СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

На протяжении всей жизни человек справляется с целым рядом жизненных трудностей, которые могут положительно влиять на личностные изменения и рост. В ранней взрослости человек уже может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития, добиваться результатов и достигать новых высот. Происходит это вследствие совладания человека со сложной жизненной ситуацией (кризис или травма), причем совладание выступает в роли движущей силы. К факторам такого личностного роста могут относится как личностные особенности, так и характеристики среды. Конструктивные размышления, анализ ситуации, переоценка, копинг-стратегии играют главную роль в развитии личности человека, способствуют стрессоустойчивости. Но что такое копинг-стратегии? Это система целенаправленного поведения, которая помогает сознательно овладеть ситуацией, взять ее под контроль.

Тип публикации: Курсовые

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5c23c5e3f2ad471e773c72af
UUID: e4404c60-6280-0137-7014-525400006e27
Опубликовано: 26.12.2018 18:18
Просмотры: 5097

Current View

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА» Институт Психологии Кафедра психологии развития и образования КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ» Выполнила: студентка 3 курса дневного отделения Зинина Мария Александровна, обучающаяся по профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров «44.03.02 – Психология образования» Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Веретина Ольга Рэмовна Санкт-Петербург Глава 1. 2018 Теоретико-методологические основы исследования совладающего поведения в период ранней юности 4 1.1. Проблема совладающего поведения в психологической литературе 4 1.2. Модели совладающего поведения 17 1.3. Особенности совладающего поведения в период ранней взрослости 26 Выводы по первой главе 32 Глава 2. Эмпирическое исследование 34 2.1. Организация и методы исследования 34 2.2. Результаты и анализ исследования 35 2.3. Выводы по 2 главе 38 Заключение 38 Список литературы 39 Приложения 43 2 2 ВВЕДЕНИЕ На протяжении всей жизни человек справляется с целым рядом жизненных трудностей, которые могут положительно влиять на личностные изменения и рост. В ранней взрослости человек уже может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития, добиваться результатов и достигать новых высот. Происходит это вследствие совладания человека со сложной жизненной ситуацией (кризис или травма), причем совладание выступает в роли движущей силы. К факторам такого личностного роста могут относится как личностные особенности, так и характеристики среды. Конструктивные размышления, анализ ситуации, переоценка, копинг-стратегии играют главную роль в развитии личности человека, способствуют стрессоустойчивости. Но что такое копингстратегии? Это система целенаправленного поведения, которая помогает сознательно овладеть ситуацией, взять ее под контроль. Проблема совладающего поведения в период ранней взрослости находит отклик во многих областях психологии: психологии личности, социальной психологии, психотерапевтической практике и психологии труда. Изучение психологического преодоления трудных жизненных ситуаций связано с исследованиями психологической защиты; психической и социальнопсихологической адаптации; саморегуляции деятельности и поведения, регуляции функциональных состояний; активности и ее роли в преодолении жизненных трудностей. Меня заинтересовало то, как стрессовые ситуации способствуют личностному росту и положительным личностным изменениям в целом. Я считаю, что данная тема актуальна и мало исследована не только в научной литературе, но и в отечественной психологии. 3 Цель исследования: Изучить особенности совладающего поведения как механизм развития в период ранней взрослости. Задачи исследования: 1. Изучение теоретического материала на данную тему; 2. Провести эмпирическое исследование; 3. Выполнить анализ полученных результатов исследования; 4. Составить заключение на основе результатов исследования и рассмотреть влияние защитных механизмов на развитие личности. Объект исследования: Студенты старших (3-6) курсов РГПУ им. А.И. Герцена. Предмет исследования: Совладающее поведение как механизм развития личности у студентов. Гипотеза исследования: Совладающее поведение (копинг-механизмы) способствует развитию личности. Методы исследования: Методика копинг-тест Лазаруса в адаптации Вассермана. Предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. 4 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 1.1. Проблема совладающего поведения в психологической литературе Человек на протяжении собственной жизни сталкивается с разными трудностями, предопределяющимися жизненными обыденными ситуациями. Чтобы преодолеть такие трудности необходимо знание о методах возможной реакции собственных усилий. Р. Лазарус отмечает, что человеку нужно верить, что такие методы у него есть. 1 Проблема преодоления человеком трудностей в настоящее время рассматривается научными исследователями с помощью раскрытия таких феноменов как «совладающее поведение» и копинг. Проблема копинга начала еще в 1940-1950-е годы рассматриваться учеными2, на сегодняшний день можно выделить много определений дефиниции «coping», которые наиболее освящены в результате глубокого исследования учеными психологического стресса. Р. Лазарус отмечал, что в основе регулирования взаимодействия личности с внешней средой лежит изменяющийся непрерывно процесс когнитивной оценки, эмоциональной переработки и преодоления. 3 При этом, когнитивная оценка ситуации предполагает «вторичное» и «первичное» восприятие. Индивид изначально определяет проблемную ситуацию как опасное и неустойчивое событие, а потом, принимая во внимание уровень воздействия и свойства стресса, собственные личностные особенности, он подбирает варианты совладания. Названные процессы приводят к формирования определенных форм копинг-поведения. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Жур-л практического психолога. – М: 2007. - №3. – С. 83. 2 Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе // Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена № 70-2 2008, с. 128. 3 Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19. 1 5 Однако термин «совладающее поведение» появился в научных исследованиях в 1990-е годы, исследованием этого понятия занимались такие ученые, как Л.И. Алцыферова, Б.М. Теплов, К.К. Платонов и другие.4 Совладание представляет собой психические поведение и процессы, которые направлены на переживание и преодоление ситуаций стресса, в особенности психосоциального характера. Следовательно, совладение – это индивидуальный метод взаимодействия с ситуацией в согласовании с ее собственной значимостью и логикой в жизни человека и его психологическими возможностями. Современные исследования указывают, что психологическая защита необходима личности, чтобы сохранить удобную для себя картину мира и образ «Я». Дефиниция «копинг» происходит от англ. «cope», что в переводе означает «преодолевать». Термин «копинг» в научных исследованиях включает в себя в широком смысле все виды взаимодействия субъекта с задачами внутреннего и внешнего характера, а в более узком понимании данное понятие можно определить как стратегию приспособления или действия в условиях ситуации.5 С.К. Нартова-Бочавер определяет копинг как индивидуальный метод взаимодействия с ситуацией в согласовании с ее собственной логикой, психологическими возможностями человека и значимостью ситуации в жизни человека.6 Сущность «совладания» состоит в том, чтобы человек или полностью смог преодолеть жизненные негативные трудности, или смог сократить их отрицательное влияние на организм. Именно поэтому, Е.В. Куфтяк и Т.Л. Крюкова под совладающим поведением понимают социальное целенаправленное поведение, которое позволяет субъекту справиться с Останина, Н.В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник ЧГПУ. – 2009. - №1. – С. 111. 5 Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ. – 2006. Т. 5. - №3. – С. 113. 6 Нартова-Бочавер, С.К. “Copingbehavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. - №5. – С. 22. 4 6 6 жизненной трудной ситуацией/стрессором методами, адекватными ситуации и личностным особенностям субъекта, - с помощью осознанных стратегий действия.7 По мнению Р. Лазаруса, копинг представляет собой стремление к решению проблем, проявляющееся индивидом в ситуации, связанной с большим успехом или опасностью. Исследователь отмечает, что копинг имеет условия для активации у личности адаптивных возможностей для сохранения социального, личностного и физического благополучию.8 Опираясь на воззрения ученого в научных исследованиях была представлена 3-х факторная модель копинг-механизмов, которые содержат в себе копинг-поведение, копинг-ресурсы, копинг-стратегии.9 Эта трехфакторная модель Р. Лазаруса стала отправной точкой в дальнейших изысканиях копинг-стратегий и совладающего поведения. Основой данной модели являются копинг-стратегии, которые можно определить как личностную реакцию на возникающую опасность для ее преодоления. Копинг-поведение представляет собой поведение, которое обусловлено наличием внутренних и внешних ресурсов в сочетании с применением копинг-стратегий. Классификация копинг-стратегий и копингповедения различна у разных ученых (таблица 1.1). Таблица 1.1 Классификация копинг-стратегий и копинг-поведения10 Авторы Х. Вебер Копинг-стратегии - эмоциональная экспрессия; Копинг-поведение - Примечание Акцент сделан на психологическом Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)// Журнал практического психолога. М.: 2007. №3 С. 93. 8 Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19. 9 Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19. 10 Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 13-16. 7 7 П. Виталино - понижение самооценки; - сострадание к самому себе; - избегание и уклонение; - отвержение проблем и защита; - перетолкование ситуации в собственную пользу; - поиск социальной поддержки; - реальное решение проблемы (когнитивное или поведенческое) Эмоциональноориентированные стратегии: - предпочитаемое истолкование; - избегание; - самообвинение преодолении, отражен в 8 стратегиях - Эмоциональноориентированный - Проблемноориентированный - Продуктивный копинг; Е. Фраденберг Выделено 18 стратегий - Непродуктивный копинг; - Обращение к другим. Е. Коплик Стратегия закрытости от информации. Стратегия поиска информации - неадаптивные; E. Heim С. Фолкман, Р.С. Лазарус - адаптивные; - частично адаптивные. Поиск социальной поддержки. Планирование решение проблемы. Совместно с проблемноориентированным копингом, выделено 3 эмоциональноориентированные стратегии На основе классификации определена через эффективность, но «обращение к другим» стоит отдельно, так как не может быть оценена однозначно неэффективна/эффективна Когнитивная сфера психики Рассматривал лишь когнитивные копингстратегии Выделяет 3 сферы психики, в которых осуществляется реализация копингстратегий: поведенческая, когнитивная, эмоциональная Все виды стратегий разделены с учетом уровня адаптивных возможностей Эмоциональноориентированный. Связан с эмоциональным реагированием на ситуацию. 8 8 Шесть эмоциональнофокусированных стратегий: - бегство/избегание; - принятие ответственности; - позитивная переоценка; - дистанцирование; - самоконтроль; - конфронтация. Проблемноориентированный. Связан с рациональным анализом проблемы. У людей совладающее поведение ориентировано на повышение личностной адаптации к среде, оно может складываться и определяться лишь через совокупность конкретных действий по совладанию, т.е. совокупность копинг-стратегий. Под копинг-ресурсами стоит понимать сравнительно-устойчивые личностные характеристики, которые являются поддержкой внутреннего состояния индивида в процессе совладания со стрессом, они способствуют расширению перечня копинг-стратегий. А.Л. Церковский совместно с копинг-стратегиями выделяет личностные копинг-ресурсы, которые подразделяются на следующие группы: - материальные ресурсы (оборудование и деньги); - психологические ресурсы (юмор, мораль, интеллект, общительность, устойчивая самооценка, убеждение); - социальные ресурсы (социально-поддерживающие системы, индивидуальная социальная сеть); - физические ресурсы (выносливость).11 Важная роль в преодолении трудностей отводится личностным внутренним ресурсам, а именно: - высокая нормативность поведения, настойчивость, высокая мотивация достижения и социальная смелость позволяют преодолевать ненужные Moos R. H., Schaefer J. A. // Life Transitions and Crises: A Conceptual Overview/ Eds. Coping with life crises: An integrated approach (3-28). — 1986. р. 114. 11 9 сомнения и страхи; - высокий уровень рефлексивных способностей позволяет личности сфокусироваться на проблеме, чтобы выбрать лучший вариант ее решения; - локус контроля определяет уровень принятия ответственности в борьбе с трудностями. Феномен «должествования» является важным внутренним фактором, который побуждает личность активно противостоять жизненным трудным ситуациям («я должен держаться, чтобы поднять на ноги детей», «я должен быть в форме, чтобы продолжить работу» и прочее).12 Ранее ряд исследователей полагал, что приспособление имеет место только в жизненных экстремальных условиях. В настоящее время ученые отмечают, что совладание считается неотъемлемой частью поведения индивида при взаимодействии с окружающей повседневной действительностью. Наибольшую часть такой действительности при этом занимает сфера деятельности индивида. Совладающее поведение в западной литературе подразумевает под собой два феномена: копинг-поведение и психологическая защита. В психологических изысканиях З. Фрейда сформировалось понятие «психологическая защита», впервые данный термин упоминается именно в его работе. Затем понятие было более глубоко рассмотрено А. Фрейд. Согласно психоаналитическому подходу исследователей, психологическая защита – это механизм, который направлен на снижение тревоги и напряжения в ситуации интрапсихического конфликта для адаптации личности и сохранения ее целостности. Исследователи характеризуют психологическую защиту следующими критериями: непроизвольность и бессознательность. Психологические защитные механизмы в связи с существующими Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19. 12 10 10 представлениями считаются врожденными, они выступают как средство разрешения конфликтных ситуаций между бессознательным и сознательным. Термин «защита» впервые был выдвинут З. Фрейдом. Целью защиты считается ослабление интрапсихического конфликта, который обусловлен противоречием между интериоризированными требованиями социальной среды и импульсами бессознательного, имеющего инстинктивную сущность.13 В ситуации, при которой личность не может разрешить «внутренний конфликт», формируется внутреннее напряжение, приводящее к активации психологических специальных механизмов защиты, ограждающих личность от неприятных и травмирующих переживаний. Далее А. Фрейд разрабатывала представления о защите, исследователь сделала попытку систематизировать знания о механизмах психологической защиты. А. Фрейд отмечала, что защитные механизмы препятствуют дезорганизации психическое поведения постоянство. и личностному А. Фрейд распаду, считала, что поддерживая ее набор защитных механизмов характеризует степень адаптированности и считается строго уникальным для любой личности.14 Защитные механизмы в современном представлении считаются продуктами научения и развития, действующие на уровне подсознания, они запускаются в ситуации стресса, фрустрации и конфликта. Не существует единой классификации механизмов психологической защиты, однако есть множество попыток их группировки по разным основаниям. Существующие классификации защитных механизмов критиковал Ф.Б. Березин, который указывал на необходимость классификации на базе определенного единого принципа.15 Типологию механизмов защиты по уровню их зрелости в континууме Акимова Е.В. Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2015/852/13922 Дата обращения: 25.04.2018. Доступ свободный. 14 Там же. 13 11 «примитивность – зрелость» предложил Дж. Вайлант. Данная классификация получила обширную популярность и имеет признание до сегодняшнего дня: - на первом уровне психотические механизмы (иллюзорная проекция, искажения, отвержение реальности); - на втором уровне незрелые механизмы (компульсивность, уход в болезнь, проекция, фантазия и пр.); - на третьем уровне невротические механизмы (диссоциация, смещение, формирование реакции, интеллектуализация); - на четвертом уровне зрелые защиты (юмор, антиципатия, супрессия, альтруизм, сублимация). По мнению Н. Мак-Вильямс, к защитам, которые рассматриваются как примитивные, незрелые, первичные, как правило, относятся те, которые имеют дело с границей между внешним миром и собственным «Я». Защиты, которые причислены ко вторичным, более зрелым, работают с внутренними границами, к примеру, между Ид, супер-Эго и Эго. Исследователь также указывает на представление о том, то примитивные защиты действуют недифференцированным, общим образом во всем сенсорном пространстве индивида, когнитивные сплавляя между параметры, в собой то поведенческие, время как более аффективные развитые и защиты осуществляют определенные трансформации чего-то одного – поведения, ощущений, чувств, мыслей либо некоторой их комбинации. Защита, чтобы быть классифицированной как примитивная, должна обнаруживать наличие в себе 2-х качеств, которые связаны с довербальной стадией развития. Она должна иметь недостаточную связь с принципом реальности, а также недостаточный учет константности и отделенности объектов, находящихся вне собственного «Я».16 Р. Плутчик внес большой вклад в исследование механизмов Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – с. 35. 16 Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – с. 35. 15 12 12 психологической защиты. Механизмы психологической защиты в рамках психоэволюционной теории эмоций исследователь связывал с базовыми эмоциями. Исследователь отмечал, что защитные механизмы считаются производными эмоций, они направлены на их контроль и регулирование.17 Наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты среди российских ученых внес Ф.В. Бассин, который подчеркивал, что основное в защите сознания от дезорганизующих его воздействий психической травмы травмирующего – это снижение фактора. По мнению субъективной исследователя, значимости главным в психологической защите считается перестройка системы установок, которая направлена на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращающая поведенческую дезорганизацию.18 Многие исследователи указывают на связь механизмов психологической защиты и копинга. Одни исследователи полагают, что психологическая защита считается «механизмом совладания с внутренней тревогой» или «интрапсихическим копингом». Другие исследователи относят копинг к внешним, поведенческим проявлениям механизмов психологической защиты. Близость механизмов психологической защиты и понятий копинга диктовала необходимость их разграничения, критерии которого предлагал Н. Хаан. Исследователь считал, что копинг – динамический параметр, применяющийся индивидом сознательно и направленной на активное изменение ситуации. Механизмы психологической защиты в отличие от копинга считаются статичным параметром, который реализует пассивные механизмы, зависимые от интрапсихической деятельности и направленные на снижение психического дискомфорта. Также психологическая защита Акимова Е.В. Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2015/852/13922 Дата обращения: 25.04.2018. Доступ свободный. 18 Лапкина Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности // Ярославский педагогический вестник – 2011. - № 2 – Том II. – с. 232-236. 17 13 допускает скрытые влечения и приводит к процессу ожидания, при котором тревогу можно преодолеть и без окончательного решения проблемы. Исследователь характеризует процессы совладания как целенаправленные, адекватные реальности и гибкие адаптивные действия, а защитные механизмы как искажающие реальность, ригидные и навязанные.19 Данное мнение согласуется с позицией Р. Лазаруса, рассматривающего психологическую защиту как пассивное копинг-поведение, а защитные механизмы как интрапсихические методы преодоления стрессовых ситуаций, необходимые для сокращения эмоционального напряжения ранее, чем ситуация изменится.20 В научной литературе есть попытки совмещения сосуществующих понятий «защита» и «копинг» по разным критериям: направление и характер действия, время появления в онтогенезе, уровень произвольности, уровень осознания. В.А. Ташлыкова полагала, что благодаря механизмам психологической защиты «Я» пытается удерживать систему отношений в устойчивом положении. С помощью активных копинг-механизмов «Я» пытается вывести систему отношений из состояния жестко фиксированного равновесия с темы, чтобы ее перевести на новый уровень функционирования, увеличивающий возможности совладания с проблемами.21 Следовательно, механизмы психологической защиты обеспечивают регулярную систему личностной стабилизации, которая направлена, в первую очередь, на снижение тревоги, возникающей неизбежно при осознании конфликта либо препятствии к самореализации. В психологическом широком контексте психологическая защита включается при формировании психотравмирующих, негативных переживаний и определяет во многом взаимодействия типологических свойств с индивидуальными свойствами, Haan, N. Coping and Defending: Processes of Self-Environment / N. 64 Haan / Organization Elsevier. – 2013. – 250 с. 20 Сунцова Я.С. Особенности психологических защит и копинг-стратегий мужчин и женщин // Вестник Удмуртского университета. – 2014. Вып. 3. – с. 50-60. 21 Мархакшинова Н.В. Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты // Психодидактика высшего и среднего образования. – 2012. – с. 155-158. 19 14 14 конкретно-историческим опытом личностного развития в определенной культуре и социальной среде. Можно предположить, что психологическая защита задает направление копингу, который формируется в более поздние сроки онтогенетического развития и которая закрепляется в процессе накопления жизненного опыта. Диапазон стратегий по разрешению ситуаций и преодолению требований среды, используемых человеком в процессе жизни, находится в зависимости от сложившейся структуры ведущих типов психологической защиты, сложившейся в раннем детстве. Ведущая в структуре личности психологическая защита при этом будет воздействовать как на когнитивную оценку стресса, так и на выработку соответствующих ей стратегий поведения по преодолению этого события, она как бы «задает коридор» для становления будущего копинг-поведения. Это согласуется с ранними представлениями ряда авторов, относящих когнитивную оценку ситуации к перспективной защите, так как в ее основе заложен механизм искажения неприемлемой информации, действующий почти одновременно с восприятием соответствующего события. Р. Лазарус в более поздних собственных работах утверждает, что совладание со стрессом находится в зависимости от эмоционального переживаемого состояния, то есть исследователь признает главную роль эмоций в становлении совладающего поведения со стрессом.22 Исследователь считает, что в настоящее время очень мало известно о том, как совладание формируется эмоциональным состоянием, однако, каждая ситуация и каждая из эмоций, провоцирующая эмоциональное состояние, по всей вероятности, обусловливает специфический определенный паттерн совладания со стрессом. Механизмы психологической защиты формируются как один из основных новообразований в определенные периоды онтогенеза. Защитные Сунцова Я.С. Особенности психологических защит и копинг-стратегий мужчин и женщин // Вестник Удмуртского университета. – 2014. Вып. 3. – с. 50-60. 22 15 механизмы психики человека, формируясь на базе динамических особенностей психики индивида, определяют главные черты характера и становление всей системы отношений личности с окружающей средой. Защитные механизмы в ситуации конфликта и столкновения актуализируются в виде ментальных процессов, а потом происходит научение разным методам защитного поведения как на интерпсихическом, так и на интрапсихическом уровнях. Осуществляется процесс адаптации личности к внешним условиям среды на фоне действия «защитной системы» психики. Нормальное функционирование защитных механизмов обеспечивает систематизированность и стабильность индивидуальной картины мира. Личность, на фоне действующих защитных механизмов, поддерживающих психический событиям гомеостаз, и осознанное, равновесие достаточно осуществляет целенаправленное между адекватно предоставляет приспособительное, поведение, требованиями внешней последовательное, позволяющее среды оценку и сохранять внутренними потребностями. В российской литературе в целом механизмы совладания (копингповедение) и механизмы психологической защиты рассматриваются как основные формы адаптационных процессов индивида. Б.Д. Карвасарковский полагал, что процессы совладания направлены на удовлетворение значимых потребностей и активное изменение ситуации, а процессы защиты и компенсации направлены на смягчение психического дискомформа.23 По мнению Е.И. Чехлатого, отличие механизмов совладания от механизмов психологической защиты состоит в том, что первые пассивны и неосознаваемы, а вторые используются индивидом сознательно.24 В настоящее время при постановке психотерапевтических задач следует Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. №2. – с. 88-96. 24 Корытова Г.С., Еремина Ю.А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестник ТГПУ. 2015. №3 (156). – с. 42-48. 23 16 16 объединять копинг-механизмы и защитные механизмы в целостную систему адаптивных личностных реакций. Следовательно, понимание механизма осуществления психологической адаптации личности как единой системы, которая состоит из совокупности психологических представляется защитных механизмов целесообразным процессом, и копинг-механизмов, потому что механизмы приспособления личности к разным жизненным ситуациям широки – от достаточно гибких, активных и конструктивных копинг-стратегий, до весьма пассивных и ригидных механизмов психологической защиты. 1.2. Модели совладающего поведения В начале 21 века появилось несколько новых теоретико- методологических подходов к определенным аспектам совладающего поведения. Среди таких аспектов можно выделить следующие модели: - модель посттравматического роста; - модель ориентированного на будущее, опережающего совладания; - модель двойного процесса в совладающем поведении; - модель «Цель и совладание со стрессом»; - концепция соответствия совладания и когнитивной оценки. Рассмотрим более подробно каждый из них. 1. Модель посттравматического роста. В настоящее время мало что известно о позитивных последствиях, которые вызваны влиянием кризисов в жизни, в том числе, детерминанты и частоты последствий. Ключевое внимание ученых сконцентрировано, в первую очередь, на отрицательных последствиях. Но не только отрицательные последствия могут возникать под влиянием интенсивной психологической травмы и кризисов. Благодаря их переживанию может наблюдаться и рост, который вызван стрессом, психологические положительные личностные изменения как результат борьбы с событием травмирующего характера. Человек в процессе 17 совладания с последствиями травматического события или с самой травмой не только может возвращаться к исходному уровню функционирования и восстанавливаться, но и использовать стрессовую ситуацию в качестве возможности индивидуального развития, достижения более высокого уровня функционирования в некоторых областях. Положительные психологические изменения и развивающиеся позитивные последствия получили различные названия: - посттравматический рост;25 - позитивный рост, который возник вопреки ожиданиям;26 - рост, индуцированный стрессом.27 Разработано несколько теоретических моделей для понимания развития жизненных позитивных изменений под воздействием психической интенсивной травмы. Авторы модели положительных результатов личностного роста и жизненного кризиса сформировали 3 главных типа позитивных взаимосвязанных последствий, которые вызваны стрессом: - развитие новых или совершенствование имеющихся навыков совладания (развитие способностей разрешать проблемные ситуации); - укрепление личностных ресурсов, т.е. совершенствование Яконцепции; - усиление социальных ресурсов (улучшение отношений с окружающими людьми). К примеру, улучшение отношений с окружающими способствует развитию эмпатии, она, в свою очередь, обладает редуцирующим дистресс влиянием. Мус и Шеффер, кроме того, разработали модель для объяснения 25 Tedeschi R. G., Calhoun L. G. Posttraumatic growth: Conceptual foundations and empirical evidence // Psychological Inquiry. 2004. 15. P. 1–18. 26 Linley P. A., Joseph S. Positive change following trauma and adversity: A review // Journal of Traumatic Stress. 2004. 17. P. 11–21. 27 Park C. L., Folkman S., Bostrom A. Appraisals of controllability and coping in caregivers and HIV+men: Testing the gooodnes-fit hypothesis // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2001. 69. P. 481–488. 18 18 детерминант стресс-индуцированного роста: а) совладающее поведение (новое определение, позитивная переоценка и прочее); б) характеристики жизненного негативного события (управляемость, продолжительность, стрессогенность); в) характеристики среды реципиента (социальная поддержка) и личностные характеристики (черты личности, темперамент, пол). Исследователи отмечают важную роль в формировании психологических позитивных изменений совладания как процесса развития, в противовес совладанию с травматическим влиянием как варианта избегающего поведения.28 Можно рассматривать следующие критерии в качестве критерием наличия посттравматического роста: - позитивные изменения духовности; - исправление ограниченности межличностных отношений; - распознавание новых возможностей; - ощущение увеличившейся силы, прочности, мощи; - новые жизненные приоритеты; - повышение ценности собственной жизни и прочее.29 Таким образом, модель предполагает, что восприятие посттравматического роста частично искажена положительными иллюзиями, которые помогают людям уравновесить негативное воздействие эмоционального дистресса. На наш взгляд, обе стороны посттравматического роста в процессе развития по-своему способствуют адаптации. Дисфункциональная сторона посттравматического роста первой включается в процесс совладания, сфокусированного на эмоциях, она может коррелировать с отрицанием или с консолидацией «Я». Конструктивная сторона Schaefer J. A., Moos R. H. Life crises and personal growth // B. N. Carpenter (Ed.). Personal coping: Theory, research, and application. 1992. P. 149–170. 29 Tedeschi R. G., Calhoun L. G. Posttraumatic growth: Conceptual foundations and empirical evidence // Psychological Inquiry. 2004. 15. P. 1–18. 28 19 самовоспринимаеого посттравматического роста, напротив, соотносится с долгосрочной адаптацией.30 2. Модель опережающего совладания, которое ориентировано на будущее. Многие исследования совладающего поведения направлено на исследование того, как люди совладают с определенными событиями. Перспективным считается появление научных изысканий, которые говорят о том, что часто совладание может быть сосредоточено не только на ситуации вызова, потери или угрозы, выступающими потенциальными стрессорами. Шифман и Виллс предложили разделение совладающего поведения на восстановительное и Предвосхищающий копинг предвосхищающее учеными (антипационное). рассматривался как средством управления событиями, которые могут произойти, и как предвидимый, предвосхищаемый ответ на ситуацию стресса, формирование которой ожидается в результате этого. Ученые рассматривали восстанавливающий копинг как механизм, который снова помогает обрести психологическое равновесие, после произошедших стрессовых событий.31 В последующем выделение предупреждающего типа совладания вызвало развитие теории опережающего совладания, т.е. проактивного копинга.32 Проактивное совладание рассматривается как комплекс процессов, с помощью которых люди обнаруживают, или предвосхищают потенциальные стрессоры и упреждающе действуют для предупреждения их воздействия. Такое совладание рассматривается как сочетание процессов совладания и саморегуляции. Выделяют следующие взаимосвязанные компоненты в опережающем совладании: Maercker A., Zoellner T. The Janus Face of Self-Perceived Growth: Toward A TwoComponent Model of Posttraumatic Growth Psychological Inquiry. 2004. 31 Wills T. A., Shiffman S. Coping and substance use: A conceptual structure // S. Shiffman, T. A. Wills (Eds.). Coping and Substance use. Orlando F. L. 1985. P. 3–25. 32 Schwarzer R., Knoll N. Positive coping: mastering demands and searching for meaning // Comprehensive Handbook of Psychology. Еd. AM Nezu, CM Nezu, PA Geller. New York: Wiley, 2003. Vol. 9 30 20 20 - получение выводов и осуществление обратной связи об успешности совершенных попыток; - подготовительные, заблаговременные попытки совладания; - оценка потенциальных стрессоров на начальном этапе; - осознание и понимание потенциальных стрессоров; - накопление разнообразных ресурсов (временных, финансовых, социальных и прочее).33 Некоторыми современными исследователями совладающее поведение подразделяется на следующие формы: 1. Превентивное, профилактическое совладание, т.е. совладание с неопределенным, предвещающим потенциалом угрозы в отдаленном будущем (включение индивида в программу физической активности, которая направлена на предупреждения развития медицинских состояний, связанных с возрастными изменениями). 2. Антипационное, предвосхищаемое совладание, т.е. попытки совладания с угрожающим событием в ближайшем будущем (к примеру, подготовка к защите дипломной работы). 3. Проактивное, опережающее совладание, т.е. совладание с предстоящими испытаниями, которые считаются потенциальным вызовом для совладающего. Такое совладание формирует возможности для роста, подчеркивает важность накопления ресурсов, которые позволяют индивиду продвигаться в достижении целей личностного роста. В данном случае индивид борется за улучшение среды или жизни вместо того, чтобы реагировать на ожидаемую или прошлую угрозу. 4. Регулирующее, восстановительное совладание, которое указывает на ситуацию вреда или угрозы, пережитую в прошлом.34 По мнению автора исследования, модель ориентированного на будущее, 33 Aspinwall L G., Taylor S. E. A stitch in time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin. 1997. Vol. 121 (3). P. 417–436. 34 Schwarzer R., Knoll N. Positive coping: mastering demands and searching for meaning // Comprehensive Handbook of Psychology. Еd. AM Nezu, CM Nezu, PA Geller. New York: Wiley, 2003. Vol. 9. 21 опережающего совладания считается серьезной теоретико-методологической основой для проведения исследований в сфере борьбы со стрессом. 3. Модель двойного процесса в совладающем поведении была разработана учеными Шатом и Штробом в конце 20 века. Процесс совладания со стрессом обеспечивается функционированием ряда взаимодополняющих и взаимосвязанных регулирующих подсистем, которые имеют разную биопсихосоциальную основу. Совладающее поведение, согласно данной модели, включает в себя не только непосредственные реакции в ответ на напряженную ситуацию, но также и процессы регулирования процесса. Реагирование на стрессовую ситуацию проявляется в спонтанных, немедленных, автоматических, прямых и непосредственных реакциях на напряженные ситуации. Регулирование процесса отражает преднамеренные и произвольные усилия по мобилизации физиологических реакций, управлению познанием, поведением, вниманием и эмоциям в ответ на стресс. К примеру, согласно данной модели, в совладающем поведении индивид, который перенес тяжелую утрату, с одной стороны, пытается совладать с непосредственным ущербом, но и также стремится восстановить нарушенное равновесие, которое было до утраты. Совладание с утратой на начальном этапе может быть рассмотрено как основная задача адаптации при потере, она осуществляется в режиме недостаточно осознаваемой помощи и экстренной импульсивности, оно может трактоваться как «эффективное» совладание. Этот процесс в то же время ориентирован на восстановление, он включает совладание и с вторичными стрессорами. Эти стрессоры выступают следствием перенесенной утраты. Названная модель определяет адаптивное совладание как включение поступательного возвратного движения между преодолением ущерба и восстановлением состояния, существовавшего до стресса, разрешением проблемы и ее избеганием, между ориентациями на позитивную и негативную переоценку. 22 22 Именно поэтому практический и теоретический интерес представляет вопрос о том, как между собой взаимодействуют процессы непосредственного реагирования на процессы регуляции процесса и стресс. Таким образом, можно предположить, что взаимодействие процессов регулирование эффекта и реагирования на стресс может быть как параллельным, так и последовательным или прерывистым, непрерывным, одновременным.35 4. Модель «Цели и совладание со стрессом». Данная модель была предложена Folkman, Stein. Основное ее значение придается роли целевых процессов в совладающем поведении в стрессовых ситуациях. Folkman и Stein основываются на ранее выработанных положениях о том, что эмоциональные ситуации представляют собой результат оценок под углом зрения целей. Они отмечают, что аффект играет роль в установлении того, каким человек привержен целям, он наделяет энергией целенаправленное поведение, и, в то же время служит обратной связь, которая сообщает индивиду о том, в каком положении его цели находятся.36 Folkman и Stein отмечают, что условия, при которых формы совладания приводят к дезадаптивным и адаптивным последствиям. Исследователи старались понять, как цели помогают сохранить позитивные эмоции при ухудшении обстоятельств жизни. Таким образом, успешное совладание требует двойственного процесса, которое предполагает определение нереалистичных и недостижимых целей и отказ от них, а еще способность породить новые цели, которые были бы достижимы, реалистичны, значимы. Чтобы восстановить или сохранить благополучие перед лицом невзгод, люди обязаны стремиться к целям, определяя, когда отбросить и пересмотреть цели, а когда нужно стремиться к ее достижению. 37 Р. Эммонс отмечает, что, вероятно, цели считаются особенно важными компонентами Stroebe M. S., Schut H. Meaning making in the dual process model of coping with bereavement. In Meaning Reconstruction, the Experience of Loss, ed. RA Neimeyer. Washington, DC: Am. Psychol. Assoc., 2001. P. 55–73 36 Folkman S., Stein N. L. Adaptive goals processes instressful events // Stein N. L. et al. (Eds.) Memory for everyday and emotional events? 1997. P. 113–137. 35 23 процесса порождения смысла, так как с ними связаны разные процессы совладания. По-видимому, личные цели принимают участие в обеих формах совладания (трансформативном и консервативном), так как человек стремится сохранить внутреннюю согласованность перед лицом угрозы. Изначально это осуществляется с помощью усиления приверженности конкретным целям и стремления к ним с обновленными силами, а потом – с помощью постепенного пересмотра целей и приоритетов.38 5. Концепция соответствия совладания и когнитивной оценки. Как отмечают ученые, занимающиеся исследованием совладающего поведения, проблемоориентированное поведение в большинстве случаев соотносится с более совершенной адаптацией. В свою очередь, совладание, которое ориентировано на эмоции, можно соотнести с недостаточной адаптацией.39 В настоящее время существует мнение о том, что конкретные функции преодоления стрессовых ситуаций более успешны для совладания с конкретными типами стрессоров. Основные аспекты данной концепции выявляют необходимость соответствия между специфической ситуаций и индивидуальными попытками совладающего поведения. Эта концепция предполагает, что использование функции проблемно-ориентированного совладания является более адаптивным, так как имеет больше возможностей для изменения ситуации и наиболее эффективно в контролируемых ситуациях. Функция совладания, в то же время, которая ориентирована на эмоции, более полезна в менее контролируемых ситуациях, при которых предусматривается меньше возможностей для изменения хода событий. 40 Если отмечается несоответствие Folkman S., Stein N. L. Adaptive goals processes instressful events // Stein N. L. et al. (Eds.) Memory for everyday and emotional events? 1997. P. 113–137. 38 Совладающее поведение: Современное состояние и пер спективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – с. 26. 39 Stanton A. L. et al. Coping amomg emotional approach: Problems of conceptualization and confounding // J. of Personality and Social Psychology. 1994. 66. P. 350–362. 40 Zeidner M., Endler N. S. Adaptive and maladaptive coping: Handbook of Coping. New York: Wiley, 1996. P. 505–531. 37 24 24 совладания и когнитивной оценки, то снижается возможность совладания со стрессами. Определение стратегий совладания, которые ориентированы на решение проблемы и соответствуют оценкам способности контролировать задачу, приводят к более положительным результатам совладания. Такое соответствие между оценками способности к контролю и применением ориентированного на эмоции и проблемно-ориентированного совладания считается идеей, которая предсказывает, насколько люди успешно адаптируются к стрессорам с эффектами, описанными выше. Некоторые ученые поддерживают данную гипотезу в обеих ее вариантах.41 Christensen, Benotch, Wiebe, Lawton провели исследование пациентов, которые получили гемодиализ. Исследование показало, что выбор проблемно-ориентированного совладания в ситуациях, которые во время осуществления гемодиализа оценивались как поддающиеся контролю, способствовали наиболее высокому уровню приверженности лечению, назначенному врачом.42 Приверженность рекомендованному лечению в то же время была весьма высокой и в ситуациях, которые при осуществлении гемодиализа больным оценивались как трудно поддающиеся контролю. Для совладания с ними были использованы копинг-стратегии, которые ориентированы на эмоции. Такая концепция позволяет расширить представления о механизмах совладающего поведения и оценки его эффективности, усложняя их. Таким образом, в начале 21 века появилось несколько новых теоретикометодологических подходов к определенным аспектам совладающего поведения. Среди таких аспектов можно выделить следующие модели: - модель посттравматического роста; - модель ориентированного на будущее, опережающего совладания; - модель двойного процесса в совладающем поведении; Zakowski S. G. et al. Appraised control, coping and stress in community sample: A test of the gooodnes-fit hypothesis. 2001. 23. P. 158–165 42 Christensen A. J., Benotch E. G., Wiebe J. S., Lawton W. J. Coping with treatmentrelated stress: effects on patient adherence in hemodialysis // J. Consult. Clin. Psychol. 1995.63. P.: 454– 59. 41 25 - модель «Цель и совладание со стрессом»; - концепция соответствия совладания и когнитивной оценки. Далее целесообразно рассмотреть особенности совладающего поведения в период ранней взрослости. 1.3. Особенности совладающего поведения в период ранней взрослости В период ранней взрослости развитие личности детерминировано разнообразными факторами, среди которых совладающее поведение и психологические защитные механизмы играют не последнюю роль. Но во взглядах современных ученых отсутствие единство мнения относительно роли совладающего поведения в развитии личности. По мнению Е.Т. Соколова, Л.Ю. Субботина, Р.М. Грановской, И.М. Никольской и других исследователей, совладающее поведение является повседневно работающим, нормальным механизмов человеческого сознания. Этот механизм предотвращает дезорганизацию человеческого поведения. Ученые предлагают проводить различие между нормальной и патологической психологической защитой. По мнению G.E. Viallant, использование совладающего поведения и защитных механизмов личности служит сохранению целостности личности в тяжелых для нее обстоятельствах. Другие ученые предлагают, что психологическая защита личности и ее совладающее поведение непродуктивны и вредоносны, так как при их запуске решение конфликтной ситуации переносится из плоскости реальной жизни в плоскость сознания, а это, в свою очередь, ограничивает оптимальное личностное развитие (А.И. Еремеева, Э.И. Киршбаум, Ф.Е. Василюк и другие исследователи). Ф.Е. Василюк при этом отмечает, что совладающее поведение и содержащиеся в нем защитные процессы обуславливают локальное сокращение напряжения в результате объективной 26 26 дезинтеграции поведения личности.43 Гуманистическими психологами также постулируется отрицательная роль совладающего поведения и составляющих его защитных механизмов. Названные ученые отмечают, что развитие человека в период ранней взрослости невозможно без преодоления защитной формы поведения: отказа от нее, либо ее существенного ограничения. В результате того, что в своей основе все защиты имеют механизм подавления, который сформировался изначально для того, чтобы уменьшить чувство страха, их применение является формой псевдоразрешения трудностей и проблем. А развитие личности подразумевает поиск способов реального разрешения таких трудностей. Таким образом, признавая факт отрицательного воздействия совладающего поведения на личность человека, другие исследователи занимают в оценке его роли в развитии личности промежуточное положения, в частности, предлагая их дифференцировать по характеру воздействия. Еще Анна Фрейд в собственных исследованиях отмечала, что некоторые механизмы совладающего поведения стоит концептуализировать как потенциально менее (более) патологические. Последователи ученой описали модели защиты, которые сформированы по иерархии психопатологии. Иерархическая модель континуума от «незрелых» до «зрелых» защит совладающего поведения была предложена G.E. Viallant. Эта иерархическая модель преимущественно базируется на уровне искажения реальности определенным механизмов совладающего поведения. Взаимоотношения с окружающими людьми и психическое здоровье лучше у лиц, которые используют зрелые защиты, чем у тех лиц, кто применяет незрелые защитные механизмы совладающего поведения. Также считается, что примитивные защитные механизмы, которые в значительной степени определены физиологическими и психическими Василюк Ф.Е. Процесс переживания // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2003. С. 316. 43 27 особенности психики, формируются в социальной эволюции первыми и в согласовании с психогенетическим законом проявляются таковыми в социальном и психическом развитии. Ph. Cramer отмечает, что норма социального поведения и развития человека находится в прямой зависимости от своевременного включения высших защит совладающего поведения, которые вытесняют примитивные защиты из репертуара методов овладения ситуацией конфликта. При этом к примитивным способам защиты в совладающем поведении относят: - замещение; - регрессия; - вытеснение; - отрицание.44 В собственных научных трудах Р. Плутчик попытался определить уровень развития «Я», который отражается каждым основным механизмом защиты, благодаря рейтинговым оценкам экспертов-клиницистов. В результате проведенного исследования был получен следующий перечень: а) наиболее примитивные механизмы защиты в совладающем поведении: - регрессия; - отрицание. б) далее: - реактивное образование; - подавление; - замещение; - проекция. в) более высокие уровни личностного развития: - компенсация; - интеллектуализация; 44 Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2001. 28 28 Зрелые способы защиты все чаще сближают со стратегиями совладающего поведения, многие исследователи даже признают возможность их преобразования в принципиально новые, конструктивные и рациональные стратегии переработки и разрешения субъективно сложных ситуаций.45 По данным некоторых ученых в то же время даже зрелые механизмы защиты в ряде случаев могут играть и в развитии личности, и в адаптации вполне конструктивную роль. К примеру, Ф.Б. Березин, рассматривая действие механизма вытеснения, пришел к выводу, что он при умеренной выраженности может способствовать успешной адаптации, облегчать вхождение в новую социальную деятельность и среду, межличностные контакты, в результате того, что вытеснение исключает или уменьшает влияние на субъекта вероятных отрицательных сигналов окружения. То есть данный механизм обеспечивает высокий уровень поведенческой свободы.46 Также Ф.Б. Березин подчеркивает, что конструктивную существенную роль в личностной адаптации играет и умеренно выраженный механизм отрицания. Отрицание обеспечивает, по мнению исследователя, относительную независимость субъекта от ситуационных изменений, именно поэтому лица с преобладанием данного совладающего механизма могут быть эффективными при изменении влияния в системе «среда-человек», а в результате положительного опыта даже стремятся к этим изменениям. Данный механизм совладающего поведения может обеспечивать психическую успешную адаптацию в результате повышения энергетического потенциала, который облегчает адекватное изменение ситуации, и устойчивости по отношению к воздействию стрессового характера. В необычных условиях при адаптации такие черты облегчают необходимую перестройку жизненного стереотипа и сокращают влияние адаптационного утомления.47 Другие исследователи также отмечают, что умеренно Соколова Е.Т. Феномен психологической защиты // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 66–79. 46 Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. с. 44. 47 Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. с. 48. 45 29 выраженное отрицание может играть конструктивную роль в развитии личности человека ранней взрослости.48 Некоторые ученые, в то же время, утверждают, что недостаточно актуализированные механизмы совладающего поведения в ранней взрослости могут способствовать дезадаптации. К примеру, Е.Р. Исаева и О.С. Дейнека при исследовании психосоматических больных установили, что их можно охарактеризовать слабостью защиты Эго. Выраженность большинства защитных механизмов совладающего поведения в группе больных гипертонической болезнью оказалась ниже нормативных показателей. Это свидетельствует психологической о том, что личностной у испытуемых защиты, наблюдалась неспособность слабость противостояния условиям действительности. Таким образом, данные испытуемые имеют в стрессовых ситуациях высокую уязвимость. Это и обуславливает хроническое напряжение и беспокойство.49 Следовательно, роль защитных механизмов совладающего поведения в отношении личностного развития человека ранней взрослости в настоящее время исследована не до конца. Сейчас можно видеть данные и о негативном характере влияния их на личность, и о позитивном характере влияния. Это позволяет сделать вывод о том, что умеренная выраженность защитных механизмов совладающего поведения нужна для нормального личностного функционирования и развития. Дементьева Л.В. Субъективная оценка профессиональных стрессоров и совладающее поведение в период взрослости: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 49 Дейнека О.С., Исаева Е.Р. Особенности и проблемные зоны в структуре адаптационных ресурсов личности при социальной и психосоматической дезадаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии СПб НИИПНИ им. Бехтерева. 2009. № 3. С. 42–47. 48 30 30 Выводы по первой главе Совладение – это индивидуальный метод взаимодействия с ситуацией в согласовании с ее собственной значимостью и логикой в жизни человека и его психологическими возможностями. Современные исследования указывают, что психологическая защита необходима личности, чтобы сохранить удобную для себя картину мира и образ «Я». Понимание механизма осуществления психологической адаптации личности как психологических единой системы, защитных которая механизмов состоит и из совокупности копинг-механизмов, представляется целесообразным процессом. Это обусловлено тем, что механизмы приспособления личности к разным жизненным ситуациям широки – от достаточно гибких, активных и конструктивных копингстратегий, до весьма пассивных и ригидных механизмов совладающего поведения. В начале 21 века появилось несколько новых теоретико- методологических подходов к определенным аспектам совладающего поведения. Среди таких аспектов можно выделить следующие модели: - модель посттравматического роста; - модель ориентированного на будущее, опережающего совладания; - модель двойного процесса в совладающем поведении; - модель «Цель и совладание со стрессом»; - концепция соответствия совладания и когнитивной оценки. Роль защитных механизмов совладающего поведения в отношении личностного развития человека ранней взрослости в настоящее время исследована не до конца. Сейчас можно видеть данные и о негативном характере влияния их на личность, и о позитивном характере влияния. Это позволяет сделать вывод о том, что умеренная выраженность защитных механизмов совладающего поведения нужна для нормального личностного функционирования и развития. 31 32 32 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 2.1 Организация и методы исследования Опросник был создан на основе первой методической разработки Folkman & Lazarus (1980) – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC), который составляли 68 пунктовутверждений, сформулированных на основе концептуальных разработок и результатов эмпирических исследований. В дальнейшем содержание и структура опросника подвергались пересмотру и переоценке. В редакции 1998 года опросник содержит 66 утверждений, объединенных в 8 шкал. В 2004 году методика была несколько сокращена до 50 пунктов и валидизирована на российской популяции. В НИПНИ им. Бехетерва методика была перестандартизирована. Уже валидизированный вариант из 50 вопросов был подвергнут переформулированию вопросов, и валидизирован на выборке из 1600 испытуемых - как психически здоровых, так и больных. Данный опросник включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный вариант поведения в трудной или проблемной ситуации. Утверждения оцениваются испытуемым по 4-балльной шкале в зависимости от частоты использования предложенной стратегии поведения (никогда, редко, иногда, часто). Пункты опросника объединены в восемь шкал, соответствующих основным видами копинг-стратегий, выделенных авторами. 1. Конфронтация 2. Дистанцирование 3. Самоконтроль 33 4. Поиск социальной поддержки 5. Принятие ответственности 6. Бегство-избегание 7. Планирование решения проблемы 8. Положительная переоценка В моем эмпирическом исследовании приняло участие 20 студентов старших курсов института РГПУ им. А.И. Герцена. 2.2. Результаты и анализ исследования После проведения копинг-опросника «Способы совладающего поведения(СПП)» Лазаруса в адаптации Л.И. Вассермана, были получены следующие результаты: Во-первых, был проведен расчет “сырых” показателей по каждой субшкале, а после эти рассчеты были переведены в стандартные баллы (Приложение 1). Во-вторых, была подсчитана сумма баллов по всем шкалам, а затем переведена в процентное соотношение (Приложение 2). В-третьих, была сделана диаграмма с процентным соотношением по каждой субшкале (Приложение 3). Согласно условному правилу, показатель меньше 40 говорит о том, что стратегия практически не используется. От 40 и до 60 - используется в умеренном количестве. Выше 60 34 34 - используется часто. Шкала “Конфронтация” Показатель 53,8% говорит о том, что студенты размеренно используют соответствующую стратегию. Онисчитают необходимым разрешение ситуации за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности. Данная шкала обеспечивает способность к сопротивлению трудным жизненным ситуациям. Шкала “Дистанцирование” Показатель в 55,9% показывает нам, что студенты предпочитают преодолевать трудности путем снижения значимости проблемы, рационально мыслить и переключать внимание на что-то другое. Шкала “Самоконтроль” Показатель в 53,1% говорит о том, что студенты предпочитают подавлять свои эмоции, минимизировать их влияние на ситуацию. Шкала “Поиск социальной поддержки” Показатель в 49,8% по данной субшкале помогает сделать вывод, что студентам предпочтительнее решать проблемы самостоятельно, но не за счет привлечения каких-либо социальных ресурсов и моральной поддержки со стороны близких. Шкала “Принятие ответственности” Показатель в 53,8% показывает, что студенты признают свою роль в возникновении проблемы и стараются ее решить. В данной стратегии есть 35 большая выраженность к неоправданной самокритике и самобичеванию. Шкала “Бегство-избегание” Показатель в 56,6% показывает, что студенты чаще реагируют на трудности путем абстрагирования и отрицания насущной проблемы. Здесь же могут отчетливо показываться инфатильное поведение. Шкала “Планирование решения проблемы” Показатель в 50,1% говорит о том, что студентам предпочтительнее анализировать проблемную ситуацию и вырабатывать стратегии для ее решения. Шкала “Положительная переоценка” Показатель в 54,3% говорит о том, что студенты переосмысливают свои проблемы в позитивном ключе, рассматривая ее в качестве стимула для личностного роста. Выше всех уровень субшкалы: “Бегства и избегания” (56,6%) и “Дистанцирование” (55,9%). А ниже всех оказалась субшкала “Поиск социальной поддержки” (49,8%). 2.3 Выводы по 2 главе 1) Теоретический материал был изучен и изложен выше; 2) Совладающее поведение, как механизм развития личности в период ранней взрослости был измерен; 3) Подтвердилась гипотеза, что копинг-стратегии поведение) способствует развитию личности. 36 36 (совладающее Заключение На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что умеренные баллы в каждой субшкале способствуют переосмыслению негативных переживаний и выработки определенных стратегий для разрешения проблемы. Также мы можем сделать вывод, что меньше всего студенты обращается к стратегии поиска социальной поддержки, стараясь не вовлекать в свои проблемы близких людей. Список литературы 1. Акимова Е.В. Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2015/852/13922 Дата обращения: 25.04.2018. Доступ свободный. 2. Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. №2. – с. 88-96. 3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 4. Василюк Ф.Е. Процесс переживания // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2003. С. 309–336. 37 зарубежных исследований [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19. 6. Дейнека О.С., Исаева Е.Р. Особенности и проблемные зоны в структуре адаптационных ресурсов личности при социальной и психосоматической дезадаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии СПб НИИПНИ им. Бехтерева. 2009. № 3. С. 42–47. 7. Дементьева Л.В. Субъективная оценка профессиональных стрессоров и совладающее поведение в период взрослости: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 8. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. 9. Корытова Г.С., Еремина Ю.А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестник ТГПУ. 2015. №3 (156). – с. 42-48. 10. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Жур-л практического психолога. – М: 2007. - №3. – С. 82-92. 11. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)// Журнал практического психолога. М.: 2007. №3 С. 93- 112. 12. Лапкина Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности // Ярославский педагогический вестник – 2011. - № 2 – Том II. – с. 232-236. 13. Мархакшинова Н.В. Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты // Психодидактика высшего и среднего образования. – 2012. – с. 155-158. 14. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Жур-л социологии и социальной антропологии. – 38 38 1998.Т.1. – №2. 15. Нартова-Бочавер, С.К. “Copingbehavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. - №5. – С. 20-30. 16. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе // Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена № 70-2 2008, с. 127-131. 17. Останина, Н.В. Теоретические основы формирования копингповедения учащихся // Вестник ЧГПУ. – 2009. - №1. – С. 109-120. 18. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2001. 19. Соколова Е.Т. Феномен психологической защиты // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 66–79. 20. Совладающее поведение: Современное состояние и пер спективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с. 21. Сунцова Я.С. Особенности психологических защит и копингстратегий мужчин и женщин // Вестник Удмуртского университета. – 2014. Вып. 3. – с. 50-60. 22. Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 13-16. 23. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ. – 2006. Т. 5. - №3. – С. 112-121. 39 Приложение 3 40 40 Приложение 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 № Конфронтация Стандартные баллы 35 51 47 59 52 35 55 58 75 55 58 39 55 55 64 43 63 59 67 55 Возраст 23 20 20 20 21 22 20 21 20 20 21 21 20 21 23 20 20 20 20 20 Сырые показатели 4 9 8 11 9 4 10 11 15 10 11 5 10 10 14 6 12 11 14 10 Возраст Дистанцирование Сырые показатели Стандартные баллы 41 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 № 1 2 3 4 23 20 20 20 21 22 20 21 20 20 21 21 20 21 23 20 20 20 20 20 8 5 13 11 10 7 11 14 11 12 14 10 10 11 11 13 12 11 12 9 48 38 47 58 55 45 55 64 58 61 67 55 55 58 58 65 61 58 61 51 Самоконтроль Стандартные баллы 40 38 66 51 55 52 55 52 42 51 59 49 43 62 66 28 42 55 62 42 Возраст 23 20 20 20 21 22 20 21 20 20 21 21 20 21 23 20 20 20 20 20 Сырые показатели 11 10 18 14 15 14 15 14 11 14 16 13 12 18 18 7 11 16 17 11 Возраст 23 20 20 20 Поиск социальной поддержки Сырые показатели Стандартные баллы 6 34 13 55 9 41 15 62 42 42 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 20 21 20 20 21 21 20 21 23 20 20 20 20 20 10 10 14 13 15 11 13 13 13 9 11 6 10 12 11 14 44 44 58 54 63 51 54 54 55 41 47 34 46 52 49 58 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Возраст 23 20 20 20 21 22 20 21 20 20 21 21 20 21 23 20 20 20 20 20 Принятие ответственности Сырые показатели Стандартные баллы 7 46 10 61 6 43 7 47 8 50 10 58 12 60 8 50 9 56 10 61 8 50 11 62 7 47 10 58 7 46 12 60 6 43 9 56 10 61 10 61 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Возраст 23 20 20 20 21 22 20 21 20 Сырые показатели 8 15 14 10 11 12 16 11 13 Бегство-избегание Стандартные баллы 42 61 58 47 51 53 63 51 55 43 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 20 21 21 20 21 23 20 20 20 20 20 21 11 13 11 17 16 9 12 15 21 14 74 51 55 50 65 62 45 53 61 76 58 Возраст 23 20 20 20 21 22 20 21 20 20 21 21 20 21 23 20 20 20 20 20 Планирование решения проблемы Сырые показатели Стандартные баллы 8 38 11 47 16 63 10 44 9 42 11 49 14 57 16 67 10 44 16 63 8 38 16 67 11 47 6 31 10 45 12 50 11 47 14 57 13 53 13 53 Возраст 23 20 20 20 21 22 20 21 20 Положительная переоценка Сырые показатели Стандартные баллы 14 53 12 50 15 58 15 58 15 56 17 61 17 64 18 64 12 50 44 44 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 20 21 21 20 21 23 20 20 20 20 20 15 14 10 14 7 14 17 12 12 13 14 58 53 42 56 37 53 64 50 50 53 56 Приложение 3 Конфронтация 53,8% Дистанцирование 55,9% Самоконтроль 53,1% Поиск социальной поддержки 49,8% Принятие ответственности 53,8% Бегство-избегание 56,6% Планирование решения проблемы 50,1% Положительная переоценка 54,3% 45 46 46

- у работы пока нет рецензий -