемо красивым лицом и золотыми крыльями. Постоянные спутники божества –его золотой лук, а также два набора стрел. Первый содержит золотые стрелы, дающие жертвам любовь, а во втором – свинцовые, что, напротив, заставляют людей чувствовать безразличие. Каждый из упомянутых в «Пире» персонажей в определенный момент берет слово и начинает свое рассуждение. Произведение состоит из нескольких блоков с идеями героев, между которыми вставлены короткие перебивки, возвращающие читателя в пространство диалога – дом Агафона. Для точного понимания оригинального значения платонической любви важно раскрыть и учесть некоторые идеи, описанные в «Пире». Первым слово берет Федр. В своем восхвалении бога Эрота он затрагивает тему его происхождения, высказывая идею исключительной древности любви. Примером этого он приводит силу любви, что заставляет многих героев других знаменитых произведений Древней Греции совершать великие подвиги, жертвовать своей жизнью или мстить. «Да разве найдется на свете такой 1Гесиод. Полное собрание текстов. Перевод: В. Вересаев, О. П. Цыбенко. М., Лабиринт, 2001. 256 с. 5 трус, в которого сам Эрот не вдохнул бы доблесть, уподобляя его прирожденному храбрецу? И если Гомер говорит, что некоторым героям отвагу внушает бог, то любящим дает ее не кто иной, как Эрот»2 (Платон, 1993) –так свою идею излагает Федр. Кроме того, в его речи высказывается мысль об ответственности между любящими. Любовь, в его понимании, связывает людей куда более прочной связью ответственности и этики, нежели семья или дружба. Он утверждает, что, если влюбленный человек совершит какое-нибудь преступление или позволит преступлению случиться, худшим наказанием для него станет неодобрение объекта любви. Следующим выражает свои идеи Павсаний. Его основной тезис – двойственность Эрота. Первый описанный Эрот – Пошлый: «Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные»3 (Платон, 1993). Ничтожность подобного рода любви рассказчик находит в стремлении людей к удовольствиям. Пошлый Эрот представляет собой удовлетворение низших потребностей без тяги к возвышенности чувств. Второй Эрот – Небесный или Божественный: «Эрот же Афродиты небесной восходит к богине, которая, во-первых, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, – недаром это любовь к юношам, – а во-вторых, старше и чужда преступной дерзости»4 (Платон, 1993). Как мы видим, в отрывке с описанием Небесного Эрота рассказывается не столько о ее невинности, сколько о возвышенности. Нет отрицания полового влечения и в Небесном Эроте, и в Пошлом Эроте. Эта речь представляет особенный интерес, ведь здесь мы впервые сталкиваемся с четким разделением двух видов любви: возвышенно-духовной и ничтожно-физиологической. Однако мыслей об идеальности первой еще нет – 2 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993.Перевод С. К. Апта, заново сверен А. А. Столяровым. 528 с. 3 Там же. 4 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993.Перевод С. К. Апта, заново сверен А. А. Столяровым. 528 с. 6 вопрос стоит лишь в цели и эстетике чувства. Если любовь, духовная или физиологическая, находит свою цель в удовлетворении потребностей любящих, то это низменное чувство. Если любящие любят из стремления к прекрасному, стремления к красоте, то это любовь возвышенна. Еще одна важная мысль Павсания, высказанная ближе к концу его выступления, – ни одно явление, действие и, следовательно, проявление любви не может быть прекрасно или безобразно само по себе. Степень возвышенности или пошлости проявления любви определяется лишь объектом любви и тем, как оно совершается: «Если оно совершается прекрасно – оно прекрасно, если безобразно – оно безобразно. Безобразно, стало быть, угождать низкому человеку, и притом угождать низко, но прекрасно – и человеку достойному, и достойнейшим образом»5. (Платон, 1993) Кроме того, Павсаний говорит о пользе любви для совершенствования личности. Следующими свои речи произносят Эриксимах, Аристофан и Агафон. Их идеи не являются ключевыми для определения наличия в идеальной любви полового влечения, но мы все же кратко изложим суть их выступлений. Эриксимах рассказывает о вездесущности Эрота, о том, как любовь пронизывает почти все виды деятельности человека, от врачевания до занятий музыкой. Аристофан говорит о любви как о стремлении к целостности личности. «Каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину»6 (Платон, 1993). И, наконец, Агафон предметом своего выступления выбирает красоту Эрота, его совершенство. Для нашей работы его речь представляет наименьший интерес, ведь она представляет собой лишь восхваление без выражения определенных идей о сущности, целях и предназначениях любви. 5 Там же. 6 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993.Перевод С. К. Апта, заново сверен А. А. Столяровым. 528 с. 7 Последняя речь в «Пире» принадлежит Сократу. В первой части своего выступления Сократ ставит под сомнение божественную сущность Эрота. Его речь – пересказа диалога с мантинеянкой Диотемой. Диалог строится не из равноправного обсуждения явления любви и Эрота, а из поучения Сократа Диотемой посредством излюбленного приема автора – майевтики. Как известно, майевтика была присуща речи Сократа и представляла собой простую вопросно-ответную форму, в которую ловко вплетено поучение. Учитель задает ученику простые вопросы по обсуждаемой теме, а ученик, просто и логично отвечая на них, самостоятельно приходит к пониманию сущности вопроса и тем либо отвечает на заранее заданный учителем вопрос, либо находит решение поставленной задачи. По подобной схеме и проходит разговор Сократа и Диотемы: «-Неужели то, что не прекрасно, непременно должно быть, по-твоему, безобразным? - Конечно. - И значит, то, что не мудро, непременно невежественно? Разве ты не замечал, что между мудростью и невежеством есть нечто среднее? - Что же? - Стало быть, тебе неведомо, что правильное, но не подкрепленное объяснением мнение нельзя назвать знанием? Если нет объяснения, какое же это знание? Но это и не невежество. Ведь если это соответствует тому, что есть на самом деле, какое же это невежество? По-видимому, верное представление - это нечто среднее между пониманием и невежеством»7 (Платон, 1993) Благодаря майевтике, Сократ приходит к пониманию того, что Эрот не божество. Диотема называет Эрота великим гением, чья роль – быть посредником между людьми и богами, поэтому он всегда находится в состоянии движения между крайними понятиями «красота» и «безобразие». Греческие 7 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993.Перевод С. К. Апта, заново сверен А. А. Столяровым. 528 с 8 боги олицетворяют мудрость, ум, красоту, а любовь в мире греческой мифологии представлена вечным стремлением к красоте и мудрости. Именно поэтому, по словам Диатемы, Эрот не может быть богом: из-за своего вечного стремления к прекрасному. Главная мысль для нашей работы в выступлении Сократа выражается ближе к его концу, когда между персонажами заходит диалог о целях любви и ее предназначении. Диатема подробно описывает путь любви. В трактовке Диотемы этот путь представляется многоступенчатой лестницей самосовершенствования и познания. Первый шаг в познании истинногопрекрасного как раз любовь к «прекрасному телу», далее – ко множеству «прекрасных тел». Акцент ставится не на самой любви или на удовлетворении естественных потребностей, а на те идеи и мысли, что любовь может породить в сознании любящего. Идея о «истинно- прекрасном», так мы будем ее называть далее, приведет к осознании общности красоты у всех людей, у человечества в целом. Так должна родиться любовь ко множеству «прекрасных тел», первое чувство обязано отойти на задний план из-за осознания любящим ее ничтожности. Следующая ступень – любовь к красоте души. Опять же, не одного человека, а множества. Уже здесь можно проследить, как работает путь идеи «истинно-прекрасного»: с каждым переходом на следующую ступень предыдущая отмирает, теряет свою актуальность для любящего. Так, после осознания красоты духа, телесная красота теряет свою ценность. Затем следует куда более серьезные переход – от нравов к наукам. У любящего появляется любовь к самосовершенствованию и познанию. Благодаря пониманию устройства мира, у человека возникает ощущение красоты мироздания и, следовательно, любовь к нему. Любовь к человеку в целом отходит на задний план: «...стремясь к красоте уже во всем ее многообразии, не быть больше ничтожным и жалким рабом чьей-либо привлекательности, плененным 9 красотой одного какого-то мальчишки, человека или характера, а повернуть к открытому морю красоты»8 (Платон, 1993) Далее в своем рассуждении Сократ расплывчато описывает финальную ступень любви. Четкого определения, что же является объектом любви здесь не дается. «Нечто удивительно прекрасное по природе, то самое нечто,вопервых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное». Можно сделать вывод, что Диатема рассказывает о самой идее любви. О чистой концепции вечной идеальной красоты. В ее понимании, «истиннопрекрасное» – вещь, осознаваемая для человеческого интеллекта, но осознаваемая исключительно при соблюдении некоторых условий. Например, строгий порядок ступеней, что нужно пройти для достижения «истиннопрекрасного». Зная, какие философские идеи высказывал Платон, об устройстве мироздания и, в частности, концепции Мира Идей, можно сказать, что предметом речи Диатемы и Сократа является любовь из мира Идей. Каждая вышеописанная ступень постижения любви – своеобразная грань «истиннопрекрасной» любви из мира идей, а весь путь представляет собой своего рода изучение всех ее аспектов с целью собрать полноценную картину. В понимании Платона цельное мироздание составляют два мира: мир Вещей и мир Идей. Мы живем в мире Вещей, так как ежедневно вынуждены взаимодействовать с материальными объектами и сами тоже являемся материальными объектами. Платон заявлял, что существует некий идеальный мир, наполненный прообразами объектов нашего мира, а мир материальный представляет собой лишь отражение этого мира Идей. Никаких доказательств существования мира Идей, кроме умственного познания, не существует. Нельзя 8 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993.Перевод С. К. Апта, заново сверен А. А. Столяровым. 528 с 10 отрицать, что почти каждый предмет нашего окружения, места, да и мы сами уникальны в большей или меньшей степени, но несмотря на это мы способны объединять объекты по некоторым признакам несмотря на все различия. Это и есть умственное познание идеи. Уникальность предметов, людей и мест он списывал на погрешности и искажения идеальных концепций мира Идей. В нашем случае, множество видов любви из нашего, материального мира лишь разные грани, отличные от друг друга отражения идеальной любви из мира Идей. На этом этапе исследования становится ясно, что вкладывал Платон в свое понятие «идеальной» любви, позже ставшей «платонической». Главное, что мы можем выделить, – Сократ не отрицает роль физиологической любви в составе «идеальной» любви. Напротив, он упоминает ее как «устремление к прекрасным телам» и говорит о том, что она представляет собой первую ступень для постижения истинной красоты. То есть физиологическая любовь несет в себе частицу «идеальности» с условием того, что ее целью будет не банальное удовлетворение низменных потребностей, а стремление к высшим чувствам и идеалам красоты, как и физической, так и духовной. Любовь идеальна как совокупность других видов любви, и половое влечение в это входит. 1.2 Понятие «платонической любви» в неоплатонизме. Марсилио Фичино «О любви». Хоть понятие идеальной любви и было описано Платоном еще в четвертом веке до нашей эры, «платонической» она была наречена позже, в 1400-х годах, во время расцвета Неоплатонизма. Неоплатонизм – идеалистическое направление философии, берущее свои истоки в Древнем Риме За основу были взяты концепции, изложенные в работах Платона. Основателем направления считается Плотин, греческих философ, живший в III веке н.э. Он первый 11 занялся анализом работ Платона, четко сформулировав и в доступной форме изложив философские взгляды Платона.9 (Асмус В, 1976) Само понятие «платоническая» было введено гораздо позже, в IV веке Марисилио Фичино, итальянским философом-неоплатонистом. С наступлением эпохи Возрождения многие мыслители вновь обратились концепциям Платона, благодаря чему неоплатонизм стал особенно популярен. Фичино вместе с переводом трудов Платона занимался их комментированием. В своих комментариях итальянский философ пояснял для читателей основные высказанные Платоном мысли. Для нас особый интерес представляет комментарий к «Пиру», где Фичино в краткой форме пересказывал речи персонажей, делая акцент на сути их высказываний. Так, в речи Павсания, разделившего любовь на божественную и пошлую, Фичино обращает наше внимание на то, что Павсаний не осуждает пошлого Эрота, а лишь порицает тех, кто игнорирует Эрота божественного. От себя Фичини добавляет, что восхваления достойны оба вида любви, так как божественная любовь есть стремление к созерцанию красоты, а пошлый Эрот – стремление к созданию красоты.10 (Перевезенцев, 2001) Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что изначальное значение понятия «платоническая» ни в коем случае не исключает в своем составе половую близость. И Платон, и Фичино в своих концепциях уделяли значительное внимание тому, что главное в платонической любви – стремление к прекрасному, к единению и тел и душ. Различные виды любви лишь ступени на пути обретения платонической любви. 9 Асмус В, Ф. (1976). Античная философия. Москва: Высшая школа. 544 с. 10 Перевезенцев, С. (2001). Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Москва: ОЛМАПРЕСС. 448 с. 12 Глава II. Трансформация понятия «платоническая любовь» в языке современных русскоязычных печатных СМИ 2.1 Определения «платонической любви» и «платонизма» в словарях Для того чтобы проследить процесс смысловой трансформации понятия «платоническая любовь», мы обратились к некоторым словарям. Словари фразеологизмов и крылатых выражений находят себя важным инструментом для написания журналистского текста, поэтому к ним в своей повседневной работе обращаются многие профессиональные журналисты. Анализируя трактовки понятия платонической любви из словарей, мы сумеем зафиксировать общие черты и различия между современным понятием термина и его изначальным изложением в «Пире». «Выражение происходит от имени древнегреческого философа Платона, который в своем сочинении в виде диалога под названием «Пир» вложил рассуждения о такого рода любви в уста персонажа по имени Павзаний. Последний разумеет под ней любовь «идеальную» — сугубо духовную. В этом смысле выражение употребляется и в современной речи, но обычно иронически»11 (Серов, 2005) Такое определение платонической любви дается в Энциклопедическом словаре крылатых слов и выражений под авторством Вадима Серова. Как мы можем видеть, автор словаря в своем определении ссылается на определенный отрывок “Пира”, а именно на речь Павсания. Если рассматривать платоническую любовь как исключительно духовную и лишенную низменных страстей, то выведенное В. Серовым определение верно лишь с оговоркой на речь Павсания, ведь только он высказывал мысли о низменности полового влечения/физиологической любви. Однако, как мы выяснили ранее, идеальная любовь Платона описывалась скорее в речи 11 Серов, В. (2005). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Москва: Локид-Пресс. 880 с. 13 Сократа, на фоне чего определение В. Серова выглядит притянутым к современному пониманию. Для верного понимания термина «платоническая любовь» в современном мире нужно определить значение материнского термина «платонизм», от которого впоследствии и образовалась «платоническая любовь». В словаре иностранных слов современного русского языка дается несколько определений Платонизму: 1. «Платонизм – идеалистическая философия Платона, основным пунктом которой было учение о вечных идеях — неизменных образах изменчивых вещей»;12 (Егорова, 2014) 2. «Платонизм – духовное влечение, отсутствие чувственности (в любви, увлечении)»; 13 (Егорова, 2014) 3. «Платонизм – отсутствие практических целей в чем-либо.»14 (Егорова, 2014) В Большой советской энциклопедии приводятся такие трактовки: 1. Платонизм - идеалистическое направление в философии, исходящее из учения Платона. Основное содержание платонизма - теория идей. Идея понимается, как предельно обобщённое жизненно функционирующее логическое понятие, содержащее в себе принцип и метод осмысления каждой вещи, обладающее художественной структурой и являющееся специфической субстанцией. Материя для платонизма есть отражение и истечение идеи.15 (Прохоров, 1978) 2. Платонический - идеальный, не осуществляемый на практике. 16 (Прохоров, 1978). 12 Егорова, Т. (2014). Словарь иностранных слов современного русского. Москва: Аделант. 800 с. 13 Там же 14 Там же 15 Прохоров, М. (1978). Большая советская энциклопедия. 3-e издание. Москва: Советская энциклопедия. 19774 с. 16 Там же 14 Мы ранее раскрыли основные моменты концепции платоновского мира Идей. Больший интерес представляют второе и третье определение. Описание платонической любви как духовного влечения очень схоже с определением В. Серова из предыдущего примера, а также с идеей небесного Эрота Павсания, однако это противоречит определению Фичини, который не принижал и не отрицал пошлого Эрота. Определение платонизма как отсутствия практических целей в чем-либо, приближенно к современному бытовому пониманию платонической любви. Для того, чтобы удостовериться в существенности изменений, что претерпело определение «платонической любви» в массовом сознании, нами было проведено исследование методом социологического опроса. Социологический опрос – метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым. В нашем случае мы провели опрос методом прямого взаимодействия с респондентами на улице. Заданный вопрос: Как вы понимаете выражение «платоническая любовь»? В опросе учувствовали 32 респондента в возрасте от 18 до 64 лет. Опрос проводился на площади им. Горького в городе Бердске ранним днем, в период с 11:00 по 13:35. Результат опроса показал, что лишь малая часть людей понимает выражение «платоническая любовь» в исконном значении, описанном Платоном и сформулированном Фичино. Лишь 4 человека сослались на «платоническую любовь», как на высшую степень духовной и физической любви. 18 человек заявили, что «платоническая любовь» представляет собой любое романтическое чувство при полном отсутствии физического влечения и интимных отношений. Остальные же определяли «платоническую любовь» как любой вид межличностных отношений, называемый «любовью», но отрицающий интимную близость. При такой трактовке в «платоническую любовь» входят не только романтические чувства, но и внутрисемейные отношения, а также почитание идолов и авторитетов 15 2.2 Употребление термина «платоническая любовь» в современных российских СМИ Сегодня бытовой разговорный язык определяется Средствами массовой информации. Журналистика живо отражает все тенденции развития языка: традиционные приемы и новые веяния, уровень грамотности и степень использования заимствований. Такие крылатые выражения и устойчивые термины, как “платоническая” любовь, используются в журналистских текстах в их актуальных значениях, так, как их привык понимать широкий читатель. 1) При этом журналистские тексты могут корректировать значение понятий посредством контекста, что несомненно влияет на восприятие термина читателем. С одной стороны, СМИ – индикатор, показывающий, как люди понимают то или иное выражение, а с другой стороны, СМИ сами влияют на понимание выражения. Журналистский текст – это публичный материал, после редактуры доступный широкому населению, которое, в свою очередь, мало уделяет внимание лексике, используемой журналистом. Журналисты неосознанно влияют на узус аудитории, а аудитория, доверяющая грамотности и эрудиции автора, перенимает в свое обыденное использование элементы и черты лексики автора. 1) Ольга Туханина. Прохладное лето две тысячи тринадцатого. Комсомольская правда. 2013.07.22. «Есть платоническая любовь героя к юной девушке. Скорее, как к дочери, чем как к женщине»17. В кратком пересказе сюжета фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» Ольга Туханина платонической любовью называет отношения двух главных героев. Взрослый мужчина испытывает к молодой девушке теплое чувство, что проявляется в желании ее защитить от внешних опасностей. Автор статьи сравнивает это чувство с любовью отца к дочери. Акцент делается на том, что любовь главного героя односторонняя и не имеет будущего. Отсутствует элемент половой близости. Чувство любви зарождается 17 Туханина, О. (22 Июль 2013 г.). Прохладное лето две тысячи тринадцатого. Получено из Комсомольськая правда: https://www.nsk.kp.ru/daily/26108.5/3005159/ 16 в ситуации эмоционального упадка главного героя фильма. С изначальной “платонической” любовью оно не имеет ничего общего. В этой статье применение слова “платоническая” в большей степени относится к определению, данному в Словаре иностранных слов русского языка. (Туханина, 2013) 2) Георгий Осипов. Джип и колясочка // Известия, 2012.11.12. «Платоническая любовь незрелого существа к человеку старшего возраста при умелой эксплуатации помогает заработать кучу денег, и, что не менее важно, она позволяет контролировать сразу несколько молодых поколений»18. Георгий Осипов в своей статье «Джип и колясочка» применяет понятие «платоническая любовь», описывая поклонение современной молодежи музыкальным идолам. Под любовью здесь скорее подразумевается поклонение авторитету, что полностью противоречит всем ранее представленным в этой работе определениям: отсутствует категория личности любящего и любимого, нет понятия взаимопонимания и единения душ, а также физической близости. Привязка к Платону здесь выглядит иронией, применяемой с целью указать на несостоятельность и незрелость чувств подростков к своим кумирам. Ближе всего к этому примеру подходит определение, данное в Словаре иностранных слов русского языка. (Осипов, 2012) 3) Таша Невская. Хулио Иглесиас: «Я был не очень хорошим отцом» // Труд-7.2009.10.01. В интервью газете «Труд» известный испанский поп-исполнитель Хулио Иглесиас «платонической любовью со слушателями»19 назвал свое музыкальное творчество. Здесь в большей степени прослеживается привязка к духовному единению, в нашем случае – исполнителя и его аудитории. Если рассматривать музыку(искусство) как стремление к созданию красоты, а прослушивание этой 18 Осипов, Г. (12 Ноябрь 2012 г.). Джип и колясочка. Получено из Известия: https://iz.ru/news/539412 19 Невская, Т. (01 Октябрь 2009 г.). Хулио Иглесиас: "Я был не очень хорошим отцом". Получено из Труд-7: http://www.trud.ru/article/01-10-2009/229683_xulio_iglesias_ja_byl_ne_ochen_xoroshim_ottsom.html 17 музыки принять за стремление к красоте, то выходит, что Хулио Иглесиас в интервью газете «Труд» приблизился к исконному значению “платонической” любви. Против этого утверждения говорит то, что в данном случае отсутствует участник-любящий. Стоит отметить, что все остальные примеры из данного списка – использование термина русскоязычными журналистами, когда как здесь он применяется представителем средиземноморской культуры, где и зародилось понятие. (Невская, 2009) 4) Антон Васецкий. На фоне войны // Труд-7, 2009.08.06. «О платонической любви немолодого учителя физики к своей бывшей ученице знала не только его сестра. Знала жена, знали ученики, догадывались коллеги. Но упрекнуть интеллигентного, сдержанного мужчину никто не мог…»20 В материале «На фоне войны», посвященном судьбам простых людей на фоне грузинско-осетинского конфликта, Антон Васецкий упомянул «платоническую любовь» для описания привязанности преподавателя к своей бывшей ученице. Здесь любовь предстает перед читателем то ли легкой влюбленностью, то ли просто теплым отношением. Как и ранее, особый акцент поставлен на том, что любящий преподаватель прекрасно понимал несерьезность и бесперспективность своего чувства и не рассчитывал на взаимность. (Васецкий, 2009) 5) Леонид Радзиховский. Опасные связи // РИА Новости, 2007.02.28. «Возможна ли бескорыстная дружба между странами? Да. Как и платоническая любовь между мальчиком и девочкой - возможна. Но - не слишком долго»21. Здесь «платоническая любовь» употребляется в значении романтических, но совсем невещественных отношений между двумя странами. Метафорой этих отношений становится детская любовь между не названными «мальчиком» и «девочкой». Акцент делается на несущественности таких 20 Васецкий, А. (06 Август 2009 г.). На фоне войны. Получено из Труд - 7: http://www.trud.ru/article/06-082009/226732_na_fone_vojny.html 21 Радзиховский, Л. (28 Февраль 2007 г.). Опасные связи. Получено из РИА Новости: https://ria.ru/analytics/20070228/61386615.html 18 чувств, на то, что долго они продлиться не могут и вскоре либо закончатся, либо перерастут в более серьезное чувство. (Радзиховский, 2007). На основе выше представленных примеров можно сделать вывод, что из общего употребления «платонической любви» исчезла коннотация «интимная близость». Также исчез элемент стремления к идеальному чувству, что, как мы поняли, и является решающим моментом в определении «платонической» любви у Платона и Фичини. Основой современного понимания себя находит идея бесцельности и несерьезности подобного рода отношений. В современных российских СМИ «платоническая любовь» все чаще используется, как крылатое выражение, акцентирующее внимание на бесперспективности описываемых отношений. Испытывающие «платоническую любовь» герои журналистских текстов сами понимают и принимают природу своих чувств в понимании автора, то есть полностью осознают отсутствие серьезных перспектив. Исключением можно назвать высказывание Хулио Иглесиаса, а также применение термина Леонидом Радзиховским. В первом случае «платоническая любовь» оказывается приближена к своему исконному значению, а во втором – предстает перед читателем первым этапом зарождения настоящей романтической любви между абстрактными персонажами. Можно сказать, что современное понимание термина «платоническая любовь» подкрепляется определениями из русскоязычных словарей. Как мы увидели, ни одно из приведённых определений не похоже на оригинальную концепцию идеальной любви Платона или «платоническую любовь» Марсилио Фичино. Заключение Проанализировав все вышеперечисленные примеры употребления понятия «платоническая любовь» в современных российских СМИ, выведя собственное определение понятия из платоновского «Пира» и интерпретировав «платоническую любовь» из комментариев Фичино мы можем сделать вывод о том, что приведенный термин в сознании русского человека изменил свое 19 изначальное значение. Анализ «Пира» позволил нам выделить основные элементы концепции идеальной любви Платона: 1. Любящий. Концепция любви подразумевает собой присутствие личности, которая будет испытывать чувство любви. Без нее чувство не может существовать. 2. Стремление к высокому. Платоническая любовь, как финальная ступень познания любви, содержит в себе весь опыт проделанного для ее достижения пути. Без стремления к получению любви личность не достигнет Платонической любви. 3. Объект любви. Любовь у Платона имеет несколько объектов, на которые может быть направлено чувство. Поднимаясь по пути постижения идеальной любви, личность на разных этапах меняет объект любви, начиная от человеческого тела, и заканчивая науками и мирозданием. Финальный объект любви после достижения ее высшей стадии остается неопределен. 4. Стремление к красоте. Любовь описывается Платоном, как стремление к красоте. На начальных этапах – это любовь к внешней красоте людей, далее – внутренней красоте. После этого следует любовь к познанию и красоте мироздания в гармоничном единстве всех остальных видов красоты. 5. Высшая цель. Любовь, ощущаемая в правильном порядке и с правильной интенсивностью ведет к ожидаемому исходу: к достижению «платонической любви» - идеальной любви Платона. В современном же понимании, прочно вошедшем в широкое употребление на территории российского пространства «платоническая любовь» утратила большую часть из вышеперечисленных позиций и обрела новые, не приводимые ни Платоном, ни Фичино черты. Таковы основные отличительные позиции «платонической любви» современного понимания: 1. Высокая духовность. Новая «платоническая любовь» подразумевает очень теплое, не обязательно взаимное, романтическое чувство. 20 2. Отсутствие физиологического влечения. В сознании современного человека «платоническая любовь» является синонимом любви без секса. Опрос показал, что некоторое количество людей воспринимают признак отсутствия физиологического влечения, как основной в определении «платонической любви». Отрицая роль романтики в «платонической любви», они относят к ней также внутрисемейные отношения, 3. Бесперспективность. употребляется в Сегодня значении «платоническая любовь» часто несущественного одностороннего романтического чувства. Любящий может прекрасно осознавать отсутствие перспектив развития своего чувства в серьезные отношения с объектом любви, однако продолжать любить «платонической любовью». Это наиболее критические изменения, которые претерпело значение «платонической любви». Причиной таких метаморфоз значения термина могут оказаться ошибки перевода, различия понимания высокой духовности в разных культурах, семантическая эволюция понятия и еще множество разных факторов. Факторы и процессы, вызывающие смысловую трансформацию понятия «платоническая любовь», действовали на него два тысячелетия. Большой промежуток истории включает в себя достаточное количество факторов воздействия на понимание термина. Исследование причин смысловой трансформации терминов – хорошая тема для последующих научных работ. Список литературы Асмус В, Ф. (1976). Античная философия. Москва: Высшая школа. Гесиод. (2001). Полное собрание текстов. (О. П. В. В. Вересаев, Перев.) М.: Лабиринт. Егорова, Т. (2014). Словарь иностранных слов современного русского. Москва: Аделант. 21 Перевезенцев, С. (2001). Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Москва: ОЛМА-ПРЕСС. Платон. (1993). Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 (Т. Том 116). (В. А.-Г. Л.Ф.Лосев, Ред.) Прохоров, М. (1978). Большая советская энциклопедия. 3-e издание. Москва: Советская энциклопедия. Серов, В. (2005). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Москва: Локид-Пресс. Список источников Асламова, Д. (19 Июнь 2012 г.). Греки - спецкору «КП»: «Пора вернуться к византийским корням, к России». Часть 2-я. Получено из Комсомольская правда : https://www.nsk.kp.ru/daily/25901/2858918/ Васецкий, А. (06 Август 2009 г.). На фоне войны. Получено из Труд - 7: http://www.trud.ru/article/06-08-2009/226732_na_fone_vojny.html Невская, Т. (01 Октябрь 2009 г.). Хулио Иглесиас: "Я был не очень хорошим отцом". Получено из Труд-7: http://www.trud.ru/article/01-102009/229683_xulio_iglesias_ja_byl_ne_ochen_xoroshim_ottsom.html Осипов, Г. (12 Ноябрь 2012 г.). Джип и колясочка. Получено из Известия: https://iz.ru/news/539412 Радзиховский, Л. (28 Февраль 2007 г.). Опасные связи. Получено из РИА Новости: https://ria.ru/analytics/20070228/61386615.html Радов, З. (1 Февраль 2011 г.). Казанова Третьего рейха. Получено из Комсомольская правда: https://kp.ua/life/265721-kazanova-treteho-reikha Туханина, О. (22 Июль 2013 г.). Прохладное лето две тысячи тринадцатого. Получено из Комсомольськая правда: https://www.nsk.kp.ru/daily/26108.5/3005159/ 22
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв