Социальное предпринимательство: на что начать?

В работе рассматриваются доступные предпринимателю способы привлечения средств для старта социального проекта.

Тип публикации: Исследования

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 547c7e7af2ad471e773c6e75
UUID: dfaf6a60-6280-0137-6df7-525400006e27
Опубликовано: 01.12.2014 14:43
Просмотры: 2151

Current View

Социальное предпринимательство: на что начать? Хочешь изменить мир — начни с себя, хочешь изменить мир вокруг себя — займись социальными проектами. Похоже, что этого правила придерживаются все больше молодых основателей компаний. Социальное предпринимательство, уже ставшее трендом, быстро распространяется, и появляются бизнесмены, видящие своей целью не только получение прибыли. Впервые о социальном предпринимательстве в России заговорили около 15 лет назад, но, как это часто бывает, явление по-прежнему может вызвать недоумение у многих людей, даже вращающихся в тематических кругах. По поводу социального предпринимательства можно услышать различные мифы и противоречивые вещи, но главное здесь то, что о нем говорят: волна популярности соцпредпринимательства, пришедшая с Запада, захлестнула и Россию. Ошибочно полагать, что социальный бизнес не является бизнесом в полном смысле этого слова. Социальные предприятия находятся на стыке двух организационно-правовых форм: это уже не некоммерческая организация (НКО), но и от коммерческих компаний их отделяют некоторые особенности. Главная такая особенность состоит в том, что соцпредприниматель извлекает прибыль, решая в ходе своей деятельности какие-либо социальные задачи. Они могут быть абсолютно любыми: от благоустройства территории до онлайн-записи в поликлинику, ведущий критерий — общественная полезность. Юридически социальное предприятие, если оно является малым или средним бизнесом (МСП), может пользоваться всеми льготами, предоставленными МСП. Основным законом, регулирующим систему предоставления субсидий, является Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 N 4111 . Получается, что социальные предприниматели могут рассчитывать как на помощь организаций, поддерживающих МСП, так и на помощь социально ориентированных компаний. По сути, основных источников финансирования социальных проектов н е так много: это некоторые виды кредитов, субсидии, гранты и краудфандинг. Существуют также 1 economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/regulation/ministryacts/ субсидии, которые выплачиваются постфактум, они направлены на восполнение средств, уже потраченных предпринимателем на проект. Выбор оптимального варианта получения финансирования зависит от желания бизнесмена и типа проекта, резиденции и объема желаемых средств. Например, для многих предпринимателей социальной сферы первой финансовой помощью была субсидия от регионального центра занятости. На данный момент сумма такой субсидии составляет чуть менее 60 тысяч рублей, что не всегда может быть достаточным. Есть также возможность получения субсидии по Городским и федеральным программам поддержки малого и среднего бизнеса: например, Департамент города Москвы предлагает начинающим бизнесменам сумму до 500 т.р. на старт проектов, в том числе и социальных. Субсидии требуют строгой отчетности и видения долгосрочной перспективы в работе компании. Что же представляют из себя другие виды получения финансирования? Самый очевидный способ быстро получить деньги — это кредит. И если о коммерческих (традиционных) кредитах в связи с социальным предпринимательством говорить не стоит (за исключением особых программ банков, по которым социальным предприятиям выдают кредит по ставке рефинансирования ЦБ или ниже2 ), то беспроцентный займ, как особый вид кредита, вполне подойдет для старта социального проекта. Беспроцентный займ — это предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных кредитов другим юридическим лицам. Основная идея такого вида финансирования — получение средств на нужды предприятия без привлечения кредита и в последствие выход на самоокупаемость. Минусы такого рода займа для предпринимателя это, конечно же, сложность получения средств и необходимость их возврата. Трудность кроется в том, что займ выдается на долгий срок, а значит, что горизонт планирования и бизнес-план компании должны быть рассмотрены на несколько лет вперед. 2 bankuralsib.ru/ bank/press/article.wbp?article_id=fd16d2af-7e44-4e54-b71c-8ee688e25343 Крупнейшей организацией, предоставляющей беспроцентные займы в России, является фонд «Наше будущее». Согласно официальному сайту 3 , за 7 лет фонд выдал более 269 миллионов рублей в виде беспроцентных займов. Для стартап-компаний возможны займы до 500 тысяч рублей на срок до 5 лет, действующий бизнес может получить до 10 млн. рублей на более длительный срок. Социальные проекты, интересующие фонд, разнятся по тематике от переработки отходов и производства продуктов до развития туристических лагерей и помощи инвалидам. Примерам проекта, успешно получившего займ от «Нашего будущего», может служить ООО «Том-ПЭТ», которое решает проблему сбора и переработки вторичного сырья в Томске. Компания планирует улучшить экологию региона (так как снизится объем захоронений вторсырья) и привлечь общественное внимание к этой отрасли. После переработки сырье будет поставляться на промышленные предприятия. Инициатива была поддержан в рамках всероссийского конкурса «Социальный предприниматель – 2014», на ее реализацию ООО «Том-ПЭТ» получило сумму в 160 тыс. руб. на два года 4 . Гранты – безвозмездное денежное содействие. Средства такого рода можно получить на конкурсной основе от фондов поддержки или от региональных и муниципальных органов. Например, Государственная грантовая программа Красноярского края 5 , существующая уже четвѐртый год, приняла в 2014 году 705 заявок, 172 из которых были одобрены. Практически в каждом муниципалитете есть организация, предоставляющая грантовую поддержку социальным предпринимателям. Еще один способ получения стартового капитала — краудфандинг, или «народное финансирование». Сбор необходимого количества средств в этом случае обычно осуществляется посредством специализированных сайтов, или краудфандинг-площадок. За использование своих ресурса владельцы площадок берут небольшой процент от собираемой суммы, но только в случае успешной кампании. Заявитель (его также называют «краудфандер»), сам определяет желаемую сумму и получает еѐ лишь в том случае, если соберется вся запрошенная сумма полностью (если повезет, то сборы могут и превысить ожидания). Решение о финансировании краудфандинг-проекта принимает 3 4 5 nb-fund.ru nb-fund.ru/social-entrepreneurship/supported-projects/sbor-i-pererabotka-vt orichnogo-syrya1.html krskstate.ru/press/news/grants каждый человек, участник сообщества самостоятельно. На краудфандинг-площадках нет особых требований к проектам, но, как правило, успешно собирают средства те проекты, чьи создатели потратили определенное время на оформление страницы на сайте, создание привлекательного описания продукта, фото и видеороликов: реальность интернеткраудфандинга такова, что потенциальный инвестор скорее вложит средства в «красивую картинку», нежели в непонятный продукт без внятного описания и возможности сразу представить внешний вид модели, если речь идет о товаре. И хотя соцпредпринимательские проекты — не физический объект, правила отбора инвестором на них будут действовать те же. Самыми известными краудфандинговыми площадками в мире являются Indiegogo (indiegogo.com) и Kickstarter (kickstarter.com). Несмотря на то, что эти площадки довольно популярны, доля проектов из России там невелика. Основной причиной этого, кроме все еще существующего языкового барьера, являются юридические особенности для заявления. Например, чтобы создать кампанию по сбору средств на Kickstarter, нужно быть резидентом США или иметь там своего представителя, а это может быть сложно для начинающего предпринимателя. В России основными краудфандинг-площадками являются Boomstarter (boomstarter.ru) и Planeta.ru (planeta.ru). Конечно, варианты получения средств часто комбинируются. Примером тому может послужить компания Cocco bello, выпускающая крем-мед с ягодами. Популярность она приобрела в том числе благодаря платформе Boomstarter, когда успешно завершила проект, собрав более 450 т.р. из заявленных 150 т.р. Пасека у Cocco bello расположена в деревне Малый Турыш (1500 км от Москвы), и, по сути, это единственное предприятие, которое дает работу небольшому сообществу жителей. К концу августа (примерно через полгода после завершения кампании на Boomstarter) в Малом Турыше было создано 18 рабочих мест для проживающих в деревне, а через месяц подошло к концу строительство цеха и опробована работа холодильной камеры 6 . Параллельно с обустройством пасеки Гузель Санжапова, основатель компании, рассматривала варианты получения грантов на 6 facebook.com/coccobellohoney развитие соцпредпринимательских проектов. В августе Cocco bello выиграла грант Social Impact Start Scholarship Eastern Europe 20147 , по которому две стартап-компании из России получили месяц обучения социальному предпринимательству в Берлине и по 5000 евро на развитие бизнеса. Отдельно стоит выделить вклад крупных промышленных предприятий в продвижение социальных проектов. Таких промышленников можно назвать продолжателями советской программы социальной нагрузки предприятий, по которой, например, строилась инфраструктура для сотрудников организаций. Так, «Русал», давно ведущий социальную активность в регионах, где представлена компания, совместно с Агентством стратегических инициатив создали Центры инноваций социальной сферы. Это площадки для профессионального взаимодействия всех участников социальных инициатив, агрегации лидеров и проектов социальной значимости, в их активе федеральный инвестиционный портфель, а также региональные инструменты поддержки. На данный момент Центры инноваций представлены в 11 регионах России 8 . Подводя итог, надо заметить, что поиск средств для старта социального проекта не должен быть проблемой, стоящей перед молодым предпринимателем. Более того, во многих случаях может оказаться проще собрать стартовый капитал именно для бизнеса социальной направленности, так как существуют различные фонды и организации, чья деятельность направлена на поддержку потенциально значимых и полезных для общества инициатив. 7 8 socialimpactstart.eu/sis-ee asi.ru/docs/ciss_OUT_NEW_RIGHT.pdf Список использованных источников 1) asi.ru 2) bankuralsib.ru 3) boomstarter.ru 4) consultant.ru 5) economy.gov.ru 6) facebook.com/coccobellohoney 7) indiegogo.com 8) krskstate.ru 9) kickstarter.com 10) nb- fund.ru 11) planeta.ru 12) socialimpactstart.eu/sis-ee

- у работы пока нет рецензий -