Средства массовой информации фашизма, нацизма и франкизма

Изучение принципов работы средств массовой информации (прессы, радио, телевидения, кинематографа) в фашистской Италии, нацистской Германии и франкистской Испании.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5b0515ecf2ad471e773c7251
UUID: e3ec1c10-6280-0137-6fe5-525400006e27
Опубликовано: 23.05.2018 07:19
Просмотры: 5355

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра зарубежной журналистики и литературы Средства массовой информации фашизма, нацизма и франкизма Работу выполнила студентка II курса 206 группы дневного отделения Хаердинова Анна Преподаватель: кандидат филологических наук Филаткина Г.С. Москва 2015 2 Оглавление Введение .........................................................................................................................................3 Предпосылки зарождения фашизма, нацизма и франкизма. Роль СМИ ..............................3 СМИ фашистской Италии, нацистской Германии и франкистской Испании ...............................4 Италия .............................................................................................................................................4 Теория «ответственности печати» фашистского режима ......................................................4 Пресса .........................................................................................................................................5 «Il Popolo d'Italia» .......................................................................................................................6 «Corriere Della Sera» ..................................................................................................................7 Радио ...........................................................................................................................................8 Кинематограф .............................................................................................................................9 Религия ........................................................................................................................................9 Германия .......................................................................................................................................10 Организация пропаганды при нацистском режиме .................................................................10 Пресса .......................................................................................................................................11 «Völskischer Beobachter» .........................................................................................................12 «Der Angriff» ............................................................................................................................13 Радио ........................................................................................................................................13 Телевидение..............................................................................................................................14 Театр и кинематограф..............................................................................................................15 Испания ........................................................................................................................................16 Законы о прессе при режиме Франко ....................................................................................16 Пресса .......................................................................................................................................18 «Arriba» .....................................................................................................................................18 «ABC» .......................................................................................................................................19 Радио .........................................................................................................................................19 Телевидение..............................................................................................................................20 Кинематограф ...........................................................................................................................21 Заключение...................................................................................................................................22 Список источников ......................................................................................................................24 3 Введение Предпосылки зарождения фашизма, нацизма и франкизма. Роль СМИ По окончании Первой мировой войны большинство стран Европы оказались в тяжелом положении: по масштабам последствий эта война не имела себе равных во всей предшествующей истории. Первая мировая война длилась в общей сложности 4 года 3 месяца и 10 дней и охватила 38 стран с населением больше 11 млрд человек. Со стороны Тройственного союза для участия в военных действиях были мобилизованы свыше 20 тысяч человек. Численность армии стран антигерманской коалиции составляла почти 45 тысяч. Больше половины участников столкновения с обеих сторон оказались плененными или ранеными, около 1/10 погибли. Принудительная мобилизация лишила экономику воевавших стран наиболее производительной рабочей силы, а рост военного производства стал причиной снижения экономических показателей, особенно в сельском хозяйстве. Все это привело к голоду. В такой ситуации невозможно было избежать возникновения освободительных революционных движений с целью улучшения качества и условий жизни народа. Уже во время войны в тылу начинает зреть недовольство мирного населения: зарождается и набирает обороты борьба рабочих, на собраниях и демонстрациях все чаще звучат социал-демократические лозунги, девизы большевистского движения (уже успевшего «провернуть» революцию в России и вывести ее из войны). Именно в это время начинается так называемое «социальное брожение» среди жителей стран-участниц Первой мировой войны. Это «социальное брожение» стало основой для зарождения фашизма, нацизма и франкизма. Особая роль в популяризации этих движений, в насаждении, пропаганде их идей была отведена средствам массовой информации. СМИ – важный и очень эффективный инструмент воздействия на массовое сознание. Массмедиа позволяют в определенных пределах контролировать жизнь общества и направлять ее в нужное русло посредством распространения «правильной» информации. Это осознавали и лидеры освободительных движений. Они прекрасно понимали, что без системного подхода едва ли возможно сформировать определенную модель восприятия ситуации в стране и в мире вообще и добиться доверия населения. Поэтому политике СМИ в Италии, Германии и Испании уделялось особое внимание. 4 СМИ фашистской Италии, нацистской Германии и франкистской Испании Италия Теория «ответственности печати» фашистского режима Оказавшись у власти в Италии, Муссолини начинает критиковать буржуазнолиберальную концепцию свободы печати и теорию «четвертой власти»1. В противовес этой концепции он выдвигает принцип «ответственности печати» перед нацией. Для теории «ответственности печати» характерны целенаправленность и идеологическое воздействие СМИ. Муссолини удалось добиться всестороннего охвата жизни обычного человека, вследствие чего проникновение фашистской партии с присущими ей идеалами и убеждениями в общество оказалось особенно эффективным2. 8 июля 1924 года в Италии вступил в силу закон о приостановление выпуска газет, материалы которых признавались оппозиционными. А 31 июля было создано Министерство по делам печати и пропаганды. Журналисты были вынуждены против воли вступать в ОРВА (Organo di Vigilanza dei Reati Antistatali) – тайную политическую полицию фашистской Италии. Журналисты, не являвшиеся членами организации или придерживавшиеся оппозиционных взглядов, не имели права возглавлять редакции. Начался жесткий контроль над периодикой: Муссолини лично следил за газетными заголовками, содержаниями статей, мог вызвать автора не слишком удачного материала к себе для проведения инструкций3. Интересен подход фашистской прессы к достижению поставленных партией задач: если цель не была слишком крупномасштабной (например, формирование определенной точки зрения на какое-либо не слишком важное событие), СМИ распространяли нужное мнение по всем доступным каналам с неоднократными повторами. Если же перед массмедиа ставилась задача более высокого уровня сложности (например, убедить итальянцев в исключительной правильности фашизма как политического курса), то пропаганда носила нарастающий характер4. Так, сначала СМИ концентрировали внимание общества на обсуждаемом вопросе. Затем продуцировалось и (как бы ненавязчиво) внушалось определенное эмоциональное восприятие явления. Необходимая точка зрения 1 Урина Н. В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия: автореф дис. … канд.фил.наук: 10.01.10. – М., 2011. – С. 31. 2 «Работа с прессой» в фашистской Италии. Общественный фонд «Антифашист». [Электронный ресурс]. URL: http://www.aha.ru/~ofa/00013-4.htm (дата обращения: 08.12.2015). 3 Там же. 4 Китель А.А. Система пропаганды в фашистской Италии. Работа студентки факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2013/2140/61171_f81e.pdf (дата обращения: 08.12.2015). 5 формировалась за счет оценок в аналитических материалах. В таком типе пропаганды также были задействованы все доступные медиа. Кроме того, общей чертой обеих моделей, типов пропагандистского воздействия являлось нарочито частое и настойчивое повторение нужного, «правильного» мнения. Интересно отметить, что, согласно «Доктрине фашизма», «понятие свободы не абсолютно, ибо в жизни нет ничего абсолютного. Свобода не право, а долг, не подарок, а завоевание; не уравнение, а привилегия» 5 . Такие понятия о свободе в целом распространились и на свободу слова, вернее, на ее отсутствие при фашистском режиме в Италии. Пресса Работа прессы в Италии была структурирована настолько, что все сохранившиеся после закона 1924 года газеты издавались по единому образцу и выглядели практически одинаково. На первой полосе, как, впрочем, и на второй, и на третьей, были напечатаны тексты, рассказывающие о деяниях и достижениях Бенито Муссолини. Причем в числе его подвигов оказывались и победы спортивных сборных Италии, и успешный сбор урожая, и следование поездов по расписанию без отклонений – словом, «Муссолини представал автором всех «великих достижений» нации, ее гордостью и символом» 6 . Имя и «должность» Муссолини (дуче) выделялись заглавными буквами согласно специальному распоряжению Акилле Стараче7 в феврале 1933 года. Таким образом, обычный итальянец, читая или листая, к примеру, «Il Popolo d'Italia», просто не мог не обратить внимания на статьи, посвященные «любимому» дуче. Помимо статей о подвигах Муссолини в изданиях непременно присутствовал материал, описывающий проблемы и ошибки политических режимов других государств. 5 Муссолини Б. Джентиле Дж. Доктрина Фашизма. 1932. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libros.am/book/read/id/38492/slug/doktrina-fas#TOC_idp194408 (дата обращения: 08.12.2015). 6 «Работа с прессой» в фашистской Италии. Общественный фонд «Антифашист». [Электронный ресурс]. URL: http://www.aha.ru/~ofa/00013-4.htm (дата обращения: 08.12.2015). 7 Акилле Старачи (1889 – 1945) – итальянский политик-фашист, вице-секретарь фашистской партии, политический комисср и член Большого фашистского совета. 6 «Il Popolo d'Italia» Бенито Муссолини был автором и редактором крупнейшей социалистической газеты «Avanti!» с 1912 по 1914 гг. В 1914 году будущий дуче был вынужден уйти из «Avanti!», поскольку поддерживал вступление Италии в Первую мировую войну на стороне Антанты, в то время как социалисты придерживались политики нейтралитета. 14 ноября 1914 года в свет выходит новая, основанная Муссолини газета «Il Popolo d`Italia» («Народ Италии»). Поначалу у «Il Popolo» был подзаголовок – «ежедневная социалистическая газета», хотя Муссолини несколько отошел от пропаганды социалистических интересов в пользу откровенной популяризации интервенционализма8. В качестве девиза были использованы слова Луи Огюста Бланки 9 : «Революция – идея, обретшая штыки» 10 . В своих статьях будущий дуче по-прежнему призывал Италию выступить на стороне Антанты в конфликте между ней и Тройственным союзом. Таким образом, новое издание позиционировало себя как распространитель идей интервенционализма, поддерживавший ирредентизм (то есть присоединение к Италии приграничных территорий с италоязычным населением) 11. Новая газета стала печатным органом фашистского движения в Италии. Именно в ней 6 июня 1919 года был опубликован «Манифест фашизма»12. Чуть раньше распространения этого сочинения, в мае 1919 года, когда под Миланом рабочая демонстрация захватила фабрику и подняла над ней не красный (социалистический) флаг, а национальный, «Il Popolo d`Italia» демонстративно перешла на сторону рабочих. Тогда вместо старого подзаголовка «Il Popolo» получила другой – «газета бойцов и трудящихся» («Giornale dei combattenti e dei produttori»). В 1922 году Бенито назначает главным редактором газеты своего младшего брата Арнальдо Муссолини. После его смерти в 1931 году издание переходит под управление Вито Муссолини, сына Арнальдо и племянника Бенито. 24 июля 1943 газета «Il Popolo d`Italia» прекратила существование. 8 Китель А.А. Система пропаганды в фашистской Италии. Работа студентки факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2013/2140/61171_f81e.pdf (дата обращения: 08.12.2015). 9 Луи Огюст Бланки (1805 – 1881) – французский революционер, коммунист-утопист. 10 Устрялов Н.В. Итальянский фашизм. – М.: Вузовская книга, 1999. – 192 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Ustr/index.php (дата обращения: 08.12.2015). 11 Устрялов Н.В. Итальянский фашизм. – М.: Вузовская книга, 1999. – 192 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Ustr/index.php (дата обращения: 08.12.2015). 12 Сочинение Филиппо Маринетти и Алекста Де Амбриса, описывающее программу фашистов в области политики, финансов, в социальной и военной областях. Не путать с «Доктриной фашизма» Б. Муссолини. 7 «Corriere Della Sera»13 «Corriere Della Sera» («Вечерний курьер») – ежедневная газета, одна из старейших газет Италии. «Corriere Della Sera» была основана в марте 1876 года журналистом и политиком Эудженио Торелли Виолье (Eugenio Torelli Viollier). Газета продолжает издаваться и сегодня. Рассмотрим жизнь «Corriere Della Sera» в фашистский период итальянской истории. На момент прихода к власти Бенито Муссолини газетой руководил Луиджи Альбертини, убежденный противник как социализма, так и фашизма, в прошлом член итальянского Сената. После закона 1924 года Альбертини был вынужден уйти. Вместе с ним газету покинули многие сотрудники издания (Альберто Тарчиани, Аугусто Монти, Франческо Руффини, Гугльельмо Эмануэль и др.). Главным редактором был временно назначен парижский корреспондент Пьетро Кроси (Pietro Croci). После него редакцию «Corriere Della Sera» возглавил Орио Вергани (Orio Vergani), который жил в Милане, в то время как газета издавалась в Риме. Чтобы не упустить из-под контроля такой популярный медийный орган, фашистский режим назначает главным в римской редакции «Corriere Della Sera» своего человека – Альдо Валори (Aldo Valori). В это же время было принято решение о небольших изменениях в верстке издания – количество колонок на полосе увеличилось с 6 до 7. «Corriere Della Sera», дабы избежать принудительной политизации (т.е. «фашилизации») газетного материала, с 1929 года начинает публиковать рецензии на фильмы. И хотя поначалу аудитория отнеслась к решению редакции с удивлением, впоследствии блестящие статьи Филиппо Саччи (Filippo Sacchi) стали очень популярными. В 1940 году Италия вступила во Вторую мировую войну. 14 февраля 1943 года штаб-квартира «Corriere Della Sera» оказалась разрушена вследствие воздушного нападения. Ущерб оказался настолько значительным, что редакции пришлось временно переехать в пригород, где она и оставалась вплоть до падения фашистского режима в 1943 году. 13 Урина Н. В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия: автореф дис. … канд.фил.наук: 10.01.10. – М., 2011. – С. 38-39. 8 Радио14 Для достижения более мощного воздействия на бо́льшую аудиторию Министерство по делам печати и пропаганды решает заняться развитием и распространением радиовещания. В 1924 году был основан Итальянский радиовещательный союз (Unione radiofonica italiana, URI) и запущено вещание первой радиоволны 1-RO. В 1927 году URI был преобразован в Итальянский фонд радиовещательных передач (Ente italiano per le audizioni radiofoniche, EIAR). Поначалу радио воспринималось как своего рода символ роскоши. Но в 1930-е годы Муссолини запустил кампанию массовой радиофикации страны «Деревня должна иметь радио» («Il villaggio deve avere la radio») под лозунгом «Радио в каждом доме». Обязательное прослушивание радиопрограмм было введено в школах и различных студенческих организациях. Стали продаваться дешевые «муниципальные» радиоприемники. В 1933 году началось вещание «Ente Rurale» («Национальное сельское радио») с целью окультуривания масс. С 1936 года существует рубрика «Десять минут работника завода», посвященная жизни и трудовым подвигам рабочих. Интересно отметить, что далеко не все эфирное время посвящалось пропаганде фашизма – главной задачей режима было развитие, образование населения (чем радио фашистского режима в Италии напоминает раннее радиовещание в СССР). Сетка вещания итальянского радио в 1930-е15 выглядела примерно следующим образом:     50% - концерты, оперная, камерная и танцевальная музыка; 20% - политические новости (в том числе в пропагандистских целях); 10% - детское вещание, развивающие программы; 10% - сводки погоды. Фашисты также запустили детское радиовещание – волну «Il giornale radiofonico del fanciullo» («Радио газета ребенка»), которое было гораздо более пропагандистским, чем просветительское «взрослое» радио – молодое поколение буквально воспитывалось на примере дуче и его подвигах. 14 Marco Grilli. La propaganda radiofonica del fascismo. [Электронный ресурс]. URL: http://www.instoria.it/home/propaganda_radiofonica_fascismo.htm (дата обращения: 09.12.2015). 15 Radio nel fascismo. Progetto realizzato da Francesca De Bernardi Marignoni e Valeria Salandini. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmboschetto.it/didattica/90Radio/radionellastoria/Radio%20nel%20fascismo.html (дата обращения: 09.12.2015). 9 Кинематограф16 В 1924 году в Италии был организован Национальный институт «Союз образовательного кино» (L`Unione Cinematografica Educativa), который специализировался на выпуске культовых пропагандистско-просветительских фильмов. Согласно указу 1926 года перед каждым киносеансом в Италии демонстрировалась реклама контента, производимого LUCE. Важно отметить, что количество откровенно пропагандистских материалов не превышало 20% от общего числа фильмов, в то время как 61% приходился на «dopolavoro» – так называемый «организованный досуг». Религия17 Бенито Муссолини поддерживал и всячески развивал религию и религиозное воспитание в Италии, поскольку считал, что католицизм является одним из важнейших проявлений итальянского патриотизма. В своей парламентской речи 21 июня 1921 года он заявил, что католицизм представляет собой продолжение латинской имперской традиции Рима, который служил недостижимым идеалом государства для итальянских фашистов. Итак, для итальянского фашистского режима была характерна модель полного подчинения СМИ партийной пропагандистской машине за счет экономического давления и репрессий. 16 Китель А.А. Система пропаганды в фашистской Италии. Работа студентки факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2013/2140/61171_f81e.pdf (дата обращения: 08.12.2015). 17 Там же. 10 Германия Организация пропаганды при нацистском режиме18 Ситуация с прессой в Германии значительно отличалась от таковой в других европейских странах: с момента создания Германской империи (1871) СМИ никогда не были свободными, а термин «пропаганда» зазвучал в этой стране значительно раньше прихода нацистов к власти. Однако апогей государственного контроля над массмедиа пришелся на период нахождения у власти Адольфа Гитлера. Еще до узурпации всей государственной власти Гитлером в феврале 1933 года были опубликованы распоряжения «О защите немецкого народа» (согласно которому закрывались «опасные» газеты) и «О защите народа и государства» (фактически отменило действие статьи Веймарской конституции о свободе слова и печати). 13 марта НСДАП19 объявила о создании Рейхсминистерства народного просвещения и пропаганды. Возглавил министерство руководитель отдела пропаганды НСДАП Йозеф Геббельс. Под его управлением реализовался принцип: «Пропаганда должна доходить до каждого»20. Вскоре после этого были образованы палаты по делам прессы, радио, литературы, кино и т.д. По распоряжению от 1 ноября 1933 года журналисты были обязаны зарегистрироваться в палате по прессе. В июле 1935 года требования были ужесточены – участвовать в издании СМИ разрешалось только членам НСДАП. Согласно закону о редакторах (он же закон о прессе) от 4 октября 1933 года возглавлять издательство могли только «носители общественных интересов», т.е. сторонники редакционной политики НСДАП. 1 января 1934 г. посредством слияния «Wolffs Telegraphisches Bureau» и «TelegraphenUnion» было образовано новое информагентство «Deutsche Nachrichtenbüro», полностью подчиненное Министерству народного просвещения и пропаганды. Наконец, в апреле 1934 года Макс Аманн21 принял распоряжение «Об уравнивании газет», провозгласившее три принципа: 1) закрытие издательств «с целью устранения нездоровой конкуренции»; 2) запрет на выпуск «скандальных» газет объявлений; 3) «ариезация, декоммерциализация, десубвентизация» немецкой прессы. Результатом стало слияние и концентрация всех печатных органов под наблюдением НСДАП. 18 Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. 2-е изд. – доп. и перераб. – М., 2011. – С. 279 – 285. 19 Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei. 20 Цитаты по Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий… 21 Макс Аманн (1891 – 1957) - партийный деятель НСДАП, имперский руководитель печати, рейхсляйтер. 11 Пресса22 Выполняя принципы распоряжения Аманна, партия вынуждала журналистов-евреев уходить из профессии и продавать свои издания. Вскоре все печатные массмедиа оказались под монопольным контролем нацистов. Опубликованный материал тщательно контролировался, на прес-конференциях рейхсправительства выносились предупреждения и замечания в адрес газет, несколько переступивших «ограничительную черту». Особенно внимательно Геббельс относился к представителям зарубежной прессы, работавшим в Берлине. Надеясь создать положительный образ нацизма в иностранной прессе, Геббельс нередко прибегал к приему откровенного подкупа и взяточничества: выделял корреспондентам роскошные квартиры, устраивал бесплатные экскурсии, дарил автомобили (опять же заметна параллель с СССР). Однако завоевать расположение иностранной прессы Геббельсу так и не удалось. Пропаганда в Третьем Рейхе (так же, как и в фашистской Италии) организовывалась посредством постоянного, нарочито навязчивого повторения «правильной» информации, одобренной точки зрения. Ведущую роль в этом процессе играла газета «Völskischer Beobachter», затем к общей пропагандистской машине присоединились и другие издания, а также радио и телевидение. Вводилась политика Gleichschaltung, т.е. насильственного подчинения всех сфер жизни национал-социалистическим интересам. Результатом нацистской редакционной политики и контроля над прессой стало падение интереса народа к газете, как к СМИ, и стремительное сокращение количества печатных изданий, уменьшение тиража крупнейших из них. Избежать этих проблем не удалось даже искусственно поддерживаемым со стороны правительства нацистским газетам «Völskischer Beobachter» и «Der Angriff», поскольку читатель быстро сообразил, что они не публикуют материал без одобрения цензуры. Ведущим журнальным изданием Третьего Рейха стал «Der Stürmer» («Штурмовик»). Журнал выходил раз в неделю в период с 1923 по 1945 год. Журнал был основан Юлиусом Штрейхером, штаб-квартира находилась в Нюрнберге. В «Der Stürmer» печатались в основном материалы антисемитского характера. Редакция журнала также выступала против коммунистов, капиталистов, католиков и иных «врагов Германии». 22 по Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (С. 285 – 289) и материалу «Пропаганда Третьего Рейха». [Электронный ресурс]. URL: http://www.historicus.ru/propaganda/ (дата обращения: 12.12.2015). 12 «Völskischer Beobachter»23 Газета была основана в 1867 году под названием «Münchener Beobachter» и издавалась два раза в неделю. В 1920 году «Münchener Beobachter» была приобретена НСДАП, переименована в «Völskischer Beobachter» и стала органом пропаганды нацистской идеологии. С 1922 года газета находилась под постоянным контролем со стороны Макса Аманна. Главными редакторами «Völskischer Beobachter» были Дитрих Эккарт (1921-1923), Альфред Розенберг (1923-1938) и Вильгельм Вайс (1938-1945)24. Поначалу Гитлер лично писал статьи в «Völskischer Beobachter», затем же лишь исполнял роль наблюдателя. Из-за постоянных нападок на политиков демократических партий, обвинений и навязывания нацизма в течение 1920-х годов «Völskischer Beobachter» был несколько раз запрещен, но каждый раз успешно возвращался на печатный рынок. На конец 1920-х гг. приходится расцвет «Völskischer Beobachter»: тираж увеличивается почти в 4 раза, газета открывает редакцию в Берлине и начинает выпуск двух параллельных изданий – общенационального и регионального в Баварии. Постепенно количество региональных редакций также увеличивается. В период нахождения нацистов у власти были созданы идеальные условия для расширения и дальнейшего распространения «Völskischer Beobachter». С 1933 года по домам ходили «штурмовики» CA и принуждали население оформлять подписку на издание. После прихода Вайса материалы «Völskischer Beobachter» становятся более качественными. Вайс разрабатывает и планирует развивать внешнюю информационную службу, однако идея издавать «Völskischer Beobachter» за рубежом не нашла поддержки со стороны Аманна. После вторжения в Австрию начинается выпуск венского издания «Völskischer Beobachter». К 1941 году число постоянных читателей газеты преодолевает отметку в 1 млн человек. Однако на пути успеха «Völskischer Beobachter» встала Вторая мировая война. Так же, как и многие другие печатные СМИ, «Völskischer Beobachter» оказывается в ситуации отсутствия информационных поводов помимо военных новостей, из-за чего газета выходит реже. Последний номер «Völskischer Beobachter» был напечатан 30 апреля 1945 года, но не поступил в продажу из-за расположения редакции в зоне продвижения американских войск. 23 Paul Hoser. Völskischer Beobachter. [Электронный ресурс]. URL: https://www.historisches-lexikonbayerns.de/Lexikon/V%C3%B6lkischer_Beobachter (дата обращения: 12.12.2015). 24 Там же. 13 «Der Angriff» «Der Angriff» был основан Йозефом Геббельсом в июле 1927 года. Первый номер был выпущен в Берлине 4 июля. Перед началом издания «Der Angriff» Геббельс устроил будущему изданию интересную рекламу: в Берлине сначала были развешены плакаты с вопросом: «Der Angriff?» («Атака?!»), затем – с ответом «Der Angriff wird am 4. Juli folgen» («Атака последует 4 июля»). Поначалу газета выходила два раза в неделю, с 1930 года – ежедневно, с 1932 – дважды в день: днем и вечером. Подзаголовок газеты сначала гласил: «Для подавления эксплуататоров!», затем – «Ежедневная газета немецкого трудового фронта». Геббельс лично писал первую статью каждого номера, подписываясь Dr.G. Первым главным редактором газеты стал Вилли Краузе (псевдоним Питер Хаген). С 1933 г. редактором стал Кароли Кампманн, в 1934—37 газету возглавлял Ганс Шварц ван Берк. Последним главным редактором «Der Angriff» был Юлиус Липперт. «Der Angriff» имела в целом антисемитский и антикоммунистический характер, занимала место второго по важности после «Völskischer Beobachter» издания нацисткой Германии. После 1935 года интерес аудитории к «Der Angriff»начинает сокращаться. Последний номер газеты был выпущен незадолго до капитуляции Германии – 24 апреля 1945 года. Радио 25 С момента прихода к власти фашисты превратили радиовещание в один из основных инструментов пропаганды: в день, когда Гитлер был назначен рейхсканцлером, по радио транслировалось праздничное шествие нацистов в Берлине. Всю систему радиовещания взял под собственный контроль Геббельс, упразднив должности земельных начальников радиостанций. 3 июля 1933 года была создана централизованная Палата радиовещания (Rundfunkkammer). Качество и художественный уровень радиопрограмм постепенно снижаются: по радио транслируются нацистские лозунги, военная музыка, призывы к ариезации всех сфер жизни. Любая критика системы радиовещания была запрещена фашистами, а вина за такое радиовещание была возложена на бывших руководителей Веймарского радио («Радиопроцесс» от 5 ноября 1943 года). 25 по Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (С. 293 – 296) и материалу «Пропаганда Третьего Рейха». [Электронный ресурс]. URL: http://www.historicus.ru/propaganda/ (дата обращения: 12.12.2015). 14 В 1933 году начинается массовое распространение дешевых, доступных каждому радиоприемников под лозунгом «Слово фюрера в каждое учреждение, в каждый дом». Секрет таких радиоприемников заключался в том, что они могли поймать сигнал только коротких радиоволн, а следовательно, делал невозможным прослушивание зарубежных радиостанций. К началу Второй мировой войны такие радиоприемники имело почти 70% немецких семей. Тогда же начинается вещание за рубеж с целью популяризации нацистского режима за пределами Германии. К 1937 году нацистское радио становится средством усиленной идеологической подготовки к войне. Во время самой войны радио начинает играть первостепенную роль: создается система «черных» радиостанций, которые выдавали себя за оппозицию и вещали на территории захваченных стран. В СССР такая радиостанция позиционировала себя органом «старой ленинской гвардии». Затем такая же «черная» радиостанция – «Вервольф» – начала вещание на территории Германии, якобы защищая интересы «движения сопротивления». Тексты для эфира нередко писал сам Геббельс. Телевидение26 Впервые телевизионное изображение в 180 строк со скоростью 25 кадров в секунду было продемонстрировано публике на радиовыставке 1933 года. Уже в апреле 1934 года Германская имперская почта начала исследовательские телетрансляции, наблюдать которые, правда, могли лишь партийные руководители – «телеприемники» не были доступны простому народу. Однако нацистская машина пропаганды взялась за скорое развитие телевидение с целью «взрастить в каждом немецком сердце образ вождя». 1 июня 1934 года был принят закон, согласно которому государственным стандартом стало изображение в 180 строк. В 1935 году началось регулярное телепроизводство и вещание три раза в неделю с 20:30 до 22:00 (еженедельное информационное обозрение, фильмы и музыка). В 1935 году было введено ежедневное вещание и проведена первая прямая трансляция одного из нацистских праздников. 26 по Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (С. 296 – 300) 15 По всему Берлину начинают открываться телетеатры, вмещавшие 30 человек за сеанс. В 1936 году в Берлине состоялись Олимпийские игры, в телетеатрах было показано больше 40 трансляций соревнований. На следующий год в телетеатрах транслировали съезд НСДАП в Нюрнберге. Телевидение все еще не могло стать массовым: телевизоры стоили слишком дорого, а технические возможности телесети охватывали лишь пригород Берлина. В 1940 году нацисты оккупировали Францию, в их руках оказался телецентр в Париже с самым мощным в мире передатчиком, Геббельс занялся созданием «арийского телевидения для национал-социалистической Европы», которое распространялось на территории Франции, Италии и Германии. Регулярное восьмичасовое вещание началось с 1943 года. Однако уже через год нацистам пришлось покинуть парижский телецентр в связи с продвижением англо-американских освободительных войск. Телевидение так и не успело стать полноценным рупором нацистской пропаганды. Театр и кинематограф27 Приход к власти нацистов спровоцировал упадок немецкого искусства. Под надзором Геббельса театральные выступления и кино также подчинились политике Gleichschaltung, был установлен жесткий контроль Геббельса за всеми стадиями производства фильма. Так же, как это было в остальных сферах, из театра и кино насильственно изгонялись профессионалы-евреи (среди них Фриц Ланг, Вильгельм Дитерле, Ханс Эйслер, Марлен Дитрих). Управляющим Имперской театральной палаты был назначен Ганс Йост, безукоризненно подчинявшийся указаниям Министерства. Нацистский контроль над кинематографом достиг апогея в 1934-1935 гг. В 1935 году состоялся Международный кинофестиваль в Берлине, на котором был показан фильм «Триумф воли», посвященный нюрнбергскому партийному съезду в сентябре 1934 году. Начался выпуск антисемитских фильмов и кинолент, воспевавших успехи нацистского режима и пропагандировавших установившуюся власть. Итак, для СМИ и культурных индустрий Германии в период нацизма характерны зависимость от Министерства народного просвещения и пропаганды, «нацизация» и антисемитский характер контента, стремительное падение интереса аудитории к производимым под контролем режима материалам. 27 По материалу «Пропаганда Третьего Рейха». [Электронный ресурс]. 16 Испания Законы о прессе при режиме Франко28 Франсиско Франко оказался у власти 29 сентября 1936 года, став генералиссимусом и каудильо (вождем) испанского народа. По окончании Гражданской войны в Испании в 1939 году начался режим правления Франко под девизом «Один каудильо, одно государство, один народ». С момента прихода к власти Франко старался контролировать общественное мнение, управлять им. Вскоре стало ясно, что одними политическими выступлениями должного эффекта не достичь, и Франко решил действовать посредством СМИ и цензуры. В 1938 году он начал закрывать республиканские газеты, преобразовывая их в печатные органы Фаланги. Известно, что свобода прессы в некотором смысле мешала Франко управлять страной. В интервью газете «Evening Star» он заявил, что «испанский народ пользуется такими свободами, которые неизвестны населению Восточной и Центральной Европы. Некоторое ограничение этих свобод необходимо исключительно для поддержания порядка» 29 . Очевидно, одним из таких необходимых ограничений явились отмена свободы прессы и введение цензуры. Франко считал, что необходимо «избегать зло, которое кроется в свободной демократической прессе». СМИ любого государства, по убеждению Франко, должны служить национальным интересам этого государства. В 1938 году Франко принимает временный закон о прессе, который впоследствии регулировал деятельность массмедиа вплоть до 1966 года. Согласно этому закону пресса становилась национальным институтом, испытывавшим давление и контроль со стороны власти. Журналисты, опубликовавшие материал без одобрения каудильо, подвергались наказанию. Было разрешено закрывать газеты, которые признавались опасными для существующего режима. Кроме того, были сформулированы пять ключевых правил политики в отношении СМИ: 1) регулирование количества и качества изданий; 2) вмешательство государства в медиасистему и назначение руководства режимом; 3) регулирование журналистской деятельности; 4) контроль за печатью; 5) цензура (политическая и военная). 28 По материалам «Самый долгий диктатор в мире и его машина». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazetanv.ru/article/?id=6207 (дата обращения: 14.12.2015), Información y censura en la España posterior a 1939. [Электронный ресурс]. URL: http://html.rincondelvago.com/informacion-y-censura-en-laespana-posterior-a-1939.html и Juan Beneyto. Los consejos de prensa bajo el franquismo. – С.217 – 242. 29 Información y censura en la España posterior a 1939. [Электронный ресурс]. URL: http://html.rincondelvago.com/informacion-y-censura-en-la-espana-posterior-a-1939.html (дата обращения: 16.12.2015). 17 В 1941 году была организована Официальная школа журналистики. В ней обучали не будущих репортеров-наблюдателей, а спикеров-идеологов, которые бы распространяли нужные сведения и управляли общественным мнением. В школу журналистики мог поступить только член Фаланги, а осуществлять журналистскую деятельность – лишь человек, внесенный в официальный регистр журналистов. Система управления печатью при режиме Франко выглядела следующим образом. Главное управление печати являлось руководящим органом и подчинялось сначала МВД, затем – Министерству народного просвещения. Управлял этим органом Хуан Апарисио. В 1952 году было создано Министерство информации и туризма, в структуру которого вошло Главное управление печати. В печать редко попадал действительно актуальный материал: все чаще публиковались развлекательные статьи, спортивные и местные новости, реклама. О политике всегда писалось в положительном ключе, даже если ситуация складывалась не лучшим образом. Так, газеты этого периода фальсифицировали факты, дезориентировали читателя и переключали его внимание на менее важные события. Результатом стало снижение спроса на издания, падение тиражей. В 1964 году в Главном управлении началось обсуждение проекта нового закона о печати, который вступил в силу в 1966 году. Третья статья этого закона отменяла предварительную цензуру и вводила понятие «добровольной консультации». Но вместе с тем новый закон обязывал издания сдавать по 10 экземпляров каждого номера для проверки до начала продаж, после чего весь тираж мог быть изъят из продажи без объяснения причин. Теперь государство не вмешивалось в процесс выбора главного редактора или директора издания, но претендовать на эту должность по-прежнему могли только журналисты, внесенные в регистр. Наконец, закон гарантировал право государства сохранять в секрете определенную информацию. Этот закон ощутимо поменял ситуацию с прессой в Испании 1960-х годов. Так, например, журналисты стали чаще (и качественнее, правдивее) рассказывать о внутренней политике Испании, что вновь разбудило интерес аудитории к новостям. В результате количество экземпляров изданий вновь стало увеличиваться. Интересно отметить, что в Испании продолжала существовать оппозиционная пресса. Примером тому служил журнал «Triunfo», основанный в 1946 году Хосе Анхел Эзкура (José Ángel Ezcurra). В 60-е годы «Triunfo» был символом интеллектуального сопротивления пропагандистской машине Франко. 18 Пресса В печатных СМИ Испании проводилась политика «лозунгов дня»: Главное управление печати выбирало и отправляло в редакции формулировки актуальных (с точки зрения партии) тем. Режим также выбирал, в каком жанре должен быть опубликован тот или иной материал. Международные новости также попадали в печать, но исключительно после «фильтрации» со стороны Главного управления и информагентства ЭФЕ. Пресса была унифицирована, подгонялась под единый образец (что напоминает ситуацию с газетами в фашистской Италии). «Arriba»30 Газета «Arriba» («Вверх/Ввысь») была основана Хосе Антонио Примо де Ривьера 21 марта 1935 года и заменила популярное либеральное издание «El Sol». «Arriba» являлась печатным органом Фаланги (Falange Española Tradicionalista y de las J.O.N.S.) и придерживалась франкистской идеологии, близкой к итальянскому фашизму. На ее страницах также печатались материалы антисемитского характера, однако не вследствие пропаганды расового превосходства испанцев над евреями или признания последних недолюдьми (Untermensch). Франко боялся, что главной целью иудеев на самом деле было уничтожение христианства по всему миру и в Испании в частности. Таким образом, антиеврейская кампания в публицистике была начата с целью противостоять этому «массонско-иудейскому заговору». С 1946 года статьи для «Arriba» писал сам Франсиско Франко, они публиковались под псевдонимом Jakin Boor. Франко-журналист выступал против масонства, коммунистов, иудеев и государства Израиль, которое проголосовало против вступления Испании в ООН, обвинив страну в симпатии к фашистскому и нацистскому режимам. В 1952 году написанные Франко материалы были собраны в цикл «Masonería». В июне 1979 года Совет министров (el Consejo de Ministros) постановил прекратить выпуск «Arriba». Последний номер газеты вышел 16 июня 1979 года. 30 Francisco Sevillano Calero. Publicaciones de la Universidad de Alicante, 1998. – Edición a cargo de Compobell, S.L. – Murcia. – С. 179. 19 «ABC»31 «ABC» была основана 1 января 1903 года Торквато Лука де Тена (Torcuato Luca de Tena). Первые выпуски газеты носили либерально-монархический характер и полностью соответствовали представлениям короля Альфонса XIII о прессе. «ABC» всегда отражала на своих страницах те события, которые происходили в стране. Так, некоторое время выходило две совершенно разные газеты с одним названием: первая – мадридская (или центральная) – выступала на стороне монархистов, вторая – севильская – поддерживала франкистов. После прихода Франко к власти и запрета пропаганды монархического режима «ABC» несколько раз запрещалась. В 1936 году с началом войны ежедневные газеты «Ya», «El Debate», «El siglo Futuro» и «ABC» были захвачены франкистами. 25 июля 1936 году в Мадриде поступил в печать первый номер «ABC», содержание которого полностью копировало таковое севильского издания. Сильной стороной республиканской «ABC» были карикатуры на лидеров соседних стран (в том числе и карикатуры на Муссолини и Гитлера) и прочие иллюстрации. Художники Анибаль Техада, Сантьяго Онтаньон и Хосе Бардасано (Anibal Tejada, Santiago Ontañón, José Bardasano) создавали рисунки-аллегории идеологического противостояния франкизма коммунизму и антисемитской политики. После смерти каудильо газета перешла на сторону демократов. Газета «ABC» существует и сегодня и остается одним из самых популярных ежедневных изданий Испании. Радио Когда Франко пришел к власти, радио в Испании не было распространено и доступно народу. Но вскоре началось строительство радиоцентра, и уже в 1940 году в Испании насчитывалось больше 80 радиостанций разной мощности, в том числе и провинциальные. Радиостанции Фаланги, которые занимали лидирующие позиции по количеству слушателей, объединились в 3 радиосети: 1) «Сеть передатчиков движения» («Red de Emisoras del Movimiento», REM), которая включала первые радиостанции фалангистов. К 1953 году в REM числилось более 40 радиостанций малой мощности; 2) «Голубая сеть радиовещания» («Cadena Azul de Radiodifusión», CAR). В 1952 году в CAR числились около 20 радиостанций, через некоторое время их было уже 31 Antonio Maestre. Cuando ‘ABC’ era rojo y republican. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lamarea.com/2014/03/16/cuando-el-abc-era-rojo-y-republicano (дата обращения: 15.12.2015). 20 больше 60. CAR можно назвать своеобразной «радиошколой» журналистики, поскольку корреспонденты сети были вынуждены беспрекословно подчиняться букве закона; 3) «Сеть профсоюзных передатчиков» («Cadena de Emisoras Sindicales», CES), была образована в 1953 году и полностью подчинялась отраслевым союзам. В 1945 году по аналогии с Главным управлением печати было создано Главное управление радиовещания, которое также вошло в структуру Министерства информации и туризма. С этого момента радио начинает подчиняться тем же законам, что и остальные СМИ Испании. Принципиально важно отметить, что радио оказалось более популярным массмедиа, чем газеты, поскольку почти половина населения страны была безграмотной. Таким образом, радио исполняло роль главного средства идеологического воздействия на народные массы. Это подтверждает и сетка вещания, более 20% которой занимали пропагандистские передачи и около 50% – передачи, косвенно популяризировавшие франкистское мировоззрение, тогда как новостям уделялось чуть меньше 20%. Телевидение32 Регулярное телевизионное вещание началось в Испании гораздо позже, нежели в других европейских странах, из-за международной изоляции франкистского политического режима. Впервые регулярные телепередачи стали выходить в эфир в 1956 г. Официальной датой начала телевещания в Испании считается 28 октября 1956 года, Христов день. Тогда же праздновалась 33 годовщина Испанской фаланги. Были озвучены основные принципы телевещания, среди которых строгое соблюдение норм, которые предписывались католической церковью, и пропаганда принципов франкизма. Телевидение было призвано отвлечь внимание телезрителя от политики, переключить его на спорт и культурные мероприятия. Особое влияние на ТВ оказывала католическая церковь. В 1946 году в пригороде Мадрида был построен телецентр. Это событие стало причиной увеличения производства собственного контента и улучшения качества вещания. В 1965 году в Испании отменили абонентскую плату, и телевидение стало существовать на доходы от рекламы. 32 Сафонов В.И. Телевидение Испании: автореф дис. … канд.фил.наук: 10.01.10. – М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/televidenie-ispanii#ixzz3ueXtJIXz (дата обращения: 14.12.2015) 21 Кинематограф В 1938 году был основан Национальный отдел кинематографа, который просматривал выпускаемые фильмы и заведовал пропагандистской политикой кино. К 1943 году испанский кинематограф создавал около 80 фильмов в год, большинство из которых были документальными и освещали события недавнего прошлого с точки зрения франкистского режима. Главными странами-импортерами кино являлись США и Германия, также производился экспорт снятых на территории Испании фильмов в Латинскую Америку. Абсолютным монополистом в сфере кинематографии являлась государственная киностудия NO-DO. Кинематограф играл роль одного из главных средств воздействия на народные массы. Главной задачей кино в Испании была популяризация идей корпоративизма и франкизма. Этим объясняется бешеная популярность немецких фильмов, снятых под жестким контролем Геббельса, среди населения Испании. Итак, медиасистема Испании эпохи франкизма оказалась под контролем государственной машины пропаганды и католической церкви. Основными тенденциями этого периода были популяризация франкизма, защита католицизма и христианства в целом от замещения иудаизмом, отвлечение внимания аудитории от политической ситуации в стране и в мире. 22 Заключение Итак, исследование законов и системы контроля над СМИ в Италии, Германии и Испании эпохи националистических режимов позволяет выявить некоторые общие и различные тенденции в развитии медиасистем этих стран. Так, система СМИ фашизма, нацизма и франкизма оказалась полностью подчинена государственным органам. Проводилась политика пропаганды, популяризации националистического режима путем насильственного навязывания существовавших норм и принципов. Для всех трех режимов характерен некоторый уклон в сторону антисемитизма. Особенно явно он вырисовывается в материалах немецких массмедиа периода нацизма: еврейская нация считалась недостойной, распространялась идея необходимости уничтожения ее представителей. В Германии и Италии евреи выгонялись из профессии (особенно из области СМИ), подвергались репрессиям. Многие из них впоследствии были вынуждены эмигрировать, поскольку дальнейшее безопасное пребывание в этих странах вследствие проводимой политики становилось невозможным. Вместе с тем интересно отметить, что антисемитские настроения в испанских СМИ отталкивались от совсем иной – религиозной – идеи: каудильо Франко опасался, что иудеи будут навязывать католикам свою религию. Таким образом, мы наблюдаем следующую ситуацию: отношение к религии в итальянских и испанских медиа было крайне положительным. В Италии католицизм признавался в некотором смысле символом нации. Средства массовой информации Испании и вовсе оказались зависимыми от мнения церкви. При этом в нацистской Германии сложилось обратное отношение к вере: религия, церковь наравне с капиталистами, коммунистами и евреями признавалась «врагом» Германии. Печатные СМИ Италии и Испании оказались унифицированы, были вынуждены издаваться по одобренным образцам. В Италии и Германии полностью запрещались, объявлялись вне закона и закрывались оппозиционные газеты и журналы, в то время как в Испании некоторые из них продолжали издаваться. Радио- и телевещание были недостаточно развитыми к моменту прихода к власти лидеров националистических движений. Однако совсем скоро радио стало играть ведущую роль в популяризации государственной политики. Интересно отметить, что радиовещание Италии и Испании не было в той мере пропагандистским, каким оно было в Германии, и уделяло немало времени образованию и окультуриванию радиослушателей. 23 О роли телевидения в распространении фашистской идеологии нам известно немногое. Но зато можно с уверенностью сказать, что в нацистской Германии оно отвечало за создание положительного образа нацизму в глазах собственного народа и гостей, прибывших на олимпиаду 1936, т.е. также являлось одним из ведущих инструментов пропаганды. Испанское телевидение, в свою очередь, развивалось стремительно, но при этом преследовало несколько иную цель: переключение внимания народных масс с реальных проблем в области политики на развлекательные программы и мероприятия. Театр, кинематограф и искусство в общем в период главенствования националистических режимов также не были свободными и выступали в качестве дополнительных средств государственной пропагандистской машины. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что роль средств массовой информации в установлении того или иного политического режима и его «удержания» у власти очень велика. Именно СМИ, а вернее, законы о прессе являются причиной того, что франкизм в Испании просуществовал вплоть до смерти самого каудильо. Таким образом, националистические лидеры на примере проводимой ими политики в отношении СМИ подтвердили и наглядно функционирования прессы как четвертой власти. продемонстрировали законы 24 Список источников Русскоязычные источники: 1. Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. 2-е изд. – доп. и перераб. – М., 2011. 2. Китель А.А. Система пропаганды в фашистской Италии. Работа студентки факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2013/2140/61171_f81e.pdf (дата обращения: 08.12.2015). 3. Муссолини Б. Джентиле Дж. Доктрина Фашизма. 1932. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libros.am/book/read/id/38492/slug/doktrinafas#TOC_idp194408 (дата обращения: 08.12.2015). 4. «Пропаганда Третьего Рейха». [Электронный ресурс]. URL: http://www.historicus.ru/propaganda/ (дата обращения: 12.12.2015). 5. «Работа с прессой» в фашистской Италии. Общественный фонд «Антифашист». [Электронный ресурс]. URL: http://www.aha.ru/~ofa/00013-4.htm (дата обращения: 08.12.2015). 6. «Самый долгий диктатор в мире и его машина». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazetanv.ru/article/?id=6207 (дата обращения: 14.12.2015). 7. Сафонов В.И. Телевидение Испании: автореф дис. … канд.фил.наук: 10.01.10. – М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/televidenie-ispanii#ixzz3ueXtJIXz (дата обращения: 14.12.2015). 8. Урина Н. В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия: автореф дис. … канд.фил.наук: 10.01.10. – М., 2011. 9. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм. – М.: Вузовская книга, 1999. – 192 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Ustr/index.php (дата обращения: 08.12.2015). Иноязычные источники: 25 1. Antonio Maestre. Cuando ‘ABC’ era rojo y republican. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lamarea.com/2014/03/16/cuando-el-abc-erarojo-y-republicano (дата обращения: 15.12.2015). 2. Francisco Sevillano Calero. Publicaciones de la Universidad de Alicante, 1998. – Edición a cargo de Compobell, S.L. – Murcia. – С. 179. 3. Información y censura en la España posterior a 1939. [Электронный ресурс]. URL: http://html.rincondelvago.com/informacion-y-censura-enla-espana-posterior-a-1939.html и Juan Beneyto. Los consejos de prensa bajo el franquismo. – С.217 – 242. 4. Marco Grilli. La propaganda radiofonica del fascismo. [Электронный ресурс]. URL: http://www.instoria.it/home/propaganda_radiofonica_fascismo.htm (дата обращения: 09.12.2015). 5. Paul Hoser. Völskischer Beobachter. [Электронный ресурс]. URL: https://www.historisches-lexikonbayerns.de/Lexikon/V%C3%B6lkischer_Beobachter (дата обращения: 12.12.2015). 6. Radio nel fascismo. Progetto realizzato da Francesca De Bernardi Marignoni e Valeria Salandini. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmboschetto.it/didattica/90Radio/radionellastoria/Radio%20nel%20fascismo. html (дата обращения: 09.12.2015).

- у работы пока нет рецензий -